рассмотреть воспитание и формирование личности, и их содержание.

Оглавление

Введение…3

1 Воспитание личности и его содержание…5

1.1 Понятие и цели воспитания…5

1.2 Средства и методы воспитания…7

2 Понятие и этапы формирования личности…14

2.1 Понятие формирования личности…14

2.2 Социализация, как процесс формирования личности…17

2.3 Этапы формирования личности…22

Заключение…25

Список литературы…26

Введение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Формирование личности — это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.

Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Целенаправленное формирование личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Воспитание — это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цель данной работы — рассмотреть воспитание и формирование личности, и их содержание.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и цели воспитания личности;

2. Описать средства и методы воспитания личности;

3. Осветить этапы формирования личности;

4. Рассмотреть социализацию, как процесс формирования личности.

Методы исследования — теоретический анализ изученной литературы, синтез, обобщение.

5 стр., 2452 слов

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы

... nbsp;_гипотезу .:  процесс  формирования экологического  сознания ... громадное значениеприобретает экологическое образование и воспитание чело- века всехвозрастов и профессий ... ,состоянии и образе действий собственной личности. Че- ловек, у которогосохранено ... развития исследуемой проблемы,уточнить понятие «экологическое сознание», раскрыть его сущностныехарактеристики ...

Структура курсовой работы состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка литературы.

1 Воспитание личности и его содержание

1.1 Понятие и цели воспитания

Воспитание — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. Если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Именно они в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещё и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить детей инициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ... , комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия. Праздничное торжество имеет смысл для человека ...

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие «личность», выяснили, что цель воспитания личности напрямую зависит от изменения общественного устройства и социальных отношений. Также определена общая цель современного воспитания, которая состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

1.2 Средства и методы воспитания

Под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди воздействуют на других людей с целью выработать у них определённые психологические качества и формы поведения. К средствам воспитания можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок. Средствами воспитания могут стать образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать всё, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

18 стр., 8546 слов

Психология воспитания личности

... все эти идеи можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения. Человек -- существо социальное, общественное. ... отрицательное отношение к учебе, к учителю, к ровесникам и негативно влияет на формирование личности. В подростковом возрасте ... Н. Верцинской и др. Минск, 1987. 8. Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., - Нов, 1999 9. Педагогика. Педагогические ...

Убеждение. Роль убеждения определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, понимаем правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. Подчеркнем, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.

Психологической основой этого метода является принци…

Список литературы

1. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития//Вопр. Психологии, 1972 № 2.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения"/ М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М. В. и др. — М.: Просвещение, 1984 г.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992г

4. Макаренко А.С. «О воспитании» Москва, 1988

5. Поташник М.М. «Как оптимизировать процесс воспитания» М., 1984 г.

6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.

16 стр., 7789 слов

«Психология личности» для студентов фак-та документоведения и вечерников рггу

... по курсу "психология личности" Особенности психологии личности как ветви психологии. Понятие личности Гены и ... других студентов. К экзамену допускаются только студенты, предварительно ... личности (Проба Шварцландера, Личностная биография, Базовые стремления, Психологическая культура) Изучение степени невротизации учащихся ... Психология. Учеб. В 3 кн. М.: Просвещение, 1997 Обуховский К. Психология влечений ...

7. Ушинский К. А. «Человек как предмет воспитания» // Собр. Соч.: в11т.М., 1950 г. Т.8.

8. Сергеев К. К. Психология рационального воспитания. — Херсон, 1989.

9. Методика воспитательного процесса /Под ред. В.М. Коротова. — М.: Просвещение, 1969.

10. В. П. Андрущенко Н. И. Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. — Харьков 1996 г.

11. Р. С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.

12. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, — Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.

13. Аверин В.А. Психология личности. — Спб, 2001.

14. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. — М, 1976.

15. Андреева Г. М. Социальная психология. — М, 2002.

16. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия — М, 1999.

17. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте — М, 1968.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М, 1999.

19. Коллектив авторов под ред. Крылов А.А. Психология. Учебник — М. 2011.

20. Леонтьев А. Н. Формирование личности. Тексты — М, 1982.

21. Мерлин В. С. Личность и общество. — Пермь, 1990.

22. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М, 1986.

23. Райгородский Д. Д. Психология личности. — Самара, 1999.

24. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии — СПб, 1998.

25. Столяренко Л.Д.Самыгин С.И. Психология личности.- Ростов н/Д, 2011.

26. Учебный курс Психология под ред. Рогов Е.И. — М, 2004

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector