ПОСЛАНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ДАЕМ ДЕТЯМ. Дети очень зависимы от того что говорят взрослые

Дети очень зависимы от того что говорят взрослые. У детей в раннем возрасте нет защиты от родительских посланий. Можно сказать, их душа «открыта» для общения и они все воспринимают непосредственно, «без задних мыслей». Более того, даже в зрелом возрасте человек по-прежнему видит мир через призму тех родительских посланий, которые ему говорились в детском возрасте!

Только со временем потихоньку взрослый человек понимает, что родители такие же люди как и он сам, что они могут ошибаться. У них есть свои комплексы и предубеждения. И взгляды родителей могли сто раз поменяться с того периода когда они произносили свои послания из лучших побуждений.

В мироощущении ребенка взрослый, а уж тем более родитель — управляет реальностью. Он кормит, заботится, защищает. Он может любить и наказывать, его слова и отношение — это то, что и есть на самом деле. Ребенок слышит на прямую и сверяет все с тем, что он делает — «такой я или нет», «принадлежу я этой семье или нет». Это чувство принадлежности условие существования в раннем детстве. Чувство такой принадлежности дает ребенку уверенность в том, что его накормят, позаботятся о нем, обратят на него внимание. В связи с этим формируется целый свод правил, выполнение которых дает понять, что «я свой», «я часть семьи». Таким образом, закладывается некая семейная норма для ребенка.

Ребенок рассуждает примерно так: «если мой папа, мама не прижимают меня к себе, говорят, что я глупый и т. д. — то значит так и есть». Или: «если мои папа и мама всегда рады мне, верят, что я всему научусь, говорят, я — молодец, то как хорошо и интересно жить! Я всего добьюсь!» Подобные открытия ребенка о себе, постепенно формируют его образ самого себя, его самооценку. А ведь, как известно, любой человек это то, что он думает о себе!

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... ребёнка. Таким образом: задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста будут решены только при создании определенных условий и при непосредственном участии взрослых. Ребенок вместе со взрослым ... говорит о возможных проблемах со здоровьем. Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с ... промяукала ей «Мяу». На дереве сидела мама-птичка, она звала своих птенчиков «Чик- ...

Если в раннем детстве послания противоречивы, то у ребенка возникает поведение «Тяни-толкай». Это мощная закладка к неуверенности и не успешности. Формирует человека, который говорит «НАДО», а потом «МОЖЕТ НЕ НАДО» это делать. Или «Я обязательно это скажу!»… «А надо ли это говорить».

А вот, например, одна из распространенных ситуаций: мы устали, нас напрягли, вымотали на работе, пришли домой и тут бежит ребенок, а мы ему: «иди к маме (папе)!.. да, ты… блин молодец… В этом случае у ребенка формируется, что когда папа (мама) устал (а), то я виноват. Во взрослом возрасте будет проявляться как, «Если кто-то где-то что-то делает не так в этом есть моя вина».

В самом простом варианте некоторые слова и высказывания, или, как мы их называем «послания», ребенку передаются в простой, непосредственной форме, явно закладывая негативное, либо позитивное представление ребенка о себе. Примером таких простых посланий являются прямые высказывания недовольства: «дурак!», «балбес!», «наплачутся еще с тобой учителя», «все у тебя не как у людей!» и т. п. Либо, поддерживающие послания: «молодец», «попробуй, еще раз, у тебя получится», «ты смелая» и т. п.

Конечно же, с такими посланиями все просто. Нет ни каких «вторых» глубинных смыслов, т. е. подтекстов. Однако чаще дело приходиться иметь с посланиями многоуровневыми, то есть нечеткими, неясными, содержащими в себе несколько высказываний одновременно, например, когда говорят ребенку пытающемуся помыть посуду или полы: «давай уж лучше я это сделаю». В этой фразе помимо смысла «я это сделаю», есть и второй «у тебя все равно получится плохо». Или, подростку, собирающемуся к своим сверстникам, мама говорит: «конечно, тебе надо общаться, иди к ребятам и не обращай внимание на то, что у меня болит голова, я справлюсь». В этой фразе помимо прямого смысла «иди общайся» есть и скрытый «никуда не ходи, будь со мной». В дальнейшем родители удивляются, почему мой ребенок ничего не делает по дому, все только я? Почему он сидит дома и ни с кем не общается? Давно уже пора замуж выйти, так и останется старой девой!

