Межличностные отношения в коллективе, особенности и структура коллектива на примере туристической фирмы «7 морей»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. Плеханова

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ РЭУ

Кафедра: «Менеджмента»

Учебная дисциплина: «Организационное поведение»

Курсовая работа

Тема: « Межличностные отношения в коллективе»

Автор: ******

Студентка 2 МО очной формы обучения

по направление 38.03.02 «Менеджмент»

профиль: «Менеджмент организации»

Иваново 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Межличностные отношения в коллективе:

1.1 Определения и основные понятия межличностных отношений………….5

1.2 Понятие коллектива, основные признаки и классификация коллективов………………………………………………………………………13

1.3 Классификация и структура межличностных отношений………………. 26

1.4 Феномены межличностных отношений……………………………………. 28

1.5 Проблемы межличностных отношений в коллективе……………………. 30

Глава 2. Анализ межличностных отношений в организации

2.1 Характеристика предприятия туристической фирмы «7 морей»………. 35

2.2 Методы исследования межличностных отношений…………………….. 38

2.3 Анализ межличностных отношений в организации…………………….. 41

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию эффективности работы…………………………………………………………………………..50

Заключение ………………………………………………………………….. .52

Список использованной литературы……………………………………….. .55

Приложение…………………………………………………………………….57

Введение

Большая часть управляющих различных организаций, преследуют лишь финансовые цели, другими словами это, получить, как можно больше выгоды и устоять перед конкурентностью иных организаций. Но, к сожалению, не все они задумываются о психологической основе коллектива, которая играет чрезвычайно важную роль в развитии организации.

Так как, мы проводим огромную часть времени на работе, и ежедневно мы взаимодействуем с кучей людей, то на первом месте для множества из нас встанут проблемы коммуникативного плана. В особенности трудно людям, которые только-только устроились на новую работу. Достаточно редко случается, что уже ранее сложившийся коллектив, с радостью и охотой принимает нового и неизвестного для них человека. Да и руководители, почти все, не уделяют им подабающего внимания, ведь для них важным считается экономический результат, поэтому они и пытаются всяческими способами увеличить качество работы, и вовсе не глядят на психологический климат в своей организации. А ведь на производственную деятельность, которая так важна, как раз и влияют межличностные отношения. Другими словами, если между членами коллектива есть несогласия, ощущается натянутость в разговоре, не понимание, различные ценностные ориентации, система установок, то это преимущественно сказывается на производительность труда, что и тормозит становление организации.

8 стр., 3503 слов

Руководство и организация классного коллектива

... С) Задание по психологии: В период практики проведены тесты на межличностные отношения и изучение психологического климата коллектива в 8 классе. По итогам тестов и наблюдения за учениками ... учителя, в том числе классный руководитель, для них новые. 2. Руководство и организация классного коллектива. В начале учебного учащиеся выбрали старосту. Диренко Максим явный лидер в ...

Проведённое исследование некоторых компаний доказало, что приблизительно 80% коллективов с неплохими отношениями между работниками и руководителями могли издавать продукцию замечательного качества. А вот среди коллективов с плохими взаимоотношениями такого не оказалось: приблизительно 60% выпускали продукцию среднего качества. Из данного исследования, мы понимаем, что проблема изучения межличностных отношений в коллективе, становится очень актуальной, и каждый руководитель, чтобы достичь успехов в производственной деятельности своей организации, должен уметь правильно строить взаимоотношения в своем рабочем коллективе и если уж возникли какие то разногласия, то быстро их устранить, так чтобы были довольны обе стороны.

Целями данной работы являются рассмотреть и как можно лучше изучить межличностные отношения в коллективе, понять его особенности, структуру;

Объектом является коллектив;

Предметом межличностные отношения.

Из приведенных целей вытыкают задачи:

1) Дать определение межличностных отношений в коллективе и их структуру;

2) Написать определение коллектива и рассмотреть их классификацию;

3) Понять проблемы межличностных отношений в коллективе;

4) Дать характеристику феноменов межличностных отношений;

5) Провести анализ межличностных отношений в организации, на примере, турфирмы «7 морей»

Глава 1. Межличностные отношения

1.1 Определение и основные понятия межличностных отношений

Что же все-таки такое Межличностные отношения»?

Для начала, разберемся, с понятием отношения. Оно имеет много понятий. Но в науке оно звучит так особенная связь человека с окружающим миром, и данная особенность определяется т ем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

В этой работе речь пойдет об отношениях, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, т. е. об межличностных отношениях.

Итак, межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения (в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному); система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.[12, с.117]

4 стр., 1960 слов

Тема 7. Криминальная агрессия и криминальный межличностный конфликт

... результаты); - иметь навыки анализа ситуаций возникновения и развития криминального межличностного конфликта; - уметь анализировать степень зараженности социальной группы криминальной субкультурой. ... агрессии (И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова). Особенности подростковой агрессивности. Криминальный межличностный конфликт и его социально-психологические характеристики (С.В. Кудрявцев). Поведение ...

Как уже было сказано выше, что для каждого человека очень важными являются взаимоотношения, они и занимают центральное место в жизни каждого человека. Ведь, мы всегда имеем потребность в общении, начиная с детства….

Заключение

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели « Межличностные отношения в коллективе». И поработав с разнообразной литературой, можно сделать такие выводы:

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

— Общим фактором в этих отношениях являются — различные чувства: привязанность, любовь, преданность, а также желание сохранить эти отношения. Например, если директор фирмы, на которой вы работаете, придирается к вам по пустякам, то вы можете уйти с этой работы; если продавец в магазине вам нахамил или не уделил внимания, то вы туда не придете больше; если сотрудник разговаривает с вами грубо, то вы предпочтете не общаться с ним т. д.

— Изучение межличностных отношений в коллективе является очень важной и актуальной проблемой современности. Потому, что люди всю свою жизнь проводят на работе. Каждый человек, чтобы выжить должен пойти работать, а следовательно, он вступает в опредeлённую организацию, при этом взаимодействуя (общаясь) с членами этого коллектива. При этом, он обязан выполнять уже сложившиеся в нем правила работы (корпоративная этика).

Организация – это место, где люди строят отношения и взаимодействуют друг с другом.

— На достижения производственных успехов влияет дружный и сплоченный коллектив, то есть, хорошие личные взаимоотношения работников. Это было доказано, на проведенных различных исследованиях, некоторых фирм. А на формирование доброжелательного климата в компании уже влияет множество факторов: социальные, организационные и экономические: высокий уровень организации труда; наличие мобилизующей высокой цели, наличие традиций; широкое привлечение членов коллектива к управлению; успехи коллектива в труде, спорте, художественной самодеятельности; хорошая организация трудовой состязательности; стабильность состава коллектива. То есть, каждый руководитель должен уметь регулировать межличностные отношения, знать их специфику, а если он этого не знает, то такая организация терпит крах.

— Как раз в третьей главе и приведены методы по улучшению эффективности работы в коллективе. Каждый руководитель должен видеть в человеке личность, проявлять терпимость к каждому работнику, верно и правильно оценивать работу подчиненных, по их способности, а не потому, как он к кому-то относится или только по первому впечатлению, так же он должен быть примером для своего коллектива, быстро и правильно принимать нужные решения, решать проблемы. В организации без конфликтов обойтись не возможно, всегда будут возникать различные споры, взгляды на проблемы и методы их решений. Поэтому, для руководителя является очень важным поддерживать хороший и доброжелательный психологический климат в своей компании. Так как он положительно влияет на эффективную производственную деятельность фирмы, что для руководителя является очень важным. Даже если руководитель добился, того, что коллектив стал сплоченным и дружным, в нем нет разногласий и споров, то не стоит, не обращать внимания на взаимоотношения в коллективе, а желательно, наоборот, их поддерживать и развивать, например, встречаться в не рабочей обстановке, где каждый может общаться, не думая про работу. Именно, не формальная обстановка способствует сближению людей.

10 стр., 4819 слов

Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии

... межличностных отношений методом арт-терапии. 3. Осуществить адаптацию коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии в исследуемом коллективе. 4. Проверить эффективность коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом ... самоотношения и межличностных отношений, показывает, что проблема в психологии разработана ...

Для создания благоприятного психологического климата необходимо:

— достигнуть максимально возможного сплочения коллектива;

— четкой постановки цели деятельности группы и отслеживание важности этой цели для каждого ее члена;

— разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов участников группы, устранение проблем, мешающих им полноценно функционировать в группе;

— отслеживание совместимости участников группы;

— повышение мотивации активного включения в деятельность коллектива (его участников);

Но все равно проблема межличностных отношений является очень главной в формировании коллектива. Чтобы, атмосфера в коллективе оставалась хорошей, эффективность работы предприятия, так же не страдала нужно знать особенности межличностных отношений. Чтобы разобраться в особенностях межличностных отношений, нужно знать их методы исследования. Сейчас в учебниках по психологии, таких методов можно найти огромное количество. Но мы рассмотрим самые главные и распространенные методы:

— на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых

— на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

— на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики);

— на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и т.п.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2012. –376с.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – С-Пб.: Феникс, 2015. –241с.

3. Выдержка из журнала Беляев А.А. «Системология организации», с124

4. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. –М.: Экономистъ, 2014.,с 415

5. цит. по: Беккер и Босков, С. 351

6. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – С-Пб.: Феникс, 2012. –241с.

7. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ.

8. Выдержка из журнала «Psychology» Ст. № 34. Под редакцией Журавлева А.Л. «Анализ исследования взаимоотношений сотрудников».

9. Каспарьян Г.И. Формирование стабильного трудового коллектива [Текст] / Г.И. Каспарьян. – Ростов-на-Дону: 2014

22 стр., 10689 слов

Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция

... кол­лективом (на стыке социальной психоло­гии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (М.Г. Яро-шевский), социальная психология творче­ства инженеров (Э.С. ...

10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. –С-Пб.: Питер, 2012. –269с.

11. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной 4-е издание, переработанное, дополненное Санкт-Петербург Издательство «Дидактика Плюс» 2011 .Учебник рекомендован Министерством образования.

12. Петровский А.В, Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.

13. -М.:Просвещение,2015.-320 с.

14. Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева. М.: ЮНИТИ, 2012

15. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие. / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. — М.: Просвещение- 176с.

16. Резник С.Д. Организационное поведение. – М., 2012.

17. «Социальная психология. Краткий очерк»

Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.

М., Политиздат.

18. Столяренко Л.Д. — Психология делового общения и управления

19. Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. — М.: Издательство «Экзамен».

20. Выдержка из журнала Попова С.В., Балкизова Ф.Б. 2015 г.

21. >22. referats/read/284791/

23. \ personal/personal17-05.htm

24. \ mezhlichnostnye-otnosheniya-v-kollektive#ixzz46a7Lq1wc

25. otnosheniya-v-kollektive.html