Тема 12. Мониторинг социально трудовой сферы как инструмент регулирования и усовершенствования социально трудовых отношений

12.1. Сущность и задачи мониторинга социально трудовой сферы.

12.2. Нормативно-правовая и информационная база проведения мониторинга социально трудовой сферы.

12.3. Основные направления мониторинга социально трудовой сферы.

Литература

1. Гришнова о.А. Экономика труда и социально трудовые отношений: Учебник.- К.: Знания, 2004.-535 с- Глава 11, с. 292-313.

2.Расходы и ресурсы домохозяйств Украины в 2003 р.: Стат. сборник / Госкомстат Украины. — 2004. — 450 с.

Есинова Н. И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебн. пособие. — К.: Кондор, 2003. — 462с- Раздел ІV, Глава 14, с. 362-381.

Экономическая активность населения Украины: Стат. сборник / Госкомстат Украины. — К., 2003. — 209 с.

Мониторинг социальных процессов в Украине / За редакторшу И.К. Бондарь, Г.В. Ярошенко, В.И. Науменко, Н.А. Соколенко. — К.: Знания, 1999. — 260 с.

Труд в Украине в 2002 году: Стат. сборник / Госкомстат Украины. — К., 2003. — 413 с.

12.1. Сущность и задание мониторинга социально трудовой сферы

Мониторинг социально трудовой сферы (англ. monitoring — от лат. monitor, что контролирует, предупреждает) – постоянное наблюдение за объектом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Мониторинг играет важную роль в политике любого государства и в функционировании предприятий, учреждений и организаций, которые должны внедрять политику в жизнь. Недостаточно лишь четко сформулировать, запланировать и осуществлять определенную политику, роль мониторинга как раз и заключается в определении того, как эффективнее всего эту политику внедрить на практике.

Выделяют три основных принципа, на которых основывается мониторинг:

  • тождественности – соответствие (тождественность) между системой мониторинга и объектом исследования;
  • единства объекта наблюдения – подчинения всех отдельных, частичных исследований общим социально-экономическим заданиям;
  • комплексности – наблюдения за преобразованиями не отдельных сторон (сфер, аспектов), а социально-экономической системы в целом.

Одним из главных направлений социально-экономического мониторинга является мониторинг социально трудовой сферы, то есть оценка ее состояния и развития.

13 стр., 6007 слов

Типы семейного неблагополучия и социально-педагогической поддержки детства

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Факультет педагогики и психологии Кафедра педагогики и современных образовательных технологий Курсовая работа по педагогике на тему: Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства Выполнил Устюшкина Дарья Александровна Тирасполь, 2013 Оглавление Введение Глава 1. Теоретические подходы к исследованию ...

Мониторинг социально трудовой сферы целесообразно рассматривать как один из наиболее важных инструментов разработки обоснованной государственной социальной политики.

Мониторинг социально трудовой сферы – это комплексная государственная система непрерывного наблюдения за фактическим состоянием дел в социально трудовой сфере.

Мониторинг основывается на решении трех основных групп задач: методических, научных и информационных. Методические задачи мониторинга – это разработка научных основ, структуры и системы показателей мониторинга, методов построения выборки и инструментария, которые дают возможность получать надежные результаты исследования. Научные задачи – отслеживают и анализируют конкретные сдвиги в социально трудовой сфере общества (изучение трудовых отношений, уровня и качества жизни населения, оценок, установок и поведения людей, изменений в социальной структуре общества, разработка прогнозов и т.п.).

Информационные задачи – обеспечение достоверной, научной, объективной информацией, потребителями которой должен стать самый широкий круг научных работников и руководителей всех уровней.

Основными направлениями мониторинга социально трудовой сферы являются ключевые проблемы, которые являются самыми актуальными на современном этапе. Среди них, прежде всего, следует выделить такие: социально демографические и миграционные процессы; занятость, рынок труда, безработица; социально трудовые процессы на предприятиях; условия и охрана труда; доходы и уровень жизни населения; социально психологический климат в трудовых коллективах; удовлетворенность социально трудовыми отношениями. Эти основные направления определяются социальной политикой, которая проводится на государственном уровне.

12.2. Нормативно правовая и информационная база проведения мониторинга социально трудовой сферы

Нормативно правовой базой для проведения мониторинга социально трудовой сферы является: Конституция Украины, Указы Президента Украины, Постановления ВРУ и КМУ, Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ), Законы Украины “О занятости населения”, “О коллективных договорах и соглашениях”, “Об оплате труда”, “О порядке рассмотрения трудовых споров”, “Об информации” и других нормативно правовых актах, которые регулируют трудовые отношения.

10 стр., 4645 слов

Понятие кадрового мониторинга, методы сбора информации

ФБГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Факультет Экономики и Управления Кафедра «Социологии и Управления персоналом» КУРСОВАЯ РАБОТА «Понятие кадрового мониторинга, методы сбора информации» по дисциплине «Социально-психологические основы управления персоналом» Выполнила: ст-ка гр. 12эп1 Д.О. Домкина Пенза 2014 Оглавление Введение . Понятие кадрового мониторинга . Методы сбора ...

Все перечисленные документы регулируют трудовые отношения и предоставляют определенные гарантии государства в этой сфере. Они опосредствовано указывают на необходимость постоянного отслеживания состояния трудовой сферы в стране для контроля и своевременного реагирования на соответствующие негативные процессы.

К минимальным государственным гарантиям согласно КЗоТ Украины относятся: нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; за время простоя, который имел место не по вине работника; при изготовлении продукции, которая явилась браком не по вине работника; работников младше 18 лет, при сокращении длительности их ежедневной работы и т.п.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; для тех, которые направляются на повышение квалификации, на обследование в медицинское заведение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую ниже оплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, которые имеют детей в возрасте до 3 лет, переведенных на более легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностей; для доноров и т.п.), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на другую работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях, и т.п.

Правовые основы информационной деятельности в Украине заложены в Законе Украины “Об информации”. Под информацией данный Закон понимает документируемые или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей среде. Действие данного закона распространяется на информационные отношения, которые возникают во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации.

5 стр., 2032 слов

Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им Н.П. Огарёва» Институт дополнительного образования Кафедра управления системой образования                                                  & ...

С целью удовлетворения этих потребностей органы государственной власти и органы местного самоуправления создают информационные службы, системы, сети, базы и банки данных. Порядок их создания, структура, права и обязанности определяются Кабинетом Министров Украины или другими органами государственной власти, а также органами местного и регионального самоуправления.

Государство постоянно заботится о своевременном создании, надлежащем функционировании и развитии информационных систем, сетей, банков и баз данных во всех направлениях информационной деятельности. Использование информации – это удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства.

Важным ресурсом и фактором развития все больше становится информация, которая изменяет роль человека в обществе, к которому выдвигаются новые требования как к носителю информации, ее генератора и пользователя.

Важными источниками информации для проведения мониторинга социально трудовой сферы являются статистические показатели, которые характеризуют социально демографическое состояние населения, занятость, рынок труда и безработица, условия и оплату труда на предприятиях. Для проведения мониторинга используются, по большей части, комплексные показатели, которые состоят из отдельных статистических данных. Для мониторинга социально трудовой сферы статистика необходима, но ее недостаточно, необходимы также данные экспертов – руководителей и специалистов и данные работников предприятий и организаций, которые собираются в процессе социологических исследований.

Основными источниками информации о занятости и социально трудовых отношениях являются следующие:

  • административная статистика;
  • выборочные исследования домохозяйств;
  • выборочные исследования предприятий;
  • переписи населения;
  • социологические исследования.

Административная статистика – это стандартизированные данные статистической отчетности предприятий и организаций, государственной службы занятости и других субъектов экономической деятельности, органов государственного управления. К основным преимуществам этого источника информации принадлежат: сравнительная дешевизна; постоянство информации, которая дает возможность следить за продолжительностью и динамикой процессов с начала их учета; возможность получения информации в конкретных группах совокупности без погрешности в выборке.

