Социальная структура коллектива и задачи социолога

Оглавление

  • Введение
  • 1. Толкование термина социальная структура
  • 1.1 Подходы к определению социальной структуры
  • 1.2 Социальная дифференциация
  • 1.3 Социологический анализ социальной структуры
  • 2. Социальная структура коллектива
  • 2.1 Определение социальной структуры коллектива
  • 2.2 Разновидности социальных структур коллектива
  • 2.3 Социально-психологические группы
  • 3. Задачи социолога
  • 3.1 Этапы и виды социологического исследования
  • 3.2 Программа и задачи социологического исследования
  • 3.3 Задачи социолога. Социология труда
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение Курсовая работа посвящена изучению социальной структуры коллектива и задачам социологов. Целью данной работы является рассмотрение понятий, связанных с социальной структурой коллектива, ее видами, группами и определение задач социологов в изучении трудового коллектива. Социальная структура — совокупность социальных (класс, трудовой коллектив, слой), социально-демографических (молодежь, пенсионеры), профессионально-квалификационных, территориальных (тип поселения) и этнических общностей, связанных относительно устойчивыми взаимными отношениями между ними.

Социальная структура трудового коллектива представлена группами работников преимущественно умственного и физического труда, функциональными, профессионально — квалификационными и другими производственными группами. Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. Очень важно руководителю ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели.

3 стр., 1088 слов

влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую совместимость в группе

... социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др. Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее: • совокупность социально ... в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные ...

Социологическое исследование трудового коллектива направлено на изучение и оптимизацию социальной структуры трудовой организации (коллектива), на поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника, на изучение причин и выработку системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов, на создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д. При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено — как совокупность малых групп. Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными проводниками и исполнителями целей коллектива. Иными словами задачи исследования сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускорения социальной переориентации экономики. Объектом исследования социологии труда выступает сфера реальности, социальные явления в процессе труда, а предметом — социальные законы и закономерности процесса труда, механизм действия и формы их проявления.

социальная структура коллектив социолог

В данной курсовой работе подробно раскрываются понятия социальной структуры коллектива, ее виды и группы, описывается система социологического исследования и определяются задачи социолога.

1. Толкование термина социальная структура

1.1 Подходы к определению социальной структуры Социальная структура (social structure) — это одно из тех понятий, которые часто используются в социологии, но редко обсуждаются более или менее обстоятельно. Можно выделить два широких подхода к определению социальной структуры. В рамках первого структура определяется как наблюдаемые в социальной практике образцы. Примером такого подхода является функционализм. Второй обнаруживает структуру в самой основе социального устройства, которая не может наблюдаться непосредственно. Примером в данном случае является реализм. Социальная структура подчас определялась как всего лишь всякий повторяющийся образец социального поведения. Однако, по мнению большинства социологов, такое определение наряду со значимыми видами поведения людей может включать и поведение тривиальное. Предпочтение чаще отдается такому подходу, при котором социальная структура связывается с продолжительными, упорядоченными и типичными отношениями между элементами общества. Такое определение социальной структуры подталкивало некоторых социологов XIX в. к сравнению обществ с машинами или организмами.

4 стр., 1612 слов

Цветовые предпочтения социальных групп, партий и общественных объединений

Цветовые предпочтения социальных групп, партий и общественных объединений. Национальный флаг, как исходный материал психологической характеристики нации Пономаренко Анна, психолог Мы живем в цветном мире. Только слепой от рождения может не замечать этого. Когда мы видим прозрачную голубизну неба, яркие краски цветов на зеленой траве, желтое ослепительное солнце трудно оставаться равнодушным. У ...

Существуют некоторые разногласия относительно того, что следует считать «элементом». Например, А.Р. Рэдклифф-Браун понимал социальную структуру как отношения общего и регулярного типа между людьми, а З.Ф. Нейдл предлагал рассматривать в качестве таких элементов роли. Значительная часть социологов, в частности функционалисты, в качестве элементов социальной структуры предлагают рассматривать социальные институты как организованные образцы социального поведения. На основании этого функционалисты определяют общество с точки зрения функциональных отношений между социальными институтами. Согласно функционалистам, определенные элементы социальной структуры — социальные институты — необходимы потому, что они являются функциональными предпосылками. Социологи, как правило, используют понятие социальной структуры для объяснения чего-либо, что обычно означает, что такое объяснение является причинным. В данном случае могут возникать определенные трудности, поскольку социальная структура не является непосредственно наблюдаемым образованием, это скорее абстрактная формулировка. Эта и другие трудности привели к тому, что использование понятия социальной структуры было подвергнуто критике. Так, социальная структура считается материализованным (reified) понятием; это то, что не наблюдается и, следовательно, не может быть верифицировано; идея социальной структуры отрицает человеческое творческое начало и свободу, поскольку предполагает, что человеческое действие детерминировано структурами. Социальная структура есть совокупность социальных (класс, трудовой коллектив, группа, слой), социально-демографических (молодежь, пенсионеры), профессионально-квалификационных, территориальных (тип поселения) и этнических общностей, связанных относительно устойчивыми взаимными отношениями между ними.

3 стр., 1035 слов

Деятельность руководителя по укреплению социально-психологического климата всех социальных групп системы управления на примере ОАО МЕЧЕЛ

... ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА (СПЛОЧЕННОСТИ) МЕЖДУ ВСЕМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 19 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО ... провести анкетирование коллектива ОАО «Мечел». Цель исследования: изучение механизма функционирования структуры в современных условиях. Объект исследования: ОАО «Мечел». Предмет исследования: ...

1.2 Социальная дифференциация Наиболее значимыми причинами социальной дифференциации являются: сохраняющаяся необходимость закрепления социальных общностей за неодинаковым объемом полномочий по распоряжению общественной собственностью в ее разных формах и материально-вещественных проявлениях; необходимость закрепления групп работников за социально и экономически неравноценными видами труда и трудовыми позициями; сохраняющаяся неравномерность в уровнях развития разных регионов страны; обусловленная всем перечисленным неравная мера участия групп и слоев в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных, социальных, культурных и духовных благ, неравная мера влияния на принятие решений, участия в реализации экономической и социальной власти. Движущей силой модификации отношений между элементами социальной структуры является формирование и последующее разрешение противоречия между тенденцией к выравниванию социальных и экономических условий жизнедеятельности индивидов, принадлежащих к разным общностям, и тенденцией к сохранению социального и экономического неравенства, к возникновению новых оснований социальной дифференциации. Противоречие между тенденциями разрешается усилиями действующих в обществе групп и слоев, которые преследуют конкретные интересы и находят практические средства для их реализации.

1.3 Социологический анализ социальной структуры Социологические исследования предпринимаются с целью установить, возрастает ли справедливо или несправедливо социальное равенство в данных конкретных условиях и с учетом перспективных целей общественного развития, либо консервируется или даже углубляется справедливо или несправедливо социальное неравенство. Эволюции относительно устойчивых элементов социальной структуры и отношений между ними сопутствуют интенсивные процессы формирования различных социальных новообразований. Последние возникают и в процессе удовлетворения некоторых общественных потребностей и интересов. Так, социальные и научно-технические нововведения становятся порой фактором дифференциации внутри групп и слоев: индивиды занимают неодинаковые позиции и либо препятствуют им, ориентируясь на неадекватно понятый общественный или гипертрофированный коллективный интерес, либо им способствуют. На какое-то время, следовательно, в социальной структуре появляются социальные общности, сплоченные единством отношения индивидов к конкретному явлению. Общий интерес, схожие способы и средства удовлетворения отдельных потребностей и групп потребностей становятся почвой формирования объединений, разнообразных групп, клубов по интересам по месту работы, по месту жительства, коллективов производителей и коллективов потребителей. Подобные объединения позволяют индивидам полнее осознавать и эффективнее удовлетворять актуальные потребности, направлять коллективные усилия на улучшение условий воспроизводства жизни, модифицировать и развивать отношения между элементами социальной структуры. Социальная структура — совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Таким образом, социологический анализ социальной структуры коренным образом отличается от изучения, составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, позиций и т.п.).

3 стр., 1496 слов

Кроме того, результатом общения могут быть такие социально-психологические явления, как дружба, создание реальной референтной группы, коллектива

... , создание реальной референтной группы, коллектива. Б. Ананьев считал, что результатом общения является производство социальных отношений. Все эти ... . Характеристика и содержание общения. Его виды и структура. Функции общения.   ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ... специфическая потребность — необходимость в общении, сложная структура которой определяется полифункциональностью этого вида деятельности и ...

15 стр., 7147 слов

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Социальная психология

... социальной психологии; историю формирования социально-психологических идей, основные социально-психологические теории, структуру и механизмы общения, характеристику больших и малых групп, специфику социально ... алгоритмом убеждения и поддержки людей, взаимодействия в трудовых коллективах, оптимизации социально-психологического климата. Особенностью обучения студентов является самостоятельное освоение ...

Поскольку такое исследование сосредоточено на системных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная структура — это внутренне устройство общества или группы, состоящее из упорядоченных частей. Совокупность продолжительных, упорядоченных (координированных и субординированных) и типичных социальных связей (отношений) между различными элементами общества: людьми (А.Р. Рэдклифф-Браун), социальными ролями (С.Ф. Нейдл), социальными институтами (Э. Дюркгейм) и др. Социальная структура — внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определённых рамках социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальная структура производственного коллектива представлена группами работников преимущественно умственного и физического труда, функциональными, профессионально — квалификационными и другими производственными группами.

2. Социальная структура коллектива

2.1 Определение социальной структуры коллектива Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Социальная структура коллектива — это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели. Социальная структура коллектива включает следующие показатели: пол, возраст, стаж работы, образование, семейное положение, вид мотивации, уровень прогрессивности, уровень жизни, отношение к собственности. Социальная структура коллектива — это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач.

5 стр., 2092 слов

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления В психологии, кроме понятия «человек», употребляется более узкое понятие «личность». Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. В научной литературе, как правило, описываются три важнейшие ...

2.2 Разновидности социальных структур коллектива В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы коллектива предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессиональная, профессионально — квалификационная, демографическая, национальная, и др. Функционально — производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих, рабочих, младшего обслуживающего персонала, учеников и др. Эти функциональные группы объединяются в производственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам. Выполняя свои обязанности, работник вступает с другими членами трудового коллектива в официальные или формальные отношения, которые отражают профессионально-трудовую сторону жизни трудового коллектива. Группы, созданные по воле руководителя для совершения производственного процесса, являются подразделениями фирмы и называются формальными группами. Задачей формальных групп по отношению к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей. На характер формальных отношений большое влияние оказывают индивидуальные особенности руководителя и членов трудового коллектива. Формальные группы и их отношения образуют структуру фирмы. Формальная или функциональная структура отражает сложившееся в трудовом коллективе разделение труда между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств. Формальная структура безлична. Она определяется служебными положениями, инструкциями, приказами, в которых определены права и обязанности каждого члена трудового коллектива, то есть определены должностные роли, которые должен выполнять каждый работник. Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя. На любом предприятии могут создаваться три типа формальных групп: 1) группы руководителей (командные группы).

Группа руководителей — это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб; 2) группы исполнителей (рабочие группы).

Рабочая группа — подразделения или группы, работающие над одним и тем же заданием и имеющие определенную самостоятельность в своем труде; 3) целевые группы (целевые комитеты).

Целевая группа — комитет, который временно создается для заполнения пробелов существующих в организационных структурах. Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, которая эффективно должна работать как единый слаженный механизм. Профессионально — квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых также по уровню квалификации, образованию, производственному стажу. Демографическая структура коллектива определяется составом его по возрасту, полу. Социологические исследования подтверждают, что однополый коллектив менее эффективен, чем разнополый. Большое значение имеет также сочетание возрастных групп. Преобладание людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой дисциплиной, но при этом возрастают элементы консерватизма при внедрении новшеств, повышается уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболеваемости работников и т.д. Преобладание молодежи также отличается специфическими явлениями — повышенной текучестью кадров, более быстрой реакцией на нововведения.