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через ... , проходит по наклонной доске ходит на цыпочках бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может ... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и ...

Сложности в том, что редко кто из нас, в повседневной суете бывает полностью осознан и внимателен к своим словам и высказываниям, задумывается о том глубинном смысле, который они несут. Именно тогда, родители, сами того не подозревая, могут мощно влиять на будущий сценарий жизни своего ребенка. Ведь так трудно и нелегко бывает, наблюдая за собственным малышом, его процессом общения с миром и получением личного опыта, не вмешаться в этот процесс и не крикнуть привычно: «Стой! Нельзя! Сейчас упадешь! Отойди от них, это плохие мальчишки! «Ну, хватит!» и т. п.

Для того чтобы проанализировать свои собственные высказывания можно сделать простое упражнение: расслабьтесь, закройте на несколько минут глаза и вспомните, какие фразы чаще вы говорите своим детям, когда они: плачут; просят внимания; сообщают вам о достижениях; неудачах; радуются; болеют; когда вы реагируете на их отношения со сверстниками и т. п. Эту же информацию можно получить и от близких вам людей (мужа, жены, друзей).

Со стороны особенно легко бывает заметить наши шаблонные высказывания.

Ну что, проанализировали! Послания, которые влияют на адаптивность, успешность ребенка, можно обобщить в несколько групп. Например:

· послания, запрещающие накапливать собственный опыт, действовать: «не делай этого; так нельзя; не ходи туда»;

8 стр., 3981 слов

Невербальное общение как средство коммуникации при ЗРР у детей третьего года жизни

... материал, куда входят слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: 1. Одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), 2. ... фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их ... действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным ...

· послания, блокирующие взросление: «ты же маленький; ты всегда будешь для меня маленьким»;

· послания, формирующие безнадежность, невозможность изменений: «ты всегда…, ты никогда…; я так и знала…»;

· послания, запрещающие выражать эмоции: «мальчики не плачут; нельзя так громко смеяться; неприлично так веселиться»;

· послания, формирующие представление об окружающем мире, как о таящем в себе угрозу, враждебном: «осторожней бегай, можешь упасть»; «не доверяй никому»; «не ходи туда»; «все кругом обманывают».

Очень хочется верить, что таких посланий минимальное количество в ваших списках. Да, кстати! Вот такие шаблонные высказывания родителей все родом из их собственного детства. Это те не раз слышанные в детстве высказывания. Они являются частью собственного родительского жизненного сценария переданного неосознанно своим детям, и будучи родителями они в свою очередь передают своим детям те же формы поведения. Такая традиция часто является одной из основных причин конфликта «отцов и детей», однако сейчас не об этом.

Есть еще очень мощное скрытое послание, которое родители не осознают и которое серьезно влияет на жизнелюбие ребенка. Так называемое послание «не живи». Рассмотрим примеры такого послания:

1. «О господи… Когда вы все уйдете, сил больше нет моих! Хоть отдохну от вас». В принципе понять можно, уставшая мама, хочет отдохнуть. Однако, она сообщает о своем намерении отдохнуть не на прямую, а с мощным посылам — «хоть бы вас не было».

2. «Я ради тебя работу бросила, я для тебя все отдала. Отец не помогал, я тащила все на себе, мучилась при рождении». В этом случае этой фразой мама старается показать ребенку, как она его любит, что она ради него все готова сделать. Однако содержится мощный скрытый смысл о том, что приход ребенка убивает мать. «А раз моя жизнь приносит столько бед и тягостей маме, то лучше не жить».

3 стр., 1048 слов

Волшебных фраз в общении с детьми

... не возникает сама по себе. Дети хотят и должны снова и снова получать позитивные "послания" от своих родителей. Не нарочитые ... самого Холодного Педагога на Руси, Деда Мороза 7 волшебных фраз, которые непременно помогут Вам, Мамы и Папы, в ... спокойствию. (Дороти Ло Нолт)   Счастливая Семья – Счастливые Дети!!! (маленькие секреты от семейных психологов) Для правильного воспитания родители ...

3. «Дети это конечно цветы жизни, пусть они растут на чужом окне». Многие слышали это ироничное высказывание и смеялись над ним все вместе. Только вот дети иронии не понимают, иронией ребенок загоняется в комплекс неполноценности. «На чужом окне» — значит не живи.

4. «Из за тебя я так и не вышла замуж» или «Моя болезнь из-за родов». В этом случае у ребенка формируется сильное неосознаваемое глубинное чувство вины. Оно проявляется в том, что «Я все время должен». «Если я успешен то за это надо платить болью, болезнью». Это не осознается, но руководит всей жизнью человека.

Все эти модификации послания «не живи» могут быть безмолвным спутником человека по всей жизни, сковывать его, загонять в депрессивные состояния. С таким «грузом» человек не живет «на полную катушку». Радость, наслаждение, восхищение, «отрыв» — это все где-то рядом. Часто, люди с такими паттернами «запах» драйва принимают за сам драйв!

Конечно, идеальных родителей не бывает. И все же, проанализируйте, то что слышали вы в детстве от своих родителей. Уверена, некоторые родительские фразы до сих пор руководят вашим выбором в жизни. Те родительские послания, которые мешают строить отношения, добиваться успеха или жить счастливо следует осознать. После этого с ними можно работать и убирать их негативное влияние и проявление в жизни. Предлагаю, как вариант, попробовать простой метод. С ним вы можете ознакомиться по ссылке peat.dowlatow.ru/?id=39

Как мы воспитываем своих детей? Скрытые послания

Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых фраз, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... его всемирно известным ученым, - открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм - это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений ... отметить, что материальное, практическое действие, с помощью которого ребенок обнаруживает скрытые суще­ственные связи объекта, выполняет свою функцию лишь при наличии ...

На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, окружающем его мире. Мы специально составили данную подборку из различных источников, позаимствовав материалы у различных авторов, чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

ФРАЗА — Потише, помедленней, осторожней
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Не доверяй миру, не живи по максимуму
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Сделай на 100%, получи удовольствие

ФРАЗА — Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Исчезни! не будь!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!

ФРАЗА — Не обращай внимания, подумаешь!
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Ты и твои проблемы не важны
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАЬТВА
 — Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем альтернативы

ФРАЗА — Давай шевелись! Скорей! Заткнись! И другие приказы
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Ты не важен. Мои интересы важнее твоих
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтоб успеть?

ФРАЗА — Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой
CКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
— Не взрослей!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир.

ФРАЗА — Не реви, не смейся так громко, не хнычь!
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Не выражай своих эмоций!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Я понимаю твои чувства.

ФРАЗА — Что ты, как маленький, надо быть серьезней!
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Не будь ребенком!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания!

ФРАЗА— Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, запомнить и т. д.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты — плохой, неудачник
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Я доверяю тебе. Твои поступки — это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся.

ФРАЗА — Не делай, я сама лучше это сделаю
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Я не верю в тебя!
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — - Я тебе доверяю, я верю, что ты можешь

ФРАЗА — Мальчики не плачут Девочки должны вести себя тихо. Мужчина не имеет право на эмоции
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
— Мужчина не имеет право на эмоции Женщины — жертвы.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя.

ФРАЗА — падешь, разобьешься, укусит, сломаешь и др. угрозы-предупреждения.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Мир опасен, не действуй.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Я тебе доверяю. Пробуй, действуй!

