С.Т. ШАЦКИЙ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности психологического консультирования подростков

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические аспекты исследования педагогических идей С.Т. Шацкого………………………………………………………………………….6

1.1.Жизнь и педагогическая деятельность С.Т. Шацкого……………..6

1.2.Педагогические идеи С.Т. Шацкого………………………………..12

Глава 2.Значение педагогического наследия С.Т. Шацкого для отечественной науки……………………………………………………………19

2.1.Теоретическое наследие С.Т. Шацкого…………………………….19

2.2.Реализация идей С.Т. Шацкого в современных условиях…………25

Заключение……………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Станислав Теофилович Шацкий (1(13).06.1878 — 30.10.1934) — выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

Иследовательность проблемы раскрыть значение работ Шацкого для советской школы, а также изучение реализации идей в современных условиях.

Из этого возникает противоречие. Данная проблема исследована в научной литературе, однако недостаточно исследование реализации это проблемы.

Исходя из этих противоречий была названа тема данной работы значение С.Т. Шацкого для советской педагогики.

Общественно-педагогическая деятельность С. Т. Шацкого, начавшаяся в 1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.

Один из ярких российских педагогов, С. Т. Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Его высокий авторитет среди учителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке и решению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Познакомившийся с воспитательной системой Шацкого, Дьюи заявил, что Первая опытная станция — уникальное в мире учреждение, способное решать принципиально новые для педагогической науки задачи. Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы — центра воспитания в социальной среде — преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.

4 стр., 1531 слов

Психология и педагогика управленческой деятельности

... управленческих функций. Целью исследования является изучение темы «Психологии и педагогики управленческой деятельности» с точки зрения новейших исследований этой темы, а так же ... учебная литература и работы российских авторов, посвященные теме «Психологии и педагогики управленческой деятельности» 1. ГУМАНИТАРНАЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Управление по предназначению представляет ...

Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Ограниченность и низкую эффективность педагогических исследований Шацкий видел в том, что их авторы изучают только специально организованный воспитательный процесс. А как быть с теми воздействиями на ребенка, которые не в меньшей, а может быть, в большей мере, чем школа, определяют рост и развитие ребенка? Он призывал не сбрасывать со счетов воздействие на ребенка улицы и семьи, а использовать подлинно ценное в педагогической работе из того, что в них есть.

В создании педагогики, которая принимает во внимание все социализирующие факторы и использует положительные в проектировании и организации образовательного процесса, Шацкий видел важнейшую задачу своей работы.

Объект исследования — педагогическое наследие Шацкого.

Предмет исследования — теория и практика социально-педагогической работы с детьми в наследии С.Т. Шацкого.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи:

1. Определить исторические предпосылки социально-педагогической работы в России на рубеже 19-20 вв.

2. Выявить основные социально-педагогические идеи в наследии С.Т. Шацкого.

3. Определить основные направления социально-педагогической работы коллективов под руководством С.Т. Шацкого.

4. Определить главные подходы С.Т. Шацкого в подготовке учителя как субъекта социально-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования стали диалектический, системный и конкретно-научный.

Методы исследования: анализ литературы, интерпретация выводов, сравнительно — сопоставительный анализ, синтез биографии, изучение передового педагогического опыта.

Информационная база исследования научная литература, учебники, книги самого Шацкого, а также книги его последователей.

Новизна и теоретическое значение исследования. Исходя из исследований я разработала психолого-педагогические рекомендации по исследовании значимости Шацкого для советской школы.

Практическая значимость исследования результаты исследования могут быть полезны студентам СФ БГУ, а также преподавателям данного ВУЗа.

Структура курсовой работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.ЗНАЧЕНИЕ ШАЦКОГО ДЛЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ.

12 стр., 5762 слов

Особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска»

... педагогической работы с детьми относящихся к группе риска. Цель работы: Задачи исследования: Методы исследования: изучение научной литературы по теме работы, тестирование; наблюдение, сравнительный анализ, математическая обработка результатов Структура работы: работа ... окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение ...

1.1.Жизнь и педагогическая деятельность Шацкого.

Советская педагогика в своем развитии критически переработала наследие передовой русской и зарубежной педагогической мысли и рациональное в ней включила в свой арсенал педагогических средств.

Особую ценность для нас, естественно, представляет педагогическое наследие выдающихся деятелей советской школы и марксистско-ленинской педагогики, к которым принадлежит С. Т. Шацкий.

Нужно бережно хранить прогрессивные исторические традиции. Но бережно хранить наследство «вовсе не означает еще ограничиваться наследством»[2:542]. Его нужно развивать. В. И. Ленин подчеркивал важность передачи опыта старших поколений молодежи. Сегодня, работая над претворением в жизнь решений XXV съезда партии о школе, нам следует обращаться: и к предшествующему опыту. В книге «Возрождение» Л. И. Брежнев справедливо отмечает: «Оглядываясь назад, вспоминая сделанное, мы обычно черпаем из этого опыта то, что годится сегодня и полезно на будущее»[1:549].

Это в полной мере может быть отнесено и к школе, и к педагогической науке. В каждой стороне деятельности высоко динамичной советской школы мы видим аккумулированный опыт пройденного пути социалистического и коммунистического строительства в области народного образования. Применительно к анализу школьной жизни и педагогики, в том числе и деятельности выдающихся педагогов, важно последовательно осуществлять принцип историзма, т.е. рассматривать всякое явление с точки зрения того, чем оно было, как развивалось и чем стало теперь.

Без малого тридцатилетний педагогический путь Шацкого начался на крутой волне революционного подъема 1905 г. с организации первых в России клубов для детей и подростков в рабочей окраине Москвы — Марьиной Роще. Весь свой талант, свои знания он целиком посвятил благородному делу воспитания молодого поколения. Если обратиться к такому замечательному произведению С. Т. Шацкого, как «Годы исканий», книге глубоко искренней и правдивой, то выбор такого жизненного пути не представляется случайным. Уничтожающая критика старой школы с ее схоластикой, бессмысленной зубрежкой, изощренной, системой наказаний, постоянно враждующими лагерями — учителей и их воспитанников — красной нитью проходит через всю книгу. Классическая гимназия 80-х гг., в которой учился Шацкий, была для ее воспитанников холодным, мертвым домом. «…Когда я учился,- вспоминал С. Т. Шацкий, -то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе»[1:41].

В системе педагогических взглядов С. Т. Шацкого, как они сложились до Октябрьской революции, ясно прослеживается их связь с демократическими идеями общественной мысли России середины XIX в., материалистическими взглядами таких выдающихся естествоиспытателей, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Огромное влияние на становление Шацкого как педагога имели работы П. Ф. Лесгафта, которого он считал «истинным создателем русской научной педагогики». Непосредственные контакты с К. А. Тимирязевым в Московском университете, с В. Р. Вильямсом, А. Ф. Фортунатовым в сельскохозяйственном институте (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К, А. Тимирязева) также сыграли немалую роль в становлении мировоззрения Шацкого. Станислав Теофилович был человеком разносторонне эрудированным, и по мере того как он все глубже входил в педагогическое дело, рос и его интерес к педагогической литературе. Он критически переосмысливал наследие классиков западноевропейской педагогики, его живо интересовали взгляды и деятельность современных ему видных педагогов, опыт передовых учебно-воспитательных учреждений. Но он был далек от преклонения перед зарубежными авторитетами и пришел к выводу, что передовая педагогическая мысль России значительно выше того, что он видел в Европе.

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... и образовательные возможности среды. В истории педагогики проблема формирующего влияния среды на ... программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации ... Лесгафт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Все эти исследования можно ... пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни. "Карьерный" тип формирует конкурентоспособность, упорство, ...

Путь С. Т. Шацкого к марксизму-ленинизму был нелегким. До Октябрьской революции он причислял себя к радикальному мелкобуржуазному кругу российской интеллигенции, старательно подчеркивая свою непричастность к какой-либо политической партии. По убеждениям Шацкий был демократом, принципиальным противником самодержавия, его симпатии были на стороне революционных сил. Известно, что попытка Шацкого занять позицию «над схваткой» в политической борьбе, воздействовать на развитие общества путем культурно-просветительной работы в среде детей и населения, как и следовало ожидать, не увенчалась успехом. Вскоре жизнь преподнесла ему предметный урок, показавший, что культурно-педагогическая деятельность вне жизни, вне политики невозможна. Созданное С. Т. Шацким и А. У. Зеленко общество «Сетлемент» по проискам черносотенцев в 1908 г. было закрыто полицией. Возникшее позже общество «Детский труд и отдых» работало под постоянной угрозой полицейского вмешательства. Мечта Шацкого «вернуть детям детство» не могла быть осуществлена в условиях помещичье-капиталистической России. Она стала реальностью только после победы Великого Октября.

Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества»[1:127], исследование взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием, изучение влияния физического труда на жизнь детского коллектива. Книга В. Н. и С. Т. Шацких «Бодрая жизнь» отражала этот новаторский эксперимент и вместе с тем была своеобразным протестом против рутины и схоластики, господствовавших в официальной школе дореволюционной России.

В системе педагогических взглядов и педагогической деятельности СТ. Шацкого видное место занимает вопрос об элементах, из которых, по его млению, складывается общественная детская жизнь. Они были выделены С. Т. Шацким на основе изучения жизни детей в условиях свободных форм работы с детьми: детского сада, клубов, летней трудовой колонии — еще в дореволюционный период его педагогической деятельности. Практическая педагогическая работа С. Т. Шацкого и его сотрудников была всегда связана с изучением детей, направленным на выявление детских запросов и потребностей, чтобы успешнее их удовлетворять. СТ. Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г.: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — Деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство — искусство. Повторяет и приспособляет к жизни…- игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни»[2:24].

4 стр., 1801 слов

Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.

... Такая перестройка эмоционально-мотивационной сферы ведет к возникновению внутренней жизни ребенка. Часто внутренняя жизнь не отвечает внешней. Ребенок думает, прежде чем что-то сделать, начинает скрывать ... М., 1987. - С. 103 - 121.   Общая характеристика начального периода школьной жизни ребенка.   Младшие школьники имеют значительные резервы развития. В этот период происходит активное ...

Подготавливая в 1922 г. к третьему изданию книгу «Бодрая жизнь», С. Т. Шацкий снова размышлял об элементах детской жизни и подмечал существенную закономерность в их взаимосвязи. Он писал: «Наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между основными ……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баркова Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого Педагогика. — 2000. — № 7. — 235 с.

2. Введение в социальную работу. Учебное пособие для вузов: С. В. Тетерский — М.: Академический проект, 2004 г.- 496 с.

3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, Под ред. О. Е. Лебедевой.- М., 2003. — 240 с.

4. Ждан А. История психологии от античности к современности: Учебник для студ. психол. спец. вузов. — 4.изд., перераб. — М. : Академический Проект, 2002. — 527с.

5. История образования и педагогической мысли: Краткое учебное пособие, под ред. В.Б.Успенского. — Ярославль, 2002 — 125 с.

6. История педагогики и образования. Учебное пособие под ред. Пискунова А.И. — М.: Сфера, 2001 — 230 с.

7. История психологии в лицах. Персоналии / Людмила Андреевна Карпенко (ред.).

— М. : ПЕР СЭ, 2005. — 783с.

8. Марцинковская Т. История психологии: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии. — 4.изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 539с.

9. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева — М., 2004. — 156 с.

10. О новой педагогике: Василий Вахтеров — Санкт-Петербург, Карапуз, 2008 г.- 224 с.

11. Общая педагогика: Н. Ф. Голованова -М.: Речь, 2005 г.- 320 с.

12. Опыт С.Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения).

Сборник статей. — Обнинск, 2003. — 124 с.

13. Основания педагогики: А. М. Новиков — Спб.: Эгвес, 2010 г.- 208 с.

14. Отечественная школа. История и современные проблемы: А. Н. Шевелев — Москва, КАРО, 2003 г.- 432 с.

15. Педагогические сочинения: Л. Н. Толстой — Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.- 600 с.

16. Психология и педагогика. Пространства взаимодействия: — Санкт-Петербург, НИИ школьных технологий, 2010 г.- 400 с.

18 стр., 8662 слов

Изучение учебной мотивации студентов ВУЗа

... основной фактор высокой успеваемости и овладения знаниями и умениями. Объект исследования - учебная группа вуза, в составе 33 человек. Возраст студентов от 18 до 21 года. Группа ... ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Тема моей курсовой связана с изучением учебной мотивации студентов вузов, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два мотива: ...

17. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот: Г. А. Волкова — Москва, КАРО, 2007 г.- 384 с.

18. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М., 2004 — 250 с.

19. Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению «Психология» и психол. спец. / А.Р. Дзкуй (пер.с англ.), К.О. Россиянова (пер.с англ.).

— М. : Академия, 2008. — 404с.

20. Социальная работа: история, теория и технологии/ под ред.И.Ф.Албеговой — Ярославль, 2006 — 120 с.

21. Школа Жизни. Теория и практика. Педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили: — Москва, Дрофа, 2009 г.- 176 с.