РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

ВВЕДЕНИЕ

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заготовки» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Ведущую роль в психическом развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

Целью данной работы является теоретическое исследование развития мышления и эмоционально-волевой сферы детей от рождения и до поступления в школу (от 0 и до 6-7 лет)

Объект исследования: психологические особенности и особенности развития мышления детей от рождения и до младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития и развития мышления детей, а также уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Задачи:

1) выявить особенности развития мышления и эмоционально-волевой сферы детей от рождения и до младшего школьного возраста.

2) рассмотреть подходы различных теорий об особенностях развития мышления и эмоционально-волевой сферы детей от рождения до 6-7 лет.

Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. Именно этот период я бы хотела осветить в данной курсовой работе. А начну я с немного необычного периода- периода до рождения-пренатального.

6 стр., 2958 слов

Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы

... В дальнейшем в связи с общим развитием личности ребёнка, его интеллектуальной и волевой сферы у него появляется способность в определённой ... с преодолением препятствий, его воля. Воля не дана от рождения, она возникает как результат жизненной практики, воспитания и ... и внимание, и мышление, и речь. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: ...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие маленького человека начинается ещё в утробе матери. Оплодотворение-это уникальный процесс, подаренный нам природой. Вдумайтесь сами — во время полового акта во влагалище женщины попадает триста миллионов сперматозоидов, и только один(!) из них проникает в клетку и оплодотворяет её. Именно тогда и начинается это чудо-зарождение новой жизни.

С зачатия и оплодотворения начинается период, называемый терминальным (это время очень быстрого деления и организации клеток), этот период продолжается пока развивающийся организм путешествует вниз к матке, а затем происходит имплантация. Она завершается (в норме) через две недели после зачатия. После завершения имплантации начинается эмбриональный период, продолжающийся до конца второго месяца с момента зачатия (термин «эмбрион» происходит от греческого слова, обозначающего «опухоль»).

В течение первых шести недель этого периода у зародыша появляются руки и ноги, а также пальцы на них, сердце, лёгкие, мозг и другие жизненно важные органы. Изменения происходят буквально каждый день. Далее начинается фетальный период. Он продолжается с третьего месяца беременности и до рождения. В это время плод начинает первые шевеления, повороты головы, а затем и всего тела.

Беременность делят на три триместра-в первом триместре происходит формирование основных соматических структур, во втором созревание органов плода, в особенности головного мозга, до уровня, необходимого для выживания. Головной мозг увеличивается в 6 раз(Mур,1988).По проведённым исследованиям, вначале этого триместра волновая активность мозга практически отсутствует. До 24-й недели наблюдаются лишь эпизодические вспышки электрической активности, свидетельствующие о том, что мозг плода начинает функционировать. Закладывается фундамент для образования кортикальных связей и ощущения боли. Развитие мозга также делает возможным регулирование других функций организма, таких как дыхание и соотношение сна и бодрствования.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка — удовольствие или неудовольствие — изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери, через поступающие с её кровью гормоны. В ответ на психическое состояние матери ребёнок в этом триместре реагирует изменением двигательной активности. После 20-ти недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель — на тактильную и слуховую стимуляции. В течение третьего триместра происходит созревание многообразных структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. В третьем триместре у ребенка формируются предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, музыкальным и речевым фразам, песням, мелодиям, стихам, развивается избирательность к пище. Позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и предпосылок внутриутробного самосознания. Ребёнок в утробе может слышать. Например, плод вздрагивает от раздавшегося рядом с матерью очень громкого звука, но практически не реагирует на звуки средней громкости.

Происходит это от того, что вокруг него раздается множество разнообразных звуков, в первую очередь те, которыми сопровождается принятие пищи матерью и ее дыхание, пульсирующий ритм крови, циркулирующей в системе кровообращения. Громкая речь извне, хотя и приглушенно, также слышна плоду. На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову к свету, направляемому на живот матери. Во всяком случае, сканирование мозга подтверждает, что он реагирует на свет. На 8-м месяце значительно возрастает восприимчивость плода и разнообразие форм его поведения. Полагают, что к середине этого периода он уже открывает глаза и может видеть свои руки, окружающее пространство, несмотря на то, что внутри матки темно. Возможно, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже сформировались. Сканирование мозга показывает наличие периодов покоя, которые выглядят как периоды парадоксального сна.

С переходом на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования, и завершается развитие слуха. И вот так где-то за девятимесячный период (иногда этот период длится меньше, а иногда и больше 9-ти месяцев) зигота, состоящая из одной клетки, развивается где-то в десять триллионов клеток, организованных в системы и органы. Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов в течение последних 10-15 лет позволили получить новые факты о внутриутробной жизни плода, которые перевернули традиционные представления в области эволюционной психологии и медицины. Исследования показали, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок ещё до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства и ощущает и любовь и опасность. Например, ультразвуковые исследования на 20-й неделе беременности выявили наличие специальных взаимоотношений между близнецами в матке, которые выражались в виде ударов, толчков ногами и даже совместных играх.

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП 1.1. Особенности развития детей с диагнозом «детский церебральный паралич» 8 1.2. Характер развития детско-родительских отношений в семьях с детьми с ДЦП 28 1.3. Психологические особенности развития матери детей с ...

Новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в оплодотворенной яйцеклетке. Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она прошла в период беременности, испытывает и плод. Чувства и даже мысли матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Маленькое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Итак, даже ещё нерождённый ребёнок-это чувствующее и ощущающее существо, он чувствует боль и прислушивается к окружающему миру. Даже в его ещё только развивающейся памяти фиксируются разные события, пережитые им в чреве матери. Таким образом, младенцы ещё до рождения накапливают свой личный жизненный опыт.

13 стр., 6399 слов

Первый месяц жизни ребенка

... с острыми краями.   Четвертый месяц жизни ребенка Физическое развитие. В первый год жизни ребенка основным показателем его развития является прибавк массы тела. На четвертом месяце ... . к. они являются важным показателем здоровья малыша. Основные безусловные рефлексы: •Поисковый рефлекс - прикасание к области рта новорожденного вызывает у него поворот головы ...

А далее наступает самое запоминающееся событие в жизни каждой матери -рождение ребёнка.

РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО ГОДА.

Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, событие уникальное и неповторимое. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Это и новый тип дыхания, пищеварения, новые температурные условия. Характерные черты периода новорожденности — это не различение сна и бодрствования, спонтанная двигательная активность. Единственным выражением эмоций в первые недели жизни является яркая реакция неудовольствия на дискомфорт и насильственное пробуждение (плач, крик).

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами — представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка. К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта. Младенчество — период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство. Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

11 стр., 5020 слов

Роль семьи в жизни ребенка

... , стало быть, требования к человеку многообразны, то и видов развития существует несколько. Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов ... . Проявляются и формируются разнообразные стимулы спонтанного саморазвития: сначала – биологические инстинкты, рефлексы, потребности; потом - психологические: чувства, страсти, мотивы, воля. Постепенно вызревают нравственные ...

В первое время у младенцев можно различить несколько видов безусловных рефлексов: защитные — например, зажмуривание при ярком свете; ориентировочные — например, поисковый рефлекс при надавливании на середину верхней губы, на щёку, поворот головы в сторону источника света; атавистические-хватательный рефлекс (или рефлекс Робинсона — когда к ладони ребенка прикасаются чем-нибудь, он цепко хватается за это, а при попытке вытащить сжимает еще крепче), «автоматическая» походка(когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу),рефлекс Моро(когда ребенка резко опускают или поднимают или он пугается громкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу), рефлекс спонтанного ползания и т.д.

У детёнышей животных безусловные рефлексы необходимы им для выживания, с рождения у них уже сформированы активные защитные, охотничьи, материнские и другие реакции. У ребёнка же набор безусловных рефлексов появление человечески форм поведения не обуславливает, на основе этих рефлексов ничего не развивается (например, рефлекс ползания или рефлекс цепляния), и эти движения пропадают вместе с дальнейшем развитием мозга (где-то на втором или третьем месяце жизни) Новорожденные обладают очень хорошей способностью к научению. Известны эксперименты с колокольчиком — младенцев приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика, давая им за это бутылочку с молоком. То же вознаграждение ожидало ребенка, если на звук звонка он поворачивал голову вправо. Затем задача была усложнена: сигнальное значение колокольчика и звонка изменилось на противоположное. Младенцы быстро научались поворачивать голову в соответствии с новыми правилами игры. Также проводились эксперименты, в которых малыши «включали» свет при повороте ими головы влево. Через некоторое время происходил любопытный факт, дающий возможность глубоко понять процесс привыкания у младенцев. Когда игра наскучивала младенцам, они теряли к ней интерес. Его можно было возродить, изменяя условия на противоположные. Однако и это занятие вскоре им наскучивало. Также очень известен эксперимент Джерома Брунера, в котором он пытался определить, могут ли новорожденные управлять сосанием при установлении связи между ним и не пищевым подкреплением (сосание довольно рано становится произвольным).

11 стр., 5098 слов

Иван Михайлович Сеченов и его произведение «Рефлексы головного мозга»

... в том числе статья "Рефлексы головного мозга" Рефлексы головного мозга Впечатления и действительность Предметная мысль ... , определяющего в значительной степени развитие мировой физиологии, принадлежит Ивану Михайловичу ... психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например, мыслью о благе человеческого рода ... зрительная ось упала на предмет. Мозг ребенка так устроен, что свет, чем ...

Пустышки младенцев были подсоединены к проекторам (либо, в других подобных экспериментах, к резиновым трубкам, которые, в свою очередь, подсоединялись к телевизорам) Когда ребенок сосал соску, изображение на экране, расплывчатое в начале, становилось четким, а когда он переставал сосать, вновь делалось размытым (либо начинало светиться, либо появлялся какой-нибудь движущийся объект) Исследователи обнаружили, что младенцы, которым было всего три недели от роду, быстро научились держать изображение в фокусе и хорошо приспосабливались, если условия эксперимента менялись на противоположные, т. е. когда для фокусировки изображения необходимо было прекратить сосательные движения. Этот метод, который сейчас иногда называют процедурой высокоамплитудного сосания, как и метод привыкания, является популярным инструментом исследования в течение многих лет. Это доказывает, что у ребёнка с рождения есть познавательная потребность, которая вкупе с комплексом оживления составляет основные потребности, с которыми рождается человек.

В связи с данными экспериментами нужно упомянуть концепцию бихевиоризма, или поведенческую теорию. По представлению английского философа Дж.Локка (1632-1704)-сознание ребёнка при рождении представляет собой чистый лист(или табула раса) и значимость имеет лишь пожизненный опыт. Локк выдвинул несколько идей об обучении детей посредством принципа ассоциаций, повторения, одобрения и наказания. Раскрытие механизмов научения, анализ различных типов обучения составляют важнейшую задачу ряда психологических теорий, созданных последователями Локка. Исходя из ряда экспериментов (не всегда гуманных, как например в случае с 11-тимесячным «маленьким Альбертом», которому показывали белую крысу и ударяли сзади в гонг, провоцируя тем самым реакцию страха (т.к. по данной теории, младенец боится двух вещей-громкого звука и потери опоры) В результате этот несчастный ребёнок стал бояться не только белых крыс, но и предметов, их напоминающих: кролика, вату, шубу и т.д.) бихевиористы подчёркивали важность организации среды, чтобы контролировать поведение ребёнка, вызывать желанные формы поведения и «убирать» нежелательные (например, страх, капризы), а также предсказывать возможные реакции. Главный вывод классического бихевиоризма звучит так: развитие психики ребёнка происходит при жизни и зависит от социального окружения. (И.В.Шаповаленко «Психология развития»)

Но вернёмся к развитию малыша в первый год жизни.

Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Конечно, не только созревание мозга обеспечивает развитие органов чувств младенца, но и происходит под влиянием разнообразных внешних впечатлений, и без этого невозможно и созревание мозга в принципе. Упражнение органов чувств, или анализаторов, поступление в мозг импульсов, которые получены при помощи сигналов из внешнего мира — это необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности. Если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Если же ребенок попадает в условия сенсорной изоляции его развитие резко замедляется. С этой точки зрения следует упомянуть Р.Шпица и его работу «Госпитализм»(1945).Он проводил наблюдения за детьми из одного из приютов и за детьми в яслях при женских тюрьмах. Причём условия в приюте были намного лучше. Но за детьми в яслях уход осуществляли их собственные матери, и это было существенным преимуществом-за 2 года в яслях не умерло ни одного ребёнка, а в приюте-37 процентов из 91 «воспитанника». Также к двум годам приютские дети начинали вести себя пассивно, тогда как их сверстники из яслей развивались в психологическом плане абсолютно нормально. Р.Шпиц объяснял подобное разрывом с би……..

Список используемой литературы:

1)Мухина В.С. «Возрастная психология.» — 4-е изд., — М., 1999.

2) Шаповаленко И.В. — «Возрастная психология»

3) Л.С Выготский- «Мышление и речь»

4) Гиппенрейтер Ю.Б., «Хрестоматия по общей психологии»