4 когнитивный подход в социальной психологии

4. Когнитивный подход в социальной психологии. (Андреева Зарубежная социальная психология ХХ столетия)

План ответа

  1. Характеристика когнитивистского подхода.
    1. Связь между процессом познания и социальным поведением
    2. Образы как элементы сознания и принципы их анализа от гештальт-психологии
    3. Теория «поля» К. Левина
    4. Концептуальный аппарат
  2. Теория структурного баланса Ф. Хайдера.
    1. Идея баланса
    2. Идея приписывания
    3. Р-О-Х. Сбалансированные и несбалансированные структуры.
    4. Обыденная психология и идея имплицитных теорий личности
    5. Критика
  3. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкомба.
    1. Установление баланса между двумя людьми и их отношением к объекту
    2. Коммуникация как способ устранения диссонанса
    3. А-В-Х. Способы устранения дисбаланса
    4. Критика
  4. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
    1. Основные положения
    2. Основные термины
    3. Источники диссонанса
    4. Общая величина диссонанса
    5. Экспериментальные исследования и критика
  5. Теория конгруэнтности Ч.

    Осгуда и П. Танненбаума.

    1. Согласование когнитивной структуры по отношению к двум объектам
    2. Семантический дифференциал и семантическое пространство
    3. Интенсивность отношения
    4. Восстановление баланса
    5. Критика
  6. Критика теорий когнитивного соответствия.
  7. Вторая версия когнитивного подхода (подход Д. Креча и Р. Крачфилда, подход С. Аша).
    1. Д. Креч и Р. Крачфилд: молярная организация поведения и познание
    2. С. Аш: перцептивная интеграция на основе обстоятельств
    3. С. Аш: эксперимент и выводы

  1. Характеристика когнитивистского подхода.
    1. Связь между процессом познания и социальным поведением

Общая направленность когнитивистского подхода — стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Обращаются к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition).

8 стр., 3521 слов

Теория подходы

В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. В дидактических целях мы классифицируем их рассуждения на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные. Цель данной статьи - раскрыть, сравнить и оценить эти теоретические подходы. Естественно, ...

Связь между этим процессом и социальным поведением: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «ментальных» образований.

  1. Образы как элементы сознания и принципы их анализа от гештальт-психологии

Принципы анализа образов как элементов сознания и самосознания пошли от гештальт-психологии. В гештальт-психологии такие принципы:

  • образ есть результат деятельности человека, идея образа как целого;
  • идея изоморфизма — между материальными и психическими процессами есть подобие. Сегодня: относительное подобие — если есть некоторая внешняя структура во внешнем явлении, то и во внутреннем образе будет похожая структура;
  • идея имманентной динамики гештальта — у образа есть присущая ему внутренняя склонность к изменению. Представления всегда изменяются: они достраиваются, расширяются и т. д.;
  • идея господства хороших фигуридея о непротиворечивости и внутренней согласованности когнитивных структур;
  • принцип ассимиляции и контрастаидея выпуклости тех или иных социальных объектов (сравнение в категоризации).
  1. Теория «поля» К. Левина

Из теории К. Левина вошли такие представления, как:

5 стр., 2133 слов

Краткая история когнитивной психологии.

... отказ от идеи абсолютной объективности и признание активной роли субъекта в познавательном процессе.   Становление когнитивной психологии:   ... .   В психологии существует понятие структуры интеллекта,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах ... термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не ...

  • идея взаимодействия индивида и среды, в которой человек является активным субъектом и избирательно относится к среде;
  • идея валентности — все обладает тенденциями притягиваться или отталкиваться.
  1. Концептуальный аппарат

Основное понятие — когнитивные структуры (синоним образа у гештальтистов или системы образов).

Значение — результат процесса категоризации. Сумма значений относительно куска реальности — рамка соотнесения.

Центральная идея — когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.

  1. Теория структурного баланса Ф. Хайдера.
    1. Идея баланса

Хайдер предполагает, что люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир. Первый постулат теории сбалансированных структур — идея баланса. «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений». Ключевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса.

