Технология социальной работы с детьми пережившие насилие

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей детей, переживших семейное насилие………………………………………………………..………..6

1.1 Насилие и жестокое обращение с детьми как социальная проблема…..….6

1.2 Социально-психологические последствия насилия над детьми…………20

Глава 2. Основные направления решения проблемы насилия над детьми …25

2.1 Методы реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения в семье…………………………………………………………………………………….25

2.2 Профилактика семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве……………………………….……….32

Заключение………………………………………………………………………..43

Список литературы……………………………………………………………….45

Введение

Современное российское общество столкнулось с огромным количеством проблем: наркомания, ВИЧ – инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне тема семейного насилия не кажется самой острой и злободневной. Но на самом деле данная проблема является очень сложной и актуальной. Хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Специальных научных исследований ни супружеского насилия, ни жестокого обращения с детьми практически нет. В то же время ряд статистических данных свидетельствует, что такой показатель семейного благополучия весьма значителен и у нас. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30-40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.

Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов.

15 стр., 7229 слов

Жестокое обращение с ребенком в семье как социально-педагогическая проблема

... 1. Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье Первый опыт переживания и разрешения конфликтов между ребенком и близкими родственниками закладывает ... рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания психологической помощи жертвам насилия. Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего ...

Факт насилия может вызвать различные нарушения в психосоматической сфере личности, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитого насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую валяющим на дальнейшую жизнь.

В отечественной науке проблематика психологии насилия сравнительно молода и известны исследования таких авторов, как: А.И. Гусейнова, Т.Я. Сафроновой, Е.Т. Соколовой, Е.И Цимбал, и др.

В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью в. психологической поддержке и др. Самостоятельно успешно преодолеть эти ситуации, как правило, подросткам трудно, и они часто используют неконструктивные защитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения и Экстрапунитивные реакции.

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка».

Виновниками плохого обращения являются родители (94,2%), из них 85% родные родители. Из них 60% женщины, 39% мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%).

Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%) [12].

Насилие, пережитое в детстве, является фактором-предикатором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивной оснащенности образа Я с высокой зависимостью от поля и значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.

В семье подросток усваивает поведенческие паттерны разрешения жизненных ситуаций и определенные ценностные представления. Например, семья с алкогольными проблемами повышает вероятность декомпенсации поведения у подростков и обусловливает социально-педагогическую запущенность, развитие инфантильных черт личности, невротические расстройства. Но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностного взаимодействия (алкоголю, наркотику).

Проблема заключается в том, что, несмотря на всю важность и актуальность профилактики и коррекции последствий насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в гуманитарных социоориентированных исследованиях. Также отсутствует единая теоретическая и исследовательская парадигма, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.

16 стр., 7732 слов

Профилактика агрессивности детей в современной семье

... причина увеличения детской агрессивности в семье, является уменьшение контактов родителей с детьми. Проблема исследования: Состоит в поиске причины ... мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не в материальных отношениях и ... отношениях ребенка с родителями. .Выявить социально-культурный аспект детской агрессии. .Уделить внимание вопросу семейного воспитания и его проблемам. . ...

Поэтому тема курсовой: «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В РФ»

Объект исследования: проблема насилия.

Предмет исследования: решение проблемы насилия над детьми.

Цель данной работы: проанализировать основные направления решения проблемы насилия над детьми в Российской Федерации.

Задачи:

1. Охарактеризовать насилие как социальную проблему;

2. Выявить основные социально-психологические последствия насилия над детьми;

3. Охарактеризовать методы реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения в семье

4. Рассмотреть меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы решения проблемы насилия над детьми

1.1 Насилие над детьми как социальная проблема

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А.Гуссейнов в своей статье «Понятие насилия»: «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы».[5,№6].

Насилие – применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.

Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной), т.е. это причинение вреда ребенку, вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка.