6 стр., 2839 слов

Характеристика трудового потенциала

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ НИКОЛАЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра «Экономики и менеджмента» Индивидуальное задание по учебной дисциплине: «Экономика труда и социально-экономические отношения» Исполнила: Студентка группы Е-319 Сидоренко Ю.Ю. Проверил: доцент кафедры экономики и менеджмента Горичев А.Г. Николаев ...

Выборочные исследования домохозяйств – это исследование в виде опроса с высокой мерой регулярности – раз в году, на полгода или на квартал. Эти обследования дают возможность получить информацию о всей рабочей силе, ее структуре, осуществить одновременное, общее и взаимоисключающее измерение количества занятых, безработных, экономически неактивного населения, получить достоверные данные об уровне жизни.

Выборочные исследования предприятий – это информация о трудовой деятельности с точки зрения производственных процессов. Они являются единственным источником информации о внутренних рынках труда. Эти исследования не дают возможность проанализировать неформальный рынок труда, не дают полного представления о трудовой деятельности работника, поскольку ограничивают ее предприятием и не фиксируют вторичную занятость, если она не связана с этим самым предприятием. Преимуществами этих исследований являются следующие: анализ взаимосвязи занятости, отработанного рабочего времени и получения вознаграждения; выборочность исследования, которое можно осуществлять по определенным экономическим секторам.

Переписи населения – это очень важный источник, который есть нечто общее с предыдущим способом сбора информации. Главное отличие между ними заключается в масштабах обследования, то есть в полном охвате исследуемой совокупности населения переписью, в отличие от выборочных исследований домохозяйств. Это источник информации дает возможность получить всеобъемлющую информацию о населении, которое требует ограниченности перечня вопросов по поводу каждого конкретного аспекта исследования населения.

7 стр., 3432 слов

Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых и детей | В. И. Тютюнник

Анализ психологической литературы показывает, что на фоне многочисленных исследований сюжетно-ролевой игры дошкольников исследования детского труда представляют буквально «каплю в море». Очевидно, это связано с тем, что с середины 1940-х гг. в советской психологии господствующей становится теория ведущих деятельностей, согласно которой сюжетно-ролевая игра признана «ведущей деятельностью» в ...

При осуществлении мониторинга социально трудовой сферы на государственном и региональном уровнях система показателей, которые анализируются, характеризует: миграционные и социально демографические процессы; структуру занятости, тенденции движения занятых, состояние системы подготовки и переподготовки кадров; проблемы и тенденции развития безработицы, в том числе скрытой; условия и охрану труда; доходы и уровень жизни населения, его социальное самочувствие и т.п.

Координацию статистической информации в Украине осуществляет Государственный комитет статистики Украины, в котором, наряду с другими, функционирует Управление статистики труда. Госкомстат утверждает формы статистической отчетности для разных министерств и предприятий, собирает, обрабатывает и обобщает социально-трудовую статистику, полученную из таких статистических источников, как: административная статистика предприятий; административная статистика служб занятости; статистика домашних хозяйств. Госкомстат публикует официальные статистические данные по стране в соответствующих статистических сборниках: общем — «Статистический ежегодник Украины» и специализированных — «Экономическая активность населения Украины», «Труд в Украине», «Доходы и уровень жизни населения Украины», «Региональное человеческое развитие» и др.

Министерство труда и социальной политики Украины отслеживает развитие рынка труда, анализируя материалы Государственного комитета статистики Украины. Эти данные используются также для планирования и разработки нормативных актов.

Для объективности и достоверности мониторинг социально трудовой сферы необходимо проводить на трех уровнях: государственному, региональному, на уровне отдельных предприятий, учреждений и организаций.

12.3. Основные направления мониторинга социально трудовой сферы

Процесс мониторинга социально трудовой сферы имеет не только динамический характер, он включает ряд этапов. Для этого целесообразно использовать логично- функциональную схему последовательности выполнения основных этапов мониторинга:

Блок 1. Социально демографические и миграционные процессы.

11 стр., 5289 слов

Молодежь на рынке труда 2

... населения как фактора регулирования социально-трудовой сферы. В приоритетном порядке государственная политика занятости и государственные инициативы на рынке труда ... по Тверской области постоянно проводит мониторинги обращаемости в органы службы ... социологии РАН, молодежи с социально неблагоприятным типом поведения, тех, ... сокращается ежегодно, является основным трудовым ресурсом страны. В июле ...

Поло-возрастная структура населения в Украине формировалась под воздействием исторического и экономического развития страны. Поэтому через призму демографической структуры можно исследовать как прошлое, так и будущее трудовых ресурсов, их качество, количество и использование.

Демографическая ситуация также определяет количественный и структурный состав на рынке труда, оказывает важное влияние на процесс воссоздания рабочей силы, потому это дает основания детально и критически проанализировать ситуацию, которая сложилась в Украине.

Население в значительной мере предопределяет формирование межрегиональных и внутренних региональных функций производства территории. Оно определяет мощность и структуру потока продукции, которая вывозится за пределы территории, развитие местного производства. Трудовые ресурсы создают возможности для более полного использования имеющихся природных ресурсов, способствуя тем самым повышению уровня комплексного развития территории. На территории, которая хорошо обеспечена трудовыми ресурсами, развивается система производства с высокой трудоемкостью продукции .

Ситуацию, которая сегодня сложилась в Украине, можно назвать угрожающей, существует реальная опасность, последствия, которой — демографический кризис. Наибольшими материальными убытками для любой страны мира при любых временах были и есть человеческие потери. Уменьшение рождаемости, высокая детская смертность, короткая продолжительность жизни, снижения уровня здоровья населения, роста эмиграции, увеличения смертности населения, его старения — все это непосредственно влияет на количественно качественный, квалификационно образовательный уровень рабочей силы.

Необходимо изменить нынешнюю демографическую тенденцию. Это предусматривает осуществление активных мероприятий, во-первых, относительно создания эффективных рабочих мест в нашей стране для расширения возможностей самообеспечения людей за счет наемного труда, и во-вторых, относительно развития всей инфраструктуры, нужной человеку для достойной жизни и рождения потомков.

Основной задачей демографического анализа является выявление закономерностей изменения характера демографических процессов в координатах времени и пространства.

Мониторинг социально демографических и миграционных процессов должен определить закономерности в социально демографических и миграционных процессах и должен строиться таким образом, чтобы отобразить основные особенности соответствующих процессов на всей территории Украины.

Блок 2. Занятость и рынок труда.

Целью этого направления мониторинга является определение масштабов рынка труда, предотвращения массовой безработицы, наиболее полное и эффективное использование трудового потенциала, без чего невозможно последующее социально-экономическое развитие общества.

В Украине есть немало тревожных проблем в сфере занятости. Это низкий уровень заработной платы, высокий уровень безработицы, скрытая безработица (вынужденная неполная занятость), большая средняя длительность безработицы, высокая занятость в неформальном и нетоварном секторах и т.п. Все эти проблемы актуальны для всей страны, и особенно остры они в сельской местности и отдельных регионах.

Мониторинг занятости и рынка труда наиболее четко показывает, в каком направлении необходимо корректировать экономическую политику в государстве, чтобы становление рынка прошло с минимальными социально-экономическими потерями.

Блок 3. Социально трудовые процессы на предприятиях, учреждениях, организациях.

Реформирование форм собственности предприятий, учреждений, организаций вызывает новые явления в сфере трудовых отношений. Основные проблемы, связанные с социально трудовой сферой предприятий, проявляются, прежде всего, в характере трудовых отношений и особенностях социального климата в трудовых коллективах.

Все эти проблемы остаются явными, хотя в последнее время в этой сфере наблюдаются определенные, хотя и незначительные, позитивные сдвиги. Продолжается тенденция повышения эффективности использования рабочей силы на производстве, рост отработанного рабочего времени и уменьшение его потерь.

Значение профсоюзных комитетов на предприятиях значительно снизилось, и на этом этапе они практически не выполняют одну из важнейших своих функций защиты прав работников.