2.3 Социально-психологические группы Социальная структура трудового коллектива — это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям. Социально-психологические группы формируются по общности интересов, ценностных ориентаций, увлечений, в их состав могут входить работники разных целевых групп. Группа на пути к коллективу проходит несколько этапов: 1) взаимная ориентация — этот этап заключается в самопрезентации, наблюдении друг за другом, попытках понять для себя важные свойства партнеров. Это этап невысокой работоспособности группы. Мероприятия, сокращающие эту фазу — организация встречи с изложением цели группы и функций ее членов; 2) эмоциональный подъем — определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации; 3) спад психологического контакта — возникает потому, что люди приступают к совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и недостатки. Формируется некоторая взаимная неудовлетворенность; 4) подъем психологического контакта. Итак, коллектив — это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно значимыми. Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д. Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует в коллективе определенный морально-психологический климат, особенности отношения к труду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или меньшей заинтересованности в достижении общих целей и т.д. Как только создан трудовой коллектив, он становиться также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей. Социально-психологическая группа — это общность людей, как правило, в пределах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Социально-психологические группы возникают в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работающих как личностей. Причиной существования социально-психологической группы является общность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне производства. Но для образования социально-психологических групп особенно благоприятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы. Группы в 3-5 человек можно наблюдать «невооруженным» глазом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно от самих людей (одному скучно, другого вызвали и т.п.).

А 2-4 человека могут простоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д. Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ограничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно. Социально-психологическая группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного доверия, помощи, защиты и т.д. В спонтанно возникающих (эмерджентных) социально-психологических группах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатываются определенные правила, нормы поведения, которые создают порядок и режим функционирования данных групп. Групповые нормы и правила являются своеобразным регулятором внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Социально-психологическая группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы).

Принадлежность к указанным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Как правило, в такой группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что обладает благоприятными для них качествами. Лидер данной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов этой группы может быть очень значительным. Неформальная или социально-психологическая структура трудового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, которые образуются в нем вне компетенции руководства. Неформальные отношения между отдельными группами складываются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологической близости, симпатий и антипатий, общественного признания, авторитета. Неформальная структура трудового коллектива создается личными качествами его членов. Часто неформальные объединения оказывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллектива и на его организационную эффективность. Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных).

Взаимоотношения членов трудового коллектива как высшей стадии развития социальной группы можно структурировать по нескольким направлениям, по мнению Донцова А. И.: социальная структура может быть представлена такими категориями как рабочие (в том числе квалифицированные и неквалифицированные), служащие, специалисты и руководители; функциональную структуру представляют таким образом: работники преимущественно физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно умственного труда (административно-управленческий персонал, производственно-технический персонал).

Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности: отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение; отношения по вертикали (организационно-управленческие), т.е. отношения между руководителями и подчиненными. Важна и социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для руководителя чрезвычайно важно правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. При формировании также должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской психологии накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты; мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата. Социально — организационная структура формируется общественными органами, функционирующими на предприятии. Это профсоюз, молодежные объединения, научно-технические общества, общества изобретателей и рационализаторов, советы бригад и др. В профессионально-квалификационной структуре коллектива выделяют следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, работники со средним специальным образованием, с высшим образованием. Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности. В рамках социальной организации трудового коллектива выделяют также формальную и неформальную подсистемы регуляции отношений. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается собственной структурой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, образуя единую систему, дополняя друг друга, иногда противоборствуя. Цель формальной организации — сделать управление людьми эффективным, а поведение их контролируемым и предсказуемым. Поэтому в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Итак, формальная организация образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная — отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности. Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом факторов: невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности; неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений; необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную; невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам при всем многообразии неделовых отношений. Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей. Роль социально-психологической организации состоит в поддержке социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Социально-психологическая организация проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплоченности и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

3. Задачи социолога

3.1 Этапы и виды социологического исследования Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Социологическое исследование — это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нём цели и задач. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное; описательное; аналитическое. Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование используется для предварительного собеседования определённого процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности он успешно применяется при получении дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углублённом широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем. Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В это смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идёт об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлён анализ специальной литературы, а также проведён опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учёт такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами. Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и так далее, или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп даёт возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а, следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации. Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворённостью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворённость содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности. Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно это требует умения взаимоувязывать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определённых критериев её интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов. В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа: 1) разработка программы и приемов исследования; 2) проведение эмпирического исследования; 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета. Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания.

