Вопрос 1. Память как психическая функция и процесс

Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.

В соответствии с современными представлениями нейрофизиологии и биохимии все явления памяти осуществляются либо путем изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при более длительных изменениях, на биохимическом уровне – в молекулах РНК и ДНК (долговременная память).

Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, навыки, умения. Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной стороны, зависит от этих качеств, с другой – сама способствует их дальнейшему развитию.

Рассмотрим более подробно мнемические процессы.

Запоминание – запечатление в сознании следа какого-либо объекта. В данном случае под объектом запоминания понимаются и предметы окружающего мира, и события, и идеи, и взаимосвязи между ними, и их языковое отображение, и эмоциональный фон, соответствующий объекту, т. е. любое проявление жизнедеятельности человека является объектом запоминания. Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов – он необходим для любого последующего проявления памяти.

Запоминание может быть механическим или смысловым. Первый тип осуществляется путем многократного повторения мнемического материала. Ну, например, это могут быть зубрежка таблицы умножения, многократное повторение иностранных слов при изучении языка или повторение последовательности каких-то движений, скажем танцевальных, для запоминания хореографической композиции. Смысловой тип запоминания появляется тогда, когда мнемический материал связан с мышлением. Основное значение в этом типе имеют логический ход мысли и ассоциативность структуры материала. Часто используются одновременно оба типа запоминания – при заучивании какого-либо материала, например лекций, или при учении наизусть текста роли. Чем более в процессе запоминания задействованы смысловые образования, тем дольше объект сохранится в памяти. Поэтому современные методики обучения стараются избегать механической зубрежки и как можно более задействовать логику и ассоциации.

7 стр., 3188 слов

Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

... количество точной информации. Это экономия времени при запоминании - процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти - то, что вы запомнили, вам больше не придется учить ... новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это ...

Надо отметить важную роль, которую в процессе запоминания играют мотивы мнемической деятельности. Виды таких мотивов могут быть различными. Например, Э. Харлок исследовал воздействие поощрения на процесс запоминания. Он установил, что в экспериментальной группе, в качестве мотивации которой было поощрение (в виде похвалы), продуктивность значительно выше, чем в контрольных группах, где хорошие результаты никак не поощрялись. В. Симс и Дж. Малер изучали влияние мотивации соревнования на продуктивность запоминания. Качественные и количественные характеристики запоминания оказалось наиболее высоким в ситуации личностного первенства.

Еще одним из основных мотивов, повышающих параметры запоминания, является уровень притязаний испытуемых.

Опыты и исследования, проведенные отечественными психологами П. И. Зинченко и З. М. Истоминой, подтвердили существенную роль мотивации при запоминании, однако установили, что одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать абсолютно различное влияние на данный процесс.

Следующим в цепочке является процесс сохранения. Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта. Вернемся к упомянутым примерам. Если танцевальная композиция представляет собой некий сюжет, а каждое движение служит развитием сюжета и передачей образа, то артист сохранит ее в памяти значительно дольше, чем когда эта композиция является набором не связанных общей логикой движений. В то же время длительность сохранения этой композиции зависит и от частоты ее исполнения. Так же и с ролью, и с учебным материалом. Даже будучи в свое время логически осмысленными, но затем более не применяемыми, знания быстро сотрутся из памяти. А примером действия ассоциативности на сохранение материала может послужить изучение языка. Механическое прослушивание записи иностранных слов значительно менее эффективно, чем обучение при помощи ассоциирования их в какие-либо логические связки, наглядных пособий и живого общения.

Из вышесказанного ясно, что процесс забывания неизбежно присущ человеческой памяти. Мы не можем хранить всю информацию, которая когда-либо была запечатлена в нашем сознании. Часть ее забывается за ненужностью. Кроме того, существует процесс вытеснения из сферы сознания неприятной, травмирующей информации. Таким образом, резко негативная эмоциональная окраска информации для данного субъекта также является фактором забывания.

Следующий процесс памяти – узнавание. Под этим термином понимают проявление памяти при повторном восприятии объекта. Простейший пример – узнавание по внешности или по голосу знакомого вам человека.

Процесс воспроизведения или припоминания отличается от узнавания тем, что объект вспоминается без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти внешность или голос знакомого. Ну и, разумеется, сюда же относятся более сложные формы воспроизведения – припоминание изученного материала, последовательности движений, нюансов какого-либо события вашей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу. Такое «извлечение» воспоминания может быть проведено, например, при гипнотическом воздействии на человека.

10 стр., 4658 слов

«Память: Физиология процесса, механизмы формирования и регуляция»

... процессе обучения. Современная медицина ставит перед собой задачу управления памятью и увеличения объема памяти человека. Решение этих задач подразумевает знание механизмов запоминания и воспроизведения информации человеком, т.е. физиологии памяти, ... общего потока информации, т.е. в долговременную память отбирается, прежде всего, наиболее важная информация, например, та, которая имеет значение для ...

У каждого человека существуют различные виды памяти. Три основные группы – это образная, эмоциональная и словесно-логическая память.

Образная память разделяется на несколько подвидов в соответствии с типом анализатора, создающего след (в данном случае запечатлеваемый образ).

Такими подвидами являются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, осязательная, вкусовая память. В зависимости от степени развития того или иного анализатора у каждого человека некоторые подвиды образной памяти преобладают над остальными. Редко встречаются случаи, чтобы все анализаторы были развиты одинаково.

Образная память тесно связана с видом деятельности человека. Так, для художника наиболее важной является зрительная память, для музыканта – слуховая, для человека, владеющего боевыми искусствами, – моторная, и т. п. Например, Моцарт и некоторые другие композиторы могли после единственного прослушивания безошибочно воспроизвести самые сложные музыкальные произведения. А такие художники, как Левитан, Айвазовский, Васнецов обладали изумительной зрительной памятью, позволяющей им писать свои знаменитые картины не только с натуры, но и по памяти.

Преобладание того или иного вида памяти не обязательно определяет профессию. Просто, например, люди с преобладанием зрительной памяти лучше воспринимают материал, когда читают его, а не когда прослушивают. Для того чтобы, скажем, выучить наизусть стихотворение, им удобнее читать его, а не слушать. Попытка воспринять текст одновременно еще и на слух ухудшает качество запоминания, поскольку при подключении слухового анализатора в данном случае происходит торможение зрительного.

Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной врожденной способностью, взглянув бегло на какой-либо объект, в точности воспроизвести все детали. Например, взглянув на дом, который они видят впервые, и сразу отвернувшись или закрыв глаза, они могут в точности рассказать, сколько у него окон, какие из них освещены, на каких балконах сушится белье, какие занавески на каждом из окон и т. п. Таким образом, здесь происходит моментальное запечатление объекта при помощи одного только зрительного анализатора. Считается, что способности к эйдетическому способу запоминания можно до некоторой степени развивать путем тренировки. Но это касается людей с преобладающим зрительным типом памяти. Да и в этом случае результаты не достигнут способностей, проявляемых эйдетиками.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... момент, а и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так как без ... но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, ...

Эмоциональный (или аффективный) вид памяти заключается в запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении эмоций и чувств, когда-либо пережитых человеком. Как правило, толчком для воспроизведения объектов эмоциональной памяти являются воспоминания о событиях, которые вызвали данные эмоции. Ведь всякое значительное или незначительное событие нашей жизни сопровождается целой гаммой эмоций. Именно эмоциональная память позволяет стать воспоминаниям об этих событиях более объемными, более достоверными. Без эмоций они были бы скупы и схематичны. Что могут значить для человека воспоминания о дне его свадьбы или о дне скорбной утраты, если ему не дано воскресить в памяти те чувства и эмоции, которые переполняли его? Они были бы ничем не затрагивающим его душу воспроизведением последовательности событий – и только.

Кроме того, эмоциональная окраска воспоминаний позволяет им дольше сохраняться. Чем более сильные эмоции запомнились в связи с каким-либо событием или объектом, тем легче будет воспроизвести хранящийся в памяти образ. Отсюда следует вывод, что эмоциональная память неразрывно связана с образной. Ведь эмоции связаны не только с событиями жизни. Они могут быть вызваны музыкальным произведением, картиной, запахом, вкусовым ощущением, чувством голода или боли. Если мы остались равнодушны к какому-либо музыкальному произведению, вряд ли нам удастся воспроизвести его в сознании. Если какое-то полотно вызвало у нас волнующую и сильную гамму чувств, мы наверняка запомним его надолго. Точно так же мы скорее и ярче запомним и впоследствии сможем распознать тот запах, который вызвал у нас восхищение или отвращение, чем тот, который не пробудил никакой эмоциональной реакции.

