Особенности социальной работы с детьми сиротами

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3

1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА………..……..….……5

1.1 Положение сирот в современной России………………………5

1.2.Причины социального сиротства………………………………10

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ………………….26

2.1.Психологические особенности детей-сирот………

2.2.Формы и методы психо-социальной работы……..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…37

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы общество и государство повернулись лицом к проблемным и обездоленным детям, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию. Этому способствовали достаточно основательная и разнообразная законодательная база, активизация деятельности Министерства образования, принятие федеральной целевой Программы «Дети России». Все это показывает, что обращено внимание на проблемы этих детей. Появились серьезные научные исследования по проблематике оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Политика социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимая и декларируемая обществом, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам. Анализ законодательной базы психолого-педагогической направленности показал, что наряду с многообразием имеющейся законодательной базы отсутствуют механизмы ее реализации, что приводит к увеличению количества детей, которые остаются вне семьи, росту беспризорных и безнадзорных детей, а также увеличению детей, имеющих недостатки в психическом развитии.

Невыполнение законодательной базы приводит к тому, что постоянно растет количество детских домов и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Количество детей в таких учреждениях сегодня уже больше, чем в послевоенные годы. Что же происходит с детьми в учреждениях? Неутешительные данные статистики показывают, что выпускники детских домов чаще всего остаются неадаптированными к обществу, отдельные из них попадают в криминальные структуры, в тюрьмы, заканчивают жизнь самоубийством, не могут работать и т.д.

12 стр., 5935 слов

Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома

... 643 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на сегодняшний день, составляют значительный слой населения нашей страны. Объект исследования — социальная работа с детьми-сиротами. Предмет ...

Отсутствие психологического комфорта приводит к различным психосоматическим заболеваниям, происходящим тогда, когда ребенок испытывает недостаток любви, общения, когда у него нарушено чувство безопасности и т.д. Как бы хорошо ни было в детском доме, каждый ребенок мечтает о семье. Ребенок, живущий вне семьи, должен иметь рядом людей, заменяющих родителей, а в детских домах у детей только воспитатели, да и то зачастую не подготовленные профессионально. Воспитателей для работы с данными категориями детей нигде специально не готовят.

Профессионально не подготовленные взрослые даже при желании не могут создать обстановку, благоприятную для психического и личностного развития ребенка. Низкий профессионализм педагогов часто является причиной того, что большинство воспитанников государственных учреждений выходят в самостоятельную жизнь, имея о ней смутные представления. Из всего вышесказанного можно сделать вывод об актуальности данной темы.

Объект: дети-сироты.

Предмет: психо-социальная работа.

Целью курсовой работы является исследование особенностей психо-социальной работы с детьми — сиротами.

Для реализации вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть положение сирот в России;

— изучить непосредственные причины социального сиротства;

— выявить психологические особенности детей-сирот;

— исследовать основные направления социальной работы с детьми-сиротами.

1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Положение сирот в современной России

Социальные сироты — это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения. К сожалению, в последние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказались или были лишены родительских прав [23, с. 221]. По официальным подсчетам сейчас в России около полумиллиона таких детей.

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. В дореволюционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей — кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит многое:

· снять остроту психического напряжения;

· провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде; восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности — игре, учению, труду, общению.

В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [20, с. 24]. Таким образом международное сообщество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызывает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться социальное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. Проблемы социального сиротства особенно остры именно сейчас, когда в нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусственных» сирот не уменьшается.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и ... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и ...

В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Большинство детей — социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей — алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций.

Многие авторы, в их числе Л. И. Божович, В. Я. Титаренко, И. В. Борисова, М. Земска, 3. Матейчик, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л. С. Выготский считал, что общение с взрослыми — основной путь проявления собственной активности ребенка. Именно в процессе общения с взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества. Среди отечественных психологов Б. Г. Ананьев отводил ведущую роль в формировании самосознания взаимодействию ребенка и взрослого. Распад семейных отношений обычно является непосредственной причиной ухода ребенка из дома. Если дома ребенок страдает из-за пренебрежения родителей своими обязанностями и преступных злоупотреблений, то уход на улицу становится для него последним средством защиты [26, с. 44-45].

Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но обнаруживают, что в действительности условия там могут быть значительно хуже. В соответствии с Конвенцией ООН каждый ребенок (им считают человека от рождения до 18 лет) имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; основная ответственность за обеспечение такого уровня возлагается на семью. Естественно, что ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях. В Конвенции ООН о правах ребенка определены принципы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством, которое в соответствии со своими национальными законами обеспечивает замену ухода за таким ребенком.

Согласно Конвенции ООН, каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; основная ответственность за обеспечение такого уровня возлагается на семью.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... Бруни) характерен процесс к процессуальным процессам -айофская(Партлэн) характере Личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Гумманистическая психология (Олпорт, Маслоу, ... явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ...

Отсутствие научной ясности о причинах, порождающих социальное сиротство, особенности сформировавшегося за многие годы тоталитарного общественного сознания сводят все причины социального сиротства к социальным и экономическим. При изучении случаев социального сиротства проявляется сложная комбинация обстоятельств, когда мать бросает своего ребенка, руководствуясь своими соображениями, а отец в то же время по своим соображениям не хочет или не может выполнять отцовские обязанности. В результате ребенок остается полностью беззащитным. Специальные исследования, проведенные под руководством В. И. Брутман, показывают, что отказ от материнства является сложным и малопонятным явлением. В нем присутствуют социальные, экономические, нравственные, семейные, а главное — психологические и даже психиатрические факторы, что, к сожалению, пока никем не учитывается. На государственном уровне нет системы социальной и психологической помощи неблагополучным семьям, а также беременным женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, которая может подтолкнуть их к отказу от ребенка.

Среди социальных сирот есть и дети-инвалиды. Причин этому много: невозможность содержать ребенка-инвалида в семье из-за недостатка средств, занятость матери и отца на работе, психологическая неготовность семьи воспитывать такого ребенка, отсутствие к нему родительских чувств. Корни социального сиротства различны по своей глубине: одни могут уходить далеко и теснейшим образом быть связанными с негативными социальными явлениями, другие лежат как бы на поверхности. Необходимо не только и не столько бороться с последствиями, сколько приложить усилия для предупреждения этого явления. Очевидно, что для сокращения количества социальных сирот нужно не только поддерживать создание разнообразных форм учреждений, а необходимо в центр внимания поставить семью, помочь ей в материальной, социальной и психологической сферах, создать условия и возможности для воспитания детей в семье.

Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, — они просто другие. А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:

1. частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

2. педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;

3. групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего я;

4. жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности [29, с. 181-182].

3 стр., 1126 слов

«Отклоняющееся поведение ребёнка как следствие неправильного воспитания в семье»

... Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М., 2003. 8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера ... поступках. И самые большие неприятности ждут родителе........ Литература 1. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Беличева ...

При рассмотрении различных предложений по реформированию системы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации на межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее» (1993) было предложено для изменения ситуации детей — социальных сирот на законодательном уровне признать:

· приоритет предупреждения, профилактики социального сиротства над борьбой с его последствиями;

· приоритет возвращения ребенка в родную семью над другими формами его социального устройства;

· приоритет воспитания ребенка, лишившегося родителей, в семейных условиях над содержанием в сиротском учреждении;

· необходимость создания эффективной защиты прав ребенка, оказавшегося в таком учреждении и вышедшего из него.

Политика в отношении детей должна быть защитноохранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержки детей, в отношении которых есть опасность социального осиротения.

В деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, должны соблюдаться следующие основные принципы:

· приоритет интересов ребенка и его благополучие;

· возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих; опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей; гуманизация отношений, в том числе общения между детьми и сотрудниками; комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитанниками учреждения.

1.2. Причины социального сиротства

Анализ научных исследований, публицистики показывает, что существует достаточно большое количество причин, приводящих к появлению обездоленных детей. Можно более подробно описать несколько причин, приводящих к появлению детей, которые оказываются вне семьи. При описании причин, провоцирующих появление обездоленных детей, будут одновременно представлены и механизмы решения проблем данной категории детей.

1. Отказ родителей от детей, в том числе и при рождении. Как показывают статистические данные, количество детей, от которых ……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акатьев Ю.В. Социальное развитие сельского района: проблемы, перспективы. Уфа, 1995.

2. Блинова Т.В., Кутенков Р.П. Социальная устойчивость сельского сообщества // Социс. 1999 №11

3. Гондмахер Е. Социальная политика: уроки 90-х. М., 2000.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Лига-Пресс, 2003.

5. Гурьянова М.П. Социально-педагогические условия реорганизации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. М., 2002.

6. Инновационные технологии социального обслуцживания населения: опыт регионов. М., 2003

7. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в Росасии: учебное пособие. М., 2001

8. Семейный кодекс Российской Федерации. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003.

9. Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы. Барнаул, 1997.

10. Социальная работа: теория и практика/ Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М., 2002.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

11. Фирсов М.В. История социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 1999.

12. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2003

14. Холостова Е.И. Социальная работа на селе: история и современность. — М.: «Дашков и К», 2004