Общая характеристика подросткового возраста

ВВЕДЕНИЕ

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий родителей. Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. [7, с.45 ]

Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали).

Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. [3,с.56-60]

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников).

Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек P.M. Масагутов. 2011г. [5,с.92]

26 стр., 12886 слов

Влияние особенностей поведения родителей на проявление агрессивности ...

... риска…………………………………………….32 2.5.Интегративные модели агрессии……………………………………….34 Глава3.Экспериментальное исследование влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков……….37 3.1.Общая организация ... ……………………………………………………………66 Приложения Введение. Актуальность исследования. Агрессия и родственные формы поведения у детей и подростков являются в наше время важнейшими ...

Обьект работы: подростки

Предмет работы: агрессивное поведение

Цель работы : разработать программу по снижению уровня агрессивности подростков

Задачи работы:

-изучение агрессивного поведения в подростковом возрасте

-изучение литературных источников, подбор тестов для изучения агрессивности подростков ,проведение тестирования ,анализ результатов

Глава 1 Теоретические аспекты психологической коррекции агрессивного поведения подростков методом Арт-терапии

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным — стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым — стал самостоятельным и решительным и т.д.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, — это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. [7, c. 123]

2 стр., 588 слов

Заикание у подростков и взрослых

... на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания ... при заикании у подростков относительно благоприятен.Логофобия – следствие заикания у взрослых. Она проявляется ... в собственный мир и развитие неуверенности в себе.Заикание у взрослых нередко приводит ... активного образа жизни, нерешительности.Не смотря на то, что заикание у взрослых появляется весьма ...

Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 2012г. [6,с.14-21]

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу. Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 2011. [6,c.141]

Каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст — самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его. Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка — открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниям, подростки открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... и достоинства. Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в ... Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.  1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом.  2. Общение - специфический вид ...

«Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» Кон И. С. «Какими они себя видят?» // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева, М.: Педагогика, 2010г. [стр. 201 -205.]

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом ,,Мы,, типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми». [8,с. 202 -203]

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту — это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, про социального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

1.2 Метод арт-терапии в коррекции агрессивного поведения подростков.

Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек . [10,с.47]

В зарубежных исследованиях широко пользуются терминами косвенной и открытой агрессии провели разграничение между реактивной («импульсивной-враждебной-аффективной») и проактивной («контролируемой-инструментальной-хищнической») агрессией подростков. В то же время идея разделять эти виды агрессивного поведения не нова. Так, реактивная агрессия близка к понятию «импульсивной», а проактивная — к «преднамеренной» агрессии. Реактивная агрессия у подростков обычно провоцируется окружающими и часто коррелирует с низким статусом среди сверстников и виктимизацией с их стороны. Проактивная агрессия — попытка доступа к ресурсам (объекту, привилегиям, территории).

Она связана с деструктивным поведением, но положительно коррелирует с лидерством и наличием чувства юмора. В то же время у некоторых детей могут встречаться оба типа агрессии. Проактивная агрессия у мальчиков предсказывает в будущем деликвентность, употребление психоактивных веществ, оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения. Реактивная агрессия также представляет определенный риск для негативных последствий, поскольку ассоциируется с изоляцией, отвержением сверстниками, импульсивной природой и коморбидностью с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Вполне вероятно, что проактивная и реактивная агрессия могут представлять различные пути формирования антисоциального поведения.

В целом выделение различных форм агрессии у подростков оправдано не только клиническими особенностями, но и их взаимосвязанностью с определенными психическими нарушениями, а также их прогностической значимостью .

Арт-терапия в работе с подростками девиантного поведения имеет большую ценность. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является сублимация. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».[7,с.262]

 

Основными функциями арт-терапии являются: катарсическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2011].
Каждому человеку, необходим какой — либо объект, на котором он мог бы реализовать субъективность, проявить, выразить себя. Художественная деятельность предоставляет возможность чувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как общение с собственными произведениями, так и с окружающими людьми — чувствовать свою значимость.

 

В процессе арт-технологической работы нередко используются музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, драматерапия, фототерапия и т.д. Привлекательность изотерапии объясняется тем, что изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов. она направлена на обучение подростка видению в своей изобразительной продукции некого смысла и осознанию ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога»-к интроспекции и рефлексии[2,с.17].

В коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в трех формах: коммуникативной совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия; реактивной — направленной на достижение катарсиса; регулятивной способствующей снятию нервно-психического напряжения. Танцевальная терапия применяется в работе с подростками, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения межличностного взаимодействия. Целью танцевальной терапии является развитие и осознание своего тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Драмматерапия помогает подростку выстроить адекватную систему психологической защиты. А также дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства-мы тем самым прокладываем путь к подсознанию. В процессе драматической игры к тому же задействуются память, внимательность, воля, воображение, чувства, логика, умение владеть своим телом. Участие в постановках, спектаклях даёт подросткам возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Проигрывая сложные жизненные ситуации, обращаясь к тайникам души в поисках нужных эмоций, подросток становится более уверенным в различных ситуациях общения.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева [46].

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Подросток , читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, подросток во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. [2,с.40]

К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:

1) психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

3) принятие в символической форме своей физической активности. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие подростком и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой . Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации. [2,с.43]

Проводя обсуждение фотографии с подростками и родителями, специалист может переводить их фокус внимания с прошлого на настоящее, с их чувств на значения действий или событий. При обсуждении фотографии родители и подростки могут прийти к новому восприятию себя и разных ситуаций, представить себе развитие различных вариантов событий, а также критический оценить характерные для себя модели поведения. [3,с.14]

 

Таким образом, арт-терапия — универсальный метод профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками, так как она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные, нарушения. [11,с.168]

Глава2. Экспериментальное исследование

2.1 Диагностика агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста

Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Санкт-Петербурга , в 8 В классе.

Таблица1. Банк диагностических методик

№ п/п Название методик Автор Цель Методическое сопровождение
Опросник Басса-Дарки А.Басса и А. Дарки Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
«Методика рисуночной фрустрации» Тест Розенцвейга С. Розенцвейг Изучить фрустрационные реакции Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
Опросник К. Томаса К. Томас Определить стиль поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению Колесникова Г.И. Психологическое консультирование.
Фрейбурский личностный опросник (FPI) Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел. Изучить свойства личности Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога

 

Методика 1. «Опросник Басса-Дарки»

Методика направлена на диагностику видов агрессивных проявлений (см. Приложение 1).Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

· мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

· инструментальная агрессия, как средство.

При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться какпод контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью.

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из мощных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2.Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и примят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

С помощью опросника оцениваются следующие виды агрессии мальчиков подросткового возраста (см. Приложение 1).

Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см таблицу 2).

Таблица2. Результаты методики «Опросник Басса-Дарки» диагностирующей виды агрессивных проявлений на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозри тельность Вербальная агрессия Угрызение совести и чувство вины
Акулян А. +              
Агишева Э. +              
Артамонова А. +              
Ахмадуллина Ю +              
Белоножко А. +              
Габбасов А +              
Гулинян Н. +              
Закиров В. +              
Заприлюк В. +              
Иванова В. +              
Игнатьева С. +              
Иркабаев Ф. +              
Киселева С. +              
Копылов Е. +              
Кулаков А. +              
Майовский А. +              
Масленников А +              
Марченко Н. +              
Молодец А. +              
Музафарова А. +              
Норкевичуте Т. +              
Степашин А +              
Тибеев Р. +              
Усманов Р. +              
Юлдашева Д. +              
Всего детей  

 

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия – 5 мальчиков (20%) и 1 девочка (4%)

косвенная агрессия – 1 мальчик (4%) и 1 девочка (4%)

раздражение – 2 мальчика (8%) и 1 девочка (4%)

негативизм – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)

обида – 1 мальчик (4%)

подозрительность – 0 детей

вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 4 девочки (16%)

угрызения совести и чувство вины – 3 мальчика (12%) и 2 девочки (8%)

 

Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых 76% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 40% мальчики и 36% девочки. Причем у девочек большее проявление имеют вербальная агрессия и негативизм, а у мальчиков – физическая агрессия.

Методика 2. “Методика рисуночной фрустрации Тест Розенцвейга “

Методика разработана С. Розенцвейгом и предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (см. Приложение 2).

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Таблица 3. Результаты методики » Методика рисуночной фрустрации » диагностирующей фрустрационные реакции на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия и имя ребенка GCR, в % Типы реакции
OD ED NP
Акулян А. 43,7 в    
Агишева Э. 95,8 а    
Артамонова А. 52,1 + н  
Ахмадуллина Ю 47,9 н    
Белоножко А. 72,9 а +  
Габбасов А + в  
Гулинян Н. 47,9 в    
Закиров В. 79,1 а +  
Заприлюк В. в    
Иванова В. в    
Игнатьева С. 54,1 + в  
Иркабаев Ф. 86,9 + а +
Киселева С. 91,6 а +  
Копылов Е. 81,2 а    
Кулаков А. + н  
Марченко Н. 45,8 в    
Молодец А. 31,2 н    
Музафарова А. 52,1 + н  
Норкевичуте Т. 45,8 + в  
Степашин А 72,9 + н  
Тибеев Р. 68,7 н    
Усманов Р. 87,5 н    
Юлдашева Д. 93,7 + н  

 

GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)

OD – фиксация на препятствии

ED – фиксация на самозащите (самооценка)

NP – фиксация на удовлетворение потребностей

 

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 76% подростков самооценка занижена или завышена, что влияет на их конфликтное поведение. В результате — 60% конфликтных подростков, где 28% мальчиков и 32% девочек

Методика 3. Опросник К. Томаса

Методика разработана К. Томасом и направлена на определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению .

Таблица 4. Результаты методики «Опросник К. Томаса» диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на констатирующем этапе эксперимента .

№ п/п Фамилия и имя ребенка Соперни чество Сотруд ничество Компро мисс Избегание Приспособ ление
Акулян А. +        
Агишева Э. +        
Артамонова А. +        
Ахмадуллина Ю +        
Белоножко А. +        
Габбасов А +        
Гулинян Н. +        
Закиров В. +        
Заприлюк В. +        
Иванова В. +        
Игнатьева С. +        
Иркабаев Ф. +        
Киселева С. +        
Копылов Е. +        
Кулаков А. +        
Майовский А. +        
Масленников А +        
Марченко Н. +        
Молодец А. +        
Музафарова А. +        
Норкевичуте Т. +        
Степашин А +        
Тибеев Р. +        
Усманов Р. +        
Юлдашева Д. +        
Всего человек 6 м и 6 д 2 м и 1 д 1 м и 1 д 3 м и 3 д 2 м.  
В процентах  

 

 

Таким образом, результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группе испытуемых используется стиль соперничество (48% — 24% мальчиков и 24% девочек) и избегание от участия в конфликте (24%- 12% мальчиков и 12% девочек); по результатам эксперимента меньше всего испытуемые владеют стилем сотрудничество (12%) и компромисс (8%).

Значит можно сказать, что в данной группе не рационально используются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно – чаще всего используется стиль соперничество и избегание от участия в конфликте, что, несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат в группе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью.

Методика 4. Фрейбурский личностный опросник ( FPI ) .

Опросник разработан группой исследователей, куда входили Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел и направлен на диагностику некоторых важных свойств личности .

Таблица5. Результаты методики » Фрейбурский личностный опросник ( FPI ) » диагностирующей особенности личности на констатирующем этапе эксперимента .

№ п/п Фамилия и имя ребенка I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Акулян А. + + + э + м            
Агишева Э. + + + э ф              
Артамонова А. + + + и ф              
Ахмадуллина Ю + + + + и + ф          
Белоножко А. + + + э м              
Габбасов А + + + + э + м          
Гулинян Н. + + э + ф              
Закиров В. + + + э м              
Заприлюк В. + + + э + м            
Иванова В. + + + э + м            
Игнатьева С. + + + + и + ф          
Иркабаев Ф. + + и ф                
Киселева С. + + и ф                
Копылов Е. + + + э м              
Кулаков А. + + + э + м            
Майовский А. + + + + э + м          
Масленников А + + + + э + м          
Марченко Н. + + + э + м            
Молодец А. + + + + + и + м        
Музафарова А. + + + э + м            
Норкевичуте Т. + + + э ф              
Степашин А + + + + и ф            
Тибеев Р. + + + и м              
Усманов Р. + + + и + м            
Юлдашева Д. + + и ф                
Всего человек      
В процентах      

 

Анализ результатов исследования по данной методике показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: невротичность, раздражительность, реактивная агрессивность и неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, недостаточной саморегуляции в 116% случаев у мальчиков и 80% у девочек.

На основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что необходимо провести коррекционную работу и дать практические рекомендации по коррекции снижения агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста, а также по стабилизации уровня самооценки до адекватной, повышению уровня самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения.

2.2 Анализ и оценка результатов диагностики агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента

После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика.

Таблица6. Результаты методики «Опросник Басса-Дарки» диагностирующей виды агрессивных проявлений на формирующем этапе эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозри тельность Вербальная агрессия Угрызение совести и чувство вины
Акулян А.                
Агишева Э.                
Артамонова А.                
Ахмадуллина Ю                
Белоножко А.                
Габбасов А +              
Гулинян Н. +              
Закиров В.                
Заприлюк В. +              
Иванова В.                
Игнатьева С. +              
Иркабаев Ф. +              
Киселева С.                
Копылов Е.                
Кулаков А.                
Майовский А. +              
Масленников А +              
Марченко Н. +              
Молодец А.                
Музафарова А.                
Норкевичуте Т.                
Степашин А +              
Тибеев Р. +              
Усманов Р. +              
Юлдашева Д.                
Всего детей  

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия – 3 мальчика (12%) и 0 девочек (0%)

косвенная агрессия – 0 мальчиков (0%) и 1 девочка (4%)

раздражение – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)

негативизм – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)

обида – 1 мальчик (4%)

подозрительность – 0 детей

вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)

угрызения совести и чувство вины – 2 мальчика (8%) и 0 девочек (0%)

 

 

Анализ табличных и графических данных на формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе испытуемых 40% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 28% мальчики и 12% девочки. Сравнивая с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что проявления агрессивности и враждебности у подростков понизилось.

Таблица7. Результаты методики » Методика рисуночной фрустрации » диагностирующей фрустрационные реакции на формирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия и имя ребенка GCR, в % Типы реакции
OD ED NP
Акулян А. 72,9 а    
Агишева Э. 95,8 а +  
Артамонова А. + н  
Ахмадуллина Ю 72,9 а    
Белоножко А. 81,2 а +  
Габбасов А 37,5 в    
Гулинян Н. 62,5 в    
Закиров В. 85,4 а +  
Заприлюк В. 33,3 в    
Иванова В. 68,7 а    
Игнатьева С. 70,8 + а  
Иркабаев Ф. 87,5 а +  
Киселева С. 91,6 а +  
Копылов Е. 81,2 а +  
Кулаков А. 62,5 а +  
Майовский А. 41,6 + в  
Масленников А 37,5 н    
Марченко Н. 58,3 в +  
Молодец А. 39,6 н    
Музафарова А. 70,8 а +  
Норкевичуте Т. 64,5 а +  
Степашин А + н  
Тибеев Р. 79,1 а +  
Усманов Р. 91,6 а +  
Юлдашева Д. 95,8 н    

GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)

OD – фиксация на препятствии

ED – фиксация на самозащите (самооценка)

NP – фиксация на удовлетворение потребностей

 

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 60% подростков адекватная самооценка, что сказалось и на коэффициенте групповой сплоченности. В результате — 24% конфликтных подростков, где 20% мальчиков и 4% девочек, то есть после проведенных коррекционных занятий, конфликтность в группе подростков понизилась.

Таблица8. Результаты методики «Опросник К. Томаса» диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на формирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия и имя ребенка Соперни чество Сотруд ничество Компро мисс Избегание Приспособ ление
Акулян А. +        
Агишева Э. +        
Артамонова А. +        
Ахмадуллина Ю +        
Белоножко А. +        
Габбасов А +        
Гулинян Н. +        
Закиров В. +        
Заприлюк В. +        
Иванова В. +        
Игнатьева С. +        
Иркабаев Ф. +        
Киселева С. +        
Копылов Е. +        
Кулаков А. +        
Майовский А. +        
Масленников А +        
Марченко Н. +        
Молодец А. +        
Музафарова А. +        
Норкевичуте Т. +        
Степашин А +        
Тибеев Р. +        
Усманов Р. +        
Юлдашева Д. +        
Всего человек 4 м 3 м и 6 д 3 м и 3 д 1 м и 1 д 3 м и 1 д  
В процентах  

 

 

Результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего испытуемые в группе стали использовать стиль сотрудничество (36%) и компромисс (24%).

Таким образом, анализ результатов на констатирующем и формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе подростки научились рационально использовать стратегии решения конфликтов, а именно – чаще всего стал использоваться стиль сотрудничество и компромисс, что положительно сказалось на социально-психологическом климате в группе, поэтому ситуация в данном коллективе характеризуется пониженной конфликтностью и комфортном прибивании подростков в классе.

Таблица9. Результаты методики » Фрейбурский личностный опросник ( FPI ) » диагностирующей особенности личности на формирующем этапе эксперимента.

№ п/п Фамилия и имя ребенка I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Акулян А. + + + э м              
Агишева Э. + + + э ф              
Артамонова А. + + + + и ф            
Ахмадуллина Ю + + + + э ф            
Белоножко А. + + + э м              
Габбасов А + + + + э + м          
Гулинян Н. + + э ф                
Закиров В. + + + э м              
Заприлюк В. + + + э + м            
Иванова В. + + + э м              
Игнатьева С. + + э ф                
Иркабаев Ф. + + + и ф              
Киселева С. + + + э ф              
Копылов Е. + + + э м              
Кулаков А. + + + э м              
Майовский А. + + + э + м            
Масленников А + + + + э + м          
Марченко Н. + + + э + м            
Молодец А. + + + + + и + м        
Музафарова А. + + + э м              
Норкевичуте Т. + + + э ф              
Степашин А + + + э ф              
Тибеев Р. + + и м                
Усманов Р. + + + э м              
Юлдашева Д. + + + и ф              
Всего человек      
В процентах      

 

 

Анализ результатов исследования по данной методике на формирующем этапе эксперимента показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: общительность, уравновешенность, самокритичность, открытость, искренность, эмоциональная устойчивость в 92% случаев у мальчиков и 100% у девочек.

Таким образом, сравнивая результаты исследования на констатирующем и формирующем этапе эксперимента можно сделать вывод о том, что снизился уровень агрессивных и враждебных реакций.

 

Заключение

На протяжении подросткового возраста агрессивные проявления во фрустрирующих ситуациях отличаются постоянством.

При различных видах агрессии имеют значение разнообразные факторы:

1. Пол объекта агрессии. Мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику-новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок-мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка).

Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);

2. Боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам.

3. Провоцирование агрессии. Часто «жертва» агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой — и агрессии и преступления — может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину

4. Социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки — ожидают негативных санкций;

5. Гендерные нормы поведения. Они различны — физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины — как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;

6. Техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения — в частности, в силу сложности предмета.

Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую — вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для девочек, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы).

В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женскому полу по частоте ее использования.

Половые различия в агрессии пытаются объяснять влиянием как биологических, так и социальных факторов. К первым относится наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью и гормональный фактор, ко вторым -формирование гендерных стереотипов, позволяющих мужчинам открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщин требующих ее скрывать.

Для акцентуантов с гипертимным и возбудимым типами акцентуации характера более свойственны, чем для остальной выборки, проявления физической и вербальной агрессии, раздражения, подозрения, обиды, агрессивных реакций во фрустрирующих ситуациях.

Агрессивность в возрасте 12 — 14 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии; в возрасте 15 -16 лет как способ повышения социального статуса, завоевания авторитета в группе.

Проявления как ситуативной, так и личностной тревожности в подростковом возрасте характеризуются стабильностью; они не связаны с проявлениями агрессивности, и лишь в 19 — 20 лет её открытые формы начинают вызывать постоянные чувства вины, тревоги и беспокойства.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Отклоняющееся поведение подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, — применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

Выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. Результаты, полученные после применения рекомендаций по коррекции агрессивного поведения, показали, что у мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессии и агрессивных проявлений, а также повысился уровень самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные.

 

Список литературы

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Просвещение,2012.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2011.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб. : Речь, 2014.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2010.

6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2011.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова — М: Педагогика, 2010.

8. Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.

9. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: От нормы до патологии. – М.: Изд-во Омега-Л, 2013.

10. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика, М.: Издательство: Когито[11] — Центр, 2014.

11. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 2010.

12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия, 2012.

13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2013.

14. Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб. , 2015.

15. Реан.А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб.: Питер, 2010.

16. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2006. № 5.

17. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003.

 

[11]