  1. Идея приписывания

Существенно, что речь идет не о реальных отношениях, а о феноменологическом поле субъекта восприятия, т. е. о том, как он видит ситуацию, приписывает ей те или иные характеристики. В этом проявляется второй постулат — идея приписывания (каузальной атрибуции), т. е. процесса поиска достаточной причины для объяснения поведения другого или своих собственных действий. Для прояснения этих положений предлагается так называемая схема P-O-X, которая именно под таким названием прочно вошла в социальную психологию и существует здесь как термин.

6 стр., 2518 слов

Тема 1. Предмет и объект психологии. Структура современной психологии. Специальные и прикладные области психологии

Тематическое планирование по дисциплине « психология и педагогика »: Тема 2. Методы психологии. Этика научного исследования Тема 3. Психология в системе наук Тема 4. Понятие о психике человека. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выгодского Тема 5. Мозг и психика. Структура психики. Функции психики Тема 6. Классификация психических явлений Тема 7. Развитие психики в ...

  1. Р-О-Х. Сбалансированные и несбалансированные структуры.

Схема P-O-X представляет собой модель когнитивного (феноменологического) поля воспринимающего субъекта, которое описывается при помощи трех элементов: P — воспринимающий субъект, O — «другой» (воспринимающий субъект), X — объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом и «другим». Этим объектом может быть явление, идея, вещь. В дальнейшем P, O, X, могут принимать любые значения.

Схема призвана описать сбалансированные и не сбалансированные структуры. Прежде чем приступить к построению различных возможных вариантов когнитивной структуры для P, формулируются следующие суждения житейской психологии:

  1. Позитивные отношения транизтивны (т.е. при моем позитивном отношении к другому его отношение к объекту распространяется и на мое отношению к этому объекту: «люблю того, кого любит друг»).
  2. Негативные отношения нетранзитивны (т.е. при моем негативном отношении к другому, его отношение к объекту не распространяется и на мое отношению к этому объекту: «не ненавижу того, кого ненавидит мой враг»)

Хайдер называет когнитивную структуру воспринимающего субъекта сбалансированной если в ней позитивные отношения транзитивны, а негативные — нетранзитивны, и несбалансированной, если в ней, напротив, позитивные отношения нетранзитивны, а негативные — транзитивны (т.е. возникает такая противоречащая здравому смыслу ситуация, когда «я не люблю того, кого любит мой друг» и «я ненавижу того, кого ненавидит враг»).

9 стр., 4320 слов

Глава 1. Объект, предмет и метод теории организации

42 Содержание: Введение………………………………………………………………...............3. Объект, предмет и метод теории организации…………………………………………5. Функции теории организации…………………………………………………………..11. Основные направления развития теории организации……………………12. Организация и подходы к управлению…………………………………..15 . Системный подход……………………………………………………………………………16. Модели организаций как объектов управления……………………………..18 ...

Между тремя элементами P, O и X могут существовать один или два типа отношений:

  • «отношения оценки» («sentiment relations») и «отношения принадлежности» («unit relations»).

    «Отношения оценки» выражаются в понятиях «нравится — не нравится», «любит — не любит», «предпочитает — не предпочитает». Они могут быть как позитивными (и тогда обозначаются буквой L от «love»), так и негативными (обозначаются nL).

  • «Отношения принадлежности» фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражаются в понятиях «похожий — непохожий», «близкий — далекий», «принадлежащий — непринадлежащий», «владеющий — невладеющий», и обозначаются, соответственно «U» и «nU» (от «Unit»).
  1. Обыденная психология и идея имплицитных теорий личности

В процессе построения упорядоченного взгляда на мир люди строят некую «наивную, обыденную психологию», которая имеет определенное сходство с научной: подобно тому, как в представлениях «наивной психологии» люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за поверхностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Только отыскивание этих инвариантов может помочь ориентироваться в мириадах явлений. Люди склонны к построению имплицитных теорий личности (ожидание взаимосвязанности определенных черт личности).

Хайдер провозглашает важность изучения «житейской психологии», в частности языковые идиомы, сказки и т. п.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХвв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой ...

  1. Критика

Исходная посылка о том, что изменения в когнитивной структуре возникают под влиянием потребности в установлении баланса не проверяется, а принимается как постулат. В то время как изменения в отношениях могут возникнуть под влиянием каких-либо неучтенных в схеме факторов.

В схеме P-O-X все отношения определяются по принципу «все или ничего», иными словами, не анализируется степень позитивности или негативности отношений.

Схема предусматривает лишь чрезвычайно простой вариант когнитивного поля воспринимающего субъекта, ограниченный лишь тремя участниками взаимодействия.

  1. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкомба.
    1. Установление баланса между двумя людьми и их отношением к объекту

Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ньюком предположил, что развитие этих сходных ориентаций может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентаций по отношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность уменьшения этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентаций Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентаций» и определил их как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношению к третьему.

  1. Коммуникация как способ устранения диссонанса

Основная задача, которую ставил перед собой Ньюком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе возникает «давление, принуждение к единообразию», что и делает группу сплоченной. Для этой же цели выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношению к «девиантным» членам, т. е. обладающим несходными аттитюдами. Таким образом, если у нас есть дисбаланс, то произойдет усиление коммуникации.

16 стр., 7935 слов

Теория когнитивной метафоры и вербализация эмоций

49 Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Некоторые вопросы теории метафоры ……………..……..………. 7 1.1. Языковая метафора ……………………………………………………. - 1.2. Когнитивная метафора ……...……………………………………….. 13 1.3. Классификации когнитивной метафоры …………………………….... 28 Глава 2. Роль метафоры в вербализации эмоций …...…………………….. 41 Заключение …………………………………………………………………... 47 Список использованной ...

  1. А-В-Х. Способы устранения дисбаланса

Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схема получила название «схема A-B-X», где A — воспринимающий субъект, B — другая личность, X — объект, к которому оба имеют отношения. A воспринимает как сходство своего отношения к X и отношения B к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между A и B, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между A и B. Развитие же коммуникации между A и B будет вести к развитию сходства их отношений к X.

Способы устранения дисбаланса:

  • разрушение отношений привязанности между A и B;
  • А будет стремиться изменить свое отношение к X, чтобы оно стало сходным с отношением B к X;
  • мы будем добиваться изменения отношения В к Х, чтобы оно было похожим с нашим.
  1. Критика

Хотя модель может предсказать изменение позиции в ситуации дисбаланса, но она не может предсказать направление этого изменения.

Отсутствие ясных определений исходных понятий.

Оставляет открытым вопрос о связи изменений в когнитивной структуре с мотивацией.

Предусматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остается неразработанным.

  1. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
    1. Основные положения

Исходной была идея о «потребности в оценивании самого себя». При этом оценивание себя происходит на основе сопоставления своего мнения с мнениями окружающих, сравнения и выработки консенсуса. Однако Фестингер довольно быстро перешел от разроботки этой идеи к созданию новой теории — когнитивного диссонанса.

Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: заметно, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Фестингер предлагает заменить термины — «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более «нейтральной», и теперь сформулировать основные положения теории.

Она может быть изложена в трех основных пунктах:

  1. Между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
  2. Существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;
  3. Проявление этого стремления включает:
  • изменение поведения
  • изменение знаний, или
  • осторожное отношение к новой информации.
  1. Основные термины

Основными единицами теории диссонанса являются «когнитивные элементы» (любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого-либо, чего-либо, чьего-либо поведения или самого себя).

Среди всех этих когнитивных элементов необходимо различать два типа:

  • относящиеся к поведению
  • относящиеся к среде.

Легче изменить когниции, касающиеся поведения, чем когниции, касающиеся среды.

Три отношения между когнитивными элементами:

  • абсолютное отсутствие связи между ними, их нерелевантность друг другу;
  • отношения консонанса;
  • отношения диссонанса.

В теории рассматриваются только два последних, при этом естественно, главное внимание уделяется диссонансу.

  1. Источники диссонанса

Из логической непоследовательности. Например, человек знает, что вода замерзает при 0 °C, но одновременно полагает, что стакан льда на растает при +20°C

Из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам. Например, профессор, выйдя из себя, кричит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм.

Из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой схеме представлений. Например, некий американский избиратель, являясь демократом, на выборах голосует за республиканца.

Не соответствие прошлому опыту. Например, кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки.

  1. Общая величина диссонанса

Фестингер, в отличие от других представителей теории соответствия, пытается не просто констатировать наличие диссонанса, но и измерить его величину. Общее определение величины диссонанса дается так: «Величина диссонанса между двумя когнитивными элементами есть функция от важности (или значимости) элементов для индивида».

