ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

К КОРРЕКЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

Карта ранжирования отрицательных качеств личности

 

Ф.И.О. ученика_____________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Учебный год_______________________________________________________

 

Недостатки нравственного развития Направления, виды, формы воспитательной деятельности по преодолению недостатков
Не доводит начатое дело до конца 4, 9, 11, 12, 30
Безразличен к коллективу 1, 2, 9, 16, 18
Равнодушен к людям 2, 3, 15, 30
Замкнут, необщителен 2, 3, 7, 9, 16, 18, 30
Ленив 1,2,4, 11, 12, 30, 32
Неисполнителен, недисциплинирован 1,2,4, 6,9, 12, 15, 18,30, 32
Не считается с мнением коллектива 1,2,6,9,16,18,30
Зловреден, зол 7,8,14,29,30
Стремится к лидерству, превосходству 9,12,14,15,18,30
Несамокритичен,самоуверен, заносчив 2,6,9,11,14,16,18,21,30
Груб 10,15,29,30
Циничен, развязен 2,6,14,18,19,21
Эгоистичен 2,3,9,14,16,18,21,29,30
Озлоблен 3,7,8,10,15,30
Жесток 7,10,15,20,29,30
Злопамятен 7,15,30
Небрежен, неопрятен 11,13,30
Обидчив, легко раним 1,3,4,6,8,14,30
Пассивен или малоактивен на уроках 1,4,5,23,26,27
Пассивен или малоактивен во внеклассной работе 1,4,5,22,23,26
Отрицательно относится к практической деятельности 1,4,5,23,27,28

 

Карта ранжирования недостатков эмоционально–волевого развития

 

Недостатки нравственного развития Направления, виды, формы воспитательной деятельности по преодолению недостатков
Нестойкие беззлобные аффекты, раздражителен 4,6,9,15,17,18,21
Тревожен, боязлив, часто бывает подавлен 1–8,17,30,31
Часто испытывает чувство страха, тоски 1–8,30
Капризен, плаксив 3,6–8,11,12,17,30
Ведущий мотив поведения– получение Удовольствий, развлечений 9–12,14,15,20,30,32
Рассеян 7,17,25,30
Мнителен, подозрителен 3,6–8,14,15
Стойкие злобные аффекты 4,6–10,15,17,18,20,21,30
Склонен к бродяжничеству 7,17,22,23,30
Пассивен 2,4,5,7,9,11,15,30
Безволен,робок,труслив, нерешителен 1,2,4,5,7,9,11,15,30
Не любит выполнять трудную работу 1,2,4,5,10–12,15,17,18,30–32
Уклоняется от ответственности, беспечен 1,2,4–6,10–12,15–18,30
Упрям 6,10,12,14,15,17,30

 

ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

 

1. Выявление у подростка качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие

2. Привлечение учащегося к общественной работе, периодическая отчетность его перед коллективом и оценка коллективом его усилий

3. Оказание помощи в установлении дружеских отношений в школе и вне ее

4. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий по содержанию и объему, поощрительная оценка достигнутых учащимися успехов.

5. Систематическое поощрение за успехи.

6. Постепенное приучение к объективному отношению к критике.

7. Направление на психоневрологические обследование, лечение нервных, психических и соматических отклонений.

8. При наличии каких–либо внешних недостатков у учащихся (полнота, веснушки, близорукость и др.) проведение в коллективе разъяснительной работы о недопустимости насмешек или иных форм третирования; решительная борьба с подобными проявлениями.

9. Вовлечение учащегося в общественную жизнь коллектива индивидуальная работа.

10. Обязательное включение учащегося в группы личностного роста с целью развития способности к рефлексии, оценке и самооценке собственных поступков и поступков других значимых лиц.

11. Формирование способности и навыков самодисциплины и самоорганизации.

12. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных для других дел при постепенном их усложнении, обязательном осмыслении значимости сделанного для самовоспитания и саморазвития, т.е. нахождение личностных смыслов в социально значимых делах.

13. Эстетическое воспитание при особом внимании к эстетике одежды и поведения.

14. Формирование потребности в объективной самооценке своих личностных и нравственных качеств, педагогическое руководство самовоспитанием и саморазвитием личности.

15. Формирование гуманистических отношений как условие реализации интересов, потребностей и возможностей каждого в деятельном режиме.

16. Постепенное приобщение учащегося к руководству социально значимой работой.

17. Оказание подростку помощи к самовоспитании воли.

18. Организация систематических отчетов и самоотчетов учащегося как главного условия самовоспитания.

19. Осуществление мер нравственно–полового воспитания.

20. Привлечение подростка к различным мероприятиям по нравственно–правовому воспитанию и просвещению.

21. Привлечение учащегося к активному участию в общественной работе, особенно к выполнению дел, способствующих преодолению застенчивости, самоуверенности, эгоизма.

22. Привлечение учащегося к занятиям в кружках познавательного характера.

23. Систематическое оказание ему помощи в учебной и другой работе, в общении со сверстниками.

24. Обучение приемам самостоятельной умственной деятельности.

25. Проведение специальной работы по развитию памяти.

