1. Конфликтология в системе наук

Военная наука рассматривает конфликт как самостоятельное явление. Исследование военного конфликта осуществляется в следующих направлениях:

1) Разработка теории собственного военного конфликта, которая включает в себя сущность, классификацию, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, а также факторы эскалации, т.е. развития конфликта.

2) Роль и место армии в вооруженных конфликтах.

3) Стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах.

4) Действия видов и родов войск в вооруженных конфликтах.

5) Влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества.

В искусствоведении конфликт появился в 1933 году и понимался как художественный конфликт. Этот термин использовался в театре, кино, искусстве для характеристики отдельных проявлений, событий.

Подходы к понимаю и изучению проблемы в искусстве:

1) Худ. Конфликт как частный момент искусства, когда в качестве структурной единицы анализа выступает произведение, которое рассматривает конфликт в его предметно-тематической и структурно-композиционной функции.

2)Конфликт как основание проявления процессов, и в этом случае присутствует более высокий уровень абстракции.

3) Конфликт как эстетическая категория, рассматриваемая с философской точки зрения.

Осуществляется изучение исторического конфликта по следующим направлениям:

1) Международные конфликты. Задачей является выявление закономерностей их возникновения и развития, прогнозирования тенденций в развитии отношений между гос-ми.

2) Региональные конфликты, в которых основными субъектами противодействия является развивающиеся страны.

3) Конфликты на Ближнем Востоке (выделяются в особое направление) т.к. проводится много исследований и печатается много публикаций по вопросам конфликта.

4)развитые страны и конфликты в странах 3-го мира, и в этом направлении основное место принадлежит работам, где осуществляется анализ политики США, Германии и др стран блока НАТО по отношению к региональным конфликтам.

5) Роль ООН и др международных организаций в урегулировании международных конфликтов, рассматривают как важный фактор сохранения стабильности в международных отношениях.

6) Этнические конфликты в разных странах и степень их влияния на политику гос-ва.

7) Исторические аспекты конфликтных отношений царской России и СССР с соседними гос-ми.

26 стр., 12560 слов

Психосоциальная помощь в реабилитации и адаптации участников ...

... 3.2. Психологическая и медицинская реабилитация военнослужащих - участников военных конфликтов 3.3. Технологии социальной работы с участниками военных конфликтов по их психосоциальной адаптации к условиям мирной жизни ... на которые собираются боевые друзья, только усиливают посттравматический синдром. Итак, локальные военные конфликты, то и дело вспыхивающие в разных концах земного шара, накладывают ...

8) Межнациональные и этнические конфликты на территории СССР: важное место занимает урегулирование конфликтов на территории России и стран ближнего зарубежья.

2. Предмет, задачи и методы конфликтологии. Функции конфликтологии. Конфликтология – наука о закономерностях возникновения конфликтных противоречий, динамике и формах развития конфликтных ситуаций, способах предупреждения, разрешения и управления конфликтами.

Объектом исследования является социальный конфликт.

Предметом исследования являются закономерности возникновения конфликтных противоречий, динамике и формах развития конфликтных ситуаций, способах предупреждения, разрешения и управления конфликтами.

Задачи и цели:

1) Исследование всех конфликтов, которые выступают в качестве объекта данной науки.

-преодоление разобщенности

-проведение междисциплинарных исследований конфликтов

-выделение научной специальности «конфликтология»

-проведение научных конференций

-издание научных журналов

2)Создание системы конфликтологического образования:

-расширение учебных специальностей

— введение курса «Основы конфликтологии» — издание трудов зарубежных авторов

3)Организация по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов

— разработка методик оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах общ-ной жизни

— создание ассоциации конфликтологов

Методы конфликтологии:

1. Социологические методы выявляют соц. Обусловленность конфликтных противоречий.

2. Философские методы «вооружают» конфликтологию противоречием.

3. Психологические методы изучают псих. механизмы конфл. Поведения.

4. Культорогический подход предполагает учет в ожидаемом и реальном конфликте социокультурных особенностей сторон.

5. Методы соц. Психологии используются для определения причин возникновения конфликтов и их динамике в малых соц. Группах.

Функции конфликтологии:

1. Познавательная

2. Диагностическая (анализ соц. Реальности)

3. Прогностическая ( выработка научнообоснованных прогнозов о тенденциях развития соц. Противоречий)

4. Организационно-технологическая (создание технологий для предупреждения и разрешения конф. Ситуаций)

5.Управленческая (использование конфликтологических исследований для разработки и принятия управленческих решений)

6. Инструментальная (совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования соц. Конфликтов)

7. Прагматическая ( использование теоретических методов конфликтологии для решения возникающих в обществе противоречий.

3. Определение понятия и сущности конфликта. Конфликт и конфликтная ситуация

Конфликты есть:

— столкновение, серьезное разногласие сторон

— столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений за ценности и притязание на статус, власть, ресурсы

— предельный случай обострений соц противоречий

Конфликт – открытое противоборство, столкновение 2-х и более субъектов социального взаимодействия, причинами к-ого яв-ся несовместимые потребности, интересы и ценности

26 стр., 12509 слов

Предмет и метод педагогической конфликтологии

... конфликта 2. Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии Состоит в: 1. Изучении природы и причин педагогических конфликтов, 2. Разработке методов ... в противоречие с ... возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций. Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, ...

Конфликт=КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент)

Конфликтная ситуация – противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Инцидент – формальный повод для начала открытого противоборства.

4. Структура и границы конфликта.

Структура включает в себя совокупность всех устойчивых связей, всех частей, эл-тов и складывающихся между ними отношений, к-ые выступают факторами его целостности.(объект, субъект, условия протекания конфликта, масштаб конфликта, рез-тат)

Эл-ты структуры конфликта:

1) Два и более субъекта, конфликтующих из-за какого-то объекта (сторонники и сочувствующие, подстрекатели и посредники)

2) Объект – причина столкновения субъектов, мотивация (спорная территория, вакантная должность и т.д.)

Предмет конфликта – то, что подлежи т непосредственному исследованию в конкретном объекте (опр аспект, сторона объекта конфликта, подлежащая исследованию)

Пример : объект – вакантная должность; предмет – то, что привлекает претендента в данном объекте (з/п, статус)

Границы конфликта – пространственно–временные пределы конфликта, помогающие понять природу конфликта. Определение границ конфликта имеет несколько аспектов:

1. Пространственный (определяется территорией протекания конфликта)

2. Временный (указывает на продолжительность)

3. Внутрисистемный (семья, коллектив, школа) – предполагает какую-либо систему

Внутрисистемные границы конфликта определяются через выделение из всего многообразия участников 2-х конфликтующих сторон. Системные границы зависят от кол-ва вовлеченных в нее участников.

5. Стороны конфликта.

1. Противоборствующая сторона ( тот, кто в силу тех или иных причин, оказался «по одну сторону баррикады», и кто яв-ся сторонником определенного конфликтующего субъекта)

2. Участники конфликта – индивиды, группы, организации, институты, принимающие участие в конфликте на стороне того или иного субъекта (прохожие вовлекаются в уличную драку)

3. Посредники, судьи, миротворцы. Ей сводится промежуточная позиция между конфликтующими сторонами. Основная ф-ция – способствование его урегулированию

4. Косвенная сторона – организаторы-сценаристы конфликта, подстрекатели, провокаторы.

6. Основные виды социальных конфликтов.

Субъект конфликта – внутриличностные, межличностные, межгрупповые, межгосударственные

Характер возникновения – объективно-направленные,об-но ненаправленные, субъективно-направленные, суб-но ненаправленные Характер объектов конфликта – ресурсные, статусно-ролевые, ценностные, властные

Сферы жиз-ти людей – бытовые, семейные, трудовые, военные, учебно-педагогические, эко-кие, поли-кие, соц-ые.

Направленность воздействия и распределения полномочий – вертикальные (начальник-подчиненный), горизонтальные

12 стр., 5999 слов

Конфликты как объект и предмет социального изучения: теория и ...

... его изучение приводит к расширению границ познанного. Данная работа также является полезной для меня как начинающего исследователя. Цель данной работы - исследование конфликта с социальной точки зрения, т.е. ... которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удерживания спорного объекта к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько ...

Степень проявления – явные-латентные, случайные-хронические

Результат – конструктивные-деструктивные, позитивные-негативные

Длит. Протекания – кратковременные-долговременные

Адекватность – реалистичные-нереалистичные

Формы и методы интенсивности – насильственные (ненасильств), более интенсив (менее интенсив)

Территория охвата – локальные, региональные, международные

Учет мотивации и суб. Восприятий конф. Ситуаций – ложный, потенциальный

Психическое состояние сторон – рациональные-эмоциональные

Степень нормативной регуляции – институционализированные (дуэль) абсолютные (до полного уничтожения противника)

7. Трактовка понятия «конфликт» в психологии

Конфликт:

-Используется для описания группового взаимодействия, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида

-Есть «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». В качестве форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

-Деструктивный способ развития противоречий. -Межличностные трудности и внутриличностные переживания, а также кризисные явления

8. Основные подходы к пониманию и интерпретации конфликтов.

Основные группы подходов:

1. Психодинамический (психоаналитический) подход (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон) – анализ конфликтов человеческой души.

2. Ситуационный подход (М. Дойч, М. Шериф) – исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию: исследование М. Дойча (конфликт как форма ответа на конкретную ситуацию) и М. Шерифа (ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов).

3. Когнитивный подход (К. Левин и его теория баланса).

1. По Фрейду человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. Проблемы внутренних конфликтов также интересовали К.Хорни. Конфликт бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, делают его беспомощным. Невротик не способен решить свои внутренние проблемы, что и оказывается, главным источником конфликта. А. Адлер рассматривал конфликт как попытку человека освободиться от чувства собственной неполноценности. «Проблемность во взаимодействии индивида с обществом Адлер связывает с «невротическим стилем жизни». Э.Эриксон выделяет 8 психосоциальных стадий. Каждая из стадий сопровождается кризисом. На каждом возрастном этапе возникает проблема, требующая решения. Успешное разрешение кризиса способствует эффективному проживанию последующих стадий. В подходе был задействован клинический опыт.

2. Ситуационные подходы представлены бихевиористской(поведенческой) традицией. Исходя из основных представлений бихеовиористов, патология поведения есть следствие научения неправильному поведению, которое становится частью поведения личности. Результатом исследований Дойча стала теория кооперации и конкуренции.

3. Основоположником когнитивисткого подхода стал К. Левин. По его мнению, ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя.

11 стр., 5232 слов

Социология межнациональных конфликтов

... и в то же время, как и всякий социальный конфликт, является конфликтом политическим. Наука, изучающая социальные конфликты, их сущность, причины возникновения, пути предотвращения и разрешения, называется ... продиктован выбор данной темы – в рамках этой работы мной будут проанализированы основные материалы по проблемам межнациональных конфликтов, а также сделаны определённые выводы. Объект и предмет ...

9. Понятие и специфика юридических конфликтов. Юридический конфликт – противоборство между 2-мя и более субъектами права, обусловленное противоречиями их юр. значимых интересов, влекущее наступление юр. последствий и преодолеваемое при помощи юр. средств.

Предмет юр конфликта – правовые акты и нормы, связанные с правовым статусом соц. субъектов – индивидов, соц. общностей, соц. институтов и организаций.

Признаки, характеризующие юр конфликт:

1. Органическая связь с правом.

2.Юр конфликт предполагает конфликтную природу общественных отношений.

3.Порождает юридически значимые последствия.

Причины юр конфликта:

1.Экологические, демографические, экономические, соц-политические, национальные и идеологические противоречия, в рез-те к-ых происходит нарушение правовых норм

2. Противоречивость юридических норм.

3.Отчуждение населения и др субъектов от гос-ва и его институтов (силовых, налоговых и др)

Структура юридического конфликта:

1.Объект юр конфликта – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом (материальные и нематериальные блага, интересы)

2.Субъектный состав юридического конфликта

3. Пространственные параметры юр конфликта

4. Временные параметры

10. Динамика юридических конфликтов

Юр конфликт проходит несколько стадий – латентную, открытую и стадию завершения конфликта.

Латентная стадия имеет скрытый характер (наличие всех эл-тов конфликта за исключением внешних действий).

Ее начало связано со складыванием конфликтной ситуации.

Открытая стадия – переход к взаимным действиям.

Завершение конфликта – прекращение всех действий противоборствующих сторон.

2 формы:

— Разрешение (дея-ть, направленная на решение проблемы, которая привела к столкновению)

-Урегулирование (результат организованного успешного побуждения одного из субъектов права к тому или иному юридическому действию)

11. Виды юридических конфликтов. — По субъектам отношений – межличностные, групповые, институциональные

— По отраслям права – конфликтные взаимоотношения, связанные с вопросами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права.

— По природе соответствующих правовых норм – уполномочивающие, обязывающие, запрещающие

— По длительности во времени – длящиеся и кратковременные

— По методам воздействия – насильственные и ненасильственные

— С точки зрения предмета и объекта – истинные и ложные конфликты

12. Особенности написания курсовой работы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ: ОБЪЕМ — не менее 25 страниц компьютерного текста. ПЛАН – простое выделение пунктов. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — не менее 10-15 источников – анализ общетеоретической литературы. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ — общие подходы к ее разрешению. УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ — обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за социально — экономическими процессами. Обобщения носят теоретический характер. Все стадии подготовки и написания работы вплоть до ее защиты контролируются научным руководителем в соответствии с разработанным графиком. Научный руководитель также осуществляет оценку качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Этапы в процессе написания курсовой работы. Требования. 1. Выбор темы. 2. Оформление титульного листа и оглавления дипломной работы. 3. Написание и редактирование текста работы. 4. Оформление сносок, списка литературы и приложений (если таковые имеются).

8 стр., 3569 слов

Межнациональные конфликты в РФ

... мире усилило внимание к методологическим и концептуальным поискам в сфере этнических конфликтов. «Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания ... устройство, институты власти и ее атрибуты. В России разрушена прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности, изменяется система социальных отношений. Серьезным ...

5. Подготовка текстового и тезисного вариантов (тезисный вариант необходим для выступления).

Логическая последовательность пунктов плана имеет первостепенную важность. Каждая курсовая работа должна иметь четко определенные цель и задачи, объект, предмет и методы исследования. Их необходимо сформулировать до начала непосредственной работы над текстом и согласовать с научным руководителем. Требования к тексту: 1. Требование к заголовку – в конце точка не ставится. Допускается жирное выделение (не забудьте о правилах оформления заголовков первого и второго уровней).

Выравнивание по центру. 2. Шрифт Times New Roman,14 кегль, выравнивание по ширине. Жирных выделений в тексте быть не должно! Межстрочный интервал – полуторный. 3. Поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, нижнее и верхнее – по 20 мм. 4. Абзацный отступ – 1,25 см. 5. Разрыв между названием глав и параграфов – 1 интервал, между параграфами и текстом – 2 интервала. 6. Размер кегля: основной текст и список литературы – 14 пт.; примечания (постраничные сноски) – 10 пт. Название Главы – 16 пт. Название параграфов, рисунков и таблиц: 14 пт. 7. Каждая глава начинается с новой страницы. 8. Нумерацию страниц в курсовой работе начинают с титульного листа, на котором номер страницы не ставится. Кроме титульного листа все страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, которые ставятся внизу страницы по центру.

13. Политический конфликт: понятие, типология, функция

Политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этнополитические, политико-правовые и др.

Горизонтальные политические конфликты:

В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима, например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом)

Вертикальные политические конфликты можно разделить на статусно-ролевые и режимные.

Статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти и др)  Подобный конфликт  провоцируют политические элиты либо для того, чтобы лишний раз напомнить о себе, либо для того, чтобы отвлечь внимание общественности от насущных политических проблем, которые они не могут или не хотят решать. Например, российские политические элиты периодически поднимают вопрос о захоронении тела В. И.Ленина, будоража общественность и отвлекая ее от реальных насущных проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.

Как и другие социальные конфликты, политические конфликты бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, «мирными», конструктивными, деструктивными; могут иметь место на уровне центра, региона, отдельного города и района.

Функции политического конфликта:

Позитивные:

— Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль;

— Способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей

— Ускоряет создание новых структур

Негативные:

— Приводит к дезинтеграции общества;

— Приводит к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;

— Приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений;

14. Основные понятия и термины этнологии.

Этнические (межэтнические, национальные, межнациональные) конфликты — конфликты, происходящие между отдельными представителями или группами в составе различных этносов, а в более масштабном виде — между двумя или несколькими этносами. Отличительным признаком этнических конфликтов является то, что участвующие в них группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному) признаку.

Наиболее широко употребляются термины:

Народность — одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе сли­яния и консолидации племен, перерастая со временем в этнос.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, а также самосознанием, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Суперэтнос — межэтническая общность, имеющая общегосудар­ственный (общенациональный) уровень культурно-исторического единства по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д., например «американский народ», бывший «советский народ».

Субэтнос — часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спе­цификой и элементами общего этнического самосознания.

Этническая группа — часть этноса, которая в силу ряда причин от­делена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде. Этнические группы не имеют собственных государственных об­разований, но могут иметь национально-территориальные образова­ния в составе многонациональных государств.

Этническая диаспора — часть этни­ческой общности, дисперсно или фрагментарно расселившаяся вне страны (или какого-либо другого национально-государственного либо национально-территориального образования) своего происхождения.

Нация — исторически сложившаяся на определенной стадии общественного развития устойчивая общность людей, тождественность (идентичность) которой основывается на постоянном воспроизведении себя в качестве особого, отличного от других образования по языку, образу жизни (включая его экономиче­ский аспект), психическому складу, культуре, защите территориаль­ной целостности, отношению к прошлому и иным компонентам его специфики.

Национальность — термин, употребляемый для обозначения на­родностей, наций и других этнических общностей и групп, исключая племена (другой смысл данного термина — обозначение принадлеж­ности человека или группы людей к определенной этнической общ­ности).

Титульная нация — нация, давшая название государству; в Россий­ской Федерации — давшая название республикам (государствам) в со­ставе России (например, татарская нация, удмуртская нация, чечен­ская нация).

Народ (в обычном смысле) — это население государства или входя­щего в его состав территориального образования, в том числе многона­ционального (например, многонациональный народ Республики Та­тарстан).

В более широком научном смысле народ — субъект истории, совокупность тех социальных групп данного общества, которые явля­ются его основной производительной и преобразующей силой, главной движущей силой его общественного развития.

Этническое (национальное) меньшинство — часть этноса, которая консолидировано, с ощущением внутреннего единства проживает в инонациональной среде в государстве или в одном из его регионов в- отрыве от основного массива своего этноса, но ощущает с ним родство и связь по самоназванию, языку, культуре и некоторым другим чертам этнической специфики.

Этническая структура повседневности — образ жизни и бытовой обиход этносов, их структура питания, семейные обычаи и традиции, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, крепость родственных связей, кровные узы и традиции и пр.

Этническая (национальная) психология — совокупность чувств, на­строений, представлений, привычек, традиций, обычаев, а также ха­рактерологических черт, присущих данному этносу.

