Методы социальной психологии.

-методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);

-метод моделирования;

-методы управленческо-воспитательного воздействия;

-методы социально-психологического воздействия.

Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях.

Метод анализа документов — это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.).

Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека.

Метод опроса, а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе.

Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.

Эксперимент-эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия.

Моделированиев социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.

Первое – это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

Второе – это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:

9 стр., 4066 слов

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...

... управляющей и управляемой системы по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленной цели [21,17]. По ... качественной специфики, оптимизации и развития. Бывают разные воздействия. Одни направлены на систему, другие – на ... рекомендации для повышения эффективности управленческой деятельности директора школы. Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, обобщение. ...

-Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления);

-Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы;

-Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения.

Методы социально-психологического воздействия — это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.(тренинги,беседы,игры).
41. Коммуникативная сторона общения. Средства коммуникации.

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.

Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:

1) почерк;

2) околоречевые(интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);

3) кинесические(мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);

4) дистанции (зоны) общения(т.е. расстояние между партнерами);

5) организация пространства(расположение партнеров друг относительно друга);

6) место общения(территория, на которой происходит общение);

7) время общения(не только время суток, но и момент состояния партнера);

8) запахи(парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

18 стр., 8906 слов

Общение и коммуникативные барьеры

... общения влияют коммуникативные барьеры. Трудности в общении происходят в большей мере от незнания способов и приемов выхода из сложившихся ситуаций в ходе общения индивидов. 2. Процесс и структура процесса общения. Межличностную коммуникацию ... содержательное и экспрессивное (т.е. выразительное) измерение. Содержательный аспект — та информация, которая передается в сообщении. Одна и та же фраза может ...

9) стиль партнеров(одежда, прическа, аксессуары и пр.).

К вербальным средствам относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении.