Применение субъектно-ориентированного подхода в психологии

Оглавление

Введение

Глава I. Развитие представлений о научной рациональности

1.1 Стадии развития науки и типы научной рациональности

1.2 Понятие и сущность субъектно-ориентированного подхода в современной психологии

Выводы по первой главе

Глава II. Теоретические подходы к изучению cубъектно-ориентированного подхода в современной психологии

2.1 Зарубежные и отечественные подходы к исследованию субъектно-ориентированного подхода

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема субъекта является общей для многих наук. В психологии проблема субьекта обладает особой спецификой, которая раскрывается с позиции субъектно — деятельностного подхода. При помощи субъектно — ориентированного подхода можно расширять онтологическое поле постановки задачи компьютеризации управленческой деятельности.

Снятие противопоставления между «исследователем» и «объектом исследования» является принципиальным для субъектно — ориентированного подхода. В рамках субъектно — ориентированного подхода появляется возможность перехода от парадигмы «субъект — объект» к парадигме «субъект — субъект». Что позволяет обозначить пути преодоления определенной ограниченности естественнонаучной парадигмы. Естественнонаучные традиции, сформировавшиеся в первой половине нашего столетия, содержат в себе ряд скрытых постулатов или эвристик, в частности: теория, которая имеется у исследователя не является продуктом деятельности самого объекта, а объект не зависит от факта наличия теории, которая отражает этот объект.

Для объектов, которые «не наделены психикой» противопоставление объекта и исследователя оказалось справедливым. В ситуации, когда исследователю противостоит объект, который «наделенный психикой», то отношения между исследователем и объектом обращаются в отношения между двумя исследователями, где каждый их которых является объектом по отношению к другому. В отношениях «субъект — субъект» происходит нарушение «физический постулатов». В системе рефлексивных отношений исследователь является лишь одним из персонажей в специфической системе рефлексивных отношений.

6 стр., 2929 слов

Идентификация как принцип объяснения субъект-субъектных отношений в российской психологии

... сформулировано рядом ученых в требовании перейти от субъект-объект- ной к субъект-субъектной парадигме [5; 9: с. 161]. ... неосмысленность категории идентификации в отечественных психологических подходах. Хотя в советской психологии предпринимались попытки теоретически осмыслить понятие ... противоречия. В последние десятилетия в ряде проблемно-ориентированных статей и монографий, прежде всего в трудах ...

Таким образом, в современных условиях рассмотрение вопросов связанных с субъектно — ориентированным подходом представляется особенно актуальным.

Теоретическая основа исследования. В зарубежной психологии изучением субъектно — ориентированного подхода занимались Юм, Декарт, Кант. В отечественной психологии особенности субъектно — ориентированного подхода изучали В. Степин, В.А. Лекторский, В.О. Татенко, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванов, В.Е. Лепский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Н.Узнадзе, В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова.

Цель курсовой работы: осуществить теоретический анализ субъектно — ориентированного подхода, а так же применение субъектно — ориентированного в психологии.

Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

· Изучить основные стадии развития научной рациональности

· Рассмотреть понятие и сущность субъектно — ориентированного подхода в современной психологии

· Проанализировать зарубежные и отечественные подходы к исследованию субъектно — ориентированному подходу

Объект исследования: субъектно — ориентированный подход.

Предмет исследования: применение субъектно — ориентированного подхода в психологии.

Структура курсовой работы.

29 стр., 14104 слов

9. Описание практики психологической помощи в рамках гуманистического подхода. Оценка этой практики с точки зрения духовно-ориентированного подхода т.А.Фло

... рамках гуманистического подхода. Оценка этой практики с точки зрения духовно-ориентированного подхода т.А ... к объекту исследования. Здесь человек – только средство для получения научных выводов и ... себе самому. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицат. стороны ... субъект-субъектный /S-S/. Это первый существенный признак диалога. Диалогический подход отличается ...

В соответствии с целью и задачами курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении описывается актуальность исследования, цель работы, теоретические задачи, объект и предмет исследования, теоретическая значимость работы.

Глава 1 содержит теоретический анализ психологической характеристики субъектно — ориентированного подхода, а именно стадии развития науки и типы научной рациональности, понятие и сущность субъектно — ориентированного подхода в современной психологии.

В главе 2 проанализированы основные зарубежные и отечественные подходы к субъектно — ориентированному подходу.

В заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются выводы.

Глава I. Развитие представление о научной рациональности

1.1 Стадии развития науки и типы научной рациональности

В науке за последние десятилетия происходят принципиальные изменения, которые связанны со становлением постнеклассического этапа развития науки. Мы рискуем упустить из поля зрения принципиальные изменения в понимании что такое рациональность в науке, касающиеся управления в организациях, в первую очередь изменяющийся статус субъекта в данных науках.

Нормативные структуры исследования и философские основания науки всегда сопровождались изменениями связанные со сменой общенаучных картин.

Данные периоды принято рассматривать, как глобальные революции, которые могут привести к изменению типа научной рациональности.

4 стр., 1610 слов

Типы научной рациональности и психологическая методология

... мышления психологов, связанного с типами научной рациональности в психологии. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука предполагают различные типы рефлексии (мышления) над деятельностью: 1.   Классика - ... самокритики. Кроме тог, необходимо отметить, что стественнонаучные методы предназначены для исследования явлений, которые можно описать в четырехмерной системе координат - три ...

Существует три крупные стадии развития науки. Каждую из этих стадий открывает глобальная научная революция. Данные стадии можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, которые сменялись структурами[12, c.2 — 3].

Классическая наука, если её рассматривать с точки зрения стратегии развития принципов управления, то можно сказать, что классическая наука занимается исследованием законов и осваивает создание и применение на практике простых систем. Примером может служить часовой механизм. Неклассическая наука — сложные саморегулирующиеся системы. Постнеклассическая наука — сложные саморазвивающиеся системы. На сегодняшний день все внимание акцентировано на человекоразмерные саморазвивающиеся системы с их проблемой включенности человека в процесс научных исследований.

Если рассматривать исследования В.С. Степина мы увидим, что каждый этап характеризуется особенным состоянием научной деятельности, который направлен на непрекращающийся рост объективно — истинного знания. Данную деятельность можно представить в виде семы, которая будет выглядеть следующим образом: «субъект — средства — объект» (в понимание субъекта включается ценностно — целевые структуры деятельности, знания и навыки для применения этих методов и средств)[21, c. 3].

Этапы революции, которые выступают в роли разных типов научной рациональности были описаны и характеризуются разной глубины рефлексии по отношению к самой научной деятельности [12, c. 3].

Далее подробнее опишем каждый из типов научной рациональности:

1. Классический тип научной рациональности — характеризуется тем, что внимание акцентируется на объекте, при теоретическом объяснении и описании старается исключать все то, что соотносится с субъектов и с операциями его деятельности. Такой вид исключения рассматривается как необходимое условие получения объективно — истинного знания о мире. На данном этапе цели и ценности являются определяющими стратегиями исследовании и фрагментации мира. Познание законов природы, которые существуют вне человека рассматриваются при помощи научных исследований.

8 стр., 3932 слов

87. Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности

... деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т. д. Современная психология представляет собой ряд научных ... 86. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. 87. Ученик как субъект учебной деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. 88. Организационные формы ...

2. Неклассический тип научной рациональности — принимаются во внимание знания об объекте, о характере его средств и операций деятельности. В качестве условий объяснения мира и объективно — истинного описания рассматривается экспликация. Предметом научной рефлексии до сих пор не являются связи внутринаучных и социальных ценностей. Но они по прежнему могут определять характер знаний, что мы определяем и какими способами, и как мы осмысливаем происходящее в мире. Осмысление соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностями операций и средств научной деятельности накладывается на результаты научных исследований.

3. Постнеклассический тип научной рациональности — в данном типе расширяется поле рефлексии над деятельностью. Соотнесенность знаний, которые мы получили об объекте учитывается нетолько с особенностями средств и операциями деятельности, но и с ценностно — целевыми структурами. В данном типе решается задача осмысления ценностно — целевых ориентаций субъекта научной деятельности [21, c. 5 — 6].

В.Степин акцентирует свое внимание на том, что существует удивительная схожесть «современной научной картины мира» не только с теми новыми менталитетами, постепенно формирующимися в западной культуре ХХ столетия, а так же с философский мировоззрением представлениями традиционных культур Востока.

Степин, опираясь на принцип универсального эволюционизма, подчеркивает необходимость включения в современную научную картину мира коммуникативного элемента всей совокупности ценностей мирового культурного развития. Только в этом случае можно ожидать успеха в в построении человекомерных саморазвивающихся систем [21, c. 7- 8].

Каждый новый тип научной рациональности, характеризуется свойственным ему основанием науки, позволяющие выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов: простые, сложные либо саморазвивающиеся системы. Если возникает новый тип рациональности, то установки предшествующего не исчезают, а напротив между ними существует преемственность.

6 стр., 2782 слов

Сущность научных подходов к управлению

... и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информа­ционных, производственных, управленческих и других процессов Сущность научных подходов к управлению К подходам к управлению любыми объектами относятся ... в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации — в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию ...

Неклассическая наука ограничила сферу деятельности классической рациональности. Индивид при решение всевозможных задач мог руководствоваться традиционными классическими образцами. Например, если человек решал задачи, которые связанны с небесной механикой он мог опираться на классические нормативы исследования. Так же становление постнеклассического типа рациональности не искореняет всех представление и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они используются в некоторых познавательных ситуациях, но утрачивают свой доминирующий статус и определяющий облик науки .

Уникальные исторические развивающиеся системы наука поставила на первый край. Центром исследований, как особый компонент, становится человек.

Гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска на современной этапе техногенной цивилизации [20, c. 8 — 10].

1.2 Понятие и сущность субъектно — ориентированного подхода в современной психологии

Субъектно — ориентированный подход является органичным развитием субъектно-деятельностного подхода. Здесь происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности.

В контексте классической научной рациональности базовой парадигмой научных и прикладных исследований выступает парадигма «субъект — объект». В центре изучения субъектно — объектные отношения. В.А. Лекторским были рассмотрены классические видения субъектно — объектного взаимодействия Юмом, Декартом, Кантом и т. д. [9, c. 20 — 22].

2 стр., 955 слов

Субъектный подход к изучению личности

... и деятельности индивида, поэтому они схожи у определенных групп испытуемых. Все выше сказанное дает основание утверждать о все большей перспективности субъектного подхода в ... исследованию внутренней, духовной организации личности. Субъектный подход к изучению личности ставит своей задачей изучение личности "изнутри", со стороны субъекта. Личность здесь выступает "не ...

Деятельный подход выступает, как доминирующий подход, в котором свобода субъекта является ограниченной в рамках заданных целей и норм, которые регулируют деятельность. «Субъект» в данном случае понимается как носитель, прежде всего практической деятельности: сознания и познания.

В рамках научной рациональности и парадигмы базовыми объектами выступают и простые и большие системы. Суммарные свойства частей этих систем всесторонне определяют свойства целого, связи между элементами подчиняются лапласовской причинности. Эти системы гомеостатичны. В них обязательно наличие программы функционирования, формирующая управляющие команды и корректирующая поведение системы на основе обратных связей. Примером больших систем в технике могут послужить: заводы — автоматы, автоматические станки, системы управления космическими кораблями.

В контексте классической научной рациональности и в научной деятельности, и в практике лидирующую позицию занимает монодисциплинарный подход. В философии, психологии, кибернетики фактически фокусируются проблемы исследования субъектов по отдельным частям.

Для моделирования субъектов использовались разнообразные подходы в рамках научной рациональности:

1. Функциональный подход — базируется на декларирование общности процессов управления в технических и социальных системах, универсализма и достаточности моделей типа «черный ящик», позволяющих успешно использовать традиционный арсенал математических методов 40−70-х годов прошлого столетия.

2. Аксиоматический подход — широко распространен в экономических системах в экономическом моделировании человека. Но многочисленные экспериментальны исследования показали, что поведение людей непросто является каким — то отклонением от оптимального, а имеет принципиально иной характер.

3. Информационный подход — в моделировании субъектов опирается на теории информации. Индивид в данном подходе рассматривается как пассивное звено переработки информации. К. Шеннон предупреждал об ограниченных возможностях применения теории информации за пределами технических каналов связи.

4. Исследование операций — состоит из многочисленных подходов использования математических методов в различных сферах управленческой деятельности.

5. Теоретико — игровой подход — применятся в различных сферах управленческой практики. Теория игр способствовала не только указанию, как следует играть, но и указывала на наиболее вероятное поведение игрока. Но в 70 — е годы произошел кризис в теории игр. Оказалось, что схема, которая была положена в её основу бедна, это проявлялось в частности, в слишком упрощенном взгляде на человеческие ценности.

6. Функционально — структурный подход — центр внимания переносится с аналитических на имитационные модели и системы. Интерес к имитационным моделям возник у управленцев в связи с тем, что их главной отличительно особенностью является обеспечение не только функциональной аналогии модели с объектом управления, но и структурно-функциональной, которая позволяет использовать имитационные модели в качестве понятных заместителей реальности.

7. Агентное моделирование — направление, использующееся для исследования децентрализованных систем, динамика функционирования, определяющаяся не глобальными правилами и законами (как в других парадигмах моделирования), а наоборот. Глобальные правила и законы являются результатами индивидуальной активности членов группы. Следует отметить, что в этих моделях появились зачатки «субъект — субъектных» отношений, но доминантой исследовательских и прикладных работ остается «объектно-ориентированный сетевой подход». В контексте имитационного моделирования в приложениях к управлению следует также рассматривать деловые и ролевые игры. В рамках становления неклассического типа научной рациональности моделирование субъектов получило существенное развитие [20, c. 4 — 5].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в психологии субъекта является вопрос о развитии субъектности. По мнению В.О. Татенко, личность приобретает свои субъектные качества в процессе внутриутробного развития. Е.А. Сергиенко полагает, что основа субъекта проявляется в раннем развитии. В.В. Селиванов, который выделяет стадии, показывает линию приобретения человеком все большей субъектности, достижения ее вершины и постепенного угасания:

1) предсубъектная (от 0 до 1 года);

2) стадия аморфной субъектности (от 1 года до 3−4 лет);

3) стадия парциальной субъектности (от 4 до 6 лет);

4) стадия познавательной субъектности (от 6 до 12 лет);

5) стадия противоречивой субъектности (от 12 до 17 лет);

6) стадия личностной субъектности (от 17−18 до 25 лет);

7) стадия полноценной субъектности (от 25 до 50 лет);

8) стадия воплощенной субъектности (от 50 до 60 лет);

9) стадия угасающей субъектности (от 60 до 75 лет и старше) [20, c. 6].

Выводы по первой главе

Глава 1 содержит теоретический анализ развития представлений о научной рациональности, стадии развития науки и психологические характеристики понятия и сущности субъектно — ориентированного подхода, разнообразные подходы научной рациональности.

Существует три крупные стадии развития науки. Каждую из этих стадий открывает глобальная научная революция. Данные стадии можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, которые сменялись структурами.

1. Классическая наука

2. Неклассическая наука

3. Постнеклассическая наука

Субъектно — ориентированный подход является органичным развитием субъектно-деятельностного подхода. В рамках субъектно — ориентированного подхода происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности.

Для моделирования субъектов использовались разнообразные подходы в рамках научной рациональности:

1. Функциональный подход

2. Аксиоматический подход

3. Информационный подход

4. Исследование операций

5. Теоретико — игровой подход

6. Функционально — структурный подход

7. Агентное моделирование

Глава II. Теоретические подходы к изучению cубъектно — ориентированному подходу в современной психологии

2.1 Зарубежные и отечественные подходы к исследованию субъектно — ориентированного подхода

субъектный ориентированный психология

Методологические основые субъектно — ориентированного подхода. адекватные состоянию науки ХХ века, впервые были представлены в монографии В.Е.Лепского (1998) [12, c.123].

Исходные философско — психологические положения субъекта обосновали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе. На сегодняшний день накоплен огромный опыт исследования субъекта (В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова) [2, c. 32; 17, c. 93 — 94 ].

С появлением рефлексии С.Л. Рубинштейн связывал становление человека с подлинным субъектом своей жизнедеятельности, противопостанавливающая и прерывающая непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы.

Данное направление оказало влияние на развитие базовых понятий в сфере компьютеризации управленческой деятельности, а именно:

· введение понятий рефлексивных моделей и рефлексивного управления;

· разведение понятий информации и знания;

· обоснование несостоятельности лингвистического редукционизма при проектировании диалоговых систем и др.

Научная школа, продолжающая идеи С.Л. Рубинштейна определяет субъект, как творец и деятель, который преобразует собою мир, как вершитель своего жизненного пути [18, c. 56 — 58].

Л.В. Выготский один из первых для гуманитарных наук, кто предпринял попытку проанализировать психологический эксперимент с точки зрения активности испытуемого, как субъекта экспериментальной деятельности. В сфере компьютеризации управленческой деятельности данная проблема оказалось не до конца разработанной.

Проблематика исследования рефлексивных процессов в сыграло значительную роль в преодолении «субъект — объектной» ориентации в науке, как отдельное направление субъектно — ориентированного подхода.

По мнению А.В. Брушлинского субъектом не рождаются, а становятся.

Для дифференциации разных психологических понятий многомодальное и методологическое значение категории субъекта стало ориентиром для всевозможных психологических понятий [6, c. 30 — 31].

Существует классическая точка зрения, в соответствии с которой субъектные свойства личности позволяют успешно осуществлять и реализовывать. В наших исследованиях в след за и Г. К. Уразалиевой и В.Т. Кудрявцевым, было показано, что субъект отличается совершенствующими действиями, поступками в процессе деятельности и общения. И не раз мы убеждались, что субъектные свойства определяют не только успешное выполнение, но и совершенствование общения и деятельности.

Основываясь на понимания субъекта, данные психологами различных научных направлений, можно предложить следующее определение субъектности: Субъектность — это системное, динамичное качество субъекта, позволяющее на основе сознательных нравственно-духовных убеждений качественно преобразовать окружающий мир и свои психические, личностные свойства, значимые в осуществлении, совершенствовании деятельности и общения.

В русле психологии подходы различных школ, направлений и взглядов субъект объединяет однозначное определение основного системообразующего свойства субъекта — активность. Активность изменяет нетолько окружающую действительность и социальный, и природный мир, но и самого человека: его психические характеристики — организуется, направляется внутренним условием человека. Из всего этого следует, что в процессе взаимодействия с миром начинают реализовываться, проявляться и развиваться все ресуры, потенциалы и индивидуальные свойства человека.

Для становления и развития субъектно-ориентированного подхода дополнительными аргументами являются:

1. Во — первых, это возможности преодоления неразрешимой проблемы создания позиции внешнего локального наблюдателя для сложных саморазвивающихся «человекоразмерных систем», за счет организации в саморазвивающейся полисубъектной среде механизма распределенного самонаблюдения.

2. Во — вторых, это возможности формирования принципиально новейших механизмов управления сложностью на основе специальной организации рефлексивных процессов.

На сегодняшний день имеют место наличие попытки применения и развития субъектно — ориентированного подхода во всевозможных областях научного знания и практики: психология, педагогика, управление, экономика, политология и др.[14, c. 15].

Выводы по второй главе

В главе 2 проанализированы основные зарубежные и отечественные подходы к субъектно — ориентированному подходу.

Субъектно — ориентированный подход включает в себя множество разных отечественных и зарубежных подходов. В данной курсовой работе представленные следующие подходы. В.Е. Лепский методологические основы субъектно — ориентированного подхода, исходные философско — психологические положения субъекта обосновали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Выготский один из первых для гуманитарных наук, кто предпринял попытку проанализировать психологический эксперимент с точки зрения активности испытуемого, как субъекта экспериментальной деятельности, Д.Н.Узнадзе, на сегодняшний день накоплен огромный опыт исследования субъекта (В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова), научная школа, продолжающая идеи С.Л. Рубинштейна определяет субъект, как творец и деятель, который преобразует собою мир, как вершитель своего жизненного пути, по мнению А.В. Брушлинского субъектом не рождаются, а становятся.

В наших исследованиях в след за и Г. К. Уразалиевой и В.Т. Кудрявцевым, было показано, что субъект отличается совершенствующими действиями, поступками в процессе деятельности и общения

На сегодняшний день имеют место наличие попытки применения и развития субъектно-ориентированного подхода во всевозможных областях научного знания и практики: психология, педагогика, управление, экономика, политология и др.

Заключение

В представленной курсовой работе исследуется понятие субъектно — ориентированного подхода. Стадии развития науки и типы научной рациональности, понятие и сущность субъектно — ориентированного подхода в современной психологии.

Рассмотрели основные подходы субъектно — ориентированного подхода в современной психологии. Существует много подходов к понятию субъектно — ориентированного подхода, в данной курсовой работе представлены следующие подходы: В.Е. Лепский методологические основы субъектно — ориентированного подхода, исходные философско — психологические положения субъекта обосновали Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, на сегодняшний день накоплен огромный опыт исследования субъекта (В.А. Петровский, Ю.М. Забродин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова), научная школа, продолжающая идеи С.Л. Рубинштейна определяет субъект, как творец и деятель, который преобразует собою мир, как вершитель своего жизненного пути, по мнению А.В. Брушлинского субъектом не рождаются, а становятся.

Рассмотрели три стадии развития науки. Каждую из этих стадий открывает глобальная научная революция. Данные стадии можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, которые сменялись структурами.

1. Классическая наука

2. Неклассическая наука

3. Постнеклассическая наука

Рассмотрели понятие и сущность субъектно — ориентированного подхода. Субъектно — ориентированный подход является органичным развитием субъектно — деятельностного подхода. В рамках субъектно — ориентированного подхода происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности.

Проанализировали основные субъектно — ориентированного подходы в рамках научной рациональности. Для решения данной задачи были представлены различные подходы. К ним относятся:

1. Функциональный подход

2. Аксиоматический подход

3. Информационный подход

4. Исследование операций

5. Теоретико — игровой подход

6. Функционально — структурный подход

Таким образом, мы можем сказать, что цель исследования достигнута — мы провели теоретический анализ субъектно — ориентированного подхода, а так же рассмотрели психологические особенности субъектно — ориентированного подхода.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: Изд — во Академический проект, 2000. 126 с.

2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л.Рубинштейна // Очерки, воспоминания, материалы. Отв. ред. Б.Ф.Ломов. — 1989. С. 10 — 61.

3. Брушлинский A.B. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. — 1997. С. 208 — 252.

4. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1991. Т.12. Вып. 6. С. 3 — 11.

5. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1992. Т. 13. Вып. 6. С. 3 — 12.

6. Брушлинский A.B. Целостность субъекта основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. — М.: Изд — во Институт психологии РАН, 2009. 570 с.

7. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Изд — во Институт психологии РАН, 2008. 109 с.

8. Кудрявцев В.Т. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 2001. — Вып 4. — С. 14 — 30.

9. Лекторский В.А. Субъект в истории философии: проблемы и достижения // Методология и история психологии. — 2010. Т.5. Вып. 1. С. 16.

10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. — М.: Изд — во Наука, 2010. 358 с.

11. Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. — М.: Изд — во Институт психологии РАН, 2008. 204 с.

12. Лепский В.Е. Концепция субъектно — ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. — М.: Изд — во Институт психологии РАН, 1998. — 204 с.

13. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. — М.: Изд — во Когито — Центр, 2010. — 280 с.

14. Лепский В.Е. Становление субъектно — ориентированного подхода в контексте развития представлений о научной рациональности // Наука и социальная картина мира.- М.: Изд — во Альфа. — М.: 2014. — 420 с.

15. Лепский В.Е. Субъектный подход и рефлексивные механизмы манипулирования сознанием и поведением // Проблемы информационно-психологической безопасности. — М.: Институт психологии РАН, 1996. 245 с.

16. Лепский В.Е. Субъект-субъектные отношения в системах поддержки управленческих решений // Проблемы и методы принятия решений в организационных системах управления (Тезисы докладов Ш-й Всесоюзной конференции).

— М.: Изд — во ВНИИСИ, 1988. — 250 с.

17. Петровский А.В. История и теория психологии. — М.: Изд — во Феникс, 2010. — 176 с.

18. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. — М.: Наука, 2008. — 438 с.

19. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М.: Изд — во Наука, 2009. — 350 с.

20. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и коллективного субъекта. — М.: Изд — во Наука, 2002. — 328 с.

21. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. — 2003. Вып. 8. С. 5 — 17.

22. Степин В.С. Теоретическое знание. — М.: Изд — во Прогресс-Традиция, 2003. — 744с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector