Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания ‘Ярославский’

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-педагогический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания «Ярославский»

Специальность 39.02.02 — Социальная работа

Руководитель Шакирова Э.Ф.

Студент Тюрмина Е.П.

Москва, 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. «Понятие и структура социальной диагностики»

1.1 Понятие социальной диагностики

1.2 Принципы социальной диагностики

1.3 Методы социальной диагностики

Глава 2. «Особенности социальной диагностики в условиях ТЦСО»

2.1 Структура ТЦСО «Ярославский». Анализ технологии социальной диагностики в ТЦСО «Ярославский»

2.2 Исследование методов социальной диагностики в ТЦСО «Ярославский»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. С каждым днем все больше и больше людей сталкиваются с проблемами социального характера. Для их решения должен быть поставлен социальный диагноз и выбраны правильные методы работы, а для этого должна быть проведена социальная диагностика.

Работники социальных служб сталкиваются со сложными, многозадачными проблемами, которые требуют обдуманных действий, компетентного подхода к поиску возможных путей решения проблем.

В обществе есть большое количество различных связей между людьми и группами, так же существуют сугубо индивидуальные причины возникновения проблем, социальному работнику необходимо понимать природу возникновений тех или иных явлений и их сущность. В этом и заключается суть социальной диагностики.

Решение проблемы напрямую зависит от правильно поставленного диагноза, на его основе выбираются дальнейшие приоритеты в оказании социальной помощи, поэтому не стоит сомневаться, что изучение социальной диагностики, ее методов и возможных вариантов их использования, является актуальным исследованием. Правильно подобранный метод диагностики позволит повысить качество анализа состояния объекта, а значит, поможет достигнуть саму цель — выявить проблему.

5 стр., 2334 слов

Диагностика к экзамену

Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников Структура музыкальных способностей. 1.Анализ муз-педагогической и психологической литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей. Теплов Б.М.: ладовое чувство + слуховые представления + чувство ритма + эмоциональная отзывчивость на музыку как основа ...

Актуальность исследования определяется необходимостью и потребностью всестороннего изучения технологии социальной диагностики в системе социального обслуживания населения РФ, развитие которой идёт достаточно медленно и противоречиво.

Кроме того, в современной России, находящейся в процессе реформирования, возникла острая необходимость в подготовке специалистов по социальной работе, способных качественно выполнять диагностическую функцию своей деятельности и предвидеть эффективность используемых методов.

Актуальность исследования вытекает и из необходимости разрешения главного противоречия между складывающейся сегодня новой системой организации социальной работы в системе социальной защиты населения и старыми подходами, технологиями и методами социальной диагностики, которые используют специалисты по социальной работе в своей деятельности.

Объект исследования: социальная диагностика, как технология социальной работы.

Предмет исследования: методы социальной диагностики как технологии социальной работы.

Цель исследования: определить наиболее эффективные методы социальной диагностики в условиях территориального центра социального обслуживания.

Задачи исследования:

1.Изучить понятие социальной диагностики.

2.Рассмотреть принципы социальной диагностики.

.Определить структуру социальной диагностики, ее стадии и методы.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам. Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с ... индивидуальная реакция познавательных возможностей личности. Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать других людей и самого себя, тексты культуры — эта способность ...

.Проанализировать технологию социальной диагностики в ТЦСО.

.Изучить методы социальной диагностики, применяемы в ТЦСО.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, методы опроса: анкетирование, беседа.

Глава 1. «Понятие и структура социальной диагностики»

1.1 Понятие социальной диагностики

«Диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) — это способ получения более полной информации об объекте, процессе или явлении, который мы изучаем.

Этот термин пришел в социологию из медицины, где необходимо правильное распознание болезни для дальнейшего назначения эффективного лечения, когда в социальной работе необходимость заключается в выявлении социальной «болезни» (проблемы) и поиске методов ее решения.

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века.

Сейчас «социальная диагностика» — одно из самых важных направлений в социальной работе, она является начальной ступенью анализа.

Социальная диагностика является одной из прикладных задач социологии.

Социальная диагностика является одной из технологий социальной работы.

Технология — это способ реализации людьми конкретного сложного процесса, путем разложения его на систему последовательных взаимосвязанных мер и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют одну цель — достижение эффекта.

Социальная диагностика является началом работы с любым типом социальных проблем и с любой категорией клиентов. Она является процессом, в ходе которого определяется сущность различных социальных явлений; методологическим инструментом, который дает необходимую информацию, на основе которой выбираются дальнейшие методы работы.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Литература Основная Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003. ...

Объектами социальной диагностики могут являться не только отдельные личности, но и социальные слои, большие и малые социальные группы, различные общности и организации и даже социальные отношения и явления.

Социальная диагностика используется при создании различных социальных прогнозов, так как она является условием выбора действенных и адекватных методов для эффективной практической деятельности.

Технология социальной диагностики широко и успешно используется в различных областях социологии; в социальных учреждениях при работе с семьей, с группой риска и другими различными категориями граждан.

Можно провести аналогию между диагностикой в социальной работе и диагностированием заболевания в медицине, чем раньше и точнее поставлен диагноз заболевания и причины его возникновения, тем больше можно надеяться на благоприятный исход событий.

Неправильный диагноз аннулирует все старания и усилия специалиста, а так же уменьшает возможность решения проблемы, поэтому социальная диагностика — это важнейшая составляющая социальной работы в целом, требующая высокой компетентности.

В процессе социальной диагностики социальный работник становится не специалистом, который предоставляет клиенту объяснение его проблемы с точки зрения «эксперт всегда прав», а партнером, изучающим вместе с клиентом проблему, ее причины, допущенные ошибки и разрабатывает возможные решения.

Так же, социальная диагностика достаточно тесно связана с профилактикой. Профилактика — это предупреждение причин, которые могут повлиять на возникновение каких — либо социальных отклонений. Она направлена на защиту и поддержание нормальной жизни людей, предотвращение появления различных, как физических, так и психических и социальных отклонений у групп риска и отдельных индивидов.

8 стр., 3648 слов

Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи

Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи План ВВЕДЕНИЕ 1. Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей 2. Семейная психотерапия и семейное консультирование а) Цели и задачи семейного консультирования б) Отличие консультирования от психотерапии в) Практические приемы и методы психологического консультирования 3. Семейное консультирование и ...

социальная диагностика обслуживание центр

1.2 Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика — сложный и многосторонний процесс, который требует от специалиста всесторонней объективной оценки явления или проблемы клиента для достижения желаемого результата или приближения к нему. Для этого, специалист должен использовать в своей деятельности следующие принципы:

.Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует сохранения и неразглашения всей информации, получаемой в ходе процесса. Проблема клиента касается только самого клиента, непосредственных участников процесса и социального работника.

2.Принцип научной обоснованности. Этот принцип реализуется тогда, когда вся информация, получаемая в ходе процесса, проверяется на достоверность. При использовании недостоверной информации, достижение цели, то есть решение проблемы, невозможно.

.Принцип ненанесения ущерба. Результаты, которые полученные во время исследования, никак не должны быть использованы против клиента.

.Принцип объективности. Специалист, который проводит диагностику, не должен опираться на свой жизненный опыт или данные, полученные в ходе других исследований. Все выводы и предположения должны строиться на объективных и обоснованных данных, на которые не влияют субъективные установки участников процесса.

.Принцип эффективности. Клиенту следует давать только те рекомендации, которые в ходе анализа проблемы или ситуации будут признаны эффективными.

.Принцип причинности. Специалисту необходимо различать причины и следствия возникновения явлений.

3 стр., 1065 слов

Секция 4. Общетеоретические проблемы социальной работы

Ауд.   руководитель: Абабкова Екатерина Секретарь: Чуманова Елена Куратор: Чабанова С.С.   1. Колодий И. Исследование досугового пространства сельских подростков. 2. Жигунова А. Детерминанты употребления алкоголя в подростковой среде: теоретическое и эмпирическое исследование 3. Абабкова Е. Формирование нравственной ответственности в подростковой среде. 4. Баранова А. Роль и значение ...