26. Обязательное привлечение учащегося к внеклассной работе (участие в кружках, секциях, и др.)

27. Выявление трудностей, которые испытывает учащийся при овладении специальными умениями и навыками, систематическое оказание ему помощи в процессе индивидуальной работы.

28. Организация индивидуального шефства со стороны старшеклассников, учителей, приобщение учащегося к активному участию в жизни школы, классного коллектива, семьи.

29. Приобщение подростка к участию в добрых делах для ровесников, младших, больных и стариков.

30. Оказание учащемуся помощи в разработке программы самовоспитания и в ее реализации.

31. Систематическое физическое воспитание.

32. Формирование умения и навыков самоанализа, проектирования, планирования и организации собственной деятельности.

 

Примерный перечень методик для диагностики психологического статуса ребенка

Методики диагностирования для детей младшего школьного возраста

Исследование произвольного и непроизвольного внимания: корректурная проба, таблицы Горбова, красно-черные таблицы Горбова – Шульте.

Исследование памяти: воспроизведение 9 геометрических фигур и 12 слов, методика «Пиктограмма».

Исследование мышления: метод А. Зака (22 задачи), методики “исключение слов”, исключение четвертого, методика «Классификация».

Исследование личностных особенностей: 12-факторный опросник Кеттела-Коана (для мальчиков и девочек), самооценка методом Дембо-Рубинштейн, методика Липкиной “ Три оценки”, методика “

Несуществующее животное”.

Методики диагностирования подростка:

Исследование внимания — методика Мюрстенберга, методика «Корректурная проба» таблицы Горбова, красно-черные таблицы Горбова – Шульте.

Диагностика уровня интеллекта: ШТУР, методика Айзенка.

Выявление уровня тревожности: Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша.

Определение акцентуаций у подростка: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Личко А.Е., методика Эйдемиллера

Диагностика состояния агрессии у подростков: Опросник Басса-Дарки, тест С. Розенцвейга, тест руки.

Построение личностного профиля: 16-факторный опросник Р.Кеттела, MMPI, методика

«Несуществующее животное», автопортрет (различные модификации), тест Люшера,

Выявление мотивов поведения: измерение мотивации достижения (ТМД), измерение мотивации аффилиации (ТМА), тест юмористических фраз, тест «Хорошие и плохие события», методика «Линия жизни», тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК).

Оценка нервно-психического напряжения: тип нервной деятельности — тест-опросник Я. Стреляу, опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А.Немчина, Шкала астенического состояния (ШАС), шкала сниженного настроения-субдепрессии (ШСНС), тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина.

Профориентация: методика «Карта интересов», тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Ниже представлен примерный перечень методик, используемый психологом для диагностики межличностных отношений ребенок-родитель.

Методики, предлагаемые родителям:

— Опросник стиля родительского поведения (Эйдемиллер);

— Анамнестический опросник;

— Родительское сочинение “История жизни моего ребенка”

— «Родительский семинар», позволяющий выявить родительские заблуждения, отрицательные установки и т.д.

— Тест-опросник родительского отношения (Столин-Варга), включающий 5 шкал: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».

— Методика измерения родительских установок и реакций В.Шефера (PARY).

— Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ — Столин, Романова, Бутенко).

— Опросник АСВ (анализ семейного воспитания).

Методики, предлагаемые ребенку:

— Методика рисунка семьи и ее модификации;

— Адаптированный вариант методики Рене Жиля;

— Различные варианты методики “Незаконченные предложения”;

— Модификация оценочно-самооценочной методики РЕП;

— САТ;

— Методика “Модель личностной сферы”.

Предлагаемые поочередно родителям и детям:

— Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение отличия от самооценки, полученной от ребенка и оценки ребенка за родителей.

Методики, предлагаемые диаде «ребенок-родитель»:

— Варианты методики, известной под общим названием “Архитектор-строитель” или “Геометрический диктант” и другие.

профилактической и коррекционной работы.

Таблица 3. Методы диагностики, профилактики и коррекции ДП

Виды работы Методы Примечания
Диагностика ДП  
Опрос учителей Беседа Сбор информации о характере нарушений поведения
Диагностическая беседа Диагностическая беседа Проводится как с ребенком, как и со значимыми взрослыми по опроснику
Проведение тестирования Диагностические тесты Комплексное использование тестов
Профилактика ДП
Тренинг групповой по профилактике Лекции для родителей Игротерапия Сказкотерапия… Методы мультимодальной психотерапии Техники семейного консультирования Индивидуальные и групповые методы работы Методы психотерапии творчеством и творческим самовыражением Арт-терапия Драматерапия 1-5 класс – игровой тренинг Подростки и старшеклассники – социально-психологический тренинг
Коррекция ДП
Тренинг групповой Лекции для родителей Индивидуальные консультации Игротерапия Сказкотерапия… Методы мультимодальной психотерапии Техники семейного консультирования Индивидуальные и групповые методы работы Методы психотерапии творчеством и творческим самовыражением Арт-терапия Драматерапия 1-5 класс – игровой тренинг Подростки и старшеклассники – социально-психологический тренинг