КУРСОВАЯ РАБОТА
Социальная реабилитация инвалидов в РФ: региональный аспект на примере ЧР
Введение
Актуальность. Для современной России характерны процессы углубления социально-экономического неравенства, расслоения общества, что является следствием недостаточно эффективной социальной политики, длительных реформ всех сфер российского общества, в результате которых возникло множество проблем в системе социальной защиты. Особенно негативно эти явления воздействовали на процессы социальной интеграции, адаптации, реабилитации инвалидов, минимизировали возможности их самостоятельности.
Объект исследования. Социальная реабилитация инвалидов в РФ, на примере ЧР.
Предмет исследования. Люди с ограниченными возможностями здоровья и реабилитационная работа.
Целью исследования является изучение социальной реабилитации инвалидов в ЧР.
Задачи исследования. Для достижения вышепоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить особенности реабилитации и интеграции детей — инвалидов в ЧР;
рассмотреть программы по реабилитации инвалидов в ЧР;
изучить особенность деятельности «Аргунского медико-социально-реабилитационного центра».
Степень научной разработанности.Теоретические основы проблемы профессиональной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах А.И. Ковалевой, Т. Жулковска, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской. Данные разработки опираются на мировую социологическую мысль, представленную в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В исследованиях Н.К. Гусевой, В.И. Курбатова, Ю.А. Блинкова, В.С. Ткаченко, Н.П. Клушиной, Т. Жулковска рассматривалось понятие профессиональной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы профессиональной реабилитации и определены функции социальных учреждений.
Комплексная реабилитация получателей социальных услуг в условиях ...
... тем, в настоящее время недостаточно изучена проблема комплексной реабилитации получателей социальных услуг в условиях ПНИ. Объект исследования: социальная реабилитация. Предмет исследования: комплексная реабилитация получателей социальных услуг в ПНИ на примере Кучинского психоневрологического ...
В работах М.И. Лепихова, И.Д. Гундаревой, Н.Н. Лебедевой, Л.П. Гришиной, Н.Д. Талалаевой, Э.К. Амировой проведен анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации, которая использовалась социальными учреждениями в профессиональной реабилитации инвалидов.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В введении обосновываются актуальность исследования, степень научной разработанности, изучается метод исследования, объект и субъект исследования.
1. Социальная политика в области реабилитации и интеграции инвалидов в РФ
1.1 Реабилитация и интеграция детей — инвалидов в РФ
Инвалидность представляет собой социальное явление, избежать которое не может ни одно общество, и каждое государство, основываясь на уровне своего развития, приоритетах и возможностях формирует социально-экономическую политику в отношении инвалидов.
Наиболее значимой функцией государства в отношении граждан с ограниченными возможностями является создание эффективной системы обеспечивающей им условия для реализации своих потребностей с учетом принятой в обществе системы ценностей. Социальная политика в отношении инвалидов — часть внутренней политики государства, имеющая нормативно-правовую основу, представленная в социальных программах, практической деятельности и рассматривающая отношения в общества в интересах и через потребности инвалидов. В статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 года наша страна провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Характеристика развитости государства на прямую связана с определением роли и места инвалидов в нем и отношения к гражданам с ограниченными возможностями всех членов общества. Согласно принятому законодательству, политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Сущностью социальной политики в отношении инвалидов является деятельность государства, политических и социальных институтов, направленная на эффективное развитие социальной сферы, на совершенствование условий и качества жизни граждан с ограниченными возможностями, через систему социальной поддержки и социальной защиты населения. Под социальной сферой, в данном контексте, понимаются все направления обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, их семьи, государственных и общественных институтов, где происходит реализация социальной политики государства в отношении граждан с ограниченными возможностями. Она включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения и др. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических и национальных отношений, связи между обществом, государством и инвалидом. Наиболее значимой характеристикой в социальной политике в отношении инвалидов является определение принципов, на которых она базируется:
Социальная работа как профессиональная деятельность 2
... имеющихся у человека); социолого-ориентированные(объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к ... профессиональные; дисциплины специализации. Минимальная заработная плата — официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности ...
. Принцип социальной справедливости — целостная нравственная оценка отношений в обществе к инвалидам, определяющая как сами эти отношения, так и особенности взаимодействий между различными социальными группами.
. Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от человека, семьи, группы использовать максимум усилий для самопомощи, самообеспечения.
. Принцип социального партнерства — условие эффективного взаимодействия, согласования интересов разных социальных групп в обществе. Основа с субъектной позицией инвалида в жизни государства.
. Принцип социальных гарантий — равные права и возможности всем гражданам, в том числе инвалидам в получении определенного законодательством минимума.Основным признаком гражданского общества является, признание независимости за каждым из его членов это предполагает, наделение граждан государства правами и обязанностями, которые определяют его статус в качестве свободной автономной личности. При помощи социальных гарантий обеспечивается социальная защищенность инвалидов.
. Принцип общественного контроля — законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере, приоритет отдан общественной инициативы направленной на решение проблемы инвалидности в России.
Кроме того, в государственной политике в отношении инвалидов выделяют принципы демократизма, гуманизма, открытости, системности, непрерывности, сбалансированности и др. Большинство из них были выработаны в процессе развития общества на основе общепринятых в мире критериев по выстраиванию политики инвалидности. Согласно рекомендации №8470 Комитета министров Совета Европы о последовательной политике в отношении инвалидов 1992 года, является целесообразным выстраивание ее на условиях:
профилактики или устранения инвалидности, предотвращения ее ухудшения и смягчения ее последствий;
гарантированности полного и активного участия инвалидов в жизни общества, государства;
помощь инвалидам для того, чтобы они могли жить независимо, по своему желанию.
Это постоянный и динамичный процесс взаимной адаптации, с одной стороны, инвалидов, живущих по своему желанию, выбору и способностям, которые необходимо максимально развивать, и, с другой стороны, государства, которое должно оказывать им свою поддержку, приняв конкретные и необходимые меры для обеспечения равенства возможностей. Посредством координации мер инвалиды должны получить возможность:
Опека и попечительство как вид социальной заботы государства
... ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы: «Опека и попечительство как вид социальной заботы государства». Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях ... гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права ...
быть свободными от заболеваний и инвалидности, которых можно избежать;
не нуждаться в постоянной медицинской помощи и уходе и иметь к ним доступ в случае необходимости;
сохранять за собой как можно большую личную ответственность за планирование и осуществление процессов реабилитации и интеграции;
осуществлять полностью свои гражданские права и иметь доступ во все учреждения и ко всем видам услуг в обществе, включая образование;
быть максимально свободными от условий жизни и ограничений в учреждениях либо, если это неизбежно, иметь как можно больший личный выбор в пределах таких учреждений;
иметь наибольшую экономическую независимость, в частности, наиболее квалифицированную работу и соответствующий личный доход;
иметь минимальные средства к жизни, если нужно, то посредством социальных выплат;
иметь наибольшую мобильность, доступ в здания и транспортные средства;
иметь необходимый личный уход в месте по своему выбору;
иметь наибольшую возможность выбора и независимость, в том числе независимость от своих собственных семей, если они того пожелают;
играть полную роль в обществе и принимать участие в экономической, социальной и культурной деятельности, в проведении досуга и отдыха.
Особое внимание необходимо обратить на положение отдельных категорий инвалидов (детей, женщин и пожилых людей).
К субъектам участвующим в разработке и реализации социальной политики в отношении инвалидов относят — государство, общественные объединения инвалидов, политические партии и непосредственно граждане с ограниченными возможностями имеющие свои интересы и потребности. В России государство основной субъект в выработке и реализации социальной политики в отношении всех категорий граждан. Оно берет на себя социальные обязательства — система законодательно закрепленных социальных благ, которые необходимо сделать доступным для инвалидов. Часть ответственности по решению проблем граждан с ограниченными возможностями возложена на работодателей (занятость, социальное партнерство) и на негосударственные организации. Основными негосударственными субъектами в данном направлении выступают, организации, общества и движения инвалидов, профессиональные союзы, политические партии.
