Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди молодежи

Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди молодежи

Содержание

Введение 3

1. Основные понятия и причины употребления наркотиков молодежью 6

2. Основные положения профилактической работы 18

3. Социально-педагогическая деятельность при реализации

профилактики наркомании у молодежи 26

4. Социально-педагогическая помощь семье как основа профилактики

наркомании молодежи 35

Заключение 42

Литература 44

Введение

В настоящее время проблема наркомании в России является одной из актуальных. По данным Всемирной организации здравоохранения на каждые 100 тыс. подростков приходится 168 ребят, потребляющих наркотики, и 164 токсикомана. Больных, то есть переросших стадию злоупотребления и уже поставленных на учет, — 74,4 молодых человека на каждые 100 тыс. и 34 токсикомана. 28 647 молодых людей состоят на учете в наркологическом диспансере, то есть из каждой тысячи 16 — 18-летних четверо — наркоманы.

К сожалению, существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим наркотической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания, а профилактические программы, направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками не получили должного распространения в нашей стране. Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок и коллективов, способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе специалистов учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с подростками и молодежью, которые могут уловить нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов. В связи с этим становится актуальным вопрос разработки и осуществления социально-педагогических программ профилактической деятельности. Данный аспект и объясняет социальную значимость данной проблемы.

2 стр., 935 слов

Социально-профилактическая работа;

Тест По дисциплине «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом»     Уважаемый студент, Вам предлагается тест по дисциплине «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом», который включает 40 вопросов. К каждому вопросу дается 3 варианта ответа, из которых необходимо выбрать один правильный.     1. Социальная норма – это 1) общественная необходимость; 2) ...

В современной социально-педагогической литературе проблеме профилактики наркомании среди молодежи в последние 15 лет стало уделяться больше внимания. Так в этой области известны работы таких авторов как С.В. Березина, В.В. Лозового, В.Н. Касаткина, Т.И. Петраковой, А.М. Рябченко и многих других. В работах этих и других авторов система профилактической работы рассматривается комплексно, с позиции медицинского, психологического и социально-педагогического подходов. Научная значимость, в связи с этим, определяется необходимостью выделения социально-педагогических аспектов профилактики наркомании молодежи.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов данного теоретического исследования в работе социальных педагогов при организации ими социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди молодежи.

В связи с этим цель нашей работы — изучение специфики социально-педагогической деятельности по профилактике наркологии среди молодежи.

Объект исследования — профилактика наркомании среди молодежи.

Предмет исследования — социально-педагогические основы деятельности в рамках профилактики наркомании среди молодежи.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия и причины употребления наркотиков подростками и молодежью.

2. Проанализировать понятие «профилактическая работа» и структуру современной профилактической деятельности в области злоупотребления молодежью наркотическими средствами.

3. Изучить основные задачи и структуру социально-педагогической деятельности в области профилактики наркомании.

25 стр., 12475 слов

Социально-педагогическая работа по профилактике наркомании среди подростков в условиях учреждения образования (на примере ГУО 'СШ № 40' г. Витебска)

... исследования: выявить и проанализировать возможности социально - педагогической работы по профилактике наркомании среди подростков. Задачи исследования: ... . - 156с. .Березин, С.В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста ... как средства снижения риска вовлечения молодежи в наркозависимость; повышение уровня информированности ...

4. Выяснить специфику социально-педагогической работы с семьей в условиях наркотизации молодежи.

1. Основные понятия и причины употребления наркотиков молодежью

Проблема наркомании вызывает много споров и столкновений не только в области практики, но и в терминологии, а взгляды различных специалистов приводят к разночтению. Отсутствие единого подхода при трактовке содержания понятий мешает выработке единой стратегии про-тиводействия распространению наркомании. Поэтому, прежде чем гово-рить о профилактике, необходимо определить некоторые понятия, которые используются при описании наркомании и ее симптомов, а также рассмотреть, как развивается эта болезнь и обозначить причины приобщения людей к наркотикам. Эта информация важна для эффективного построения и проведения профилактической работы…

Заключение

Данная работа была посвящена теме социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди молодежи.

Проведенная нами работа показала, что социально-педагогическая деятельность в сфере профилактики наркомании представляется нам центральным в общем комплексном подходе, включающем в себя первичную, вторичную и третичную формы работы.

Как показал анализ литературы, деятельность социально-педагогических служб помогает с одной стороны центрировать и организовывать общий процесс взаимодействия всех служб, занимающихся профилактикой наркомании, а с другой — осуществляет непосредственную групповую и индивидуальную работу с молодежью, основанную на проведении различных социально-психологических форм тренинговой и консультативной деятельности социальных педагогов.

Особой формой работы социально-педагогических служб является и работа с семьей. Основными задачи этого вида деятельности являются формирование у родителей детей представлений о наркомании, средствах и методах ее профилактики, а также мотивирование взрослых на активное включение в создание вокруг ребенка благоприятной среды развития. В условиях вторичной профилактики и работы с неблагополучными семьями деятельность социально-педагогических служб также включает в себя и поддержку ребенка в условиях влияния на него негативных факторов, толкающих его на начало употребления различных психоактивных веществ.

6 стр., 2708 слов

«Дети сироты как объект социально — психологической работы»

... вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии. 1.2.Социально психологические особенности детей ... внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений; 3) педагогическая ... причины сиротства. 1.2.Социально психологические особенности детей-сирот. 2. Социально - психологическая работа с детьми - сиротами. ...

Основными методами работы в сфере социально-педагогической деятельности по профилактики наркомании являются следующие: лекции, собрания, социально-психологические тренинги, консультации семьи и подростков, а также общая координация деятельности различных ведомств и служб.

В заключение следует отметить, что в нашей стране больше внимания уделяется третичным формам профилактики, хотя, как показывает анализ научной литературы, методы первичной и вторичной профилактики являются более эффективными и менее трудоемкими. При этом социально-педагогическая деятельность в этой сфере — является центральным звеном, которое помогает сделать этот процесс более эффективным.

Литература

1. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. — Самара: Изд-во СИУ, 2001.

2. В наших силах предупредить. Пособие по первичной профилактике наркомании./ Под ред. О. Саначиной. — М., 2002. — 129 с.

3. Воспитательные системы и модели образовательных учреждений Дона. / Под ред. Рябченко А.М. — Ростов-на-Дону, 1999.- 78 стр. (ч. 1, 2).

4. Данилин А., Данилина И. «Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей. — «Врачи предупреждают». — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. — 348 с.

5. Девиантное поведение подростков — профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: методическое пособие./ Авт. — сост.: Мирсагатова М.Н. и др. — М., 1999.

6. Дефевере Х., Вандерфее Р. Политика школы в отношении наркотиков. — М., 2001.- 48 с.

12 стр., 5758 слов

Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема

... РАБОТА Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема СОДЕРЖАНИЕ Введение §1. Сущность и содержание понятия наркомания §2. Факторы и причины наркомании среди подростков §3. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании ...

7. Как работать с проблемной семьёй (методические рекомендации по организации работы Центра семейного воспитания) / Под редакцией Л.Я. Олиференко, В.Ю. Петюкова.- М., 1998. — 72 с.

8. Кессельман Л. Социальные координаты наркотизма. — СПб., 1999 — 128 с.

9. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков. В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков. — М.: Медицина, 1981, С. 11−24.

10. Ласточкин В.А., Якушев А.Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников//Предупреждение вредных привычек у школьников. — М., 2005.

11. Латышев Г. В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина, 2003.

12. Либих С. С., Петров В. П. Социально-психологические проблемы современной семьи. — СПб., 2007.

13. Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001.

14. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. — 168 с.

15. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М.: Сентябрь, 1999. — 144 с.

16. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. — Ростов н/Д, 2000. — 384 с.

17. Методические рекомендации для социальных педагогов образовательных учреждений по профилактике наркомании среди детей и подростков/ Под ред. Серова П.Н. — Ростов н/Д, 2001.

18. Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: введение в должность (материалы для работников образовательных учреждений).- СПб., 2000.- 272 с.

19. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости./Под ред. А. Н. Гаранского.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.- 384 с.

20. Никитина Л. Функции и роли социального педагога. //Воспитание школьников" № 8, 2000. — 30 с.

22 стр., 10650 слов

Теоретический анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста

... посещаемости ОУ; уменьшение совершаемых правонарушений подростками и др.); Данный алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста может использоваться ... с несовершеннолетними по профилактике алкогольной зависимости, наркомании и табакокурения.; · беседы с сотрудниками Центра, непосредственно работающих с детьми, с целью ознакомления ...

21. Никитина Л. «Основные направления и методы социально-педагогической работы». //Воспитание школьников. № 9, 2000 г.

22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.:ТЦ «Сфера», 2001. — 480 с.

23. Организация свободного времени социально — дезадаптированных подростков (методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов ППМС — центров).

/ Под ред. Пилипенко В.Е., Полонской Е.Л. — Курск. 2000.- 75 с.

24. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы/Под ред. В.Н. Касаткина. — М.: Линка-Пресс, 1998.

25. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения./ Под ред. Т.Г. Кобякова, О.А. Смердов. — М., 2000. — 80 с.

26. Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков — М., 2000. — 170 с.

27. Подростковая наркомания и токсикомания: социально-педагогические основы профилактики./ Под ред. Ф. Шинкаренко, А.Ф. Быкадорова, Н.Н. Кубликова. — Ставрополь: СКИПКРО, 1999. — 104 с.

28. Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: СБ. научных работ. / Под ред. М. С. Яницкого.- Кемерово, 2000.- 125 с.

29. Психологические основы профилактики наркомании в семье/Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. — Самара, 2001.

30. Психолого-педагогические аспекты профилактики наркозависимости у школьников. — Ростов-на-Дону, 1999 — 54 с.

31. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — М.: Изд-во Института Психиатрии, 2000.

32. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними // Под ред. М. Госсон. — М.: Грант; Медицина, 1993. — 100 с.

19 стр., 9149 слов

Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Кафедра психологии Курсовая работа Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения Выполнила: Якушева Ю.А., студентка гр. 251-ун Зачетная книжка № 11-5023 Проверил: Машанов А.А. Красноярск 2014 г. ...

33. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования. Пособие для педагогов средних учебных заведений./ Сост. Надеждин А.В. и др. — М., 1998.

34. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании. /Под редакцией Березина С.В. — Самара, 1999. — 2000 с.

35. Романова О.Л. Методические аспекты первичной профилактики зависимости от ПАВ у детей. // Вопросы наркологии. 1997. — № 2.

36. Савченко А.Е. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям. // Вопросы психологии. 1997. — № 3.

37. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации./ Под ред. Н.В. Вострокнутова. — М., 2006.

38. Сирота Н.А., Ялтонский В. М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. — М.: Генезис, 2001. — 216 с.

39. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х — движение в зону риска. — М., 1998. — 120 с.

40. Тимергазина Р.К. Настольная книга социального педагога. — Уфа: МПЦ «Подросток», 2000.

41. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Практическое руководство для школьного психолога. — М., 1997. — 192 с.

42. Фалюшняк П.Ф. Групповая форма работы в профилактике наркомании. // Психологическая газета, № 10/49, октябрь, 1999. — с.25.

43. Шаг за шагом от наркотиков: книга для родителей. / Под редакцией Речнова Д.Д. и других. — СПб. — 1999. — 96 с.

44. Шептенко П.А., Воронина Г. А., Методика и технология работы социального педагога: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. /Под ред. В.А. Сластенина. — М: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.

45. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой, Санкт-Петербург, 1999.-128с.

46. Шмидт Р. Болезни зависимости: сущность и причины. // В книге Психиатрия, психосоматика, психотерапия. /Под редакцией Кискера К. П, и других. — М., 1999. — с. 192 — 204.

47. Шпаков А. О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. Справочник для родителей и детей. — СПб.: 2000. — 368 с.

48. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М., 1997. — 100 с.