Отсутствие заботы о детях — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре. [10, c.75]

Виды насилия над детьми…

Заключение

В ходе проведенной работы можно сделать следующий вывод

Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах мира и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. На сегодняшний день очевидно, что качественная социальная работа должна основываться на тесном взаимодействии всех ветвей власти, так или иначе занимающихся решением социальных проблем населения, особенно решением проблемы предотвращения семейного насилия. В связи с этим для нас представляют существенный практический интерес технологии взаимодействия органов социальной защиты, внутренних дел, учреждений здравоохранения, образования, то есть всех тех структур, которые в силу своей компетенции работают с жертвами семейного насилия.

Семейное насилие не имеет никаких культурных, социальных, экономических, классовых, религиозных границ. Насилие в семье, как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия чаще всего становятся женщины и дети.

26 стр., 12859 слов

Методы и технологии социально-педагогической реабилитации детей, ...

... школы» является создание условий для решения индивидуально значимых проблем детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и преступным посягательствам, различного возраста, которые не могут быть ... Социально-педагогическая реабилитация связана не только с преодолением семейных репрессий, школьных нажимов, случаев насилия в среде сверстников, социальной дискриминацией несовершеннолетних, но и ...

В России система помощи жертвам семейного насилия менее развита, чем за рубежом; и для расширения и повышения эффективности системы помощи, а также искоренения проблемы семейного насилия, целесообразно следить за опытом зарубежных стран и внедрять эффективные программы в российскую систему помощи. Конечно, у каждой страны своя специфика и свой менталитет, но многие программы, которые достаточно давно применяются в зарубежные кризисных центрах и дают положительные результаты, может с успехом использоваться для реабилитации женщин- жертв семейного насилия вы России.

Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному вопросу профессионально, учитывая мнение всех специалистов, чтобы оказать действенную помощь. Знание психолог — педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, чтобы обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. На страже стоят государственные законы. И каждый гражданин нашей страны должен понимать ответственность за наших детей, за наше будущее, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к тем детям, которые находятся в опасном положении.

Список литературы

Официальные материалы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // СПС «Гарант»;

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс»;

3. Концепция государственной семейной политики в Россий- ской Федерации на период до 2025 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014г. №1618-р // СПС «КонсультантПлюс»;

4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера- ции: Федеральный закон №124-ФЗ от 24 июля 1998г. (с из- менениями от 28.11.2015г. №358-ФЗ) // СПС «Консуль- тантПлюс»;

9 стр., 4237 слов

О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

... детей в Российской Федерации» подобные сведения не включаются. Отсутствие информации объяснимо: право детей на защиту в российском правосудии не обеспечено. Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. ...

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. №223-ФЗ (с изменениями от 30.12.2015г. №457-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Литература

6. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. — Л.: Знание, 2011. – 410 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2011.– 376 с.

8. Андреева А.А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.).

-Уфа: Лето, 2015. — С. 1-3.

9. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы: учебное пособие / В. Г. Бочарова. — М.: Просвещение,2011.- 208 с.

10. Григович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: учебное пособие для студентов и врачей / И. Н. Григович. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2011.- 288 с.

11. Елисеев Д. Насилие в семье как проблема современного общества / Д. Елисеев — М.: Свобода, 2011. — 212 с.

12. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие /И. А. Зимняя.- М.: Сфера, 2016.- 384 с.

13. Зубков В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания.-2012.-№5.-С.250-266.

14. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учеб. пособ. — Владивосток, 2012. — 92 с.

15. Лысова А.В. О внутрисемейном насилии / А.В. Лысова, 8 Н.Г. Щитов // Социс.-2010.-№10.-С.55-62.

16. Маханько А. В. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе // Социальная работа. -2016 – 96 с.

17. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Методические рекомендации. — Ярославль: Александр Рутман, 2014. — 138 с.

18. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях // Актуальные проблемы современного детства.- М., 2015.- 64 с.

19. Хилажева Г.Ф. Насилие в семье как социальная проблема современного общества / Г.Ф. Хилажева // Социс.-2015.- №8.-С.61-65.