3.2 Программа и задачи социологического исследования Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую; методическую; организационную. Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям. Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория-факты-теория. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы. Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования. Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования. Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития. Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов. С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. Предварительный системный анализ объекта — это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

3.3 Задачи социолога. Социология труда Социологическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур. Сформулировав проблему, определив цели, социолог выбирает объект исследования. Объект социологического исследования — это явление или процесс. При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено — как совокупность малых групп. Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга. Трудовой коллектив состоит из нескольких малых групп. Каждая группа выполняет определенные функции и занимает в технологическом процессе определенное место, она обладает некоторой обособленностью. Значение малых групп в трудовом коллективе определяется для руководителя тем, что они являются непосредственными проводниками и исполнителями целей коллектива. В процессе совместного труда группы прямо или косвенно связаны между собой. Поэтому для практики управления важны не только особенности группы, но ее связи и отношения с другими группами. Состав и отношения малых групп образуют структуру трудового коллектива. Знание закономерностей формирования и развития структуры трудового коллектива облегчает управление им. Задача социологического исследования — совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи социологов заключаются в следующем: изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка; усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д. Иными словами эти задачи сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускорения социальной переориентации экономики. Объектом исследования социологии труда выступает сфера реальности, социальные явления в процессе труда, а предметом — социальные законы и закономерности процесса труда, механизм действия и формы их проявления. Социология труда изучает специальные закономерности взаимодействия людей их способами и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. Предметом социологии труда являются социальные отношения, которые складываются по поводу труда, т.е. социально-трудовые отношения. В рамках социологии труда осуществляется социологическими методами исследования статики и динамики отношений между работниками и социальными группами работников касательно владения и распоряжения собственностью на способы труда, места труда в жизни личности, закономерностей поведения, отношения к труду, мотивов и ценностей трудовой деятельности, социального самочувствия отдельных личностей и социальных групп, занятых трудовой деятельностью. Социология труда изучает социально-технологические и социально-экономические основы труда (эти исследования проводятся совместно со специалистами в области инженерной психологии, экономики труда), социальные формы и условия труда, коллективный или индивидуальный характер труда, материальные и моральные стимулы, удовлетворенность трудом и т.д. Специфика социологии как науки находит свое выражение в социологии труда в том, что последняя изучает не только объективные характеристики труда, но и отношение к труду, к его характеру, содержанию и условиям. Это отношение находит свое выражение в таком показателе, как удовлетворенность трудом, степень этой удовлетворенности. При этом надо дифференцировать этот общий показатель, выделяя отношение к своей специальности (профессии) как определенному виду труда и отношение к работе как определенному виду труда в данных условиях. Постановка этих вопросов предполагает решение комплекса более частных задач исследования: выявление степени общей удовлетворенности трудом отдельных социальных групп работников; выявление интенсивности факторов, воздействующих на отношение к труду, и взаимосвязь этих факторов; изучение структуры мотивов в зависимости от конкретных особенностей, содержания труда; анализ влияния уровня удовлетворенности работой и специальностью на ее практические результаты (выполнение норм выработки, повышение квалификации, участие в техническом творчестве и т.д.); определение влияния индивидуально-типологических особенностей личности на структуру мотивации; разработка практических рекомендаций для создания на предприятии оптимальных условий, формирующих сознательное, творческое отношение к труду. Социология труда, частью которой является социология производственного коллектива, связна с такими социологиями как промышленная социология, экономическая социология, социология организаций, в том числе социология управления, социальное планирование, социальное прогнозирование, социология профессий, в том числе социология картеры, социология города, социология села, социология способа и качества жизни, социология рабочего места и т.д. Методика социологического исследования социальных проблем труда включает два взаимосвязанных подхода: изучение совокупности объективных и субъективных факторов труда, позиции личности, мотивов ее поведения. Наблюдение (при помощи анкетного опроса) обычно включает такие разделы: а) личностные характеристики опрашиваемого; б) степень удовлетворенности работой и специальностью (профессией); в) мотивы выбора специальности и работы; г) влияние условий труда на удовлетворенность работой и специальностью; д) влияние факторов формирования личности, обстоятельств ее жизненной и профессиональной деятельности на отношение к труду; е) мотивы отношения к труду как способу жизнедеятельности. Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы. Специфика метода социологии труда проявляется в следующих направлениях: в достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); в процессе методов сбора фактов; в способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями. В задачи социологов на предприятии входит изучение социальной структуры коллектива, ее изменений, выявление позитивных и негативных тенденций в динамике социальных групп, разработка мер, направленных на оптимизацию социальных процессов через целенаправленное изменение социальной структуры. Оптимизация — процесс преобразования социальной структуры трудового коллектива, который приводит к повышению эффективности работы коллектива. Такие преобразования следует проводить прежде всего внутри функциональных групп. Группа может более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: 1. Размер. По некоторым исследованиям можно заключить, что наиболее предпочтительное количество членов группы — от 5 до 11 человек. Если группа состоит из менее чем 5 человек, то члены группа часто обеспокоены, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком велика. В группах из более 11 человек общение между людьми усложняется, становится труднее достигнуть согласия. 2. Состав. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, которые смотрят на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Такая группа способна вырабатывать больше качественных решений по определенному вопросу. 3. Групповые нормы. Они призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидается от них при условии согласования своих действий с нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. 4. Сплоченность. В высоко сплоченных группах меньше проблем в общении, нет недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в не сплоченных группах. Руководство может укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи для обсуждения проблем, новых проектов и приоритетов в будущем. 5. Конфликтность. Различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако, оно также повышает вероятность конфликта. В случае его возникновения конфликт следует рассматривать как положительный фактор и стараться эффективно управлять им. Трудовой конфликт — конфликт между работодателем и работниками или между работодателем и профсоюзом работников. Обычно трудовые конфликты возникают по поводу заработной платы или условий труда. Существуют индивидуальные или коллективные трудовые конфликты. Конфликт предполагает урегулирование разногласий с использованием не запрещенных законом способов и форм, в том числе определенных по соглашению между работником и работодателем. Таким образом, цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Заключение Социальная структура — совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. Социальная структура коллектива — это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и регулярно взаимодействующих для достижения какой-либо цели. Социальная структура трудового коллектива — это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям. В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы коллектива предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессиональная, профессионально — квалификационная, демографическая, национальная, и др. Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных).

При изучении трудового коллектива его следует представлять не только как совокупность личностей, а более укрупнено — как совокупность малых групп. Малой группой принято считать такую общность людей, члены которой поддерживают между собой непосредственные контакты, и чья деятельность часто осуществляется на виду друг у друга. Задача социологического исследования — совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи социологов заключаются в следующем: изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива); анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов; поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка; усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда; изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов; создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д. Иными словами эти задачи сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускорения социальной переориентации экономики. Объектом исследования социологии труда выступает сфера реальности, социальные явления в процессе труда, а предметом — социальные законы и закономерности процесса труда, механизм действия и формы их проявления. Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Список использованных источников 1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. C. Социологический словарь, 2008 г. 2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999 г. 3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999 г. 4. Голованов О. Краткий словарь по социологии, Кыштым, 2001 г. 5. Гречихии Б.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.М., 1988 г. 6. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. 7. Зборовский Г. Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 1992 г. 8. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований.М., 1969 г. 9. Каспарьян Г.И. Формирование стабильного трудового,Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. 10. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы — М: Центр экономики и маркетинга, 2000 г. 11. Масленников П.В., Антонов Г.Д., Жиронкин С.А. Экономика и социология труда: Комплексное учебное пособие. КТИПП. — Кемерово, 2002 г. 12. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975 г. 13. Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Хоггарта Р., 2002 г. 14. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972 г. 15. Рофе А.И. Экономика и социология труда. Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «МИК», 1996 г. 16. Социологический справочник, Под ред. Воловича В.И., 1990 г. 17. Социология: Энциклопедия. Сост. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В., 2003 г. 18. Тематический словарь основных понятий и терминов, 2000 г. 19. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987 г. 20. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М. 1969 г. 21. Экономика и социология труда. Список терминов, 1999 г. 22. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. Под ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. — М., 1999 г. 23. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998 г. 24. www.chelt.ru (электронная версия журнала «Человек и труд»).

Размещено на