Объектами социальной политики в отношении инвалидов выступают все граждане, имеющие соответствующий статус и люди потенциально находящиеся под риском получить инвалидность. При этом в узком смысле акцент сделан на социальную защиту граждан не способных в силу определенных причин, обеспечить себе достойный уровень жизни. Для всех граждан государство создает общую систему взаимодействия в обществе, единые принципы. Одновременно проводит дифференцированную адресную (приоритетную) социальную политику в отношении инвалидов с учетом возможностей государства и общества, конкретного человека. Эффективность, в реализации социальной политики, в отношении инвалидов, на прямую зависит от уровня развития экономики государства и региона, конкретного предприятия, от особенностей реализации идей социальной безопасности. В социальной безопасности политика инвалидности — это система мер экономических, правовых, организационных, социальных, идеологических реализуемых обществом и государством в целях защиты интересов всех категорий инвалидов. Она означает состояние защищенности важных социальных интересов инвалида, государства, общества от социальных угроз. Ее реализация происходит через систему мер направленных на предотвращение или минимизацию социальных угроз. Для этого необходимы благоприятные создаваемые внутренней и внешней политикой социально-экономические условия: преодоление кризиса, содействие занятости инвалидов, создание без барьерной среды в стране для всех категорий граждан и др.
Дети-инвалиды в системе семейных отношений
... семьями. В данной работе рассмотрена методика социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Инвалид - лицо, которое имеет нарушение ... СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики ( ...
Сложная социально-экономическая ситуация в России, привела к нарастанию социальной напряженности которая, характеризуется неустойчивостью и недовольством граждан с ограниченными возможностями к существующим порядкам в различных сферах общественного устройства и как следствие обострение противоречий и угроз. Реализация эффективной политики по защите инвалидов проблема в нашей стране требующая более качественного решенная. От ее воплощения во многом зависит благополучие России. Для устойчивого развития внутренней политики необходимо учитывать потребности и возможности инвалида, общества, государства социальная безопасность как раз и является тем условием, при котором этот процесс будет наиболее эффективным.
Органы власти, определяют приоритетные направления социальной политики в отношении граждан с ограниченными возможностями, ее цели и задачи, признаваемые государством, обществом и инвалидом наиболее значимыми. Они выстраиваются, исходя из анализа текущей ситуации в социально-экономической сфере и прогнозов на долгосрочное развитие страны. Решение проблемы инвалидности является приоритетным, ключевым направлением в реализации социальных обязательств государства. Политика, в отношении инвалидов, затрагивает все стороны жизни общества и связана прежде всего со сферами здравоохранения (профилактика, лечение, медико-социальное обслуживания), образования (обучение и воспитание, получение профессии), занятости (организация труда, профессиональная ориентация), социальной защиты (страхование, обслуживание, помощь и др.), культуры, спорта и другими. Эффективным условием ее функционирования будет служить выработка единой концепции государственной политики инвалидности как целостной системы мер направленных на решение конкретных социальных проблем инвалидов в соответствии с уровнем социально-экономического развития страны в текущей перспективе. Среди вопросов, которые определены в качестве требующих срочного решения является проблема бедности инвалидов. Бедность среди инвалидов представляет собой комплексное социальное явление, имеющее социально-экономические, культурные и психологические корни. Бедность среди граждан с ограниченными возможностями — особое состояние материальной необеспеченности различных групп инвалидов, при котором доходы человека (семьи) не позволяют поддерживать общественно-необходимое для его жизнедеятельности потребление. В современном обществе бедность рассматривается как основной социальный индикатор, определяющий уровень социально-экономического развития государства. Решением проблемы бедности (бедных) среди инвалидов как основного направления социальной политики занимается система социальной защиты населения. В связи с этим, одним из ключевых условий улучшения благосостояния граждан с ограниченными возможностями является повышение пенсий, пособий, расширение системы социальной поддержки семьи воспитывающей детей инвалидов. Финансирование социальной сферы по решению проблем инвалидов в большей степени осуществляется через федеральный бюджет и средства административно-территориальных единиц входящих в состав государства. Другими экономическими источниками выступают государственные внебюджетные фонды и целевые социальные фонды в составе государственного бюджета.
§2.1. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями ...
... ликвидированы все интернаты для проживания детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями проживают с родителями. При этом ... медсестра с подготовкой семейного терапевта, специалиста – соционома( социальный работник со специальной подготовкой , в том числе ... детей с ограниченными возможностями, в основном, осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и общественная политика направлена на ...
