Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социального развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РОЛИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Исследование уровня социального развития детей дошкольного возраста 24
2.2. Внедрение театрализованных игр в процесс социального развития дошкольников 28
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Введение
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Комплексные исследования последних лет (Г.М.Андреева, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова, И.С.Кон, М.Мид, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, Н.Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
В качестве ведущего вида деятельности и фактора развития социального опыта на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяют игру, связывая ее социализирующую роль с приобщением ребенка к культуре общества, исторически накопленному опыту различного рода отношений между людьми, а также с овладением специфическими человеческими формами поведения и способами действия с предметами (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Менджерецкая, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин и др.).
При этом в системе игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая представляет собой процесс моделирования социальных отношений при помощи разнообразных символических средств и в силу своей целостной природы имеет многостороннее значение для развития ребенка дошкольного возраста (И.Г.Вечканова, Й.Хейзинга, Д.Б.Эльконин и др.).
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические ... большую автономию от взрослого. В прием пищи включается все большее число социальных предметов, а сама процедура усложняется, приближаясь к общественно принятому ...
По результатам ряда исследований, данный вид игровой деятельности способствует активному ознакомлению с новыми явлениями и объектами окружающей действительности, а также значительно расширяет круг имеющихся представлений дошкольников (Л.В.Артемова, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерецкая, Л.Г.Стрелкова и др.).
Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности (Л.В.Артемова, Н.С.Карпинская, М.Д.Маханева, Д.В.Менджерецкая, Л.Г.Стрелкова и др.).
Вместе с тем, из всего многообразия игр в педагогике и психологии достаточно подробно изучена — в аспекте влияния на развитие социального опыта — лишь сюжетно-ролевая игра. Тем самым, проблема развития социального опыта дошкольников в театрализованной игре остается сегодня в теоретико-методическом плане недостаточно изученной. Данные обстоятельства и обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования – процесс развития социального опыта в дошкольном возрасте.
Предмет исследования — педагогическая работа по развитию социального опыта дошкольников средствами театрализованной игровой деятельности.
Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе теоретико-экспериментального изучения особенностей развития социального опыта дошкольников определить подходы к его оптимизации средствами театрализованной игровой деятельности.
В качестве гипотезы в исследовании выступило предположение о том, что развитие социального опыта дошкольников будет эффективным, если включать в процесс воспитания детей дошкольного возраста театрализованные игры.
В соответствии с выдвинутой целью исследования в качестве его задач выступили:
1. Раскрытие сущности и особенностей развития социального опыта дошкольников.
2. Анализ театрализованной игровой деятельности дошкольников как фактора развития их социального опыта.
3. Экспериментально-педагогическое изучение социального опыта детей дошкольного возраста.
4. Обоснование и апробация методики развития социального опыта дошкольников в условиях театрализованной игровой деятельности.
Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей (Г.М.Андреева, Л.П.Буева, Л.Д.Горбунова, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин, В.А.Ядов); социальной педагогики (Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова и др.).
Для реализации задач исследования применялись такие методы, как: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №479. …………………
4425Д Развитие эмоциональной сферы дошкольников через игровую деятельность
... игровой деятельности». Цель исследования: теоретически и практически изучить развития эмоциональной сферы дошкольников, воспитывающихся в детских домах, в игровой деятельности. Объект: эмоциональная сфера личности дошкольников, воспитывающихся в детских домах. Предмет: Влияние игровой деятельности на развитие ... решают задачи социальной адаптации к ... опора на опыт фундаментальных психологических ...
Заключение
Социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности.
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь травмирующие действия.
Социализация детей протекает как процесс установления субъектом взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности. Целевая педагогическая поддержка социализации в игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.
Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний; способность к передаче социальной информации); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме; самооценка в системе статусно-ролевых связей общества); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения; творческая актуализация собственного опыта).
Разработанная модель процесса социализации представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих (цель, предусматривающая активизацию субъектной позиции воспитанника в освоении и преобразовании окружающей среды; содержание, предполагающее расширение диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия; технология, требующая поэтапной реализации относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов социального обучения, самопознания, самореализации; результаты, обеспечивающие творческую самореализацию личности и обогащение ее социального опыта), является способом организации педагогического сопровождения социализации дошкольников, так как ее реализация обеспечивает перевод игрового взаимодействия личности на уровень осознанно адекватного поведения в обществе.
Список литературы
1. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия /Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160-166.
2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализ. деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2005.
Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика ...
... возраста 17 Заключение 27 Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и ... них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, ...
5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.
6. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
7. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1983.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
9. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. – С.98-101.
10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
11. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. — №11.
12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
13. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2004. — 192с.
14. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
15. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999. – 103 с.
16. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
17. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.
18. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. — №12.
19. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2004. — №3. – С.69-71.
20. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. — М.: АРКТИ, 2004.
21. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.
23. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. – М.: Просвещение, 1984. – 80 с.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999. – 360 с.
Приложение
Вопросы к методике Т.А.Репиной
……………….