Функционирование системы социального партнерства в Украине проходит в достаточно сложных условиях. Такое положение в социально трудовой сфере вызывает неудовлетворение людей, влечет возникновение конфликтов. То есть система договорных отношений между работодателями и наемными работниками еще не стала в полной мере эффективным механизмом регуляции трудовых отношений.

Мониторинг социально трудовых отношений на предприятиях, учреждениях в организациях дает возможность выучить на уровне отдельных предприятий, учреждений целый комплекс проблем в сфере состояния платежеспособности предприятий, изменения объемов производства и количества рабочих мест и их общего влияния на занятость, материальное стимулирование, организацию и условия труда, трудовые отношения.

Блок 4. Условия и охрана труда.

Основным направлением мониторинга социально трудовой сферы является слежка за изменениями условий и охраны труда на предприятиях, учреждениях, организациях.

Сегодня достаточно велико количество работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в частности в таких отраслях как угольная, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлообработка. Главной причиной такого положения является неудовлетворительное состояние условий и охраны труда на предприятиях, учреждениях, организациях.

Средства, направленные на мероприятия по охране труда на предприятиях, незначительны, сравнительно с реально необходимыми для возобновления производственной сферы. Недостаточно проводится работы по подготовке и реализации программ улучшения условий и охраны труда на предприятиях, сертификации объектов на безопасность труда, предоставления помощи предприятиям в приобретении норм и правил охраны труда, средств индивидуальной и коллективной защиты и на уровне регионов.

В установленном порядке органы государственного управления охраной труда информируют население Украины, работников о реализации государственной политики по охране труда, выполнении программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений об охране жизни и здоровья работников.

На государственном уровне ведется единственная государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда по согласованной её форме со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора по охране труда, профессиональным союзам и Фонду социального страхования от несчастных случаев.

Блок 5. Доходы и уровень жизни населения.

Одним из важных в мониторинге социально трудовой сферы является также наблюдение за доходами и уровнем цен на потребительские товары и услуги, который отражается на уровне жизни населения, обоснование определения уровня доходов населения, частицы в них заработной платы как главного источника повышения благосостояния граждан и стимула к эффективному труду.

Следовательно, мониторинг доходов и уровня жизни населения должен включать систематическое изучение уровня жизни, ее динамики и дифференциации по основным социально-профессиональным и социально-демографическим группам населения и по отдельным регионам Украины. Основные выводы и предложения этого направления осуществления мониторинга должны способствовать более объективному восприятию органами власти реальных результатов внутренней социально-экономической политики.

Блок 6. Социально психологический климат в трудовых коллективах.

Трудовой коллектив является совокупностью объединенных для общих действий по достижению общественно полезных целей людей, связанных общностью интересов, оформленных структурно и таких, которые имеют органы управления, обеспечения дисциплины и ответственности.

Социально психологический климат в трудовых коллективах характеризуется степенью удовлетворенности каждого члена коллектива социально трудовыми отношениями, трудовой деятельностью.

Большое значение для формирования благоприятного социально психологического климата имеет психологическая и морально психологическая совместимость членов трудового коллектива. Первая основывается на соответствии их темпераментов, а вторая — на соответствии профессиональных и морально психологических качеств.

Мониторинг в направлении исследования социально психологического климата на предприятиях имеет важное значение, поскольку дает возможность исследовать состояние этого показателя как фактора повышения эффективности социально-экономической деятельности. Он имеет значение в обеспечении высокоэффективного и производительного сотрудничества членов трудового коллектива, влияет на повышение удовлетворенности социально трудовыми отношениями, что, в свою очередь, дает возможность достичь высокого качества трудовой жизни, социального благосостояния и согласия.

Вопрос для самоконтроля

1.Каковы основные задания мониторингу социально трудовой сферы?

2.Назовите основные нормативно правовые акты проведения мониторинга социально трудовой сферы.

3.Дайте характеристику основных источников информации о занятости и трудовых отношениях?

4.Каковы основные направления мониторинга социально трудовой сферы?

5.Какие организации являются исполнителями мониторинга социально трудовой сферы Украины?