ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание

Введение 2

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты влияния самооценки на социометрический статус ребенка в дошкольном возрасте 5

1.1. Характеристика развития самосознания дошкольника 5

1.2. Социометрический статус дошкольника в контексте межличностных отношений в группе сверстников 14

1.3. Специфика влияния самооценки на социометрический статус дошкольника 22

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния самооценки на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте 31

2.1. Цель, задачи, организация исследования 31

2.2. Анализ результатов исследования 33

2.3. Психолого-педагогические рекомендации 38

Заключение 46

Список литературы 49

Приложение 52

Введение

Тема зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций. Онтогенез человека во многом определяется успешностью прохождения ранних этапов своего развития. Именно в этот период закладывается такой компонент и ресурс личности, как самооценка. Дошкольник, находящийся в детском саду проходит фазу социальной адаптации в группе сверстников и в таких образовательных условиях, которые существенным образом влияют на его социальную адаптацию. В этих условиях выявляется первичный социальный статус.

Цель: Выявить особенности зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус; изучить взаимосвязь самооценки и социального статуса дошкольника в группе.

Задачи:

1. Дать общую характеристику развития самосознания у детей дошкольного возраста.

14 стр., 6735 слов

Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

... , таких как: - тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у ... Адекватная самооценка Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает ... младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением ...

2. Проанализировать социометрический статус дошкольника в контексте межличностных отношений в группе сверстников.

3. Определить соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки с точки зрения ведущих психологических подходов.

4. Спланировать, провести эмпирическое исследование.

5. Обобщить результаты исследования и разработать психолого-педагогические рекомендации.

Предмет: влияние самооценки на социометрический статус дошкольников

Объект: процесс зарождения и становления самооценки и ее влияние на социальный статус

Гипотеза: межличностные отношения дошкольников определяются их личностными особенностями; самооценка и социальный статус дошкольника в группе неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга.

Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии. В отечественной психологии значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский. Проблемы самосознания и формирования личности изучали Л.С. Славина, Г.Г. Бочкарева, Л.И. Божович, B.C. Мерлин. Вопросам взаимоотношений в дошкольном возрасте посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Я.В. Коломинский и многие другие.

Методы исследования:

1. Теоретические методы (сравнение, обобщение научных идей, изучение и теоретический анализ литературы по психологии).

2. Эмпирические (социометрия (выбор в действии); математические методы обработки результатов.

3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Теоретическая значимость исследования: значимость заключается в анализе и обобщении научных идей по теме исследования.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании в процессе психологического сопровождения детей, оптимизации развития их самооценки и межличностных отношений в детском коллективе.

11 стр., 5130 слов

Влияние стилей семейного воспитания на самооценку дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2 I Понятие семейного воспитания. 5 II Задачи, цели и содержание семейного воспитания. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 25 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 27       ВВЕДЕНИЕ В процессе социализации человек постепенно приобретает самосознание и развивает свою самооценку. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль, именно поэтому тема  ...

База исследования: МДОУ №4 г. Мурманска.

Испытуемые: 20 детей в возрасте 5 — 7лет.

Этапы проведения исследования:

1. Теоретический: выбор темы исследования, составление плана, составление списка литературы и ее анализ, подбор методик.

2. Экспериментальный: проведение эмпирического исследования и анализ его результатов.

3. Обобщающий: подведение итогов теоретического и экспериментального исследования проблемы зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус

Структура работы включает: введение, две главы, заключение,список литературы, приложение.

Во введении определены актуальность темы, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. В первой главе раскрыты закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника; социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения; соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников.

В заключении подведены итоги теоретического и экспериментального исследований заявленной темы. Список литературы влючает 20 наименований.

………….

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и ее применение к проблемам понимания человека человеком [Текст] / Н.Н. Авдеева. – Краснодар: Кубанск. университет, 2005.- 160 с.

2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. — Москва: Педагогика, 2009. — 140 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд. [Текст] / А.А. Бодалев. – Москва: Международ. пед. академия, 2009.- 347 с.

4. Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст]. / А. И. Донцов. — Москва: МГУ, 2010.- 208 с.

5. Заморев, С.И. Игровая терапия: совсем не детские проблемы [Текст] / С. И. Заморев. – Санкт-Петербург: Речь, 2010.-135 с.

6. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С. А. Козлова. — Москва: Педагогика, 2008. – 240 с.

9 стр., 4425 слов

Социолингвистический анализ журналистского текста и опыт исследования прессы

Исследовательская работа по социологии журналистики на тему: “Стилистическое единство рубрики, заголовка и текста как необходимое условие качественного восприятия аудиторией материалов газеты (на примере газеты «Новости Перми»)”   Выполнили: студентки V курса филологического факультета специальности «Журналистика» Брагина Е.О., Давыдова Т.Н. Проверил: Шумов К.Н.     Пермь, 2010 ...

7. Котырло, В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности [Текст] / В. К. Котырло. – Москва: Педагогика, 2007. – 215с.

8. Кряжева, Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. А. Кряжева. – Ярославль: НПЦ, 1997. – 110 с.

9. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой [Текст] / М. И. Лисина. — Москва: Педагогика, 1978. – 168 с.

10. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной [Текст] / М. И. Лисина. — Москва: Просвещение, 1980. – 190 с.

11. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А. Г. [Текст] / М. И. Лисина — Москва: Институт практической психологи, 1998. – 340 с.

12. Лютова, Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 190 с.

13. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии [Текст] / Т. Д. Марцинковская. — Москва: Академия, 1997. – 90 с.

14. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды [Текст] / В. Н. Мясищев. – Москва-Воронеж: МОДЭК, 1995. – 400 с.

15. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н.Н. Обозов. — Киев: «Лыбидь», 2009.- 192 с.

16. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. – Москва: Педагогика, 1988. – 148 с.

17. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей [Текст] / А. А. Романов. — Москва: Сфера, 2001. – 190 с.

18. Рояк, А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А. А. Рояк. — Москва: Новая школа, 1988. – 140 с.

19. Русалинова, А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование [Текст] / А.А. Русалинова. — Л., 2007.- 119 с.

20. Смирнова, Е.О. «…Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.

8 стр., 3701 слов

Педагог-психолог Сурикова н.В. Школы №1861 юао города Москвы о распределении детей по группам риска и о вопросах диагностики

В зависимости от сущности имеющихся или возникающих в ходе подготовки к экзаменам у детей затруднений, всех учащихся, впрочем, как и всех людей, вообще, можно разделить на, так называемые, группы риска. При этом все эти группы условно можно отнести к двум большим подгруппам: группы детей, имеющих личностные трудности и группы детей с познавательными трудностями. К детям с личностными трудностями, ...

21. Смирнова, Е. О, Утробина, В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии [Текст] / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина. – 1996. – 120с.

22. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова. — Москва: Владос, 1997. – 290 с.

23. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие [Текст] / Е. О. Смирнова. — Москва: Академия, 2000. – 400 с.

24. Смирнова, Е.О, Хузеева, Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева. – 2002. – 93с.

25. Немов, Р.С. Психология. Т.1 [Текст] / Р. С. Немов. — Москва: Владос.- 1999.- 640 с.

26. Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М.В. Хозиева. – Москва: Академия, 2011. — 320 с.

27. Юдина, Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка [Текст] / Е. Юдина. — 2008. -№12. — С. 69.

28. Макаров, Н.И. Обзор диагностических методик, используемых