Психологические методы в социальной работе 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет (институт) Социальных технологий

Специальность/направление подготовки 040400.62 Социальная работа

Кафедра Социологии и социальной работы

Курсовая работа

по дисциплине «Теория социальной работы»

на тему: «Психологические методы в социальной работе»

Выполнила:

Студентка 2 курса

Шумовская С.В.

Научный руководитель:

Прошина Анна Николаевна

Санкт-Петербург 2014 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения (исследования) взаимосвязи теории социальной работы и психологии

.1 Социальная работа как область научного знания

.2 Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Глава 2. Реализация психологических методов в социальной работе

.1 Сущность и значение психологии в работе с клиентами

.2 Применение психологических технологий в практике социальной работы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальная работа — это новая для нашей страны специальность, которая в настоящее время непрерывно развивается во всех направлениях своей деятельности. На специалистов по социальной работе возложены важнейшие задачи — оказывать помощь в решении проблем различных и, прежде всего, социально уязвимых групп населения, а также быть своеобразным буфером (посредником) между обществом и государством. Именно поэтому к подготовке специалистов по социальной работе необходимо подходить очень серьезно. Помимо специфических личностных качеств и способностей, заложенных в человеке, который желает заниматься социальной работой, ему необходим еще и ряд различных навыков и умений, а также знаний из многих научных областей: в первую очередь, из юридической, социологической и психологической.

8 стр., 3961 слов

Социальная психология 7

Первые социально-психологические концепции сложились на … этапе становления социальной психологии втором третьем современном первом В разработку одной из первых социально-педагогических концепций «психология народов» внёс основополагающий вклад … М. Лацарус Г. Тардт Г. Лебона У. Мак-Дугалла Согласно Г. Лебону, поведение человека в толпе характеризует преобладание .. интеллекта над чувством ...

Все эти три области представляют для сферы социальной работы уникальную значимость, но на наш взгляд, именно психологические технологии играют основополагающую роль в развитии социальной работы как таковой. Поэтому в настоящей работе будет исследована важность и необходимость психологических технологий в сфере социальной работе, а также взаимосвязь психологии и теории социальной работы.

Таким образом, цель настоящей работы — выявить (определить) и исследовать взаимосвязь психологии и теории социальной работы.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

Исследовать теоретические аспекты взаимосвязи двух научных областей (определить социальную работу как область научного знания, а также изучить теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе);

Рассмотреть практическое применение психологических методов и технологий в сфере социальной работы.

Объекты настоящего исследования: теория социальной работы, психология.

Предмет изучения: взаимосвязь данных научных областей, реализация психологических приемов в социальной работе

Методы исследования, используемые в работе: анализ документов; метод сравнения и сопоставления; анализ существующей ситуации на основе теоретических и практических данных.

Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы, таких как: В.М. Басова, П.Д Павленка, М.В, Фирсова, Е.И. Холостовой и многих других.

Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих определенное количество параграфов, заключения, списка литературы.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что полученные знания представляют интерес для работников и специалистов в области социальной работы, а также практических работников в этой сфере.

социальный работа психология клиент

Глава 1. Теоретические основы изучения (исследования) взаимосвязи теории социальной работы и психологии

2 стр., 808 слов

Даю согласие на обработку своих персональных данных, указан-ных в анкете в целях организации социальной работы прихода.

ВНИМАНИЕ! Все данные, указанные Вами в анкете не будут нигде распространяться и никому передаваться. Они необходимы исключительно для организации более продуктивной социальной деятельности прихода. Вы можете пропустить любые вопросы, не отвечая на них! Ф.И.О. Дата и год рождения / / г.День Ангела Домашний адрес:город / округ / село метро Адрес Контактный телефон: e-mail Образование (специальность) ...

1.1 Социальная работа как область научного знания

Как и любая другая деятельность, социальная работа на определенном этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Результатом такого осмысления является знание, относящееся к области науки. Так и социальная работа сегодня существует не только в виде профессии, но и в виде научного знания.

Социальная работа — это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего, социально уязвимых групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.

Теория социальной работы — это область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования.

Объектом исследования теории социальной работы являются социальные явления, процессы и отношения, а предметом — закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов, воздействующих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе.

Таким образом, социальная работа изучает конкретные социальные процессы и явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности, происходящие под воздействием деятельности социальных служб.

Иными словами, в центре внимания социальной работы как области знания находится профессиональная помощь нуждающимся, т.е. деятельность самих социальных работников.

8 стр., 3591 слов

Этические аспекты в деятельности служб и подразделений органов внутренних дел

... , они ориентируют человека на утверждение общественного блага, ибо анти социальная направленность деятельности личности является главным существенным признаком любого преступления. Вопрос о роли ... отношений с участниками процесса, - это законодательная регламентация методов и способов работы. Закон достаточно жестко регламентирует производство дознания и предварительного расследования. В ...

Закономерности социальной работы определяют существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы, обусловливающих характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов и отношений.

Закономерности социальной работы можно разделить на две группы (по В.И. Жукову):

) Закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

) Существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

Среди основных закономерностей социальной работы исследователи выделяют:

Взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

Обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности разных групп, общностей, индивидов;

Зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Что же касается принципов теории социальной работы, то, исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности и связана органично с комплексом других наук, можно выделить несколько основных групп (по П.Д.Павленку):

а) общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

б) социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

б) организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

в) психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Помимо этого, специалисты выделяют еще и ряд специфических принципов социальной работы, определяющих основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению (принцип универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования профилактической направленности, клиентоцентризма, конфиденциальности и пр.).

Понятийно-категориальный аппарат социальной работы включает в себя как понятия, выработанные в процессе развития данной науки, так и понятия других научных дисциплин. То же касается и методов социальной работы, которые включают в себя методы других социальных наук (социологии, психологии и др.).

Это эмпирические методы (наблюдение, опрос), методы обработки информации (напр. биографический), методы теоретического анализа (контент-анализ, системный подход) и другие.

Таким образом, мы видим, что социальная работа сегодня перестает быть только профессиональной деятельности. Она перерастает в деятельность научную, а также в учебную дисциплину. Все больше появляется научных журналов и учебных пособий по социальной работе (например, «Российский (ныне — Отечественный) журнал социальной работы», «Вестник благотворительности» и др.), организаций (Российская ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы) и кафедр, которые осуществляют подготовку социальных работников. Все это в своей совокупности говорит о том, что социальная работа продолжает развиваться во всех направлениях: как в практическом, так и в научно-теоретическом.

1.2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Истоки психологических теорий, оказывающих непосредственное влияние на формирование методов работы с клиентами в социальной службе, восходят еще далеко к 3игмунду Фрейду, который впервые описал феномен бессознательного и его влияние на поведение и личность человека. Фрейд утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, впечатлениями детства. Он выделял три уровня психического: сознание, подсознание, бессознательное, на котором находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов. Позже, развивая мысль Фрейда, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг описал коллективное бессознательное — то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от одного поколения к другому в виде архетипов (образований, существующих уже при рождении ребенка и содержащих опыт предыдущих поколений).

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

Оглавление Введение Глава 1. Личность и психологический статус безработного Глава 2. Социальный портрет безработного в России Глава 3. Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус Заключение Список литературы Введение Проблема возрастающего количества безработных, и процедура из сокращения - одна из наиболее актуальных проблем государства. Сокращение ...

Именно архетип, по мнению Юнга, направляет и организует психику.

В современной психиатрии этот феномен получил также название «генетическая память», т.е. глубинная память человека о культуре его предков, их традициях, ценностях и приоритетах.

Важной особенностью психоаналитической концепции является настаивание на том, что бессознательное в психике играет ведущую роль.

Другими словами, у ребенка формируются цели и жизненные планы, которым он сознательно или бессознательно следует, равняясь на какой-то образец, который становится для него авторитетом. Из этого возникают мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные механизмы. Индивидуальная психология Адлера, кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает еще и чувство общности (врожденное).

Таким образом, Адлер предпринял попытку гуманизировать человеческую личность, не ставить ее в жесткие рамки зависимости от неуправляемых сил бессознательного.

Современный психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Поэтому центральным понятием является конфликт — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты — манера поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков.

14 стр., 6716 слов

Психологические методы в социальной работе

... пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты. Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям - диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп ...

Типичными для психодинамического подхода являются такие теории, как эго-психология (А. Фрейд), Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э. Берн) и кризисная интервенция (Г. Голан).

Эго-психология проникнута верой в человека, в силы его личности, что в значительной степени приближает ее к гуманистическому направлению. Использование идей психоаналитического направления в целом и эго-психологии в частности в практике социальной работы связано с пониманием и учетом защитных механизмов личности.

Основная сущность Я-психологии (self-psychology) состоит в рассмотрении «Я» как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения. Здесь большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.

Трансактный (или структурный) анализ — это своеобразный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Э Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (системой чувств, поведенческими схемами своего Я).

Репертуар этих состояний он назвал так: «Родитель» (сходное с образом родителей), «Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок» (начало, действующее с раннего детства).

Кризисно-интервентная модель настаивает на необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (четко регламентированного, базирующегося на методах психологического воздействия) в психический мир клиента для того, чтобы установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы. Г. Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. Основанная на психодинамических идеях кризис-интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, с тем, чтобы они могли снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.

Нужно добавить, что кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов, имеющихся как у самой личности, так и в ее социальном окружении.

Гуманистическое направление в психологии возникло и стало активно использоваться психологами в последние десятилетия. К этому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Фрица Перлса (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по двум причинам: во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.

Сущность гуманистической психологии К. Роджерса — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий интенциональности — необходимости для нормального существования человека свободы, гуманности, выбора.

Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личности Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум).

Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать.

Теория и методы, разработанные Франклом, популярны, широко используются в психологическом консультировании, в психотерапии, начинают активно применяться в социальной работе.

Современные подходы в гештальт-психологии, которые важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Фриц Перле. В основе его подхода лежат непосредственные чувства и переживания, актуальный опыт. С позиции данного направления, гештальт — это принцип целостности (или фигура), действующий либо внутри контекста, либо на определенном фоне. Согласно взглядам Перлса, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в его понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегию и технологию социальной работы.

Специалисты подчеркивают, что гуманистическое начало в гештальт-теории связано с констатацией положения о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Другими словами, ни решение «быть лучше», ни просьбы, ни требования других людей, как правило, не приводят к активным внутренним изменениям.

В последние годы, как отмечает Е.И. Холостова, возникает методологическая, теоретическая и технологическая необходимость сочетания различных психологических подходов. Это особенно важно для социальной работы.

Такое соединение возможно двумя путями: эклектическим или конструктивным. В первом случае выбираются наиболее понравившиеся специалисту положения того или иного подхода и механически объединяются между собой. Такой путь возможен, что нередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование различных подходов в нем связано с формированием иных принципиальных положений, отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направление получило название психосинтеза, которое возникло буквально в последние десятилетия.

Современный психосинтез требует сочетания различных методологических, теоретических и технологических воззрений в целом и нового метода для каждого клиента в отдельности. В центре такого подхода — построение новой концепции человека, его личности. Психосинтез используется в различных сферах деятельности: психологическом консультировании, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личности помощи и поддержки в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Для социального работника важным является наличие умений и навыков по использованию различных методов работы с индивидами, группами, разрешению проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным является комплексное практическое использование методов и теорий психологии.

Глава 2. Реализация психологических методов в социальной работе

2.1 Сущность и значение психологии в работе с клиентами

Для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей сегодня любому социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности.

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается сегодня и тем, что социальный работник (по Е.И. Холостовой):

а) во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание;

б) во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту;

в) в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям;

г) в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды).

У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия, аутизм и т.д.

Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений.

Объектом деятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей.

Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается и в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия — человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются разные жизненные стратегии.

Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, экстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности. Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются сегодня в центре внимания.

Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками и молодежью, отличающимися асоциальным поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, наркотоксикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым «кризисным психическим состояниям» и др.

Особой психологической компетенции в социальной работе требует деятельность с так называемым перемещенным населением. Эта категория — новая для нашей страны. В частности, мигранты, т.е. люди, меняющие место жительства, временно выезжая на сезонные или другие специальные работы, как категория населения обладает следующей общей характеристикой: оторванность от обжитых мест и своеобразный стиль жизни, обусловленный социальными, психологическими, экономическими потерями.

Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том плане, что, несмотря на уменьшение общественного участия в социальной помощи, наблюдаемое в настоящее время, в нашей стране начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуждающихся людей, которыми так богата была наша Родина в прошлом.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Социальная помощь клиенту специалистом по социальной работе оказывается по нескольким направлениям практической психологии:

сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является и психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

2.2 Применение психологических технологий в практике социальной работы

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления (по Е.И. Холостовой):

а) психодиагностика,

б) психологическое консультирование,

в) использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.

Психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типа темперамента и т.д..

В психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание на следующие достоинства этих методик (по Е.И. Холостовой):

они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);

информация поступает в виде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида с другими людьми;

информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Социальный работник, используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для получения более полной и объективной характеристики клиента, при необходимости направляет его к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования.

Тест — очень тонкий и порой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать его потенциальные возможности, правила интерпретации, четкость процедуры тестирования, правила соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.

Вместе с тем грамотное использование тестирования расширяет горизонты психолога и социального работника. Однако нередко увлечение решением очевидных, явных проблем приводит к забвению того, с каким типом клиента они имеют дело. То, как психолог и социальный работник воспринимают клиента, часто сказывается на их суждениях. Тесты — это удачный способ избежать предвзятости. Они дают возможность сбалансировано оценивать ситуацию.

Психологическое консультирование населения — новый вид практической деятельности отечественных психологов.

Е.И. Холостова различает психологическое консультирование и психотерапию.

Консультирование — это оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Психолог-консультант может помочь личности посмотреть на себя как бы со стороны, осознать проблемы, которые она не контролирует, изменить установки отношения к окружающим и в соответствии с ними корректировать свое поведение и др.ьПсихотерапия — долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокими изменениями в ее структуре. Нередко высказывается мнение о том, что психотерапия — это работа с патологической личностью. Но на практике понятия психотерапии и психологического консультирования сливаются. Консультирующие психологи проводят иногда много встреч с клиентами и работают глубже, чем психотерапевты.

Представители многих психологических школ считают, что основная цель психологического консультирования — помочь личности жить в условиях психологического комфорта, положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «о’кей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс) и др.

Психологическое консультирование осуществляется, если (по Е.И. Холостовой):

) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным.

В этой связи изменяется и содержание термина «реабилитация» — из чисто медицинского понятия оно превращается в психологическое, наполняется психологическим содержанием — реабилитация рассматривается как комплекс различных воздействий, опосредованных через личность клиента.

В настоящее время психологические воздействия проникают все шире и глубже в психогигиеническую, психопрофилактическую, лечебную и реабилитационную деятельность врачей, медицинских психологов, психологов-консультантов, социальных работников. Применение психотерапии выходит в настоящее время за традиционные рамки нервно-психической патологии (неврозы, алкоголизм, психические заболевания) и все больше проникает в область предболезни, к практически здоровым людям с так называемыми факторами риска. В частности, более значимой становится роль медицинского психолога в психокоррекционной (по сути, психотерапевтической) работе.

Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от компетентности и опыта специалиста. В дополнение к вышеизложенным можно предложить дополнительные технологические способы, которые могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной социальной работе: психодрама и музыка как средства психологического воздействия.

Психодрама — метод, разработанный в 20-х годах. Д. Морено. В ней человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой базируется на его проблемах. Он получает полную возможность свободно выражать свои чувства в различного рода импровизациях, где другие люди («актеры») исполняют роли основных персонажей реальной жизни. Цель психодрамы — помочь клиенту раскрыть самые глубинные переживания в гораздо более яркой и действенной форме, чем методы, основанные на словесном описании эмоций Психодрама — метод групповой работы, направленный на активизацию эмоций всех участников. Обычно у кого-то из членов группы во время словесного обсуждения проблемы появляется потребность вновь «прожить» определенный эпизод жизни со всеми деталями. Этот участник выходит в круг и постепенно вовлекает членов группы в «свой спектакль». Но такой «стихийный» вариант не всегда может быть удачным, поэтому Д. Морено разработал схему «управляемой» психодрамы:

) протагонист — главное действующее лицо драмы, чья проблема «разыгрывается»;

) вспомогательные игроки — партнеры по игре, исполняющие любые роли, назначаются режиссером или протагонистом;

) зрители — остальные члены группы, оставшиеся без роли (их может и не быть);

) сцена — пространственная организация психодраматического действия, т.е. своеобразный эпицентр игры, который может располагаться в любом месте, где находятся участники: в классе, поле, квартире, молодежном лагере; тем не менее «устройство» сцены — важная часть психодрамы.

В психодраме выделяют три этапа: разогрев, действие и обмен чувствами, в организации которых используются и специальные техники. На первом этапе режиссер должен умело выбрать протагониста с такой проблемой, которая наиболее актуальна для группы в целом. На этом же этапе протагониста вводят в ту жизненную ситуацию, которая будет разыгрываться, участники рассматривают роли, разбираются действия и т.д. На втором этапе психодрамы проводится инсценирование события. На третьем этапе участники делятся своими чувствами и переживаниями. Эта фаза интеграции протагониста и группы нужна для того, чтобы у каждого участника всплыл свой собственный материал для психодрамы.

Музыка воздействует на психику, самочувствие человека, его психическую активность глубоко и разнопланово, и об этом написано немало работ. В этой связи следует отметить, что музыкальное оформление является сопровождением практически всех психологических тренингов.

Эмоциональное воздействие музыки не зависит ни от возраста, ни от профессии, образования, менталитета, национальности. Это происходит потому, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека. Поэтому она свободно, ненавязчиво, но в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные реакции. Музыка — важнейшее средство коммуникации и интеграции.

Музыка невербальным образом отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие, влияет на характер человека. Использование музыки при воздействии на психику человека происходило в двух направлениях: это «американская» и «шведская» школы. В первом направлении музыка используется как вспомогательное средство воздействия на психическое, как поиск простых или сложных музыкальных форм, оказывающих возбуждающий и успокаивающий эффект. «Шведская школа», испытавшая влияние психоанализа, отводила музыке одну из центральных ролей, считая, что она способна проникнуть в «глубинные слои личности».

В настоящее время музыка используется в широком диапазоне, выполняя регулирующую, реактивную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, рекреативную и другие функции. В психологическом консультировании музыку рекомендуется использовать в следующих целях:

) образование и коррекция межличностных отношений;

) активизация самоосознания личности средствами самовыражения.

Музыка эффективно используется при работе психолога как с индивидом, так и с группой. Варианты различны: простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев; прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополнительный социально-психологический эффект).

Возможны и активные формы, такие, как исполнение музыки испытуемыми на инструментах, пение, сочинение музыки, исполнение танцев под музыку. Известен метод музыкальной графики — рисование под музыку, активизирующее самостоятельность, улучшающее внимание, память, оказывающее успокаивающее и расковывающее воздействие.

Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная задача использования различных технических приемов, технологий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из основных направлений интеграции психологии и социальной работы.

Заключение

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях, в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе.

Социальные работники имеют дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально — психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д.

Основная цель социальной работы — улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

Проведенное исследование выявило тесную и неразрывную связь теории социальной работы и психологии.

Задачи настоящей работы, заключающиеся в исследовании теоретических аспектов использования психологии в социальной работе, а также практической реализации психологических технологий в работе с клиентами социальных служб, выполнены. Следовательно, цель настоящей работы — выявление взаимосвязи теории социальной работы и психологии — успешно достигнута.

Проведенное исследование позволяет нам сделать ряд важных выводов:

Социальная работа, которая формировалась из обычной благотворительной помощи нуждающимся в профессиональную деятельность, сегодня является также и областью научного знания, и учебной дисциплиной.

Сфера социальной работы очень тесно и неразрывно связана с другими общественными науками и, прежде всего, с психологией.

Связь психологии и теории социальной работы проявляется как в теоретических, так и в практических аспектах.

Психологические технологии оказывают серьезнейшее влияние на формирование методов и способов работы с клиентами в социальной службе.

Задачи проведенного исследования, заключающиеся в анализе теоретических предпосылок использования психологии в социальной работе, определении социальной работы как области научного знания, а также изучении практической реализации психологических технологий в работе с клиентом, успешно выполнены. Цель исследовательской работы — выявить взаимосвязь теории социальной работы и психологии — достигнута.

Список используемой литературы

1. Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. — М.: Дашков и К, 2008. — 364 с.

. Жуков, В.И. Введение в профессию: Социальная работа / В.И. Жуков. — М.: Издательство РГСУ, 2011. — 408 с.

. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. — М.: Проспект; Велби, 2008. — 416 с.

. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 82 с.

. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 236 с.

. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-Ф, 2012. — 267 с.

. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. — М.: Академия, 2006. — 224 с.

. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 432 с.

. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. — М.: Юристь, 1999. — 334 с.

. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с.