Оглавление
Введение
1. Теоретический аспект нервно-психического напряжения
2. Методика эксперимента и его результат
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение Психические состояния — категория психических явлений, до настоящего времени во многом недостаточно изучена — как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане. В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д. В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик. Такой уровень разработанности проблемы психических состояний не способствует развитию исследований в этой области общей психологии. Он также свидетельствует и о том, что попытки решения обще- и частнопсихологических вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и пока не привели к созданию соответствующей теории психических состояний.
Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте — их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. 1. Теоретический аспект нервно-психического напряжения Напряжение (англ. tension) — это чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором [5]. В.И. Медведев и А.М. Парачев в контексте инженерной психологии определяют напряжение как величину усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. Они выделяют несколько видов напряжения в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность: физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, напряжение ожидания, монотонии и политонии (вызываемое необходимостью частого переключения внимания) [3]. Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не добавляет какой-либо точности. При любом виде напряжения (физическом, сенсорно-перцептивном, мыслительном) с его повышением возрастает и сила эмоциональных реакций, глубина переживаний.
Диагностика состояния психической готовности спортсмена
... изменением эмоционального состояния тремор человека изменяется по амплитуде: в возбужденном состоянии амплитуда увеличивается, в спокойном -- уменьшается. Диагностика психического состояния В лаборатории психологии ВНИИФКа в ... как показали исследования, пульс не так ярко выражает изменения в психическом состоянии спортсменов, как, например, треморометрия. В лабораторных условиях часто применяется ...
Напряжение достаточно выраженное, но одновременно «безэмоциональное» — трудно себе представить. В сфере чувств и эмоций интегрированно отражено все происходящее в организме, внутри личности и в ее связях с миром. Можно ли найти «собственно эмоциональное напряжение»? Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационными, ролевыми…) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонней или депривацией (информационной, социальной) и т.д. Именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем, писавшим: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [1]. Эмоция, таким образом, — это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики — функции отражения и регулирования [4].
Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности — поведения и деятельности. Еще раз подчеркнем, что то или иное напряжение свойственно человеку в различных психических состояниях, которые обычно не называют состояниями напряжения по той причине, что в них доминируют другие характеристики, иные феномены. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состояний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т.д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными параметрами текущего статуса индивида — с особенностями его адаптации (степенью адаптированности — дезадаптированности).
К. Изард [2] к экстремальным (чрезвычайным) условиям относил такие предельные, крайние значения элементов ситуации, которые в средних своих значениях создают оптимальный «фон» или, но крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта. Он обращал внимание на то, что экстремальность может быть создана путем выхода за пределы диапазона оптимальных условий не только в сторону их максимализации, но и в противоположную сторону. Неблагоприятным фактором, повышающим напряжение, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией. Добавим, что только по величине нагрузки невозможно предсказать силу реакции, выраженность состояния напряжения. Последняя всегда представляет собой эффект взаимодействия нагрузки и потенциала устойчивости психики и организма. Вероятно, для некоторых факторов напряжения в определении силы нагрузки могут быть использованы статистические оценки (например, средние величины), но для подавляющего большинства они или невозможны, или лишены смысла. Даже если сила действия фактора может быть измерена, значение имеет не его величина, а соотношение этой величины и общей толерантности личности к нагрузке, а также специфической толерантности (к конкретной характеристике данного вида нагрузки).
Ответы на билеты по психологии развития
... через случайные воздействия. Активность бывает трех видов: физическая (потребность организма в физических нагрузках, в преодолении всевозможных препятствий), психическая (потребность индивида в познании окружающей действительности и ...
2. Методика эксперимента и его результат В качестве методики эксперимента в данной работе был использован тест на определение чувства неуверенности в себе, описанный в книге Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога» [6]. Данная методика направлена на определение степени уверенности у человека, как показателя нервно-психического напряжения.
Исходя из различных исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей).
Для формирования уверенности в себе важен как объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., так и субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей.
Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.
Неуверенность характеризуется недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению «дефектных» или «дефицитных» стереотипов поведения. Таким образом, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.
Назначение данного теста — дать представление об уверенности в себе как социально-психологической характеристики человека.
Эксперимент был проведен в двух студенческих группах:
1) студенты бюджетной группы;
2) студенты платной группы.
В каждой группе было опрошено по 10 человек.
Целью исследования было выявить степень уверенности студентов разных групп.
Гипотеза исследования заключалась в том, что студенты платной группы являются более уверенными в себе за счет наличия денег (точнее оплаченного обучения), как атрибута власти.
Всем участникам эксперимента был предложен Тест на определение чувства уверенности в себе (Приложение 1).
Тест включал в себя 57 вопросов с четырьмя вариантами ответов (А, В, С, D).
После того как все тестируемые ответили на вопросы, мной был произведен подсчет данных по формулам:
— сумма ответов А умножалась на 3;
— сумма ответов В умножалась на 2;
— сумма ответов С умножалась на 1;
— сумма ответов D умножалась на 0 (так как авторы методики считают, что ответ D — не информативный и за него баллы не начисляются).
После обработки данных по каждому тестируемому я разбила полученные результаты на девять С-показателей, как и было сказано в ключе к тесту. Полученные результаты представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1 Показатели по первой группе опрашиваемых (студенты-бюджетники)
Тренинг по развитию уверенности в себе, формированию чувства ...
... посвященные теме, связанной с развитием уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Я считаю это актуальной ... и дал некоторые рекомендации.Результаты получились следующие 7 показатель, полученный у парня, и 11 у ... с кем - то, особенно с близким человеком, человек чувствует себя увереннее.Я с удивлением обнаружил, что ... что скажет он, и на основе его ответа вывести свой. В этом уже проявилась ...
Рис. 2 Показатели по второй группе опрашиваемых (студенты-платники)
Прежде чем перейти к анализу данных отметим, что показателями уверенности считаются с 1-го по 4-й С-показатель.
Таким образом, данные, представленные на рис. 1 и 2 свидетельствуют о том, что результаты ответов студентов-бюджетников занимают серединное положение по шкале С-показателей. Преобладающее большинство тестируемых можно отнести к людям, обладающим невысокой степенью уверенности в себе, в собственных силах (30% имеют 5-й С-показатель и столько же 6-й).
Среди оставшихся обследуемых 30% относятся к людям уверенным в себе (10% — 3-й С-показатель и 20% — 4-й С-показатель) и 10% — к неуверенным в себе, чей С-показатель равен семи.
Большей уверенностью обладают студенты, которые обучаются платно. Их ответы расположились в начале шкалы. Так можно сказать, что половина студентов платной группы (из которых 20% имеют 2-й С-показатель и 30% — 3-й С-показатель) обладают большой степенью уверенности. К ним примыкают еще 30% тестируемых, чей С-показатель равен 4. Однако, эта группа опрошенных находится в шатком положении и может тяготеть в сторону неуверенных в себе людей.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза о том, что студенты платной группы являются более уверенными в себе за счет присутствия денег, как атрибута власти, подтвердилась.
В целях развития уверенности в себе можно посещать специальные тренинги, которые помогут:
— быть собой и не бояться осуждения и насмешек со стороны других людей ;
— узнать секреты уверенного и непринужденного общения;
— научиться говорить «нет», не испытывая вины или сожаления;
— осознавать манипуляции и успешно им противостоять;
— спокойно воспринимать критику;
— научиться давать отпор грубости и наглости окружающих людей;
— выработать уверенность в своих силах с помощью эффективных техник;
— обрести способность достигать поставленных целей.
Заключение
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний (нервно-психического напряжения).
Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Определенный уровень нервно-психического напряжения (тревожности) — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Ситуативно устойчивые проявления нервно-психического напряжения принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»).
14 стр., 6992 слов
Какие бывают близнецы, и откуда они берутся?
... среды, как плацента, пуповина и плодный пузырь, у близнецов редко бывают общими. Но даже и в таких редких случаях они делят между собой плаценту отнюдь не поровну, ... между ними внутриутробных ресурсов. Эта неравномерность влечет за собой и множество других, иногда катастрофических последствий. До недавних пор определить зиготность близнецов (однояйцовые они или разнояйцовые) ...
Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
В ходе проведенного конкретного исследования как нельзя лучше была продемонстрирована взаимосвязь атрибутов (в данном случае денег) с развитием уверенности в себе и отсутствием нервно-психического напряжения.
Список литературы
нервный психический напряжение неуверенность
1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. — Т.1. — М., 1986. — 348с.
2. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 344с.
3. Медведев В.И., Парачев А.М. Терминология инженерной психологии. — Л., 1971. — 288с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 1997.-402с.
5. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — С.56.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — Т.2. — М.: Владос, 2000. — 384с.