Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО — ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Специальность 020400 — «Психология» Специализация — Клиническая психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Усманова Алина Фаизовна

Уфа 2013

Оглавление

  • Введение
  • 1. Детско-родительские отношения к единственному ребёнку в семье
  • 1.1 Типы детско-родительских отношений
  • 1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье
  • 1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье
  • Выводы по главе I
  • 2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье
  • 2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка в семье
  • Выводы по главе II
  • 3. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста
  • 3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями
  • 3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
  • Выводы по главе III
  • Заключение
  • Список литературы

Введение Больше 60% всех российских семей, в которых есть дети, — это семьи с одним ребенком. Но еще в начале прошлого века такая ситуация была редкостью. И с тех времен за детьми, растущими без братьев и сестер, в нашем представлении традиционно закрепилась не лучшая репутация: избалованные, эгоисты, не приспособленные к жизни… Некоторые из этих стереотипов восходят к трудам австрийского психолога Альфреда Адлера (Alfred Adler).

Еще в 1920-е годы он доказывал, что единственные дети в семье испытывают трудности в общении: не имея братьев и сестер, единственный ребенок «застревает» в своем психическом развитии на стадии, когда весь мир вращался вокруг него. Позже, в 1950-е годы, выступая в поддержку многодетных семей, французский психоаналитик Франсуаза Дольто (Francoise Dolto) утверждала, что единственные дети успешны в учебе, но с точки зрения взаимодействия с окружающими это совершенно неприспособленные люди. Работы современных психологов показывают, что единственные дети ни в чем не уступают тем, кто растет с братьями и сестрами, а по успехам в учебе, мотивации и самооценке даже имеют небольшое преимущество. [3, с.1] Сегодня же проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность и является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Родительские установки — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... слова: приемные семьи, детско-родительские отношения, привязанность, симбиоз, отчужденность, депривация В последнее десятилетие в нашей стране отмечается рост количества сирот и беспризорных детей. Вместе с ... для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Влияние разлуки с матерью на психическое ...

Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин 3 «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. Родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. [1, с. 192] Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Объект: воспитание единственного ребенка в семье. Предмет: Особенности воспитания единственного ребенка в семье. Гипотеза: Если в семье воспитывается единственный ребенок, значит в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека. Задачи: 1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье 2. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы 3. Провести коррекционно-педагогическую работу с гиперопекаемыми детьми и дать рекомендации родителям по воспитанию. Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком. Практическая значимость работы заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку. Методы исследования: анкетирование, диагностика, наблюдение. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1. Детско-родительские отношения к единственному ребёнку в семье

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... детско-родительских отношений, что определяет актуальность избранной темы исследования. Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования избраны особенности межличностных взаимоотношений в семье, имеющей детей ... методик: опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин;шкалы любви и симпатии 3. Рубина; методика "кинетический рисунок семьи" (КРС); Психокоррекционные занятия на основе ...

1.1 Типы детско-родительских отношений Психологи выделяют четыре типа детско-родительских отношений. Первый тип. Свобода + Любовь. Содействует гармоничному развитию детской личности. Это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях. Потому что оно содержит «два счастья в одном». Первая составляющая — любовь. Ребенку очень необходимо чувствовать, что родители его любят — просто так, а не за хорошие отметки, послушание и первые места на олимпиадах. Родительская любовь — это залог, что ребенок вырастет с чувством самоуважения к себе и доверием к миру. Ребенок, которого любят, принимает себя таким, каким он есть. А это очень важно в дальнейшей жизни. А если мы приходим во взрослую жизнь, тайком считая себя «недостойными» и «плохими», шансов жить нормально у нас немного. Вторая составляющая отношений № I — свобода. Свобода выбора. Дать ее ребенку иногда еще сложнее, чем любовь. Хотя общество часто говорит о толерантности и демократичности — родителям очень трудно, а временами и страшно, позволить ребенку самому делать выбор. Ведь они убеждены, что знают, как лучше поступить! А упрямый ребенок хочет боксом заниматься, вместо того, чтобы на скрипке играть. Но бокс — это опасно! Могут и синяков наставить. Пойти с одноклассниками в поход — тоже опасно. Иметь скутер — вообще смертельно. И с «плохим» мальчиком встречаться тоже не полезно для жизни. В целом, опасного в жизни больше, чем нужно. Поэтому родителей можно понять. Им действительно страшно. Впрочем, когда психологи говорят о «свободе выбора для ребенка», они имеют в виду именно свободу выбора, а не бесконтрольность и вседозволенность. Авторитарным или слишком тревожным родителям непросто почувствовать разницу между этими понятиями. [8, с.3].

родительское отношение единственный ребенок

Второй тип. Любовь + Контроль. Разрушает детскую личность. Большой риск развития различных форм зависимости. Слепая родительская любовь, умноженная на тотальный контроль — очень опасный коктейль. Такая смесь душит. Не дает дышать. И полностью лишает родительский дом свежего воздуха. К подобным отношениям склонны гипертревожные, сверхзаботливые мамочки. Они контролируют каждый «чих» ребенка, каждый его шаг, каждого нового приятеля, любое новое увлечение. В конечном итоге ребенок начинает задыхаться в тенетах родительской любви и контроля. Ему нужен хотя бы глоток свободы. Но его нет. Дальше вариантов несколько. Ребенок может просто вырасти хрупким, как новогодняя игрушка, всегда замотанная в мягкую вату. И не выдержит первых трудностей — поскольку ему не дали возможность научиться отвечать за свои поступки и собственную жизнь. Впрочем, существует и более драматический вариант — ребенок может вообще попробовать убежать от такой «смертельной» родительской любви. По мнению психологов, именно от детско-родительских отношений №II дети чаще всего убегают в «химическую зависимость» — и в первую очередь это наркотики. Им кажется, что наркотики принесут свободу. Как правило, эта иллюзия заканчивается гибелью мечтателя.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация ... всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. Важную роль, ...

Третий тип. Контроль + Нелюбовь. Разрушает детскую личность. Большой риск детского суицида. Очень сложно найти в природе родителей, которые признаются, что не любят своего ребенка. Но ребенок, живущий в семье, где запрещены искренние чувства, всегда чувствует, что его не любят. Отстраненные, «замороженные» родители, которые постоянно держат эмоциональную дистанцию с ребенком, дают ему понять: ты для меня не важен, ты — фрагмент. Такие родители могут быть вполне успешными, внешне дисциплинированными и ответственными. Но маленькому человеку очень трудно жить в «ледяной» атмосфере. Часто дети из таких семей просто не видят для себя выхода. Они считают, что родители не любят их из-за того, что они «плохие дети». По мнению психологов, именно в таких семьях наивысший уровень детских суицидов. Как еще ребенку спастись от нелюбви? И где найти поддержку, когда каждый его шаг контролируется? Собственно, он вообще лишен возможности предпринимать самостоятельные шаги. Поэтому остается один, чтобы не страдать.

Четвертый тип. Свобода + Нелюбовь. Дает возможность для развития детской личности. Большой риск физической гибели или травмирования ребенка. Это жесткие отношения. Чаще всего случаются в неблагополучных семьях — алкоголиков, наркоманов. Дети в таких семьях получают практически неограниченную свободу выбора — поскольку они, собственно, никому не нужны. Их не любят. Здесь у детей очень большие шансы погибнуть. Но есть, и шанс вырасти самостоятельными — ведь они с детства учатся ходить без поддержки. Типичный пример — в семье, где отец законченный алкоголик (а может и мать), вырастает непьющий сын. В детстве он за младшей сестренкой присматривал, потом сам школу закончил, и техникум, и работу нашел, и женился, и детей воспитал. Внешне — абсолютно успешный человек, преодолевший проклятье собственной семьи. Но внутри у детей, которых не любили, остается огромная полость. Так внешне безукоризненная, почти металлическая конструкция победителя становится уязвимой. Дети из таких семей всегда остаются в группе риска.

Бесспорно детско-родительские отношения, влияют на развитие ребенка. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. [19, с.1-2].

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... 3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ... подростковой агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. ...

1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье, ходят самые разные и далеко не все они приятные. Как уже говорилось ранее, считается, что такие дети эгоистичны, избалованы и страдают от проблем преждевременного развития. Но, ведь не только у родителей единственного сына или дочери наблюдается склонность к тому, чтобы без меры баловать свое любимое чадо. В результате детские комнаты трещат по швам от обилия игрушек, а сами чада слишком много времени просиживают перед телевизором или компьютером. И это вполне понятно — ведь родители во всем им потакают. Однако одним из методов воспитания является слово «нет». Установить правила, которых должны придерживаться обе стороны. Вот что не маловажно. Результат превзойдет все ожидания, с какой легкостью дети начинают выполнять правила, если мама с папой четко дадут им понять, что приступы бешенства и истерики на них не действуют. [8, c.1]. Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере.

Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберем по порядку особенности воспитания единственного ребенка в семье. Зачастую наш герой считает себя средоточием своего маленького мира. Родители, бабушки и дедушки, а также многочисленные родственники осыпают его знаками внимания. Чрезмерная опека может привести к тому, что ребенок утратит связь с окружающим миром. Но ведь детям надо учиться обращаться с собственными чувствами. Потому что это очень нелегко для маленького человека справляться с разочарованиями, скукой, фрустрацией или яростью. Чувства необходимо переживать самостоятельно и преодолевать тоже самостоятельно. Поэтому очень важна доверительная атмосфера в родительском доме — атмосфера, в которой можно открыто говорить о том, что ты чувствуешь.

Родители очень часто ведут себя со своими единственными детьми как хозяева. Любые мероприятия, которые таят в себе потенциальную опасность, строжайше запрещаются. И подобные запреты сказываются на творческом мышлении и любопытстве детей. Даже если очень сложно — нужно пытаться преодолеть себя и позволить своему ребенку учиться самостоятельно. Единственным детям в семье очень не хватает отношений с братьями или сестрами. Поэтому с другими детьми они ведут себя скромно и зажато. С самого раннего возраста ребенок должен общаться со своими сверстниками. Тот, кто пережил проблемы и разногласия с братьями и сестрами, ни за что не поверит, что только единственные дети в семье не любят делиться своими вещами. По натуре дети сконцентрированы на себе, и только правильное воспитание может научить их ценностям и нормам поведения. А готовность родителя прийти на помощь и его собственная социальная позиция могут стать ориентирами для ребенка. Единственные дети в семье вовсе необязательно в будущем становятся одиночками. Если они играют с другими детьми, они непременно научатся выстраивать отношения. Важно предоставить ребенку самостоятельно решать, с кем ему дружить, ну без крайностей конечно же.

8 стр., 3688 слов

Взаимоотношения детей и родителей в семье

... нашей школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых ... для оказания помощи в преодолении непонимания между родителями и детьми; 5. способствовать внедрению в семьи навыков гармоничной жизни: поддержание в семье здорового психологического климата, атмосферы взаимоуважения, сохранения семейных ...

Это укрепит его чувство собственного достоинства. Поосторожней с критикой. Нужно чаще хвалить своего ребенка, но только в тех случаях, когда похвала действительно заслужена. Дети, которые в семье воспитываются одни, очень часто имеют более интенсивную связь со своими родителями, которая возникает за счет того, что оба родителя посвящают себя своему ребенку в свободное время. Отсутствие соперничества с братьями и сестрами позволяет отношениям развиваться в гармоническом ключе. Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо.

Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе — истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т.п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен. Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей.

По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого, хотя чрезмерная опека уже разделиться на двоих деток, а может и увеличится. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста. Для развития психики каждый ребенок требует собственного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк. Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье Особенностью родительского отношения к единственному ребенку является гиперопека.

Откуда берется гиперопека? Психологи, изучающие этот феномен, выявили парадоксальную, но в то же время очень логичную вещь: в основе гиперопеки лежит огромная агрессия, направленная на ребенка, которая не осознается родителем, и проявляется в том, что ребенка, по сути, лишают собственной жизни. Известный польский педагог Януш Корчак писал по этому поводу следующее: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить». Именно преувеличенные страхи за ребенка часто ложатся в основу гиперопеки. Если матери реально кажется, что ее ребенка все обижают или малейшая его активность приведет к какой-то трагедии — он заболеет всеми возможными болезнями, если подойдет к окну, упадет из него, если начнет дружить с ребятами, то обязательно с плохими, если пойдет в школу один, его обязательно собьет машина, и т.д. — это повод обратиться к психотерапевту. Есть несколько симптомов, отличающих здоровый страх от нездорового. Одно из главных отличий здоровой тревоги — способность ею управлять и обсуждать ее, не впадая в гневные реакции оттого, что нас окружают не понимающие люди. Для любой матери ребенок — это ее часть.

Но в этой огромной любви, тяге к тому, чтобы включить в себя этого ребенка и никогда никому не отдавать, начинаются зерна гиперопекающего поведения. К примеру, когда мама говорит, что не может пойти в кино, потому что ее двухлетний сын не в состоянии провести 2,5 часа с бабушкой, это гиперопека. Потому что, если бабушка с дедушкой не наркоманы, не алкоголики, не рецидивисты и не уголовники с психиатрическими заболеваниями, двухлетний ребенок вполне может провести с ними время. Как заметить гиперопеку? Один из ярких признаков гиперопекаемости в поведении ребенка — это отсутствие потребности в общении и расширении социальных контактов. У таких детей очень замкнутый социальный круг. Им как бы не нужны друзья, не нужна компания. С определенного возраста им гораздо комфортнее дома. Бывает и так, что мама активно участвует в социальной жизни вместе с ребенком. Вопрос в том, есть ли у ребенка своя жизнь, в которой нет мамы. Есть ли у него друзья, о которых мама не знает, походы в театр, в которых мама не участвует и так далее. Второй признак — несамостоятельность, ну о ней мы уже упоминали ранее. Чем раньше родители окажутся в состоянии распознать признаки гиперопеки в своем ребенке и проявить готовность к коррекции собственного поведения в отношении ребенка, тем выше шансы на успех.

А успех в данном случае — ребенок, выросший в итоге в человека, способного справляться с трудностями, выстраивать отношения с другими людьми, знающего свои возможности и готового эти возможности реализовывать. Эти способности никогда не разовьются, если с раннего детства ребенку словом и делом доказывают:». ты слабый, ты беспомощный, ты сам не справишься.» В результате, даже в 20 лет, имея успешный опыт окончания школы и учебы в институте, человек подходит к началу рабочей жизни с внутренней уверенностью в собственном бессилии. По мнению психологов, родителю нужно научить ребенка одной главной вещи: самому определять, когда и какая помощь ему нужна, и эту помощь просить. Либо отказываться от помощи, когда она не требуется. Кому свойственна гиперопека? Кто ее проявляет? Матери, воспитывающие ребенка в одиночестве. Реже, одинокие отцы и в основном, в отношении дочери. Матери, имеющие доминирующее положение в семье. Отцы к воспитанию ребенка не допускаются. Мать непроизвольно создает психологическую установку на зависимость от нее детей. Матери, которые имеют истерические черты характера, добивающиеся признания любой ценой. Ребенок в данном случае является средством достижения признательности. Он окружается ореолом исключительности. Мать лепит из него то, что может возвести ее на пьедестал. Родители или один из супругов, семья которых потеряла эмоциональную сплоченность. Они склонны компенсировать утраченную близость, перекинув на ребенка свое усиленное внимание. Родители, имеющие инертное родительское отношение к подросшему ребенку. Им просто лень либо некогда предъявлять к ребенку более серьезные требования. Они продолжают опекать его, делать все за него и вместо него. Также такое отношение к ребенку имеют родители, для которых гиперопека, превосходство над малышом является единственной возможностью личного самоутверждения. Взросление ребенка пугает таких родителей и они разыми способами стараются удержать ребенка в положении маленького дитятки. [9, с.1]. Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения. Еще одно проявление гиперопеки. Родители устанавливают жесткий контроль по отношению к своему ребенку. Основным действующим лицом выступает мать. Существует даже специальный термин — «шизофреногенная мать». Этот термин (schizophrenogenic mother), определяет доминирующий тип абсолютно здоровой, не имеющей патологий женщины, которую не интересуют потребности остальных. Такая мама характеризуется необоснованным волнением за свое чадо, и, как следствие, установления над ним властвующего режима. Действия ребенка находятся под постоянным контролем. Мать сама буквально расписывает планы на жизнь и следит за их четким выполнением. Случается, что такой контроль над ребенком длится до пенсионного возраста. Ребенок попадает в затруднительную ситуацию из-за двойственного отношения матери, и иной раз ему очень сложно понять чего же от него хотят. С одной стороны, мать разрешила определенное действие. При этом, по мимике, жестам и другим невербальным знакам, ребенок видит, что действие вызовет негативную реакцию. А дети очень тонко чувствуют все эти моменты. Проявления материнской любви, заботы и ласки у «шизофреногенной матери» преобразуются в постоянный контроль. Занятия и проблемы ребенка становятся ей не интересны. Для нее очень важно, чтобы ребенок не выпал из составленного ею графика, и находился в состоянии постоянного подчинения. Ее не интересует, что он изучает, с кем общается, чем увлекается, главное, чтобы результаты соответствовали намеченному ей плану. Придя со школы, ребенок получит вопрос об отметках, а не о том, как он себя чувствует. Выросший в таких условиях человек, отличается эмоциональной холодностью, он испытывает затруднения в проявлении своих чувств к окружающим его людям. Он характеризуется отсутствием своего личного мнения, желаний, интересов, не умеет придерживаться общепринятых правил и норм поведения, не умеет принимать решения — он ждет, что им будут командовать и распоряжаться. У него возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающим его миром. Обычно таких людей называют «не от мира сего». Психолог Эрнст Кречмер говорил о том, что дети, склонные к шизоидному типу, никогда не посмеют пойти против своих родителей, высказать им свое мнение, и, шутя, назвал их «мечта и радость матерей». Внутренний мир ребенка полностью противоположен реальности. Он яркий, бурлящий, насыщенный, ребенок представляет себя супергероем, он сам принимает решения, мечтает. Но этот мир скрывает каменная стена, и при малейшем проникновении на «закрытую территорию» ребенок будет реагировать раздражительно. Это стандартная схема неправильного воспитания, которое приводит к патологическому развитию личности. Акцентуация характера при этом формируется шизоидного (шиза — расщепление) типа, перерастающая в самые разные патологии. Да, воспитать единственного ребенка непросто, имея такие психологические проблемы у себя и ни чего о них не подозревая. Тут есть множество нюансов, которые лучше учесть родителям. Из-за чрезмерной опеки и потакания всем детским капризам из ребенка может получиться один из нижеописанных типов личности. Тип первый — застенчивый. Застенчивость — серьезный барьер, отрицательно влияющий на общение ребенка со сверстниками и на его успехи в учебе и в делах, требующих проявления общительности. Болезненная застенчивость у детей связана с неуверенностью в себе и низкой самооценкой, которые, в свою очередь, вызывают страх показаться смешным и получить негативную оценку со окружающих. Такие дети, попадая в большой и незнакомый коллектив, ощущают острое чувство растерянности, смущения, боятся проявить инициативу в общении, не хотят принимать участие в различных детских играх и легко попадают под чужое влияние. У застенчивых детей обычно слабо развито чувство собственного достоинства и самоуважения. Исправить застенчивость и боязливость в ребенке сложнее, чем просто не допустить их появления, но все же, спасти ситуацию можно, причем, чем раньше, тем лучше. Прежде всего, родители должны перестать постоянно критиковать своего ребенка, называть его такими обидными словами, как «бестолочь», «неумеха», «растяпа» и др, ведь они, таким образом, не воспитывают ребенка, а только формируют в нем комплекс неудачника и чувство неполноценности. Нужно не только позволять ребенку проявлять инициативу, но и поощрять его к этому, а если у него что-то плохо получается, то не ругать надо, а просто показать, как это сделать правильно, и дать возможность ребенку самому исправить ситуацию. Чтобы ребенок смог поверить в собственные силы, ему нужно дать возможность проявить себя в различных областях: учебе, хобби, домашних делах и др. Желательно записать ребенка в какой либо кружок или секцию, учитывая его собственное желание, где он сможет раскрыть и проявить свои таланты и способности, поднимая таким образом собственную самооценку. Ребенок должен почувствовать, что он может успешно делать самостоятельно многие вещи и при этом не случается ничего плохого. Родители должны не забывать почаще хвалить и поощрять своего ребенка за самые малые достижения и не забывать говорить ему о том, что даже если у него что-то и не получается, все ровно он хороший и родители его очень сильно любят. Второй тип — эгоистичный. Такой ребенок всерьез думает, что он особенный, а окружающие люди стоят рангом ниже его. Он тяжело адаптируется в любом коллективе, так как не хочет подстраиваться под других. Четкие правила, режим и определенные ситуации его раздражают, он считает, что все должно быть наоборот. Такой ребенок маленький деспот, но в будущем он превращается в большого эгоиста. Он навсегда привыкает считать свою персону наиболее значимой и важной. Человек не может даже допустить, что у кого-то другая точка зрения на какие-либо явления. Из-за этого он не может понимать других людей, не способен к объективности. Другая сторона «воспитанного» эгоизма — это инфантилизм. Такой человек считает, что окружающие должны о нем заботиться, но сам заботиться о ком-то не способен. Он несамостоятелен, некритичен по отношению к себе, имеет чувство незащищенности и является вечным ребенком.

Выводы по главе I Таким образом, мы раскрыли понятие и сущность детско — родительских отношений; выявили особенности родительского отношение к единственному ребёнку в семье. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, восприятие ребенка членами семьи. Единственный ребенок в семье — типичный случай гиперопеки. Многие родители пытаются оградить своего ребенка от всего, причем не обязательно от чего-то плохого, а иногда от всего. Такая слишком сильная любовь не бывает слишком хорошей, она портит жизнь и ребенку, и родителям. Через какой-то промежуток времени ребенок просто пожелает убежать от родителей подальше и хорошо, если у него это получиться, а не он поймет, насколько беспомощен, ведь за него всю жизнь выполняли все задачи. Так стоит ли сильно опекать ребенка? Несомненно, дети — это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, но они не собственность, они отдельная личность. И задача родителей заключается в том, чтобы рассказать о хорошем и о плохом. Помочь, когда действительно нужна помощь, и направит в нужное русло. Но не жить их жизнью и не разрешать им жить жизнью родителей.

2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье

2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка в семье В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье. Исходя из этого, мною было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека. Экспериментальное исследование было проведено в гимназии № 1, расположенной по адресу: г. Мелеуз, в 3 «в» классе. В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет — 17 девочек и 15 мальчиков, из них 11 детей являются единственными в своей семье. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. — М.: «ВАКО», 2003. — 320 с. Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в чатности младшего школьного возраста были использованы следующие методики. Методика 1. Тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям», который предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей. Таблица 1 Результаты методики Тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям» диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Кумир семьи

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная ответственность

Культ болезни

Кронпринц

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

26

+

27

+

28

+

29

+

№ п/п

Кумир семьи

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная ответственность

Культ болезни

Кронпринц

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

30

+

31

+

32

+

Всего

4

4

3

3

0

3

7

0

3

3

2

В %

12,4

12,4

9,3

9,3

0

9,3

21,7

0

9,3

9,3

6,2

повышенная моральная ответственность — 7 чел. (21,7%)

кумир семьи — 4 чел. (12,4%)

гиперопека — 4 чел. (12,4%)

гипоопека — 3 чел. (9,3%)

безнадзорность — 3 чел. (9,3%)

«ежовые рукавицы» — 3 чел. (9,3%)

кронпринц — 3 чел. (9,3%)

противоречивое воспитание — 3 чел. (9,3%)

смена образцов воспитания — 2 чел. (6,2%)

Согласно данным таблицы и графических данных, можно сделать вывод о том, что в классе преобладают повышенная моральная ответственность родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, «ежовые рукавицы» — 9,3%).

Для семей с единственным ребенком, а их 11, характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%).

Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги.

Методика 2. Тест «Забота родителей о ребенке»

Данный тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку.

Таблица 2

Результаты методики «Тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку» на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

26

+

27

+

28

+

29

+

30

+

31

+

32

+

Всего

7

12

13

В %

21,7

37,2

40,3

Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:

меньше 25 баллов — 7 чел. (21,7%)

25-40 баллов — 12 чел. (37,2%)

40 баллов и выше — 13 чел. (40,3%)

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе одиннадцать семей с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои поступки.

Выводы по главе II Итак, целью экспериментальной работы является: рассмотреть отношение родителей к ребенку и выявить степень заботы родителей о ребенке с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе осуществлены диагностические методики, такие как: тест-опросник «Выявление родительского отношения к детям» и тест «Забота родителей о ребенке». Согласно проведенному исследованию было выявлено, что для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%).

В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

3. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста

3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями Воспитание детей — обязанность родителей. Но обязанность самая счастливая, так как приносит человеку чувство радости и удовлетворения. Ребенка воспитывает все то, что его окружает: люди, вещи, природа, искусство, книги. Но особое место в его воспитании принадлежит родителям. Семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая воздействие на весь его внутренний мир. А если родители не осознают значимость семейного воспитания, если сильно опекают ребенка или, наоборот, не придают внимания воспитанию ребенка, у детей формируется неадекватное поведение, проблемы в общении с людьми, в формировании целей и взглядов, которые приведут к нежелательным последствиям. Поэтому очевидна значимость коррекции такого поведения. И чем раньше это произойдет, тем лучше будет самому ребенку. [5, с.4]. Для выявления девиантного поведения у детей мною применялись различные методики: анкетирование, диагностика, наблюдение. В исследованиях я опиралась на работы В.К. Лосевой (тест «Моя семья»), Т.А. Репина (методика «Секрет»), Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (Методика изучения самооценки), И.М. Панфилова (проекционный рисуночный тест «Кактус»), Р.В. Овчаровой (тест «Ваш стиль отношений с ребенком).

По результатам анкетирования родителей (тест по Овчаровой) 22% опрошенных — имеют высокий уровень взаимопонимания с детьми, 52% недостаточный и у 26 % родителей отмечается отсутствие взаимопонимания с детьми. Проведенная диагностическая работа выявила следующие результаты: Одиннадцать детей, которые являются единственными в семье, имеют отклонения в поведении. А именно 4 ребенка гиперопекаемы, результаты совпадают с тестом опросником «Выявление родительского отношения к детям». На основании этого я определила методы и приемы коррекции девиантного поведения детей этой категории. Методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С детьми проводилась: сказкотерапия музыкотерапия психогимнастики совместные мероприятия родителей с детьми телесная терапия драмотерапия игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе. С родителями: консультации индивидуальные беседы по конкретным ситуациям совместные мероприятия родителей с детьми круглые столы В коррекции девиантного поведения помогает сказкотерапия. Сказочная история часто бывает самой короткой дорожкой к внутреннему миру ребенка. Работа со сказкой создают невидимый мост между ребенком и взрослым. В результате проведенной работы удалось скорректировать поведение 4 гиперопекаемых детей, из них 3 мальчика и 1 девочка. Результаты коррекционно-педагогической работы на примере гиперопекаемых детей следующие. По данным наблюдений, бесед и анкетирования родителей выявилось, что такие дети: слабохарактерны, безволевые вялые зависят во всем от мнения своих родителей нерешительные являются изгоем в обществе сверстников несамостоятельны боятся сделать ошибку в чем-либо. В течение 2 недель мною применялись методы и приемы: игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул любви и дружбы», «Яша») телесная терапия («Рыбаки и рыбки», «Соломинка на ветру») Сказкотерапия «Муравьишки» психогимнастика («Зеркало», «Зайчики и слоники») музыкотерапия (маршевые, веселые, быстрые мелодии) В результате удалось преодолеть некоторые отклонения в их поведении. Ребята стали: более активно участвовать в совместных подвижных играх, стали соглашаться на роли в сюжетных играх «Поездка в транспорте», «Моряки» и т.д. стали пытаться самостоятельно принимать решения. С родителями этой категории детей проводилась работа в виде: Консультаций «Неоправданные родительские ожидания. К чему это приведет?», «Любить детей не «за что-то», а за то, что они просто есть», «Рекомендации родителям гиперопекаемых детей». Круглого стола «Семейные традиции». Результаты свидетельствуют о положительной динамике коррекции поведения гиперопекаемых детей. Стала очевидной тесная зависимость воспитания ребенка в школьном учреждении от семейного воспитания. Если педагоги и родители будут слышать друг друга, сотрудничать, можно будет с уверенностью говорить об эффективности коррекционно-педагогической работы. Таким образом, после определения причин отклонения в поведении детей и правильном подборе методов и приемов его коррекции удается исправить девиантное поведение детей этой категории, а также помогут рекомендации по воспитанию ребенка.

3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье Как воспитывать единственного ребенка? Чтобы не привить своему ребенку эгоизм или излишнюю застенчивость, нужно правильно подойти к вопросам воспитания. Безусловно, воспитывать любого ребенка необходимо в заботе и любви, но всего этого должно быть в меру. Ребенку нужно научиться понимать, что все окружающие люди не меньше его самого нуждаются во внимании и любви. Пусть ребенка часто окружают сверстники. Отдать его в детский сад, даже если бабушка свободна от работы и может посидеть с ним. Не надо бояться, что в саду ребенок нахватается болячек. Это, кстати, даже по мнению медиков пойдет ребенку только на пользу. Многими болезнями лучше переболеть в детстве, чем мучиться от них потом. Пусть у ребенка будут друзья, чтобы он мог делать сравнение себя с ними, а не со взрослыми, которые рядом. Не плохо бы завести связи с другими родителями, у которых есть маленькие дети. Пусть ребенок как можно меньше пребывает в компании посторонних взрослых. Даже если у ребенка нет родного брата и родной сестры у него скорее всего есть двоюродные или троюродные родственники. Обязательно надо поддерживать с ними родственные связи, пусть ребенок приучается к уважительному и нежному отношению ко всем членам семьи. Объяснить ребенку, что даже если нет родного брата или сестры, у них все же может быть большая и дружная семья. Не давать ребенку собой управлять. Не стремиться по первому пожеланию исполнять все прихоти ребенка, даже если имеются все возможности для этого. Ряд некоторых ограничений принесет лишь пользу. Очень важно воспитывать в ребенке самостоятельность. Дать ему возможность чаще помогать родителям. Так ребенок станет чувствовать себя увереннее, он сможет справиться с любыми трудностями в отсутствие взрослых. Пусть ребенок поймет, что в жизни нужно уметь не только получать, но и отдавать что-то взамен. Тогда из него не вырастет эгоист или боязливый скромник. Доказано, что дети, чувствующие родительскую любовь, всегда становятся счастливыми, даже если в жизни не все идет так, как хотелось бы.

Выводы по главе III Дефекты поведения единственных детей обусловливаются не биологическими, а социальными факторами, это именно то, на что я опиралась, проводя коррекционную работу с детьми. Такие дети не будучи больными и психически ненормальными, в своей массе являются социально и педагогически запущенными, где повинными оказываются дурная среда и неправильная постановка воспитания, о чем свидетельствуют результаты тестирования и опросников. Практика и художественная литература дают много убедительных примеров дурного воспитания окружающих и порчи, таким образом, характера ребенка. Если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неудачников, нервных людей и т.д., то среда здоровая, приспособленная к особенностям ребенка, способна воспитать и перевоспитать его, сделав из него социально полноценную личность. [4, с.1] Единственные дети нуждаются в социальных мерах, т.е. в создании около них здоровой физической и психической среды, которая постепенно вела бы их характер к выравниванию, исправлению, нервную же систему-к закаливанию и успокоению. В этом деле необходимы индивидуально-педагогическое влияние и психогигиенический режим, назначаемый в каждом отдельном случае. Родители не должны превращать единственного ребенка в «игрушку», надо по возможности меньше с ним «носиться, возиться», не изнеживать его характер, воспитывать в коллективе детей, помня, что только в общении со сверстниками ребенок остается ребенком. Следует как можно раньше отдавать его в детский сад и школу, а не ограничиваться только домашним воспитанием. В некоторых неблагоприятных случаях неизбежна временная изоляция ребенка из семьи. Перевоспитание одиноко растущего ребенка проводится не только путем индивидуальных мероприятий, но также путем «коллективизации» (А.Б. Залкинд) (СНОСКА: Залкинд А.Б., Вопросы советской педагогики. — Л., 1925, — 178 с.), т.е. через детский коллектив.

Заключение Один ребенок в семье. Кто-то говорит, что это хорошо, потому что в этом случае ребенок получает все родительское внимание, заботу и любовь. Кто-то говорит, что это плохо, так как в этом случае единственное чадо может стать избалованным и эгоистичным, что негативно скажется на его отношениях. И то и другое может оказаться верным. Считается, что положение единственного ребенка в семье имеет больше минусов, чем плюсов. Присутствие братьев и сестер заставляет ребенка учиться сотрудничеству, учитывать интересы себе подобных. Конечно, происходит это не без трудностей и страдания, не обходится здесь без ревности и конкурентной борьбы. И, тем не менее, это школа отношений, где маленький человек ежедневно учится компромиссам, где, в конце концов, у него складывается способность принимать во внимание не только свои потребности, но и потребности окружающих. Способность согласовывать свои желания с желаниями других, свои цели с окружающей обстановкой — это ценное качество, которое помогает нам учитывать реальность и, исходя из этого, быть более адаптированными в социальном плане. Часто у единственного ребенка нет возможности сформировать у себя это качество. Привыкнув всегда быть в центре внимания своей семьи просто по факту своего существования, такой ребенок ждет, что и за пределами семьи найдет всеобщее обожание и признание. И когда этого не происходит, могут возникнуть самые разные проблемы: от вселенской обиды и последующей замкнутости до гневного бунта и желания везде и всюду навязывать свои правила игры. Чаще всего так случается тогда, когда ребенок является кумиром семьи, когда вся жизнь окружающих взрослых подчинена прихотям единственного ребенка, когда все вокруг дают ребенку понять, что его желание — закон, и он ни в чем не знает отказа. Несколько другие последствия ведет за собой чрезмерная опека, что часто бывает, если ребенок — единственный. Дети, которых излишне опекают, могут оказаться беспомощными за пределами семьи. И ребенком, и став взрослым, такой человек, скорее всего, будет испытывать трудности в проявлении инициативы, ему будет недоставать упорства и самостоятельности. Можно предположить, что в его характере будет преобладать пассивность и склонность к зависимым отношениям. Эти негативные последствия можно минимизировать, если создать в семье соответствующую обстановку. А именно: ребенок должен сталкиваться с ситуациями, где может учиться сосуществовать вместе с окружением, а не жить за счет окружения. И это должны быть не единичные ситуации, а стабильная атмосфера. А если в семье поселилась гиперопека — с этим нужно бороться! В первую очередь, нужно честно осознать мотивы своего отношения к ребенку, своего поведения. Работа над собой позволит изменить отношение к детям и ситуацию в корне. В более же запущенных случаях понадобится помощь психотерапевта, психолога. Вот только оправдывать свое поведение безудержной любовью к ребенку и исключительной родительской самоотверженностью не стоит. Уметь смотреть на жизнь глазами ребенка, а не только своими. Помнить — это полноценная личность со своим миром, чувствами, желаниями и возможностями. Поощрять стремление ребенка к самостоятельности, помогать ему делать только то, что он еще не умеет. Делать вместе с малышом и никогда вместо него. И любите его таким, какой он есть. В остальном же успех воспитания единственного ребенка зависит от всем известных вещей. Прислушиваться к нему, присматриваться к особенностям его личности, внимательно наблюдать за его реакциями, поддерживать с ним открытые отношения, но не забывать и об уважительной дистанции. Единственный ребенок растет не хуже других детей, когда его понимают родители. Мы знаем прекрасных людей, выросших без братьев и сестер, и у них немало преимуществ: они бывают более ответственными, более развитыми, более чуткими к родителям. Когда в семье растет только один ребенок, это не плохо и не хорошо — это реалия нашего времени.

Список литературы 1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирование. Учеб. пособия для студентов высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова и др; Под ред. Е.Г. Симеевой. — М: Издательство центр — «Академия» 2000 — с 192. 2. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. — Минск: Виша школа, 2007. 3. Электронная библиотека — studshistory.ru. 4. Сайт для практических психологов Practic. ChildPsy.ru 5. Смирнова Е.О., Быкова М. В.» Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения» // Вопросы психологии — 2000 — №3 с. 4. 6.Г.Т. Хоментаускас. Семья глазами ребенка. Издательство: У-Фактория, 2006. 7. Осипова А.А. М.: СФЕРА, 2002 г. 8. Интернет источник: http://www.mumskids.ru/ 9. Интернет источник: 10. Логинова И. А.» Специфика детско-родительских отношений» // семейная психология и семейная практика, 1998 № 4. 11. Родители и дети. Психология взаимоотношений. / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой — М. 20003 г. 12. Варга А.Я., Столина В.В. Тест-опросник родительского отношения. // Практикум по психодиагностике — М: Издательство МГУ. 13. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 14. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 39 15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. 16. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание. 1981. — С.95. 17. Шефер И.С. Модель родительского отношения. — М.: Психология. 18. Немов Р.С. Психология 3 том — М: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. — 503с. 19. Варга А.Я. «Структура и типы родительских отношений» — М: Педагогика, 1987 с. 1-2.

Размещено на