Эмоциональная память особенно важна для людей творчества, представителей различных видов искусства. Это связано с тем, что они по роду своей деятельности – будь то живопись, литература, музыка или что-то еще – обязаны наиболее ярко воспроизводить образы. А в этом лучшим помощником является эмоциональная память.

Словесно-логический вид памяти характеризуется тем, что информация сохраняется в словесной форме и объединяется в смысловые блоки, которые связаны цепочкой ассоциаций. Таким образом, материалом словесно-логической памяти может служить лишь прочитанная или услышанная информация.

В ходе онтогенетического развития человека происходит смена способов запоминания, и в процессе взросления и овладения логическим мышлением все большее значение приобретает именно словесно-логическая память.

Новое слово в представление о памяти внесла когнитивная психология. Это одно из ведущих течений зарубежной психологии, основанное в середине прошлого столетия. Представители этого течения проводили аналогию между познавательными процессами, в частности памятью человека, и процессами переработки, хранения и актуализации информации в вычислительных устройствах. На основании этой аналогии они сделали вывод, который был воспринят и дополнен отечественными психологами. Он заключается в том, что функция памяти имеет две подсистемы – долговременную память и кратковременную. Впоследствии стали выделять еще оперативную память.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Долговременная память обеспечивает сохранение информации на длительное время – от нескольких часов до нескольких десятилетий. Проводя аналогию с компьютером, можно сравнить эту форму памяти с жестким диском, объем которого не безграничен, но тем не менее позволяет хранить основную необходимую информацию и обращаться к ней в случае надобности. У человека объем долговременной памяти очень велик. Однако количество запоминаемой информации в течение жизни неизмеримо больше. Поэтому для того, чтобы сохранялось максимальное количество информации, она должна быть хорошо структурирована. Это означает, что необходима осмысленная интерпретация всякого вновь поступающего мнемического материала, увязывание его в одну систему с уже имеющимся. Простого механического повторения недостаточно для сохранения информации в долговременной памяти.

Кратковременная память служит для удержания на некоторое время данных, поступающих либо от органов чувств – для передачи в долговременную память, либо из долговременной памяти в оперативную – для того, чтобы работать с этими данными. Она представляет собой начальную стадию переработки информации.

Таким образом, можно сказать, что долговременная память отвечает за процесс хранения информации, а кратковременная начинает работать в момент запоминания, узнавания или воспроизведения.

Оперативная память представляет собой процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации для достижения конкретной цели в некий промежуток времени. И оперативная, и долговременная память в процессе своего формирования проходят стадию кратковременной.

Выделяют также сенсорную память как отдельную подсистему. Под ней подразумевается процесс удержания продуктов сенсорной информации, полученной от органов чувств, до того, как они поступают в кратковременную память. Это удержание длится очень короткое время – менее секунды. Та сенсорная информация, которая фиксируется за этот промежуток времени сознанием, поступает в кратковременную память. Упомянутый выше эйдетический вид памяти по своей форме является именно сенсорной памятью. У эйдетиков она в значительной степени развита.

При экспериментальном исследовании памяти предметом рассмотрения становятся отдельные ее составляющие. Это могут быть, например, объем оперативной памяти, характеристики произвольного запоминания, точность сохранения образов и т. п.

Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении. Ослабление памяти носит название «гипомнезия». Гипомнезия может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией сильного эмоционального потрясения. При устранении этих факторов память возвращается к норме без психотерапевтического вмешательства. Может она принимать и более устойчивые формы – при невротических и некоторых соматических расстройствах. В таком случае функция памяти возвращается постепенно после излечения таких расстройств. Здесь, как правило, без помощи или хотя бы рекомендаций психотерапевта не обойтись. Кроме того, необходимо применение ноотропных средств – лекарственных препаратов, восстанавливающих и поддерживающих функции головного мозга.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходиться, не ... и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий ...

Гипомнезия может наблюдаться при алкогольном психозе. Это известный в психиатрии синдром Корсакова (открыт русским психиатром С. С. Корсаковым в 1897 г.) – нарушение памяти на ближайшие события при сохранении ее на события прошлые. Данный синдром наблюдается также у старых людей, страдающих атеросклерозом сосудов головного мозга: события далекого прошлого, своей молодости, зрелого возраста такие люди помнят прекрасно, но не могут припомнить, что делали вчера или час назад.

