Содержание
- Введение
- 1. Теоретическое исследование оценки знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников
- 1.1 Анализ оценки как стимула успеха обучения младших школьников
- 1.2 Изучение педагогической оценки как средства стимулирования
- 1.3 Исследование связи возрастных особенностей ребенка с педагогической оценкой
- 2. Практическое исследование оценки знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников
- 2.1 Характеристика образовательной среды. МБОУ СОШ № 7 г-к. Анапа Краснодарского края
- 2.2 Анализ педагогического опыта по оценке знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников в МБОУ СОШ №7
- Заключение
- Список литературы
Введение
Актуальность. Оценивание в процессе обучения является мощным и многоплановым фактором воздействия на ученика. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих.
На различных этапах становления системы образования выдвигались свои требования к оценочному компоненту в обучении — от телесных наказаний до отсутствия оценок вообще. Их изменения, как правило, были связаны с изменениями функций образования. Современной школе недостаточно оставаться только удобной формой передачи культурного опыта, накопленного человечеством, ей необходимо стать пространством для развития самостоятельной, активной, ответственной и творческой личности, способной строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость правильно оценить знания учащихся, чтобы в результате сформировать у них способность самостоятельно и справедливо оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие в предмете деятельности и в самом себе.
Цель исследования: проанализировать оценку знаний как стимула успешности обучения младших школьников.
Диагностика интереса к обучению у младшего школьника
... включают широкую группу стимулов. Формирование интереса к обучению предполагает развитие познавательной активности младшего школьника. Коротаева Е.В. ... к окружающему миру нельзя преждевременно передавать знания, которые в силу возрастных причин недоступны ... оценки школьной мотивации» (Т.А. Ратанова). Базой эмпирического исследования стала средняя школа №3. Исследованием были охвачены дети младшего ...
Задачи исследования:
проанализировать оценку как стимул успеха обучения младших школьников;
изучить педагогическую оценку как средство стимулирования;
исследовать связь возрастных особенностей ребенка с педагогической оценкой;
характеристика образовательной среды МБОУ СОШ № 7 г-к. Анапа Краснодарского края;
оценка знание ученик стимул обучение
проанализировать педагогический опыт по оценке знаний учащихся как стимул успешности обучения младших школьников в МБОУ СОШ № 7.
Объект исследования: организация обучения в начальных классах.
Предмет исследования: оценка знаний учащихся как стимул успешности обучения младших школьников.
Методы исследования: в первой главе были использованы такие методы как анализ, синтез, классификация, во второй — анкетирование, беседа, наблюдение.
Разработанность проблемы:
1. Немов, Роберт Семёнович. В своем труде «Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования образования» описал психологию педагогической оценки, средства стимулирования обучения и воспитания детей, педагогическую оценку как средство стимулирования, условия эффективности педагогической оценки, а так же обозначил связь возрастных особенностей ребенка и педагогической оценки.
2. Ананьев, Борис Герасимович. В своем труде «Психологическая ситуация оценки на уроке в классе» ввел и описал Немов, Роберт Семёнович. В своем труде «Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология такие понятия как:
отсутствие оценки как вид оценочной стимуляции;
ситуация опосредствованной оценки;
неопределенная оценка;
замечание;
отрицание;
согласие;
ободрение;
порицание;
одобрение.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретическое исследование оценки знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников
1.1 Анализ оценки как стимула успеха обучения младших школьников
Комплексность мотивации учебно-воспитательного процесса предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого ребенка, включение в их число органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний, на формирование умений и навыков, на приобретение определенных личностных свойств.
Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредствовано. Говоря о ситуационной опосредованности, мы имеем в виду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул, например высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или не значим. Если от получения высокой оценки зависят какие-либо другие важные события в жизни человека, то такая оценка может стать сильным стимулом к достижению успеха. Если от нее мало что зависит в жизни и деятельности ребенка, то вряд ли оценка явится существенным стимулом к деятельности.
Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...
... сокращать время игр и иных видов деятельности. 3.Перечень методов и приемов обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности Обучение детей старшего дошкольного возраста носит наглядно-действенный ...
Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.
Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих четырех обстоятельств: знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании; знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности; знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания; знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности у детей.
Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед. Однако следует отметить и отрицательную сторону выставления отметок и оценочных суждений учителя. Ряд педагогов высказывают мысли о том, что отметка вызывает страх у ребёнка, чувство зависти к более успешным товарищам и другие негативные эмоции.
В связи с этим в последние годы в 1 классе и первом полугодии второго класса применяется безотметочная система. Это вовсе не значит, что учитель перестал диагностировать и отслеживать динамику результатов обучения и развития учащихся. Наша контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.
1.2 Изучение педагогической оценки как средства стимулирования
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.
Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.
Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т.п.
В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.
Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.
процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей ...
... развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. У детей этой группы наблюдается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической ... придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату ...
Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.
Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.
Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.
Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т.п.
Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки.
Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждения, большинство детей выбирают задачу на отметку. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов.
По данным Ш.А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам [10, с.112].
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений.
Грузинские психологи четко различают отметку и оценку (в практике подчас отождествляются эти понятия).
Оценка рассматривается как компонент учебной деятельности. «Оценить — значит, пишет Ш.А. Амонашвили, — выделить результат деятельности, восстановить ход законченной деятельности, представить ход предстоящей деятельности и ее результат и соотнести их с определенными стандартами: опытом, знанием, правилом, законом, схемой, образцом и примером, идеалом» (1975, с.78).
Ш.А. Амонашвили рассматривает оценку как познавательную активность самого ученика, школьник начинает поощрять сам себя (1980, с.40).
Однако в практике школ оценочная активность ребенка, к сожалению, не формируется. Ученик с самого начала освобождается от такого рада активности, и она всецело возлагается на педагога, который проверяет работу учащегося, находит ошибки, указывает на них, высказывает свое суждение о результате учебной деятельности, не вдаваясь в анализ самого хода деятельности. Сам же младший школьник затрудняется судить, почему педагог те или иные отметки.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл.
Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, па совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»).
Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
Средством формирования оценочной активности является передача ребенку некоторых контрольных и оценочных функций, установление связи между отметкой и знаниями (с этой целью важно использовать такие словесные оценки, как «уже знаешь», «еще не знаешь», «уже понял», «еще не понял» и т.п.)
Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда.
1.3 Исследование связи возрастных особенностей ребенка с педагогической оценкой
Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.
Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем. С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков. Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов. Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внутренних. В младшем школьном возрасте на первый план выходят и приобретают в глазах детей особенную ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. Доминирование этих форм оценочной мотивации является одним из свидетельств личностной возрастной зрелости ребенка. Характерной чертой данного возраста в стимулировании обучения и воспитания детей становится то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.
Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что их успеваемость оценивается объективно. Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.
2. Практическое исследование оценки знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников
2.1 Характеристика образовательной среды. МБОУ СОШ № 7 г-к. Анапа Краснодарского края
Наше исследование проходило в МБОУ СОШ № 7, находящейся по адресу: Россия, Краснодарский край, город Анапа, ул. Ленина, 169а.
Школа введена в эксплуатацию в 1992 году и рассчитана на одновременное обучении 1259 учащихся. Здание школы типовое четырехэтажное. Площадь здания школы 6822,3 кв. м, земельный участок площадью 27800 кв. м.
Директор МБОУ СОШ №7 — Казакова Ольга Эдуардовна, учитель физики. Родилась 04 декабря 1966 года. Окончила Куйбышевский государственный университет. С 23 июля 2007 года назначена директором МБОУ СОШ №7. Общий трудовой стаж составляет 20 лет, на руководящей должности — 9 лет.
Педагогический коллектив на сегодняшний день насчитывает 67 педагогов, среди них 5 учителей — «Отличники народного просвещения», 1 учитель — «Отличник профтехобразования».
Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
· Гражданское и правовое воспитание;
· Интернациональное и патриотическое;
· Экологическое воспитание;
· Спортивно-массовая работа;
· Культурно-массовая работа и эстетическое воспитание;
· Трудовое воспитание.
Три года назад в школе был создан класс с группой казачьей направленности.
Особое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Такие мероприятия как Акция «Черное море мое…», конкурс экологических агитбригад «Окно в природу», творческий конкурс «Зеркало природы» помогают воспитать экологическую культуру и любовь к Родине.
Спортивный зал площадью 289 кв. м., плавательный бассейн площадью 280 кв. м., два футбольных поля, баскетбольная и волейбольная площадки, теннисный корт позволяют активно проводить спортивно-массовую работу в школе.
В рамках спортивно-массовой работы проводились мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и развитие массового спорта: соревнования и чемпионаты по настольному теннису, стрельбе, мини-футболу, гандболу, волейболу, веселые старты и эстафеты. Проводятся: акции «Здоровое будущее России», спортивная игра «Спорту — «ДА!», наркотикам — «НЕТ!», аукцион «Жизнь без табачного дыма».
Проводится работа с допризывной молодежью. Команда школы заняла 1 место по военному пятиборью среди допризывной молодёжи и 3 место в Общекурортной спартакиаде допризывной молодежи. Стрелки школы традиционно занимают первые места во всех соревнованиях.
В холле школы находятся стенды, отражающие спортивную жизнь школы, а также стенд с фотографиями лучших учеников: отличников, активистов и спортсменов школы.
За все время работы школы 154 выпускников окончили ее с золотой медалью, 231 выпускников — с серебряной медалью.
Таблица 1
Результаты ЕГЭ 2012-2013 МБОУ СОШ № 7
Предмет |
Средний балл |
|
Математика |
61 |
|
Русский язык |
68 |
|
Биология |
59 |
|
Обществознание |
57 |
|
Химия |
68,5 |
|
Английский |
61 |
|
Физика |
46,6 |
|
Информатика |
70 |
|
Литература |
69,2 |
|
История |
45 |
|
2.2 Анализ педагогического опыта по оценке знаний учащихся как стимула успешности обучения младших школьников в МБОУ СОШ №7
Для выяснения влияния оценки как стимула успешности обучения младших школьников, учащимся 4-х классов (3А (27 чел.), 4А (30 чел.), 4Б (32 чел.) — 89 чел.) была предложена анкета:
1. Зачем ты идёшь в школу?
а) получить знания;
б) встретиться с друзьями;
в) получить оценку.
2. Когда ты больше доволен посещением школы?
а) тебя похвалили;
б) ты получил отметку.
3. Когда ты не выучил урок и пришёл в школу, то для тебя лучше:
а) чтобы тебя наказали словесно;
б) чтобы тебе поставили «2».
В своем большинстве опрашиваемые считают, что посещение школы — это получение знаний (98%).93% детей больше довольны посещением школы если получили отметку. И 81% детей указали, что им лучше, чтобы их за не подготовленность к уроку наказали словесно.
Рисунок 1. Вопрос №1.
Рисунок 2. Вопрос № 2.
Рисунок 3. Вопрос № 3.
На основе результатов данного анкетирования, можно сделать вывод: опрошенные дети понимают, что основная цель посещения школы — это получение знаний. Им важнее получить отметку, чем похвалу учителя, возможно, потому, что отметку увидят родители, но при этом если отметка обещает быть плохой, то они предпочитают словесное наказание от учителя.
Вот что пишут учащиеся 4А класса МБОУ СОШ № 7, рассуждая об оценке:
«Оценка — это результат работы и балл за знания«
«Оценка — это то, как оценивают твои способности другие люди«
«Оценка — это балл, которым оценивают учащегося его уровень знаний«.
А вот ответы учащихся на вопрос: «Зачем нужна оценка?»
«Я думаю, чтобы узнать, какой у меня уровень знаний«
«Она нужна для того, чтобы оценить себя: свои знания и способности«
«Оценка нужна, чтобы знать свои ошибки и уровень знаний«
Таким образом, в этих ответах мы увидели, что опрошенные дети по-разному понимают значение оценки, но каждый из них прав.
Учителям начальных классов МБОУ СОШ № 7 (6 человек) была предложена анкета.
Первая точка зрения: оценки и отметки являются неотъемлемой частью учебного процесса.89% согласны с данной точкой зрения, 11% — не согласны.
Вторая: оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. 78% учителей согласны, 11% не согласны и 11% затруднились ответить.
Третья: оценки и отметки используются правильно в том случае, если они не тормозят, а способствуют развитию всех учащихся. 100% учителей согласны с данной точкой зрения.
Четвертая: я всегда определяю, что хочу проверить и оценить и чего этим достичь. 89% согласны, 11% затруднились ответить.
Пятая точка зрения: я всегда проверяю и оцениваю тщательно и по-разному. Согласились 78%, 22% — затруднились ответить.
Шестая: я предъявляю высокие требования, но мои ученики знают, что у них всегда открыта дорога к успеху. Согласны — 67%, затруднились ответить — 33%.
Таблица 2
Результаты анкетирования учителей начальных классов
№ |
Точка зрения |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
1 |
Оценки и отметки являются неотъемлемой частью учебного процесса. |
89% |
11% |
— |
|
2 |
Оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. |
78% |
11% |
11% |
|
3 |
Оценки и отметки используются правильно в том случае, если они не тормозят, а способствуют развитию всех учащихся. |
100% |
— |
— |
|
4 |
Я всегда определяю, что хочу проверить и оценить и чего этим достичь. |
89% |
— |
11% |
|
5 |
Я всегда проверяю и оцениваю тщательно и по-разному. |
78% |
— |
22% |
|
6 |
Я предъявляю высокие требования, но мои ученики знают, что у них всегда открыта дорога к успеху. |
67% |
— |
33% |
|
Рисунок 4.
Результаты анкетирования учителей начальных классов.
Таким образом, в результате анкетирования учителей начальных классов мы выяснили, что мнения об оценке у учителей могут различаться, но все учителя солидарны в одном мнении — оценки и отметки используются правильно в том случае, если они не тормозят, а способствуют развитию всех учащихся.
В качестве рекомендации хотелось бы сказать, что оценка должна быть:
· Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребенке.
· Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата — количественным, качественным, а также вложенным в его достижение усилиям.
· Мотивированной — содержать четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, вступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.
· Критической, т.е. содержать указания на определенные недостатки в работе. Она ориентирует ученика на эталонный образец, воспитывает чувство неудовлетворенности, стимулирует активность.
· Стимулирующей — побуждающей к продвижению вперед, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.
· Дифференцированной, т.е. расчленяться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе четкие указания как на достоинства, так и на недостатки.
· Заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребенка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности.
· Выразительной — показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатов.
· Понятной — четко и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей.
· Уважительной — вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его право на собственные ошибки.
Так же мы советуем учителям начальных классов использовать разные виды и формы оценивания, экспериментировать с оценкой, что в результате должно привести к тому, что ученик не будет бояться оценки и начнет адекватно ее воспринимать.
Заключение
На основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы: зная, насколько велико значение отметки, учителям необходимо работать над тем, чтобы она приобрела другой смысл для младшего школьника, чтобы он рассматривал ее как показатель своего уровня знаний и умений. Мы знаем, что отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа, и потому основная задача учителей в оценочной деятельности — больше обращать внимание на совершенствование учебной деятельности своих воспитанников, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая в них самостоятельность, чувство свободного выбора.
Учитель обязан помнить, что использование стимулирующей функции оценки — мощное средство в его руках, с помощью которого можно добиться очень многого, и потому каждый учитель должен обладать чувством ответственности перед подрастающим поколением и обществом.
Список литературы
1. Баранов С.П. Принципы обучения. / С.П. Баранов. — М.: «Просвещение», 2007, — 557 с.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / К.В. Бардин. — М.: «Просвещение», 2010, — 267 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. — М.: «Педагогика», 2009, — 387 с.
4. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся, журнал 6. Начальная школа, 7, 2013, — 89 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. — М.: «Наука», 2009, — 259 с.
6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: «Педагогическое общество России», 2012, — 409 с.
7. Дакацъян У.В. Проверка знаний учащихся. / У.В. Даканцьян — М.: «Эксмо», 2010, — 178 с.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Завгязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2010, — 230 с.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. / А.К. Маркова. — М.: «Просвещение», 2010, — 145 с.
10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. / А.В. Матюхина. — М.: «Педагогика», 2007, — 206 с.
11. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. — М.: «Просвещение», 2008, — 487 с.
12. Немов Р.С. Психология. кн.2. Психология образования. / Р.С. Немов. — М.: «Просвещение», 2008, — 324 с.
13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. / А. В, Петровский. — М.: «Просвещение», 2010, — 289 с.
14. Пидкасистый П.И. Педагогика. / П.И. Пидкасистый. — М., «Просвещение», 2011, — 349 с.
15. Попуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности. / Ю.А. Попуянов. // Начальная школа. — 2013. — №7, — 87 с.
16. Рван А.А. Психология педагогической деятельности. / А.А. Рван. — Ижевск: «Вездеход», 2011, — 215 с.
17. Сластёнин, В.А. Педагогика. / В.А. Сластёнин. — М.: «Школа-Пресс», 2012, — 493 с.
18. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. / С.А. Смирнов. — М.: «Академия», 2007, — 271 с.
19. Солдатов Г.А. Оценки и отметки. / Г.А. Солдатов. // Начальная школа. 2008. — №2, — 87 с.
20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 5-е., испр. / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008, — 413 с.
Размещено на