ФРАЗА — Неряха, бестолочь, горе мое и все другие обзывания, а так же любые обобщения типа все кругом воры и негодяи.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — И ты такой же, как все.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Все они могут сформировать ложное представление о себе и должны исключиться из речи.

ФРАЗА — Ты всегда., никогда., всю жизнь., я так и знала.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Ты безнадежен. Невозможность изменения.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Разбирайте не личность, а конкретный поступок. Твоя жизнь в твоих руках.

ФРАЗА — Сравнение с другими детьми.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ
 — Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
 — Я люблю тебя, какой ты есть.

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.

ПОСЛАНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ДАЕМ ДЕТЯМ

Послание «не расти»

Такое послание в большинстве случаев формируют у ребенка инфантильность и низкую самооценку. Часто, людям, выросшим с таким посланием, трудно создать свою семью, если даже создают, то родительское влияние может ее разрушить.

Это послание может звучать:

· «Ой они когда маленькие такие замечательные, милые, а сейчас посмотрите… слово не скажи, кричит, черти что делает». Что слышит ребенок: не надо расти, оставайся ребенком, мы тебя любим ребенком, взрослым ты нам не нужен, взрослый ты плохой.

· «Кто тебе сказал, что ты можешь красить глаза и встречаться … ты поступи в институт, замуж выйди и тогда…». В этом случае ребенок слышит: ты нам взрослой не нужна, одевайся как маленькая, веди как маленькая.

· Еще в тех семьях, в которых отношения между мужем и женой (женщиной и мужчиной) уже закончились, остались только отношения между матерью и отцом. Послание «не расти» выражаются в том, что взрослые обращаются друг к другу исключительно с позиции «родитель». Например, «отец ты должен следить за ним», «ты мать, накорми нас» и т. п. В таких семьях дети подрастают и понятно что роли родительские заканчиваются, а отношений парных уже нет и эти родители боятся расстаться с детьми не хотят что бы они взрослели. Здесь могут быть разнообразные фразы в которых завуалировано звучит послание «не расти».

Послание «не будь ребенком»

Судьба такого человека — это «человек в футляре». Я сдержан, рационален. Творчество в моей жизни — никогда. В детстве играет мало, и в основном в то, что предложили родители. Игру ведет не импульс ребенка, а предложение взрослого. Со своими детьми такой человек не сможет играть с детской непосредственностью и открытостью. Часто вообще играть с детьми не может. Он знает как накормить одеть ребенка и этим собственно и ограничивается общение с собственными детьми. Нет эмоционального детского импульса, восторга, ожидания некого «чуда».

Это послание может звучать так:

· «Ты уже взрослый и не можешь идти рядом?» Что слышит ребенок: «если хочешь что бы тебя любили надо быть взрослым».

· «Ты чего ревешь!»

· «Ты уже мужчина!» (малыш только начал ходить).

· «Ты что маленький что ли?»

Послание «Не думай»

Такое послание приводит к тому, что человек сомневается в своих знаниях и умениях. Оно формирует тотальную неуверенность и заниженную самооценку. У человека выросшего с таким посланием сильное ощущение того что он что-то не знает, что-то не то может сказать. Глубокое понимание того что нет права быть умным, его должны дать!

Это послание может звучать так:

«Ну у нас в роду интеллектуалов нет и ничего выросли».

«Не умничай!».

«Будь по проще и к тебе потянуться».

«И кто тут у нас самый умный отыскался…»

«Посмотри учительница сколько получает, я не учился, а зарабатываю вон столько. «.

«Вот вырастишь и будешь свои мысли высказывать»

«Это кто у нас такой умный и трояк получил вчера, а сейчас рассказывает как надо жить».

В этих всех случаях ребенок слышит то, что если напрягаешь мозги то не свой, если высказываешь свое мнение — не наш. Ребенок усваивает, что он не имеет право быть умным и высказывать свою точку зрения.

Послания «не чувствуй!» (запрет на проявление чувств)

Люди выросшие с такими посланиями не привыкли чувствовать. Они не могут любить. У них нет алфавита чувств и поэтому они думают о том что могли бы почувствовать в этой ситуации.

Это послание может звучать так:

«Ешь эту кашу, она не может тебе не нравиться.!» Ребенок воспринимает как, она должна мне нравиться, родители знают что я должен чувствовать". «Мои чувства не правильные.»

«Перестань ныть, потерпишь!»

«Когда будут делать укол, больно не будет!»

«Любовь!.. У нее, любовь в этом возрасте… Какая любовь? Вот вырастешь, тогда будет любовь.»

«Ну что вы глупости говорите, он счастлив был когда папа ушел! Ты счастлив был, правда, Вася?»

Если человек выросший с такими посланиями не дорос до взрослого и сам стал родителем, то такой родитель как школьник за партой с табелем в котором написано что за кормление — 5 баллов, за гимнастику — 5 баллов и т. д. Получается, что воспитание собственного ребенка — это, своего рода, постоянная сдача экзамена «Быть родителем». Между родителем и ребенком нет подлинного, сакрального эмоционального взаимодействия.

Послание «не чувствуй себя хорошо» (запрет на радость и получение удовольствия)

«Вот у нас в семье по женской (по мужской) линии со здоровьем не важно и у мамы, и у бабки (и у отца, и у деда) щитовидка и ожирение и наверно у Маши (Мише) тоже будет …» Такого рода высказывания ребенком воспринимаются так: «если я здоров, значит виноват и если я ваш то у меня «это» должно быть.

«Вот я всю жизнь на работу ходил, и больной, и уставший еле ноги волочил и все у нас в поколении такие трудоголики.» В этом случае у человека формируется стойко убеждение того что он обязан не обращать внимание на боль, недомогания или насморк и работать.

«Вот лучше быть бедным, но достоинства не потерять!»

Вот собственно те послания на которых хотела остановиться в этой части. Две предыдущие части «ПОСЛАНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ДАЕМ ДЕТЯМ» были опубликованы в моей рассылке. Если возникло желание с ними ознакомиться, дайте знать.

Родительство — это не экзамен который постоянно сдаем, всего-навсего совершенствование себя и генерация любви к самому себе, к родным и ближним. Действуйте, рулите отношения со своими родителями и ваши дети будут счастливые, успешные и самостоятельные.

А сейчас предлагаю таблицу:

Если у вас будет желание продолжить заполнять таблицу, сделайте это обязательно по всем трем колонкам. Может быть вам захочется что-то изменить в 3 колонке и это здорово! Кто как не мама лучше всего знает своего ребенка и чувствует его потребности. Конечно же, папа!

Повседневные фразы Подтексты или Послания Позитивные фразы, Поддерживающие и Подбадривающие ребенка
Будь осторожен! Мир — опасен! Позаботься о себе! Рискуй!
Успокойся, потише! Не выражай свои чувства! Не выставляй себя на показ! Здорово, у тебя хорошее настроение. Посмотри сюда… Как ты думаешь, почему здесь все сидят тихо?
Как тебе не стыдно! Ты делаешь все не так. Ты должен чувствовать себя виноватым! Считаю тебя своим позором, срамом! Я тоже ошибаюсь. Можно сделать вывод…
Будь хорошим, добрым, приветливым. Ты постоянно какой-то не такой замкнутый, грубый… Приятно, когда человек приветлив. Мне очень нравится твоя улыбка!
Будь умницей. Ты такой рассеянный. Тебе сложно доверить что-либо. Мне очень приятно когда вы играете вместе. Интересно сотрудничать.
Смотри куда-нибудь не влезь. Ты вечно куда-нибудь влипаешь. Ты неудачник! Я тебя люблю. Хочу, что бы с тобой все было хорошо.
Не так быстро! Не высоко! Туда нельзя! Живи в полсилы. Ограничивай себя! У тебя здорово получается. Ты молодец! Можешь на меня рассчитывать! Мы команда!
Быстрее! Ты тормоз! Без тебя легче и проще! Побежали на перегонки!

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector