Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов 5
1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы 5
1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15
Глава 2. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 29
2.1 3.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 29
2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 32
Заключение 35
Список литературы 37
Введение
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: » …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Из опыта работы и личных наблюдений известно, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.).
Энергетический показатель характеризует заинтересованность в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.).
Использование современных информационных технологий с целью повышения ...
... психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий. 3. Проверить эффективность условий использования современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса школьников. Теоретико-методологическая ...
Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие личности, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие.
Изучение и использование различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации — А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов».
Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Методы исследования:
теоретические — анализ научной литературы по теме исследования;
опытно-экспериментальные — тестирование;, моделирование.
Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов
1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса
Интерес — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Технология информационно-речевого воздействия педагога.
... прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных). Технология информационно-речевого воздействия педагога. Информативное речевое воздействие обесᴨȇчивается пятью ... результат овладения знаниями и умениями, на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной ...
Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Проблема формирования устойчивого интереса у учащихся является одной из актуальных проблем современной школы.
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования …………
Заключение
Формирование компетентного специалиста, профессионала – одна из главных задач современной профессиональной педагогики. Одной из составляющих профессионально подготовленного специалиста является его теоретическая подготовка по дисциплинам, предусмотренным Государственным образовательным стандартом по специальности, практическая подготовка, предусмотренная практическими занятиями и практикой, а также – самостоятельная работа студента по закреплению полученных знаний, умения и навыков.
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Проведенная работа не решает всех поставленных задач, тем не менее, позволяет наметить основные направления работы по совершенствованию и применению информационных технологий в профессиональном образовании. Считаем, что дальнейшее изучение данной темы необходимо и актуально, т.к. в современном образовательном пространстве все больше внимания уделяется технологизации и информатизации.
Список литературы
1. Баранникова С.А.. Рабочие программы или куррикулумы? // Образование и мониторинг, № 1 (январь — февраль), 2002.
Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России
... началу эпохи формирования мирового информационного сообщества. В-третьих, внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной ... из этих «специалистов» не имеют необходимого медицинского образования, вследствие чего их деятельность также может нанести ... проблемы и методологический подход к ее решению Представляется, что при определении объекта и предмета обеспечения информационно ...
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика, — Екатеринбург, Деловая книга,2006. — 200 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 2003. – 230 с
4. Быля Т.Н., Быля О.И. Изучаем информатику, программируя на Бэйсике.-М.: Рольф, 2007.-160с.: илл.
5. Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998. — 428 с.
6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. — М., 2005. — 600 с.
7. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ — 2006, 98 с.
8. Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. – М., 2005. – 120 с.
9. Зимина О.В.. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика.- СПб, 1997. – 120 с.
10. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. – 78 с.
11. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. – 100 с.
12. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9—12 ноября 1999 г.).
— М., 1999. – 102 с.
13. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. — М., 1999. — 263 с.
14. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 2001. — 264 с.
15. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 20093, № 4.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2002. – 310 с.
17. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990. – 402 с.
18. Орлов О.С. Как составить образовательную программу. — М., Наука, 2005. – 320 с.
19. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Иностранные языки в школе, 1998, № 5, 6.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М. Народное образование, 2004. – 240 с.
21. Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997. – 140 с.
22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России, М., 2000. – 210 с.
23. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред Е.С.Полат. — М., 2000. – 140 с.
24. Тихонов М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. — М., 1998. 0 226 с.
25. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». — М.: ЭГРИ, 2007. — 222 с.
26. Хоффман Пол Е. Internet. Краткий справочник. — М.,1995. — 313 с.
Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования ...
... сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями. Информационно-коммуникационные технологии создают так называемую уникальную среду интерактивного ... взаимодействием детского сада и семьи, через использование информационно-коммуникативных технологий" Система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, ...