Психолого-педагогические проблемы адаптации к школе

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет»

Филиал Кемеровского Государственного Университета

В г. Прокопьевске

(ПФ Кем ГУ)

«Психолого-педагогические проблемы адаптации к школе»

Курсовая работа

по педагогике

Студента дневного отделения

3 курса гр. ПС-04

Сметаниной П.С.

Научный руководитель

к.п.н. Картавцева А.П.

Работа защищена

«____» _______200__г.

с оценкой_______

Прокопьевск, 2006

Содержание.

Введение. 3-4

Теоретическая часть.

1.Краткая характеристика развития рёбенка. 5

1.1.Физическое развитие. 5-7

1.2.Умственное развитие. 7-10

3 стр., 1080 слов

Отзыв научного руководителя об итогах научно-исследовательской практики.

... ________________________________________________________________   Научный руководитель _____________________________________________________   Дата   Кроме этого, самостоятельная работа предполагает подготовку к ... г. Руководитель практики _________________________________________________ (должность, фамилия, инициалы) Дата (период) Содержание проведенной работы Отметка руководителя ...

1.3.Нравственное развитие. 10-11

1.4.Развитие трудовых навыков. 11-13

2.Психологическая готовность ребенка в школе. 14

2.1.Краткие выводы дошкольного развития ребенка. 14

2.2.Личностная готовность к школьному обучению. Формирование

внутренней позиции школьника. 14-16

2.3.Интелектуальная готовность к школьному обучению. 16-18

2.4.Волевая готовность к школьному обучению. 18-19

2.5.Уровень и специфические особенности мышления

дошкольника. 20

3. Практическая часть. 21

3.1. Методики исследования. 21-23

3.2.Результаты исследований. 23-25

Вывод. 26

Список литературы. 27

Введение.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

15 стр., 7254 слов

Психологическая готовность к обучению в школе детей

... ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Психологическая готовность к обучению в школе детей из полных и неполных семей 1.1 Понятие о психологической готовности Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень ...

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной адаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной адаптации.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, ... эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ...

Цель, задачи, объект исследования.

Цель: проверить уровень готовности к школьному обучению в классе начальной школы.

Наша задача состоит в том, чтобы проверить уровень готовности к школьному обучению ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования: ученики начальных классов школы.

Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их адаптации.

Теоретическая часть.

1.Краткая характеристика развития рёбенка.

В дошкольном возрасте деятельность ребенка стано­вится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть, рисовать, стро­ить по собственному замыслу; возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения; повышается работоспособность нервной системы; сложнее и многообразнее становятся взаимоотношения ребенка с взрослыми и детьми. В дошкольный период у детей происходят изменения в пропорциях тела, увеличивает­ся соответственно возрасту рост и масса тела:

  • к 4 годам средняя масса тела составляет 15,5-16 кг, рост 100 см, в течение года прибавка в массе 1,3 кг, в росте 6,5-7 см;
  • к 5 годам средняя масса тела составляет 17­-18 кг, рост 106-107 см, в течение года прибавка в массе 1,5-2 кг, в росте 6-7 см;
  • — к 6 годам средняя масса тела составляет 19-20 кг, рост 112-113 см, в течение года прибавка в массе 2,4 кг, в росте 6 см;
  • к 7 годам средняя масса тела составляет 22,5­-23 кг, рост 119 см, в течение года прибавка в массе 3,5-4 кг, в росте до 10 см, окружность грудной клетки к 7 годам равна 58-59,5 см.

1.1.Физическое развитие.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу); закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с ...

