Тема № 8. Изучение лирических произведений.

Методика преподавания литературы.

(Раздел курса «Методики преподавания»)

 

 

Преподаватель: Сошникова Н.Г. IV курс, 445 группа

Программа курса

Тема № 1. Задачи и содержание преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

Понятия «литература как вид искусства» и «литература как учебный предмет». Просветительская, воспитательная, эстетическая и коммуникативная задачи преподавания литературы. Этапы в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих. Особенности каждого этапа. Система знаний и умений, необходимых учащимся для изучения литературного произведения. Связь уроков литературы с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Тема № 2. Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушениями слуха.

Общие закономерности развития читательских интересов у учеников массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха. Специфические особенности читательских интересов у глухих и слабослышащих детей. Особенности формирования читательских интересов в различные возрастные периоды у учащихся массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха. Основные ошибки в школьной практике преподавания литературы в учреждениях для детей с нарушениями слуха и пути их устранения.

Основные этапы работы учащихся по изучению литературного произведения.

Тема № 3. Вводное занятие по изучению литературной темы.

Задачи вводных занятий. Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения. Виды комментариев, используемых на вводных занятиях. Изучение биографического материала на уроках литературы в 7-10 классах, принципы отбора. Изучение биографии писателя в 11-12 классах. Требования, предъявляемые к рассказу педагога о жизни и личности писателя. Примерная структура вводных занятий.

Тема № 4. Работа над текстом литературного произведения.

Этапы усвоения литературного произведения. Многослойность структуры литературного произведения. Этапы работы с текстом художественного произведения. Чтение литературного произведения на уроках литературы: самостоятельное, выразительное, комментированное, выборочное чтение. Анализ литературного произведения – основной этап работы с текстом. Пути анализа: «вслед за автором», проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный анализ. Методы и приемы, используемые в процессе работы с текстом литературного произведения. Педагогические требования к связным высказываниям учащихся.

6 стр., 2647 слов

Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова

... восприятия литературы учащимися, а также удачные образцы анализа, вопросы и задания для изучения отдельных произведений русской литературы. 2 Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова Неудовлетворительное состояние преподавания литературы ...

Тема № 5. Заключительные занятия по изучению литературного произведения.

Цель заключительных занятий. Формы закрепления и проверки знаний на заключительном уроке. Задачи заключительного урока. Использование на заключительных занятиях произведений смежных видов искусств. Педагогические требования, предъявляемые при демонстрации фильма.

Тема № 6. Словарная работа на уроках литературы.

Задачи словарной работы. Словарная работа на каждом из этапов изучения литературного произведения: на вводном занятии, в процессе чтения и анализа произведения, на заключительных уроках. Разъяснение лексики литературного произведения. Ознакомление школьников с новыми понятиями. Изучение средств языковой выразительности. Закрепление и использование нового словаря в речевых высказываниях учащихся.

Методика изучения литературных произведений различных родов и жанров.

Тема № 7. Изучение эпических произведений.

Понятие «эпос» в теории литературы. Особенности эпических произведений. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха эпических произведений. Анализ произведений разной эпической формы. Анализ характера литературного героя и задачи анализа.

Тема № 8. Изучение лирических произведений.

Лирика как особый род художественной литературы. Особенности восприятия лирики детьми с нарушениями слуха. Объективные и субъективные трудности, испытываемые глухими и слабослышащими при чтении стихов. Система требований к изучению лирических произведений. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений.

Тема № 9. Изучение драматических произведений.

Драма как один из основных родов художественной литературы. Особенности восприятия и осмысления текста драматических произведений. Методические требования, реализуемые в процессе анализа драматических произведений на уроках литературы на каждом этапе изучения драматического произведения.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 1

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Понятия «литература как вид искусства» и «литература как учебный предмет».

 

2. Методы и приемы, используемые в процессе работы с текстом литературного произведения.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

10 стр., 5000 слов

Лекция по методике № 1

... На помощь приходит методика. Она определяет принципы и задачи преподавания литературы, опираясь на современные требования к литературному образованию школьников, на специфику художественной литературы. Но вот ... возможности раскрыть перед учащимися познавательную, эстетическую и воспитательную сущность литературного произведения во всей его конкретности и особенностях. Уроки таких словесников обычно ...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 2

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Просветительская и воспитательная задачи преподавания литературы.

 

2. Педагогические требования к связным высказываниям учащихся.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 3

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Эстетическая задача преподавания литературы.

 

2. Цель заключительных занятий.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 4

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Коммуникативная задача преподавания литературы.

 

2. Формы закрепления и проверки знаний на заключительном уроке. Задачи заключительного урока.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 5

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Этапы в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих.

 

2. Использование на заключительных занятиях произведений смежных видов искусств.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

10 стр., 4957 слов

Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...

... самоопределения. Формы и методы профориентационной работы в образовательном учебном заведении. Методы работы по реализации информационно ... "Управление персоналом в социальной работе". Цели преподавания дисциплины: Формирование у студентов базовых представлений о ... допускаются студенты: прослушавшие курс лекций освоившие психодиагностические методики по изучению професиональных интересов и склонностей ...

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 6

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Особенности каждого этапа в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих.

 

2. Педагогические требования, предъявляемые при демонстрации фильма.

 

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 7

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Система знаний и умений, необходимых учащимся для изучения литературного произведения.

 

2. Задачи словарной работы.

 

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 8

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Связь уроков литературы с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

 

2. Словарная работа на каждом из этапов изучения литературного произведения: на вводном занятии, в процессе чтения и анализа произведения, на заключительных уроках.

 

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 9

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Общие закономерности развития читательских интересов у учеников массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха.

 

2. Разъяснение лексики литературного произведения.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

11 стр., 5215 слов

Методическое письмо Особенности преподавания обществознания в ...

... Министерства образования и науки Российской федерации, Федеральное агентство по образованию «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; · письмо департамента образования ... средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования; овладение умениями познавательной, ...

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 10

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Специфические особенности читательских интересов у глухих и слабослышащих детей.

 

2. Ознакомление школьников с новыми понятиями.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 11

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Особенности формирования читательских интересов в различные возрастные периоды у учащихся массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха.

 

2. Изучение средств языковой выразительности.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 12

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Основные ошибки в школьной практике преподавания литературы в учреждениях для детей с нарушениями слуха и пути их устранения.

 

2. Закрепление и использование нового словаря в речевых высказываниях учащихся.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 13

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Задачи вводных занятий.

 

2. Понятие «эпос» в теории литературы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

17 стр., 8030 слов

Предметно-развивающая среда в ДОУ для поведения сюжетно-ролевых ...

... детей старшего дошкольного возраста. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно-развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в ... предметов, явлений и событий. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте ...

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 14

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения.

 

2. Особенности эпических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 15

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Виды комментариев, используемых на вводных занятиях.

 

2. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха эпических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 16

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Изучение биографического материала на уроках литературы в 7-10 классах, принципы отбора.

 

2. Анализ произведений разной эпической формы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 17

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Изучение биографии писателя в 11-12 классах.

 

2. Анализ характера литературного героя и задачи анализа.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

5 стр., 2213 слов

Тесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного ...

... Педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования Министерством образования 3. Численный состав объединения, продолжитель ... методов оценки знаний воспитанников имеют право на свободу выбора и использование, как методик обучения и воспитания, так и учебных пособий и материалов, методов оценки знаний ...

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 18

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Требования, предъявляемые к рассказу педагога о жизни и личности писателя.

 

2. Лирика как особый род художественной литературы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 19

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Примерная структура вводных занятий.

 

2. Особенности восприятия лирики детьми с нарушениями слуха.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 20

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Этапы усвоения литературного произведения.

 

2. Объективные и субъективные трудности, испытываемые глухими и слабослышащими при чтении стихов.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 21

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Многослойность структуры литературного произведения.

 

2. Система требований к изучению лирических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

13 стр., 6339 слов

Развитие дошкольного образования в контексте современных государственных ...

... и необходимые при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в сфере определения структуры основной общеобразовательной ... литературы и источников Введение В настоящее время в Российской Федерации сформировалась одна из наиболее актуальных задач - системная модернизация дошкольного образования, ...

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 22

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Этапы работы с текстом художественного произведения.

 

2. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 23

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Чтение литературного произведения на уроках литературы: самостоятельное, выразительное, комментированное, выборочное чтение.

 

2. Драма как один из основных родов художественной литературы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 24

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Анализ литературного произведения – основной этап работы с текстом.

 

2. Особенности восприятия и осмысления текста драматических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 25

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Пути анализа: «вслед за автором», проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный анализ.

 

2. Методические требования, реализуемые в процессе анализа драматических произведений на уроках литературы на каждом этапе изучения драматического произведения.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.