ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
БЕЛОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА
УФА 2006
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
1.1 Психологическое развитие ребенка на первом году жизни
1.2 Особенности развития органов чувств, условных рефлексов для развития ребенка
1.3 Роль матери для гармоничного развития ребенка и благоприятного протекания этого периода
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ влияния общения матери с ребенком на физическое и психическое развитие ребенка
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению познавательной деятельности младенцев
2.2 Формирующий эксперимент по психическому и физическому развитию, восприятия окружающего мира детей первого года жизни
2.3 Контрольный эксперимент по выявлению эффективности коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию взаимодействия между ребенком и взрослым
Выводы по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В последнее время внимание многих психологов и педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего возраста. Это далеко не случайно, так как вся жизнь ребенка зависит от взрослого. С самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Учится не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практическое, но и психологическое развитие складывается у ребенка в результате обучения. От того, как оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности ...
... эксперимент §2. Формирующий эксперимент §3. Контрольный эксперимент. Выводы Заключение Приложение Список литературы Введение Объектом исследования является процесс познания и развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения седьмого года жизни. ... знакомого человека, находят необходимые предметы. У детей с глубокими нарушениями зрения с самого раннего возраста обоняние играет большую роль в ...
Еще не родившийся ребенок — это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; положительные мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
В период младенчества также очень важно своевременно создавать условия для формирования психических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. [ 21 ]
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком психического и физического развития.
Поэтому очень важно заложить основу гармоничных отношений между ребенком и взрослым, обеспечить эмоционально и психически благоприятные условия для развития ребенка.
В данном случае, нам, взрослым, непосредственно связанным с детьми в едином воспитательно-образовательном процессе, просто необходимо знать и хорошо ориентироваться в особенностях развития детей.
Актуальность темы. Развитие ребенка во многом зависит от взрослого (близких).
Цель: выявить значение общения матери (близких) с ребенком для гармоничного развития ребенка в период новорожденности и младенчества.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Изучить познавательную деятельность младенцев.
3. Разработать методику, позволяющую матери в процессе общения с ребенком развивать психические и физические качества ребенка.
4. Разработанную нами методику апробировать на практике.
5. Обобщить, систематизировать данные, выработать рекомендации.
Гипотеза: мы предполагаем, если мать достаточно общается с ребенком, то физическое и психическое развитие ребенка будет на достаточно высоком уровне.
Объект исследования: выступили 6 семей, имеющие ребенка до года.
Предмет исследования: является процесс изучения и формирования двигательной активности ребенка, эмоционального развития.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретической части проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, сделаны соответствующие выводы, проанализированы разработки по изучаемому вопросу.
Обучение и развитие в работах Л.С. Выготского
... и др.). Цель моей контрольной работы- Изучить проблему обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Задачи: 1. Раскрыть проблему обучения и развитии ребенка в работах Л.С. Выготского; 2. Раскрыть понятие ...
Практическая значимость работы в том, что полученные в ходе работы материалы, представленные в тексте курсовой работы могут быть использованы в детских учреждениях, для работы с будущими матерями в женских консультациях для организации соответствующей работы.
При написании курсовой работы использовались следующие методики:
— изучение психолого-педагогической литературы;
— наблюдение;
— педагогический эксперимент;
— анализ документации.
Методическая основа исследования. Исследование опиралось на методическое положение о взаимосвязи науки и практики; учтены методические рекомендации А.С. Золотниковой, С.Д. Любимова.
ребенок психика физический познавательный
Глава 1. Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
1.1 Психологическое развитие ребенка на первом году жизни
Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Не драматизируя излишне это событие, отметим, что процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Не даром психологи говорят о кризисе новорожденности.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций, так называемых безусловных рефлексов. Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, эта психика в ее первичной, зачаточной формах мало похожа на психику взрослого человека, прошедшего огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека. [7]
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологочески настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальной потребностью, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержки. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования и развития ребенка. [14]
Признание указанных потребностей требует признания у младенца соответствующих аффективных переживаний. Не удовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания (беспокойство, крик), а их удовлетворение (радость, повышение общего жизненного тонуса) — усиление двигательной и познавательной активности.
Следовательно, содержание психической жизни, детей первого года жизни, характеризуется сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально переживаемыми впечатлениями. Можно сказать, что в сознании у младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Переживания представляет собой средство такой ориентации, однако, на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.
В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности. Да и сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, и побуждают к активности ребенка. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. И надо особо подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Психологические особенности развития детей первого года жизни
... особенности развития детей в возрасте до одного года. Объект исследования – новорожденный ребенок (от 0 до 1-го года). Предмет исследования – психологические особенности развития детей первого года жизни. Задачи: ... нормального физического и когнитивного развития детей (по материалам Г. Крайг «Психология развития») с конкретным примером развития ребенка первого года жизни. 1. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ...
Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних) побуждений определяет и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Взрослые навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания и прогулок. У детей до года, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
В 1956 году французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде развитие движения африканских детей. К своему удивлению она обнаружила, что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв показателей больше.
Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по иному, чем француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери. Где бы ни была она, с кем бы ни говорила, ребенок всюду с ней. Конечно, в разговор он еще не вступает, но наблюдает с интересом. И главное — кормление грудью, источник жизни ребенка. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит в потолок. Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев тоже имела не мало важное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное питание. [5]
Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности — все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но и любопытно то, что к двум годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют и перегоняют его, — сказывается уровень культуры окружения. Здесь вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.
Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдается в раннем детстве в период бурного физического и психического развития. В связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Крайним упрощением было бы думать, что переход от более младших возрастов к более старшим только подъем на более высокий уровень, совершенствование этих свойств. Важно учитывать, что возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через какой-нибудь из них.
Каждая новая ступень психического развития закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой, обусловлен не только внешними, но внутренними условиями. [22]
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
... включает несколько направлений работы: · развитие понимания речи; · развитие активной подражательной речевой деятельности; · развитие внимания, памяти, мышления детей. Задачи и содержание логопедической ... иди. Особое внимание автор уделяет развитию связной речи. Обучение детей первого уровня речевого развития. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводится небольшими подгруппами ( 2 ...
Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств.
Пользуясь словами Э. Эриксона можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка «основы доверия» в отношении внешнего мира, некоторую внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему рад, который для него уютен, который для него тепл, добр и которому ребенок может быть открыт. [11]
Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто, его займет чувство «базового недоверия» к миру, боязнь этого мира. Существенно, что это нельзя отложить на потом, впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно.
Средства для решения этой задачи и легки и трудны одновременно. Собственно, средство только одно: с ребенком должна быть все время мать, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать, она должна всегда быть готова напоить, накормить, обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми, ласковыми и при этом она должна быть внутренне уверена в том, что делает очень важное может быть, самое важное дело.
1.2 Особенности развития органов чувств, условных рефлексов для развития ребенка
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в постоянной среде (организм матери) он в друг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти в разумную личность. [18]
Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубоко понимания процесса его развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение или воспитание.
Люди, окружающие младенца помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не станет вести независимый, самостоятельный образ жизни.
Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей — инстинктов позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Например, у новорожденного имеется не мало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов. При рождении у младенца имеются ощущения всех элементарных форм восприятии, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизм зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежение за объектами, локализация в пространстве, сохранение в памяти, обработки следов их воздействия.
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)
... музыку?» Данные выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования ... Данные выполнения диагностических заданий ребенком 5-ти – 6-ти лет (старшая группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования ...
Младенец, которому от рождения всего лишь один — два дня, уже способен различать химические вещества по вкусу обоняние как один из древнейших органов чувств, начинает у него функционировать также после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движение и слух.
В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании к их поверхности, совершает движения руками, ногами, головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.
Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим, даже способен определить степень сладости. Новорожденные ощущают запахи, реагируют на них (поворот головы, дыхание, частота сердцебиения).
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс. [12]
Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т.п. Несомненно, врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов. Все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования.
К концу первого месяца жизни появляются условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положение на коленях у матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. [11]
Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно связаны с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояний или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущениях». [7]
Важное событие в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение — появляется на второй — третьей неделе. Резкий звук хлопнувшей двери вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на третьей — четвертой недели, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение появляется на третьей — пятой недели: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С ... семьи, воспитывающейребёнка с трудностями в речевом развитии 1.2.3 Психическое состояние матерей, воспитывающихдетей с отклонением в развитии 1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развитияребё ...
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии постепенно из этого состояния выделяются отдельные моменты, периоды бодрствования. Новорожденный, приобретя способности реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в один месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лицо, вскидывает ручки, издает громкие звуки, начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция названа комплексом оживления. И это означает появления первой социальной потребности — потребности в общении. Тем самым заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается младенчество. Младенец интенсивно растет. Начинает более интенсивно и успешно двигаться, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченного набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы ребенок в течение года превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но и относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.
Зрительное сосредоточение появившееся еще на этапе новорожденности совершенствуется, становится достаточно длительным, к трем месяцам его продолжительность достигает семи — восьми секунд. Становиться возможным прослеживание движущихся предметов. Примерно в четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается, издает радостные звуки. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекает контрасты, движения наблюдаемых предметов и другие свойства. Не только хорошо знакомые, но совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденного предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в три — четыре месяца: если кормить его только из красной бутылочки он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов (условно-рефлекторная связь).
Активный же интерес к цвету появляется позже, с шести месяцев. [24]
К трех — четырех месячному возрасту ребенок своим поведением показывает, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до года. Вместе с ней растет, и стремление ребенка постоянно находится рядом со знакомым человеком, чаще всего с мамой, и не допускать долго разлуки с ней. Наивысшего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к четырнадцати — восемнадцати месяцам, а затем постепенно уменьшается. Таким образом, проявляется инстинкт самосохранения в этот особо опасный для ребенка период жизни, когда его защитные реакции еще слабы.
Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Запоминание и хранения образов в памяти своих первичных формам также складывается у младенцев в течение первого года жизни. До трех — четырех месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После трех- четырех месяцев время сохранения образов увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать голос и лицо матери в любое время дня. В восемь — двенадцать месяцев он выделяет предметы в зрительном поле и узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что говорит о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти. Позднее примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации, ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, на третьем году даже через несколько месяцев.
Формирование хватательных движений у ребенка, начинающийся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Сенсорные процессы включаясь в обслуживание действий по манипулированию предметами, перестраивается на их основе и приобретают характер ориентировочно исследовательских, перцептивных действий. Это происходит на третьем — четвертом месяце жизни. Младенцам годовалого или близкому к этому возрасту присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредотачивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений выделяя в них контуры, контрасты, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунков, проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно исследовательская реакция на все новое необычное. Младенцы оживляются воспринимая явления, отличные от тех с которыми они встречались раньше.
Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности порядочного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группу предметов объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображению. [14]
Если на первом полугодие жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок начинает активно искать этот предмет поворотами головы, глаз, туловища. Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие у него зрения и слуха происходит быстрее, чем развитие телесных движений. [17]
Развитие и работа зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка в первую очередь его головного мозга. Весь мозг новорожденного составляет ? веса мозга взрослого человека. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и развиваются миелиновыми оболочками нервные волокна. Но было бы неверно, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнения органов чувств, поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов получаемых из внешнего мира.
Так, если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений) его развитие резко замедляется. И напротив, если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов, создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. И как уже говорилось ранее источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, организатором таких впечатлений является взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком и тем самым активизирует его ориентировочные реакции.
Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается различать информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу, одновременно обучаются вести целенаправленный поиск информативных элементов.
К концу первого годи жизни относятся первые признаки мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейшей прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.
Хотя развитие речи и развитие мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее, в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам. Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности понимания эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур о которых писал Ж. Пиаже.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Успешность в освоении речи и понимание ее значительно возрастает, если на ряду с собственным речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать исследовать их.
Во втором полугодие возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковое сочетание. Связанные, чаще всего, с действиями ребенка. Если, начиная с третьего месяца, появляется смех и проявление радости, то с семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой, выразительной жестикуляцией. С девяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии. На этой основе возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка. Еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии. К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается первый этап в психическом развитии ребенка. [9]
1.3 Роль матери для гармоничного развития ребенка и благоприятного протекания этого периода
Обычно не придают значение желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка уже травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта с еще не родившимся ребенком, возможно самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.
Жизнь младенца целиком зависит от матери. Мама удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую, удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях. От матери исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
Мать — это первая земная вселенная ребенка, поэтому все через что она проходит, испытывает и ребенок, эмоции матери передаются ребенку оказывая или положительное, или отрицательное влияние.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально протекает на клеточном уровне. Пренатальное развитие в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону, а затем плоду самых лучших материалов и условий и это должно стать частью естественного развития всего потенциала, всех способностей, заложенных в яйцеклетке.
Психологи и психиатры выявили наличие одного очень существенного фата — качества эмоциональной связи существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли связанные, с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним оказывает влияние на развивающуюся психику плода. Опрос 500 женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте они плакали намного больше, они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития ребенка являются ее собственные чувства и мысли, потребность в любви возникает еще до рождения. [30]
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто организовал проведение первого американского конгресса по пре- и перенатальному воспитанию. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страдания которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности. Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуется очень тесной взаимосвязью. Несчастья, душевная боль, вызывают ощущение сжатие сердца, нехватка воздуха. Такие отрицательные эмоции как страх, ревность, злоба приводит к появлению чувства тяжести, плохому самочувствию и закрепощению. Радость вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка. Музыка, поэзия, пение, искусство помогают достичь этого состояния. От мамы также исходят основные слуховые, осязательные впечатления ребенка.
Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка к матери (взрослому), явное удовольствие от общения с ней. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества и сказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедшая к нему мама одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться теми игрушками которые перестали его интересовать. Постепенно процесс эмоционального общения матери становиться более значимым, чем процесс получения пищи. Согласно Э.Эриксону, кормление начинает занимать «лишь ограниченное место и фрустрации при кормлении могут с лихвой компенсироваться эмоционально-мимическими способами общению ребенка со взрослыми». Таким образом, в расширяющемся жизненном мире первичное материально-телесное согласие с миром органично замещается иной, более высокой формой согласия. Э. Эриксон отмечает, что «сформировавшееся социальное доверие к матери как бы пронизывает весь организм ребенка, проявляясь в глубине сна, легкости его кормления и не напряженности внутренних органов». [14]
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, привести и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находится с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимание, не интересуется игрушками. При правильных методах воспитания непосредственное общение уступает месту общению по поводу предметов, взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, вовлекает его в совместную деятельность, помогает ребенку направляя его движения. [17]
К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, создавая основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития ребенка, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у него под решающим влиянием условий жизни воспитания и обучения. Взрослые не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учат его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови, грозит пальцем, если малыш поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя веси. Итак, при полноценном эмоциональном общении матери (взрослым) и достаточно насушенной и многообразной предметно-познавательной деятельности жизненный мир младенца формируется в условиях естественного замещения первичного материально-телесного согласия с миром согласие более высокого уровня. Этот более высокий уровень обусловлен непосредственным удовлетворением возникающей потребности в общении и предметно-познавательной деятельности.
Нарушения согласия с миром в младенческом возрасте связанны с фрустрированием указанных двух сторон его жизни. Прежде всего, это касается главной из них общению с матерью или заменяющим ее лицом. Отсутствие эмоционального общения с взрослым приводит к значительной задержки развития младенца (госпитализм).
Как мы уже отмечали, с неполноценностью этого общения Э. Эриксон связывал отсутствие главного новообразования периода младенчества — базового доверия (доверия к миру).
Итак, изучив литературу можно сделать выводы, что отсутствие условий для разнообразной и содержательной предметно-познавательной деятельности вследствие недостаточного внимания взрослых (матери) к этой стороне жизни младенца может привести к появлению значимой трудности внешнего аспекта жизненного мира. [28]
Выводы по 1 главе
Интерес ученых, педагогов к воспитанию ребенка в первый год его жизни вполне понятен. Путь, который проходил младенец за это время, поистине грандиозен.
Можно привести много высказываний великих людей о значении первых лет детства. Вот одно из них: «Разве не тогда я приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг». (Л.Н. Толстой).
Новорожденный ребенок беспомощен. Он не может даже дотянуться к источнику питания — к материнской груди. Но уже за год происходят разительные перемены. Годовалый малыш ходит, произносит несколько слов, выполняет простые поручения, ориентируется в ближайшем окружении, у него появляются первые игровые действия. Значительно совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Он по-разному относится к людям: близким — радуется, чужих — настороженно рассматривает. И при полноценном эмоциональном общении с матерью и достаточно насыщенной и многообразной предметно-познавательной, игровой деятельности жизненный мир младенца формируется в условиях естественного замещения первичного материально-телесного согласия с миром согласием более высокого уровня.
Этот более высокий уровень согласия с миром обусловлен непосредственным удовлетворением возникающих потребностей в общении и предметно-познавательной деятельности. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности общения с взрослыми, в частности с матерью — центральным новообразованием возрастного периода.
Подводя итоги, можно сказать, что в первый год жизни ребенка идет интенсивное морфологическое совершенствование органов и систем, формирование его высшей нервной деятельности и процессов, ее составляющих (сила, уравновешенность, подвижность), а также психомоторное и социальное развитие.
«Малыш уже с первых месяцев жизни это отнюдь не сосуд, который надо наполнить, а светильник который надо зажечь». (Г. Лямина).
Глава 2. Анализ влияния общения матери с ребенком на физическое и психическое развитие ребенка
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению познавательной деятельности младенцев
Цель: — выявить уровень познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек;
— изучение развития образа себя у младенцев.
На основе методик выявили 3 уровня:
— высокий,
— средний,
— низкий.
Для изучения познавательной деятельности детей от 3 до 9 месяцев были выбрана методика, предложенная Урунтаевой Г.А. изучающая показатель экспрессивных проявлений, адресованных собственному зеркальному отражению (приложение 1).
[20]
Показатели экспрессивных проявлений, адресованных собственному зеркальному отражению даны в таблице № 1.
У троих из шести обследуемых детей зафиксирован продолжительный взгляд, эмоциональные проявления — улыбка, двигательная реакция, вокализация.
У троих детей отражение в зеркале не вызвало ярких эмоциональных проявлений: продолжительный взгляд, вокализация.
На основе исследования можно сделать вывод, что трое детей из обследуемых имеют высокий уровень познавательной деятельности, у трех детей — средний уровень познавательной деятельности.
Вторая методика использовалась для изучения познавательной деятельности младенцев (2,5 — 9 месяцев) по обследованию игрушек (приложение 2).
[20]
Данные обследования приведены в таблице № 2.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: из 6 обследуемых детей четверо обследовали игрушки с помощью познавательных (глаза, руки, рот) и эмоциональных (улыбка, оживление, гуление) реакций, тянулись за предметами (игрушкой), фиксировали внимание.
Двое детей обследовали игрушки больше с помощью познавательных реакций (глаза, руки) и эмоциональных (оживление) реакций.
У четверых детей познавательная деятельность высокого уровня, у двух детей — среднего. На основании анализа проведенных методик можно сказать, что у 66 % из обследованных детей развитие высокого уровня.
2.2 Формирующий эксперимент по психическому и физическому развитию, восприятию окружающего мира детей первого года жизни
Цель эксперимента: совершенствование взаимодействия между ребенком и взрослым (матерью),
формирование положительных эмоций у ребенка и взрослого (матери),
развитие познавательной активности, исследовательской деятельности у младенцев.
Игры-занятия стимулирующие положительные эмоции.
Ненаглядненький.
Наклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите его. Улыбаясь, смотря в глаза, напевайте.
Обращаясь к мальчику: |
Обращаясь к девочке: |
||
Ой, мой маленький, |
Ой ты, мой сыночек, |
Ах ты, моя девочка, |
|
Ненаглядненький, |
Пшеничный колосочек, |
Золотая белочка, |
|
Мой хорошенький, |
Лазоревый цветочек, |
Сладкая конфеточка, |
|
Мой пригоженький. |
Сиреневый кусточек. |
Сиреневая веточка. |
|
Вздумалось детке…
Лягте на коврик, под голову положите валик или подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Выполняя различные действия руками ребенка, пойте: «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот так, вот так, ушки потрогать». Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей. «Вздумалось детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот так, вот так, щечки потрогать». Надуйте свои щеки. Когда руки ребенка до них дотронуться, с шумом подуйте. Придумайте и другие действия, побуждающие малыша смеяться.
Прыг-скок
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под его шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Эта поза называется «на весу». Поднимая малыша вверх на вытянутых руках и приближая его к своему лицу, играя в «бодашки», напевайте песенку.
Прыг-скок, прыг-скок,
Села птичка на дубок.
Присела на дубочке,
Отдохнула в холодочке,
Малых деток позвала:
«Червячков я принесла».
Если ребенку понравилось, повторите ее несколько раз, побуждая его смеяться.
Ку-ку, вот и я
В эту игру играют два взрослых. Один держит малыша на руках, а другой на его глазах прячется под прозрачным платком. Пусть малыш потянется к платку и, захватив его, приоткроет лицо взрослого. Играя в эту игру снова, вы учите ребенка узнавать близких людей и радоваться.
Летал мотылек…
Лягте на пол, положите ребенка себе на грудь, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела то на одну руку и ногу, то на другую. Следите, чтобы при сохранении равновесия ладошка полностью была раскрыта и плотно прилегала к полу. Играя таким образом, напевайте песенку.
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел отдохнуть
На душистый цветок.
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Присел подремать
На прохладный пенек!
Игры-занятия, развивающие зрительное восприятие
Игра с наручными куклами
Для игры вам понадобятся куклы, надевающиеся на руку, или маленькие куклы, которые можно надеть на палец. Сядьте на пол, на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях лицом к себе. Наденьте куклу на руку или палец. Перемещайте ее перед малышом вправо-влево, вверх-вниз и по кругу. Каждый раз, когда он сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте передвигать игрушку по-другому. Занятия помогут малышу научиться следить за игрушками и предметами в различных направлениях.
А кто у нас умненький…
Положите вашего малыша на живот на пеленальном столе так, чтобы голова свешивалась. При необходимости другой взрослый страхует ребенка, чтобы он не завалился на бок или не упал со стола. Присядьте перед ребенком так, чтобы он видел ваше лицо. Позовите его то справа, то слева, спойте песенку, добиваясь поворота его головы вашу сторону.
А кто у нас умный?
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный!
Ребенок научиться следить за вами, лежа на животе.
Вот так детка
Вам понадобиться бантик, который можно надеть на голову малыша. Поднесите его к зеркалу, ласково спрашивая: «Кто там?», восклицая: «Вот так детка!» Предоставьте возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его руки на зеркало. Привлеките внимание ребенка к своему отражению, потрогав его бантик. Положите ребенка на коврик перед зеркалом. Пусть он некоторое время понаблюдает за своим отражением.
Малыш научиться воспринимать свое отражение в зеркале.
Игры-занятия, развивающие слуховое восприятие.
Шуршащая бумага
Вам понадобиться фольга и оберточная бумага, бумага для компрессов и белый лист простой бумаги. Прошуршите бумагой с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если он только прислушается к звуку, но не пытается найти источник, поверните голову ребенка. Предоставьте ему возможность увидеть бумагу и еще раз услышать ее шуршание. Повторите игру два-три раза подряд, меняя бумагу. Помогайте малышу только тогда, когда это необходимо. Побуждайте его самостоятельно поворачивать голову и находить источник звука.
Мы зовем детку
Играйте в эту игру втроем, положив ребенка на диван или кровать. По очереди зовите его по имени, нараспев, ласково произнося его. Когда он повернет голову вашу сторону, спросите: «Где у нас детка (имя ребенка)? Вот у нас детка (имя ребенка)». Похлопайте го по груди. Игра учит эмоционально реагировать на свое имя.
Бубен с лентами
Приготовьте бубен с лентами. Сядьте на пол так, чтобы спина имела опор, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Позвените бубном с одной стороны от него. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звукам бубна, но не пытается найти его, поверните голову. Предоставьте возможность ребенку еще раз услышать звуки бубна и увидеть его. Повторите игра два-три раза подряд. Одна и та же игрушка используется в игре два-три дня, далее ее целесообразно заменить. После нескольких игр-занятий ребенок научиться поворачивать голову в сторону источника звука.
Игры-занятия, развивающие движения рук
Ощупываем лицо
Возьмите руку ребенка за локоть, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладонь коснулась головы. Проведите рукой малыша вдоль его лица. Кулачок раскроется, и ребенок будет ощупывать свое лицо. Проводя его рукой по лицу, не забывайте называть то, до чего он дотрагивается.
Браслет
Сделайте браслет для малыша из детских резиночек для волос с деревянными или пластмассовыми украшениями. Наденьте браслет на руку ребенка. Подтолкните или приподнимите его локоть так, чтобы он мог увидеть этот браслет. Дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда убедитесь, что он не пытается схватить браслет другой рукой, помогите ему. Подтолкните его руку по направлению к браслету, помогите захватить руку и потянуть за браслет.
Поролоновые шары
Вам понадобятся разноцветные поролоновые шары на веревочке. Научите малыша захватывать игрушки, находящиеся над его рукой, переходите к следующим действиям. Научите захватывать игрушку, которая висит над грудью на расстоянии 20-30см. Если ребенку вначале трудно выполнить задание, помогите, подтолкнув его руку по направлению к шару. Чтобы игра была интересной и увлекательной, ищите способы разнообразить ее.
Забавный носочек
Приготовьте яркий носок, предварительно пришив к нему колокольчик. Положите малыша на спинку. Разведите его бедра и согните ноги так, чтобы подошвы находились перед ним, соприкасаясь друг с другом. Пятки и наружные края стоп должны соприкасаться. Теперь малыш может рассматривать свои ноги. А чтобы ему было интересней, наденьте на ногу носочек с колокольчиком. Помогите схватить кончик носочка на правой ноге левой рукой. Вот так! Продолжайте то же самое с другой ногой.
Игры-занятия, стимулирующие речевое развитие
Забавы с зеркалом
Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: «кто там?» — и восклицая: «Вот наша детка!» Предоставьте ему возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Возьмите его руку за локоть и проведите ею по лицу ребенка. Кулачок раскроется, и малыш будет ощупывать свое лицо. А затем, держа кисть ребенка, проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щеки, нос, рот. Убедитесь, что он следит за своими действиями в зеркале! Дотроньтесь еще раз до своего рта рукой малыша, пропойте звуки: «А-а, о-о, у-у». Малыш будет более активно распевать звуки гуления.
Поиграем с губками
Сядьте так, чтобы ваша спина имела опору, а ноги согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с его губками: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть и возвращайте ее в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок. Пропевайте следующие слоги: «ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба». Игра стимулирует первые слоги лепета у ребенка.
2.3 Контрольный эксперимент по выявлению эффективности коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию взаимодействия между ребенком и взрослым
Цель эксперимента: определить эффективность методики по формирующему эксперименту.
В ходе реализации программы взрослым рекомендовано использовать игры-занятия с детьми, стимулирующие положительные эмоции у детей, чувства доверия к миру, поощрения его исследовательской деятельности. Кроме различных упражнений, игр для обучения детей средствам эмоционального самовыражения, развития активности, выражения эмоций, нежности, радости. Взрослым предлагался различный материал: сказки, литературные произведения, музыкальные произведения (народные потешки), которые необходимо использовать в занятиях с детьми дома.
После завершения работы по развивающей программе с родителями было проведено анкетирование родителей. Анкета составлены на основе анкеты В.В. Ткачевой из «Практикума по формированию адекватных отношений между родителями и детьми». [26]
Результаты анкетирования представлены в таблице № 3.
Анализируя данные анкетирования родителей можно оценить их воспитательские умения по трем шкалам: все родители эмоционально принимают их такими, какие они есть, любят своих детей, проявляют нежность, ласку в обращении между ними укрепился высокий эмоциональный контакт. Пятеро из шести родителей рационально понимают своих малышей, адекватно оценивают себя, считают себя ответственными за воспитание детей, но в то же время считают необходимым чтение педагогической литературы, принимают педагогическую профессиональную помощь специалистов по воспитанию детей.
У четырех из шести родителей уже сформированы адекватные формы взаимодействия со своими детьми. Они проявляют терпение к малышам, хвалят детей, тип поощрения выбирают эмоциональный.
Выводы по 2 главе
Делая выводы о значении знаний родителями и всеми имеющими отношение к уходу за младенцами можно отметить, что на первом году жизни ребенка необходимо знать основные ориентировочные показатели развития по месяцам жизни.
В ориентировочных показателях указаны не только крупные, основные вехи типа: «ползает, сидит, ходит», но и промежуточные этапы каждого умения. Это позволяет взрослым предупредить отставание и обеспечить успех их малыша в зоне ближайшего развития.
В основном познавательная активность развивается только благодаря систематическому использованию усложняющихся педагогических приемов (например, ребенка сначала учат сосредотачивать взгляд на игрушке, позже, узнавать знакомые игрушки и предметы быта, ориентируясь на их цвет и форму).
Занятия с младенцем не проходят в форме урока. Следует использовать любые моменты повседневной жизни, чтобы вызвать ответную активность детей. Занятия на первом году жизни — это разнообразные игры, обучающие детей, активирующие умения. Об этом говорилось ране, проводился формирующий эксперимент. Таким образом, мы логически подошли к непременному условию успеха воспитания и развития малыша. Необходимо в каждом случае думать над тем, какую адекватную активность может проявить ребенок и постоянно усложнять задания и игры. А ребенка всегда радует эффект детства.
Заключение
Социальная ситуация психического развития ребенка первого года жизни, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте — эмоциональное непосредственное общение, предметом которого является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка — это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.
Целью данной работы являлось выявление значения общения матери (близких) с ребенком для гармоничного развития ребенка в период новорожденности и младенчества, и, конечно же, определение значимости вклада матери (близких) в успешное течение этого процесса. Анализ результатов исследований показал, что обеспечение матерью (близкими) психологического комфорта ребенка, всяческая поддержка ребенка, поощрение создают условия для его ускоренного гармоничного развития. Общение с близким взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность, приобретает опыт человеческих отношений.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если мать достаточно общается с ребенком, то физическое и психическое развитие ребенка приводит к более гармоничному, высокому уровню развития, получила подтверждение.
Список литературы
1 Абромян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью//Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь., 1993г. — С. 12-19.
2 Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003г. — С. 23-34.
3 Асеев В.Г. Возрастная психологи. Учебное пособие. Иркутск, 1989г. (Особенности личности ребенка-дошкольника).
— С.76-79.
4 Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология — М.. Академия, 2002г. — С.351-367.
5 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: нормы и отклонения — М., 1990г. — С. 88-107.
6 Возрастная и педагогическая психология (Хрестоматия) /Под ред. Дубровина И.А., Прихожан А.М., Зацепина В.В. — М., Академия, 1999г. — С. 29-34, 272-278.
7 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии — С-Пб, 1997г. — С.202-207.
8 Голанов А.С. Психодиагностика детей М., Сфера, 2003г. — С. 5-39.
9 Гоноболин Ф.Н. Психология — М., Просвещение, 1973г. — С. 163-166.
10 Котелевсквя В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика — Ростов н/Дону, Феникс, 2002г. — С. 77-100.
11 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология — М., Сфера, 2003г. -27 С. 218-232.
12 Купер К. Индивидуальные различия — М., Аспектр-Пресс, 2000г. — С. 134-141, 232, 475-482.
13 Левитов Н.Д. Психология характера — М., 1969г. — С. 378-388.
14 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.. 1986г. — С.54-56.
15 Марцинковская Т.В. Диагностика психического развития детей — Линка-Пресс, М.. 1997г. — С. 51-57.
16 Мухамедрахимов Р.Ж. Метод изучения привязанности у младенцев и детей раннего возраста/Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.А. Головой , Е.Ф. Рыбско — Спб., 2001г. — С.598-621.
17 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., Академия, 1999г. — С. 213-235.
18 Мухина В.С. Психология дошкольника — М., Просвещение, 1975г. — С. 152-159.
19 Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология (Детство, отрочество, юность) — М., Академия, 1999г — С. 26-35.
20 Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной — М., Просвещение Владос, 1995г. — С. 36-88.
21 Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б., — М., Просвещение, 1965г. — С. 290-293.
22 Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986г. — С. 43-50, 34-37.
23 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2т. Кн. 1 часть 6 — М., Педагогика, 1989г. — С. 175-187.
24 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2т. Кн. 2 часть 5 — М., Педагогика, 1989г. — С. 236-245.
25 Рябчикова Н.В. Психология личности: тесты, опросники, методики. — М., Геликон, 1995г. — С. 33-56.
26 Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии — М., 2004г. — С. 79 — 134.
27 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология — М., Академия, 1996г. — С. 216-223.
28 Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии 1989г.№ 6.
29 Ешкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание 2004г. № 8.
30 Кравцова Е.Е. Семья и развитие личности ребенка // Психолог в детском саду, 2004г. № 2.
Приложение 1
Таблица № 1 Показатели экспрессивных проявлений, адресованных собственному зеркальному отражению
Характеристика экспрессий |
|||||
радостная улыбка |
робость, смущение |
тревога, неприятное удивление |
недовольство, испуг |
||
Аня (4,6 мес.) |
3 |
0 |
2 |
0 |
|
Света (3 мес.) |
2 |
1 |
2 |
0 |
|
Денис (3,6 мес.) |
3 |
3 |
1 |
0 |
|
Николай (3 мес.) |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Сергей (5 мес.) |
2 |
2 |
1 |
0 |
|
Кира (3 мес.) |
3 |
1 |
1 |
0 |
|
Таблица № 2 Изучение познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек
Познавательные (двигательные) реакции |
Эмоциональные реакции |
||||||
глаза |
руки |
рот |
улыбка, смех |
двигательное оживление |
вокализация лица |
||
Аня (4,6 мес.) |
8 |
5 |
6 |
5 |
8 |
1 |
|
Света (3 мес.) |
8 |
6 |
1 |
6 |
7 |
1 |
|
Денис (3,6 мес.) |
8 |
6 |
1 |
6 |
5 |
1 |
|
Николай (3 мес.) |
6 |
2 |
3 |
1 |
4 |
0 |
|
Сергей (5 мес.) |
8 |
6 |
5 |
3 |
8 |
2 |
|
Кира (3 мес.) |
5 |
6 |
3 |
2 |
6 |
2 |
|
Таблица № 3 Определение воспитательных умений у родителей
Эмоциональное принятие ребенка |
Рациональное понимание ребенка |
Адекватные формы взаимодействия |
||
Родители Ани |
7 |
7 |
6 |
|
Родители Светы |
8 |
7 |
6 |
|
Родители Дениса |
7 |
8 |
5 |
|
Родители Николая |
8 |
6 |
3 |
|
Родители Сергея |
7 |
4 |
4 |
|
Родители Киры |
7 |
7 |
6 |
|
Приложение 2
Изучение развития образа себя у младенцев.
Подготовка исследования. Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной платок, яркую игрушку, комок ваты.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 возрастных групп 2,5 — 4 месяца, 4 — 6 месяцев, 6 — 9 месяцев, 9 — 14 месяцев. Состоит из двух серий, каждая из которых содержит 5 разных экспериментальных ситуаций.
Первая серия. Ребенок находится перед зеркалом, на пеленальном столике.
1 ситуация — регистрируют свободное поведение ребенка.
2 ситуация — на лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см.
3 ситуация — перед началом опыта на голову ребенка надевают цветной платок, под которым над левым ухом помещают комок ваты диаметром 5 см.
4 ситуация — ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).
5 ситуация — позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.
Эксперимент проводится в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта (ситуации) — 2,5 минуты. Регистрируются психические проявления детей по следующим показателям:
1. Характеристика взгляда: направленность, длительность (кодируется в баллах: взгляд длительностью до 5 секунд считается быстрым, от 5 секунд до 15 секунд — продолжительным, от 15 секунд и более — долгим).
2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и направленность.
3. Вокализация: адресованность, характер, длительность и интенсивность.
4. Поведение: направленное на себя; рассматривает свое отражение, совершает действия перед зеркалом, глядя в него (ритмические, мимические, игровые).
Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотрагивается, лижет и другое.
Поведение, направленное на мать (знакомого взрослого): вокализация, обращения, действия и т.д.
Обработка данных. Показатели экспрессивных проявлений и поведения оформляются в таблицы. Сравнивают количественные показатели экспрессивных проявлений и поведения детей 2 — 6 месяцев и 6 — 12 месяцев. На основе анализ субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени проявления образа себя.
Протокол обследования
Имя __________
Характеристика экспрессий |
|||||
радостная улыбка |
робость, смущение |
тревога, неприятное удивление |
недовольство, испуг |
||
1 ситуация |
|||||
2 ситуация |
|||||
3 ситуация |
|||||
4 ситуация |
|||||
5 ситуация |
|||||
В среднем |
|||||
Приложение 3
Изучение познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек.
Подготовка исследования. Подобрать 2 одинаковые погремушки (голубой шарик на белой ручке), из которых одна озвученная, а другая нет; 2 пластмассовые машинки, отличающиеся только по цвету: белая и красная; 2 фигурки птиц — черных туканов, различающихся только по размеру (отношение по высоте — 3:1).
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2,5 — 9 месяцев. Ребенок лежит на спинке в своей кроватке. Экспериментатор сидит на стуле справа. Эксперимент состоит из 8 серий, между которыми делается интервал в 2 минуты, а между четвертой и пятой серией — 5 минут. Время экспозиции игрушки в каждой серии — 2 минуты. В протоколе подробно отмечаются познавательные реакции (обследует предмет глазами, руками, ртом) и эмоциональные реакции (улыбка, смех, двигательные оживления, вокализация).
Первая серия. Взрослый держит левой рукой неозвученную погремушку на расстоянии 10 см от груди ребенка.
Вторая серия. Ту же погремушку взрослый вкладывает в правую руку ребенка, охватывает его пальчиками рукоятку погремушки, пока ребенок не возьмет ее сам, но не долее 30 секунд. Перед этим погремушку ребенку не показывают.
Третья серия. Не показывая предварительно неозвученную погремушку, взрослый прикладывает ее к губам ребенка на 2 минуты.
Четвертая серия. Взрослый медленно перемещает неозвученную погремушку на уровне груди ребенка и на расстоянии 10 см от нее до одного края кроватки к другому и обратно со скоростью примерно 50 см в 5 секунд.
Пятая серия. Такую же, но озвученную погремушку взрослый показывает ребенку, как в первой серии, и каждые 30 секунд встряхивает ее по 5 секунд, заставляя звучать.
Шестая серия. Проводится аналогично второй серии, но с озвученной погремушкой. Первые 5 секунд взрослый производит пассивные движения правой рукой ребенка с целью заставить звучать погремушку.
Седьмая серия. Показывает пластмассовые машинки одновременно, расстояние между машинками — 5 см.
Восьмая серия. Показывают 2 фигурки и черных туканов одновременно, расстояние между фигурками — 5 см.
Обработка данных. Количество познавательных и эмоциональных реакций младенцев при обследовании игрушек фиксируется в таблице.
Для каждого возраста таблица составляется отдельно. Устанавливают, как зависит содержание, интенсивность познавательных и эмоциональных реакций младенцев разного возраста от характера обследуемого объекта. Выясняют, как влияет на эти показатели то, с помощью какого анализатора проводится обследование.
Протокол обследования
Имя _____________
Ситуация |
Познавательные (двигательные) реакции |
Эмоциональные реакции |
|||||||
глаза |
руки |
рот |
всего |
улыбка, смех |
двигательное оживление |
вокализация лица |
всего |
||
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
Приложение 4
Анкета «Определение воспитательных умений у родителей»
Инструкция: В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В том случае, если оно верное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1. Трудно ли вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?
да нет
2. Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?
да нет
3. Любите ли вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, отдыхать?
да нет
4. Проявляете ли вы к ребенку нежность и ласку в обращении?
(прижимает к себе, гладите по головке, качаете на руках?
да нет
5. Сопереживаете ли вы ребенку, если он плачет, и вы не находите причину его плача?
да нет
6. Есть ли у вас с ребенком эмоциональный контакт?
да нет
7. Нравится ли вам улыбка вашего ребенка?
да нет
8. Довольны ли вы тем, что у вас такой ребенок?
да нет
9. Понимаете ли вы, что в развитии вашего ребенка могут быть проблемы, может быть и значительные?
да нет
10. Считает ли вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?
да нет
11. Нуждаетесь ли вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов по вопросам воспитания ребенка?
да нет
12. Читаете ли вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую?
да нет
13. Считаете ли вы, что в дальнейшем воспитание вашего ребенка в дошкольном учреждении поможет развитию вашего ребенка?
да нет
14. Как вы считаете, повлияет ли на позитивную динамику развития ребенка ваше личное участие и помощь?
да нет
15. Можете ли вы в настоящее время предположить будущее вашего ребенка?
да нет
16. Считает ли вы себя ответственным за воспитание ребенка?
да нет
17. Считаете ли вы, что процесс воспитания, оказывает положительное воздействие не только на вашего ребенка, но и на вас?
да нет
18. Считаете ли вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (шлепок и т.д.)?
да нет
19. Проявляете ли вы терпение, если ребенок капризничает или не послушен?
да нет
20. Часто ли вы хвалите ребенка?
да нет
21. Повышаете ли вы голос на ребенка?
да нет
22. Оставляли ли вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?
да нет
23. Уважительно ли вы относитесь к личности ребенка?
да нет
24. Какой тип поощрения ребенка вы бы предпочли?
— подарок (материальный),
— похвалу (моральный),
-проявление ласки, нежности (эмоциональный).
Правила пользования анкетой
Воспитательские умения родителей оцениваются по трем шкалам.
Шкала «Эмоциональное принятие — отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросам.
Ответы на вопросы с 9 по 17 соответствуют шкале «Рациональное понимание — непонимание ребенка». Соответственно в вопросах с 18 по 24 раскрывается содержание шкалы «Адекватные — неадекватные формы взаимодействия».
Положительными считаются следующие ответы:
«ДА» — 2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,19,20,23;
«НЕТ» — 1,10,18,21,22.
На 24 вопрос дается дифференцированный ответ.
Приложение 5
Психолого-педагогические рекомендации
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка.
Будущая мать должна испытывать положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не должна давать воли отрицательным эмоциям. Необходимо помнить о том, что музыка, пение, поэзия, общение с природой успокаивают, дарят радость и чувство внутренней свободы, которые благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относится с нежностью и вниманием к своей жене, так как ее тревоги переживания обязательно отразятся на психическом здоровье их ребенка.
После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним. Она должна всегда быть готова накормить, приласкать ребенка. И так как первая потребность, которая формируется у ребенка потребность в другом человеке, на ее развитие необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, рассказывать ему сказки, петь песни, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.
Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его полноценного психического и физического развития.
Размещено на