Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
Психологические особенности трудных подростков
Исполнитель: Лукин Р.Е.
студент СГФ
курс, гр.31э
Руководитель: Мешкова И.В.
доцент кафедры педагогики и психологии, к. психол. н.
Нижний Тагил
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
.1 Теоретические подходы к изучению феномена трудных подростков
.2 Психологические особенности подросткового возраста
.3 Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
2.2 Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема «трудных» учащихся — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства — все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников. Но корригирование поведения современного «трудного» учащегося возможно, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессов, но и в психологии теперешней молодежи. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами является актуальной проблемой данной работы.
Особенности переживания временной перспективы у подростков с ...
... фундаментального?.................... Заключение Данное исследование посвящено выявлению особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением. Психология образа «Я» как одной из ... образе жизни и поведении большинства россиян. Наряду с позитивными переменами выявился ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на становление молодежи. В настоящее ...
Проблему трудностей в поведении детей и подростков, особенности работы с нарушителями школьной дисциплины изучали А. Дистервег, И. Песталоцци. На необходимость специфического подхода к трудным ученикам указывали П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы трудных детей активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе.
В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.
Цель: Определить факторы, влияющие на психологические особенности трудных подростков и анализировать методы исследования.
Объект: Феномен трудных подростков
Предмет: Психологические особенности трудных подростков
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к изучению феномена «трудных подростков»;
) Выявить психологические особенности «трудных подростков»;
) Определить факторы, влияющие на личностное развитие «трудных подростков»
) Проанализировать методы и методики исследования «трудных подростков»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
.1 Теоретические подходы к изучению феномена трудных подростков
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
... Внутренние резервы человека при решении трудных жизненных ситуаций образуют главный компонент копинг-поведения личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные ... время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях трудных жизненных ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы. ...
Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины — «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные» дети, в — третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Понятие «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-х — 60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.
Ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно отнести педантических, эмотивных, экзальтированных и некоторых других учащихся.
В течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы.
33.Психолого-педагогическая характеристика инфантильных депривированных ...
... развития поведения Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде ...
Все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно обращаться и умелому педагогу.
В советской школе слово «трудные», которое пишется в кавычках, было связано с официальным мнением начальственных кругов, что нет по-настоящему трудных школьников, а есть плохие учителя. В этой формуле можно видеть популистское заигрывание с миллионами родителей и стремление переключить внимание масс с неблагоприятного влияния социальных факторов на психику ребенка на невысокую квалификацию учителей. Известное количество недостаточно подготовленных учителей у нас имеется, а у них, как правило, больше трудных детей в классе. Но все же это лишь один из факторов. А трудные дети встречаются и у мастеров педагогического дела. Поэтому легко можно прийти к выводу, что возможны трудные дети без кавычек (с большой степенью акцентуации характера, правонарушители и т. п.).
А если говорить о «трудных» в кавычках, то это легко поддающиеся корригированию педагогически запущенные дети.
В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина «трудные школьники» применяют название «учащиеся с проблемами». Подобная терминология имеет свой смысл. Во-первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены.
Употребляют указанный термин в зарубежной психологии, во — вторых, еще и в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети», как уже упоминалось выше, звучит для школьника и его родителей предосудительно. Все же представляется, что понятие «дети с проблемами поведения» у́же по объему понятия «трудные дети». Ведь имеется достаточное количество «трудных» школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований. Кроме того, широкое применение понятия «дети с проблемами» может исказить смысл изучаемой тематики. Столкновение с проблемами далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Напротив, успешное разрешение проблем часто даже необходимо для активизации и оптимизации поведения школьника.
Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии». Последние три термина часто употребляются в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Нередко такие дети становятся «трудными», но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... Развитие бытовой деятельности в раннем детстве Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период ... будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...
.2 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период-период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
Основные психологические потребности подростка-стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания,через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
До XVII-XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку. Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.
Подростковый возраст как переходный в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо. Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода бури и натиска. Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста-чувство индивидуальности .
Ведущая деятельность в подростковом возрасте
... полезной деятельности подростков. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде ... деятельность в подростковом возрасте Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ...
К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние когнитивного дисбаланса, неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены жизненных пространств. [Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000]
Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой.
Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности.[ Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).]
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период нормальной патологии, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту).
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).
Отечественные психологи акцентируют внимание также на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подходящих для решения задач подросткового возраста «пространств», поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться.
Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков
... деятельности и интеллектуального развития подростков. Объект: личность подростка. Предмет: учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков. Задачи: Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте. Изучить особенности интеллектуального развития подростков. ... очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ...
Ведущая деятельность в подростковом возрасте оставаться учебная, она сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода-найти свое место в обществе, быть значимым-реализуется в сообществе сверстников .У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; мотив занять определенное место в коллективе сверстников; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот — снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости. [ Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.]
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным. Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10-11 -летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12 -13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества. [Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. — М.: Знание, 1978. ]
Интернет-зависимость — новая форма аддиктивного поведения у подростков
... таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе или компьютерном клубе. Практически все ... развития интернет-зависимости приводил фактически к формальной изоляции подростка. Чаще всего, сами подростки не отдавали себе отчет в то, что их ... Список литературы А.Ф.Шайдулина. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков
Таким образом, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:
. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций -психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.
. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.
. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
Поведение экспрессивное
... мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну ... отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: - демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности; - сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность ... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ...
. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости — к общественной деятельности и т.д.).
. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.
. Реакция увлечения (хобби-реакция) . Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, более типичны для девочек. Интеллектуально — эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.
Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия.
Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии.
Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем. Конструктивные способы:
— достижение цели собственными силами;
— обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;
— тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения;
— изменение своего отношения к проблемной ситуации;
— изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов.
Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. Неконструктивные способы:
— формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания;
— импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами;
— агрессивные реакции.
Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания детских форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями — типичное явление для подростничества, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого.
Познавательное развитие в младшем подростковом возрасте характеризуется возрастанием познавательной активности (пик любознательности приходится на 11 — 12 лет), расширением познавательных интересов. В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже).
В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
Представленная выше идеальная модель того уровня психического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки от теоретически возможных. Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического развития. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занимательные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточно широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза).
Теоретическое понятийное мышление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся.
Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных» , обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают проблемность успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.
Таким образом, решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.
.3 Особенности личностного развития «трудных подростков» и факторы, влияющие на него
Личность — это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер).
Через личность, через ее опыт, через сложившиеся в опыте свойства личности происходит, действительно, преломление воспитательных воздействий.
В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Ошибки в поведении проявляются в слепом копировании поступков взрослых, неумении действовать самостоятельно, преждевременном взрослении. Отсюда типичные недостатки поведения подростков — драчливость, грубость, невыдержанность, активно отрицательное отношение к учению, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими.
У старших подростков чувство взрослости побуждает к самостоятельности, а для этого еще нет необходимого жизненного опыта, практических умений, развитых сил и способностей. Наблюдения показывают, что наибольшее количество неудач, ошибок, конфликтов приходится на подростковый возраст. И тем важнее понять, что если эти недостатки накладываются еще и на ошибки воспитания, то это порождает отрицательные свойства характера. Проявившийся негативизм, неизбежно возникающие конфликты со сверстниками постепенно изменяют к худшему статус подростка. Подросток не может быть коллективистом, если у него разрушается умение подчинять личное общественному, исчезает ответственность за себя и товарищей перед коллективом и др.
Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного отношения к труду. Подросток избегает труда — возникает увертливость, а потом и лживость, стремление жить за чужой счет. Если он выполняет работу небрежно, появляется легкомысленность, что ведет к безответственности. «Трудный» ребенок — это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями.
Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, амбициозности, упрямству и демонстративности.
Постоянно претендуя на проявление «особого внимания к себе», «трудные» дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия.
«Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
Странности в поведении «трудных» детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
«Трудные дети», особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения привели к тому, что «трудные» дети вызывают у взрослых откровенную неприязнь, неприятие в целом.
Стереотип «трудный подросток» весьма отрицательно проявляет себя в социальной перцепции учителя, способствуя стиранию различий и граней между педагогически и социально запущенными учащимися. Именно наличие этих общих негативных качеств мешает учителю рассмотреть то положительное, что есть в поведении и личности педагогически запущенного (прежде всего — трудолюбие, стремление к овладению профессией), с опорой на которое без вмешательства специальных органов ранней профилактики можно успешно осуществлять воспитательную работу с этой категорией учащихся. Нередко эти учащиеся попадают на учет в результате того, что их не различают с социально запущенными подростками, поскольку срабатывает оценка по стереотипу «трудный» подросток: поводом может стать также случайный поступок, совершенный «за компанию». Такого рода социальные экспектации в сложившихся стереотипных оценках педагогов способны привести к тому, что подросток начинает развиваться в соответствии с ожиданиями взрослых, направленными на него, и это провоцирует проявления асоциального характера и дальнейшую десоциализацию.
Индивидуальный характер трудновоспитуемости зависит также от взаимодействия темперамента, нездоровых потребностей, неустойчивости поведения, искаженной направленности с конкретными проявлениями лености, нечестности, грубости, недисциплинированности, поэтому профилактика и преодоление трудновоспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом именно его данных. Помощь трудным подросткам организуется с учетом индивидуально-психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению разных отклонений и проявлений.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ»
Для нашего исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
. Методика оценки агрессивности в отношениях.
Рассмотрим каждую из них поподробнее.
2.1 Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Испытуемым дается инструкция оценить предложенные утверждения и выбрать те, которые имеют к ним отношения:
Текст методики содержит 98 вопросов. Обработка результатов производится в соответствии с ключом. Далее производится подсчет первичных («сырых») баллов и их перевод в стандартные Т-баллы, Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный бал
.1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.
Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.
.2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
.3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.
Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
.4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения.
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
.5. Шкала склонности к агрессии и насилию
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.
.6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций
Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
.7. Шкала склонности к деликвентному поведению
Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
2.2 Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера
трудный подросток агрессивность поведенческий
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Интерпретация результатов тестов:
и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться и затратить побольше времени на «трудного» школьника.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976;
.Возрастные особенности воли школьников. Ученые записки Рязанского государственного педагогического института. Т. 100 // Под редакцией В. И. Селиванова / Рязань, 1971;
.Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч., Т. 2. С. 454-465 / М.: Педагогика, 1982;
.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АНП РСФСР, 1960. С. 301-327;
.Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., Т. 2, С. 416-436 / М.: Педагогика, 1982;
.Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1966;
.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. С. 142;
.Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980;
.Калин В. К. К вопросу о психофизиологических механизмах волевых усилий // В кн.: Вопросы психологии личности, под редакцией В. И. Селиванова / Рязань, 1975. С. 34-44;
.Ковалев А. Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971;
.Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980;
.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. С. 54-56, 140-141, 165-166, 187-201, 231-235.
.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. С. 62-64, 111-112, 141-142.
.Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964;
.Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. С. 251-253.
.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, С. 9-18.
.Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983;
.Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983;
.Психология эмоций. Тесты. М.: МГУ, 1984;
.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 490-495;
.Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976;
.Селиванов В. И. Психология волевой активности // Рязань, 1974;
.Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981;
.Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966;
.Степанов В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых / Вопросы психологии, 1992, № 1-2, с. 42-52;
.Степанов В. Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых. / Вопросы психологии, 1992, № 1-2, с. 42-52.
.Степанов В. Г. Макаренко и современные проблемы педагогической психологии. М.: МОПИ, 1989.
.Степанов В. Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания. / Психологический журнал. Т. 14, 1993, № 1, с. 171 — 175.
.Степанов В. Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. Учебное пособие. М.: МОПИ, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест-опростник №1
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов
№Психические состоянияПодходитПодходит, но не оченьНе подходит2101.Не чувствую в себе уверенности. 2.Часто из-за пустяков краснею. 3.Мой сон беспокоен. 4.Легко впадаю в уныние. 5.Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. 6.Меня пугают трудности. 7.Люблю копаться в своих недостатках. 8.Меня легко убедить. 9.Я мнительный. 10.С трудом переношу время ожидания. 11.Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход. 12.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 13.При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. 14.Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 15.Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. 16.Я нередко чувствую себя беззащитным. 17.Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 18.Чувствую растерянность перед трудностями. 19.В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. 20.Считаю недостатки своего характера неисправимыми. 21.Оставляю за собой последнее слово. 22.Нередко в разговоре перебиваю собеседника. 23.Меня легко рассердить. 24.Люблю делать замечания другим. 25.Хочу быть авторитетом для окружающих. 26.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. 27.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. 28.Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять. 29.У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 30.Я мстителен. 31.Мне трудно менять привычки. 32.Нелегко переключаю внимание. 33.Очень настороженно отношусь ко всему новому. 34.Меня трудно переубедить. 35.Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться. 36.Нелегко сближаюсь с людьми. 37.Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. 38.Нередко я проявляю упрямство. 39.Неохотно иду на риск. 40.Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:
I.1 — 10 вопросытревожностьII.11 — 20 вопросыфрустрацияIII.21 — 30 вопросыагрессивностьIV.31 — 40 вопросыригидность. Тревожность
0 — 7 балловне тревожные8 — 14 балловтревожность средняя, допустимого уровня15 — 20 балловочень тревожные
II. Фрустрация
0 — 7 балловвы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей8 — 14 балловсредний уровень, фрустрация имеет место15 — 20 баллову Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач. Агрессивность
0 — 7 балловвы спокойны, выдержаны8-14 балловсредний уровень15 — 20 балловвы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми. Ригидность
0 — 7 балловригидности нет, легкая переключаемость8 — 14 балловсредний уровень15 — 20 балловсильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье
Тест-опросник №2
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами,и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Инструкция. Выберите один из вариантов ответов.
Опросник
1.Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
2.1. Всегда.
.2. Иногда.
.3. Никогда.
.Как Вы ведете себя в критической ситуации?
.1. Внутренне кипите.
.2. Сохраняете полное спокойствие.
.3. Теряете самообладание.
.Каким считают Вас коллеги?
.1. Самоуверенным и завистливым.
.2. Дружелюбным.
.3. Спокойным и независтливым.
.Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
.1. Примете ее с некоторыми опасениями.
.2. Согласитесь без колебаний.
.3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
.Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
.1. Выдадите ему «по первое число».
.2. Заставите вернуть.
.3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
.1. «Что это тебя так задержало?»
.2. «Где ты торчишь допоздна?»
.3. «Я уже начал(а) волноваться».
.Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
.1. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
.2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.
.3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.
.Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
.1. Сбалансированными.
.2. Легкомысленными.
.3. Крайне жесткими.
.Что Вы предпринимаете, если не все удается?
.1. Пытаетесь свалить вину на другого.
.2. Смиряетесь.
.3. Становитесь впредь осторожнее.
.Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
.1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
.2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
.3. «И чего мы столько с ними возимся?»
.Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
.1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
.2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».
.3. «Может быть, мне это удастся в другой раз».
.Как Вы смотрите страшный фильм?
.1. Боитесь.
.2. Скучаете.
.3. Получаете искреннее удовольствие.
.Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?
.1. Будете нервничать во время заседания.
.2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
.3. Огорчитесь.
.Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
.1. Обязательно стараетесь выиграть.
.2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
.3. Очень сердитесь, если не везет.
.Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
.1. Стерпите, избегая скандала.
.2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
.3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
.Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
.1. Поговорите с учителем.
.2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».
.3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
.Какой, по-вашему, Вы человек?
.1. Средний.
.2. Самоуверенный.
.3. Пробивной.
.Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
.1. «Простите, это моя вина».
.2. «Ничего, пустяки».
.3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»
.Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
.1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
.2. «Надо бы ввести телесные наказания».
.3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
.Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
.1. Тигра или леопарда.
.2. Домашнюю кошку.
.3. Медведя.
Обработка результатов и интерпретация
Суммируйте номера ответов
и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.
Тест — опростник № 3
ИНСТРУКЦИЯ
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответы, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
ОПРОСНИК
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.
. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.
. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
. Я всегда говорю только правду.
14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
. Человек должен иметь право выпивать столько, скольк он хочет.
. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
. Я иногда не слушаюсь родителей.
. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
. Бывает, что иногда я говорю неправду.
. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
. Иногда я скучаю на уроках.
. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
. Меня раздражает, когда девушки курят.
. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.
. Я часто не могу сдержать свои чувства.
. Бывало, что я опаздывал на уроки.
. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
. Я считаю, что люди должны полностью отказаться от употребления спиртных напитков.
. Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.
. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.