Этническое самосознание — сознание и чувство принадлежности к своему этносу, осознание его отличия и сходства при соотнесении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением ее объективного бытия.

Национальная (этническая) идеология — совокупность ценностных идеалов, идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают дей­ствительность с точки зрения интересов определенного этноса или народа (в этническом смысле), нации (в этническом смысле), наци­ональности и направлены на изменение, преобразование существую­щих общественных отношений в интересах этого этноса, народа, на­ции, национальности.

Национальная идея — термин, который имеет ряд интерпретаций: первая — система­тизированное обобщение национального самосознания в его истори­ческом бытии, представленное чаще всего в форме социально-фило­софских или общественно-политических текстов; вторая — краткое обозначение сути национальной идеологии в виде девиза или фразео­логической формулы, содержащей наиболее знаковые ключевые слова данной идеологии (например, применительно к русской националь­ной идеологии XIX века в качестве такой формулы выступало словосо­четание «православие, самодержавие, народность»).

Национально-культурная автономия — форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение людей, относящих себя к опреде­ленной этнической общности, находящейся в ситуации национально­го меньшинства на соответствующей территории.

15. Типология этнических конфликтов и их причин. Формы этнических конфликтов

Первопричиной всех этнических конфликтов являются генетически и исторически обусловленные этнопсихологические различия отдельных этносов.

  • этнодемографические и этномиграционные конфликты, в основе которых лежит быстрое изменение соотношения численности корен­ного населения и расселяющихся на той же территории этносов вслед­ствие миграции и различия в уровне естественного прироста населе­ния;
  • массовопсихологические этнические конфликты, в основе которых лежит этническая напряженность и отрицательная комплиментар- ность как массовое психическое состояние враждебности по отноше­нию к другим этносам, ощущение национальной обиды, стремление отомстить за несправедливость, допущенную со стороны других этно­сов в прошлом, поляризация отношений «свои — чужие»;
  • многофакторные этнические конфликты как наиболее распро­страненный вид этнических конфликтов, в основе которых лежит со­вокупность нескольких перечисленных выше причин;
  • многофакторные этнические конфликты, различающиеся по адми­нистративно -территориал ъному признаку:
  • конфликты между титульными нациями (этносами) отдель­ных республик, других национально-территориальных обра­зований в составе России с русским народом (проявляются в конфликте с Российской Федерацией в целом);
  • конфликты между титульными нациями (этносами) отдель­ных республик, других автономных образований в составе России между собой;
  • конфликты между национальным меньшинством, прожива­ющим на территории муниципального образования (город­ского, сельского поселения, муниципального района) или на территории субъекта РФ, с составляющей национальное боль­шинство остальной частью населения (коренным населением) соответствующего муниципального образования или субъекта РФ.

По форме проявления этнические конфликты различаются на:

  • латентные (скрытые) этнические конфликты, которые могут длиться долго без явно выраженных общественных проявлений и лишь в определенных общественных условиях перерастать в открытые;
  • открытые (актуализированные) этнические конфликты, перерас­тающие из латентных конфликтов и принимающие явно выраженные общественные признаки конфликтного противостояния этносов.

По характеру действия конфликтующих сторок этнические кон­фликты различаются на:

  • ненасильственные этнические конфликты (такие, как митинги, демонстрации, пикеты, акции «гражданского неповиновения» кон­фликтующих сторон и др.);
  • насильственные этнические конфликты, проявляющиеся в форме массовых беспорядков, физического насилия в отношении представи­телей других этносов (грабежи, поджоги, изгнание из жилых домов, силовое отнятие собственности и имущества, этнические погромы, этнические чистки), в наиболее острых формах — как терроризм, соз­дание и боевые действия этнических незаконных вооруженных фор­мирований, военные действия с использованием вооруженных сил конфликтующих государств.

16. Динамика развития этнических конфликтов.

По динамике своего развития этнические конфликты могут про­ходить следующие стадии:

  • зарождение латентного этнического конфликта без явно выра­женных общественных проявлений;
  • перерастание латентного конфликта в открытую стадию с его актуализацией и усилением за счет вовлечения в конфликт все более активных сил, национальных и националистических организаций и движений, отдельных муниципальных и региональных органов вла­сти, представляющих интересы конфликтующих сторон;

увеличение количества и остроты проблемных ситуаций за счет по­явления новых претензий и обвинений, вовлечения в конфликт все большего числа представителей конфликтующих этносов;

  • повышение конфликтной активности участников, изменение ха­рактера конфликта в сторону его ужесточения;
  • нарастание эмоциональной напряженности участников конфлик­та, оказывающей мобилизующее влияние на их поведение, предель­ное обострение чувства антипатии и враждебности к противополож­ной стороне конфликта, сопровождающееся физическим насилием к представителям другого этноса;
  • формирование устойчивого образа «внешнего врага» в виде другого эт­носа с силовым противостоянием участников конфликта, когда компро­мисс воспринимается только как капитуляция перед своим противни­ком;

перерастание конфликта в острую силовую стадию в виде воору­женных столкновений и боев незаконных вооруженных формирова­ний конфликтующих сторон друг с другом или одной из конфлик­тующих сторон с силовыми структурами государства, на территории которого действий друг против друга вооруженных сил конфликтующих госу­дарств;

  • интернационализация конфликта, вовлечение в его разрешение иных государств или международных организаций.

17. Особенности развития этнических конфликтов

В отличие от других видов социальных конфликтов, этнические конфликты имеют ряд присущих только им особенностей, основными из которых являются следующие:

  • вовлечение в сферу этнического конфликта многих других типов конфликтов, включение в этот конфликт других конфликтных ситу­аций, сформированных по иным видам социального взаимодействия;
  • усиление национализма, шовинизма и других крайних националисти­ческих проявлений в ходе зарождения и развития конфликта, которые способствуют ожесточению этноса и более жесткому противостоянию «своих» и «чужих»;
  • формирование в ходе конфликта завышенной самооценки «своих» и необъективно низкой оценки «чужих», двойных стандартов в оценке «своих» и «чужих».

18. Специфика и формы проявления педагогических конфликтов.

Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить:

  • ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций
  • участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся)
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин
  • присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта

Конфликт может выражаться в скрытой и открытой формах. Скрытая форма — это состояние неудовлетворенности, внутреннее несогласие с действиями, решениями руководителя, актива, что может проявляться в формальном исполнении требований, равнодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива, интригах.

Открытая форма может быть активной и пассивной. К активным формам проявления конфликта относятся открытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, задание, разные формы неподчинения, саботаж, мстительность, агрессивность, аффективные действия. Пассивная форма может выражаться в сознательном уходе в мир фантазий, наркомании, алкоголизме.

Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня развития личности, коллектива, возраста участников конфликта, их индивидуального жизненного опыта, личностных качеств, типа конфликта, специфики деятельности коллектива, от стиля управления коллективом.

19. Конфликты в семье: причины возникновения, виды.

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Семейные конфликты – одна из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам.

Причины возникновения: — факторы микросреды (ухудшение материального положения семьи; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе и т.д.)

— факторы макросреды (социально-экономическая нестабильность в мире, стране, способствующая снижению уровня внутрисемейный конфликтности).

Виды семейных конфликтов:

1 Критерий: «внутреннее содержание», качественно отличающее один тип взаимоотношений от другого (или источник конфликта):

  1. Ценностные (наличие противоположных интересов, ценностей);
  2. Позиционные (борьба за лидерство в семье);
  3. Сексуальные (психосексуальная дисгармония);
  4. Эмоциональные (неудовлетворение потребностей в положительных эмоциях);
  5. Хозяйственно-экономические (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства);
  6. Прогрессирующие (ведут к росту напряженности, супруги не могут адаптироваться друг к другу);
  7. Созидательные (терпение друг к другу, отказ от оскорблений, унижения и т.д.);
  8. Разрушительные (физические и духовные оскорбления, унижения; итог – взаимное уважение, общение, превращается в обязанность, неприятную);
  9. Привычные (стереотипы поведения).

2 Критерий: степени опасности для браков:

  1. Неопасные (при наличии трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва» — внезапно начавшись, могут быстро завершиться);
  2. Опасные (один из супругов должен, по мнению другого, принципиально пересмотреть свою линию поведения);
  3. Особо опасные (приводят к разводам)

3 критерий: степень открытости + поведение:

  1. Открытые, явные (словесное и физическое оскорбление друг друга);
  2. Скрытые (не осознаются и временно не реализуются в поведении супругов).

4 критерий: субъекты конфликта:

  1. Супружеские (весь спектр СК);
  2. Конфликт между родителями и детьми (издержки воспитания, ригидность семейных отношений, возрастные кризисы детей и др.);
  3. Конфликт родственников (авторитарное вмешательство).

20. «Кризисные» периоды в развитии семьи.

Период

Описание

Первый

Первый год супружеской жизни

Второй

Появление первого ребенка

Третий

Средний супружеский возраст, конфликт однообразия и монотонности общения

Четвертый

Кризис «ухода из семьи последнего ребенка»

21. Типы конфликтных семей.

1 критерий: стратегия, положенная в основу дальнейшего поведения:

  1. Демонстративный;
  2. Эмоциональный;
  3. Конфликт зависти;
  4. Битва за ресурсы;
  5. Конфликт по сценарию;
  6. Конфликт раздражения;
  7. Супружеская измена.

2 критерий: «супруг-супруга», «родители-дети»:

Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

22. Предупреждение и разрешение СК.

Общие пути предупреждения СК, вытекающие из социально-психологических закономерностей развития семьи:

  • Формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений;
  • Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоциональных состояний;
  • Организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;
  • Формирование культуры общения.

23. Экономический конфликт и его характерные черты.

Конфликт – противоборство социальных субъектов, имеющих неравный доступ к ряду необходимых жизненных благ, обеспечивающих благополучие и комфорт в определенной социальной группе или в обществе в целом.

Экономический конфликт в большей степени имеет объективную составляющую, к которой относятся:

  1. Участник конфликта – человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
  2. Объект экономического конфликта – экономическая природа социального взаимодействия в отдельных группах и обществе в целом.
  3. Предмет – неравенство в доступе к материальным благам и удовлетворению экономических интересов.

Экономический конфликт может проявляться между следующими сторонами в рамках:

  1. Отдельного хозяйствующего субъекта: а) Ролевой (покупатель-продавец, поставщик-потребитель, наемник-наниматель и т.д.); б) Ценностный (неудовлетворенность в уровне потребления, статус, содержание работы).
  2. Конфликтного взаимодействия групп по причине: Изменений условий работы, оплаты труда, распределения ресурсов, вознаграждений, должностных обязанностей и т.д. Конфликтных отношений между организациями;
  3. Взаимодействия организаций и властных структур, регулирующих предпринимающую деятельность;
  4. Сотрудничество государства и социальных групп, находящихся на государственном обеспечении;
  5. Отношений Федерального центра в регионе в связи с трудностями распределения и перераспределения благ, ресурсов, материальных средств, неравномерности развития отраслей в регионе;
  6. Взаимодействия стран, стремящихся отстоять свои экономические интересы.

В качестве основных групп: государство и общество.

Государство – основной регулятор экономических отношений, выполняющий публичную функцию, в рамках которой оно использует обширный инструментарий административного, налогового, таможенного и др. публично-правовых отраслей законодательства.

Общество – субъект экономических отношений, носитель публичных интересов.

Функции экономического конфликта – воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

Экономический конфликт конструктивный, если:

  1. Существуют нарушения в работе механизма «обратной связи»;
  2. Отсутствие контроля за выполнением обговоренных условий и договоренностей;
  3. Отсутствия законодательной базы, в которой подробно описывается ответственность за несвоевременное и ненадлежащее выполнение поставленных раннее обязательств;
  4. Существование вступивших в законную силу законопроектов, но «неработающих».

Стадии:

  1. Формирования противоречий;
  2. Перехода потенциального в реальный конфликт;
  3. Конфликтных действий;
  4. Снятия и разрешения конфликта.

24. Теоретические аспекты изучения экономических конфликтов

  1. Меркантилизм – поиск источников происхождения богатства и его увеличение за счет внедрения. Политика денежного баланса, направленной на увеличение богатства законодательным путем. Принцип: запрет вывода денег за границу. Система активного торгового баланса и увеличения объема продаж.
  2. Теория физиократии (Ф. Кенэ, А. Тюрго).

    Ее сторонники представляли интересы крупных землевладельцев. Ф. Кенэ – глава школы физиократов, автор деления общества на три класса: землевладельцев, фермеров и ремесленников; сторонник идеи влияния экономических отношений на благополучие общества, поскольку они влияют на естественный порядок, обеспечивающий его благосостояние.

  3. С позиции концепции экономического либерализма как многоуровневого социального явления (А. Смит, Ф. Риккардо). А. Смит утверждал, что в основе конфликта – классовая природа общества и экономическое соперничество; конфликт – благо, т.к. служит источником поступательного развития общества;
  4. Концепция народонаселения Т. Мальтуса (1766-1834).

    Причина войн — «недостаток места и продовольствия», благодаря постоянному стремлению всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи;

  5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс).

    В рамках направления концепции социально-классового конфликта Маркс рассматривает противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, являющихся источником социального конфликта.

  6. Маржинализм – новое направление экономической мысли последней трети XIX в., возникшее как реакция на экономическое учение Маркса. Идея – использование крайних величин или состояний, характеризующие не сущность явлений, а их изменений в связи с изменением других явлений.
  7. Кейнсианство: экономическая наука призвана решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства решения, которые общество считает возможными;
  8. Институционализм, возникший в конце XIX – начале XX в. (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл).

    Общество и его конфликтную природу нельзя рассматривать без учета таких особенностей, как порочность капитализма, противоречивость сфер индустрии и бизнеса.

  9. Математические модели экономической конкуренции и сотрудничества, построенных с использованием аппарата теории игр и распространившихся во второй половине ХХ в. (Дж. Нейман, О. Моргенштерн).

    Конфликт понимался ими как ситуация, в которой имеется не менее двух участников, экономические интересы которых не совпадают, а действия не являются независимыми.

25. «Организационно-управленческий конфликт»: понятие, типология.

Организационно-управленческий конфликт — это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Виды организационно-управленческих конфликтов:

1. Конфликт, связанный с распределением статусов и власти.

2. Конфликт, порождаемый проявлением разнообразных дисфункций в организации, обусловленных объективными (ситуация социального изменения), субъективно-объективными (ограниченность ресурсов и необходимость их распределения; различия в целях; усиление специализации подразделений предприятий ) и субъективными (например, нарушение принципов управления; психологическая несовместимость сотрудников, столкновение их целей, установок, интересов, мотивов, потребностей поведения; несоответствие слов, оценок, поступков одних членов коллектива ожиданиям, требованиям других его членов и т.д. ) обстоятельствами.

3. Конфликт, обусловленный неадекватным разделением труда между членами организации и соответственно неадекватной ролевой структурой коллектива.

4. Конфликт, возникающий на базе нарушения формальных и неформальных норм, «правил игры».

5. Нарушение норм и связанный с этим конфликт заложен во многом в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации.

6. Объективным законом функционирования организации является внутренняя ее интеграция, сплочение членов в единое целое. Конфликт между системой стимулов, направленных на повышение интеграции, и антистимулами указанного процесса — один из существенных видов в типологии конфликтов.

К организационно-управленческим конфликтам также относят:

1. Межличностные конфликты:

2. Так называемые «Функциональные конфликты»: а) Конфликты планирования, возникающие в результате нарушения тактического и оперативного планирования в системе управления персоналом; б) Конфликты организации, имеющие своим основанием нарушение постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями; в) Конфликты мотивации, возникающие как следствие нарушения принципов мотивации и просчетов в подборе и расстановке кадров; г) Конфликты контроля, являющиеся закономерным результатом нечеткости критериев контроля, неадекватности стиля управления персоналом конкретным условиям и ситуациям.

3. Конфликты между субъектами взаимодействия: а) Конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые): между рядовыми работниками; между руководителями и подчиненными; между работниками разной квалификации и возраста; б) Конфликты между малыми группами (межгрупповые).

26. Специфика проявления организационно-управленческого конфликта

1. Латентный конфликт. На данном этапе конфликта фактически еще не существует, но потенциал для его возникновения есть.

2. Осознаваемый конфликт. Этап осознаваемого конфликта начинается тогда, когда одна сторона (человек или группа) понимает, что ее цели из-за действий другой стороны подвергаются угрозе.

3. Ощущаемый конфликт. В ходе этапа ощущаемого конфликта у сторон, вовлеченных в конфликт, возникает негативное отношение друг к другу.

4. Очевидный конфликт. На этапе очевидного конфликта одна сторона решает, как она будет реагировать на ситуацию или взаимодействовать со стороной, которую она считает источником конфликта, обе стороны пытаются ущемить друг друга и воспрепятствовать достижению целей друг друга.

5. Современный конфликт также может проявляться в виде отсутствия сотрудничества между людьми или отдельными функциональными направлениями, что может серьезно повредить организации.

27. Управление организационно-управленческим конфликтом.

Управление организационно-управленческими конфликтами подразумевает целенаправленное, четко продуманное воздействие на его динамику с целью развития или разрешения противоречий, возникший между участниками той или иной организации. В управлении организационными конфликтами мы должны учитывать два основных направления в этой деятельности:

  1. профилактику (предупреждение) – снижение уровня конфликтности. Два подхода:

• коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;

• создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению проявлений конфликтности.

  1. регулирование, разрешение конфликтов.

Алгоритм управления конфликтом:

Первый шаг: изучение причин возникновения конфликта (Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа, изучение документов; биографический метод и др.)

Второй шаг: ограничение числа участников (Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т.п.)

Третий шаг: дополнительный анализ конфликта (Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.)

Четвертый шаг: принятие решения (Административные методы; педагогические методы).

Факторы принятия решения по межличностным конфликтам в организации:

Факторы, ориентирующие на административные средства разрешения конфликта

Факторы, ориентирующие на педагогические способы разрешения конфликта

1. Индивидуально-психологические особенности личности (конфликтная личность).

1. Разногласия, возникшие на основе неудовлетворительных коммуникаций (искаженная информация, неполная информация и т.д.).

2. Амбициозность отношений («нашла коса на камень»).

2. Неосознанные действия субъектов социального взаимодействия, ставшие причиной конфликтной ситуации.

3. Разногласия, затрагивающие высшие мотивы личности (убеждения, идеалы, ценности, принципы и т.д.).

3. Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, но есть условия для его повышения.

4. Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, и отсутствуют достаточные условия для его повышения.

Негативные факторы принятия конструктивных решений:

Содержание фактора

Последствия

Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только о том, как они выполняют его указания)

Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта

Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности

Ошибки в принятии решения из-за субъективной оценки предмета конфликта

Стремление как можно быстрее погасить конфликт

Ошибки в принятии решения, часто приводящие к наказанию «правых» и «виноватых»

Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии, дружба и т.п.)

Ошибки в принятии решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта

К методам управления организационно-управленческим конфликтом относится следующие:

1) четкая формулировка требований.

2) использование координирующих механизмов.

3) постановка единых целей.

4) система поощрения.