Особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

Введение

страх ребенок семья дошкольный

Актуальность исследования. Семья является важным институтом воспитания т.к. именно в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. В связи с особой ролью семьи важно увеличить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное воздействие семьи на воспитание ребенка.

В дошкольном возрасте идет активное формирование эмоциональной сферы ребенка, и негативные семейные отношения сказываются, прежде всего, на эмоциональном развитии ребенка, что проявляется возникновением страхов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Впервые в отечественной и мировой психологии, А.И. Захаров, рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Он привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов [12].

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о его нервной ослабленности, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Однако среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается воспитание в полных и неполных семьях, фактор развода и последующие изменение в стилях воспитания и в возникновении страхов у детей дошкольного возраста. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других — это освобождение, начало изменений к лучшему. Некоторые ученые полагают, что развод не привлекал бы к себе столь пристального внимания, если бы не затрагивал благополучия детей. Около 60% разводящихся пар в США и России имеют несовершеннолетних детей. Однако наличие детей не удерживает родителей от развода. Ежегодно миллион детей в США и более 500 тысяч в России остаются с одним родителем [16].

8 стр., 3587 слов

Адаптация детей-инвалидов в семье

Оглавление Введение Проблема адаптации детей инвалидов в семье Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов Решение проблемы адаптации детей - инвалидов в Челябинской области Заключение Список использованной литературы Введение Одним из приоритетных направлений в социальной политике является решение ...

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение из-за их довольно широкого распространения среди детей. Родители одиночки, становятся агрессивными, вечно занятые, им некогда заниматься воспитанием детей, воспитанием детей занимаются время от времени, вследствие этого у детей в таких семьях могут возникать различные страхи. В связи с вышесказанным остро встает необходимость своевременного выявления детских страхов и их особенностей для своевременного проведения коррекционной работы.

Объект: страхи дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Предмет: особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Гипотеза: мы предполагаем, что наибольшее влияние на возникновение страхов влияют неполные семьи.

Цель: выявить особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы страхов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях;

2. Проанализировать особенности возникновения страхов у детей дошкольного возраста воспитывающихся в полных и неполных семья.

3. Провести экспериментальное исследование: определяющее особенности стилей воспитания и детско-родительских отношений в полных и неполных семьях и характеризующее наличие страхов у детей дошкольного возраста;

4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

· организационные (комплексный, сравнительный);

· эмпирический (наблюдение, констатирующий эксперимент);

22 стр., 10786 слов

Сравнительный анализ агрессивности у детей из полных и неполных семей

... детей, имеющих полные семьи, из старшей группы №1; - 6 детей,имеющих неполные семьи, из старшей группы №1; - 6 детей, имеющих полные семьи, из старшей группы № 2; - 6 детей, имеющих неполные семьи, из ... (одушевленным и неодушевленным), приносящее ущерб людям ( негативные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности)» ( « Психологический словарь» под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г ...

· интерпретационные и статистические (качественный анализ и количественная обработка результатов исследования).

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть полезны воспитателям, логопедам, психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты позволят обосновать и расширить научные представления об особенностях страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

1. Особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

1.1 Понятие страха

Многозначность и семантическая неопределенность термина «страх» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая, «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий, и мотивационный конфликт.

В работах Дж. Уотсона страх — это фундаментальная, врожденная эмоция, стоящая в ряду первичных (гнев, любовь), появляющаяся с момента рождения [24].

З. Фрейд утверждал, что страх — аффективное состояние и прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Этот автор различает страх реальный и страх невротический. Реальный страх есть биологическая реакция на опасность, он связан с рефлексом бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. Невротический страх З. Фрейд определял как страх ожидания, как «беспредметную эмоциональную реакцию», источником которой являются сексуальные и агрессивные влечения, подавленные в детском возрасте [24]. Невротический страх отличается от реального тем, что источник опасности первого страха находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире.

М. Миллер определял страх как безусловную реакцию вегетативной нервной системы на болевые стимулы. Он также считал, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения [24]. Х. Хекхаузен ту же самую реакцию называл условной.

17 стр., 8072 слов

Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

... три основных этапа: младший дошкольный возраст (3 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет ... вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в ... красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - ...

Ф. Риман и О. Маурер трактовали страх как реальный сигнал, предупреждающий о приближающейся угрозе и мотивирующий защитные реакции. Позже О. Маурер пришел к выводу, что чувство страха является единственной движущей силой поведения человека на уровне «Я».

Ч. Спилбергер, давая определение страха, отмечает, что страх есть процесс, включающий эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении [24].

В отечественной психологии чаще встречается трактовка страха как эмоционального состояния. Н.И. Конюхов определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности [11].

Ф.Б. Березин определяет страх как конкретизированную тревогу, которая создает у субъекта представление о том, что угроза может быть устранена с помощью определенных действий [8].

Страхи детей — это нормальное явление в их развитии. Возрастные страхи самопроизвольно проходят с возрастом. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха. В таком случае развивается «невроз страха». К его развитию могут приводить как внутренние факторы (например, повышенная тревожность, беспокойство, мнительность), так и внешние социальные факторы (неправильное воспитание, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание).

Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

К числу внушенных можно также отнести и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике.

10 стр., 4765 слов

Создание благоприятных условий, способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

... и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются ... 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных ... тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей ...

Все это дает основание говорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием

Таким образом, страх — это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого из нас есть естественные психологические механизмы для его преодоления

1.2 Особенности страха детей дошкольного возраста

Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет, у девочек — в 6 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

Максимально представлен страх животных, из сказочных — Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков, в 6 лет — у девочек.

Из других типичных для возраста страхов следует отметить страх глубины — у мальчиков 6 и 7 лет, у девочек 7 лет; страшных снов — у мальчиков 6 лет, у девочек в 5, 6 и 7 лет; страх огня — у мальчиков в 6 лет, у девочек в 5, 6, 7 и в 9 лет.

Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков и в 6 и 7 лет у девочек; страх нападения — в 6 и 7 лет у мальчиков и в 7 лет у девочек; страх войны — в 6 и 7 лет у мальчиков, в 7 лет у девочек [12].

12 стр., 5905 слов

Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек

Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ литературы особенностей проявления самооценки личности в младшем школьном возрасте .1 Самооценка и ее особенности в младшем школьном возрасте 1.2 Основные факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки ...

В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет, наказания в 7 лет, перед засыпанием в 5 — 8 лет и сказочных персонажей в целом в 5 лет.

Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: «сколько лет жил твой папа, мама?», «зачем люди живут?», «откуда все взялось?» и заклинания: «не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой» и т.д. Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, способности к обобщениям, предвосхищению событий, понимании категорий времени и пространства. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Предстоящему «концу» предшествует в младшем дошкольном возрасте осознание «начала» — понимание своего рождения, появления на свет, начала всех начал — жизни.

Страх смерти в младшем дошкольном возрасте олицетворяет уже упоминавшийся страх перед Бабой Ягой и Кощеем. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила — в старшем дошкольном возрасте [9].

Отмеченные особенности в происхождении страха смерти и его влияние на другие страхи позволяют правильно оценить психологический вес этого базисного страха, не допуская как его переоценки, так и игнорирования обусловленных им возрастных проблем развития [12].

1.3 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте

Следует различать понятия возрастных и невротических страхов. Возрастные страхи являются следствием эмоциональной чувствительности и впечатлительности ребенка при осознаваемой опасности для жизни и самочувствия. В первые годы жизни ребенок пугается темноты, одиночества и возникающих из неоткуда чудовищ, вздрагивает при резком шуме, находясь на высоте или в воде без опоры ног[3]. В 5-7 лет эти страхи теряют свою актуальность, эмоционально демонстрируются, но зато начинают осознаваться страхи несчастья, заболевания, смерти, страхи огня и пожара. В младшем школьном возрасте происходит следующая трансформация страхов: дети начинают не столько бояться, сколько опасаться потусторонней жизни, нарастает тревожность (беспокойство) из-за неудач, несоответствия требованиям окружающих, т.е. возрастает социальный уровень страхов.

22 стр., 10799 слов

Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

... через образцы, которым ребенок должен следовать [9]. Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько ... , что может понять вымышленный характер этих персонажей. В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и ...

Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после трех лет, достигая пика в четыре года. Дети боятся спать одни при выключенном свете. Ц.П. Короленко и Г.Ф. Фролова (1975) отмечают, что появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка[6]. У многих взрослых, кстати, также отмечается усиление игры воображения в темноте. Обсуждая природу этого страха, К.Д. Ушинский писал: «Некоторые, как напр., Рид и отчасти Руссо, думают, что дети уже по природе боятся темноты, но мы скорее согласны с Бэном, отвергающим эту боязнь. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха[13].

П.Ф. Каптерев (1901) отмечал, что темнота, скрывая от взора обычные предметы, производит сильное устрашающее впечатление на детей, вызывает ужас[11]. Он приводит многочисленные примеры, когда с целью наказания детей запирали в помещениях без света. Испуг, вызванный тьмой и одиночеством, для части детей был драматичен, у некоторых из них в дальнейшем обнаружились нервно-психические расстройства. В настоящее время выявлено, что и у маленьких детей незнакомые объекты, в частности люди, могут вызывать страх. Феномен реакции страха на незнакомца привлек внимание ряда западных психологов. А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показали, что в возрасте от одного года до шести лет постепенно уменьшается боязнь звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми ситуациями в возрасте пяти-шести лет заметно усиливается[1]. Через полвека было показано, что страх темноты, боязнь одиночества, чужих людей и незнакомых предметов стали появляться в более раннем возрасте (Draper, James, 1985) [10].

По данным П.С. Зобова (1983), в дошкольном возрасте преобладают мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т.п.; Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье — боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий. [6]

Страхов у девочек выявляется в два раза больше, чем у мальчиков, и это свидетельствует о более выраженном инстинкте самосохранения. Этим, по мнению ученых[3], объясняется и относительно меньшая продолжительность жизни у мужчин. Имеются точные данные о возрастном количестве страхов в каждый год жизни ребенка (Захаров А.И., 1986).

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте среднее число страхов у мальчиков 7, у девочек 10. Это не патология, а возрастные особенности развития. Для развития ребенка важным является не само количество страхов, а их влияние на формирование его личности, когда он становится все более неуверенным в себе, неспособным вести себя непосредственно, выражать чувства и желания и реализовывать поставленные цели.

Если страхи приобретают навязчивый, неотступный характер, то они, как правило, начинают поглощать возрастные страхи, поэтому м ы часто наблюдаем фобии — навязчивые, монотематические страхи.

Самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно — это бредовые страхи. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. [1]

К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды — это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может [1].

Навязчивые страхи — это страхи, которые ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др. [3].

Печальным событием для детей, заболевающих неврозом страха, является осознание их нежелательности для родителей способна негативно повлиять на формирование у детей чувства уверенности и не потому, что они такие плохие, а просто родители были озабочены учебой, профессиональным становлением, да и чувства в браке еще не оформились. Другими словами, дети были бы желанными и даже долгожданными потом, когда все благополучно сложится, устроится и чувства родителей созреют. Однако ребенок появляется на свет раньше этого времени в жизни родителей. Именно поэтому и заостряется инстинкт самосохранения, когда дитя начинает «сам хранить себя», страшась любых, часто воображаемых опасностей гораздо больше, чем все его сверстники[3].

Таким образом, из упомянутой возрастной динамики страхов следует, что они из чисто инстинктивных проявлений становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от 3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

1.4 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей и полных семей

Рассмотрим существование страхов, как в полных, так и в неполных семьях.

По мнению В.В. Зеньковского, страх является одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняется выражение страха и его влияние на внутренний мир личности, на её поведение, но страх, как известная форма оценки, как тип отношения к миру и к людям остается всегда в нас. Семья является одним из основных факторов, которые влияют на появление страхов у детей. Большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детских страхов кроется в нарушении детско-родительских отношений. Многие аспекты жизни семьи способствуют этому [22].

Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей, что наиболее развито в филогенезе у представителей мужского рода[12].

Рассмотрим выраженность страхов в полных семьях. Абсолютное отсутствие страхов представляется, во всяком случае, в дошкольном возрасте, скорее, исключением, чем правилом, и достаточно часто служит проявлением органической расторможенности, некритичности и невысокого интеллектуального уровня. Так, у мальчиков, у отцов которых наблюдается алкоголизм, количество страхов достоверно меньше, чем у мальчиков, отцы которых не злоупотребляют алкоголем. Бесстрашие у этих мальчиков, нередко граничащее с безрассудством и игнорированием опасностей, является в своей совокупности и известным барьером невосприятия страха как аффективно переживаемой угрозы для жизни и безопасности. Кроме этого, «профилактика» страхов в данном случае происходит и вследствие расторможенного поведения отца, напоминающего о состоянии алкогольного опьянения тех чудовищ, которых обычно боятся дети. Ребенок как бы привыкает к такому поведению и даже в чем-то подражает ему, после чего ему уже не, страшны Бармалеи, Кощеи и другие страшные образы[12].

Мальчики и девочки более боязливы, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто испытывает нервно психическую перегрузку, что создает дополнительное напряжение в ее отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет ролевую идентификацию с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери, если оно имеет место[3].

Вне связи с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного возраста в воображаемой игре «семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство сверстников, а матери, то количество их страхов является наибольшим. Как правило, это говорят о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.

Таким образом, особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, особенно у девочек, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревогой по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.

Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания [5].

Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети — дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье[8].

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3 — 5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в данном возрасте наиболее скреплены и мотивированы. Максимум страхов наблюдается в 5 — 8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд. Как известно, эмоциональное развитие в основных чертах заканчивается к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная, с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе).

Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в возрасте наиболее часто выявляемых страхов, то есть в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности [1].

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5 — 7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола.

2. Эмпирическое исследование

2.1 Организация исследования

С целью экспериментального обоснования наличия особенностей страха у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях нами было организовано экспериментальное обследование, которое проводилось в ДОУ «Ёлочка» с. Лесное. В эксперименте были задействованы 12 детей 5 лет из них 6 детей (3 девочки и 3 мальчика) из полных семей и 6 детей (3 девочки и 3 мальчика) из неполных семей.

Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Данные полученные при обследовании детей фиксировались в специально разработанные протоколы.

2.2 Методы исследования

Для обследования были использованы методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [16] и проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова [12].

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [16]. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А.И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.).

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А.И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами).

В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту).

Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

Проективную методику «Мои страхи» А.И. Захарова [12]. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т.е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха

2.3 Анализ полученных результатов

Проведя, методику «Страхи в домиках» направленную навыявлением и уточнением преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.) у дошкольников. Анализ ответов дошкольников выявил следующие показатели (Таблица 1).

Проявление страхов у младших школьников по методике теста «Страхи в домиках» Панфиловой А.И.

Таблица 1.

Полные семьи

Неполные семьи

М

Д

М

Д

Среднее значение

9

7,7

11,3

13,7

Общее значение

16,7

25

Из таблицы видно, что среднее значение страхов в полной семье у мальчиков больше, чем у девочек, а среднее значение страхов дошкольников в неполной семье у мальчиков меньше, чем у девочек.

Для наглядности соответствующие данные были представлены в процентном соотношении (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Проявление страхов дошкольников по М.А. Панфиловой

Полученные показатели свидетельствуют о том, что детские страхи в неполных семьях (60%) более выражены, чем в полных (40%).

Причинами страхов являются такие страхи как, остаться одному дома, страх каких-либо детей, страх сказочных персонажей, олицетворяющих зло. Возможно, на ребенка данной возрастной группы повлиял внешний социальный фактор, формирующий страхи.

Для детей из неполных характерны страхи такие как, остаться одному дома. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителя, который оставил его одного. В таком случае нужно убедить ребенка, что дом — безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сами взрослые, выскакивая какие-либо опасения по поводу темноты, или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, в меньшей степени присутствует страх каких-либо детей, страх сказочных персонажах, олицетворяющих зло.

Для выявления страхов дошкольников применялся опросник диагностики детских страхов А.И. Захарова. Полученные данные занесены в таблицу (таблица 2).

Проявление страхов дошкольников по А.И. Захарову в полных и неполных семьях.

Таблица 2

Полные семьи

Неполные семьи

М

Д

М

Д

Среднее значение

8,7

7,3

9,7

14

Общее значение

16

23,7

Из таблицы видно, что среднее значение страхов у девочек из неполных семей больше, чем у девочек из полных семей, а также среднее значение количества страхов у мальчиков из неполных семей больше, чем у мальчиков из полных.

Также полученные данные были представлены в процентном соотношении (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Проявление страхов у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях по А.И. Захарову

Исходя таблицы можно утверждать, что общее количество страхов у детей из неполных семей значительно выше и составляет 16 баллов, когда данный показатель у опрошенных из полных семей составляет 23,7 ответа. Дошкольники из неполных семей, бояться таких явлений как, остаться одному дома, страшных снов и темноты, это возможно связанно с некими воспоминаниями из прошлого, а именно конфликтами между родителями, либо родственниками, что ассоциируется у ребенка с болью, расставаниями, переживаниями.

Это говорит о том, что страхи в неполных семьях более выражены по сравнению с полными семьями.

Установлен довольно высокий процент отрицательного отношения детей к отцу, воспитывающихся только матерью. Это можно объяснить тем, что ребенок либо совсем не знает своего отца, либо остались негативные впечатления отношения отца к ребенку. Высока вероятность того, что мать отзывается негативно об отце. Страх ребенка возрастает по отношению к тому, что отец может обидеть или ударить мать.

По отношению к себе большая часть опрошенных детей в полных и неполных семьях имеют нейтральный или положительный ответ. Разница результатов у полных и неполных семей показателем незначительна.

Заключение

На первом этапе исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы и сделаны следующие выводы:

— изучением страха занимались многие ученые, выдвинуто множество трактовок понятия страха. Из всего этого научного многообразия можно выделить определение Н.И. Конюхова «Страх — это психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности». Беспокойство, тревога, страх — такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

— понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

— особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Во второй части исследования был проведен констатирующий эксперимент, в котором было задействовано 12 детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. По итогам, которого были получены следующие результаты.

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. У детей из неполных семей присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше показателей у детей из полных семей. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше, чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и — как следствие — на увеличении количества страхов.

Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной группы, находится на более высоком уровне, чем страхи детей из контрольной группы.

Были изучены психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях, выявлены различия в проявлении и количестве страхов между детьми того же возраста из полных семей, сделаны соответствующие выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой — положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий (развод родителей).

Таким образом, оперируя данными, полученными в ходе экспериментального исследования, можно подтвердить верность выдвинутой гипотезы — количество страхов у детей из неполных семей выше количества страхов детей из полных семей.

Список литературы

1. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: АПН СССР, 1987.

2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: АСТ, 1995.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Педагогика, 1995. — 181 с.

4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Питер, 2001. — 278 с.

5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001. — 128 с.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. — М.: Академ. Проспект, 2004. — 224 с.

7. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. — М., 1982. — т. 4 — 336 с.

8. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. — 1991. — №4 — с. 84-92.

9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск.: Университет, 1997. — 237 с.

11. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. — 2001. — №11. — с. 6-7.

12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 320 с.

13. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Проспект, 1999. — 308 с.

14. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду. — 2003. — №5. — с. 34.

15. Леви В.Л. Приручение страха. — М.: Метафора, 2006. — 192 с.

16. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. — 1999. — №8. — с. 10-12.

17. Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог. — 2002. — №14. — с. 8-9.

18. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений // Дошкольное воспитание. — 2001. — №4. — с. 90-91.

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.

20. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.:, 1988.

21. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание. — 1997. — №5. — с. 65-68.

22. Флэйк — Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и

23. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 480 с.

24. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 264 с.

Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1994. — №4. — с. 45-46.

Размещено на