Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

Введение

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжением человеческого рода. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье.

Жестокое обращение c детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит жестокое обращение в отношении ребенка.

Жестокость по отношению к ребенку оказывают разрушительное воздействие на формирующуюся личность. А жестокое отношение к детям в семье имеют большое психологическое значение, потому что создают в семье неблагоприятную атмосферу, которая сохраняется в течение длительного времени. Эта атмосфера создается теми людьми, которые должны защищать ребенка, поддерживать и заботиться о нем. Самое страшное состоит в том, что в будущем модель поведения родителей станет стандартом поведения ребенка.

Уязвимость детей к насилию объясняется тем, что они недостаточно развиты в физическом, психическом и социальном плане, а также находятся в зависимом положении по отношению к взрослым, родителям либо опекунам. Большую роль в проявлении жестокости к детям играет незнание родителей или лиц, их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, зачастую родители не понимают, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников, в том числе нарушение основных прав человека и ребенка.

Жестокое обращение с детьми практиковалось чуть ли не с создания самого общества, однако если раньше это было нормой, то сейчас предприняты все попытки обезопасить и оградить ребенка от насилия, понять причины жестокого обращения, определить последствия для развития личности ребенка.

Пугающим является то, что жестокое обращение с детьми со стороны близких им людей становятся широко распространенным феноменом (И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский и др.).

10 стр., 4985 слов

Особенности психологического развития детей в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью

... Одной из форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей и воспитателей. У детей из семей алкоголиков в силу их ... Притеснение детей Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; ...

Именно жестокое обращение, по мнению И.А. Алексеевой, И.Г. Новосельского, С.В. Ильиной и др., является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека, на формирование его личности. Проблему жестокости в детско-родительских отношениях рассматривают Н.Ю. Синягина, И.В. Челышева; проблеме насилия над детьми и пути их преодоления посвящены работы Г.Р. Ярской-Смирновой, Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбал и др.

Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день рассматривается исходя из двух направлений: первое — изучение открытого и явного насилия против детей и возможности реабилитации, второе — анализ форм и причин насилия, его последствий для развития детей и формирования негативных явлений в социуме: преступности, девиантности, агрессии и жестокости.

Происходящие изменения с ребенком в подростковом возрасте вызывают много трудностей у родителей, которые порой не знают, что делать с разбунтовавшимся ребенком. В этом возрасте подростки начинают сопротивляться воспитанию родителей, говоря о том, что они уже взрослые и являются таким же авторитетом, с которым следует считаться. В этот момент родители не понимают, когда пропустили момент взросления их ребенка, ведь совсем недавно он хорошо учился и во всем слушался. Именно тогда родители начинают проявлять жестокость по отношению к подростку, пытаясь сохранить контроль над ним.

Ряд исследователей (Е.И. Цымбал, Н.Ю. Синягина, И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, Е.А. Осипова) выделяют следующие формы жестокого обращения: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное или развращение и пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Е.А. Осипова говорит о том, что физическое насилие является одним из самых распространенных в семье. К сожалению, родители считают, что это самый действенный способ призвать ребенка к порядку, при этом, не обращая внимания на то, что наказание может навредить не только здоровью, но и жизни подростка.

К психическому (эмоциональному) насилию Н.Ю. Синягина [3] относит оскорбление, унижение достоинства ребенка, манипулирование и обман со стороны взрослых и другие проявления неуважения к ребенку как к личности. Однако проявление со стороны родителей равнодушия или демонстративного отвержения ребенка так же может навредить его развитию и эмоциональному состоянию. Ребенок, находясь в такой семье, будет считать, что безразличные и формальные отношения, пропитанные недоверием и отчужденностью, являются нормой.

21 стр., 10270 слов

Жестокое обращение с детьми

... важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится ... ., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное образование, №5, 1995 Сборник тезисов международной конференции ...

Сексуальное насилие или развращение (Е.А. Осипова) из-за закрытости семьи зачастую невозможно узнать, что подросток подвергается сексуальному насилию. Ребенок, находясь в зависимом положении от взрослых, доверяя им, не может противостоять сексуальным нападкам с их стороны, при этом кроме сексуального насилия может быть использовано физическое и психическое (эмоциональное) насилие.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (Н.Ю. Синягина) — постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или травме.

Нельзя сказать, что одна форма насилия безобиднее другой, каждая из них по своему опасна, но чаще всего в жизни дети переживают одновременно несколько форм жестокого обращения, что только усугубляет положения, вызывая серьезные нарушения в развитии личности подростка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, не смотря на, казалось бы, достаточную изученность и предпринятые меры защиты подростков от жестокого обращения, все равно дети продолжают подвергаться насилию со стороны близких им людей. Чаще всего дети даже бояться признать, что над ними издеваются. В этой работе мы попытаемся объяснить, почему так происходит, каковы причины, побуждающие родителей или лиц их заменяющих проявлять жестокость по отношению к тем, кого должны любить, оберегать и защищать.

Объект исследования: социально-педагогические аспекты жестокого обращения.

Предмет исследования: социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье.

Цель данной работы: изучить и описать социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье.

Задачи:

1. Проанализировать разработанность проблемы жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье;

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

2. Раскрыть сущность, структуру и содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье;

3. Описать факторы и социально-педагогические аспекты жестокого обращения с подростками в семье.

1. Характеристика отношения к детям подросткового возраста в семье

Невозможно спорить с тем, что маленькие дети очень милые и славные, когда пускают слюни и бросают в нас кашей, но что же происходит потом, когда дети вырастают. Они меняются: многие становятся агрессивными, некоторые — замкнутыми, другие связываются с плохими компаниями, и перестают слушать своих родителей. Это происходит не по прихоти самих подростков, они просто пытаются найти свое место в обществе, пытаются понять — кто они есть на самом деле. Уже невозможно при неудаче или падении расплакаться и залезть к маме на колени, чтобы та его утешила, а все потому, что они уже не дети, но и не взрослые, как же сложно бывает определиться — какую нишу занимает подросток. Главное в это время учитывать все переживания «не совсем взрослого», и пытаться сгладить острые углы столь трудного периода. Но иногда родители не совсем верно понимают правильность тех или иных методов воспитания подростков.

