ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста 5
1.2. Клинико-пихолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией 7
1.3. Проявления нарушений речи у дошкольников с дизартрией 11
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 16
ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗАРТРИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Методики обследования речи детей с дизартрией 17
2.2. Современные технологии коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией 24
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
ВВЕДЕНИЕ
Впервые термин «дизартрия» был описан в 1879 году А. Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции. В литературе XX века понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь невнятная, словно «каша во рту».[22]
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
В наше время дизартрия считается распространённой речевой патологией (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС).
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии изучается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. В 1911г. лого-терапевт Г. Гуцман (немецкий врач) определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две её формы: центральную и периферическую. Большое влияние на современное понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса (1926), который впервые чётко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил её на бульбарную и церебральную формы. [21] Врач М.С. Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии. В последующие годы наш отечественный учёный О.В.Правдина описывает дизартрию с псевдобульбарным парезом. [16]
В настоящее время проблема нарушения речи у детей очень актуальна. С каждым годом детей с нарушением речи становится всё больше. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.
Развитие речи в дошкольном возрасте
... обуславливает актуальность данной темы. Предмет – процесс развития речи у дошкольников. Объект – дети дошкольного возраста. Цель курсовой работы – исследовать развитие речи в дошкольном возрасте. В соответствии с поставленной целью были определены следующие ...
Дизартрия является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Цель
Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и показать возможность преодоления имеющихся отклонений в развитии
Задачи
1. Изучить закономерности развития речи детей дошкольного возраста
2. Ознакомиться с клинико-пихолого-педагогической характеристикой детей дошкольного возраста с дизартрией
3. Рассмотреть проявления нарушений речи у дошкольников с дизартрией
4. Изучить методики обследования речи детей с дизартрией
5. Проанализировать современные технологии коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.Л. Розенгард-Пупко и др. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.
Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.[5] Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.[20] Более подробно мы рассмотрим этапа в становлении речи детей по А.Н. Леонтьеву.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
· 1-й — подготовительный (с момента рождения — до года); Крик — первая голосовая реакция ребенка. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, а-га, бу и т.д. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.[10]
· 2-й — преддошколъный (от года до 3 лет); расширяется объем лепетных слов, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей. Факторы:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ...
... обучения, направленного на формирование звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией. Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), из них 3 ... - коррекция звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагается, что нарушение звукопроизношения у дошкольников с синдромом дизартрия при своевременной диагностике и ...
а) механизм подражания словам окружающих;
б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;
в) благоприятные условия, в которых воспитывается.
К 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. В 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди — идет — идем — не иду; кукла — кукле — куклу).
· 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет); характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.[11] В 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
· 4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.[11]
1.2. Клинико-пихолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией
Аксенова Л.И. и Архипова Б.А. в учебном пособии «Специальная психология» утверждают, что клиническое, психологическое и педагогическое изучение детей с дизартрией очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Главным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. [1]
Лалаева Р.И. в своем учебном пособии пишет, что у детей — дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него слабый, тихий, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть замедленным или ускоренным. Данные нарушения выражаются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения и времени возникновения дефекта. Воздействие различных неблагоприятных факторов на формирующийся мозг ребенка в период внутриутробного развития, а также на ранних этапах его развития после рождения приводит к органическому поражению центральной нервной системы ребенка, что в конечном итоге является главной причиной дизартрии. Основными источниками внутриутробных поражений являются острые, хронические инфекции, интоксикация, кислородная недостаточность (гипоксия), токсикоз беременности, а также ряд других факторов, приводящих к возникновению родовой травмы. Также, дизартрия может явиться результатом несовместимости по резус-фактору. Несколько реже дизартрия может возникнуть под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. [8]
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... (использование средств лексической выразительности) и др. Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, ... памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм ...
Мастюкова Е.М. утверждает, что дизартрию можно наблюдать у детей, которые страдают детским церебральным параличом (ДЦП), при ДЦП дизартрия проявляется в 65-85% случаев. [15]
В пособии Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. указано, что в основе классификации клинических форм дизартрии лежит принцип выделения различной локализации поражения мозга. У детей, страдающих различными формами дизартрии можно наблюдать отличительные специфические дефекты звукопроизношения. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии. Корковая дизартрия — группа моторных расстройств речи различного патогенеза, которые связаны с очаговым поражением коры головного мозга. Данная разновидность является наиболее сложной для выделения и распознавания. В сфере звукопроизношения корковая дизартрия проявляется как моторная алалия. Дети, страдающие данным нарушением, испытывают затруднение динамики переключения от одного звука к другому, а также между артикуляционными позами. Ребенок способен отчетливо произносить изолированные звуки, однако в условиях речевого потока возникает замена звуков, и они искажаются, что приводит к запинкам в речи, напоминающим заикание. Дети, страдающие корковой дизартрией, не имеют нарушений в развитии лексико-грамматического строя речи. Данную форму дизартрии следует также отличать от дислалии. В условиях коррекционной работы можно отметить тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи. [21]
Филичева Т.Б. утверждает, что другой формой дизартрии является подкорковая дизартрия (экстрапирамидная), возникающая в условиях подкорковых узлов головного мозга. Насильственные непроизвольные движения в области артикуляционной и мимической мускулатуры и нарушение мышечного тонуса, не контролируемые ребенком являются характерным проявлением подкорковой дизартрии. Данные движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте. Дети, страдающие данной формой дизартрии могут правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (в игре, в беседе с близкими), и через мгн……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТРЕЛЬ, 2007. — 343 c.
3. Борозинец, Н. М. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. — Ставрополь : , 2008. — c.
4. Волоскова, Н. Н. Логопедия Дизартрия / Н. Н. Волоскова, Л. И. Белякова. — М. : Владос, 2009. — 287 c.
Логопедия как отрасль педагогической науки
... Теоретические основы логопедии. Значение логопедии. Актуальные проблемы современной логопедии. Особенности речевых нарушений. Понятийно- категориальный аппарат логопедии (норма речи, недоразвитие речи, нарушение речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушения речи, структура ...
5. Гвоздев А.Н., От первых слов до первого класса / Гвоздев. А.Н.. — СПб. : КомКнига, 2005. — 320 c.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда. — М., Просвещение, 2010 г.
7. Краузе Е. Н. Логопедия. — Санкт-Петербург, Корона принт, 2002.
8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов-на-Дону: «Феникс”, СПб: «Союз”, 2007 г.
9. Лалаева, Р. И. Учебное пособие / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. — М. : Владос, 2011. — 285 c.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. — с. 287.
11. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 18 c.
12. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ Под ред. Л.С.Волковой, С.А.Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1999.- с. 156-196
13. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Л. В. Лопатина. — СПб. : Союз, 2005. — 192 c.
14. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 2007 г.
15. Мастюкова Е.М. Дизартрия. Логопедия [Текст]/ Под ред. Волковой Л.С. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
16. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для пед. институто. / О. В. Правдина. — Челябинск: Б.и., 2004. — 192 с.
17. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2005.
18. Трубникова Н.М.Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 — «Логопедия». Методические рекомендации для студентов коррекционной педагогики. Екатеринбург, 2000.
19. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. — Екатеринбург : Урал, гос. пед, ун-т, 199. — 51 c.
20. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина- М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ил.
21. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, М., Просвещение, 1989.
22. Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л. С. Волковой и В. И Селиверстова, Том I. — М.: Владос, 1997.