Социальное сиротство 4

1. Понятие « Социальное сиротство»

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

2. История социального сиротства в России

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение «вековое здание культуры» было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память.

12 стр., 5935 слов

Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома

... к дому» и многие другие писали о проблеме детей оставшихся без попечения родителей. Чтобы понять причины возникновения социального сиротства и детей сирот предстоит определить пути решения проблемы, историю возникновение проблемы ...

Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. При этом «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже — детские дома и школы-интернаты.

Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. При этом проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем». Известный философ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал под ним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем, «одухотворение человеком смысла своего бытия.

Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.

С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма» (А.Блок), итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение индивидуальных форм культуры — от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства. Населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» массовой культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания — серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить» Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... процессов формирования человеческого сознания, то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются беззащитными перед потоком такой моделирующей информации. ... никакого внимания, потому что она просто отвлекает нас от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ничего человеку в принципе ...

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение. (Из Государственного доклада 1994 г. «О положении детей в РФ», М.,1995 г., гл. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

12 стр., 5733 слов

Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...

... социального сиротства Социальное сиротство - относительно новый феномен жизни украинского социума. Социальное сиротство - явление социальное, обусловленное уклонением или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей по отношению к несовершеннолетнему ребенку. Социальные ... работы: Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи. ...

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они ,впоследствии, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

3. Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования

Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству — это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых механизмов для решения данной проблемы — профилактики социального сиротства. Основным условием, провоцирующим социальное сиротство, является кризис семьи, характеризующийся распадом семьи, ростом числа внебрачных детей, ранним материнством. Решение этой задачи должно стать важнейшим для государства. Необходимо изменение политики всех ведомств в области подготовки к семейной жизни, обучения родителей выполнению своих функций, связанных с воспитанием детей, разъяснения вопросов ответственности родителей. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них; необходимо также предусмотреть статью об уголовном наказании родителей за пренебрежение заботой о детях.

Для повышения воспитательного потенциала системы образования в общеобразовательных школах должна быть введена программа воспитания, в которой особый акцент надо сделать на воспитание в детях будущих родителей, повышение ценности такого общественного института, как семья в сознании подрастающего поколения, начиная с раннего возраста. Нужна разработка комплексной программы подготовки молодежи к семейной жизни — это касается образования, здравоохранения в образовательных учреждениях, профилактической работы специалистов всех ведомств по месту жительства (клубы для будущих семей, клубы молодых семей); создания центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям с возможностью проживания в этих центрах.Важно появление системы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. В каждом городе, районе нужно создать систему социально-педагогической поддержки детства с учетом региональных условий, которая решала бы проблемы детей в совокупности и была бы направлена на реабилитацию ребенка и создания условий для его нормальной жизни. Также необходимо создание молодежных организаций, учитывающих традиционные нормы нравственности и духовности.

Должен использоваться рост влияния СМИ с целью введения ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих некорректные и аморальные формы поведения молодежи и создания циклов телевизионных программ, радиопередач для современных подростков с содержанием, отвечающим нормам нравственных ценностей, а также создания учебных телепрограмм для детей и подростков по предметам учебного плана.

В ноябре 2006 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России». Конференция была организована Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения с целью выработки общих подходов по решению проблемы детского сиротства. Перед собравшимися выступили министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю. Зурабов, министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Результатом конференции стали рекомендации для органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации государственной политики в интересах детей, разработке и принятию законодательных актов и региональных целевых программ по профилактике социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Заключение

Весьма широк спектр причин социального сиротства. В числе существенных факторов следует выделять кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Чтобы изменить ситуацию, необходим ряд профилактических мер: разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни, а также пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин, брать детей под опеку и на усыновление. Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное — изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приёмным семьям, детям-сиротам и к собственным детям.

Список используемой литературы:

1. Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей группы риска:— М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 256с.

2. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства: — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 347с.

Задание№1.

Определение понятия.

Признаки понятия.

Совпадающие.

Несовпадающие.

Социальная педагогика- это теория и практика познания, регулирования и реализация образовательного воспитателями средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом, которой является приобретенные индивидом ориентации и эталона поведения.

Социальная педагогика-это отрасль педагогики исследующая социальное воспитание, как социальный институт( это её объект), воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для того созданных, так и в организациях для которых воспитание не является основной функцией.(А.В. Мудрик- ВВЕДЕНИЕ в социальную педагогику — М., 1997г.- с.130.)

Социальная педагогика- отрасль знания изучив которую можно узнать, во- первых о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах во- вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения» сбоев» в процессе его социализации, в третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежилательного, что случается в процессе социализации человека. ( А.В. Мудрик — социальная педагогика М.-2002 г.

Теория, практика познания, воспитатель.

Отрасль педагогическое социальное воспитание, социальный институт, воспитание.

Социальная категория.

Отрасль знания, социализация, Благоприятные условия .

Отрасль, социальное воспитание.

Теория, практика познания, воспитатель.

Знания, социальный институт.

Задание 2

Термин «социальная педагогика» последние 70 лет в нашей стране не принимался, но опыт идеи, принципы социальная педагогика, защиты детства и социального воспитания существовали давно. В 8 веке- 11 веке на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей.

В « Уставе Владимира Святославича», древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашем отражение забота княжеской ( государственной) власти о единобрачной семье, записаны наказания за нарушения её устоев.

Во время подготовки крестьянской реформы было разработано « Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, которое возлагала на крестьянские общины обязанность призрения детей- сирот. Судьбой детей- сирот, вдов, слепых и глухих занимались жена Павла 1, императрица Мария Федоровна. Она была назначена « начальствовать над воспитательным обществом», а позже и над воспитательными домами. Состояние в России воспитательных домов, в крестьянские семьи в « государевы деревни». За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которыми отбирала сама императрица. В манифесте было предусмотрено предоставление особому попечению императрицы Марии Федоровне всех женских учебных заведений. После её смерти (1854) было создано Ведомство учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими училищами и гимназиями, школами для глухонемых и слепых. Впоследствии Ведомством управляли другие императрицы. В 1828г. Принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях. При этом за детьми, которыми передовали в крестьянской семье существовал надзор со стороны воспитательного дома.в 1822 г. В Саратовской губерниях начали создаваться земледельческие колонии воспитанников воспитательных домов.

В.Я. Стонина ( 1826-1888) « Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома». Статья была написана в начале 70-х годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве.

1834- был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола. В существовавших Воспитательных домах были сиротами отделения.

1837.- Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для « обер- офицерских сирот» ( мальчиков), в котором одно время готовили домашних учителей. История призрения детей сирот в России осуществлялась по двум направлениям: государственно-общественной и частно- церковной. До 21 века преобладали государственные учреждения, но в начале 21 в. стали усиливаться патронат и воспитание детей- сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

1837- фабрикант- горнозаводских А.Демидов открыл первый детский приют, в который находились дети в то время, когда их матери уходили на работу.

1838- создается Комитет гласного попечительства в Москве и Петербурге приютами Советы, а в губернских и уездных городах- попечительства.

1846- в приютах были только приходящие дети, но позднее стали создаваться « сиротские отделения», где постоянно жили дети, не имеющие родителей. К концу 21 века приюты стали смешанными, где находились приходящие и постоянно живущие дети. В России была целая сеть приютов, которыми содержались за счет частных лиц общественных организаций. Известными был приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Петербурге.В 1900 г. На Всемирной выставке в Париже приют был отмечен двумя серебряными медалями.

1847г.- в Петразаводске был открыт приют для девочек.

К концу 21 число приютов в России значительно возросло. Только» Московское общество попечения о бедных и больных детях»

1899 г.- открыло 89 учреждений для 849 детей- сирот ,и полусирот в возрасте от 3 до 10.К 1917 г. На территории РСФСР располагалось 538 детских приютов, где воспитывалось 29650 детей.

1919 январь- созданный Государственный Совет защиты детей под предводительством А.В. Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлеборобные районы России. В проведенной Деткомиссии « Неделе беспризорного и больного ребенка»

20-30 е годы кроме приютов, и детских домов для беспризорных детей открылись трудовые колонии детские коммуны, детские городки, пионерские дома.

1935- на основании постановления ЦИК и СНК СССР « О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»

На 3 Всероссийском съезде — мае 1930,- было принято решение о закреплении всех детских домой за заводами, предприятиями, колхозами. Что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.

В январе 1942г.- было принято постановление СНК СССР « Об устройстве детей, оставшихся без родителей, где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольскими организациями вменялось проявление заботы о детях- сиротах. Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлении хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»- предусматривало устройство детей- сирот.

1942 г. ЦК ВЛКСМ- принимает постановление « О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской беспризорность, по предупреждению детской беспризорности», что активизировало работу низовых комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4000 содержалось за счет колхозов. В эти годы была возрождена практика передачи детей — сирот в семьи . 1959 -1965 г. Детские дома были преобразованы в школы — интернаты . 1985г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания детей — сирот , оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах — интернатах».

В 60-70годы были приняты постановления правительства по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспечения семей имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: « О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа » (1976г.) ; «Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о браке и семье» (1968г.); « О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям , имеющим детей » (1974г.); « О мерах по увеличению товара для детей , повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978г.).

Задание №3

« Поучение»- Владимира Мономаха. (« Поучение»- Ю.В. Василькова- Социальная педагогика; М.- 2007; стр.89-91).

В « Поучение» Владимира Мономаха предупреждает, что в воспитании детей не достигнешь успеха только одними наставлениями. Нужно обучать детей поведению и манерам, чтобы они могли» беседу вести кроткую », « при старших молчать», « не существовать словами», « стыдиться старших»,» Поучение» основано на описании Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, заботе о княжеском дворе, стараться убедить читателя в важности человеческого труда. « Дети- должны делать все сами, так как только труд оградит ребенка от пороков. Князь размышляет о справедливых отношениях между людьми. « Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека».

Князь рассказывает, какую школу выносливости прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10-12 диких коней, два тура поднимали- его вместе с коней на рога, олень бодал лось ногами топтал, а вепрь с бедра лег оторвать. Воспитатель, бесстрашие можно только на примере старших, а высокую нравственность — добрыми делами.

Необходимо воспитать у юношей чувство долго защитника Родины, стойкость в борьбе с врагами: « Смерти ведь дети не бойтесь ….

Мужской долг исполняйте»

«Домострой» — ( Ю.В. Василькова- Социальная педагогика; М.- 2007; стр. 93-94).

Семейное воспитание 16-17 века является дошедший до нас памятник литературы той эпохи « Домострой», автор обращается к читателю, учит, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: нужно почитать Бога, церковь и царя, терпеливым, не мстить за зло и так же воспитать детей

Все в его доме, вслед за хозяином, должны соблюдать устои христианской морали: « Царя бойся и служи ему верою…..яко самому и служи ему верою»

« Домострой» призывает к строгости быта и бережливости, дает советы, как получить прибыль, жить средствами, избегать долгов; как наживать богатство « праведной прибылью». В главах 15,16,17 « Како детей своих воспитати во всяком наказании, и в страссе Божий, « Како чад воспитати, с чулком замуж выдати,» « Како дети учити и страхом спасати»- сосредоточены советы, как воспитывать детей. Детей, по Домострою, нужно воспитывать « в страхе божьем» и « благоразумном учении всякому разуму и вежеству промыслу и рукоделию. Причем обучение « вежеству и всякому благополучии и по времени и детям смотря и по возрастут то есть с учетом возрастных особенностей детей, а также их задатков и способностей.

До нас дошли наиболее известный вариант « Домостроя», который был отредактирован протопопом Сильвестром, советником Ивана Грозного. В « Поучении» рассказывается о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В этой мастерской вместе с домочадцами сын учился грамоте,» писать и пети, иных иконного письма, иных книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий».

Это была своеобразная домашняя школа, после которой часть домашних впоследствии стали священниками, « и в дьяконском чину и в дьящих и во всяких чинах».

Сильвестр советует сыну соблюдать мораль христианина, особенно исполнять необходимые обряды, быть верным на « службе государевой» и служить « верою и правдою безо всякие хитрости».

Он советует сыну трудиться и помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой с любовью.

В.А. Стоюнин- « Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного Дома»-( Ю.В. Василькова- социальная педагогика М.- 2007 с.107.)

Статья была написана в начале 70-х. годов, когда автор работал в Николаевском сиротском институте в Москве. Воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всем. Она постоянно должна помнить, что эти две стороны воспитания должны находиться в тесной связи, которой нельзя прерывать без вреда для правильного воспитания: дисциплина, касаясь порядков, в тоже время должна образовывать ребенка и нравственно, как обучение, сообщая знание и умение, в тоже время должны служить и воспитательным средством для умственного и нравственного развития.

Пол именем разумной любви подразумевается любовь старших к младшим, с которою постоянно соединяется мысль о будущем благе детей, основанном на их физическом, умственном и нравственном развитии. Семейное начало, вводимое в группы, определяет и обязанности воспитательницы- обязанности доброй матери, с которой слагается большая часть чисто хозяйственных забот, с тем чтобы она имела возможность отдавать как можно более времени детям. Дисциплина должна быть педагогическая ,а не казарменная и не полицейская. Она не должна ломать натуру ребенка, не должна основываться на одних запрещениях и подавлять в нем всякое правление воли. Воспитательница должна всегда иметь ввиду, что своею собственною личностью она имеет огромное влияние на развитие духовной стороны ребенка. Поэтому ей следует постоянно и строго следить за собою, подавлять в себе всякое нетерпение, досаду, гнев, не поддаваться первым впечатлениям, обдумывать каждое новое свое приказание, каждый поступок, тем более не пренебрегать к наказаниям в волнении или в досаде. Свобода ребенка должна быть разграничена от своеволия и праздности, которые не должны быть допущены, так как они легко могут обратиться в дурные наклонности. У ребенка должно быть несколько часов в день таких, которыми он может свободно распоряжаться по своему усмотрению, конечно, в тех предметах, какие ему определены. Воспитательница должна помочь распорядиться свободным временем. Отдых для ребенка должен заключаться не в праздности и не деятельности, а в смене других упражнений или другими. Каждой воспитательнице дается нянька, которая находиться в полной от неё зависимости. На каждой неделе воспитательницы собираются на совет и решают главные вопросы.

В.Ф. Одоевский- « Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» ( Ю.В. Василькова- Социальная педагогика; М.- 2007; стр. 115).

Середины 30-х годов занимался благотворительной деятельностью, открытием приюта, тогда же разрабатывал: « Положение о детских приютах»

1.Детские приюты предназначаются не столько для обучения, сколько для того, чтобы служить пристанищами для детей, отстающих во время занятий их домашних без прибора.

2.Дитя, поступающие в приют, должно найти в нем не роскошь, не привычку тем предметам, которые могут быть ему чужды в продолжении его жизни, но теплую заботливость, обыкновенную во всяком, хотя бедном, но хорошем семействе.

3.Вешесакзанные соображения подсказали необходимость подчинить заведение, назначенное для возраста.

Выбор смотрительницы:

4. Попечительница принявшая на себя высший надзор за приютом, должна обратить особое внимание на избранную смотрительницу, на это непосредственное орудие.

5.При выборе смотрительницы должно обращать внимание не столько на её звание, сколько на душевное образование.

Помещение приюта.

Попечительница вместе с директором и почетным старшиною печется, чтобы помещение приюта по возможности соответствовало цели сих заведений.

— Небольшой сад или чистый двор при заведении, где был дети могли бегать на чистом воздухе.

Наставление смотрительницы приюта:

— Занятие детей в приюте, должны быть вообще легко разнообразны, непродолжительным и при физической деятельности способствовать умственному развитию детей.

— Сколько ни малы возрастом дети, поступающие в приют.

— Первым долгом образования детяти должно быть образование в вере, преподавание ему начальных истин.

— Нравственное образование тесно связано с религиозными.

— Объясняя какой- либо предмет, отнюдь не изъявляйте досады, замечая, что дети вас понимают; уверенность в детяти, что его будут бранить за непонятливость, не только сделает его в самом деле непонятливым, но, что еще хуже.

Самое строгое наказание в приюте должно быть следующие: оставить ребенка в совершенной праздности в продолжении нескольких часов, не позволяя ему участвовать ни в уроках, ни в играх.

Распределение занятий в течение дня:

Каждый день поутру, прежде прихода детей, смотрительница обходит заведение и осматривает — чисты ли полы и скамье, были ли отворены форточки для освоения воздуха, не угарно ли.

Каждый вечер по уходе детей смотрительница записывает в дневной отчет всё случившиеся, сводит дневные счеты и составляет в случае нужды записку попечительнице о мерах, которые, по её мнению, надлежит принять для благоустройства в приюте. За сим смотрительница заботиться о том, чтобы прислуга вычистила покои и привела в порядок все нужное для приема на следующий день детей и посетителей.

Задание № 4

Время

Наука

Практика.

1 половина 18 в.

Христианская педагогика

2 половина 18 в

Начало 20 в. 1917г.

Андрогогика- наука о воспитании взрослых людей.

«Основные принципы единой трудовой школы РСФСР( Декларация) 1918г. « положение о единой трудовой школе РСФСР 1919» А.В.Луночарский- статья « о социальном воспитании» 1919г.- первая опытная станция по народному образованию.

1921г- П.П. Блонский в журнале « Народное Просвещение»- публикует статью « Марксизм» как метод решения педагогических проблем1920 г.- обнародован Декрет о рабочих факультетах.

20-е г.20 в.

Педалогия- наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка.

1920 г.- реформирование системы воспитания и образования была основана Академия социального воспитания. 1923г.- возникло общество « Друг детей»

Начале 20-х г.способствовало пионерское движение.

1923-1924г.- введена « Система этапов»

В мае 1935г. ЦК партии и Правительства СССР приняла постановление « О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»

20- е. годы 20 в. 1985г

Разработана концепция детского коллектива.

Создан общественный фонд помощи детям.1945г.- в стране развернулось патриотическое движение.

1957г.- Совет министров принял постановление « о мерах улучшения работы среде детей вне школы и предупреждение детской безнадзорности. В середине 60-х г.после реорганизации детских воспитательных колоний Министерства внутренних дел.

1964 г.- появляются Специальные учебно- воспитательные учреждения для несовершеннолетних.

1985-1989г.

Педагогика среды

Расширяется представления о детском коллективе и его взаимодействии с личностью, уточняется функции коллектива в сложившейся воспитательной системе. Разработана педагогическая концепция детского коллектива.

1992- 2002г.

1993г.- программа « Дети России»

Появились подростковые и молодежные клубы. Социальная педагогическая помощь детям и подросткам оказывают учреждения социального обслуживание молодежи.