В дошкольном возрасте продол­жают совершенствоваться движения, развивается есте­ственная двигательная активность детей. Так, в работах Д. М. Шептицкого определялись суточные объемы ходьбы и бега у детей 5-7 лет. Для мальчиков эти объемы к 5 годам оказались равными 7,1 км, в возрасте 6-7 лет-9 км. У девочек выявлены более низкие показатели — соответственно 6,4 и 7,7. Обнаружены и сезонные различия — весной и летом дети двигаются больше, чем зимой и осенью. Замечено, что двигатель­ная активность детей в семье и детском саду почти одинакова, но качество движений в семье по достиже­нии 3-летнего возраста несколько снижается. За период от 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка. К 4 годам дети хорошо ходят и бегают со свободными движениями рук, умеют координировать работу рук и ног, при ходьбе не шаркают ногами. Они могут энергично отталкивать мяч при катании или ловить, не прижимая его к груди, а также бросать мяч двумя руками. У детей достаточно хорошо развивается чувство равновесия, они прыгают, мягко опускаясь на полусогнутые ноги, а при под скоках на месте отрывают ноги от пола. Многие движения дети выполняют совместно, в общем, для всех темпе или сдерживают движение по сигналу. В этом возрасте они очень любят лазание, прыжки, с удовольствием пролезают в обруч, влезают на заборчик, гимнастическую стенку высотой 1- 1,5 м и спускаются с них, прыгают в длину с места на расстояние 10-15 см. К 5 годам у детей продолжает вырабатываться правильная осанка: во время ходьбы и бега они не опускают голову, спину держат прямо движения рук и ног достаточно хорошо координирова­ны. Дети уже могут не только ходить, но и бегать по кругу, взявшись за руки, двигаются на носках, ходят по доске или скамейке (ширина 15-20 см, высота 30­-35 см), а также, подпрыгивая на двух ногах, продвигаются вперед на 1,5-2 м. Они достаточно ловко ударя­ют мяч о землю или бросают его вверх и ловят, безбоязненно спрыгивают, с высоты 15-20 см. К 6 годам движения детей становятся все более энергичны­ми и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при метании энергично замахиваются и бросают предметы. Они ловят мяч одной рукой, ходят боком по скамейке, подпрыгивают на месте, чередуя ноги. К 7 годам основные движения у детей настолько совершен­ствуются, что дети могут быстро перестраиваться во время движения и на месте, равняться в колонне, шеренге, круге, а также выполнять упражнения рит­мично, в указанном темпе. К 7 годам дети любят кататься на санках, самостоятельно скользят на ногах по ледяным дорожкам, достаточно быстро ходят на лыжах, поднимаясь и опускаясь с невысокой горки. Многие из детей не только скользят на коньках, но и занимаются фигурным катанием. Летом 6-7-летнне дети без помощи взрослого катаются на педальных автомобилях, самокатах и даже на двухколесных вело­сипедах. Большая радость для дошкольников­ поиграть и поплескаться в мелком ручейке, реке, озере или бассейне. Многие дети пытаются плавать без поддержки. В этом возрасте дошкольники играют в городки, бадминтон и настольный теннис.

11 стр., 5220 слов

Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста ...

... усовершенствованию игры умственно отсталых дошкольников. Объект: особенность игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Задачи: 1. Проанализировать литературные данные по проблемам: ... национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой; но общие игры ...

В дошкольные годы интенсивно развиваются и тон­кие движения пальцев рук. В 3-4-летнем возрасте дети любят заниматься строительным материалом, играть песком, снегом, водой, самостоятельно приводят в движение забавные игрушки (ходячий бычок, клюющие куры и пр.).

Дети овладевают элемен­тарными способами рисования, лепки, наклеивания аппликаций. К 5 годам постройки детей отличаются более тщательным выполнением и интересным замыслом.

Дети любят заниматься с природным материалом (бере­ста, желуди, шишки), соединяя их пластилином в оригинальные поделки. К 6 годам движения пальцев настолько развиты, что ребенок может самостоятельно ножницами вырезывать из бумаги различные формы ­прямоугольные, овальные, круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, свободно рисо­вать карандашами и красками. К 7 годам дети достаточ­но хорошо овладевают умениями работать с бумагой, картоном, тканью, деревом: умеют склеивать, делать игрушки, пособия, вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицу, пользоваться молотком и пилой. В дошколь­ном возрасте многие дети начинают обучаться игре на музыкальных инструментах.

В этом возрасте дети очень любят подвижные игры и различные физические упражнения, стараются подражать взрослым и старшим детям. Дети знают многие виды спорта, фамилии знаменитых спортсменов. Но, увлекаясь подражанием, они ещё не умеют правильно дозировать свои силы, нервная система их достаточно возбудима, а желание не всегда соответствуют возможностям.

1.2.Умственное развитие.

В дошкольном возрасте формируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, расширяется кругозор, повышается культура восприятия, развивается любознательность.

К 4 годам совершенствуется восприятие, дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине. У них развивают­ся элементарные математические представления: они называют предметы, которых в комнате много или, наоборот, мало, учатся считать до 5; различают величи­ну — выше, ниже, толще, тоньше; отличают круг от квадрата или треугольника; ориентируются в простран­стве, пользуются понятием о времени (утро, вечер, день и ночь), различают времена года. Дети с удовольствием наблюдают природу и знают, что осенью бывает листопад, но их волнует вопрос «а листикам больно, когда их жгут?». Видя цветы на залитой солнцем клумбе, интересуются: «а почему ноготки (цветы) жел­тенькие, они загорали, да?». Рассматривая что-то в траве, малыш выясняет: «а где у кузнечика стрекота­лочка?». Происходит дальнейшее развитие речи, ребе­нок постепенно переходит от отрывочных высказыва­ний к более полным пересказам и рассказам, часто задает вопросы «почему? отчего? зачем?», улучшается произношение.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...

К 5 годам дети не только считают до 5, но и умеют сравнивать: «три конфетки это больше, чем две», — и складывать: «две конфетки, да еще одна — много, це­лых три будет!». Определяя размер путем сравнения, ребенок говорит: «рыба в аквариуме вон какая большу­щая, а эта — поменьше, а малечик — то совсем малюпу­сенький». Несмотря на то, что дети в этом возрасте любят фантазировать, все же часто они понимают взрослого буквально, не улавливая в словах его образ­ное выражение. Ленинградские психологи А. А. Люблинская и Ф.С. Розенфельд отмечают, что 5-летние дети ус­пешно составляют из картинок группы предметов­ фрукты, мебель, одежду. Иногда они при этом делают ошибки, объединяя, например, в одну группу рыбу, лейку, лодку, объясняя при этом: «им всем нужна вода». Или складывают вместе картинки, где нарисова­ны грабли, карандаш и линейка, так как «они длинные». Но как только дети узнают обобщающие слова «транспорт», «садовые» или «канцелярские» принадлежности и т. д., эти ошибки сразу устраняются.

Еще трудны для детей понятия абстрактного характера, и они конкретизируют их иногда очень забавно: «нужно руки мылом мыть — оно щиплет, глаза микробам и они убегают». В средней группе детского сада детям был задан вопрос, из какой материи сшито их платье, они отвечали: «из бабушкиной юбки», «мама купила», «из красненького с цветочками». В возрасте от 3 до 5-6 лет дети очень любят рассказывать сказки собственно­го сочинения, в которых используют знакомые им речевые стереотипы (шаблоны).

Сказки часто носят поучительный характер. К 6 годам ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполняет указания, договаривается с детьми о последовательности действий в игре и на занятиях в отноше­нии распределения обязанностей между собой. Дети учатся считать в пределах 10, отсчитывая по 2, по 3 предмета, овладевают элементарным сложением и вы­читанием (вот 8 и 7 яблок, если к 7 добавить одно, то будет поровну, по 8 каждому).

Формируется понятие о делении на равные части (яблоко можно разделить пополам или на четыре части), запоминают и называют последовательно дни недели. Дети рассуждают по поводу наблюдаемых фактов, делают простейшие умо­заключения. К 7 годам ребенок осознает себя на пороге новой школьной жизни, он понимает различие между игрой и специальным занятием (обучением), знает их время и место. Познавательная деятельность приобре­тает более сложные формы, восприятие становится целенаправленным. Дети с удовольствием знакомятся с рассказами о школе. Расши­ряется и обогащается их словарь, формируется грамма­тически правильная речь, ребенок может говорить без пропусков и повторений, выразительно в лицах читает стихи, самостоятельно придумывает загадки и задачи. Дети знают, как пишутся буквы (печатный шрифт) и цифры, многие из них уже самостоятельно читают и даже пишут.

3 стр., 1196 слов

Взаимодействие ДОУ и родителей при подготовке ребенка к школе

... Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. В то же время, ... В.Т.Кудрявцев. – М.: Профиздат, 2003. – 345 с. 22. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н.И.Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – 168с. 23. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. ...

В дошкольном возрасте особенно ярко развивается игра, которая служит подготовкой к трудовым заняти­ям, помогает воспитанию воли и характера, развивает ребенка физически и т. д. Среди игр ведущее место уже в раннем дошкольном возрасте начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и неболь­шим числом участников. В играх отражаются детские впечатления об окружающей жизни, взаимоотношения между членами семьи, труд взрослых, сюжеты сказок, рассказов. Далее в игре формируются дружеские вза­имоотношения между детьми, у них появляется все большая потребность и привычка играть вместе, уста­навливаются нормы поведения, жизненные обстоятель­ства подчиняются замыслу игры. Вместо личных по­буждений у детей теперь выступают общественные: если «машина» не остановилась, то нельзя выходить, нельзя «ехать без билета». Дети 4-5-летнего возраста любят играть группками по 4-5 человек и продолжи­тельность таких игр от 10 до 40 мин, но часто эти группки сливаются по инициативе самих детей в одну большую группу для общей игры: «пускай ваши куклы поедут на дачу на нашем автомобиле», предлагает одна группа другой. Дети в игре не пассивно созерцают, а выбирают себе роль: один хочет быть космонавтом, другой — поваром. Появляются устойчивые интересы, любимые игры, любимые роли. К 6-7 годам сюжеты игр приобретают наибольшую полноту, яркость, выра­зительность. Дети играют по нескольку дней, совершен­ствуя замысел, создают планы, обобщают и анализиру­ют свою деятельность в игре. Если новая игрушка электровоз у 3-летнего ребенка вызывает лишь желание покатать ее, то дети старшей группы решают этот вопрос иначе.

1.3.Нравственное развитие.

В дошкольном возрасте про­должается формирование характера ребенка, развивает­ся более внимательное отношение к поведению взрос­лых. У детей крепнет привязанность к справедливым и ласковым людям, они откликаются на просьбу или поручения, стремясь сделать приятное. Укрепляются положительные отношения между детьми в процессе игры. Наблюдая ближайшее окружение, слушая рас­сказы взрослых, дети узнают наименование населенного пункта, где они живут, свое полное имя и фамилию, возраст, адрес местожительства, имена родителей, вос­питателей и окружающих их людей. У детей дошколь­ного возраста формируется очень важная черта харак­тера — патриотизм. Они много узнают нового и интересного о нашей стране, учатся любить Родину.

К 4 годам у детей уже формируются нравственные привычки: они слушаются взрослых, называют их на «Вы» и по имени, отчеству; соблюдают элементарные правила организованного поведения дома, на улице, в общественных местах; понимают, что нельзя сорить, рвать цветы на клумбах, без разрешения трогать окружающие предметы.

К 5 годам у детей постепенно формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, поряд­кам детского коллектива, появляются зачатки ответ­ственности за порученное дело. Дети стремятся быть полезными окружающим людям. Крепнет дружелюб­ное отношение их друг к другу. К 6 годам в процессе совместной игры, труда дети могут согласовывать свои действия, оказывая, друг другу помощь.

14 стр., 6508 слов

Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками

... целью узнать, как протекала жизнь Фрейда, какими были отношения в школе, которую он сформировал. Возможно, можно предположить, что и ... биографией Фрейда З. А Рассмотреть его отношения с учениками А Пронаблюдать за формированием школы З. Фрейда. Его личность рассматривали различные ... территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, ...

Они рассуждают по поводу наблюдаемых фактов и делают критические замечания.

К 7 годам в совместной деятельности детей возника­ют достаточно сложные моральные переживания, свя­занные с оценкой своих и чужих поступков, они анализируют черты характера людей, их взаимоотноше­ния. Однако сильные переживания иногда усложняются непониманием, пылким детским восприятием.

1.4.Развитие трудовых навыков.

У детей с возрастом все больше появляются гигиенические навыки, самосто­ятельность, трудолюбие. К 4 годам они уже достаточно аккуратны, позже проявляют желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате, подготавли­вать материал к занятиям, убирать на место игрушки, дежурить в столовой. Они с удовольствием поливают цветы и растения на грядках, кормят рыбок, птиц, кроликов и т. д.

При выполнении трудовых поручений детей особенно привлекают игровые мотивы (красиво убрать куколь­ный уголок).

К 5 годам трудовые навыки детей, так же как и в более раннем возрасте, чаще всего связаны с самосто­ятельностью в процессах кормления, сна, туалета. Однако они с удовольствием выполняют трудовые поручения; вместе с взрослыми осенью сгребают опавшие листья, собирают овощи; зимой расчищают дорожки; в групповой комнате протирают влажной тряпкой стулья и строительный материал, стирают кукольную одежду и пр.

К 6 годам ребенок практически умеет делать самосто­ятельно все, что не требует помощи других. У детей закрепляется умение правильно пользоваться предмета­ми домашнего обихода, поддерживать установленный порядок и чистоту в доме и в детском учреждении.

К 7 годам круг трудовых обязанностей детей расши­ряется, а формы трудовой деятельности становятся более сложными. У них появляется больше ответствен­ности, самостоятельности, умения распределять обязанности для выполнения работы, оказывать взаимопо­мощь, появляется инициатива и стремление трудиться на общую пользу. Дети выполняют не только одноразо­вые дежурства, но и индивидуальные длительные пору­чения (1-2 недель ухаживают и наблюдают за растени­ями, животными, подготавливают материал к специаль­ным занятиям, отвечают за порядок в кукольном уголке и пр.).

Они приучаются к ритмичной еженедель­ной уборке групповой комнаты, следят за чистотой прогулочного участка. Наблюдение за ростом и разви­тием растений и животных у детей связывается с радостным и интересным трудом в природе. Они уча­ствуют в подготовке грядок и клумб для посадки моркови, репы, огурцов и цветов. Дети умеют сеять крупные и мелкие семена, а также высаживать в грунт рассаду. Летом они не только ухаживают за растени­ями, но умеют отличать культурные растения от сорных трав. Осенью вместе с воспитателем дети собирают урожай со своих участков и подготавливают природный материал для занятий по ручному труду.

В дальнейшем возрасте дети не только любят трудиться, но и очень интересуются профессиями окружающих людей, стараются подражать взрослым, спорят, какая профессия «важней», мечтают о том, кем они будут работать, когда вырастут.

2.Психологическая готовность ребенка в школе.

2.1.Краткие выводы дошкольного развития ребенка.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

2.2.Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.

 Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание — стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития — младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно — игрового, индивидуально — непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно — личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника, и особые экспериментальные приемы. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

2.3.Интелектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти — психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение — после дополнительного зачитывания тех же слов — и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А. Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).

Методика А.Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести, то есть рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может — по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающий предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), использую более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В.Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.

2.4.Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к волевым длительным усилиям.

2.5.Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки).

В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Практическая часть.

Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.

Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.

На основании этих параметров создаются тесты для определения адаптации детей к школе.

3.1. Методики исследования.

Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна — Йнрасска.

Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший бал; 5 — низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

Вторая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольной дошкольника. Это методика «Домик» (Н. И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком»).

Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

в) не правильное изображение элементов рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

3.2.Результаты исследований.

Исследования проводилось в средней общеобразовательной школе №69. Данное исследование было проведено мной под руководством школьного психолога. В роли испытуемых выступили ученики первого класса «А»,в количестве пятнадцати человек.

1. Испытуемый Ученик (1).

Методика «Домик» выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это, не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Вывод, ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение, копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации.

То результатом проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению.

2. Испытуемый Ученик (2).

На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 бала т.к. буквы достигают двойной величины.

Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное подражание образцу.

Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.

3. Испытуемый Ученик (3).

Методику «Домик» можно оценить, как хорошо выполнение рисунка 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют, все элементы рисунка изображены правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

По результатам проведения «Ориентационного теста школьной зрелости» испытуемая набрала – 5 балов.

Задание 1 – 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

Задание 2. – 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден.

Задание 3. – 2 балла. Наблюдается небольшое отклонение точек.

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения, т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает, сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет говорить о готовности к школе.

Вывод.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и адаптации.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития.

В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.

Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Период адаптации у одних детей происходит достаточно быстро и легко, у других несколько затягивается в зависимости от типа нервной высшей деятельности, возраста детей и других причин.

Список литературы.

1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

2. Богиович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва. 1995 г.

3. Готовность к школе. Под ред. И.В. Дубровинской. Москва. 1995 г.

4. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровинской. Москва. 1987 г.

5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.

7. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.

8.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе — Вопросы психологии.

9.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.