Современные представления о функционировании памяти

Основные данные о работе

Версия шаблона2.1ФилиалВид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныТемаСовременные представления о функционировании памятиФамилия студентаМельниковаИмя студентаЕленаОтчество студентаСергеевна

Введение

Что думали о памяти раньше?

Большинство мыслителей древности так или иначе обращались к вопросу о том, что же представляет собой память. В каком месте человеческого тела она расположена? Почему у одних людей ее больше, а у других меньше? О людях же, обладавших особенно хорошей памятью, слагали легенды, их уважали, им преклонялись.

Уже древние греки разрабатывали целые теории относительно работы памяти. Конечно, сейчас нам их размышления кажутся наивными, но все же, я думаю, вам будет интересно узнать мнения величайших людей прошлого на этот счет. Одно из первых целостных представлений о работе памяти принадлежит греческому философу из Элей Пармениду, жившему в VI-V веках до н.э.

Он считал, что память — это смесь света и тьмы, тепла и холода, и что если эту смесь не взбалтывать, то память будет отличной. Но если же эту смесь взболтать, то может произойти забывание. Таким образом, Парменид рассматривал забывание как результат замутнения, взбалтывания. А вот более известный вам философ, Диоген, живший в V веке до н.э. рассматривал память как процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в теле. И, следовательно, забывание есть не что иное, как изменение этого распределения.

Великий древнегреческий философ-идеалист Платон (IV век до н.э.) создал теорию, которую и сейчас разделяют некоторые ученые, конечно, в усовершенствованном виде. Эта теория носит название «гипотезы восковой доски». Платон считал, что память подобна воску, на котором отпечатываются все предметы, которые с ним соприкасаются. Память человека точно таким же образом запечатлевает весь его опыт. Забывание же подобно стиранию, изнашиванию этих отпечатков со временем. Полное забывание же наступает тогда, когда поверхность становится абсолютно чистой и гладкой.

Другой величайший философ и ученый Древней Греции, ученик Платона Аристотель, также обращался к вопросам, связанным с памятью. Он считал, что запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения. Но самым важным вкладом Аристотеля в изучение процессов памяти стала его идея «ассоциаций » как основного механизма возникновения образов без видимых внешних раздражителей. Эту концепцию в наши дни в том или ином виде признают практически все ученые, а слово «ассоциация» вы еще не раз встретите на страницах этой книги.

12 стр., 5506 слов

Понятие о памяти

Министерство образования Российской Федерации Департамент образования города Москвы Московский Гуманитарный Педагогический Институт Факультет педагогики и методики дошкольного образования Контрольная работа по психологии Тема Память Выполнила студентка 4 курса заочного отделения Группа 02471 - З Богомолова Елена Анатольевна МОСКВА 2003 г. План Введение 1. Понятие о памяти 2. Теории памяти 1. ...

Большинство римских мыслителей полностью разделяли концепцию «восковой доски» и практически не внесли ничего нового в развитие представлений о памяти. Зато именно римские мыслители разработали первые техники эффективного запоминания. Так, римский оратор и государственный деятель Цицерон, живший в I веке до н.э., создал систему «комнаты» или систему «мест», которая по сей день носит его имя. Метод Цицерона по сей день считается одной из наиболее простых и эффективных техник запоминания, которую, я думаю, без труда освоите и вы, поскольку достаточно подробное ее описание есть в этой книге.

Выдающийся римский врач Гален (II век н.э.) рассматривал память и другие психические процессы как проявление действия «животных» жидкостей. Местом локализации памяти он определил мозг, поскольку именно в нем вырабатываются все эти жидкости. Практически не изменились представления о памяти вплоть до XVII века. Даже Декарт (1596-1650), по праву считающийся одним из величайших мыслителей своего времени, разделял взгляды Галена и лишь привнес в его теорию идею более конкретного места возникновения «животных» жидкостей, в качестве которого он называет шишковидную железу. По его мнению, движение жидкости от шишковидной железы включает механизмы памяти.

Новый виток развития теорий и представлений о том, что такое память, начался только в XVIII веке. Английский философ-материалист Дэвид Гартли (1705-1757), один из основоположников ассоциативной психологии, создал вибрационную теорию памяти. Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, которые возникают еще до рождения человека. Новые впечатления изменяют различные параметры этих вибраций.

Затем вибрации опять становятся прежними, но если то же впечатление возникает снова, то на возвращение в прежнее состояние потребуется уже больше времени. В конце концов все это приводит к окончательному изменению характера вибраций и их закреплению в новом состоянии. Именно в этом новом состоянии вибраций Гартли видел образовавшийся след памяти.

13 стр., 6169 слов

Психофизиология памяти 3

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ Живые существа учатся всю жизнь. Им необходимо постоянно приспосабливаться к окружающему миру, чтобы не просто выжить, но продолжать жить. Никакое обучение невозможно, если нет памяти. Без памяти мы бы стали существами мгновения. Способность помнить прошлое очень важно для организации поведения и для правильного взаимодействия с окружающим миром и приобретения новых знаний. ...

Швейцарский естествоиспытатель и философ Шарль Бонне (1720-1793) развил идеи Гартли. Он полагал, и кстати говоря, в некотором смысле совершенно верно, что чем чаще человек «задействует» нервы, тем легче они вибрируют и, следовательно, тем лучше у него память.

В XIX веке французский физиолог и врач Пьер Жан Мари Флуранс (1794-1868) разработал концепцию, согласно которой мозг действует как единое целое, а не как совокупность его отдельных частей. Память же, считал Флуранс, расположена во всех частях мозга, а не в каком-то одном месте.

В конце прошлого — начале нынешнего века немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) положил начало экспериментальному изучению памяти. Он вывел зависимость забывания от времени и построил кривую забывания, носящую в наше время его имя — «кривая Эббингауза», а также проводил множество других экспериментов, направленных главным образом на запоминание бессмысленного материала. Почти одновременно началось изучение механизмов запоминания сложного осмысленного материала.

В начале XX века французский философ Анри Бергсон (1859-1941) противопоставил «памяти-привычке», которая формируется в результате механического повторения, «память духа», которая запечатляет осмысленные единичные события биографии. Популярная в начале нашего века гештальтпсихология исследовала организацию материала при запоминании. А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) объяснял забывание «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.

В XX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти психологических, физиологических, биологических, химических, биохимических, кибернетических. Но в настоящее время в науке нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти. Во всех современных концепциях памяти в качестве центральной выступает проблема механизмов ее функционирования. Например, исследования на биохимическом уровне, начатые Хайденом в 50-х годах, показали, что работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме.

Не меньший интерес представляют исследования, начатые хирургом Уайлдером Пенфилдом(1891-1976).

Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга. Когда он стимулировал височные отделы коры головного мозга, пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания, более того, эти воспоминания отличались исключительной точностью и полнотой (в них присутствовали цвета, запахи, звуки, движения и даже эмоции).

12 стр., 5603 слов

Память и методы е исследования

... ассоциации представляют собой ни что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Исследования памяти ... трудами по вопросам нарушения высших психических процессов при локальных поражениях мозга. Мы рассмотрим одну из его интересных, в каком-то смысле публицистическую ...

Кроме того, часто то, что пациенты вспоминали при стимуляции, было ими уже забыто в обычном состоянии. При этом Пенфилд установил, что только стимуляция височных долей (и никаких других областей мозга) приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Пенфилд считал, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, но затем припоминание по каким-то причинам затрудняется.

Современные нейрофизиологические исследования проникают все более и более глубоко в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток отростки (аксоны) соприкасаются либо с отростками (дендритами) других нервных клеток, либо возвращаются к телу своей клетки. Благодаря этому возникают так называемые реверберирующие круги возбуждения разной сложности, которые некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процессов памяти (точнее, процесса сохранения следов).

Заметное влияние на постановку проблемы памяти оказала известная аналогия между этапами переработки информации человеком и структурными блоками вычислительных устройств. Однако структура памяти обнаруживает значительно большую гибкость. Итак, механизм функционирования процессов памяти и ее материальный субстрат пока четко не определены.

Нет у ученых и единства по поводу психологической модели памяти. Но тем не менее накоплено достаточное количество общепризнанных суждений, касающихся устройства памяти, о некоторых из которых вам, дорогие читатели, будет очень даже полезно узнать.

.Общая характеристика памяти. Основные виды, процессы и механизмы памяти

То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует.

На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические приемы запоминания

... памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Запоминание Запоминание ... также от установки личности. Значимый для личности материал не ... памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. 3. В структуре памяти выделяют процесс забывание - это потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее ...

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. И. П. Павлов со своими сотрудниками экспериментально показали, что память есть результат рефлекторной работы мозга. «…Временная нервная связь, — писал Павлов, — есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей»

Многочисленные исследования показали, что нервная система может с большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии:

физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);

биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии . В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминаемое с уже известным, образовать ассоциацию.

15 стр., 7018 слов

Объект: легкая степень умственной отсталости. Предмет: интегративная сфера, память

Предметно-целевая часть.   Объект: легкая степень умственной отсталости. Предмет: интегративная сфера, память. Возраст: младший школьный возраст. Цель: развитие мнестических процессов. Задачи: 1) повысить уровень развития кратковременной памяти; 2) повысить уровень развития долговременной памяти; 3) повысить уровень развития произвольной памяти; 4) повысить уровень развития логической памяти. ...

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.

Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, на уроке географии, знакомя учащихся с названиями портов Австралии, учительница говорит, что одно из них похоже на женское имя Аделаида, и таким образом устанавливает ассоциацию по сходству, обеспечивающую запоминание.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения.

4 стр., 1614 слов

Наличие души пытались объяснить все непонятные явления человека

Психология- это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики ...

В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти; память видовая и память индивидуальная.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.

Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит от степени завершенности действий запоминания; интересов и склонностей личности; отношения личности к той или иной деятельности; эмоционального настроя; волевого усилия

Память в системе познавательной деятельности <#»justify»>Запоминание — процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего воспроизведения.

Виды запоминания:

А) непреднамеренное (сплошное) — без волевых усилий, яркое, нестандартное, субъективно-значимое.

Б) механическое — ключевой механизм- заучивание (механизм повторения)

В) логическое (11-12 лет)- запечатление в форме причинно-следственных связей, зависимостей; наиболее успешным оказывается при наличии достаточной осведомленности.

Механизмы запоминания: 2 признака:

активность-(наличие поставленной цели)

осмысленность (группировка по частям и состояние плана, повторение, концентрация усилий, самоконтроль).

Сохранение- осмысление и удержание информации в памяти в течение определенного времени. Эксплицитным — лучше сохраняется время, место, события; -имплицитным- сохранение навыка ( лучше удерживается в памяти навык).

Забывание- процесс обратный сохранению. Феномены забывания: Эббингауза:

А) реминисценция- смутное припоминание (с течением времени воспроизведение оказаться более четким и ярким)

Б) амнезия детства(до 3-5 лет)- отсутствие памяти, запоминания событий ранее 3-5 лет.

Воспроизведение- восстановление ранее воспринятой информации. 2 вида:

А) непреднамеренное (спонтанное)- без целевой установки, без волевых усилий.

Б) произвольное- в соответствии с целевой установкой на воспроизведение. Целевая установка и будет отвечать за требования к точности и быстроте воспроизведения.

Формы воспроизведения:

) узнавание- идентификация имеющейся в настоящее время инф-ции как уже ранее воспринимавшейся.

) припоминание — воспоминание ранее воспринятого без опоры в настоящем времени (требует больших усилий, чем узнавание).

Феномен Воспроизведения- эйдетическая память (образы) (дети 4-6 лет)- это способность к чрезвычайно яркому, живому и детализированному воспроизведению ранее воспринятой ситуации, объекта.

Характеристики памяти:

Объем памяти, т.е. возможность запоминания и сохранения определенного кол-ва единиц информации (стандартный объем памяти представлен «золотым числом» Миллера- у взрослого человека составляет 7+/-2 условные единицы информации.

Быстрота воспроизведения- скорость использования предыдущего опыта в практике настоящего.

Точность воспроизведения- способность сохранять и без ошибок воспроизводить воспринятую ранее информацию.

Длительность сохранения- способность определенное время сохранять воспринятую ранее информацию. Длительность сохранения детерминирована: а) необходимостью практического использования; б) субъективной ценностью инфекции.

На длительность сохранения оказывает влияние наличие квазипотребности.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Общие понятия о памяти.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности — основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Виды памяти:

Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).

Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

От приемов заучивания. Приемы заучивания:

механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память.

Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

.Мышление. Общая характеристика

Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризуется обобщенным, отраженным и опосредованным познанием действительности. Мышление обеспечивает выделение системообразующих признаков(предметов, явлений), а так же предполагает анализ причинно- следственных связей и зависимостей. Процесс мышления непосредственно связан с решением задач, а именно: мышление включается в ситуации, когда формулируется вопрос.

Процесс мышления неразрывно связан с речью (речь — одна из форм существования мышления).

Формы мышления:

. Понятие- это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, в основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Различают: общи понятия(целый класс однородных предметов, носящих одно название- стул, здание, болезнь, человек); единичные понятия(обозначающие один предмет- Венере, Пермь, Кама).

Понятия могут формироваться в процессе реальных практических действий, т.е. в практике, понятия могут представляться в процессе обучения.

. Суждение- это утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов и/или их свойств. Суждение предполагает элементарную оценку.

. Умозаключения- выведение из одного или нескольких суждений- нового суждения- это процесс решения задачи, процесс формулировки вывода.

. Рассуждение- это единство понятия, суждения и умозаключения. Мыслительные операции (в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции) к основным относятся:

анализ (расчленение целого на части) и синтез (составление целого из частей)- но стоит иметь ввиду, что при расчленении целого на части, части могут утрачивать те или иные свойства целого, приобретая взамен новые, кроме того, для психических явлений верным оказывается утверждение, что целое не является результатом простого суммирования составляющих его частей.

сравнение- операция более высокого порядка- установление сходства или различия между предметами, объектами, явлениями. Операция сравнения лежит в основе суждений.

парные операции:

а) абстракция — отбрасывание деталей, оперирование в дальнейшем главным, системообразующим (с точки зрения поставленного вопроса) (твердость, яркость, горечь, мудрость) и конкретизация — выделение деталей, детализация (стол: письменный стол, кухонный стол, обеденный стол, рабочий стол и т.д.)- операции высшего порядка.

б) индукция- мыслительный процесс от единичного к общему(все ли металлические предметы тонут в воде?) и дедукция- мыслительный процесс от общего к частному(все березы сбрасывают листву на зиму =>одна береза тоже будет зимой без листвы).

обобщение — виды:

а) синкретическое (случайное основание),

б) видовое (объединение в группу по стержневому, системообразующему качеству),

в) комплексное (объединение как минимум по 2-м признакам: стержневой, системный; дополнительный второстепенный).

Классификация. Виды мышления:

. по форме решения мыслительной задачи: а)наглядно-действенное- развивается раньше всего, задача решается в процессе конкретных действий; б)наглядно-образное- задача решается в процессе оперирования образами; в)абстрактно-логическое- оперирование знаками и символами(называют часто словесно-психическим т.к. знаковая форма облекается в слова:1+1=2).

. по характеру психической активности:

а) теоретическое мышление- понятийное мышление, образное мышление;

б) практическое мышление- наглядно-образное(план практических действий), наглядно-действенное(реализация плана).

. по степени развернутости мыслительного процесса:

а) дискутивное (развернутое мышление)- когда представлены все этапы от начала-выхода.; б) интуитивное — характеризуется предельной свернутостью решения задачи, слабой осознанностью процесса, отсутствием непосредственной связи между исходными и конечными данными.

. по степени новизны:

вида мышления: а) репродуктивное(воспроизводящее мышление) — в отличие от памяти- в этом случае воспроизводится процесс решения задачи; б)продуктивное- когда предлагается собственное решение; в) творческое- результат отличается принципиальной новизной.

. по степени адекватности мышления действительности: аутичное мышление — оторванное от реальности.

Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления:

Говоря о наиболее известных теоретических направлениях в области исследования мышления, мы встречаемся с понятием интеллект и интеллектуальные способности.

Интеллект — в переводе с латинского значит «разумение», «понимание», «постижение». Единого понимания данного термина нет: 2 основных толкования: более широкое: интеллект- это то, что обеспечивает адаптацию человека (Ж.Пиаже).

Более узкое : интеллект- обобщенная характеристика умственных способностей.

Интеллект- это совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Все теории о наличии у человека мышления и его происхождение, можно разделить на 2 большие группы:

. теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей — они являются врожденными и не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий. Теория мышления (в рамках гештальтпсихологии)- интеллектуальные способности определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания.

. теории, рассматривающие умственные способности, как развивающиеся в процессе жизни человека (1-воздействия среды, 2-идея внутреннего развития субъекта, 3-и1и2 вместе взятые).

С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям- связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте, способность к мышлению рассматривалась как врожденная. В рамках бихевиоризма мышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. В психоанализе — проблема бессознательных форм мышления («защитные психологические механизмы»), зависимость мышления от мотивов и потребностей человека. В отечественной психологии- проблема мышления- в рамках психологической теории деятельности(А.А.Смирнов, А.Н.Леонтьев и д.р.) — мышление как высший психологический процесс формируется в процессе деятельности.

Экспериментальные исследования процесса мышления:

В начале 20в. французские психологи А. Бине и Т. Смон предложили определять степень умственной одаренности с помощью специальных тестов. Все тесты на сегодняшний день делятся на несколько групп:

а) тесты достижения- о наличии у человека объема знаний в той или иной научно-практической области;

б) интеллектуальные тесты- для оценки соответствия интеллектуального развития обследуемого биологическому возрасту(тест Стефорд-Бине, тест Векслера);

в) критериально-ориентировочные тесты- оценка способности человека решать определенные интеллектуальные задачи, тесты для проф.отбора: МИОМ, модификация интеллектуальной батареи тестов Э. Амхауэра, предложенная Б.М. Кулагиным и М.М. Решетниковым (тест «КР-3-85»).

В процессе экспериментальных исследований был создан целый ряд концептуально-экспериментальных моделей интеллекта: наиболее известна модель интеллекта Дж. Гилфорда: интеллект- это многомерное явление(умственные процессы), которое может быть оценено по 3направлениям: а) содержанию(действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение); б) продукту(единица, класс, отношение, система, рассуждение); в)характеру(оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание).

Всего модель Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, и сводятся они к 15 факторам.

Таким образом мышление- это один из высших познавательных психических процессов, оказывающие существенное влияние на всю деятельность человека. В структуре мышления можно выделить определенные умственные операции.

Развитие мышления в персоногенезе.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление -последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый — ребенку 2-3 года — проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — это синкретизм детского мышления.

На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи.

В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

.1 Виды мышления

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

определить, какое именно правило привлечь для решения;

применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Мыслительный процесс.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

подготовка;

созревание решения;

вдохновение;

проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

Мотивация (желание решить проблему).

Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

В случае неудачи:

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.

В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания.

Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

Операции мыслительной деятельности.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых — в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает, или опровергает.

РАССУЖДЕНИЕ — это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Заключение

В заключении моей курсовой работы я подвела следующие выводы, что во первых, память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

Во вторых многие из известных учёных-психологов рассматривали проблемы памяти. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурия и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд.

В третьих современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

И в четвертых все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

интеллект мышление память нейрофизиологический

Список использованных источников

. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов, Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 624 с.

. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.

. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. — 352 с.

. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.

. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 464 с.

. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.  М.: Просвещение, 1971.  415 с.

. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии.  СПб.: Питер, 2004.  320 с. (Серия «Мастера психологии»).

Приложения