.Принцип комплексного подхода. Ситуация или проблема клиента всегда уникальна, она зависит от многих факторов: от самого человека, от причин ее возникновения, условий развития. Для получения достоверного результата в ходе диагностики — необходимо рассматривать весь комплекс факторов.

.Принцип верификации информации. Верификация — это подтверждение подлинности данных. Полученную, в ходе исследования, информацию необходимо проверять, используя другие методы исследования или источники информации во избежание случайностей и принятия во внимание единичных факторов.

.Принцип системности в диагностике. Необходимость анализа сферы деятельности клиента, его статуса, интеллектуальных способностей, семейных отношений и тд, обусловлена тем, что возникающие проблемы определяются не одним, а целым комплексом факторов, поэтому необходимо иметь широкое представление о самом клиенте и его окружающем социуме.

.Принцип клиентоцентризма. Изучение ситуации с точки зрения и интересов клиента, предоставление возможности выбора «схем», по которым будет проходить дальнейшее исправление жизненных затруднений.

Социальная диагностика имеет свою собственную структуру и включает в себя следующие этапы:

)Этап осмысления — анализ данной сложившийся ситуации, рассмотрение ее причин, препятствий, особенностей;

2)Этап разработки альтернативных целей применяемых для конкретного субъекта;

)Этап поиска и способов средств перевода субъекта в новое личностное пространство.

1.Этап осмысления.

Это самый сложный этап социальной диагностики для двух сторон процесса, для самого клиента и для социального работника.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Понятие психолого-педагогической диагностики…………………………...5 2. Основные требования и общепсихологические принципы диагностики ….7 3. Методы психолого-педагогического исследования………………………….8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...…15 Введение Диагностика является теорией и практикой постановки диагноза. Данный термин ...

На данном этапе участникам диагностики, а точнее клиенту, при помощи специалиста, предстоит оценить и проанализировать имеющуюся проблему, признать допущенные ошибки и другие всевозможные препятствующие факторы. Так же необходимо произвести анализ всех социальных сферы, в которых находится клиент, рабочий коллектив, семья и т.д., определить свой социальный статус.

После проведенного анализа и сделанных выводов появляется возможность рассмотрения и определения дальнейших действий для преодоления затруднительной жизненной ситуации или проблемы, уже на следующем этапе.

.Этап разработки альтернативных целей.

Важно помнить, что определение целей субъекта — один из главных вспомогательных факторов в социальном регулировании его деятельности и поведения. Социальные цели не ограничиваются только ценностями человека, в конкретных обстоятельствах они определяют его возможности.

Важная задача специалиста на данном этапе — это помочь человеку составить такую систему целей, которая будет соответствовать его способностям и возможностям, а так же будет ориентирована на его социально — ролевое положение.

Сначала необходимо определить рамки возможных для клиента целей, ими могут быть различные объективные факторы, влияющие на жизнь человека. Для этого нужно комплексно оценивать как желания субъекта, так и его возможности, например уровень образования, физическую подготовку, темперамент, так же, при содействии в поиске работы — востребованность вакансий в данный период, чтобы достичь долгосрочного эффекта.

Второй задачей данного этапа является выявление и раскрытие индивидуальных возможностей человека, например, творческого потенциала. Главная задача социального работника на данной стадии — определить и активизировать ранее незадействованные возможности клиента, в силу каких — либо причин. Важно знать, что эти возможности и способности не обязательно должны быть выдающимися, это могут быть любые качества, которые на предыдущих этапах жизнедеятельности не были реализованы. Активизация этих начал может помочь в решении проблем индивида или даже предотвратить возникновение новых трудностей.

Завершающей стадией настоящего этапа социальной диагностики является определение и построение нового идеала, который будет являться стимулом и перспективой на будущее для клиента. Идеал станет «проводником» между человеком и его дальнейшей деятельностью, направленной на достижение той самой перспективы, отложенной во времени.

Важно помнить, что на всех стадиях разработки альтернативных целей предполагается совместная работа специалиста (социального работника) и клиента, это является залогом эффективного решения проблемы.

. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояния.

Это завершающий этап процесса социальной диагностики, поэтому он предполагает под собой переход от идеала, который был сформирован ранее, уже в конкретные, ощутимые цели самого субъекта, которые должны быть им достигнуты в дальнейшем.

Первое — это четкое построение алгоритма для достижения целей. Если на предыдущем этапе эти цели были представлены в виде перспективы на будущее, то здесь они должны быть представлены строго, как четкий алгоритм.

Второе — помощь в налаживании необходимых связей, контактов необходимых для достижения поставленных целей, определение социальных союзников, т.е. людей и организаций, способных на помощь и поддержку субъекта на пути к реализации и достижении своей цели.

Третье — совместная деятельность социального работника и клиента по поиску и определению самых оптимальных путей для достижения целей ранее составленной программы. В ходе совместной деятельности должны быть еще раз проверены и определены рамки возможностей субъекта и его социальных партнеров, в которых и будут проходить наиболее эффективные пути.

Четвертое — определение и поиск ресурсов для достижения целей. Выявление уже имеющихся ресурсов, а так же поиск возможных способов их увеличения. Этими ресурсами могут являться финансовые средства, услуги и прочее. Все выбранные материалы должны быть доступны и освоены субъектом. Только после соблюдения этого правила дальнейшее использование выбранных ресурсов позволит добиться клиенту поставленных целей.

Пятое — разработка плана перевода клиента в иное качественное состояние. На данной стадии можно разработать и предоставить клиенту возможный четкий план его дальнейшей деятельности, следуя которому он сможет преодолеть возникшие жизненные социальные затруднения.

Необходимо обратить внимание, насколько новое качественное состояние клиента необходимо ему и его окружению.

Таким образом, соблюдая все этапы и стадии, социальная диагностика позволяет достаточно достоверно определить затруднения и проблемы, которые являются препятствиями полноценного социального функционирования человека, а так же условия возникновения и развития этих проблем.

Результатом социальной диагностики будет являться — социальный диагноз.

Социальный диагноз — это научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального процесса, явления.

Социальный диагноз основан на комплексном и всестороннем наблюдении и изучении, которое предполагает не только выявление причин появления проблем, но и побудительных мотивов поведения объектов или явлений, условий их возникновения и протекания. Этот трудоемкий процесс не склонен к стандартизации, но все-таки основывается на некоторых принципах и проходит по определенным стадиям и этапам.

Социальный диагноз — то есть полученные обобщенные показатели — это не конечный результат, а только основа для достижения цели — решения проблемы.

Соц. диагнозы можно классифицировать по разным основаниям:

1)По объекту — распространяемые на все общество, регионы и т.д.;

2)По длительности определения — длительные, среднесрочные и краткосрочные оперативные;

)По формообразованию — социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;

)По сферообразованию — в сфере труда, образования, досуга, быта;

)По диапазону обхвата — всесторонние, корреляционные, односторонние;

)По детерминации — объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

)По методическому обоснованию — статистические, экспериментальные, аналитические, гипотетические.

1.3 Методы социальной диагностики

Проблемы и ситуации у каждого клиента сугубо индивидуальны, поэтому разработан ряд методов, выбор и использование которых будет зависеть от комплекса факторов: характер проблемы данного клиента; тенденции развития явления; особенности клиента; количество участников и пр.

)Общенаучные методы — анализ, наблюдение;

2)Социологические методы — социальный эксперимент;

)Психологические методы — анкетирование, интервью, беседы;

)Специальные методы — направленные на выработку конкретного социального диагноза.

Метод наблюдения.

Этот метод достаточно широко распространен и применяется даже в обыденной жизни, однако, в социальной диагностике имеет ограничения, ко всем клиентам или проблемам его применять нельзя. Не все социальные явления поддаются непосредственному слуховому или визуальному восприятию.

Используя метод наблюдения, специалист непосредственно оценивает не только поведение и действия объектов, но и их взаимодействие друг с другом, а так же тенденцию развития различных явлений.

