Тема № 8. Изучение лирических произведений.

Методика преподавания литературы.

(Раздел курса «Методики преподавания»)

 

 

Преподаватель: Сошникова Н.Г. IV курс, 445 группа

Программа курса

Тема № 1. Задачи и содержание преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

Понятия «литература как вид искусства» и «литература как учебный предмет». Просветительская, воспитательная, эстетическая и коммуникативная задачи преподавания литературы. Этапы в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих. Особенности каждого этапа. Система знаний и умений, необходимых учащимся для изучения литературного произведения. Связь уроков литературы с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Тема № 2. Особенности восприятия литературных произведений школьниками с нарушениями слуха.

Общие закономерности развития читательских интересов у учеников массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха. Специфические особенности читательских интересов у глухих и слабослышащих детей. Особенности формирования читательских интересов в различные возрастные периоды у учащихся массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха. Основные ошибки в школьной практике преподавания литературы в учреждениях для детей с нарушениями слуха и пути их устранения.

Основные этапы работы учащихся по изучению литературного произведения.

Тема № 3. Вводное занятие по изучению литературной темы.

Задачи вводных занятий. Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения. Виды комментариев, используемых на вводных занятиях. Изучение биографического материала на уроках литературы в 7-10 классах, принципы отбора. Изучение биографии писателя в 11-12 классах. Требования, предъявляемые к рассказу педагога о жизни и личности писателя. Примерная структура вводных занятий.

Тема № 4. Работа над текстом литературного произведения.

Этапы усвоения литературного произведения. Многослойность структуры литературного произведения. Этапы работы с текстом художественного произведения. Чтение литературного произведения на уроках литературы: самостоятельное, выразительное, комментированное, выборочное чтение. Анализ литературного произведения – основной этап работы с текстом. Пути анализа: «вслед за автором», проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный анализ. Методы и приемы, используемые в процессе работы с текстом литературного произведения. Педагогические требования к связным высказываниям учащихся.

6 стр., 2647 слов

Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова

... восприятия литературы учащимися, а также удачные образцы анализа, вопросы и задания для изучения отдельных произведений русской литературы. 2 Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова Неудовлетворительное состояние преподавания литературы ...

Тема № 5. Заключительные занятия по изучению литературного произведения.

Цель заключительных занятий. Формы закрепления и проверки знаний на заключительном уроке. Задачи заключительного урока. Использование на заключительных занятиях произведений смежных видов искусств. Педагогические требования, предъявляемые при демонстрации фильма.

Тема № 6. Словарная работа на уроках литературы.

Задачи словарной работы. Словарная работа на каждом из этапов изучения литературного произведения: на вводном занятии, в процессе чтения и анализа произведения, на заключительных уроках. Разъяснение лексики литературного произведения. Ознакомление школьников с новыми понятиями. Изучение средств языковой выразительности. Закрепление и использование нового словаря в речевых высказываниях учащихся.

Методика изучения литературных произведений различных родов и жанров.

Тема № 7. Изучение эпических произведений.

Понятие «эпос» в теории литературы. Особенности эпических произведений. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха эпических произведений. Анализ произведений разной эпической формы. Анализ характера литературного героя и задачи анализа.

Тема № 8. Изучение лирических произведений.

Лирика как особый род художественной литературы. Особенности восприятия лирики детьми с нарушениями слуха. Объективные и субъективные трудности, испытываемые глухими и слабослышащими при чтении стихов. Система требований к изучению лирических произведений. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений.

Тема № 9. Изучение драматических произведений.

Драма как один из основных родов художественной литературы. Особенности восприятия и осмысления текста драматических произведений. Методические требования, реализуемые в процессе анализа драматических произведений на уроках литературы на каждом этапе изучения драматического произведения.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 1

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Понятия «литература как вид искусства» и «литература как учебный предмет».

 

2. Методы и приемы, используемые в процессе работы с текстом литературного произведения.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

12 стр., 5876 слов

Основные этапы развития преподавания методики литературы

... преподавания литературы Знаменитый русский ученый-энциклопедист, поэт и теоретик литературы, Михаил Васильевич Ломоносов был зачинателем отечественной методики преподавания ... древнерусского красноречия, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, произведения Кирилла Туровского ... наблюдать должен" возраст, пол, воспитание, науку своих слушателей, Ломоносов перечисляет условия, необходимые ...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 2

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Просветительская и воспитательная задачи преподавания литературы.

 

2. Педагогические требования к связным высказываниям учащихся.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 3

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Эстетическая задача преподавания литературы.

 

2. Цель заключительных занятий.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 4

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Коммуникативная задача преподавания литературы.

 

2. Формы закрепления и проверки знаний на заключительном уроке. Задачи заключительного урока.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 5

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Этапы в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих.

 

2. Использование на заключительных занятиях произведений смежных видов искусств.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

5 стр., 2213 слов

Тесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного ...

... учреждения дополнительного образования детей типовое положение об УДОД должностная инструкция. 5. Имеют ли педагоги УДОД право на свободу выбора и использования методик обучения и ... для организации основных видов деятельности УДОД: Уставом учреждении Законом РФ «Об образовании» Санитарно-эпидемиологическими требованиями 4. Нормативно-правовой документ, который в обязательном порядке должен содержать ...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 6

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Особенности каждого этапа в системе обучения литературе в школах для глухих и слабослышащих.

 

2. Педагогические требования, предъявляемые при демонстрации фильма.

 

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 7

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Система знаний и умений, необходимых учащимся для изучения литературного произведения.

 

2. Задачи словарной работы.

 

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 8

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Связь уроков литературы с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

 

2. Словарная работа на каждом из этапов изучения литературного произведения: на вводном занятии, в процессе чтения и анализа произведения, на заключительных уроках.

 

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 9

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Общие закономерности развития читательских интересов у учеников массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха.

 

2. Разъяснение лексики литературного произведения.

6 стр., 2665 слов

Экзаменационный билет № 28 2

... преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, ... деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.Воспитательная работа - это педагогическая ...

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 10

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Специфические особенности читательских интересов у глухих и слабослышащих детей.

 

2. Ознакомление школьников с новыми понятиями.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 11

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Особенности формирования читательских интересов в различные возрастные периоды у учащихся массовой школы и у учащихся с нарушениями слуха.

 

2. Изучение средств языковой выразительности.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 12

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Основные ошибки в школьной практике преподавания литературы в учреждениях для детей с нарушениями слуха и пути их устранения.

 

2. Закрепление и использование нового словаря в речевых высказываниях учащихся.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 13

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Задачи вводных занятий.

 

2. Понятие «эпос» в теории литературы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

17 стр., 8087 слов

Преподавание истории психологии

... самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли. Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от ... соблюдать в расчете на крайне неблагоприятную для студента обстановку - отсутствие литературы, отвечающей требованиям учебной программы? С данным вопросом обратимся к учебнику Бадмаева Б.Ц., ...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 14

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Подготовка учащихся к восприятию литературного произведения.

 

2. Особенности эпических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 15

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Виды комментариев, используемых на вводных занятиях.

 

2. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха эпических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 16

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Изучение биографического материала на уроках литературы в 7-10 классах, принципы отбора.

 

2. Анализ произведений разной эпической формы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 17

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Изучение биографии писателя в 11-12 классах.

 

2. Анализ характера литературного героя и задачи анализа.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

10 стр., 4957 слов

Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...

... к эффективному решению проблем профессионального самоопределения. Формы и методы профориентационной работы в образовательном учебном заведении. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач. Методы решения задач операционного ...

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 18

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Требования, предъявляемые к рассказу педагога о жизни и личности писателя.

 

2. Лирика как особый род художественной литературы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 19

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Примерная структура вводных занятий.

 

2. Особенности восприятия лирики детьми с нарушениями слуха.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 20

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Этапы усвоения литературного произведения.

 

2. Объективные и субъективные трудности, испытываемые глухими и слабослышащими при чтении стихов.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 21

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Многослойность структуры литературного произведения.

 

2. Система требований к изучению лирических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 22

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... учащихся. Методика работы с родителями школьника. Индивидуальная работа с родителями учащихся. Раздел 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования 1. ... и во внеучебной деятельности. Источники эстетического развития: природа, окружающая действительность, литература, искусство, труд, мировая художественная культура. Критерии эстетической воспитанности. Развитие эстетического ...

 

1. Этапы работы с текстом художественного произведения.

 

2. Особенности изучения пейзажной, вольнолюбивой лирики, лиро-эпических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 23

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Чтение литературного произведения на уроках литературы: самостоятельное, выразительное, комментированное, выборочное чтение.

 

2. Драма как один из основных родов художественной литературы.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 24

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Анализ литературного произведения – основной этап работы с текстом.

 

2. Особенности восприятия и осмысления текста драматических произведений.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой____________В.С. Васильева

 

Экзаменационный билет № 25

Для курсового экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы»

 

1. Пути анализа: «вслед за автором», проблемно-тематический, по сюжетным линиям, проблемный анализ.

 

2. Методические требования, реализуемые в процессе анализа драматических произведений на уроках литературы на каждом этапе изучения драматического произведения.

 

Преподаватель ___________________Сошникова Н.Г.