Проблемы самоиндификации подростков в субкультурах постсоветского периода (на примере движения хиппи)

Курсовая работа

«Проблемы самоиндификации подростков в субкультурах постсоветского периода (на примере движения хиппи)»

Вступление

Исторически сложилось, что на определенном жизненном этапе подростки объединяются в группы, становятся частью молодежной субкультуры. Их объединяет общая сфера интересов, мнений, формируется жизненная позиция. Объединение подростков в группу — явление, имеющее место в истории на протяжении сотен веков. К изучению данного вопроса подходили ученые, являющиеся представителями разных школ и направлений. Историки, социологи, психологи, а также биологи (этологи, антропологи) неоднократно обращались к теме, касающейся молодежных субкультур, самому факту стремления подростков объединиться в некоторую общность, отделенную, но, тем не менее, зависимую от общества, в котором они живут.

Предметом данной курсовой работы является выяснение сущностных закономерностей развития молодежных группировок, анализ проблематики становления личностного самосознания, самоопределения подростков, их самоиндификации на основе принадлежности к определенной субкультуре.

Целью данной курсовой работы является определение:

1.закономерностей образования и развития молодежных субкультур постсоветского периода;

2.причин объединения подростков в группу;

.социальной структуры, символики, норм и ценностей молодежной субкультуры (на примере движения хиппи (Rainbow people));

.закономерностей психического развития молодежи, характерных для данного возрастного периода (17−25 лет);

.личностных особенностей подростков, самоиндификация которых основана на принадлежности к определенной группе;

.структуры самосознания подростков (самопознание, самоотношение, саморегуляция), «Я-концепция».

12 стр., 5759 слов

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники

... . Возрастная периодизация Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных возрастных периодов. Содержание, название и временные границы определяются ... и Я» характеризуется как промежуточная социализация (неустойчиво мировоззрение и характер подростка. Устойчиво концептуальная социализация в юношеском возрасте (18-25 лет) – ...

В качестве задачи данной работы можно выделить выяснение сущностных особенностей субкультур, определение субкультур, получивших распространение в современной России. Феномен «субкультура» рассмотрен с точки зрения современных психологический концепций.

Субкультуру можно определить как культуру четко определенной части внутри большого общества. Считается, что она отражает доминирующие модели большого общества, но имеет, кроме того, специальные отличия от общей культуры, ценности, нормы и обычаи. Этот термин имеет тенденцию использоваться довольно субъективно, т.к. фактически невозможно определить, на сколько различны, должны быть эти культурные модели для того, чтобы можно было применять это название.

В современной России можно выделить молодежные движения (субкультуры).

Наиболее существенными являются следующие: Молодежная Субкультура Славянского Неоязычества; Общество Сторожевой Башни (общество религиозной направленности); Общество буддистов Кармы Кагью; Молодые Христианские Демократы; Скинхеды; Натуристы (нудисты); Молодежная лесбийская субкультура; Сорокоманы; Хиппи (Rainbow people).

Можно выделить ряд факторов, характеризующий различия в направленности субкультур. Различны идеология, структура движения, философское содержание, нормы, ценности, внешняя маркировка тела, но есть фактор, объединяющий субкультуры. Это психологический фактор. Молодежь, являющуюся представителями разных движений объединяет система межличностных отношений, объединяют механизмы социализации, самоопределения, самоиндификации. Становление структуры самосознания происходит на основании принадлежности к субкультуре.

Задачей данной курсовой работы становиться рассмотрение закономерностей образования развития молодежных субкультур с целью определения закономерностей психологического развития личности, закономерностей ее социализации, самоопределения и самоиндификации.

11 стр., 5209 слов

Неформальные молодежные движения, или Я — неформал

... общества, но случается такое довольно редко. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Цель: · Изучить молодежные субкультуры ... «Свердловский областной медицинский колледж» РЕФЕРАТ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ИЛИ Я - НЕФОРМАЛ Исполнитель: Зинятуллина А ... при настройке звучания. Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники, гитаристы- ...

Курсовая работа представляет собой результат исследования теоретической части имеющихся материалов по проблематике образования и развития молодежных группировок. Также были использованы исследования, проведенные факультетом социологии СПбГУ, С-Петербургской Ассоциацией социологов и Институтом социологии РАН за последние несколько лет в области изучения молодежного движения и субкультуры Санкт-Петербурга.

Закономерности развития молодежных культур были рассмотрены на примере субкультуры славянскно неоязычества, движения индианистов и подробней движение хиппи (Rainbow people).

1. Подход к проблеме молодежных субкультур с позиции этологии

Остановимся на научных данных, представляемых нам этологами. В.Р. Дольник в своей работе «Непослушное дитя биосферы» обращается к вопросам, касающимся доисторического прошлого человека, его биологического начала. Объединение молодёжи в группу автор считает биологически детерминированным и приводит соответствующие доказательства. В.Р. Дольник в своей книге пишет о том, что поведение человека во многом детерминировано врожденными программами и одна из этих программ — потребность в групповых пошумелках. Пошумелки на стадионе (с подпрыгиванием, криком, топотом, грохотом, треском трещалок) происходят вообще без речевого общения, в нем и не нуждаются. Так случалось в Древнем Риме, так происходило в современном Лондоне — у народов, уважаемых за их разумность и выдержку. Мы смело можем предположить, объединение в группу, какое-либо совместное действие, «заражение» детерминировано не столько уровнем развития общества, сколько биологическими механизмами человека. В самом объединении подростков в группу имеет место механизм бессловесного, внеразумного общения и единения. Всем нам знакомо ощущение понимания молодежи друг друга без лишних слов, при каком либо совместном действии.

20 стр., 9538 слов

Коррекция агрессивного поведения подростков 2

... и формы коррекции агрессивного поведения у подростков агрессивное поведение подросток коррекция Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию всех её областей, которые ... эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; - развитие позитивной самооценки. Таким образом, применяя психологические методы коррекции поведения агрессивных подростков можно решить следующие задачи: ...

Этологами установлено и экспериментально подтверждено, что групповые демонстрации не единственная, а одна из многих форм группового поведения животных. Другая форма такого поведения — клубная. Клуб охватывает один слой социальной структуры животных одного вида. Суть клуба состоит в том, что несколько, а иногда и очень много особей одного ранга собираются вместе и на время сборища уединяются от других членов животного общества. В клубах ничего «общественно-полезного» не делают. Там проводят свободное время, отдыхают, играют, общаются. Биологическое значение клубов разнообразно. Они являют собой и безопасное место для отдыха под коллективным присмотром, и место, где реализуется потребность в игровом поведении, и место отдыха от напряженных иерархических отношений доминирования-подчинения. Естественный отбор закрепил социальный статус в форме инстинктивных ограничений на проявление агрессивности и демонстрацию ранга, пока животное находится в клубе.

Можно подвести некоторую черту. Клуб имеет несколько признаков: есть известное всем членам уединенное от посторонних место сбора; никакой цели, кроме отдыха и развлечения, сборище не имеет; посещают его по потребности; собираются равные, часто просто ровесники; иерархической структуры в клубе нет даже у видов, в иных местах поддерживающих жесточайшую иерархию; нет, естественно, и лидеров; все должны быть «свои»; из клуба никуда все вместе не движутся, из клуба расходятся каждый сам по себе. На заведомо не «своих» клуб реагирует отрицательно: если в силах, то прогоняет, а нет — расходится и может собираться в другом, резервном, месте. Нами было выяснено, что гены клубного поведения передаются по наследству от предыдущего поколения. Эти гены требуют своей реализации и находят её в тех или иных формах нашего поведения.

Можно предположить, что программа, как образовывать клуб, его правила уже заложены в нас. От нашего разума зависит только то, чем мы заполним клубную жизнь.

3 стр., 1146 слов

Девиантное поведение социальная проблема.

СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА. § 1. Понятие социального отклонения и девиантного поведения. § 2. Виды социальных отклонений: негативные и позитивные девиации. § 3 ... граждан. Особенно остро проблема социальной дезадаптации, маргинализации и девиации коснулась молодого поколения. Как следствие, в подростковой и молодежной среде резко возрос уровень ...

У детей стремление собираться в клубы в основном подсознательно. У подростков свои клубы, и в этой тяге собираться в них они так же бессознательны, как маленькие дети. Сами подростки не знают истинных мотивов, побудивших их собираться в клубы. Сознательно они не в силах определить, в чем их цели, программа.

Можно предположить, что молодежные движения современности биологически детерминированы. Они являются следствием врожденной потребности подростков объединяться в группу и образовывать свою субкультуру.

Биологами и социологами человеческая сущность определена как биосоцильная. Природа человека двойственна. До сих пор до конца не определено что является определяющим в поведении человека: биологическое или социальное. Науками очень подробно рассмотрены социологические, психологические и культурологические детерминанты жизни, поведения, мышления человека. Но нельзя забывать и о биологических механизмах, обращение к которым может дать частичные ответы на вопросы.

Невнимание к вопросам этологии может привести к искаженному пониманию человеческой природы.

В прошлые периоды развития человеческого общества жизнь была строго ритуализирована, традиционна. Тогда строго регламентировалась вся жизнь молодежи. В нужном возрасте подростки удалялись в отдельные молодёжные дома, оттуда они по мере надобности возвращались, проходили инициацию и принимались в общество взрослых. В этом обществе песни и пляски были строго ритуализированы. Традиции и ритуалы канонизировали поведение людей. Это в сильной мере снимало конфликт подростков и взрослых.

В настоящее время в обществе, где поведение людей не регламентировано традициями и ритуалами встает проблема идеологического и профессионального самоопределения подростков. Это также находит свое выражение молодежных субкультурах, включенность, в которую значительно облегчает этот процесс, давая определенную систему приоритетов.

22 стр., 10933 слов

Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления

... ……………………………………..стр.24 Литература………………………………………………………………………………….стр.26 Раздел І. Биологическое и социальное в человеке, уровни проявления. В цепи человек стал последним эвеном, И лучшее все воплощается в ... . Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания ...

2. Концепция социального проявления тела, позиция антропологии

самосознание подросток субкультура хиппи

Для дальнейшего ознакомления рассматривается позиция антропологов к проблематике развития молодежных движений. В статье Т. Щепанской «Антропология молодежного активизма» проводится описание форм социальной активности молодежи в антропологической перспективе. Многообразие форм разложено на сопоставимые элементы — витальные практики — и описано в терминах репродуктивного, силового, питейного, пищевого, территориального поведения. Такой подход позволяет обнаружить определенные закономерности, которые проявляются на уровне практик и их интерпретации. Это дает возможность рассмотреть процессы социализации, самоорганизации сообществ, а также символизации и реализации лидерства с несколько другой стороны.

Т. Щепанской были проведены исследования с целью выяснения основы консолидации молодежных обществ, каким образом молодежная среда распадается на множество течений и группировок. Что их разделяет и объединяет: цели, идеологии. Е. Были проинтервьюированы члены Движения Ультрарадикальных Анархокраеведов. На основании отчетов можно было сделать вывод о идеологической индифферентности представителей группировки. Характерно, что в отчетах подробно описываются театрализованные акции, попойка на корабле, панковски мрачное место проведения съезда и его атмосфера — полная спонтанность, ничего конкретного. Зато демонстративно акцентируется незначимость программ, идей решений.

