"Педагогика и психология высшей школы"

18

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________ Ю. Г. Самодум

«____»____________2010 Регистрационный № УД- / р.

«Педагогика и психология высшей школы»

Учебная программа для специальностей:

1–25 80 04 Экономика и управление народным хозяйством

1–25 80 05 Бухгалтерский учет, статистика

1–36 80 04 Обработка конструкционных материалов в машиностроении

1–37 80 01 Транспорт

1–45 80 01 Системы, сети и устройства телекоммуникаций

1–69 80 01 Архитектура

1–70 80 01 Строительство

Факультеты:

ГЭ, М, УПП, ЭТ, ПГС, С

Кафедра:

Философия, история и политология

Курс:

1

Семестр:

1

Лекции:

24 часа

Зачет:

1 семестр

Практические

Занятия:

10 часов

Всего аудиторных

часов по дисциплине:

34 часа

Всего часов

по дисциплине:

52 часа

Форма получения

образования:

дневная

Составил: Бессольнов А. Б., к.и.н., доцент

2010

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Педагогика и психология высшей школы» «11» июля 2003, регистрационный № ТД–287/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры «Философия, история и политология »

« 3 »

мая

2010 г.

Протокол

№ 7

Заведующий кафедрой

Е. Г. Кириченко

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»

« »

мая

2010 г.

Протокол

Председатель

В. Я. Негрей

Пояснительная записка

Программа интегрированного курса “Педагогика и психология высшей школы” для студентов-магистрантов всех специальностей разработана с учетом преемственности с программой учебной дисциплины “Основы психологии и педагогики”, предназначенной для студентов, обучающихся по бакалаврским программам. Учебный предмет “Педагогика и психология высшей школы” входит в обязательный блок социально-гуманитарных дисциплин для студентов магистратуры и состоит из двух частей: “Педагогика высшей школы” и “Психология высшей школы”. Изучение этих курсов призвано сыграть особую роль в формировании у будущих специалистов психолого-педагогической культуры, обощенных умений самостоятельно учиться и проводить основные виды учебных занятий; разрабатывать и реализовывать личностно-ориентированные программы воспитания и обучения учащихся, проекты их научно-исследовательской деятельности.

Цель курса: формирование у магистрантов педагогической и психологической культуры, готовности к осуществлению образовательного процесса и воспитательной работы с учащейся молодежью, проведению педагогических и психологических исследований в области образования, самообразованию, профессиональному и личностному росту.

Задачи курса:

  • ознакомить обучающихся с основными направлениями развития педагогической и психологической наук, их отраслями – педагогикой и психологией высшей школы;
  • овладение понятийным аппаратом педагогики и психологии, методологией и методами педагогических и психологических исследований;
  • овладение знаниями о психолого-педагогических особенностях взаимодействия и общения преподавателей и студентов;
  • изучение психологических основ педагогического мастерства и творчества преподавателя;
  • осмысление объективных связей обучения, воспитания и развития личности;
  • воспитание педагогической направленности личности магистранта, формирование у них профессиональных педагогических качеств и способностей; готовности к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию, стимулирование процессов самоактуализации и самореализации;
  • оказание помощи студентам в адаптации к образовательному процессу в вузе и профориентации;
  • развитие профессионального педагогического мышления на основе овладения современными технологиями обучения и воспитания учащейся молодежи, освоения способов организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, форм и методов контроля качества образования;
  • формирование у магистрантов перцептивных, коммуникативных, рефлексивных и исследовательских умений, способностей к освоению и разработке психолого-педагогических инноваций.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать и уметь объяснить основные понятия и категории педагогики и психологии высшей школы, структуру, сущность и содержание педагогического процесса; основные закономерности и принципы обучения и воспитания студенческой молодежи, тенденции развития современных педагогических технологий и новаций, содержание профессиональной деятельности и профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, психолого-педагогические методы и приемы воздействия на обучаемых;

уметь анализировать современное состояние системы высшего образования в Республике Беларусь, мировые образовательные процессы и парадигмы, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, аргументировать свою позицию в ходе обсуждения проблем развития и реформирования высшей школы, использовать психолого-педагогические знания, умения и навыки в процессе преподавания, владеть приемами и методами педагогических и психологических исследований в области образования и воспитания.

Подготовка магистранта к будущей педагогической деятельности должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

  1. академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения к обучению:
  • владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
  • владеть системным и сравнительным анализом;
  • владеть исследовательскими навыками;
  • уметь работать самостоятельно;
  • быть способным порождать новые идеи (креативность);
  • владеть междисциплинарным подходом при решении научных проблем;

2) социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умения следовать им:

  • быть способным к социальному взаимодействию;
  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;
  • быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
  • уметь работать в команде;

3) профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности:

  • понимать сущность психологии как науки и ее связи с другими науками о человеке, уметь отличать научное и ненаучное психологическое знание;
  • знать психологические особенности обучения и воспитания студенческой молодежи;
  • знать и уметь раскрывать сущность педагогики как науки, педагогической практики и дисциплины;
  • владеть методикой организации и проведения занятий различного вида со студентами вуза в рамках своей профессии;
  • владеть умениями и навыками научно-исследовательской работы в области образования и воспитания студентов высшей школы;
  • знать содержание и уметь использовать современные педагогические технологии высшей школы.

Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

  • элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод) реализуемые на лекционных занятиях;
  • элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, осуществляемые на практических занятиях и при самостоятельной работе.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

  • контролируемая самостоятельная работа в виде решения индивидуальных заданий в аудитории во время проведения практических занятий под контролем преподавателя в соответствии с расписанием;
  • подготовка рефератов и докладов по индивидуальным темам, в том числе с использованием нормативно-правовой базы и статистических материалов;
  • разработка сценарных планов проведения занятий различного типа по профильным дисциплинам и защита подобных работ магистрантами на практических занятиях.

Оценка промежуточных учебных достижений магистрантов проводится по десятибалльной шкале путем педагогического тестирования и оценивания самостоятельной работы на практических занятиях. Итоговым результатом изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является зачет.

Для оценки достижений магистрантов используется следующий диагностический инструментарий:

  • проведение текущих контрольных опросов по отдельным темам;
  • выполнение магистрантами индивидуальных заданий;
  • проведение учебного тестирования по каждому разделу изучаемой дисциплины;
  • выступление магистрантов с научными докладами и рефератами;
  • сдача зачета по дисциплине.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Педагогика высшей школы

Тема 1. Общие основы педагогики высшей школы

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук. Предмет, задачи и основные категории педагогики высшей школы. Методы педагогических исследований. Организация педагогического исследования. Педагогический эксперимент. Применение методов математической статистики для обработки результатов исследования. Ценности и цели образования. Основные направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь. Роль высшего образования в развитии современной цивилизации. Процессы интеграции и интернационализации в высшем образовании. Мировые образовательные тенденции. Развитие высшего образования в ведущих странах Запада.

Тема 2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

Предмет, задачи и основные категории дидактики высшей школы. Сущность, структура, движущие силы процесса обучения в высшей школе. Преподавание как организационно-управленческая деятельность педагога. Учение как деятельность в образовательном процессе. Дидактические закономерности и принципы обучения. Методы и средства обучения в высшей школе. Классификация методов обучения в современной дидактике. Активные методы обучения. Самостоятельная работа студента. Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР).

Текущее и итоговое тестирование студентов как форма КСР. Роль научно-исследовательской работы (НИР) студентов в подготовке будущих специалистов. Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Виды практик.

Тема 3. Структура педагогической деятельности

Сущность профессиональной педагогической деятельности в вузе, ее специфика. Педагогические ценности и функции деятельности преподавателя вуза. Рациональная организация педагогической деятельности. Самосознание педагога. Характеристика педагогического мастерства преподавателя вуза. Уровни педагогического мастерства. Структура профессиональных способностей и умений преподавателя.

Тема 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе

Общее понятие о системах и формах обучения. Классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения. Лекция как ведущая форма учебной работы в высшей школе. Критерии определения качества вузовской лекции и их важнейшие типы. Семинарские (практические) занятия и их основные формы. Структура и особенности проведения семинарских занятий. Лабораторные занятия, их основные разновидности и специфика организации. Психолого-педагогические проблемы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов. Современные технические средства обучения в вузе и возможности их применения на занятиях различных видов. Педагогический контроль, его виды, функции и способы. Критерии и правила оценивания и выставления оценок. Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала. Самоконтроль и самооценка студентов в учебном процессе как компонента рефлексивной культуры будущего специалиста.

Тема 5. Организация воспитательной работы в вузе

Воспитание процесс социализации личности. Сущность современного воспитания и его основные цели. Основные формы современного воспитания. Методы и средства воспитания как условия повышения эффективности воспитательного процесса. Общие и конкретные закономерности и принципы воспитания. Студенческая молодежь как объект воспитания. Факторы адаптации студенческой молодежи к условиям вузовского обучения и воспитания. Специфические возрастные и психологические характеристики вузовской молодежи. Роль студенческого коллектива в воспитании.

Структура и основные формы организации воспитательного процесса в вузе. Роль куратора группы в воспитании студенческой молодежи. Содержание учебного процесса и его связь с воспитанием обучаемых.

Тема 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии

Технологизация процесса обучения. Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий. Активные формы обучения в высшей школе. Технология блочно-модульного обучения. Эвристические технологии обучения. Технология знаково-контекстного обучения. Информационные технологии обучения. Технология дистанционного обучения. Организация учебных занятий с использованием электронных ресурсов. Технологии развивающего обучения.

Раздел 2. Психология высшей школы

Тема 7. Психологические особенности обучения в высшей школе

Психология высшей школы в системе психологических наук. Предмет, задачи и основные категории психологии высшей школы. Методы психологических исследований. Психологические основы и особенности организации и управления учебной деятельностью студентов. Формирование интеллектуальных потребностей, социальных интересов, профессионального мышления, знаний, умений и навыков. Обучение студентов способам планирования и самоконтроля, умению понимать, осознавать схемы действий и свой когнитивный стиль. Проблемы адаптации к учебной деятельности.

Тема 8. Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса в высшей школе

Тенденции и актуальные вопросы современной психологии личности. Противоречия и кризисы как факторы развития личности. Возрастные и гендерные особенности личности студента. Я-концепция личности и ее формирование. Структура Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты. Рефлексия и самосознание. Самооценка и самоуважение. Познавательные психические процессы студентов. Эмоционально-волевые и психические состояния студентов. Психологические предпосылки формирования системы профессиональных знаний, навыков и умений. Профессиональное самосознание и профессиональная направленность студентов и пути ее формирования. Педагог как субъект образовательного процесса. Типологические особенности личности преподавателя и стили педагогической деятельности. Авторитетность, профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Взаимосвязь научной направленности, репродуктивных и творческих форм обучения и воспитания студентов. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Социальный интеллект и социальная компетентность педагога.

Тема 9. Общение как основная форма педагогической деятельности

Общая характеристика общения. Виды, средства и функции общения. Стратегии и стили педагогического общения. Компоненты педагогического общения: предкоммуникативная ориентировка в ситуации и партнерах общения; собственно процесс общения, объединяющий как компоненты техники, так и личностные факторы (мотивы, цели, содержание, позиции в общении).

Влияние ценностных ориентаций и установок на эффективность педагогического общения. Механизмы и проблемы коммуникативного, интерактивного и перцептивного аспектов общения.

Тема 10. Педагогическое общение

Цели и ценности педагогического общения. Виды, стратегии и стили педагогического общения. Компоненты педагогического общения: предкоммуникативная ориентировка в ситуации и партнерах общения; собственно процесс общения, объединяющий как компоненты техники, так и личностные факторы (мотивы, цели, содержание, позиции в общении).

Влияние ценностных ориентаций и установок на эффективность педагогического общения.

Тема 11. Взаимоотношения преподавателей и студентов

Функции взаимодействия преподавателей со студентами. Средства психологического воздействия. Цели и виды влияния. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типология его взаимоотношений с обучаемыми. Заражение и его механизмы. Подражание (побуждение импульса к подражанию).

Просьба, принуждение. Убеждение, его структура и эффективность. Игнорирование субъекта общения. Манипулятивные технологии и механизмы воздействия. Деструктивность манипулятивного воздействия.

Тема 12. Субъективные переживания субъектов обучения

Причины и механизмы возникновения психической напряженности. Способы регулирования напряженности. Внутриличностные конфликты и их виды. Внешние проявления внутриличностных конфликтов, их распознавание и оказание психологической помощи. Межличностные конфликты, их структура, стадии протекания, способы разрешения. Педагогическое взаимодействие в напряженных ситуациях. Конфликтная компетентность педагога (знание механизмов предупреждения конфликтов, особенностей реагирования, владение способами выхода из напряженных ситуаций с минимальными потерями).

Психология здоровья и здорового образа жизни. Самоуправление эмоциональным состоянием и здоровьем.

Тема 13. Психолого-педагогические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием

Психологические предпосылки успешного формирования личности студента в вузе. Сущность и структура профессиональной направленности студентов. Профессиональное самосознание студентов. Пути формирования профессиональной направленности студентов. Развитие профессионально обусловленных познавательных процессов у будущих специалистов. Система профессионально необходимых знаний, умений и навыков и предпосылки ее формирования у студентов. Характеристика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности по окончании вуза, предпосылки и пути ее формирования. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп в этом процессе.

Учебно-методическая карта дисциплины

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень

изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические занятия

Управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

РАЗДЕЛ 1. Педагогика высшей школы (18 ч.)

12

6

1

Общие основы педагогики высшей школы (4 ч.)

1 Педагогика высшей школы как отрасль педагогической науки.

2 Ценности и цели образования.

3 Развитие высшего образования в современных условиях.

2

2

УП, КЛ, МП

[1,16, 19, 20, 22]

Оперативный опрос

2

Педагогические основы процесса обучения в высшей школе (2 ч.)

1 Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура

2 Дидактические закономерности и принципы обучения.

3 Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов и учащихся.

4 Самостоятельная учебная работа студента: ее основные виды и методы организации. Управление самостоятельной работой студентов в вузе.

5 Подготовка студента к занятиям различного типа. Приемы активного восприятия и осмысления изучаемого материала.

2

УП, КЛ, МП

[1, 14, 15, 16, 17, 19, 20]

3

Структура педагогической деятельности (2 ч.)

1 Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность.

2 Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.

3 Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

2

УП, КЛ, МП

[2, 6, 7, 19, 22]

4

Формы организации учебного процесса в высшей школе (4 ч.)

1 Лекция как ведущая форма учебной работы в высшей школе. Критерии определения качества вузовской лекции и их важнейшие типы.

2 Семинарские (практические) занятия и их основные формы.

3 Лабораторные занятия как средство формирования у студентов практических умений и навыков.

4 Психолого-педагогические проблемы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

5 Современные технические средства обучения в вузе и возможности их применения на занятиях различных видов.

6 Педагогический контроль: функции, виды и средства.

2

2

УП, КЛ, МП

[2, 17, 19, 22]

Тест

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Организация воспитательной работы в вузе (2 ч.)

1 Сущность воспитания, его основные принципы, формы, методы и средства.

2 Студенческая молодежь как объект воспитания. Ее специфические возрастные и психологические характеристики.

3 Система воспитательной работы в вузе.

2

УП, КЛ, МП

[2, 15, 16, 19, 20]

Оперативный опрос

6

Педагогическое проектирование и педагогические технологии (4 ч.)

1 Этапы и формы педагогического проектирования.

2 Классификация технологий обучения в высшей школе.

3 Активные формы обучения в высшей школе.

4 Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.

5 Проблемное обучение в вузе.

6 Деловая игра как форма активного обучения и знаково-контекстное обучение.

7 Информационные технологии обучения.

8 Технологии дистанционного образования.

9 Эвристические технологии обучения.

10 Технологии развивающего обучения.

4

У, УП, КЛ, МП

[7, 13, 14, 15, 16, 17, 19]

Раздел 2. психология высшей школы (16 ч.)

12

4

7

Психологические особенности обучения в высшей школе (2 ч.)

1 Предмет, задачи и основные категории психологии высшей школы.

2 Психологические основы и особенности учения и обучения в системе высшего образования.

2

УП, КЛ, МП

[30, 37, 38, 39]

8

Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса в высшей школе (2 ч.)

1 Психология личности студента.

2 Педагог как субъект образовательного процесса.

2

УП, КЛ, МП

[30, 37, 38, 41]

9

Общение как основная форма педагогической деятельности (2 ч.)

1 Общая характеристика общения. Виды, средства и функции общения.

2 Общение и межличностные отношения.

3 Механизмы и проблемы коммуникативного, интерактивного и перцептивного аспектов общения.

4 Виды, стратегии и стили педагогического общения.

2

УП, КЛ, МП

[30, 35, 36, 37, 42, 44]

Тест

10

Педагогическое общение (2 ч.)

1 Общение, его виды, основные функции и средства.

2 Механизмы и проблемы коммуникативного, интерактивного и перцептивного аспектов общения.

3 Межличностные конфликты.

2

УП, КЛ, МП

[1, 2, 15, 19, 20]

Оперативный опрос

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Взаимоотношения преподавателей и студентов (2 ч.)

1 Функции взаимодействия преподавателей со студентами.

2 Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типология его взаимоотношений с обучаемыми.

2

УП, КЛ, МП

[37, 38, 41]

12

Субъективные переживания субъектов обучения (2 ч.)

1 Причины и механизмы возникновения психической напряженности и способы ее регулирования.

2 Внутриличностные конфликты, их виды и способы их преодоления.

3 Межличностные конфликты и конфликтная компетентность педагога как важнейшее средство их разрешения.

4 Психология здоровья и здорового образа жизни преподавателей и студентов.

2

УП, КЛ, МП

[29, 30, 35, 36, 38, 41, 42]

13

Психолого-педагогические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием (4 ч.)

1 Психологические основы профессионального самоопределения.

2 Психология профессионального становления личности

3 Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

2

2

УП, КЛ, МП

[33, 37, 38, 40, 42, 43]

Оперативный опрос

Всего часов

24

10

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

УП – учебное пособие;

КЛ – курс лекций;

МП – методические пособия.

Информационная часть

По курсу «Педагогика высшей школы»

  1. Активные методы в системе профильного обучения : методические рекомендации / сост. В. П. Цыбовский. – Мн. : БГПУ, 2004. – 51 с.
  2. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы : учеб. пособие / В. И. Андреев. – Мн. : РИВШ, 2005. – 194 с.
  3. Амоношвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амоношвили. – М., 1996.
  4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология / Б. П. Бархаев. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с.
  5. Басова, Ю. П. Педагогика и практическая психология / Ю. П. Басова. – М., 1999.
  6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб : Питер, 2008. – 304 с.
  7. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розун. – СПб : Питер, 2006. – 432 с.
  8. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Мн. : БГЭУ, 2004. – 384 с.
  9. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для студентов вузов по непедагогическим специальностям / Г. В. Бороздина. – Мн. : Изд-во Гревцова, 2009. – 334 с.
  10. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Л. А. Григорович, Г. Д. Марцинковская. – М. : Гардарика, 2006. – 480 с.
  11. Ефремов, А. Ю. Педагогика : краткий курс / А. Ю. Ефремов. – СПб. : Питер, 2009. – 256 с.
  12. История педагогики : учеб. для аспирантов и соискателей системы послевузовского профессионального образования по дисциплине «История и философия науки» / Н. Д. Никандрова. – М. : Гардарика, 2007. – 413 с.
  13. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Мн. : Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  14. Кожуховская, Л. С. Арт-педагогика в высшей школе / Л. С. Кожуховская. – Мн. : РИВШ, 2005. – 63 с.
  15. Колесников, А. В. Повышение эффективности образования в вузе: компьютеризация, когнитивный подход, организационное совершенствование / А. В. Колесников. – Мн. : БИП-С Плюс, 2009. – 254 с.
  16. Настольная книга преподавателя / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.,1999.
  18. Общая педагогика : учеб. / под ред. Р. Х. Тугушева. – М. : «Эксмо», 2006. – 560 с.
  19. Овдей, С. В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / С. В. Овдей. – Мн. : Аккад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 132 с.
  20. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие. – Ростов на/Д: Феникс, 2002.
  21. Педагогические технологии : учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушкина. – М. : МарТ, 2006 – 336 с.
  22. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы / Р. С. Пионова. – Мн. : Выш. шк., 2005. – 303 с.
  23. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2000.
  24. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. – М., 2000.
  25. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. – Мн. : РИВШ, 2004. – 132 с.
  26. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика : учеб. / Л. Д. Столяренко. – Ростов на/Д. : Феникс, 2009. – 636 с.
  27. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов на/Д. : Феникс, 1999.
  28. Трофимова, З. П. Основы методологии и методики построения педагогических тестов : учеб.-метод. пособие / З. П. Трофимова [и др.] ; под ред. А. В. Макарова. – Мн. : РИВШ, 2005. – 60 с.

По курсу «Психология высшей школы»

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб., 2000.
  2. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
  3. Ванштейн, Л. А. Общая психология : учеб. / Л. А. Ванштейн. – Мн. : Современная школа, 2009. – 512 с.
  4. Васильев, В. Л. Юридическая психология : учеб. по специальности «Юриспруденция» / В. Л. Васильев. – СПб. : Питер Пресс, 2009. – 804 с.
  5. Гридасев, М. А. Психология карьерного роста / М. А. Гридасев, В. В. Наумов. – Мн. : Современная школа, 2009. – 320 с.
  6. Доценко, Е. Л. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М., 1997.
  7. Кунцина, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Кунцина [и др.]. – СПб., 2001.
  8. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.
  9. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов на/Д : Феникс, 2002. – 544 с.
  10. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. – Мн. : Харвест, 2006. – 416 с.
  11. Психология личности : хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. – М. : АСТ: Астрель, 2009. – 624 с.
  12. Россоха, В. Е. Новейший психологический словарь / В. Е. Россоха, В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь ; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – 4-е изд. – Ростов на/Д. : Феникс. – 2009. – 806 с.
  13. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М., 1995.
  14. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учеб. – 4-е изд., стер. / Л. Д. Столяренко. – Ростов на/Д. : Феникс, 2009. – 541 с.
  15. Шейнов, В. П. Психология лидерства, влияния, власти / В. П. Шейнов. – Мн. : Харвест, 2008 . – 636 с.
  16. Яновска, Л. В. Основы психологии / Л. В. Яновска. – М. : Мир книги, 2007. – 192 с.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1 Общие вопросы педагогики.

2 Организационные формы и содержание обучения в вузе.

3 Организация воспитательной работы в вузе.

4 Педагогическое общение.

5 Психология профессионального образования.

Протокол согласования учебной программы по дисциплине «педагогика и псхология высшей школы» с другими дисциплинами специальности

Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название

кафедры

Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу

Философия и методология науки

Философия, история и политология

Замечаний нет

_______________