Метод анкетирования.

Этот метод тоже достаточно широко распространен, например, для ведения статистики в различных организациях или СМИ. Но в социальной диагностике, так же как и наблюдение, не может быть применен во всех случаях.

Анкетирование — письменная форма опроса. Оно может осуществляться:

·Очно — в присутствии интервьюера или при непосредственном контакте интервьюера и респондента;

·Заочно — без непосредственного контакта интервьюера и респондента.

Этот метод будет эффективен в следующих случаях:

·В случае, если нужно опросить большое количество респондентов за короткое время;

·В случае, если респонденты должны тщательно обдумать свои ответы.

Метод интервьюирования.

Интервьюирование — это форма очного опроса с непосредственным контактом интервьюера и респондента.

Этот метод подходит в том случае, если есть необходимость соблюдения следующих пунктов:

·При использовании данного метода вопрос без ответа практически не бывает;

·Если интервьюеру кажется, что ответ респондента неопределенный, уклончивый или противоречивый, то при использовании данного метода ответы могут быть уточнены;

·При использовании данного метода есть возможность фиксации не только вербальных ответов респондентов, но и наблюдения за ним;

·При использовании данного метода информация более достоверная и глубокая в отличии от письменного опроса.

Главным недостатком данного метода является его малая оперативность, большие затраты времени.

Чаще всего в социальной диагностике используется стандартизированное интервью, где есть четкая последовательность заранее продуманных вопросов на основе изученной имеющейся информации об объекте.

Метод беседы.

Беседа — это эмпирический метод получения информации, основанный на словесной коммуникации.

Почти всегда в социальной диагностике беседа выступает основным средством получения информации, а точнее фактических данных.

Метод социометрии.

Это метод, по результатам которого можно получить данные (малых социальных групп) по эмоциональным межличностным отношениям и проектировать свои выводы, основанные на полученной информации, на большие группы, и даже общество в целом.

Главная цель социометрии — внутригрупповые процессы малых групп.

Глава 2. «Особенности социальной диагностики в условиях ТЦСО»

2.1 Структура ТЦСО «Ярославский». Анализ технологии социальной диагностики в ТЦСО «Ярославский»

Для каждой категории граждан должны быть подобраны максимально эффективные методы социальной диагностики, в которых будут учитываться все особенности данной категории для последующего успешного диагностирования.

В ТЦСО «Ярославский» оказывается социальная помощь пожилым людям, пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, и другим категориям граждан которые оказались в ситуации, которая препятствует нормальной жизнедеятельности.

Рассмотрим отделения ГБУ ТЦСО «Ярославский»:

·АУП — административно — управленческое подразделение;

·ОДП — отделение дневного пребывания;

·ОСО — отделение социального обслуживания на дому;

·ОССО — отдел срочного социального обслуживания;

·ОСРИ — отдел социальной реабилитации инвалидов;

·ОСРДиПИ — отдел социальной реабилитации детей и подростков;

·ПП — пункт приема и выдачи вещей, бывших в употреблении;

·СМСС — сектор «Мобильная социальная служба»;

·ППиВТСР — пункт проката и выдачи технических средств реабилитации

·ОПГОИАиП — отделение приема граждан, обработки информации, анализа и программирования;

·ОСБО — отделение социально — бытового обслуживания.

Двумя самыми основными категориями граждан, которые обращаются в центр, являются пенсионеры и инвалиды. Для оказания помощи этим категориям существуют различные отделения, где им оказываются услуги, необходимые для решения существующих проблем и предотвращения возникновения иных.

Рассмотрим несколько отделений, где диагностическая функция лучше всего прослеживается и играет важнейшую роль в достижении цели — решении проблемы клиента.

ОДП — отделение дневного пребывания.

Это отделение предназначено для граждан, которые сохранили способность к самообслуживанию и передвижению. Основной целью этого отделения является поддержание активной жизни неработающего пенсионера, пожилого человека, его физического и психологического здоровья. Здесь оказываются услуги, которые способствуют социальной, духовной, культурной, физической и психологической реабилитации граждан.

Для эффективной реабилитации должны быть правильно подобраны занятия, досуговые мероприятия для этих граждан, а для этого проводится диагностика потребностей и интересов населения. Так же проводится диагностика имеющихся у центра ресурсов для предоставления услуг. После такой диагностики и анализа потребностей, а так же возможных вариантов проведения досуга, физических нагрузок, обучающих программ, психологической помощи, составляется система, план — график мероприятий, проводимых в ОДП, направленных на удовлетворение потребностей граждан и реализацию интересов.

При правильном диагностировании, будет составлена эффективная программа, которая будет способствовать разносторонней реабилитации граждан, такая программа будет отвечать всем необходимым требованиям, и, следовательно, сам процесс реабилитации будет пройден успешно.

ОСО — отделение социального обслуживания на дому.

Далеко не все граждане пенсионного возраста имеют сохранную способность к самообслуживанию, а так же далеко не все имеют желание и необходимость находиться в обществе и не нуждаются в таком роде помощи, но потребность в социальном обслуживании и необходимость посторонней помощи остается.

Для такой категории граждан существует данное отделение, социального обслуживания на дому. Специалисты этого отделения оказывают социально — бытовую помощь.

Несмотря на то, что в отличие от ОДП в ОСО клиент остается дома, потребность в диагностике не исчезает. Специалисты проводят диагностику состояния клиента, его потребностей, после чего составляют перечень услуг, которые необходимы больше всего и должны быть оказаны бесплатно и в первую очередь.

Диагностика нужна для того, чтобы клиенту был оказан тот вид помощи, в котором он действительно нуждается и который поспособствует нормализации жизнедеятельности данного объекта.

В случае, если диагностика проводиться не будет или будет проведена некачественно, то помощь будет оказана на основе статистических данных, будут оказаны те услуги, которые, возможно, не помогут данному клиенту в его ситуации с индивидуальными и специфическими проблемами.

Так же проводится диагностирование проводимой работы специалистом и ее результатов. В результате такой диагностики выявляются недочеты и упущения в работе специалиста, после чего проводится их ликвидация, и выявляются способы, которые позволяют больше не допускать подобных ошибок.

ОПГОИАиП — отделение приема граждан, обработки информации, анализа и программирования.

Это отделение, где диагностическая функция так же имеет очень большое значение.

В данном отделении осуществляется непосредственно прием граждан. Здесь озвучиваются их проблемы, потребности и нужды, соответственно, есть необходимость диагностирования и анализа ситуации каждого обратившегося клиента.

Многие из обращающихся граждан не знают, что им делать и куда идти дальше, как раз задача специалистов в этом отделении и заключается в том, чтобы продиагностировать сложившуюся ситуацию или проблему, собрать необходимые данные и на основе составленного диагноза определить план дальнейшей работы для специалистов отделений, куда будет направлен обратившийся.

Клиенту рассказывают план действий, иногда даже предоставляют возможность выбора дальнейших проводимых мер (если такая возможность есть), объясняют задачи, которые должен выполнить сам клиент, а так же его права и помощь, которую он может получить и на каких условиях.

Все это будет осуществляться и нести за собой продуктивный и положительный исход, только в том случае, если социальная диагностика была проведена качественно и эффективно, благодаря правильно подобранным методам.

Отделение приема граждан является самой первой ступенью, в работе, направленной на оказание помощи клиенту, так же как и социальная диагностика. То есть диагностическая функция является самым первым этапом. При его пропуске могут быть допущены ошибки, из-за которых будет затруднен процесс помощи клиенту, либо этот процесс будет осуществляться неправильно с самого начала. Но скорее всего помощь и вовсе не будет осуществляться, так как социальный диагноз неправильный или будет отсутствовать.

Диагностическая работа проводится не только по отделениям. Есть необходимость проводить социальную диагностику самого центра в целом.