Т. Щепанской были проведены интервью, целью которых было выяснение идеологической основы молодежной субкультуры. Были проинтервьюированы члены молодежных группировок. На основании полученной информации можно было сделать вывод об идеологической индифферентности. Практически во всех группировках молодые люди акцентируют стиль жизни (прежде всего телесную культуру) как определяющий фактор внутригрупповой идентичности и межгрупповых связей (объединения и размежевания).

8 стр., 3920 слов

Социологическое исследование 3

... Лукман, М. Брейк. Большинство последних исследований молодежной культуры было связано с использованием качественных методов, ... группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей ... , выступающее против всяких войн. Много общего у хиппи можно найти с возникшим ... свидетельствует также опыт других исследова-тел ей, наиболее влиятельным из ...

Следовательно, изучение стилевых особенностей может иметь едва ли не большую прогностическую значимость, чем анализ провозглашаемых идей и ценностей.

Согласно работе автора витальная структура может быть понята в рамках концепции «социального проявления» тела. Молодость — время социального самоопределения, имеющего, в частности, телесное измерение: в этот период тело человека «проявляется» в социальном мире. Тело приобретает систему социальной значимости, а, следовательно, видимости и свойств, витальных функций, которые затем предъявляются социуму. По существу, речь идет о телесном измерении процесса социализации

Еще одно воплощение стратегии «социального проявления тела» — культ «свободной любви», принесенный в свое время хиппи на знамени сексуальной революции и популярный и по сей день в ряде молодежных сообществ.

Сексуальная свобода характерна для натуристов. Под «свободной любовью» понимается несколько практик. Практика «брачного поиска» (и вообще поиска и выбора брачного партнера).

Во многих сообществах — от фан-клуба до партийной ячейки или религиозной секты — мотив поиска партнера — едва ли не основной мотив группирования. То есть мы, просто имеем дело с репродуктивно-поисковой активностью индивидов. Конкретные практики молодежных движений в своём большинстве укладываются в концепцию «социального проявления» тела. Тогда внутригрупповые процессы можно представить как «формирование» тел в соответствии с нормами данной субкультуры, а публичные акции — как их размещение в социальном пространстве (освоение территории).

Принадлежность к тому или иному молодежному сообществу во многих случаях переживается их членами как модификация собственного тела в соответствии с нормой (эстетической, физической) сообщества. Воспроизведение группового телесного образца становится важным элементом идентичности.

Социальные маркеры молодежных движений.

Прическа. Особенно большое внимание уделяется прическе. Длинные волосы — хайер (от англ. hair — волосы) нередки в среде индианистов, ролевиков, хиппи. Здесь проявляется несколько феминная ориентация, культура «природы», «естественности» и «свободы».

Лицо. Процесс формирования затрагивает и лицо, оформление которого само выражение имеют знаковый смысл во многих молодежных сообществах. Часто для определения принадлежности к группе — «своего» достаточно посмотреть в лицо хиппи, чтобы узнать его и без длинных волос, феничек на руках.

Маркирование тела. Можно смело утверждать, что маркирование тела посредством популярных практик (татуировка, роспись, просто украшения), с помощью которых тело приобретает знаковость, а тем самым значимость для окружающих, становится социально «видимым», проявляясь в социальном мире. Наверно наиболее известный и заметный способ маркирования тела — татуировка, тематика которой указывает на групповую принадлежность своего обладателя. Сама татуировка — болезненная процедура, несущая элемент испытания, инициации, посвящения в группу. Маркирование тела групповой символикой должно обозначать принадлежность к группе — именно телесную принадлежность: тело тем самым отдается во власть группе.

В сообществах, близких по стилю к хиппи, а также в богемных кругах маркирование тело тяготеет к минимизации боли. Изображения сложнее, чем в других группировках. Часто ограничиваются росписью тел специальными красками, что воспринимается как художественный перфеманс. Сексуальная символика здесь выступает на первый план.

Подводя итог, можно сказать, что тело помечают знаками принадлежности к группе и непринадлежности к социуму, который эти знаки шокируют. Иными словами: выводится из-под власти социума и передается во власть группы.

В работе Т. Щепанской сделан акцент на вопросе: почему, или каким образом знаки витальных функций становятся групповыми символами. Было высказано предположение, что, эти функции играют консолидирующую роль, опосредуя образование сообществ и поддержание групповой сплоченности. В своем исследовании автор сделала вывод о том, что общая стратегия социального «проявления» тела реализуется не только в практиках формирования его внешнего облика, но и в «открытии» его основных витальных функций: репродуктивной, силовой, пищевой и т. д. Значительная часть групповой активности состоит в демонстративном, публичном проявлении этих функций.

Сообщество задает определенные правила телесных отправлений, формирует тот или иной культурный стереотип их реализации.

В молодежных субкультурах, достаточно агрессивных по своей идеологии (например, скинхедах) насилие является одной из наиболее распространенных форм определения границ «своих» и «чужих». Нападение представителей одной из группировок на другую, идеологическая основа которой расходится с представлениями первой, распространенное средство для подтверждения границ.

Это своего рода замещенная агрессия, символ, ритуал. Это есть своего рода самоиндификация со значимыми для группы символами.

На основании исследования Т. Щепанской можно сделать вывод о том, что Множество форм молодежной активности можно представить в рамках концепции социализации как «социального проявления» тела. Внутреннюю жизнь сообществ оказывается возможным представить как социальное формирование тел их участников: освоение культурных практик осуществления телесных функций. Публичные акции — как размещение тел в социальном пространстве.

3. Психологическая и идеологическая мотивация участия в молодежных группировках

Идеологическая мотивация.

А. Гайдуковым было проведено исследование субкультуры славянского неоязычества в Санкт-Петербурге. На основании отчетов интервьюируемых автором были сделаны предположения об идеологической мотивации участников движения. Согласно данным его исследования, в различных группах молодежных объединений можно выделить следующие идеологические мотивации. Экологическим группам свойственны охрана природы, натуризм, защита человека от каменных джунглей и синтетического питания, обращение к Матери-сырой земле. Идеологическими мотивациями для этнографо-иторико-ролевых групп стали воспитание детей, не оторванных от культурных корней, ретранслируемых через обряды, восстановление лекарских и знахарских традиций, фольклорные элементы.

Психологическая мотивация.

Психологическая мотивация участия в группировке обычно связана с компенсаторной функцией. В субкультуру могут идти и социальные деприванты, и нереализованные лидеры. Здесь они могут получить уважение и власть. Социально нереализованные люди, сублимированные в субкультуре, только здесь осознают себя востребованными личностями. Их личностная самопрезентация основана на принадлежности к субкультуре. Частичная и полная сублимация психологически и социально может быть рассмотрена как патологичная. Можно сделать предположение, что некоторые участники движения — социально невостребованные личности, нереализованные ни профессиально, ни семейно. Возможно, покажется смелым утверждение, что именно в советское время, когда было крайне сложно реализоваться профессионально, учебно, стало модным увлечение скалолазанием, фотографированием, походами. Научно подтвержден факт наличия у человека потребности в самореализации. Биологами, психологами, социологами, культурологами до сих пор ведется спор, чем детерминирована потребность человека в личной самореализации. Можно смело утверждать, что среди людей, включенных в группировку или имеющих какое-либо хобби, заменяющее им реальную жизнь, есть люди со специфичными личностными и типологическими чертами, определяющими их склонность и стремление принадлежать к субкультуре. Дальше их полная или частичная включенность в группу зависит от степени их психического здоровья, уровня развития интеллекта. Безусловно, есть социальные, культурологические, психологические и антропологические причины включенности человека в группировку. Это можно и нужно исследовать. Частично исследования уже проведены. Институтом социологии РАН, факультетом социологии СПбГУ, Санкт-Петербургской Ассоциацией социологов в течение нескольких лет проводились исследования. Предметом исследования выступили молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга.

4. Взаимодействие субкультуры и культуры

А. Годиной было проведено исследование субкультуры индианистов с целью исследования взаимодействия субкультуры и культуры. Автор статьи присутствовала на фестивале индианистов, где был использован метод включенного наблюдения, интервью. Исследования подтвердили научные данные, согласно которым принято выделять следующие закономерности взаимодействия субкультуры и культуры. В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит конфликт норм, ценностей, идеологии. Этот же конфликт становится причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру (так как участие в субкультуре добровольно).

Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в её пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой. Любая субкультура — это сложная структура со своими традициями, взаимоотношениями и обычаями. Ниже будет рассмотрен конфликт, способы его решения и пути взаимодействия субкультуры с общей культурой.

Л.Г. Ионин в книге «Социология культуры» описывает пять способов разрешения конфликтов типа «культура-культура» по Ф. Боку. Ниже приведена эта же классификация, примененная к конфликту типа «субкультура-культура».

1.Геттоизация. Такой способ разрешения конфликта возможен только в сектах или в организациях, близких к ним по нормам «закрытости». Это означает полную оторванность субкультуры от внешнего мира, т. е. от внешней культуры. Так как в субкультуру объединяются люди, являющиеся представителями общей культуры, нельзя утверждать факт их полной изоляции.

2.Полная ассимиляция. Этот вариант скорее невозможен, т.к. подразумевает полное исчезновение субкультуры в общей культуре, ее последующее растворение.

.Колонизация. Внедрение норм и поведения, свойственных субкультуре на всем пространстве культуры.

.Частичная ассимиляция. Это наиболее распространенный вариант взаимодействия субкультуры и культуры. Это означает, что человек более или менее адаптирован к общей культуре. Он не старается отделиться от нее. Этот человек будет частично или полностью социализирован в общей культуре, т. е. он профессионально или учебно реализован, возможно, у него есть семья. Одним из главных критериев оценки социализации человека будет его психологическая включенность в процесс своей деятельности. Чувство его внутренней свободы при взаимодействии с обществом. Этот человек на работе (учебе) свободен в своих деятельностных проявлениях. Он не нуждается в постоянном подтверждении факта принадлежности к субкультуре, «маркеров». Являясь частью общей культуры, этот человек самодостаточен, независим в своей самооценке от окружающих, он целостен в своем психическом развитии, у него низкая степень конформности.

.Промежуточный тип. Этот тип можно определить как идеальный способ выхода из конфликта, продуктивный и полезный и для культуры, и для субкультуры, способ здорового взаимодействия.

Членам субкультуры часто доступна такая информация (или такие каналы ее получения), которые недоступны культуре в целом. Внутри субкультуры почти всегда существует творчество, которое может оказаться объективно значимым и интересным. (Примером может служить андеграунд, который «вышел из подвалов» и принес в нашу культуру свое творчество).

Членство в той или иной субкультуре побуждает человека заниматься чем-либо (учебой, наукой, искусством и т. д.) интенсивнее и эффективнее, т.к. благодаря этим занятиям он получает признание значимых для него людей.

Итак, выделены пять способов решения конфликта «субкультура-культура». Не обязательно все члены одной субкультуры решают этот конфликт одинаково. Это зависит от степени поглощенности человека данной субкультурой и от степени его самореализации в общей культуре.

5. Причины становления и развития молодежных движений как субкультур

Согласно исследованию А. Гайдукова в области славянского неоязычества молодежную субкультуру можно рассматривать как мировоззрение, как общественное движение. Автор приводит следующее утверждение: «Молодежное движение как общественное ориентировано на поиск и обретение новой идентичности и новых ценностей постмодернизма — индивидуального стиля жизни и автономии. При этом в его организационной структуре также могут присутствовать децентрализация, самоуправление и горизонтальная сеть коммуникации между небольшими неформальными группами.

Предпосылки для формирования субкультуры появляются тогда, когда имеют место изменения в ресурсах, организационных и политических возможностях. Внешние и внутренние факторы становятся ресурсами субкультуры в условии их мобилизации. Говоря о внешних факторах, необходимо выделять общесоциальные и политические условия, определяющие возможность появления субкультуры в данной историко-политической ситуации, и особенности организационной инфраструктуры общества".

Социально-культурный фактор.

Примерно со второй половины 1980-х гг. в СССР, а затем и в России имел место распад единой национальной идеологии, ее последующая фрагментация и дифференцировка на микроидеологии, вырабатываемые самыми разными группировками. События были следствием глобальных событий последних десятилетий, которые можно определить как постмодернизм. Вследствие перестройки произошли глобальные изменения в сознании, что отразилось в деятельности представителей творческой интеллигенции. Еще в советский период люди, находясь в состоянии духовного вакуума, обратились к наследиям предков, к религии. Дальше продолжали развиваться молодежные субкультуры, под влиянием нового времени образовывались новые, являющие собой постмодернизм.

Социально-экономические и социально-структурные условия.

Помимо культурного фактора можно отметить социально-экономические и социально-структурные условия. Одной из причин, формирующих субкультуру можно выделить структурную напряженность, выраженную в социальном беспокойстве отдельных индивидов, групп и общества в целом. Напряженность выступает как результат экономических кризисов последнего десятилетия, приведших к значительным социальным изменениям и поляризации общества.

В настоящий момент мы можем наблюдать обнищание малообеспеченных социальных групп, — то есть осознаваемое ими расхождение между ожиданиями и возможностями удовлетворения элементарных потребностей. Когнитивный дисбаланс создает психологическую напряженность, требующую разрядки. Она выражается в общении, совместных акциях и формировании субкультуры.

Социально-политический фактор.

Социально-политический фактор тесно взаимодействует с экономическим. Представители молодежных субкультур часто стремятся повлиять на общество в целом и добиться признания их политическими субъектами.

В настоящее время субкультуры получили возможность спокойно развиваться в условиях открытости современной политической системы.

Связь субкультуры со средствами массовой информации также весьма значимо для субкультур. В процессе взаимодействия формируется их образ у властей, населения, участников.

6. Субкультура хиппи (Rainbow People).

Социальная структура, язык и символика, нормы и ценности

«Радуга» (Rainbow) — это интернациональное духовное движение. Люди «Радуги» называют себя «семьей» (Rainbow Family, Rainbow People).

Этот термин, как и часть традиций, первоначально был позаимствован от самоназвания народов Северной Америки («Люди Радуги»), а позже стал восприниматься как символ гармоничного сочетания различных течений духовной мысли. Лозунг движения — «Единство с матерью-землей» — подразумевает самое широкое участие и не противоречит огромному количеству духовных течений, каждое из которых может представить себя на любом фестивале «Радуги» — ежегодном сборе «Семьи Рэйнбоу» (Rainbow Gathering).

История движения

Первый сбор семьи «Радуги» был проведен в американском штате Колорадо, у в 1972 г. Уже в то время ярко выделилось противостояние властей организации фестиваля. Теперь ежегодно 1972 г., с

по 10 июля проходит североамериканский Rainbow, где собираются до 50 тысяч человек разных национальностей.

Традиции

Обычно готовить фестиваль начинают примерно за год: уточняют место, дорогу к нему, распространяют информацию через специальных координаторов, через сеть Internet. В назначенный день происходит открытие фестиваля, отмеченное праздником, обрядами, ритуалами. Центром сбора становится Центральная Поляна, на которой вкапывают тотемный столб, часто становящийся флагштоком для радужного флага. От сюда начинается все мероприятия фестиваля: на ней трапезничают, обсуждают насущные философские проблемы. На поляне собираются дважды в день на «Пау-Вау» — это кульминационный момент каждого дня «Радуги». В течение получаса на поляне собирается народ с мисками, ложками и музыкальными инструментами. Люди общаются, музицируют, поют, танцуют. Затем люди собираются в круг, берутся за руки и начинается медитация — заимствование из восточной традиции. По кругу идут музыканты и дети: музыканты играют, а дети несут «Волшебную шляпу», в которую все желающие кладут деньги на обеспечение лагеря. Вслед за этим начинается Пау-Вау-совет. Обсуждаются насущные проблемы «Радуги»: санитарное состояние, делаются объявления о предстоящих событиях. Затем наступает момент раздачи еды.

На «Радуге» принято ходить в гости (даже к незнакомым), принимать любых гостей, бес стеснения принимать участие в танцах, играх, семинарах, музицировании. Жилье на «Радуге» самое разнообразное: палатки, типи (также используются индианистами, внешне напоминают вигвам), шатры, навесы, шалаши, спальные мешки, брошенные на землю, и просто место у костра.

В течение дня Rainbow People расслабляются, поют, танцуют, гудят в барабаны, загорают, разрисовывают тела глиной, ходят по грибы и по ягоды. На фестивале также присутствую и дети. Для них есть специальные детские типи. Любой ребенок на «Радуге» находит приют и компанию на день или на неделю, родители могут положиться на хозяйку типи, как на самих себя.

Субкультура хиппи — это «система», которая характеризуется своей моралью, этикой, эстетикой, идеологией, литературой, живописью, музыкой, религией, законами, образом жизни, мышлением. Идейная установка — равенство людей, полное уважение к праву любого на собственное мнение, отказ от навязывания каких-то мнений и действий. Свободный выбор конкретного характера своей деятельности при общей гуманитарной направленности субкультуры делает «систему» бессистемной в организационном смысле.

Входящие в эту общность юноши и девушки убеждены, что любая организация жизни рано или поздно приводит к заорганизованности, испортит отношение. Они убеждены, что любая общность, основанная на жесткой регламентации поведения, лишена исторических перспектив, и видят совершенство общественных отношений в отказе от любых структур. Согласно общей идеологии субкультуры, не должно быть лидеров и аутсайдеров — есть просто равные люди.

Деятельность «системы» привела к появлению сравнительно большого литературного материала. Наиболее известен «Манифест Сталкера». Субкультура хиппи — это духовный наркотик нашего времени, проникающий благодаря науке и технике масс культуры, позволяющую неестественным путем испытывать не свои чувства и желания, вернее подобие их.

Философская позиция движения — «идеализм». Настоящую известность получили лозунги, аналогичные лозунгу «Красота спасет мир!». Субкультуре свойственен культ любви, гуманистические взгляды, гармония с окружающим миром. «Просто жизнь» — один из основных принципов. Научной идеологии здесь быть не может. Идеологический пласт построен на смеси уже имеющихся религиозных направлений, их кумиры — Иисус Христос, Будда, Ганди, Франциск Ассизский и многие другие.

Rainbow People и власть

В обсуждении данной области нельзя не упомянуть о конфликтных ситуациях, связанных с государственной властью.

Еще в 1972 году фестиваль Rainbow People встретил нежелание властей предоставить людям возможность побыть свободными. Все дороги, ведущие к горе Table Mountain, были перекрыты полицейскими кордонами, пройти через которые было практически невозможно.

В 1991 г. на европейском фестивале, который проходил в Польше, присутствовало двенадцать человек из Советского Союза. Среди них были Васудэва и Толя Соколов, которые решили организовать Rainbow в России. Так летом 1992 г. на Карельском перешейке состоялся первый русский фестиваль. С тех пор он проходил каждый год. Все это время отношение власти к подобным мероприятиям было крайне напряженное. Обстановка накалялась, необходимо было только найти повод к тому, чтобы оказать силовое воздействие на субкультуру. 4 августа 1998 это произошло на очередном фестивале Rainbow People под Мшинском. Официальной точкой зрения на случившиеся события было следующее: функционирование лагеря велось в антисанитарных условиях, существует риск возникновения массовых инфекционных заболеваний. Было принято постановление о прекращении функционировании и расформировании лагеря. В результате было изъяты наркотики (марихуана, гашиш), ножи и т. д. При этом многие женщины и дети были избиты, Rainbow People были доставлены в город на электричке в крайне тяжелых условиях, милицией были изъяты и не возвращены фото, видеотехника, морально и физически унижены сами участников фестиваля.

7. Самоиндификация как психологический феномен. Проблематика индификации молодежи в субкультурах

Термин самоидентификация был введен последователем З. Фрейда, эго-психологом, Эриком Эриксоном. Основным направлением деятельности ученого было изучение адаптивных способностей человека в связи с проблемой его развития. В возрастной периодизации Э. Эриксон подробно останавливался и на юношеском периоде. Согласно его теории задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, собрать воедино все имеющиеся к тому времени знания о себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Осознание своей идентичности происходит постепенно, через самоиндифицирование своей сущности, представляющей собой соотнесение различных видов деятельности, различных проявлений своего эго: сын, дочь, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т. д. При положительном прохождении юношеской стадии личность предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения.

При трудностях в самоопределении формирующаяся личность может ассимилировать в различные субкультуры, часто менять направленность своих деятельностных проявлений. Согласно Э. Эриксону, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной его окружением, представителями его субкультуры, его авторитетами.

Согласно Э. Эриксону, развитие человека складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих стадиях процесса. Переход на новую стадию процесса развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормативные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.Как было указано выше, согласно теории Эриксона, развитие человека — это последовательная смена фаз, периодов. Человек в своем развитии переходит в следующую фазу, только при условии успешного (или нет) прохождения предыдущей фазы. Иначе можно говорить о задержке развития личности по психическим, социальным параметрам.

8. Развитие самосознания и самоопределения подростков в субкультурах («Я-концепция»)

В возрастной психологии принято выделять следующую характеристику личности. «Я-концепция» — относительно устойчивое, осознанное, переживаемое как неповторимое представление индивида о самом себе, на основе которого он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Теория основана Вильямом Джеймсом. Его работы продолжил Роберт Бернс. Согласно его теории, «я-концепция» имеет следующую структуру:

1)Образ Я — представление индивида о самом себе.

2)Самооценка индивида — аффективная оценка этого представления.

)Поведенческая реакция — конкретное действие вызванные образом «Я» и самооценкой.

В настоящий момент выделяют следующую структуру самосознания:

1)Самопознание. Образ «Я», физическое «Я», психическое «Я», социальное «Я».

2)Самоотношение. Оценка окружающего — до 11 лет, самооценка, определение реального, идеального (Каким бы я хотел быть) и зеркального «Я» (те установки человека, связанные с тем, как его видят окружающие).

)Саморегуляция. Сознательная регуляция своего поведения, деятельности.

В подростковом возрасте с человеком происходят фундаментальные изменения. Формируется личность, самосознание, самооценивание, осознание собственной неповторимости. Личность формируется как целостная, независимая, саморегулирующаяся структура. У личности постепенно с развитием ориентация с внешней оценки меняется на внутреннюю. Происходит формирование адекватной самооценки — реалистичная оценка себя, своих особенностей, нравственных качеств и поступков. Наблюдаются качественные изменения в содержательной стороне способности оценить себя с разных сторон, обобщается самооценка.

Есть различные факторы, влияющие на развитие «Я-концепции», среди них принято выделять следующие: Самоотношение формируется на основе имеющихся авторитетов. Опыт социального поведения. Социальные ценности. Внешние данные подростка. Его самоанализ.

Самооценка и самоопределение подростка также зависит от факта его принадлежности к группе, молодежной субкультуре. Только на основании включенности в группу подросток индивидуализируется и формируется как личность. Идентичность — центральное новообразование в данном периоде. В психологии принято выделять следующие типы формирования идентичности:

·Диффузная (неопределенная) идентификация. Личность не прошла испытание с определением самого себя.

·Преждевременная идентификация. Происходит под влиянием среды.

·Нормативный кризис самоопределения («Проба ролей»).

·Достигнутая зрелая идентичность. (От поиска себя до практической реализации).

При изучении молодежной субкультуры мы встречаемся с нормами, ценностями, идеологией, традициями. Личность, включенную в группировку можно определить по внешнему виду (стиль одежды, обувь, прическа и т. д.), по деятельностным проявлениям, по развившемуся в субкультуре языку (сленгу).

Выше перечисленные факты можно определить как «социальные маркеры». Формирующаяся личность определяет свою идентификацию через эти социальные маркеры. Сформировавшаяся личность, прошедшая кризис идентичности, может уже не нуждаться в этих «маркерах». Это целостная, независимая в своей оценке от окружающих, личность. Личность, «застрявшая» в своем развитии, в том числе в определении своей идентичности нуждается в «социальных маркерах», чтобы показать свою принадлежность к субкультуре. (далее см. «Психологическая и идеологическая мотивация участия в молодежных группировках», стр… / А. Гайдуков «Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге» Идеологическая мотивация.)

. Социализация как адаптация молодежи к обществу через принадлежность к субкультуре

Согласно А.Г. Маклакову, социализация личности — это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становиться личностью, и в результате приобретает необходимые для жизни знания и умения.

В процессе социализации можно выделить как минимум три грани.

Во-первых, при анализе трансляции акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться как процесс инкультрации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интернализации различных модусов социального опыта, в исследованиях акцент будет поставлен на механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного.

В-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Индивид, являющийся часть культуры необходимо воспринимает культурные влияния. Можно предположить, что индивид, являясь частью субкультуры, нормы и ценности которой теоретически противопоставляются нормам и ценностям общей культуры, социума, необходимо впадает в противоречия. На первом этапе социализации индивид пассивно воспринимает культурные влияния, на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие. В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

·Вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т. п. передаются от родителей к детям;

·Горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

·«Непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых.

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация.

Этот подход уже не раз подтвержден эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики, так или иначе, обращается к содержанию усваемого индивидом социального опыта. При этом речь идет о двух основных модусах данного процесса.

·Усвоении моделей поведения

·Усвоении социальных значений: символов, ценностей и установок.

Если рассматривать социализацию как адаптацию, то для ее понимания необходим анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. При этом в качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Понятие социализации нередко заменяется понятием социализированности, а основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность.

Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его — как дезадаптация. Социализация понимается как конечный процесс. Содержание социализации представляется как однозначно заданные социальными требованиями (в практике реальных исследований нередко игнорируются возможные рассогласования социальных ожиданий разного уровня общности).

Социализацию принято рассматривать как количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств, а не как смена качественно своеобразных фаз, к каждой из которых человек должен быть подготовлен предыдущим этапом своего социального развития. Социализация выступает как процесс, «обращенный назад», как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации, между тем, имеется необходимость поиска тех характеристик личности, которые обеспечивают будущий успех, готовят человека к следующему этапу социализации.

Как было указано выше, принадлежность подростка к субкультуре можно рассматривать как один из вариантов его возможной социализации. В современной культуре класс студенчества уже является субкультурой со своим социальным статусом, нормой идеологией и ценностями. Но, как правило, данная принадлежность не исчерпывает все возможные потребности молодежи, требующей еще большей дифференциации в других субкультурах, помимо студенческой. Молодежь, уже принадлежащая к этой субкультуре, имеющей свои атрибуты: структуру, язык, символику, нормы и ценности, часто ассимилируют к еще одной субкультуре со своими атрибутами. Для своей самореализации и личностной самопрезентации им недостаточно одного факта принадлежности к субкультуре ВУЗа. Согласно исследованиям в области социологии и психологии, есть личности, нуждающиеся в принадлежности к еще одной молодежной субкультуре, где они могут наиболее полно себя реализовать. В этой субкультуре будет своя литература, музыка, фильмы, свой стиль одежды, общения, мышления. Личность, ассимилировавшая в субкультуру, целостна в своем самопредставлении и по внешним (культурологическим) и по внутренним (психологическим) параметрам.

Дальше формирующаяся личность ассимилирует в молодежную субкультуру для продолжения дальнейшего самоопределения и социализации как адаптации.

Заключение

В задачу данной курсовой работы входило выяснение сущностных закономерностей развития молодежных группировок, анализ проблематики становления личностного самосознания, самоопределения подростков, их самоиндификации на основе принадлежности к определенной субкультуре. Необходимо было определить:

1.закономерностей образования и развития молодежных субкультур постсоветского периода;

2.причин объединения подростков в группу;

.социальной структуры, символики, норм и ценностей молодежной субкультуры (на примере движения хиппи (Rainbow people));

.закономерностей психического развития молодежи, характерных для данного возрастного периода (17−25 лет);

.структуры самосознания подростков (самопознание, самоотношение, саморегуляция), «Я-концепция».

Задачей данной работы можно выделить выяснение сущностных особенностей субкультур, определение субкультур, получивших распространение в современной России.

Проблематика работы рассмотрена с точки зрения различных научных направлений. Историки, социологи, психологи, а также биологи (этологи, антропологи) неоднократно обращались к теме, касающейся молодежных субкультур, самому факту стремления подростков объединиться в некоторую общность, отделенную, но, тем не менее, зависимую от общества, в котором они живут.

В курсовой работе рассмотрен ряд факторов, характеризующий различия в направленности субкультур. Различны идеология, структура движения, философское содержание, нормы, ценности, внешняя маркировка тела, но есть фактор, объединяющий субкультуры. Это психологический фактор. Молодежь, являющуюся представителями разных движений объединяет система межличностных отношений, объединяют механизмы социализации, самоопределения, самоиндификации. Становление структуры самосознания происходит на основании принадлежности к субкультуре.

Также в задачу работы входит рассмотрение закономерностей образования развития молодежных субкультур с целью определения закономерностей психологического развития личности, закономерностей ее социализации, самоопределения и самоиндификации.

Курсовая работа представляет собой результат исследования теоретической части имеющихся материалов по проблематике образования и развития молодежных группировок. Были рассмотрены следующие молодежные движения: Молодежная Субкультура Славянского Неоязычества; Общество Сторожевой Башни (общество религиозной направленности); Общество буддистов Кармы Кагью; Молодые Христианские Демократы; Скинхеды; Натуристы (нудисты); Молодежная лесбийская субкультура; Сорокоманы; Хиппи (Rainbow people).Также были использованы результаты имеющихся исследований по данной проблематике.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1)Принадлежность подростка к субкультуре можно рассматривать как один из вариантов его возможной социализации.

2)Выработка адаптивной формы поведения происходит при включении подростка в субкультуру помимо общей культуры.

)Самооценка и самоопределение подростка также зависит от факта его принадлежности к группе, молодежной субкультуре. Только на основании включенности в группу подросток индивидуализируется и формируется как личность.

)Осознание своей идентичности происходит постепенно, через самоиндифицирование. Человек в своем развитии переходит в следующую фазу, только при условии успешного (или нет) прохождения предыдущей фазы. На определенном жизненном этапе происходит постепенное формирование целостной личности. На пути к формированию часто лежит процесс самоиндификации личности, основанный на принадлежности к молодежной субкультуре.

)Потребность молодежи, заключающаяся в объединении в группы, детерминирована не только социально, но и биологически, что подтверждено исследованиями в области этологии и антропологии.

)Внешняя самопрезентация юношества, как правило, основана на социальной маркировке тела, подтверждающая их принадлежность к субкультуре.

)Формирование и продуктивное развитие личности возможно при условии ее включенности в молодежную группировку.

)Образование и развитие субкультур является обязательным, неизбежным необходимым условием процесса развития общества.

Данная курсовая работа представляет собой обзор теоретической базы имеющегося материала, касающегося проблематики образования и развития молодежных субкультур; развития, формирования личности как обязательного представителя группировки.

Данная тема являлась наиболее актуальной в советский период. Согласно историческим источникам, 1960-е годы ознаменовались образованием и развитием молодежных субкультур, получивших свое развитие и в дальнейшем постсоветском периоде. Обращение к данному вопросу было значимо для изучения вопросов истории, психологии, социологии в прошлом, актуально в настоящем, будет необходимо в будущем. В дальнейшем возможно практическое продолжение изучение проблематики молодежных субкультур, будет проведено исследование.

Список использованной литературы

1)Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — СПб.: Паритет, 2003.

2)Гайдуков А. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / ред. Костюшева В.В., — СПб.: «Норма», 1999. — С. 24−51.

)Година А., Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / ред. Костюшева В.В., — СПб.: «Норма», 1999. — С. 51−67.

)Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / ред. Костюшева В.В., — СПб.: «Норма», 1999. С. — 262−302.

)Бредова З., Година А. Столкновение субкультуры и силовых структур на примере разгона фестиваля «Радуга» 4 августа 1998 года // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / ред. Костюшева В.В., — СПб.: «Норма», 1999. С. — 244−262.

6)Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: «Просвещение», 1979.

7)Возрастная и педагогическая психология. М.: ACADEMA, 1999.

)Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология в современном мире. — М.: Аспект пресс, 2002.

)Социальная психология личности. — М.: Аспект пресс, 2001.

)Л. Хьел, Д. Зиглер. Теории личности. СПб: Питер, 2001.

)Маклаков А.Г., Общая психология. СПб.: Питер, 2002.

)Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. — М.: Олма-пресс, 2003.

)Запессоцкий А., Файн А. Эта непонятая молодежь… Проблемы неформальных молодежных объединений. — М.: Профиздат, 1990.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector