РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования развития коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП 5

1.1. ДЦП: определение понятия и патогенез 5

1.2. Причины и формы ДЦП 7

1.3. Особенности развития коммуникации детей с ДЦП 15

Выводы по первой главе 19

Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП 21

2.1. Методы и организация исследования 21

2.2. Метод пиктограмм, как средство общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков 26

Выводы по второй главе 28

Заключение 30

Список использованных источников и литературы 32

Введение

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения [5].

Все больше детей с ДЦП сталкиваются с проблемой, которая имеет социальное значение — нарушения общения со сверстниками, возникают трудности адаптации в группе. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения, особенно с родителями, но также и общения со сверстниками. Развитие коммуникации ребенка с ДЦП изучено намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и с взрослыми.

Изучению нарушения общения у детей с детским церебральным параличом посвящены работы Мастюковой Е.М., Ипполитовой М.В., Шипицыной Л.М., Даниловой Л.А., и др. По данным Мастюковой Е.М. коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 — 80 % детей с ДЦП.

В связи с этим актуальность работы заключается в изучении проблемы развития коммуникации детей с ДЦП.

Объект исследования: коммуникация детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: особенности коммуникации детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Цель исследования — изучение уровня развития коммуникации у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

7 стр., 3080 слов

Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

Владимирский Государственный педагогический университет. Технико-экономический факультет. Реферат: «Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения» Выполнил: Проверил: Владимир 2002. СОДЕРЖАНИЕ I.      Вербальные коммуникации 1.    Совершенствование навыков вербальногообщения 2.    ...

Задачи:

1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;

2. Изучить особенности развития коммуникативной сферы детей с ДЦП

3. Подобрать необходимые методики по выявлению развития коммуникативных возможностей у младших школьников;

4. Провести эмпирическое исследование с детьми младшего школьного возраста;

5. Сделать анализ и вывод полученных данных.

Гипотеза исследования: Социальная среда (изоляция и замкнутость детей с ДЦП) приводит к негативным последствиям межличностного общения со сверстниками и взрослыми. При различных формах ДЦП нарушения форм общения, личностного поведения и межличностного взаимодействия имеют как общие, так и специфические особенности, которые могут быть скорректированы использованными в исследовании методами.

База исследования: ученики 2 класса, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся воспитанников с ОВЗ.

Количество детей: 3 человека

Методы исследования:

1) Наблюдение;

2) Методика «пересказ текста».

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. ДЦП: определение понятия и патогенез

Термином детский церебральный паралич (ДЦП) называют совокупность разнообразных хронических симптомов, обладающих непрогрессирующим течением, которые касаются нарушений двигательной сферы человека. Обозначая данное заболевание как «детский церебральный паралич», следует иметь в виду нарушения осанки и двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, непрогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке и объясняющихся недостаточным развитием либо повреждением головного мозга. [12].

ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и др. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром. Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Однако термин «детский церебральный паралич» принадлежит З.Фрейду. В 1893 г. он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. М.Я. Брейтман (1902) первым описал патолого-анатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект, и речь.

В 60-80-х гг. XX века, появились работы, посвященные изучению познавательных процессов и речи у детей с церебральным параличом [14].

В настоящее время ДЦП рассматривают как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных, структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций [10].

Его патогенез связан с поражением ряда отделов мозга, как корковых, так и подкорковых, среди которых одно из основных мест занимает повреждение премоторных зон. В клинической структуре детского церебрального паралича, среди симптомов органического поражения мозга, центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса [4].

1.2. Причины и формы ДЦП

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять: пренатальные, перинаталные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП. На практика чаще всего встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.

4 стр., 1600 слов

Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи

... детей дошкольного возраста. М., Музыка, 1978. 31. Ткаченко Т.А..Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи., Москва ... музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста, Москва, 1998. 28. Мастюкова Е.Лечебная педагогика Москва, Гуманитарный издательский центр ... понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумывать для них несложный текст и ...

Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении, неправильное предлежание плода, скоротечные роды, длительные потуги, искусственные роды и др. На натальной стадии могут быть и другие факторы риска развития ДЦП: патология плаценты или пуповины обвитие пуповины, длител……..

Список использованных источников и литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова — Москва, Просвещение, 1989

2. Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина.- Киев, 1988. — с.323

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский — Москва, 1960

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте [Текст]: Учеб. пособие для студ. психол. высш. учеб. Заведений / В.В. Лебединский — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. -144 с.

5. Кондрашина О.Е. Значение речевого развития в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста [Текст] / О.Е. Кондрашина // «Гаудеамус». — 2011. — №17 — С. 104-109.

6. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий // Дефектология [Текст] / Е.М. Мастюкова, 1979 -№ 3

7. Мастюкова Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: Кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. — Москва: Просвещение, 1985.- 210 с.

8. Нейропсихологическая диагностика: в 2-х ч. [Текст] / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.

10. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К.А.Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. — Москва, 1972 — 328 с.

11. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей (Изд. 4-е, исправленное и дополненное) [Текст] / Л.С. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002

12. Что такое детский церебральный паралич (ДЦП) // Журнал «Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения». -2009 < Arhive/Number1>.-№ 1

17 стр., 8312 слов

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего возраста

Содержание Введение Глава 1. Современное состояние проблемы изучения особенной общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего 1.1. Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом 1.2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом 1.3. Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста Глава 2. ...

13. Шипицына Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.М. Шипицына. — Санкт-Петербург, 2001

14. Эйдинова М. Б., Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М. Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская. Москва, 1959 (библ.)

15. Янтудинова С. А. Обучение детей с ДЦП пиктографическим кодам [Электронный ресурс] / С. А. Янтудинова. — Санкт-Петербург, 2014. -Режим доступа: < detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/18/obuchenie-detey-s-dtsp-piktograficheskim-kodam>