Помимо гипомнезии, существует амнезия – полная потеря памяти. Она в основном бывает вызвана травмами головного мозга. Различают ретроградную амнезию, когда человек не может вспомнить ничего из той части жизни, которая предшествовала заболеванию, и антероградную амнезию – выпадение из памяти всего, что было после травмы. Бывает также частичная амнезия – потеря только одного вида памяти при сохранении остальных.

Существует еще одна аномалия памяти – гипермнезия. В отличие от ослабления памяти, здесь, наоборот, происходит усиление возможностей припоминания. У некоторых людей гипермнезия на те или иные виды памяти бывает врожденной, у некоторых – патологической, появившейся в результате травм мозга, на фоне высокой температуры или воздействия каких-либо психотравмирующих факторов. Проявляется патологическая гипермнезия в том, что память удерживает огромное количество ненужных и несущественных деталей. Причем такое проявление является непроизвольным и не зависит от уровня интеллекта. Врожденная же гипермнезия характеризуется сознательной возможностью удерживать в памяти значительно большее количество информации, чем это доступно обычному человеку. Людей с феноменальной памятью называют мнемонистами. Об одном из таких людей, обладающем уникальными способностями к запоминанию, написал известный российский психолог А. Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти».

Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа – произвольное и непроизвольное.

Основной характеристикой любой человеческой деятельности является направленность. Следовательно, взаимосвязь запоминания и деятельности прежде всего характеризуется зависимостью запоминания от характеристик направленности.

Направленность деятельности представляет собой осознанное намерение достичь той или иной поставленной цели. Намерение, таким образом, является основой сознательной деятельности человека, стремлением достичь желаемого результата в соответствии с намеченной программой действий.

Направленность на запоминание какого-либо материала называется мнемической направленностью. Она делится на следующие виды: направленность на полноту, точность, последовательность, прочность запоминания. Иногда эти виды выступают в совокупности, иногда отдельно – в зависимости от конечной цели деятельности. Например, при заучивании текста наизусть необходимы все четыре вида. А, скажем, при переработке информации, целью которой является составление о каком-либо объекте собственного мнения, необходимы преимущественно направленность на точность и полноту, а последовательность и прочность запоминания не важны.

4 стр., 1907 слов

Приемы запоминания информации

... из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности. Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания ...

Итак, если целью деятельности является сознательное запоминание материала, то в этом случае запоминание является произвольным. Если же мнемическая задача не ставится, а запоминание является побочным эффектом деятельности, то это – непроизвольное запоминание. В чистом виде два этих типа запоминания встречаются не так часто. Обычно один из типов преобладает, но к нему примешивается и второй.

Непроизвольное запоминание непосредственно связано с процессом научения на ранних стадиях онтогенеза, так как процесс накопления жизненного опыта происходит путем неосознаваемого, т. е. непроизвольного, усвоения информации об окружающем мире. На более поздних стадиях онтогенеза в процесс научения вплетается и произвольное запоминание. Это происходит тогда, когда человек уже способен к целеполаганию в деятельности.

В опытах, проведенных академиком А. А. Смирновым, известным российским специалистом в области исследования памяти, наблюдается следующая закономерность – с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Это объясняется тем, что продуктивность непроизвольного запоминания определяется в первую очередь интенсивностью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности. Дети прикладывают значительно больше усилий для выполнения какой-либо деятельности. Взрослым же людям в силу умственного развития требуется значительно меньшая интенсивность интеллектуальной активности, поэтому доля непроизвольного запоминания с возрастом уменьшается.

Развитие и тренировка памяти являются основной прикладной задачей исследований в области памяти. В современной психологии существует большое количество авторских методик, направленных на расширение возможностей запоминания текстовой, звуковой, образной и других видов информации. Наиболее актуальными являются методики повышения эффективности в запоминании словесного материала в текстовой или устной форме. Это связано с тем, что наибольшую часть информации, связанной с обучением, развитием, адаптацией в социуме, мы получаем в словесном виде – при чтении учебных пособий, художественной литературы, прессы, при прослушивании лекций, радиопередач, при общении с людьми и т. д.

В качестве примера повышения эффективности запоминания словесной информации можно упомянуть одну из самых известных методик – методику алгоритмизации словесного материала. Она применяется для улучшения запоминания научных и научно-популярных текстов, публицистики, устных докладов и выступлений, а также для повышения скорости чтения. Первым этапом является отделение существенной информации от несущественной; второй этап – отделение в существенной информации главной мысли от второстепенных мыслей; третий этап – «сжатие» главной мысли до слова-образа для формирования «ключа» для дальнейшего воспроизведения информации всего текста.

Вопрос 2. Виды памяти и их особенности

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

3 стр., 1408 слов

Запоминание информации о себе лучше чем о других

... линии Эффект самореферентности это запоминание информации о себе лучше чем о ... в запоминании деталей эпизодов связанных с насилием и жестокостью Исследование Маккоби и Жаклин по вербальной памяти, не установили половых различий По цифровой памяти Памяти на буквы Памяти на ...

– Моторная память

является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

– Эмоциональная память

связана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.

Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения. Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту.

– Образная память

имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую

память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности.

Зрительная

память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно долгого времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Слуховая

память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Осязательная, обонятельная, вкусовая

и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Например, мы помним запах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и по зная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся их избегать.

Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

– Логическая память

и в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.

Никаких природных готовых программ у этой памяти нет. Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека. Логическая память у младших и старших школьников различна. Лучше выражена она у старшеклассников.

11 стр., 5026 слов

Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста

... в деятельности или возвратить в сферу сознания[31]. По определению А.В. Петровского, «память-запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [23]. Л.С. Выготский говорит, что ... в деятельности или возвращение в сферу сознания [9]. По мнению И.М. Сеченова память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его информации [27]. М. Кордуэлл предлагает ...

– Эйдетическая память

— особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В России наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психолога А.Р. Лурия) репортер Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлого века. Это был человек, который не забывал ничего.

Он мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более) чисел или не связанных между собой слов. Причем он легко и абсолютно точно воспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через пятнадцать лет после предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильно выраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.) он мог «перевести» в яркий зрительный образ. Так, например, он вспоминал, что у знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, «как будто какое-то пламя с жилками».

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия.

– Синестезия–

возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей. Например, возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин — при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки. В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».

С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации., различают следующие виды памяти:

– Сенсорная

(иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

– Кратковременная

(первичная) память — позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с.

– Долговременная

(вторичная) память — простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти. Так, в частности, во вторичной памяти выделяютоперативную

память, т.е. по существу, пролонгированную кратковременную память. Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 с.

– Генетическую

память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по — видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказать влияние через обучение и воспитание.

Выделяют еще так называемую «вечную»

или третичную память

, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.).

И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.

Вопрос 3. Условия запоминания

Те, кто жалуется, что у них плохая память, нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания. 1. Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведения материала. А. С. Пушкин проявлял исключительный интерес к поэзии. Стихи он очень любил, читал с увлечением и поэтому легко их запоминал. Современники поэта отмечали, что стоило Пушкину только прочесть раза два страницу какого-нибудь стихотворения, и он уже мог повторить его наизусть. Исключительной памятью на поэтические произведения отличался и Владимир Маяковский. 2. Большое значение для запоминания имеют чувства. Все, что связано с радостью, печалью, гневом, как правило, запоминается лучше, чем то, к чему человек относится безразлично. 3. Важным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Если мысли, которые надо запомнить, не ясны ученику, он начинает их механически заучивать, дословно зазубривать; подобная учебная работа только вредит его умственному развитию, а то, что выучено таким образом, быстро забывается. 4. Очень важно также поставить перед собой задачу — прочно и надолго усвоить. Если ученик учит урок только для того, чтобы завтра ответить учителю (а потом все забыть), то обычно усвоенное с этой целью быстро утрачивается памятью. Если же школьник учит с мыслью о том, что данный материал надо помнить долго, так как он пригодится в жизни, то и усвоение его будет более быстрым и прочным. В одном эксперименте группе учеников прочли два отрывка литературного текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. Но в действительности оба отрывка предложили рассказать спустя две недели. Оказалось, что первый отрывок ученики почти полностью забыли, так как у них была невольная установка помнить его недолго (до завтра), а второй отрывок лучше сохранился в их памяти (здесь у них было намерение долго не забывать его).

5. Большое значение для усвоения учебного материала имеет соединение запоминания с деятельностью человека, требующей мышления, активности. Если ученик в процессе запоминания сравнивает, обобщает, делает выводы, то в этих условиях процесс усвоения становится особенно сознательным и потому протекает более успешно. Проводили такой опыт. Учащимся давали читать предложения, каждое из которых было составлено на определенное правило правописания. При этом детей спросили, на какие правила даны эти предложения. Затем они должны были сами составить предложения на эти правила. Через несколько дней поинтересовались, как школьники помнят все предложения. Оказалось, что тех предложений, которые были придуманы самими учащимися, они запомнили в три раза больше, чем предложения, данные в готовом виде. 6. Наличие знаний по тому учебному предмету, по которому усваивается материал, также служит благоприятным условием для запоминания, так как при этом новое легче и прочнее связывается с тем, что уже известно. 7. Запоминание — труд, и труд иногда нелегкий, поэтому важным условием усвоения учебного материала является настойчивость, упорство в работе, умение не бросать ее на половине, а добиваться полного и прочного запоминания. Это — волевые качества, без которых невозможна серьезная умственная работа.

Вопрос 4. Правила развития памяти

Первое правило развития памяти: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови. Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? По меньшей мере, один день в неделю нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших «кислородных» пауз, открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате. Ну и конечно, больше двигайтесь и занимайтесь спортом, физическая активность улучшает общее кровообращение и мозга в том числе.

Третье правило развития памяти: Не курить! Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет большие способности в этом плане, чем некурящий человек, не тренирующий ее. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память. Это подтвердили многочисленные исследования ученых. Так что стремление развить память — хороший повод бросить курить.

Второе правило развития памяти: Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещество, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами).

Без нормального сна память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же мозг человека настроен на биологические ритмы смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью – именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток – 9.

Четвертое правило развития памяти: Избегать алкоголь! Если вы хотите сохранить всю гибкость своего ума, нужно избегать алкоголя. Неоспорим тот факт, что прием алкоголя ведет к ослаблению памяти. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в голове события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, «сдобренный» вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если вам нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.

Пятое правило развития памяти: Питаться правильно. Многочисленные опыты позволили определить, что химическая активность сопровождается потерей фосфорной кислоты и солей кальция. Следует компенсировать эти потери: сыр (специальные бродящие массы, швейцарский, голландский и честер), яйца, ростки зерна, миндаль, орехи несут в организм нужное равновесие фосфора-кальция.

Во время интенсивных умственных усилий необходимо употреблять пищу: богатую белком (мясо, яйца, печень, рыбу), хорошо усваиваемую (мясо гриль, вареные овощи на пару или воде), избегая жирное, мучное, сладкое. Следует есть понемногу за раз, переполненный желудок расслабляет умственные способности.

Здоровый образ жизни, включающий питание для памяти, отказ от вредных привычек, здоровый сон и физическую активность является самым естественным правилами сохранения памяти на долгие годы.

Способы развития памяти

  1. Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями. Чем больше ваших собственных мыслей и чувств “зацепится” за информационный поток, тем больше шансов запомнить то, что действительно важно.
  2. Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.
  3. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.
  4. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка — такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.
  5. Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Мозг будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.
  6. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.
  7. Развить память вам поможет ежедневное прокручивание в уме всех событий минувшего дня. Вспоминайте их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:«Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?
  8. Читайте книги — это полезно! Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.
  9. Учите стихи. В школе мучают не просто из вредности. Способ надежный и проверенный временем. Но учить лучше то, что нравится. Например, текст любимой песни. Лучше всего запоминается материал, который нам уже частично известен. Новые материалы должны пройти процесс осознания.
  10. Помните – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.
  11. Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.
  12. Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверьте, эта новая знакомая Ксения запомнится вам надолго.
  13. Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику, не прибегая к помощи профессионала – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.
  14. Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.
  15. С развитием памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.
  16. Не ленитесь. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит.
  17. Задумайтесь над тем, какие перспективы перед нами открывает хорошая память, чего вы сможете достичь благодаря ей. Это подстегнет вас на ее развитие.
  18. Нейробика поможет поддерживать и развивать вашу память.
  19. Читайте соответствующую литературу. Немало дельных и, главное, запоминающихся советов для развития памяти можно почерпнуть из книг.

Нагружайте свою память используя описанные правила и способы, ведь чем меньше мы ее задействуем, тем больше она слабеет, тем чаще подводит. И наоборот, хорошая память – наш верный путь к успеху.

Факторы запоминания

   Память — целостный психический процесс, но в нем можно выделить целый ряд подпроцессов. Запоминание является, возможно, самым главным подпроцессом памяти. По-крайней мере основная функция памяти — удержание информации, поступающей из внешней среды — невозможна без запоминания. Работа памяти с каждым новым объектом, который предстоит удержать в памяти, начинается именно с запоминания.     Как известно, память в целом обладает рядом определенных характеристик:     — объем,     — быстрота запечатления,     — точность воспроизведения,     — длительность сохранения,     — готовность к использованию сохраненной информации.     От работы запоминания зависят все эти характеристики памяти. Объем памяти — важнейшая интегральная характеристика памяти — связан с возможностями запоминания информации. Говоря об объеме памяти, обычно в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации (наблюдаемых объектов).

   Быстрота запечатления характеризует способность человека оперативно запоминать информацию. Быстрота запоминания зависит от ряда факторов, в том числе от подвижности нервной системы, общего тонуса человека в настоящее время (психического состояния).

Способ запоминания имеет очень большое значение для быстроты запечатления. Некоторые способы замедляют этот процесс, но делают его более качественным, другие — наоборот.     Пожалуй, большинство людей предъявляют к своей памяти требование — чтобы она работала максимально точно, не давая сбоев, то есть, чтобы характеристика памяти — точность воспроизведения — была на высоте. На точность воспроизведения оказывает большое влияние ряд факторов. Например, органические поражения головного мозга могут значительно снизить точность воспроизведения. На точность воспроизведения, как уже было отмечено выше, большое значение оказывает и способ запоминания. Так, если при запоминании какой-то порции информации, человеко воспользовался тем или иным мнемотехническим приемом, точность воспроизведения может быть гарантирована на многие годы вперед.     Важнейшей характеристикой памяти является длительность хранения информации, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Процесс запоминания тоже оказывает значительное влияние на длительность хранения информации. Например, если студент торопится, «глотает» главу за главой из учебника, не делая пауз и не обдумывая прочитанное, то, очевидно, такая информация не сможет удержаться в памяти дольше двух-трех дней. Это обстоятельство может кому-то показаться забавным, но если представить сколько вокруг ходит таких «специалистов», успешно сдавших все экзамены в своем вузе, но не помнящих из учебников и лекций практически ничего…     Однако это совсем не значит, что для лучшего процесса запоминания надо дозировать знания как лекарство. Да, необходима размеренность и последовательность, но, тем не менее, иногда бывает очень полезным устраивать «мозговые штурмы» для глубокого проникновения в проблему. Для многих дисциплин, особенно для точных и естественных наук, бывает очень полезным глубоко проникнуть в проблему. Это сильно облегчает понимание и — соответственно — запоминание.     Условия, в которых происходит запоминание, имеют большое значение для последующего воспроизведения информации. Каждому знакомо, когда сначала долго не можешь вспомнить какую-либо информацию, тебе кажется, что ее хорошо забыл, но потом она всплывает в сознании как бы сама собой, часто — тогда, когда необходимость в ней уже отпала. Для облегчения запоминания можно пользоваться ассоциациями с окружающей средой. Известен ораторский прием — чтобы запомнить речь, надо ходить по комнатам, останавливаться у тех или иных предметов обихода. Потом, когда придет время произнести речь, надо представить в уме процесс хождения по квартире.     Если человек запоминал какую-то информацию в спокойной обстановке, ему потом будет сложнее ее вспомнить в стрессовой ситуации. Во время закрепления информации (например повторения в уме стихотворения) не будет лишним, скажем, пройти по шумной улице и повторить это стихотворение там.     Запоминание — процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:     — непреднамеренное (непроизвольное) запоминание,     — преднамеренное (произвольное) запоминание.

Непроизвольное запоминание

   Непреднамеренное запоминание — запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Этот вид запоминания можно было бы еще назвать бесцельным, потому что это запоминание очень во многом случайное, хотя зачастую и связано с нашими привычками, интересами и склонностями. Так, например, зубной врач в силу своих персональных особенностей может запомнить особенности зубов случайного прохожего. Однако и в этом случае такое запоминание будет бесцельным, хотя и небезосновательным.     Непреднамеренное запоминание связано с тем, что наши глаза обычно открыты в состоянии бодрствования, а уши вообще открыты всегда, в том числе и в состоянии сна. Поэтому то, что без задействования нашего произвольного внимания воздействовало на органы чувств, сохраняет некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека:     — связанное с привычками, интересами и склонностями,     — связанное с психическим состоянием (если мы расстроены, то с большей вероятностью заметим в толпе тоже расстроенное лицо),     — связанное с текущими целями и задачами деятельности,     — просто ассоциированное с какими-то другими значимыми ситуациями.

Произвольное запоминание

   Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель, связанную с запоминание, то есть — запомнить некую информацию. Произвольность связана не только с постановкой цели, но и с выбором способа. Если человек для запоминания той или иной информации пользуется мнемотехническими приемами, это однозначно свидетельствует о том, что процесс запоминания носит произвольный характер.     Произвольное запоминание это не просто антоним к непроизвольному запоминанию. Оно представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить то, что надо. Бывает так, что человек напрягает все свои мыслительные способности, — ради запоминания. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели в области запоминания. Самое характерное такое действие — заучивание, то есть многократное повторение заучиваемой информации. Это может быть повторение какого-то текста или повторение музыкантом музыкального опуса, а танцором — заучиваемого танца. Заучивание — сугубо человеческое достижение. Только человек сознательно использует этот механизм, потому что знает, что «repetitio — mater studiorum» («повторение — мать учения»).     Характерная особенность произвольного запоминания — проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным.     Постановка специальных задач играет существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. С. Л. Рубинштейн считал, что запоминание очень сильно зависит и от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он полагал, что нельзя делать однозначные выводы о большей эффективности произвольного или непроизвольного запоминания. Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования известного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Мнемическая деятельность

   Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.     Мнемическая деятельность — специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Мнемическая деятельность, таким образом, всегда носит избирательный характер.

Осмысленное и механическое запоминание

   Если человек учит какое-то стихотворение, не задумываясь над смыслом слов, которые учит, и над идеями автора, если он учит какой-то физический закон, просто тупо повторяя: «Сила действия равна силе противодействия», такое запоминание называется механическим. Осмысленное запоминание всегда сопровождается пониманием, моделированием в своем сознании того, что запоминается. Для осмысленного запоминания стихотворения необходимо представлять то, чем говорится, представлять и автора, как и зачем он написал это стихотворение, о чем хотел сказать своим читателям. Для осмысленного запоминания физических законов надо иметь представление о связанных с этим другими законами, надо понять, что именно запрещает этот физический закон (ведь любой закон что-то запрещает), представить, что было бы, если этот закон перестал действовать (не будет действовать третий закон Ньютона — ударишь рукой в стенку — стенка проломится, а ты даже ничего не почувствуешь).     Осмысленное не следует путать с произвольным запоминанием. Произвольное запоминание может быть и механическим, и осмысленным.     Основой для механического запоминания являются ассоциации по смежности: одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени или пространстве. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.     Осмысленное запоминание обычно продуктивнее механического. Однако не всегда оно возможно. Если просто нужно запомнить несколько адресов, по которым предстоит разослать письма, то как не понимай, а все равно не поймешь, какая связь между «улицей Ленина, дом 119, кв. 22» и «проспект Петрова-Водкина, дом 7, кв. 84». Волей-неволей, придется многократно повторить эти адреса, чтобы не забыть. Можно использовать «псевдопонимание», то есть те же самые мнемотехнические приемы. Например, можно «понять», что бывший проспект Ленина разжаловали до улицы, и сделано это было «службой 911» (но только наоборот) 22-го числа, перед Днем защитника Отечества…     Механическое запоминание обычно неэкономно, требует многих повторений и при этом не дает гарантию на то, что важная информация оказалась запомненной. Нам может показаться, что мы хорошо запомнили номер телефона (благо он не сложный), но потом этот номер совершенно «вылетает» из головы. Если же мы используем понимание или псевдопонимание (мнемотехнику), нам не составляет труда проверить, правильно ли мы запомнили информацию.    В экспериментах было показано, что при механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов — всего 20 %. В случае же осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала

   Полезным приемом осмысления материала, например, является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д. Одним из вариантов сравнения как метода запоминания является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Так, изучая с детьми новый материал, учитель часто сопоставляет его с уже изученным, тем самым включая новый материал в систему знаний. Для успешного понимания сравнение не должно быть по формальным признакам, но по существу («Все познается в сравнении»).     Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления.