Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями поведения

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения 9

1.1.Проблема преемственности в современной педагогике 9

1.2.Особенности процесса подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения 19

1.3. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе 31

Глава 2. Исследование особенностей готовности к школе детей с минимальными нарушениями поведения 44

2.1.Организация исследования 44

2.2. Методика исследования 45

2.2. Исследование уровня готовности к школе детей с минимальными нарушениями поведения 53

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности применения здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения 58

3.1.Организация и методика использования здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения 58

3.2.Анализ динамики уровня готовности к школе детей с минимальными нарушениями поведения под воздействием здоровьесберегающих технологий 64

Заключение 75

Список литературы 77

Приложение 83

Введение

«Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями поведения» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

На пороге XXI века образование становится непреходящей ценностью, ведущим фактором, от которого зависит будущее нашего общества. Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъект — субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание психологических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.

22 стр., 10591 слов

Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного ...

... 24 Раздел 2. Проведение углубленного психологического обследования детей дошкольного возраста с нарушением психологического развития 2.1 Основные положения проведения углубленной ... Выготского и их последователей. Осознание необходимости включения в технологию диагностики реально-практических методологических подходов повлекло за собой и ...

Специфика дошкольного образования — в самоценности дошкольного периода, его роли в развитии личности как основы приобретения любых знаний и освоения сложных видов деятельности. Основу стандарта дошкольного образования составляет уровень и качество развития ребенка. Начальное образование строится на основе предметного обучения.

Рассматривая проблему преемственности начального и дошкольного образования под углом зрения нового понимания общей стратегии образования, следует отметить особую ее актуальность. Это связано с целым рядом обстоятельств: попытками сдвинуть сроки начального образования к более ранним годам — с 5-ти и даже с 4-х лет — путем создания прогимназических классов в школах и дошкольных учреждениях; попытками решить указанную проблему с помощью созда-ния комплексов «детский сад-школа»; приглашением в дошкольные учреждения учителей начальных классов для проведения специальных занятий по обучению грамоте, математике и др. Дошкольные учреждения работают по разным программам («Радуга», «Радость», «Развитие», «Типовая программа»).

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития, оказывает влияние на всю его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к своим обязанностям ученика, к учебным предметам, к игре и в значительной степени к учебной деятельности. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является несформированность универсальных генетических предпосылок учебной деятельности.

Стоит отметить, что исследования специалистов по дошкольному обучению показали: формирование учебной деятельности начинается в дошкольном детстве и проблемы преемственности дошкольного и школьного обучения актуальны и в вопросах формирования учебной деятельности (Кравцова Е.Е., Ульенкова У.В., Усова А.П. и др.).

В настоящее время в связи с увеличением требований к детям, поступающим в школу, определение уровня готовности к школе становится актуальной не только для психологов, но и для всех педагогов, работающих с детьми этого возраста.

Серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991); Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова (1999, 2001) и др.

На пороге XXI века образование становится непреходящей ценностью, ведущим фактором, от которого зависит будущее нашего общества. Однако, в последние годы внимание государства и педагогов заметно возросло и к вопросам здоровья детей. О неблагополучии этой сферы знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... организацию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (возраст детей – по выбору студента). 6. Вам необходимо выявить готовность ребенка 7-го года жизни к обучению в школе. Опишите критерии ... оценки и методы диагностики. 7. Сравните содержание двух общеобразовательных программ дошкольного образования ...

Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением у него устойчивого здоровья. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка.

В связи с этим в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «здоровьесберегающая педагогика». В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.

Основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики составляют образовательные здоровьесберегающие технологии. Это технологии, основной целью которых является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада. В тоже время здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Таким образом, для подготовки старших дошкольников к школе, педагогам необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Еще более актуально данная проблема встает при подготовке к школе детей с нарушениями в поведении, в том числе минимальными.

Насколько эффективны методы здоровьесберегающие технологии в процессе подготовленности к школе детей с минимальными нарушениями поведения? – основная проблема исследования.

Цель работы: исследовать роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями поведения.

Объектом исследования: процесс подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с минимальными нарушениями поведения.

Предмет исследования: роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: целенаправленное применение здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет значительно повысить уровень готовности детей к школе у детей с минимальными нарушениями поведения.

Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Систематизировать знания в области проблем подготовки детей к обучению.

2. Определить особенности процесса подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения.

3. Изучить специфику и роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения.

4. Экспериментальным методом обосновать целесообразность применения здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения

5. На основе теоретического и практического исследования сделать выводы по проблеме исследования, систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

Методы исследования:

1. Анализ методической литературы.

2. Методы эмпирического исследования:

— тестирование: методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Какие предметы спрятаны в рисунках», методика «Домик» Н.И.Гуткина.

— педагогический эксперимент.

25 стр., 12025 слов

Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

... ос­мысленная предметная деятельность становилась непосредственным предметом 'психологии. Центр тяжести психического развития ребенка был перенесен с понятий на деятельность, с явления отраженного на при­чину ... деятельности, с другой, —они могут давать разные последствия. И тогда результаты исследований, проведенных на основе анализа ос­мысленной деятельности, получили бы более ограниченное значение: ...

3. Метод специализированного исследования: количественно-качественный анализ.

4. Сравнительный анализ.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения

1.1.Проблема преемственности в современной педагогике

Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания.

Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др.

Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых, таких как : Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.

В рамках философского подхода преемственность анализируется в связи с законами диалектики. Она предстает как взаимосвязь между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим.

Преемственность предполагает не просто отмену (отрицание) старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто, тем самым обеспечивается непрерывность развития. Благодаря преемственности сохраняется устойчивость и целостность развития природы и общества.

В философии выделяют два основных вида преемственности – «горизонтальную» и «вертикальную». «Горизонтальная» преемственность предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках одного уровня. «Вертикальная» преемственность – процесс качественных изменений на разных уровнях.

С точки зрения культурологического подхода преемственность имманентно присуща культуре. Представители культурологической науки рассматривают преемственность в связи с такими родственными категориями как культурное наследие, социальная память, культурное развитие и др.

Благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного опыта. Механизмы преемственности в культуре предстают в материальной и нематериальной формах. К первым относятся предметы быта, произведения искусства, ремесла и т.п., ко вторым – язык, архетипы, мифы, традиции, обычаи, «социокоды» и т.д.

В психологической науке интерес к феномену преемственности проявляется, прежде всего, в возрастной психологии и психологии развития.

Преемственность определяется здесь как атрибутивное свойство развития личности, где периоды ее становления последовательно сменяют друг друга.

Сторонники макросоциологического подхода связывают преемственность с такими явлениями как изменение, эволюция, прогресс, развитие, становление, традиция, инновация и т.д. Под преемственностью понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом.

В микросоциологии (прежде всего, феноменологической социологии) преемственность анализируется в рамках повседневного мира, как мира интерсубъективного, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее.

19 стр., 9434 слов

Обучение и развитие в школе и ВУЗе

... действительности; от непроизвольного, нере-гулируемого к произвольному. В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно ... и препятствия. Произволь-ность и саморегуляция -- стержневая линия интеллектуально-личностного развития ребенка. Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от внешней регуляции ...

Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т.к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития природы, общества, личности.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.

С позиций педагогического подхода преемственность определяется как общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса.

Традиционно в педагогике преемственность рассматривается на горизонтальном и вертикальном уровнях. Результатом горизонтальной преемственности является последовательность в изучении материала, сформированность. целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик обучения. Результат вертикальной преемственности — подготовка к обучению на последующей ступени образования.

В педагогическом плане преемственность связана так же с целостным процессом формирования и развития детской личности и соответствующих социальных объединений. Она является основным положением, принципом, на базе которого организуется процесс педагогического взаимодействия, направленного на гармоническое развитие личности.

Вопросам преемственности дошкольного и школьного воспитания и обучения занимались такие классики отечественной педагогики и психологии, как Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и др.

Божович Л.И. пишет о том, что «логике учебной преемственности» (когда детей «натаскивают» на внешние по своей сути школьные навыки), необходимо противопоставить логику «преемственности детства», что предполагает последовательное развитие личностных качеств, «которые являются основой ученичества». Представители этой позиции выступают против широко распространенной (в большей мере на практике, чем в теории) абсолютизации подготовки детей к школе в духе их приобщения к школьным порядкам и учебным предметам.

Сторонники концепции «преемственности детства» полагают, что дошкольникам, прежде всего, надо создать условия, при которых они могли бы в полной мере «изжить детство» во всем богатстве свойственных этому возрасту эмоций, запросов, стремлений.

На первый план в подготовке к школе они выдвигают не специальную учебную (знания и умения для изучения школьных дисциплин), а физическую и психическую готовность. Такая готовность достигается главным образом в процессе свободной игры, Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

12 стр., 5687 слов

Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе

... обучению. рассмотреть основные компоненты готовности детей к школьному обучению; раскрыть процедуру определения психологической готовности детей к школьному обучению. обучение ... готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст ... уровня произвольной регуляции поведения, организованности; 2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. ...

Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства».

С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

? преемственность в содержании обучения и воспитания;

? преемственность в формах и методах образовательной работы;

? преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Ребёнок, поступающий в ДОУ, привыкает к определённому режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребёнка, смены уже сформировавшегося стереотипа.

Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание.

Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия. В чём заключается подготовка детей к школе? Она предполагает:

? организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

? специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.

В современной психолого-педагогической литературе (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева ) понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению.

5 стр., 2167 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...

... психологической готовности детей к школе и проанализировать развитие творческих способностей в дошкольном возрасте. Объект исследования: процесс развития творчества как фактор психологической готовности ребенка к ... литературы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОЩКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ К ШКОЛЕ 1.1. Понятие способностей у дошкольников. Способности ...

Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко)

В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной проблемы занимались А.В. Запорожец, А.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость», то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть «внутренняя позиция школьника».

Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

? интеллектуальный;

? эмоциональный;

? социальный.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются «умненькие» дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

3 стр., 1316 слов

Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...

... дошкольников в процессе изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое. Психологическая готовность ребёнка к творчеству. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в ...

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Причинами школьной незрелости могут быть:

? Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком);

? Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

? Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

? Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение).

Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

Каким же образом должна быть организованна предшкольная подготовка с соблюдением ряда педагогических условий для интеллектуальной и социально-личностной адаптации ребенка, прежде всего:

? это личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;

? формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию;

? опора на уровень достижений дошкольного детства;

? направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.), через многообразие которых психолого-педагогический базис школьной готовности будет закладываться естественно и органично.

Таким образом главные цели предшкольной подготовки – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка.

Таким образом, перед администрацией ДОУ и школы должна вставать задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

И так современный анализ педагогического опыта позволят говорить о преемственности, как о безусловном, двустороннем процессе.

Преемственность предполагает плавный, безболезненный переход человека от одного этапа развития к последующему, от одной ступени образования к последующей, более совершенной. Поэтому решение проблемы преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.

На дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения. Школа как преемник, не должна строить свою работу с «нуля», она «подхватывает» достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.

20 стр., 9723 слов

Влияние семьи на развитие детской агрессии

... менее, учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка. Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции ...

1.2.Особенности процесса подготовки к школе детей с минимальными нарушениями поведения

Понятие «минимальные нарушения поведения» часто рассматривается как синоним следующих определений: аномальное, анормальное, антисоциальное, девиантное, делинквентное, криминальное, нарушенное, ненормальное, неправильное, отклоняющееся, патологическое, преступное, противоправное, и т.д.

Все эти синонимы говорят об одном: поведение индивида не соответствует, противоречит принятым в обществе нормам, то есть является нарушенным или отклоняющимся.

При минимальных нарушениях поведения наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие функции, как речь, внимание, память и восприятие.

По данным таких авторов, как Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Ю.Д. Кропотов, Е.А. Осипова, Т.Н. Осипенко, В.М. Трошин, Л.А. Ясюкова , 44% детей рождаются с диагнозом, а это значит: гиперактивность, тревожность, агрессивность, аутичные черты поведения.

По мнению этих же исследователей, употребление термина «минимальные нарушения поведения» вполне оправдано и целесообразно в случаях трудностей школьного обучения и нарушений поведения у детей при выявлении в анамнезе факторов, вызывающих негрубые органические изменения со стороны ЦНС и влекущих за собой нарушения в формировании высших психических функций.

Рассмотрим кратко данные диагнозы:

Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»

Реан А. А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, «направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному»».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии:

? социальные (фрустрация, вер — бальное и физическое нападение, подстрекательство);

? внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, тендер).

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).

Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности.

А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений:

? инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц и др.);

? фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.);

? теория социального научения (А. Бандура);

? теория переноса возбуждения (Д, Зильманн и др.);

? когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.).

Так, 3. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития.

Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии:

? «доброкачественная»;

? «злокачественная».

Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А. Басе и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:

? Физическая (физическое действие против кого-либо);

? Раздражение (вспыльчивость, грубость);

? Вербальная (угрозы, крики, ругань);

? Негативизм (оппозиционная манера поведения);

? Косвенная, которая делиться на направленную (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе и т.д.).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отлича-ются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном…

**************************************************************