Социальная политика в отношении граждан с ограниченными возможностями — многоуровневый процесс, где субъектами в ее реализации выступают органы государственной власти: федеральные, субъекта федерации, региональной, муниципальные, корпоративные и т.д. Социальные функции органов местного самоуправления имеют широкую направленность и нацелены на обеспечение условий жизнедеятельности инвалидов в местах их проживания. К основным вопросам социальной сферы муниципального образования в рамках поддержки граждан с ограниченными возможностями относят: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру, туризм, физическую культуру и спорт, бытовое и торговое обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, организацию мероприятий по работе с детьми и молодежью, социальную защиту граждан. Местная социальная политика — это деятельность органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие инвалидов — жителей муниципального образования. В силу того, что местное самоуправление ближе к конкретным проблемам граждан с ограниченными возможностями можно говорить о том, что эффективность государственной социальной политики на прямую зависит от того как социальные вопросы решаются на местах.
Для инвалида важно понимать, что проводимая государством социальная политика является эффективной (действенной, результативной, понятной населению).
Эффективность социальной политики в отношении граждан с ограниченными возможностями — это соотношение основных показателей связанных с экономическими и социальной аспектами. В месте с тем, целый ряд направлений является заведомо объективно неэффективным по экономическим критериям (пенсионное обеспечение, социальная защита и поддержка инвалидов).
Плавание в системе реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями
... комплексной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и конечностей 19 4. Подводное плавание как средство социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями 24 ... и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Объект исследования: система реабилитационного и адаптационного пространства для лиц с ограниченными возможностями. Предмет исследования: плавание как ...
При этом, уровень развития государства на прямую зависит от того, на сколько человек будут себя чувствовать защищенными в этом обществе. Фактором, показателем эффективности социальной политики в отношении инвалидов является социальная стабильность — реализация принятых установленным законодательством решений без разрушения целостности общества и государства при сохранении его управляемости. Устойчивое развитие нашего государства возможно только на основе социальной консолидации как следствие укрепления демократии при развитии гражданского общества. Повышение конкурентоспособности страны требует значительного увеличения темпов эффективности социальной политики в целом, так и по отдельным направлениям, в частности. Проведение единой социальной экспертизы политики в отношении инвалидов будет способствовать определению возможных механизмов направленных на повышение действенности данного направления.
Выстраивая приоритетную политику в отношении инвалидов, государство ставит в качестве ключевых следующие задачи:
гарантировать инвалидам право на независимую жизнь и полную интеграцию в обществе;
признавать необходимость государственного участия на всех этапах формирования и реализации политики в отношении инвалидов;
минимизировать последствия наступления заболевания, инвалидности для человека включая психологическое состояние граждан;
осуществлять разработку и реализацию социальной политики в отношении инвалидов с участием самих граждан с ограниченными возможностями;
обеспечивать комплексное сопровождение человека с момента проявления заболевания до полной интеграции инвалида в обществе;
повышать эффективность деятельности системы социальной защиты занимающейся решением вопросов инвалидов;
обеспечивать инвалидам возможность получить общее, профессиональное образование, активно включиться в культурную и спортивную жизнь страны исходя из их потребностей и возможностей;
активно развивать идею социальной взаимопомощи в решении проблемы инвалидности;
осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области профилактики инвалидности, активно внедрять инновационные технологии в систему социальной защиты;
сформировать единую систему комплексного сопровождения инвалида в разных социальных службах, ведомствах в рамках социального партнерства;
— реализовывать информационную политику, направленную на получение гражданам с ограниченными возможностями достоверных данных, а иным категориям населения сведений о жизни инвалидов;
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... ИЦ Академия, 2009 Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, социальные аспекты реабилитации и адаптации инвалидов освящены в работах Акатова Л.И., Багаевой Г.Н., ... и стилям. Объект исследования - семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями. Предмет - психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Цель курсовой ...
обеспечивать организациям инвалидов полное содействие;
организовать непрерывный процесс оценки эффективности мероприятий по социальной поддержке инвалидов.
Длительное время в России и мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа инвалидов в социальной структуре общества, что обусловливает необходимость анализа деятельности властей всех уровней в области социальной интеграции таких граждан. Численность рассматриваемой категории людей в России постоянно увеличивается, примерно на 10% в год. Сегодня общий контингент инвалидов в нашей стране превышает 13 млн. человек (более 10% населения).
Из них только 4,4 млн. (менее 35%) человек являются трудоспособными, 400 тыс. (10%) официально трудоустроены, однако реально работает не более 50 тыс. (1,1% — от общего числа трудоспособных инвалидов и 0,4% — от общей численности инвалидов в РФ).
Из общего числа людей, имеющих инвалидность, более 600 тыс. являются детьми. Ежегодно в стране рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них около 80% являются инвалидами, более 50% детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий. Сегодня в постановлении Правительства РФ приводятся данные, согласно которым только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми.
Инновационная государственная политика в области социальной интеграции инвалидов опирается на постулаты и достижения социально ориентированных, посттрадиционных моделей и на современном этапе развития приобретает популярность в наиболее развитых странах мира. При достижении социального равенства инвалидов с другими гражданами во всех областях и сферах жизнедеятельности, устранении всех существующих преград и барьеров нивелируются ограниченные возможности, следовательно, теряется актуальность выделения рассматриваемой категории людей в особую группу — понятия «инвалид», «инвалидность» и другие вытесняются из законодательства и общественного употребления. Естественно, что в рамках данной политологической модели инвалиды используют большее количество медицинских, реабилитационных и иных услуг, чаще пользуются передовыми техническими достижениями в сравнении с потреблением других граждан. Люди с инвалидностью, дефекты которых были нивелированы, получившие достойное образование, профессиональную подготовку, объединяются в итоге с широкими слоями общества, ведут активную деятельность во всех социально значимых областях и сферах. Граждане, отклонения развития которых имеют сложную структуру и не поддаются полноценной компенсации, получают дополнительную государственную поддержку через службы занятости как нетрудоспособные и безработные.
Несмотря на усилия государственной власти, социальная политика в целом и в отношении инвалидов, как одной из самых незащищенных социальных групп, во многом является не упреждающей, а запаздывающей, не минимизирующей, а максимизирующей социальное расслоение россиян. В этих условиях задачей государственной власти является проведение модернизации с наименьшими социальными издержками для всех слоев населения и, в первую очередь, для инвалидов, у которых существенно снижен уровень социальной и трудовой мобильности, ограниченны, в силу многих причин, возможности и шансы получить достойное образование, устроиться на работу, социально адаптироваться, реализоваться как социально активная личность. Сегодня необходимы разработка и реализация новых приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов. Такая политика должна строиться на основе принципов равных возможностей, нормализации их жизнедеятельности и интеграции в общество.
Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями
... и являются объектами действия полномочий других субъектов экономической деятельности.Данная модель важна в обосновании социально-экономической политики в процессе социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. ... между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Проблемы социализации детей-инвалидов исследованы с привлечением теорий зарубежных авторов: Ж.Пиаже, М.Мид, З.Фрейда, ...
1.2 Программы по реабилитации инвалидов в РФ на 2011-2013 гг.
Долгосрочная целевая программа «Доступная среда на 2011-2013 годы» (далее — Программа) определяет основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности и качества услуг, гарантированных государством. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН «О правах инвалидов», к которой 24 сентября 2008г. присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности: «…важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами».
На первом этапе Программы необходимо:
. разработать нормативные правовые документы, регламентирующие обязательное соблюдение требований доступности для объектов, зданий, сооружений при строительстве новых объектов и реконструкции существующих объектов;
.реализовать необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, выполнив обследование и паспортизацию этих объектов;
.провести паспортизацию объектов и формирование карт доступности;
.определить объем необходимых средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований для выполнения работ по доступности объектов, зданий, сооружений при строительстве новых объектов и реконструкции существующих объектов.
1. Масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности.
2. Инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг.
. Комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий.
. Межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, общественных объединений.
. Длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
С учетом изложенного, использование программного метода представляется наиболее целесообразным для создания доступной для инвалидов среды и других маломобильных групп населения.
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении №2 к Программе. Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета, необходимый для финансирования Программы, составляет на 2011-2013 годы всего 155467,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
год — 16771,8 тыс. рублей;
год — 58108,6 тыс. рублей;
год — 80586,9 тыс. рублей.
2. Деятельность государственных органов по реабилитации и интеграции инвалидов в ЧР
.1 Институализация деятельности социальной работы в ЧР
Сегодня люди с ограниченными возможностями составляют более 10% от общего числа граждан ЧР. Это 164 457 человек, из которых 16727 — инвалиды III группы, 78923 — II группы и 8162 — I группы. Детей-инвалидов в нашей республике 60645 (данные на 01.04.2012 г.).
Эти печальные цифры являются последствием военных катаклизмов, пережитых Чечней в период с 1994 по 2000 годы. На сегодняшний день как одну из основных проблем инвалидов в ЧР можно выделить отсутствие доступной для них среды обитания. Обратите внимание: за исключением редких случаев на улицах города не видно инвалидов-колясочников. Мы не видим наших инвалидов ни в театрах, ни на концертах, ни в числе зрителей на спортивных состязаниях и других общественных мероприятиях. Такое положение вещей существует не только в Чечне, но и во всех субъектах РФ, а также во многих других государствах. Правда, в развитых странах созданию всевозможных условий для инвалидов уделяется достаточно большое внимание.
На улицах Грозного не увидишь колясочников, которых у нас больше 2 тыс. человек, довольно банальное — нет условий для их передвижения. Сотрудники Департамента как-то провели эксперимент: помогли спуститься с 5-го этажа инвалиду-колясочнику, проживающему в одном из домов в самом центре Грозного, и попросили его выехать на проспект им. В. Путина. Каково же было их удивление, когда они поняли, что сделать это практически невозможно — всюду непреодолимым препятствием становились бордюры, не имеющие специальных спусков, соответствующих международным стандартам. Еще одна пока нерешенная проблема — это отсутствие специализированного общественного транспорта — автобусов, микроавтобусов, приспособленных для удобной посадки колясочников. Наличие такого транспорта в республике было бы большой помощью для инвалидов. К сожалению, большинство жилых зданий и учреждений в Грозном не оснащены пандусами, что также не позволяет передвигаться инвалидам самостоятельно. Наше ведомство создало специальную комиссию, в состав которой помимо сотрудников министерства входят представители различных общественных организаций. Члены комиссии ежеквартально выезжают на строящиеся объекты и смотрят за тем, создаются или нет на них условия для инвалидов: если отсутствуют пандусы, поручни и другие необходимые вспомогательные приспособления, то они пишут письма на имя руководителя учреждения с просьбой о создании этих условий. Такие письма мы рассылаем и в Правительство ЧР, и в городскую мэрию, что, конечно же, дает положительные результаты — большинство руководителей с пониманием относятся к этой проблеме. К сожалению, приходится признать тот факт, что наши школы также не приспособлены для удобства детей-инвалидов, хотя инклюзивное образование уже давно стало нормой во многих странах. Но эту проблему мы надеемся решить в ближайшее время. Согласно законодательству, если на предприятии работает от 100 чел. и больше, то руководитель должен принять на работу от 1 до 2% инвалидов. Но на практике эти условия редко выполняются, так как нет нормативных актов, предусматривающих наказание руководителей, отказывающих в приеме на работу инвалидам.
Для решения вопросов трудоустройства в Минтруде ЧР также создана комиссия, которая выезжает на предприятие с количеством работников от 100 человек и выше и выясняет, приняты ли на работу инвалиды. За прошлый год нашим министерством трудоустроено таким образом 9 человек. Цифра, конечно, смешная по сравнению с другими регионами страны. По России показатель трудоустройства инвалидов составляет 8-9%, в то время как в европейских странах эта цифра достигает 47-48%.
2.2 Особенность деятельности «Аргунского медико-социально-реабилитационного центра»
инвалид реабилитация ребенок социальный
В ГБУ «Арунский МСРЦ ДОВ» реализуется комплексная система, предусматривающая медицинскую реабилитацию, психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию и адаптацию детей с» особыми потребностями». В структуре Центра имеются стационарное отделение, а так же полустационарные и нестационарное обслуживание. За отчетный период с 10.01.2012 г. — 31.12.2012 г. общее количество детей подростков, прошедших реабилитацию 779 человек:
Дети — инвалиды — 331 чел.
Дети из малоимущих семей — 428 чел.
Полусироты — 20 чел.
Мальчики — 416 чел.
Девочки — 363 чел.
Оздоровительная реабилитация включает в себя полный объем физиотерапевтических процедур на аппаратах кварцевой терапии УВ (ультрафиолетовая частота), а также активно используют традиционные способы — электрофорез, «Амплипульс», ультразвук ДДТ, электромассажер, парафинонагреватель[3]. В Центре оказывается достаточно широкопрофильная помощь детям — инвалидам. Однако сами работники Центра утверждают, что им трудно работать в таких тесных условиях. Дело в том, что здание Реабилитационного центра — бывший детский садик, и работать там слишком тесно, потому что в одном здании совмещены и администрация и профилактические кабинеты, само лечение, все это находится в одном здании. И в данной ситуации, очевидно, какое внимание в Республике отведено проблемам детей — инвалидов, если один, единственный реабилитационный центр в ЧР для детей с ограниченными возможностями, который функционирует уже 10 лет подряд, имеет такие проблемы, как отсутствие комфортных условий работы, в то время как в Республике все строится, возрождается. В ходе беседы на вопрос:» Как вы относитесь к постройке на территории Чеченской Республики рекреационно-развлекательного комплекса для детей — инвалидов?», работники Центра отнеслись с полной поддержкой, утверждали, что для детей с ограниченными возможностями важным после медикоментозного лечения является, проведение здорового досуга. В Центре наблюдается нехватка специалистов, так как заработная плата работников учреждения не соответствующая (средняя заработная плата — 5 600 руб.)
Заключение
Таким образом, в нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности лиц с ограниченными возможностями. Тенденция ее к росту инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура. В разработке российского национального законодательства, касающегося прав инвалидов как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимают участие общественные организации инвалидов. Общие права инвалидов сформулированы к Декларации ООН «О правах инвалидов». Приняты фундаментальные законодательные акты и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ» (1995 г.).
В соответствии с этим законом, социальное обслуживание направлено на удовлетворение потребностей инвалидов в социальных услугах (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям, общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов — все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.
Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации. Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентаций, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсий, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Таким образом, можно констатировать, что задачи нашей курсовой работы решены, цель достигнута.
Список использованной литературы
1. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. М., 2008 г. — 280 с.
. Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями. Отчет за 10.01.2012 г. — 31.12.2012 г.
. Гарань А. Реабилитация инвалидов — внимание общества // Соц. обеспечение №4, 2009 г. — с. 10-16.
. Гончарова Л. Помощь инвалидам — комплексная // Социальное обеспечение №12, 2008 г. — с. 33-36.
. Департамент по социальной реабилитации, интеграции инвалидов и работе с реабилитационными лицами в ЧР. Отчет за 10.01.2012 г. — 31.12.2012 г.
. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. Красноярск, 1993, 195 с.
. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995. — 160 с.
. Дыськин А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. / М.: Логос, 2006, 224 с.
. Ким Е. Независимая жизнь лица с ограниченными возможностями. М., 1997. — 130 с.
. Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. Для одиноких престарелых и инвалидов // Работник социальной службы. — М., 2008. №2 (4).
с. 88-93.
. Кавокин С. Реабилитация и занятость инвалидов // Человек и труд. 2004. №8, с. 15-18.
. Концепция социальной защиты инвалидов в РФ. М.: ЦИЭТИН, 2009
. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. — М.: Инфра — М., 1998. — 282 с.
. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2011 годы». [Ресурс доступа: #»justify»>. РФ., // План мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на 2011-2013 гг. [www.consultant.ru/document/cons_doc_].
. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
. Фурсов А.С. «Государственная политика Российской Федерации в области социальной интеграции инвалидов: политологический аспект»., // Автореферат, М., 2011, с. 3-4.
. [http://stolicaplus.ru/ index. Php. официальный сайт газеты «Столица плюс»., 05.05.2012 г.].