Методика преподавания литературы.
(Раздел курса «Методики преподавания»)
Преподаватель: Сошникова Н.Г. IV курс, 445 группа
Программа курса
Тема № 1. Задачи и содержание преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.
Понятия «литература как вид искусства» и «литература как учебный предмет». Просветительская, воспитательная, эстетическая и коммуникативная задачи преподавания литературы. Этапы в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих. Особенности каждого этапа. Система знаний и умений, необходимых учащимся для изучения литературного произведения. Связь уроков литературы с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.
Тема № 2. Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушениями слуха.
Общие закономерности развития читательских интересов у учеников массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха. Специфические особенности читательских интересов у глухих и слабослышащих детей. Особенности формирования читательских интересов в различные возрастные периоды у учащихся массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха. Основные ошибки в школьной практике преподавания литературы в учреждениях для детей с нарушениями слуха и пути их устранения.
Основные этапы работы учащихся по изучению литературного произведения.
Тема № 3. Вводное занятие по изучению литературной темы.
Задачи вводных занятий. Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения. Виды комментариев, используемых на вводных занятиях. Изучение биографического материала на уроках литературы в 7-10 классах, принципы отбора. Изучение биографии писателя в 11-12 классах. Требования, предъявляемые к рассказу педагога о жизни и личности писателя. Примерная структура вводных занятий.
Тема № 4. Работа над текстом литературного произведения.
Этапы усвоения литературного произведения. Многослойность структуры литературного произведения. Этапы работы с текстом художественного произведения. Чтение литературного произведения на уроках литературы: самостоятельное, выразительное, комментированное, выборочное чтение. Анализ литературного произведения – основной этап работы с текстом. Пути анализа: «вслед за автором», проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный анализ. Методы и приемы, используемые в процессе работы с текстом литературного произведения. Педагогические требования к связным высказываниям учащихся.
Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова
... восприятия литературы учащимися, а также удачные образцы анализа, вопросы и задания для изучения отдельных произведений русской литературы. 2 Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова Неудовлетворительное состояние преподавания литературы ...
Тема № 5. Заключительные занятия по изучению литературного произведения.
Цель заключительных занятий. Формы закрепления и проверки знаний на заключительном уроке. Задачи заключительного урока. Использование на заключительных занятиях произведений смежных видов искусств. Педагогические требования, предъявляемые при демонстрации фильма.
Тема № 6. Словарная работа на уроках литературы.
Задачи словарной работы. Словарная работа на каждом из этапов изучения литературного произведения: на вводном занятии, в процессе чтения и анализа произведения, на заключительных уроках. Разъяснение лексики литературного произведения. Ознакомление школьников с новыми понятиями. Изучение средств языковой выразительности. Закрепление и использование нового словаря в речевых высказываниях учащихся.
Методика изучения литературных произведений различных родов и жанров.
Тема № 7. Изучение эпических произведений.
Понятие «эпос» в теории литературы. Особенности эпических произведений. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха эпических произведений. Анализ произведений разной эпической формы. Анализ характера литературного героя и задачи анализа.
Тема № 8. Изучение лирических произведений.
Лирика как особый род художественной литературы. Особенности восприятия лирики детьми с нарушениями слуха. Объективные и субъективные трудности, испытываемые глухими и слабослышащими при чтении стихов. Система требований к изучению лирических произведений. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений.
Тема № 9. Изучение драматических произведений.
Драма как один из основных родов художественной литературы. Особенности восприятия и осмысления текста драматических произведений. Методические требования, реализуемые в процессе анализа драматических произведений на уроках литературы на каждом этапе изучения драматического произведения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 1
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Понятия «литература как вид искусства» и «литература как учебный предмет».
2. Методы и приемы, используемые в процессе работы с текстом литературного произведения.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Лекция по методике № 1
... На помощь приходит методика. Она определяет принципы и задачи преподавания литературы, опираясь на современные требования к литературному образованию школьников, на специфику художественной литературы. Но вот ... возможности раскрыть перед учащимися познавательную, эстетическую и воспитательную сущность литературного произведения во всей его конкретности и особенностях. Уроки таких словесников обычно ...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 2
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Просветительская и воспитательная задачи преподавания литературы.
2. Педагогические требования к связным высказываниям учащихся.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 3
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Эстетическая задача преподавания литературы.
2. Цель заключительных занятий.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 4
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Коммуникативная задача преподавания литературы.
2. Формы закрепления и проверки знаний на заключительном уроке. Задачи заключительного урока.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 5
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Этапы в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих.
2. Использование на заключительных занятиях произведений смежных видов искусств.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...
... самоопределения. Формы и методы профориентационной работы в образовательном учебном заведении. Методы работы по реализации информационно ... "Управление персоналом в социальной работе". Цели преподавания дисциплины: Формирование у студентов базовых представлений о ... допускаются студенты: прослушавшие курс лекций освоившие психодиагностические методики по изучению професиональных интересов и склонностей ...
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 6
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Особенности каждого этапа в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих.
2. Педагогические требования, предъявляемые при демонстрации фильма.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 7
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Система знаний и умений, необходимых учащимся для изучения литературного произведения.
2. Задачи словарной работы.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 8
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Связь уроков литературы с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.
2. Словарная работа на каждом из этапов изучения литературного произведения: на вводном занятии, в процессе чтения и анализа произведения, на заключительных уроках.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 9
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Общие закономерности развития читательских интересов у учеников массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха.
2. Разъяснение лексики литературного произведения.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Методическое письмо Особенности преподавания обществознания в ...
... Министерства образования и науки Российской федерации, Федеральное агентство по образованию «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; · письмо департамента образования ... средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования; овладение умениями познавательной, ...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 10
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Специфические особенности читательских интересов у глухих и слабослышащих детей.
2. Ознакомление школьников с новыми понятиями.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 11
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Особенности формирования читательских интересов в различные возрастные периоды у учащихся массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха.
2. Изучение средств языковой выразительности.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 12
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Основные ошибки в школьной практике преподавания литературы в учреждениях для детей с нарушениями слуха и пути их устранения.
2. Закрепление и использование нового словаря в речевых высказываниях учащихся.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 13
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Задачи вводных занятий.
2. Понятие «эпос» в теории литературы.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Предметно-развивающая среда в ДОУ для поведения сюжетно-ролевых ...
... детей старшего дошкольного возраста. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно-развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в ... предметов, явлений и событий. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте ...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 14
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения.
2. Особенности эпических произведений.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 15
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Виды комментариев, используемых на вводных занятиях.
2. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха эпических произведений.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 16
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Изучение биографического материала на уроках литературы в 7-10 классах, принципы отбора.
2. Анализ произведений разной эпической формы.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 17
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Изучение биографии писателя в 11-12 классах.
2. Анализ характера литературного героя и задачи анализа.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного ...
... Педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования Министерством образования 3. Численный состав объединения, продолжитель ... методов оценки знаний воспитанников имеют право на свободу выбора и использование, как методик обучения и воспитания, так и учебных пособий и материалов, методов оценки знаний ...
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 18
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Требования, предъявляемые к рассказу педагога о жизни и личности писателя.
2. Лирика как особый род художественной литературы.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 19
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Примерная структура вводных занятий.
2. Особенности восприятия лирики детьми с нарушениями слуха.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 20
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Этапы усвоения литературного произведения.
2. Объективные и субъективные трудности, испытываемые глухими и слабослышащими при чтении стихов.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 21
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Многослойность структуры литературного произведения.
2. Система требований к изучению лирических произведений.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Развитие дошкольного образования в контексте современных государственных ...
... и необходимые при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в сфере определения структуры основной общеобразовательной ... литературы и источников Введение В настоящее время в Российской Федерации сформировалась одна из наиболее актуальных задач - системная модернизация дошкольного образования, ...
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 22
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Этапы работы с текстом художественного произведения.
2. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 23
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Чтение литературного произведения на уроках литературы: самостоятельное, выразительное, комментированное, выборочное чтение.
2. Драма как один из основных родов художественной литературы.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 24
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Анализ литературного произведения – основной этап работы с текстом.
2. Особенности восприятия и осмысления текста драматических произведений.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________В.С. Васильева
Экзаменационный билет № 25
Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»
1. Пути анализа: «вслед за автором», проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный анализ.
2. Методические требования, реализуемые в процессе анализа драматических произведений на уроках литературы на каждом этапе изучения драматического произведения.
Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.