Первым и главным критерием, по которому можно оценить качество предоставляемых услуг и оказания помощи, является — слова клиента. Но так как клиенты данного центра — это пожилые люди, пенсионеры, инвалиды и иные граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию — эти люди имеют свою специфику, поэтому не всегда достоверно то, что они говорят. Диагностика, то есть сбор данных, анализ проводимой работы, и ее результатов, составление статистических данных — это еще один важный критерий в оценке работы центра, который позволяет повысить функциональную эффективность учреждения.

2.2 Исследование методов социальной диагностики в ТЦСО «Ярославский»

Как уже говорилось выше — каждый клиент и ситуация — сугубо индивидуальны, поэтому для достижения максимально эффективного результата, необходимо выбрать метод диагностики, а иногда несколько методов, подходящие для определенной категории граждан и проблемы.

Пожилые люди имеют свою специфику, поэтому при выборе метода диагностики, которая будет применяться в работе с пожилым человеком, необходимо учитывать его особенности: возраст, психическое и физическое здоровье, эмоциональное состояние.

Пожилые люди, находящиеся в раннем пенсионном возрасте (а иногда и в среднем), которые ходят в центр в отделение дневного пребывания, имеют сохранную функцию самообслуживания, могут самостоятельно и достаточно активно передвигаться, участвуют в различных мероприятиях и поездках, а значит их мозговая деятельность достаточно активна (разумеется, есть случае, когда это не показатель), и специалист может не ограничиваться каким-либо одним методом социальной диагностики.

У таких людей, как правило, не возникает проблем с заполнением письменных анкет; они спокойно могут взаимодействовать в группе, при проведении диагностики, а так же на индивидуальной встрече не будут смущаться, закрываться от специалиста, так как нуждаются в общении, почему и посещают ОДП.

Допустимыми и эффективными методами с данной категорией граждан, являются:

.Наблюдение. Специалист оценивает не только личностные качества исследуемого объекта, но так же его взаимодействие в группе с другими людьми, что позволяет сделать выводы о его приспособленности вне центра.

2.Беседа. Позволяет специалисту расположить к себе клиента, который нуждается в общении; есть достаточное количество времени, при котором пожилой человек, не спеша, может дать обдуманный ответ, который будет максимально достоверен.

.Анкетирование. Так же используется в диагностике с данной категорий, позволяет получить общие сведения.

Пенсионеры среднего и старшего пенсионного возраста, как правило, находятся на социальном обслуживании на дому. В основном, они частично (или полностью) утратили способность к самообслуживанию и передвижению, а значит и мозговая активность снижена. В данном случае выбор методов социальной диагностики будет осуществляться более тщательно и из меньшего списка.

Наиболее эффективные методы для социальной диагностики с данной категорией граждан:

.Беседа. Специалист беседует непосредственно с клиентом, давая ему необходимое количество времени подумать, при необходимости специалист может поменять формулировку вопроса, что является достаточно частым и необходимым явлением при работе с данной категорией. Так же специалист должен побеседовать с соседями или родственниками (если такие имеются) для составления более полной картины.

2.Наблюдение. С данной категорией граждан используется только в совокупности с беседой, специалист отмечает все визуальные и слуховые изменения в поведении клиента (например, нервозность, смущение, непонимание и тд.).

При проведении социальной диагностики в работе с инвалидами необходимо учитывать специфику их заболеваний и возможностей и конечно, возраст.

При сохранном интеллекте используются различные методы:

.Наблюдение. Специалист изучает взаимодействие клиента (инвалида) с другими людьми, его самостоятельность и осведомленность в определенных вопросах (например, социально-бытовых), оценивает его возможность к самостоятельному осуществлению задач, которые будут перед ним поставлены.

2.Беседа. Остается самым эффективным и применяемым ко всем категориям граждан. Позволяет специалисту узнать максимум достоверной информации, установить контакт.

.Интервью. Не такой распространенный метод, как беседа, требует внимательного изучения состояния клиента (инвалида), его возможностей и возраста. Позволяет специалисту узнать ответы на конкретно поставленные вопросы, а значит более быстро и четко сделать выводы.

.Анкетирование. Используется при отсутствии проблем со зрением или конечностями у клиента (инвалида), является одним из быстрых способов получения информации. Для более точного диагноза используется в совокупности с другими методами.

.Анализ продуктов деятельности. Говорит специалисту о том, на что способен клиент (инвалид), чем занимался или занимается, так же может дать понимание о его осведомленности в той или иной сфере жизни.

Проводя диагностику с семьями, специалист общается со всеми членами семьи, чтобы получить больше информации. Выслушав и опросив всех, как правило, информация является противоречивой, в таком случае специалист выбирает другие методы, а при необходимости беседует с соседями.

Диагностика с данной категорией меньше всего ограничивает специалиста в выборе метода, напротив, чем больше методов будет использовано, тем больше вероятность того, что будет составлен правильный диагноз, на основе информации, полученной разными методами.

В работе с данной категорией можно использовать следующие методы, которые принесут максимальную эффективность при использовании их в совокупности друг с другом:

.Наблюдение. Используя этот метод, специалист может сделать выводы о взаимоотношениях в семье на основе зрительного и слухового восприятия. Эти выводы можно сделать еще до использования других методов. Информация основывается только на том, что увидел сам специалист.

2.Интервьюирование. Дает специалисту возможность получить четкие ответы на поставленные вопросы от всех членов семьи. Сразу можно сделать различные выводы на основе разнящихся или одинаковых ответов.

.Беседа. Этот метод используется специалистом, как при беседе с одним членом семьи, так и со всеми вместе. Специалист имеет возможность создать благоприятную и доверительную обстановку, после этого метода можно использовать другие.

.Метод социометрии. Эффективен при использовании в больших семьях для установления эмоциональных межличностных отношений. Благодаря этому методу специалист может разобраться в мотивах различного поведения членов семьи.

.Эксперимент. Опрос. Анкетирование. Тестирование. Анализ продуктов деятельности. Эти методы так же будут эффективны при использовании в диагностике с семьями, но только, если в них есть необходимость при нехватке информации или при особой ситуации или проблеме.

Подбирая подходящие методы диагностики при работе с различными категориями, специалист строго придерживается принципов социальной диагностики, которые одинаково применимы ко всем гражданам, независимо от категории и причины обращения в центр.

Заключение

Социальная диагностика является самой первой ступенью в работе по решению любых социальных проблем с любыми категориями граждан.

В курсовой работе мы рассмотрели понятие «диагностики» в целом, изучили сущность таких понятий, как «социальная диагностика» и «социальный диагноз».

Рассмотрели принципы социальной диагностики, которых обязан придерживаться специалист по социальной работе, осуществляя свою деятельность.

Определили структуру социальной диагностики, изучили входящие в нее методы и стадии, при соблюдении которых высока вероятность правильного определения проблемы или затруднения у клиента, которые являются барьерами для полноценной жизнедеятельности человека.

Рассмотрели структуру ТЦСО, установили диагностическую функцию в отделениях центра, а так же изучили категории граждан, обращающихся в территориальный центр.

Согласно пятой задаче нашего исследования, были изучены методы социальной диагностики, используемые в ТЦСО «Ярославский», которыми пользуются специалисты в работе в клиентами центра в решении различных проблем.

Итогом исследования стало определение наиболее эффективных и достоверных методов социальной диагностики, проводимой с различными категориями граждан, направленное на решение жизненных затруднений.

Список литературы

1.Басов Н.Ф., Басова М.Ф. Бессонова О.Н. Основы социальной работы — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288с.

2.Басов Н.Ф. Социальная работа — М.: Дашков и К, 2011. — 364с.

.Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением — М.: Изд. Центр «Академия», 2011. — 256с.

.Жуков В.И. Технологии социальной работы — М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омега-Л», 2011. — 388с.

.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОМ, 2002. — 240с.

.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.

.Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в Росси — Волгоград: ВолГУ, 2001. — 72с.

8.Методы социальной диагностики. — URL:

.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.

.Понятие социальной технологии. — URL:

.Титаренко Л.Г., Балцевич В.А. Социальная диагностика. — URL: http://sociology_encyclopedy. academic.ru/979/СОЦИАЛЬНАЯ_ДИАГНОСТИКА