Если еще недавно подзатыльники, шлепки, угроза выпороть ремнем была приемлемой формой воспитания в семье, то в настоящее время к недопустимым мерам воспитательного воздействия относятся и оскорбления, сказанные в адрес ребенка. Следует понимать, что жестокое обращение стало определяющей характеристикой общественной реальности, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах (от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий), оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы.

Однако было бы несправедливо полагать, что жестокое обращение с детьми — современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, а тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.

Американский историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства — это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» [9, с. 14]. Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

... детей 4-6 лет. Объектом данной работы является ребенок 4-6 лет. Предметом работы – мышление ребенка 4-6 лет. ... Глава 1. Некоторые общие вопросы развития мышления детей 4-6 лет ... С помощью организации внешних, материальных действий детей 4-6 лет можно управлять формированием сложных мыслительных процессов ...

Вплоть до IV века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов.

Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей — их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость широко известны.

В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. Чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть или съесть [10, с. 14].

В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса [11] описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6-летние по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули [10, с. 15].

13 стр., 6272 слов

Исследование некоторых особенностей внимания у подростков 18-20 лет

2 Курсовая работа ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ 18-20 ЛЕТ. Оглавление 1. Вступление 2. Теоретическая часть. 2.1. Физиологическая основа внимания 2.2. Свойства внимания 2.3. Виды внимания 2.4. Внешнее и внутреннее внимание 3. Практическая часть. 3.1. Подробное описание использованных методик 3.2. Анализ и интерпретация групповых данных 3.3. Анализ и интерпретация ...

Мнение, что младенцы и дети — всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.

Попытки противостоять жестокому обращению с детьми были приняты еще в IV в. до н.э. Платоном [12], который выражал протест против того, чтобы учителя избивали детей. И больше всего в этом направлении сделала литература. Судьба детей, описанных В. Гюго [13], А.П. Чеховым [14], А.М. Горьким [15] и многими другими, вызывала сочувствие и сострадание не одного поколения. А герой Ч. Диккенса — Оливер Твист — заставил современников другими глазами посмотреть на то, как дети переживают насилие [11].

Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой огромное количество детей-сирот, массовую беспризорность и безнадзорность, еще более жестокое обращение с детьми.

Именно в начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту прав ребенка, на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития [16, с. 16].

В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы [17]:

7 стр., 3080 слов

Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток

... проанализировали особенности развития межличностных отношений родителей и подростков. В ходе исследования нами были опрошены дети и родители из 20 семей. В начале исследования нами было ... с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с подростком; личностные, индивидуальные особенности развития ребенка в подростковом возрасте. В работе с родителями и подростками следует ...

— ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

— равенство прав всех без исключения детей, без различия, или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

— ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту — особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

— ребенок «…для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» [17, с. 10]. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

— на обществе и органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году [17, с. 11]. Конвенция занимает особое место в силу ряда причин: во-первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»; во-вторых, она имеет особое значение для России — позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье; в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств — членов ООН; в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка [10, c. 24].

Таким образом, жестокое обращение с детьми имеют далекие исторические корни, как и создание системы защиты детей. Однако и сегодня проблема жестокого обращения остается актуальной и полностью не изученной, а дети так и продолжают подвергаться насилию со стороны взрослых.

Если задать вопрос, какой возраст вызывает наиболее значительные трудности в воспитании, почти все родители ответят, что это подростковый период. Ведь именно с этим возрастом связаны наиболее существенные проблемы, касающиеся взросления, становления личных взаимоотношений, профессионального выбора и т.д. Кроме того, именно в этот период особенно возрастает опасность стать жертвой или свидетелем насилия в сфере межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

В подростковом возрасте трудности возникают не только у ребенка, но и у взрослых, которые с ним общаются. Родители не всегда могут сладить с подростком, который становится неуравновешенным, раздражительным, вспыльчивым. Такие трудности могут возникать из-за того, что он стремиться приобрести собственный авторитет наряду с авторитетом взрослых, который до недавнего времени имел большое значение для подростка.

Многие родители, подчеркивает И.В. Челышева [4], пропускают момент, когда их ребенок начинает взрослеть, поэтому они пытаются сохранить контроль и прежние отношения со считающим себя «взрослым» ребенком. Взрослым очень трудно смириться с тем, что их ребенок совсем недавно был послушным и спокойным, хорошо учился в школе и посещал различные кружки-секции, теперь же раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Подобные изменения, происходящие с ребенком, совсем не способствуют его душевному покою и эмоциональному равновесию. Он также как и взрослые, достаточно тяжело переживает перестройку старых взаимоотношений. Неслучайно для внутреннего мира подростка характерно обостренное эмоциональное восприятие, причем он одинаково бурно переживает как собственные удачи, так и ошибки, часто неадекватно оценивает себя и свои способности, проявляет повышенную критичность не только к своей внешности, но и поведению, характеру и т.д. В то же время, изменения, происходящие с ребенком в переходный период, являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (преимущественно, на основе представления о своем внешнем сходстве с взрослыми).

Усвоение внешних признаков взрослости делает подростка «взрослым» не только в собственных глазах, но и, как ему кажется, в глазах окружающих. В связи с этим у него возникает потребность, чтобы окружающие считались с ним, как с равным. И.В. Челышева говорит о том, что у подростка проявляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Подросток уверен, что, догоняя в росте своих родителей, он приобретает равные права в мыслях, поступках и действиях [4, с. 8]. Более того, он начинает критиковать их, считая, что они живут не так, и он, когда вырастет, уж наверняка будет жить по-другому.

Стремление самостоятельно достичь своей вершины без помощи папы и мамы требует от подростка очень много сил и терпения. В процессе преодоления трудностей и смятений, сильных переживаний и страхов, у него нередко складывается впечатление, что никто не может понять его, никто не хочет считаться с его мнением, никто не в силах принять в нем самостоятельную личность. Как следствие — у подростка возникают проблемные отношения и в семье, и в школе. В таких условиях ему нелегко жить в согласии с таким, прежде понятным, миром взрослых. И даже самые заботливые, понимающие и любящие родители часто оказываются беспомощными в подобных ситуациях. Не понимая, что происходит с их еще вчера послушными детьми, они сами того не желая часто усугубляют конфликтные ситуации непоследовательными воспитательными действиями: строгие запреты чередуют с потаканием, требования, поставленные ранее, не контролируют. В результате у подростков формируется тревожность, неуверенность в себе, непонимание тех требований, которые к ним предъявляют и т.д. При этом и сами родители находятся в стрессовом состоянии, неблагоприятно сказывающемся на их эмоциональном и физическом благополучии. Таким образом, не достигшие фактической взрослости подростки ее упрямо отстаивают, а родители, не признающие взросления своего ребенка, активно сопротивляются всякому ее проявлению.

Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые ранее не вызывали у него протеста: обижается, когда взрослые ограничивают его самостоятельность, свободу; не допускает опеки, контроля со стороны родителей; требует, чтобы окружающие считались с его интересами, мнением, которое он зачастую считает единственно верным и т.п. [4, с. 9].

В связи с этим в подростковом возрасте у многих начинается своеобразная переоценка семейных ценностей: они начинают по-новому оценивать свои отношения с взрослыми членами семьи. Стремление «обрести себя» приводит к отчуждению подростка от всех тех, кто долгие годы оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к семье.

Как утверждает педагог И.В. Челышева, довольно часто у подростка могут возникать конфликты не только в семье, но и со сверстниками и педагогами, при этом некоторые из этих конфликтов могут носить насильственный характер, родители же должны проявить бдительность и при необходимости помочь ребенку.

Как правило, в начальной школе родители довольно хорошо осведомлены о взаимоотношениях своего ребенка с окружающими: часто общаются с учителями и родителями одноклассников на собраниях, дома встречаются с некоторыми из друзей своего ребенка. К окончанию начальной школы у них имеется довольно четкое представление о том, какие отношения складывается у ребенка в школе.

С переходом в среднюю школу от ребенка требуется адаптация к новым условиям, и, соответственно, к новым моделям поведения. И от родителей в это время требуется особое внимание, которое заключается в проявлении тактичного и деликатного отношения к своему ребенку. Насколько успешным будет этот период, во многом зависит от того, какие отношения складываются у подростка в семье, а, следовательно, и его уверенность (или неуверенность) в том, что он всегда найдет поддержку и помощь [4, с. 18].

Чтобы избежать серьезных психологических травм и потрясений у подростка, связанных с его непринятием, а также правильно поступить, если ребенок стал жертвой насилия, Е.В. Гребенкин говорил о необходимости хорошо знать круг общения своего ребенка, обращать внимание на то, с кем и как он общается, ведь в стиле общения отражается отношение окружающих к подростку. Наблюдая за ним можно понять степень уважения и его авторитета среди товарищей. Например, фактором, свидетельствующим о принятии ребенка в коллективе, является стремление одноклассников проводить с ним свободное время [18, с. 46]. О многом может рассказать настроение подростка, когда он собирается на уроки или на классное мероприятие. Здесь тревожным сигналом может служить нежелание школьника встречаться с одноклассниками или учителями, его стремление избежать неприятного контакта.

Важный момент, на который также необходимо обратить внимание родителей, состоит в том, чтобы понять, насколько агрессивен, и склонен к насилию собственный ребенок. Как правило, первые сигналы агрессивного поведения ребенок подает в достаточно раннем возрасте. Нетерпимость к окружающим, стремление настоять на своем, неумение считаться с мнением других — все эти признаки должны настораживать родителей. Следует признать, подчеркивает Е.В. Гребенкин [18, с. 49], что очень часто причины такого поведения ребенка, к сожалению, кроются в семейном воспитании и характере семейных взаимоотношениях.

Известно, что если ребенок в детские годы не получает достаточного внимания и тепла от близких ему людей, если воспитывается в атмосфере жесткого давления, то в последующем эмоциональный дискомфорт, который он постоянно испытывает, как правило, находит прямое выражение в агрессивных действиях. Т.А. Фалькович было выявлено, что у большинства так называемых «трудных» подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека — потребность в уважении, принятии и любви [19, с. 73]. А ведь именно эти потребности закладываются в семейном воспитании, которое является фундаментом построения личностных качеств, черт характера, особенностей поведения.

Одной из важнейших характеристик семьи является характер отношений старших членов семьи к младшим. Как известно, в семье формируются основные жизненные ценности, идеалы каждого человека, с семьи начинается общение ребенка с окружающими людьми. От того, какими были семейные взаимоотношения, во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека и воспитание следующих поколений.

Задачи воспитания в семье, которые ставят перед собой родители, могут быть различными по содержанию и характеру, однако, самые распространенные из них включают в себя привитие ребенку гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения и поведения. Они заботятся о физическом, интеллектуальном, личностном развитии ребенка, стараются по мере сил выявить и развивать его способности, нацелить на профессиональную подготовку к взрослой жизни и т.д.

В некоторых же семьях основной целью родителей становится подготовка ребенка к жизни через тренировку воли, обучение нужным и полезным умениям и навыкам. Причем довольно распространенным явлением в дополнение к такой подготовке становится постоянное, навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, желания, интересы детей. Исходя из принципа «Цель оправдывает средства», некоторые родители во что бы то ни стало стремятся сделать ребенка счастливым, понимая это «счастье» далеко не так, как это мыслится самим ребенком [4, с. 27]. Понятно, что такая позиция взрослых часто приводит к внутрисемейным конфликтам. Если же ребенок упрямо сопротивляется, его наказывают, силой или при помощи психологического давления стараются добиться поставленных целей.

Педагог И.В. Челышева [4] отмечает, что некоторые родители стараются при помощи своих детей воплотить в реальность собственные неосуществленные планы и мечты. Это касается, чаще всего, выбора профессии, определенных личностных качеств или жизненных ориентаций. Другой тип семейного воспитания, это когда родители стремятся не столько «сформировать личность» ребенка, сколько помочь его индивидуальному развитию, оставаясь при этом в зоне эмоциональной близости, понимания и сочувствия. В таких демократичных семьях, как правило, родители в отношении ребенка занимают позицию друзей, советчиков, готовых прийти на помощь в трудную минуту, но в то же время, — способных проявить такт и дать возможность принять самостоятельные решения.

Однако есть семьи, где воспитание детей не является заботой родителей, чаще все он предоставлен самому себе, и, более того, оказывается в антисоциальной, криминогенной ситуации. Обычно подобные семейные истории сопровождаются алкоголизмом или наркоманией взрослых членов семьи. Ребенок, вынужденный жить в семье алкоголиков или наркоманов (даже если ему не приходится терпеть физического насилия), все равно очень страдает. Стесняясь своих родителей, их поведения, он избегает тесного общения со сверстниками, переживает тяжелые минуты, когда кто-то из них приходит в школу и т.д. Но чаще всего в таких семьях насилие и жестокость по отношению к детям скорее норма, чем исключение из правил. Поэтому эти семьи возглавляют так называемую «группу риска» семейного насилия.

Таким образом, можно сделать вывод, что жестокое обращение с детьми пронизывает всю историю развития человечества, а тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире, не смотря на принятые меры защиты прав ребенка. Подростковый возраст является трудным периодом как для ребенка, так и для родителей. Если подросток стремится к самостоятельности и «свободе от запретов», то родитель — дисциплинировать его посредством насилия. При всем этом родители стараются помочь ребенку и оградить его от проблем, возникающих в данный период. Однако не все родители удовлетворяют потребности подростка в тепле и внимании, если этого не происходит, тогда возникают так называемые «трудные» подростки.

2. Сущность, структура и содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

семья подростковый жестокий обращение

Жестокое обращение с детьми — сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом и др.).

Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения. Понятие «жестокое обращение с детьми» было введено врачами и психологами, оказывавшим помощь пострадавшим детям. Для представителей этих специальностей целью работы с ребенком было устранение негативных последствий, которое вызвало перенесенное насилие, а не наказание виновного. Поэтому, формулируя определение жестокого обращения с детьми, прежде всего, исходили из тяжести и характера причиненного ребенку вреда, а не из характера и мотивов действий взрослого. Именно сходство негативных последствий для личности ребенка привело к объединению в одно понятие жестокое обращения с ребенком, которое может быть выражено только в действии, с пренебрежением основными потребностями ребенка, которое выражается в бездействии.

По мнению Е.И. Цымбал, жестоким обращением является «причинение вреда ребенку вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка» [7, с. 14-15]. Т.Я. Сафонова предлагает более широкое определение: «под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [6, с. 8]. Включение в это определение «других взрослых» ведет к его неоправданному расширению, что исключает возможность дифференцировать жестокое обращение с ребенком, как злоупотребление властью лиц, осуществляющих заботу о ребенке, от насилия над ребенком со стороны посторонних лиц. Таким образом, Е.И. Цымбал определяет жесткого обращения как взаимосвязь трех обязательных элементов:

— описание деяния (действия или действия и бездействие);

— описание последствий деяние;

— круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.

Некоторые авторы, например, Н.О. Зиновьева и Н.М. Михайлова ограничивают жестокое обращение только «действиями, наносящими ребенку психическую травму» [20, с. 3]. Однако такой узкий подход встречается редко. Жестокое обращение, по мнению А.А. Реан, «это умышленное нанесение физического или психологического насилия в виде избиения, издевательств, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведение до самоубийства» [21, c. 159].

Психолог О.А. Никитина рассматривает жестокое обращение как «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка; намеренное нанесение детям психологических или физических травм» [22, c. 56]. Вероятно, самым кратким, но в то же время и очень точным, определением жесткого обращения с детьми является определение Д. Гила — «действия, препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала» [7, с. 16]. Автор данного определения исходил из того, что одним из основных последствий жестокого обращения с ребенком зарубежные исследователи считают «неспособность к процветанию», то есть к полноценному развитию.

Исследователь Е.Н. Волкова указывает, что к жестокому отношению с детьми могут относиться не только умышленное, но и неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию [23, c. 5].

Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. Особенности отношений, существующих между ребенком и его насильником, сильно отличают жестокое обращение от других форм насилия. Ведь речь о жестоком обращении идет только тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, их заменяющими (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами).

Эти люди должны заботиться о ребенке, в глазах которого они являются авторитетом, он доверяет им, любит. Поэтому в тех случаях, когда родители злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых для него взрослых, перестает доверять людям, не может защитить себя, это вызывает гораздо более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Кроме того, семья, являясь закрытым социальным институтом, не дает возможности контролировать жестокое обращение с ребенком, которое может продолжаться долгое время, что только усугубляет его последствия.

Объединяя все теории, можно предложить следующее определение жестокого обращения с ребенком: любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц их заменяющих, или лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред его физическому или психическому здоровью, или вследствие которых, нарушается развитие ребенка, возникает реальная угроза для его жизни и здоровья, а также ущемляются права и свобода.

Однако возникают следующие вопросы: « Чем вызвано жестокое обращение?», «Каким образом подросток вовлечен в ситуации жестокого обращения в семье?», «Какие формы жестокого обращения с детьми выделяют?».

Авторы Г.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов и Е.П. Антонова [5] представляют причины и характер насилия в виде нескольких мифов.

1. Миф «дети как источники проблем» утверждает, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы подросток вел себя по-другому (помогал бы по дому, вел себя достойно), то его не нужно было бы «наказывать». Миф «провокация» фокусирует внимание на особенностях и действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших и утверждает, что именно поведение жертвы приводит к насилию. Даже если подросток буде выполнять все, что от него потребуют, насильник все равно найдет повод для агрессии.

2. Миф «нетипичная семья» объясняет жестокое обращение с детьми демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Считается, что так называемые «неполные семьи» демонстрируют наиболее насильственные практики. Частота физического наказания в семьях связана в меньшей степени с характером домохозяйства, но в большей степени с культурными практиками воспитания, способами управления гневом и раздражительностью, которые, распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных.

3. Миф о «пьянстве, порождающем агрессию» ищет корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины, ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким.

4. Миф о «неизбежности зла» утверждает, что бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда.

Говоря о насилии над ребенком, О.М. Здравомыслова [24] приводит следующие типы вовлеченности подростков в ситуацию насилия в семье. Выделенные типы могут присутствовать в каждой ситуации как отдельно, так и вместе.

Первый тип — это непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных действий. Данный тип включает в себя акты физического, сексуального и (или) психического насилия по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти.

Второй тип вовлеченности, который во многом смыкается с первым — это непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой одну из тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данный тип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детей для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип может включать в себя: 1) эпизоды физического и (или) сексуального насилия над детьми, при этом основная цель актов насилия здесь — не ребенок, а его мать; 2) использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психическое насилие над взрослой жертвой, борьбу за родительские права с использованием манипуляции над детьми, и т.п.

Третий тип вовлеченности подростков в ситуацию насилия обозначают как опосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что насилие в семье наносит ущерб ребенку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны отца, но даже когда он просто наблюдает за его жестокостью по отношению к матери. Детям — «просто» свидетелям домашнего насилия — наносится огромная психологическая травма, которая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.

Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии, так говорит О.М. Здравомыслова. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Проведенные исследования подтверждают, что последствия насилия в семье незамедлительно проявляются в поведенческих характеристиках подростков, в особенностях их социального поведения на улице и в школе. Исследователи доказывают, что у детей, живущих в ситуации насилия в семье, снижается способность усваивать новые знания в школе, падает успеваемость. У многих подростков, страдающих от насилия в семье, из-за неумения контролировать свои эмоции появляются проблемы в общении со своими сверстниками [24, с. 104]. Опытные преподаватели и социальные педагоги учебных заведений, работающие с подобными подростками, конечно, замечают эти особенности поведения детей из так называемых «трудных семей».

Исследователи Е.А. Осипова [8], И.А. Алексеева [1], И.Г. Новосельский [1] предлагают следующие основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психическое (эмоциональное), сексуальное или развращение и пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Рассмотрим их содержание.

1. Самым распространенным видом насилия в семье, выступает физическое насилие [8, с. 35]. Оно заключается в нанесении ребенку физических повреждений, что зачастую приводит к травмам различной тяжести, представляют угрозу не только здоровью, но и жизни.

Принципиальное значение имеет разграничение допустимых мер дисциплинарного воздействия и физического насилия. Различие между физическим насилием и телесными наказаниями лежит в общественном сознании, то есть границы допустимого наказания определяются социальными нормами. До недавнего прошлого считалось возможным «разумное» применение родителями телесных наказаний в дисциплинарных целях, если они не вызывали телесных повреждений. Однако в последнее время отношение к телесным наказаниям изменилось. В ряде стран Европы приняты законы, запрещающие родителям любое использование физического насилия по отношению к детям. Но, к сожалению, многие родители все еще уверены в правильности применения физических мер воздействия, считая, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения.

Степень провинности ребенка, за которым может последовать физическое наказание, как утверждают И.А. Алексеева и И.Г. Новосельский [1], в разных семьях может быть различным — от плохой оценки или замечания в дневнике, до опоздания домой к положенному времени. Но, как правило, чем старше становится ребенок, тем больше поводов возникает у родителей поднять руку на ребенка. Что уж тут говорить о подростковом возрасте, когда ребенок становится особенно упрямым и непослушным.

Подростки чаще всего выражают свой протест семейному насилию побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Впрочем, насилие в семейных взаимоотношениях может проявляться не только в прямом физическом, но и в психологическом (косвенном) воздействии [4, с. 34].

Жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич пишут: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет» [25, c.108].

Так и у подростков, когда родители наказывают их, появляются чувства унижения и беспомощности, а ведь они так стараются, чтобы родители гордились ими, говорили о том, что их любят. Не получая этого, когда-то безграничная любовь перетекает в ненависть как к своим родителям, так и ко всем взрослым, которые кажутся холодными и жестокими.

Педагог М.В. Смагина [26] говорит о том, что физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

— внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.д.);

— повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев (переломы, отбитые почки, отеки головного мозга).

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

— боязнь физического контакта с взрослыми (ребенок боится любого действия к себе со стороны взрослого, непроизвольное прикрытие головы руками, вздрагивание);

— стремление скрыть причину травм (придумываются невероятные истории, которые могут носить героическую окраску);

— плаксивость, одиночество, отсутствие друзей (потухший взгляд, отечность глаз, унылое настроение, чересчур взрослый подход к жизни);

— негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными (агрессивные выпады на любое замечание, пессимистичность);

— суицидальные попытки (прибегание к крайней мере — суициду, в надежде хоть как-то исправить существующее положение, желание припугнуть иногда заканчивается трагически, безысходность положения).

2. Сексуальное насилие или развращение является наиболее скрытой формой жестоко обращения с детьми. В случае внутрисемейного насилия вследствие закрытости семьи от внешнего контроля, зависимости ребенка от взрослых членов семьи выявление сексуального посягательства значительно затрудняется. Возможность манипулировать ребенком, использовать его доверие, контролировать ситуацию в семье, наличие времени, необходимого для постепенного вовлечения ребенка в сексуальные отношения обусловливают редкое использование физического насилия или угроз.

По словам Т.Я. Сафоновой и Е.И. Цымбал, внутрисемейное насилие многократно повторяется и продолжается длительное время. Другие члены семьи в большинстве случаев не знают о происходящем насилии, однако, замечая необычность обстановки и отношений в семье, они ничего не делают, чтобы понять ситуацию и принять меры к защите ребенка, что создает благоприятные условия для продолжения насилия [6, с. 71].

Отрицание и недоверие — это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов. Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность — таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным. А.В. Кречетникова [27] говорит о медицинских индикаторах сексуального злоупотребления, которые включают:

— оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме того, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия);

— анальные симптомы: повреждения прямой кишки; покраснение ануса; варикозные изменения; ослабление сфинктера; запоры;

— вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы; расширение влагалища; свежие повреждения (раны, ссадины); сопутствующие инфекции.

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

— наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;

— наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

— наличие передающейся половым путем болезни;

— необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;

— уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез и подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;

— наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену у мальчиков;

— беременность, особенно у младших подростков.

Присутствие любого из вышеупомянутых симптомов не является само по себе указанием на сексуальное насилие. Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Выделяют следующие поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия [27]:

— наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;

— побег из дома — наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;

— несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;

— внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.

— злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;

— фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);

— изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

— глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;

— проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.

У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:

— потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;

— способ удостовериться, что «живой»;

— способ привлечения внимания к своей беде.

3. Психическое (эмоциональное) насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Как отмечает М.В. Смагина «это преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребёнком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития» [26, с. 18].

Педагоги Т.М. Журавлева, Т.Я. Сафонова и Е.И. Цымбал [28] выделяют следующие формы психического (эмоционального) насилия.

Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство: враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.д.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.

Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, а поместить в опасное или страшное место: помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства; оставление его в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком; угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.): побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); восприпятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Исследователь М.В. Смагина [26] отмечает, что психическое насилие можно определить по следующим особенностям состояния и развития ребёнка: задержка физического и умственного развития ребенка; постоянно печальный вид; различные соматические и психосоматические заболевания (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.д.); булимия; наркотическая зависимость.

Также автор говорит о том, что у ребенка проявляются такие особенности поведения, вызванные психическим насилием, как: беспокойство, тревожность, нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость; уступчивость, угодливость; коммуникативная некомпетентность.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в невыполнении родителями своих обязанностей, отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки. Данная форма жестокого обращения подчеркивает Е.И. Цымбал [7] не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее, чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье, например, пренебрежение медицинской помощью — это несогласие на вакцинацию и иммунизацию — может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны.

Подростки, находящиеся в состоянии пренебрежения со стороны семьи часто пропускают занятия в школе, отличаются лживостью и агрессивностью, рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, совершают побеги из дома и т.д. [7, с. 144].

Психолог Н.Ю. Синягина [3] предлагает следующие формы моральной жестокости:

— недостаточность питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего возможны несчастные случаи;

— вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершение преступления.

Также Н.Ю. Синягина к пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относит:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке отмечает Н.К. Асанова [29] может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Подростки нуждаться во внимании и контроле со стороны родителей, именно в подростковом возрасте усваиваются границы социально допустимого поведения, морально-этические нормы, поэтому недостаток родительского контроля существенно повышает риск девиантного поведения у подростков. Несмотря на нарочитое стремление к самостоятельности, как утверждают А.И. Зырина и Т.Л. Индейкина [30], подростки нуждаются в постоянной любви и эмоциональной поддержке родителей, которые помогают справиться со все более сложными требованиями, предъявляемыми к ним окружающими. От родителей требуется больше терпения, чтобы не оттолкнуть подростка, склонного к крайностям в поведении.

Многим подросткам необходима помощь родителей, чтобы справиться со сложной школьной программой. Родители не всегда имеют необходимые знания, чтобы помочь решить задачу по физике или геометрии, однако помощь в правильной организации занятий, контроль за систематичностью учебы может принести большую пользу, хотя и не требует специальных знаний по предметам школьной программы.

К сожалению, даже внимательные и заботливые родители не обсуждают с подросшими детьми все волнующие их проблемы. К числу таких проблем относятся вопросы сексуальности и контрацепции. В связи с этим подростки нуждаются в возможности установить доверительные контакты с взрослыми вне семьи. В некоторых случаях родители препятствуют таким контактам, ограничивают круг общения подростка, например, по религиозному или этническому признаку. Такие действия следует рассматривать как злоупотребление родительскими правами и пренебрежение основными потребностями ребенка [30, с. 78].

В жизни редко встречаются отдельные формы жестокого обращения, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент психического (эмоционального); сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение и т.д.

Как отмечает Н. Осухова [31], дети, которые пережили насилие, характеризуются следующим отношением к себе и к другим. Во-первых, они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, «грязными», бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребенок испытывает неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы).

Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но за этой броней скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложненное отчуждением от людей, голодом по любви и теплу.

Во-вторых, они никому не доверяют (и прежде всего, взрослым).

Дети — жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. Часто девизом таких детей становятся слова: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси». Часто они стремятся «спрятаться за спиной более сильного».

В-третьих, они имеют крайне слабый контакт со своим телом и со своими подлинными чувствами. В свое время жертвы насилия, для того чтобы выжить, были вынуждены подавить или вытеснить свои самые сильные чувства. Результатом такого подавления часто становится диссоциация, то есть расщепленность, разделенность «Я».

Также автор утверждают, что наиболее частая форма проявления диссоциации — расщепленность телесных ощущений и осознания. Когда-то, в момент жестокого обращения, диссоциация помогла ребенку выжить, справиться с невыносимой физической и (или) душевной болью. Ребенок как бы представляет, что это произошло не с ним, а с кем-то другим. Он научается разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он как бы «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать, чтобы выжить. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам. По словам одного социального работника, «эти люди стремятся к обретению чего-то ими утерянного; они даже могут не знать, чего именно им не хватает, но абсолютно уверены в том, что они чего-то лишены и в этом нуждаются» [31].

В-четвертых, у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными.

Еще Н. Осухова [31] говорили о том, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту. Но она может идти в разных направлениях: 1) это может быть отчуждение от людей и агрессивная активность, нацеленная на преодоление препятствия любой ценой (такую активность часто характеризуют словами: «Не человек, а танк», «Пойдет по головам»); 2) отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию (поиски возможностей прилепиться к сильному, к тому, кто защитит); 3) пассивное, обороняющееся поведение (уход).

Как утверждают ученые Л.И. Смагина и А.С. Чернявская [32], испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Эти же авторы говорят о ближайших и отдаленных последствиях жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

По мнению Л.И. Смагиной и А.С. Чернявской [32], к общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками.

1. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;

2. У переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;

3. Насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;

4. Жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными методами воспитания, или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают состояние «неспособности к процветанию».

Как отмечают Л.И. Смагина и А.С. Чернявская [32], к особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям, как отмечают эти же авторы, является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы, акцентирует Л.И. Смагина [32], может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество точек зрения на определение жестокого обращения, но каждая из них не является универсальной и единой, каждое определение дополняет друг друга, открывая новые стороны проблемы. Ведь вопрос жестокого обращения многогранен и на него нет однозначного ответа, что означает дальнейшее ее изучение. Выделяют четыре основных формы жестокого обращения: физическое насилие, психическое (эмоциональное), сексуальное или развращение и пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

3. Социально-педагогические аспекты жестокого обращения с детьми подросткового возраста

Значение жестокого обращения с детьми как социального явления достаточно велико. Оно может оказывать негативное влияние не только на здоровье и развитие личности подростка, но и предопределять жизнь будущих поколений. Ведь в большинстве случаев, когда жертвы насилия вырастают и создают собственную семью, они используют те же методы воспитания, которые применялись по отношению к ним самим. Это дает понять, что в основе жестокого обращения с детьми лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.

Однако до настоящего времени не создано одной теории, которая бы объяснила все причины жестокого обращения, но существует множество частных, которые сходятся в том, что жестокое обращение с ребенком обуславливается совокупностью факторов и не может быть объяснено какой-либо одной причиной. Мы приведем несколько примеров объяснения жестокого обращения, пытаясь найти точки соприкосновения.

Исследователь Е.Ф. Ярская-Смирнова [33] приводит следующие факторы риска, которые увеличивают вероятность насильственного поведения со стороны родителей.

1. Опыт насилия в детстве. Наличие в детстве непосредственного опыта насильственного отношения со стороны собственных родителей.

2. Особенности личности взрослого. Эмоциональная неустойчивость, привычная раздражительность (особенно в адрес ребенка), импульсивность, низкий самоконтроль, склонность к доминированию, агрессивность и др.

3. Особенности отношения к ребенку. Характер общения с ребенком строится с позиции власти, отличается требовательностью и контролем. Доминируют культ силового метода решения проблем и убеждение в эффективности физических наказаний.

4. Низкий уровень развития социальных навыков. Слабо развиты умения решать конфликты и проблемы, справляться со стрессом, просить помощи у других.

5. Неразвитость родительских навыков и чувств. Внешне это проявляется в сосредоточенности на собственных интересах, отсутствии подлинного внимания, заботы и чувствительности к потребностям ребенка.

6. Психическое заболевание. Нервозность, депрессивность, низкий контроль поведения, возбудимость, эмоциональная холодность, склонность к суицидам, изменения личности.

7. Ситуационные факторы. Длительные материальные проблемы, внезапная потеря работы, переживание острого или хронического стресса, изоляция родителей от привычного социального окружения.

8. Люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

9. Молодые матери (до 18 лет).

Объединяя их, можно сказать, что все факторы отражают индивидуальные черты, жизненный опыт или актуальную ситуацию родителей, которые проявляют жестокость в отношении детей.

Автор И.В. Ряшенцева [34], выделяет следующие факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке:

— в семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок, который представляет собой некую мишень. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его насильника, иметь физические или умственные недостатки;

— критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого;

— иногда причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии;

— модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Психолог Е.И. Цымбал [7] к числу факторов, обуславливающих жестокое обращение, приводит следующие.

1. Жесткое обращение, пережитое родителями в детстве. Взрослые — жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Из-за того, что в детстве они редко испытывали чувство привязанности, часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей.

2. Поведенческие нарушения у родителей, включая склонность к криминальному насилию.

3. Наличие факторов риска у ребенка, т.е. дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности.

4. Трудная жизненная ситуация, переживаемая семьей.

5. Периоды бурных социально-экономических изменений в стране: безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к стрессу и далее — к жестокому обращению с детьми.

Отмеченные выше неблагоприятные факторы вызывают у родителей повышенную тревожность, нарушают формирование привязанности к ребенку, что в конечном итоге и приводит к жесткому обращению.

Что касается Беларуси, то у нас патерналистское отношение (т.е. руководящая роль старшего по отношению к младшему) к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как «Домострой», который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что автор «Домостроя» Сильвестр рекомендовал: «Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей», бить детей без указания и даже наличия причин, начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается «поперек лавки» [35, с. 16]. Поэтому отечественные исследователи Л.И. Смагина и А.С. Чернявская [32], а также Е.И. Цымбал [7] с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:

— исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей. Различие между физическим насилием и телесными наказаниями лежит в общественном сознании, то есть границы допустимого наказания определяются социальными нормами. До недавнего прошлого считалось возможным «разумное» применение родителями телесных наказаний в дисциплинарных целях, если они не вызывали телесных повреждений. Однако в последнее время отношение к телесным наказаниям изменилось. В ряде стран Европы приняты законы, запрещающие родителям любое использование физического насилия по отношению к детям. Но в общественном сознании телесные наказания продолжают рассматриваться как неотъемлемое право родителей. Это связано с тем, что использование для наказания физической силы, причинение боли для целей дисциплинарного и воспитательного воздействия имеет многовековую историю.

Л. И. Смагина [32] отмечает, что существуют некоторые различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, в последних сохранилось положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник) и сейчас считаются естественным методом воспитания.

Е.И. Цымбал [7] говорит о том, что в основе процесса «социального наследования» лежит психическое (эмоциональное) насилие над детьми, стабильность последствий которого имеет особое значение, поскольку из детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, как правило, вырастают неэффективные родители, которые жестоко обращаются с собственными детьми или пренебрегают их основными потребностями. Широкая распространенность психического (эмоционального) насилия, либеральное отношение ко многим его проявлениям в обществе, затрудняют выявление неблагополучных семей и детей, пострадавших от этой формы жестокого обращения, а также своевременное оказание им необходимой помощи.

— разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности;

— социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества — детей;

— неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической ситуации, отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;

— в современных условиях бедность оказывается одной из наиболее распространенных причин, лишающих родителей возможности в полном объеме удовлетворять потребности ребенка. Ответственность за низкий уровень жизни семей с детьми в значительной мере лежит на государстве. Очевидно, что уровень развития экономики — явление объективное и не может быть резко повышен усилиями органов государственной власти. Это имеет особое значение для определения критериев пренебрежения основными потребностями ребенка в развивающихся странах и странах, на территории которых происходят военные конфликты.

— вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.

Применительно к семейному насилию, его причины зачастую просто делят на две группы: психологические и социальные. В качестве социальных авторы Е.И. Цымбал [7], Е.Ф. Ярская-Смирнова [33] и И.В. Ряшенцева [34] называют бедность, низкий уровень дохода семьи, безработицу, социальную изоляцию и закрытость, перенаселенность и др. К психологическим авторы Н.К. Асанова [29], Л.И. Смагина и А.С. Чернявская [32] относят низкий образовательный и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей. Такая позиция, например, четко прослеживается у Н.Ю. Синягиной [3], которая подчеркивает, что недостаток заботы о детях со стороны родителей может быть непредумышленным, выступать как следствие стихийных бедствий, социальных потрясений, болезни, бедности, неопытности или невежества взрослых. К наиболее типичным причинам насилия над детьми она причисляет.

1. Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего ремень да порку как лучшее воспитательное средство.

2. Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на 1994-1996 годы, но не пошел на спад.

3. Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

4. Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.

5. Отдельно Л.И. Смагина рассматривает насилие над детьми, как «отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются» [32].

В целом можно выделить четыре теории возникновения причин семейного насилия над детьми:

— социологическая теория — влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства, представителем данной теории является Е.Ф. Ярская-Смирнова [33];

— психиатрическая, медицинская теория — жестокое обращение и пренебрежение ребенком рассматривается как следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации, приверженцами этой теории являются Н.К. Асанова [29] и И.В. Ряшенцева [34];

— социально-психологическая теория — насилие объясняется личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством, такой точки зрения придерживается Е.И. Цымбал [7];

— психологическая теория — ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, была обоснована концепция плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений, это основная идея в работах Л.И. Смагиной, А.С. Чернявской [32] и Н.Ю. Синягиной [3].

Таким образом, можно убедиться в том, что нет единой теории, способной полностью объяснить истоки и причины жестокого обращения с детьми, поскольку каждый ученый исходит из собственных профессиональных убеждений. Поэтому жестокое обращение можно трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием: личностных особенностей родителей и ребенка; внутрисемейных процессов; социально-экономических условий.

Заключение

В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми является далеко не современной проблемой. На протяжении многих веков детей унижали и избивали, считая это нормальным и правильным, ведь только так можно воспитать из глупого ребенка достойного члена общества. Причем достаточным объяснением считалось то, что также воспитывали и самих родителей и из них же выросли хорошие и порядочные люди.

Самым сложным периодом в воспитании детей по праву считается подростковый, когда дети начинают бунтовать, показывать свою самостоятельность и взрослость, говоря о том, что они сами в состоянии принимать все важные решения в своей жизни. Хорошие родители смогут подобрать правильные подходы к подростку, разговаривая с ним как с взрослым и значимым членом семьи, показывая, что и его мнение родители учитывают и уважают, предоставляя гораздо большие границы самостоятельности, нежели в детстве, но при этом тактично направлять и объяснять, что они еще не во всех сферах жизни могут быть полностью самостоятельны. Некоторые же родители для того, чтобы приструнить подростка применяют жестокость, полагая, что это наиболее действенный способ.

Существует множество определений жестокого обращения, каждое из них дополняют друг друга и оттеняют новые грани проблемы. Традиционно выделяют четыре основные формы жестокого обращения с ребенком: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное или развращение и пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Некоторые родители используют физическое насилие в воспитании ребенка, когда за любую провинность подростка наказывают, например, если получил плохую отметку по математике или пришел на пять минут позже, чем было сказано родителями. При этом подросток подвергается не только физическому насилию, но и психическому (эмоциональному).

Сексуальное насилие труднее всего распознать, из-за чего ребенок может подвергаться насилию длительное время. Чаще всего сексуальное насилие сопровождается физическим и психическим (эмоциональным) насилием. Все унижения, которые подросток испытывает, подвергаясь психическому (эмоциональному) насилию также опасны для его развития как физическое или сексуальное. Из-за пренебрежения основными нуждами подросток может не получить образования, должного внимания и заботы со стороны родителей или медицинской помощи, когда она так нужна, из-за чего вероятнее всего произойдет нарушение его развития или даже ребенок может умереть.

Казалось бы, столько лет потрачено на изучение проблемы жестокости в семье, столько сторон рассмотрено, но это явление и сейчас продолжает существовать. Родители или другие взрослые продолжают издеваться над детьми, поэтому еще есть место, где можно развернуться исследователям, и, может быть, родители, наконец, поймут свои ошибки и у детей будет то самое счастливое детство, которого они заслуживают.

Размещено на