Тема 19 . Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте

Физмат 2й курс 4й семестр

Программа по курсу «Психология»

 

РАЗДЕЛ П. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 16. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Основные теории развития психики в онтогенезе.Понятие о психическом развитии. Генотипическая и средовая обусловленность развития ребёнка.

Биологизаторские (Ст.Холл, З.Фрейд, А.Гезелл, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, К.Бюлер) и социологизаторские (ассоцианизм (XIX век), бихевиоризм,

У. Бронфенбреннер, В.Штерн) концепции развития ребенка.

Нормативы развития, развитие мышления (А.Бине и Л. Термен).

Понятие о сензитивном периоде развития. Основные закономерности психического развития. Понятие о возрасте. Движущие силы психического развития на разных возрастных этапах.

Понятие о ведущей деятельности. Кризисы возрастного развития: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, кризис 6-7-летнего возраста, подростковый кризис.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Взаимозависимость психического развития ребёнка и формирования его личности в условиях воспитания и обучения. Педагогический процесс как условие психического развития и формирования личности школьника.

Неравномерность психического развития ребёнка и её причины. Причины задержки в психическом развитии как результат педагогической запущенности. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Возрастные и индивидуальные особенности психического развития в процессе обучения и воспитания.

 

Тема 17 . Возрастная периодизация развития личности.

Принципы возрастной периодизации: принцип историзма и принцип ведущей деятельности. Понятие о психических новообразованиях. Понятие о социальной ситуации развития.

Классификация возрастных периодов по Д.Б. Эльконину: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. Ведущий вид деятельности и психические новообразования, соответствующие каждому возрастному этапу. Механизмы перехода от одной возрастной ступени к другой.

 

Тема 18 . Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.

Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к обучению в школе. Социальная ситуация развития младшего школьника.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения и поведения и их изменения от 1 к 4 классу. Особенности познавательных интересов младших школьников. Развитие произвольно-волевой регуляции и формировании характера. Особенности понимания и отношения младших школьников к нравственным явлениям жизни людей. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

5 стр., 2253 слов

Психологические и лингвистические основы формирования грамматических ...

... определен объект исследования: Формирование грамматических понятий младших школьников. Предмет: процесс развития психологических и лингвистических основ формирования грамматических понятий младших школьников. Цель: изучить этапы и ... ведет к снижению интереса к дальнейшему курсу, низкому уровню познавательной деятельности. Этой проблемой занимались М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Светловская, ...

Развитие познавательной деятельности младшего школьника.

Роль речи в психическом развитии младшего школьника.

Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Единство педагогических воздействий школы и семьи.

Готовность младших школьников к обучению и воспитанию на последующих этапах общеобразовательной и профессиональной школы.

 

Тема 19 . Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Половое созревание и его роль в поведении подростка. Основное противоречие между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка.

Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Начало развития самосознания в подростковом возрасте как качественно новый этап формирования личности ребёнка.

Ведущая роль группы сверстников, референтной группы, взаимоотношений с людьми в формировании личности подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Качественные изменения в познавательной сфере подростков.

Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста.

Роль ошибок в семейном воспитании, в появлении отклоняющегося поведения у подростков. Изолированность как фактор педагогической запущенности детей.

 

Тема 25. Развитие педагогических способностей

Понятие об общих и специальных педагогических способностях. Специальные способности учителя, их источники и процесс формирования. Необходимость отбора людей для педагогической профессии и развития у них соответствующих способностей. Знания, умения и навыки педагога как воспитателя. Первостепенная важность воспитательных способностей при отборе людей для педагогической профессии. Трудности сочетания в одном лице учительских и воспитательных способностей. Коммуникативные способности, их роль и место в деятельности педагога. Структура коммуникативных способностей. Понятие о способностях к педагогическому общению. Проблема воспитания коммуникативных способностей, средства и способы их развития у педагога. Применение педагогом поощрений и наказаний как признак развития педагогических способностей.

 

Основная литература

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... философия, социология, история, медицина и др. Предметом же военной психологии и педагогики являются закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во ... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства ...

 

1. Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Сфера, 2003. – 112 с.

2. Габай, Т. В. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Т. В. Габай. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2008. – 240 с. – (Высшее образование)

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебноепособие для вузов / М. В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. – Москва : Академия, 2004. – 288 с. – (Высшее образование)

5. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. – Москва:Владос, 2005. – 264 с. – (Учебное пособие для вузов)

6. Даукша, Л. М. Психология педагогического общения : учебно-методическое пособие / Л. М. Даукша. – Гродно : Гродненский государственный университет, 2004. – 103 с.

7. Зимняя, И. А.Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – Москва : Логос, 2005. – 384 с. – (Новая универсальная библиотека)

8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для студентов вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Сфера, 2004. – 464 с.

9. Педагогическая психология : учебник для вузов / под ред. Н. В. Клюева. – Москва :Владос,2006.– 399 с. – (Учебник для вузов)

10. Попова О. С.Психологическое сопровождение педагогического процесса : пособие для педагогов школ, ПТУ, ССУЗ, классных руководителей, психологов / О. С. Попова. – Минск :Беларуская наука, 2003. – 146 с.

11. Сорокоумова, Е .А. Возрастная психология : краткий курс / Е. А. Сорокоумова. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2009. – 208 с. – (Краткий курс)

12. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / И. В. Шаповаленко. – Москва :Гардарики, 2005. – 349 с.

 

Дополнительная литература

 

13. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. – Москва :Владос, 2004. – 208 с.

14. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан [и др.]. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

15. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : хрестоматия : учебное пособие для студентов педагогических вузов / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва : Издательский центр «Академия», 1999. – 624 с.

16. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – Москва : Просвещение, 1987. – 190 с.

17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 940 с.

18. Психология развития : учебное для студ. вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2005. – 528 с.

22 стр., 10955 слов

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных ...

... итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», «Положением об организации учебного процесса в МУГУ» и утверждены на заседании кафедры психологии. Методические указания по написанию ... изучаемых на протяжении курса обучения в высшем учебном заведении, а также различных прикладных работ, выполнявшихся как в вузе, так и в процессе различных практик. ВКР ...

19. Психология человека от рождения до смерти / под общ.ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург :Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

20. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : ИД «БАХРАХ-М», 2002. – 672 с.

21. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург : Питер, 1999 – 416 с.

22. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 544 с.