Так как в реальности личность имеет в своей когнитивной структуре более двух элементов, необходимо ввести понятие «общей величины диссонанса». По Фестингеру она зависит от «взвешенной пропорции тех релевантных элементов, которые являются диссонантными». «Взвешенные пропорции» означают, что каждое отношение должно быть взвешено пропорционально важности участвующих элементов. При этом вводится понятие «наименее стойкий элемент»: «Максимальный диссонанс, который может существовать между двумя элементами, равен общему сопротивлению изменению наименее стойкого элемента».

  1. Экспериментальные исследования и критика

Брем (1956г.) давал испытуемым альтернативные решения и предлагал выбрать одно из них. Через некоторое время предлагалось оценить как выбранное, так и отвергнутое решение. Во всех случаях выбранные решения оценивались выше, чем отвергнутые.

Аронсон и Миллс (1957г.) создавали такую ситуацию, чтобы испытуемые затрачивали некоторые усилия для присоединения к некоторой группе, после чего убеждались, что группа «плохая». Возникший диссонанс испытуемые уменьшали, пытаясь выявить или просто «усмотреть» положительные характеристики группы, оценить ее выше.

Аронсон и Карлсмит (1963г.) ставили эксперимент с детьми, у которых отбирали какую-то игрушку и даже наказывали их за то пользование этой игрушкой. В результате дети начинали особенно сильно любить эту игрушку.

  • Неясен вопрос о мотивирующей функции диссонанса.
  • Как и другие теории соответствия, теория когнитивного диссонанса базируется на модели взаимодействия минимального количества элементов — двух.
  • люди в повседневных поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными «резонами»
  1. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
    1. Согласование когнитивной структуры по отношению к двум объектам

Термин «конгруэнтность», введенный Ч. Осгудом и П. Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Главное отличие теории Осгуда и Танненбаума от других теорий соответствия заключается в том, что делается попытка предсказать изменение отношения (или аттитюда), которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры, не к одному, а одновременно к двум объектам, если речь идет о триаде. Если рецепиент позитивно оценивает коммуникатора, который вдруг дает позитивную оценку какому-то явлению, которое сам рецепиент оценивает негативно, то в когнитивной структуре этого рецепиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок — моя собственная и позитивно мною воспринимаемого коммуникатора — не совпадают.

Согласно Осгуду и Танненбауму, в отличие, например, от Хайдера, выход из этой ситуации — одновременное изменение отношения рецепиента и к коммуникатору, и к объекту.

  1. Семантический дифференциал и семантическое пространство

По терминологии авторов, хайдеровским «позитивным отношениям» здесь соответствуют «ассоциативные утверждения», а «негативным отношениям» — «диссациотивные утверждения». Эти термины вводятся потому, что методика, которая применяется Осгудом для установления направления изменения отношения, связана именно с изменением этих двух типов утверждений. Это хорошо известная методика семантического дифференциала, применненная Осгудом (1942г.) при изучении синестезии, социальных стереотипов (1946г) и проверенная позднее в эксперименте Танненбаумом применительно к теории конгруэнтности (1955г).

  1. Интенсивность отношения

Дисбаланс в когнитивной структуре P (в частности, в его аттитюдах) зависит не только от общего знака отношения P к K и K к O, но и от интенсивности этого отношения.

  1. Восстановление баланса

Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения P к одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно пропорциональна интесивности отношения. Наибольшему изменению в неконгруэнтных состояниях, следовательно, подлежат малополяризованные отношения.

  1. Критика

В теории Осгуда и Танненбаума не ставится ни один из принципиальных вопросов, выдвигаемых критиками теорий соответствия, а именно о допустимости исходных определений, об их обоснованности, о самом «спектре» факторов, детерминирующих возникновение несоответствия, о связи когнитивного несоответствия и мотивации, когнитивного несоответствия и поведения и т. д.

  1. Критика теорий когнитивного соответствия.
  • Все теории соответствия страдают достаточно неточными определениями своих основных понятий.
  • Рыхлость исходных понятий как важнейших элементов теории ведет к достаточно уязвимым моделям объяснения, при помощи которых интерпретируются факты. Психологический механизм возникновения несоответствия остается не объясненным в терминах психологической науки, наличие его лишь констатируется при апелляциях к жизненному опыту.
  • Почти все случаи построения моделей, к которым прибегают авторы теорий соответствия, оказываются сверхупрощениями. Практически во всех из них когнитивная структура индивида представлена не более чем тремя элементами, и переход от этой упрощенной модели к более сложной нигде не проработан.
  1. Вторая версия когнитивного подхода (подход Д. Креча и Р. Крачфилда, подход С. Аша).
    1. Д. Креч и Р. Крачфилд: молярная организация поведения и познание

В самом схематичном виде идеи Креча и Крачфилда сводятся к следующему. Сложный процесс поведения человека может быть понят только при условии рассмотрения «менталистских» переменных, таких как перцепт, идея, образ, ожидание и пр. Адекватным методом исследования может быть только холистский, или молярный, подход, рассматривающий поведение как нечто целостное. Поведение не просто молярно организовано, но важнейшим элементом этой организации является познание. Перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение — как процесс когнитивной реорганизации. Краткое резюме этого подхода авторы выражают такими словами: «Поведение организовано». Эта организация молярна. Наиболее важный ее элемент — познание".

Собственно теории здесь вообще нет, так как отсутствует ее содержательная сторона. Скорее здесь в «чистом виде» сформулирован определенный методологический подход, дающий набор некоторых самых общих принципов исследования.

  1. С. Аш: перцептивная интеграция на основе обстоятельств

В его работах формулируются, конечно, определенные теоретические принципы, но большую известность приобретает серия экспериментальных исследований. В частности, в основе многих из них была положена идея «перцептивной интеграции». Точка зрения Аша в социальной психологии является приложением идей гештальтпсихологии о том, что перцептивная организация имеет тенденцию быть настолько хорошей, насколько это позволяют преобладающие условия. Эта мысль преобразуется у Аша в тезис о том, что человек имеет тенденцию быть настолько «хорошим» (для Аша это — «мыслящим связно», «понимающим», «отвечающим условиям среды»), насколько это допускают обстоятельства. По Ашу, человек, стремясь построить максимально интегрированную систему своих представлений о мире, организует ее каждый раз в соответствии с обстоятельствами, в частности, с условиями места и времени. Именно в русле таких рассуждений Аш строит получивший широкую известность эксперимент (1946).

  1. С. Аш: эксперимент и выводы

Двум группам испытуемых (90 и 76 человек) был предложен список прилагательных, обозначающих свойства личности некоего якобы реально существующего человека. Список включал по шесть одинаковых прилагательных: «энергичный», «уверенный», «ироничный», «любознательный, «практичный», «осторожный», а седьмое прилагательное было разным для двух групп. В одном случае это было слово «теплый», а в другом — слово «холодный». На основании перечисленных характеристик было предложено дать общее описание некоей воображаемой личности, обладающей этическими характеристиками. После этого испытуемым в обеих группах дали лист с перечислением восемнадцати черт характера и попросили указать, какие черты свойственны, по их мнению, вышеописанной личности. Оказалось, что относительно многих из восемнадцати предложенных черт (например, щедрый, добродушный, обладающий чувством юмора, популярный, обладающий воображением) наблюдался довольно большой разброс мнений в зависимости от того, принадлежал ли испытуемый к группе, где фигурировало слово «теплый», ил к группе, где фигурировало слово «холодный». Таким образом, различие сопоставлений определялось тем, что «теплый» и «холодный» были восприняты как центральные характеристики личности, вокруг которых и строилась вся конфигурация черт воображаемого человека. Однако для других черт (настойчивый, реалистичный, серьезный, честный, хорошо выглядящий) приписывание их воображаемой личности не в такой сильной степени зависело от присутствия свойства «теплый» или «холодный».

Аш сделал вывод, что при восприятии другого человека проявилась тенденция объединять воспринимаемые характеристики в организованные смысловые системы, причем введение всяких новых характеристик направлено к тому, чтобы эти смысловые системы пополнились. Кроме того, было установлено, что при организации этой смысловой системы воспринимаемые характеристики попадают в определенный контекст, в котором особенно очевидна роль одной характеристики, воспринимаемой как центральная.