Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы психодиагностики межличностных отношений в подростковом возрасте ……………………………………5

1.1. Психологические характеристики межличностных отношений…..5

1.2. Особенности межличностных отношений подростков………11

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте……………………………………19

2.1. Организация обследования ……………………………………19

2.2. Характеристика применяемых психодиагностических методик ……………………………………………………………………20

2.3. Организация психодиагностического обследования …………24

2.4. Первичное обобщение результатов обследования…………25

Заключение…………………………………………………………………29

Список использованных источников………………………………………31

Приложения…………………………………………………………………33

Введение

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться.

Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.

Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.

В зарубежной психологии сложилось несколько направлений, изучающих межличностные отношения. X. Блэлок и Г. Уиткин разрабатывали теорию диадического взаимодействия с позиций бихевиориального подхода. Проблема межличностных отношений в малой группе была в центре внимания Р. Бейлза, С. Милгрема, С. Московией, Ф. Шамбо, М. Шоу и др. авторов. Проблему социально-психологического воздействия на личность в условиях межличностного общения рассматривали Э. Аллинг, М. Бергер, С. Крипнер, СЛедер, X. Миккино, К. Рудестам, М. Столлер, М. Форверг и др.

Проблема межличностных отношений в малой группе была в центре внимания Р. Бейлза, С. Милгрема, С. Московией, Ф. Шамбо, М. Шоу и др. авторов. Проблему социально-психологического воздействия на личность в условиях межличностного общения рассматривали Э. Аллинг, М. Бергер, С. Крипнер, СЛедер, X. Миккино, К. Рудестам, М. Столлер, М. Форверг и др.

22 стр., 10644 слов

Особенности межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью

... литературы по проблеме межличностных отношений; 2.Рассмотреть специфику межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью; 3.Провести эмпирическое исследования структуры межличностных отношений подростков с умственной отсталостью; 4.Составить рекомендации по гармонизации межличностных отношений у умственно отсталых подростков. Гипотеза исследования: ...

Принимая, во внимание все вышесказанное, темой своего исследования мы выбрали изучение межличностных отношений подростков.

Цель работы — изучение психологических особенностей межличностного общения в подростковом возрасте.

Объектом исследования является межличностные отношения в подростковом возрасте.

Предметом исследования — процесс изучения межличностных отношений в подростковом возрасте.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

1) изучение теоретического материала по проблеме общения в подростковом возрасте;

2) изучение особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте;

3) проведение исследования;

4) анализ и обобщение результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования являются учащиеся 8 класса МБОУ «СОШ №31».

Практическая новизна исследования состоит в изучении характера взаимоотношений подростков и выявлении особенностей их общения. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы педагогами в ходе психолого-педагогической работы с подростками для создания благоприятного психологического климата в коллективе.

В первой главе мы изучаем теоретические материалы по проблеме общения в подростковом возрасте, психологические особенности в подростковом возрасте, межличностные отношения подростков.

Во второй главе узнавали методы изучения межличностных отношений, проводился анализ и обработка исследования.

?

Глава 1. Теоретические основы психодиагностики межличностных отношений в подростковом возрасте

1.1 Психологические характеристики межличностных отношений

Межличностные отношения – система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [22].

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [28].

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов – деятельность. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о ………….

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М, 1999. — 320 с.

3 стр., 1318 слов

Эффективность методов психодиагностики межличностных отношений ...

... разрешить. Объект исследования – межличностные отношения в коллективе. Предмет исследования – диагностика межличностных отношений в коллективе как метод профилактики внутригрупповых конфликтов. Цель – изучить эффективность методов психодиагностики межлично-стных ... 422 с. 15. Мариновская И.Д., Цветков В.Л., Гришин А.А. Конфликтология: учеб-ное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 157 с. 16. Машков В.Г. ...

2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности / Пер. с англ. А.Н. Лука, И.С. Хорола. — 2-е изд. — Рига, 1992. — 176 с.

3. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. — Л., 1991. — 164 с.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — 688 с.

5. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. — М., 1995. — 160 с.

6. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. — Таллин, 2000. — 88 с.

7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб., 2000. — 440 с.

8. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001. — 352 с.

9. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. — М., 1995. — 43 с.

10. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. — СПб., 1999. — 224 с.

11. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практич. пособие. — М.; Минск: АСТ; Харвест, 2001. — 445 с.

12. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н.Панферова. — Псков, 1994. — 280 с.

13. Зиверт X. Тестирование личности / Пер. с нем. — М.. 1997. — 198 с.

14. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. — СПб., 2001. — 112 с.

15. Кеттелл Р.Е., Эбер Г.У., Тицуска Н.М. Руководство по работе с 16-ти факторным опросником. — Л., 1970. — 220 с.

16. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. — М., 1997. — 232 с.

17. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М., 1996. — 384 с.

18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО).

— 2-е изд. — М., 2000. — 18 с.

19. Люшер М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. — СПб., 2002. — 192 с.

20. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. — М., 2000. — 154 с.

21. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб., 2001. — 256 с.

22. Миллер С. Психология развития: методы исследования. — СПб., 2002. — 464 с.

23. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1987. — 304 с.

24. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». — М., 2001. — 184 с.

25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.

26. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. — М.: Владос, 2000. — 127 с.

27. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред.-составитель: Райгородский Д. Я. – Самара: «Бахрах-М», 2001.

24 стр., 11871 слов

Модуль 1 Понятие о психодиагностике

Тесты достижений. Оценка аффективных аспектов поведения, диагностика личности. Развитие психодиагностики в России. Экспериментальные методы исследования, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурский. Период психотехники и педологии, кризис ...

28. Урлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999. — 528 с.