Особенности социальной идентичности поколения 20-летних.

Содержание.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей социальной идентичности

1.1 Содержание понятие «идентичность»

1.2 Условия, факторы формирования социальной идентичности.

Глава 2. Теоретико-методологические основы изучения социологических особенностей поколений

2.1 Содержание понятие «поколение»

2.2 Социальные процессы, возникающие в результате взаимодействия поколений

Глава 3. Исследование социальной идентичности молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества.

3.1 Описание процедуры исследования

3.2. Описание результатов

3.3 Обсуждение результатов

Список литературы

Введение.

Трансформационные процессы, затронувшие российский социум в конце ХХ-начале ХХI вв., обусловили необходимость научного осмысления проблем идентичности современной российской молодежи в условиях социальных перемен.

Сегодня российское общество переживает сложный и противоречивый этап в своем развитии. На наших глазах произошла кардинальная ломка практически всех сфер социальной жизни. В условиях постоянной борьбы между различными политическими силами методом проб и ошибок идет мучительный и болезненный процесс формирования нового сообщества. Наиболее значимыми причинами социокультурных трансформаций российского общества являются:

— распад советского идентификационного пространства;

— реорганизация политических и экономических структур;

— усложнение социально-стратификационной системы общества;

— расширение рамок социального взаимодействия;

— нарастание социального, экономического, политического поведения;

Эти и другие факторы обуславливают нестабильность социокультурной среды, к которой современные россияне вынуждены адаптироваться.

При оценке перспектив развития российского общества особый интерес представляют умонастроения молодежи. Молодежь, представляя собой большую социально- демографическую группу структуры населения нашей страны и являясь главнейшим агентом социальных перемен, обладает значительными инновационным потенциалом, который можно эффективно использовать на благо всего общества.

6 стр., 2863 слов

Механизмы формирования гражданской идентичности в российской федерации

... Казанский институт социальных исследований «Консенсус» «Лига медиаторов Поволжья» ПРОГРАММА ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ... университета «Военмех») Тема доклада: «Интегративный контекст национальной безопасности российского общества». Беспалов Сергей Валериевич (Кандидат исторических наук, старший научный ...

Сейчас молодых людей 1985−2000 годов рождения называют поколением Y. Это особое поколение, первое поколение, чья юность пришлась на новое тысячелетие, поэтому кто-то называет его поколением без времени, кто-то наоборот полагает, что это первое постсоветское поколение, молодые люди, к нему относящиеся, должны по определению быть свободнее и мобильнее своих родителей. Важно понять, чем они отличаются от поколения своих родителей, что кроме года рождения объединяет их, что ждать этому поколению от страны и что она даст им.

Молодежь, как основа будущего и важнейшая составляющая жизнедеятельности общества в настоящем, представляет особый интерес. Важно помнить, что проблемы становления молодежи, ее развития и успешной идентификации являются отражением того, как это общество развивается, в каком направлении идет, что также подтверждает актуальность выбранной темы.

Степень разработанности курсовой работы.

Теоретическую основу курсовой работы составляют: работы: Э. Эриксона («эго — идентичность» и «кризис идентичности»), З. Фрейд, Дж.Г.Мид, Г. Тэджфел («теория социальной идентичности»), К. Маркс, Ф. Энгельс (этимологический анализ понятия «поколения» в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), П. Рикер, Дж. Локк («опыт о человеческом разумении»), Д. Юм («трактат о человеческой природе»), И. Гофман, Г. М. Андреева, М. В. Заковоротная, В. А. Ядов, А. Шюц, Х. Ортеги-и-Гассет, Х. Мариас, А. Дашефски, Г. Шапиро, А. В. Микляева, П. В. Румянцева, Дж. Тернер, Л. Морган, Ж. Дромель, А. Курно, К. Маннгейм (определение понятия «поколения» в работе «Проблема поколений»), Л. Фойер, К. Лоренц, Г. Зиммель, Г. Маркузе, Р. Дарендорф, Л. Козер, Н. Хоув и У. Штраус («теория поколений»), И.Ю. Корж, Я.С. Улицикий, Б.Ц. Урланис, Г. Л. Смирнов, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, И.И. Ильинский и других исследователей.

Объектом работы является- социальная идентичность, предметом- социальная идентичность поколение 20-летних

13 стр., 6143 слов

Методика работы социального педагога в конфессиях

... исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах. Часто совместная работа церкви и социального ... большей степени заботятся о воспитании социальной компетенции человека, помогают открытию собственной идентичности. Церковные формы помогают в достижении ... вполне определенная забота о передаче учения из поколения в поколение. Это становится обязанностью семьи, общества, ...

Целью исследования является анализ особенности социальной идентичности представителей поколения 20-летних. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть понятие социальной идентичности с позиций классических и современных социологических теорий.

-исследование особенностей социальной идентичности представителей поколения 20-летних.

— анализ границ поколения Y в концепции теории поколений;

Эмпирическую базу курсовой работы составляет собственное социологическое исследование об особенностях социальной идентичности поколения 20-летних.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, анализируется степень её научной разработанности, формируются цели и задачи работы, определяется объект, предмет и гипотеза исследования, практическая значимость, а также теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования.

Первая глава состоит из двух параграфов раскрывает теоретико-методологические основы изучения особенностей социальной идентичности.

В первом параграфе изучается содержание понятия — «идентичность», различные трактовки данного понятия: психологическая (З. Фрейд, Э. Эриксон), социологическая (Дж.Г. Мид), антропологическая.

Во втором параграфе раскрываются условия и факторы формирования социальной идентичности — Г. Тэджфел, Дж. Тернер (теории социальной идентичности и самокатегоризации), Э. Эриксон (уровни социальной идентичности)

Вторая глава состоит из двух параграфов и включает в себя изучение теоретико-методологические основы изучения социологических особенностей поколений.

В первом параграфе изучается содержание понятие «поколение»

16 стр., 7508 слов

Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»

... социокультурного развития. Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук. Именно С. де Бовуар в своей работе «Второй пол ... не менее, ощущали себя глубоко несчастными. Это самый настоящий кризис личности - женской идентичности, утверждает Б. Фридан. Причину такого положения и духовной неудовлетворенности ...

Во втором — социальные процессы, возникающие в результате взаимодействия поколений.

Научная новизна работы состоит в следующем:

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем исследовании других социологических характеристик идентичности личности данного поколения. Так же могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и представлять интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся исследованием идентификационных процессов в современной России.

Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля социологии, дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений анализа идентификационных процессов в молодежной среде.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей социальной идентичности.

1.1 Содержание понятия «идентичность»

В последние годы термин «идентичность» после нескольких десятилетий начал широко использоваться как в социальных науках, так и в журналистике и политической лексике. Он заменил ранее популярные слова «самосознание», «самоопределение» применительно к личности, группе, этносу и т. п. Однако в разных теоретических контекстах его значения неодинаковы. Это затрудняет сравнение и обобщение результатов исследований, полученных в социологии, антропологии и психологии. В то же время взаимные ссылки представителей различных наук позволяют предположить, что при всей многозначности понятие имеет содержательное ядро, которое сохраняется при любом его использовании.

Идентичность по-разному представлена в психологии, социологии и антропологии из-за неодинаковости акцентов в изучении человека.

27 стр., 13103 слов

Глава 13 Социальная идентичность личности

... эмпирических социально-психологических исследований, основным предметом которых было изучение взаимовлияния личности и группы. Однако помимо собственно психологической истории своего становления понятие идентичности оказалось стержневым ... другую трактовку влиянию анонимности на девиантное поведение. По его мнению, никто не хочет быть полностью анонимным — абсолютно невидимым, без имени, идентичности ...

Психологическая трактовка. Считается, что концепт идентичность первым стал применять З. Фрейд в том смысле, что, будучи скрытой от самой личности, она может быть выявлена с помощью психоанализа. На психоаналитических, но сильно ревизованных, основаниях идентичность как особый социально-культурный феномен начал исследовать американский психолог Э. Эриксон, считавший, что это нечто совершенно определенное, но крайне неуловимое.

К концу 1950-х гг. его работы вызывают интерес у социологов и антропологов, который сохраняется до сих пор. В конечном счете именно благодаря идеям Эриксона в 1970—1980-е гг. идентичность приобретает статус категории междисциплинарного знания. Речь идет прежде всего об индивидуальной идентичности. И хотя, согласно Эриксону, необходимо принимать во внимание.11

как личностный, так и коллективный ее аспекты, понятие до сих пор остается индивидоцентричным (социальное Я).

В этом ключе трактуются термины «эго — идентичность» и «кризис идентичности»,

позитивная и негативная идентичность. Начиная с этих разработок, выделяется три основных направления исследований:

— чувство идентичности;

— процесс формирования идентичности;

— конфигурация идентичности как результат этого процесса.

В рамках теории личностного развития формирование идентичности, подразумевает взаимодействие между внутренним строением личности и ее участием в общественной жизни, в ходе чего осваиваются культурные нормы, социальные статусы и роли. Структура личности понимается в духе фрейдовской психодинамической модели: различаются понятия:

«Я-идентичность» (эго-идентичность) указывает на глубинное ядро личности, обеспечивающее непрерывность ее целостности в социокультурном пространстве и времени;

«Личностная идентичность» указывает на пропущенные через Я освоенные социокультурные знания и навыки.

Эриксон понимал идентичность как результат индивидуального поступательного движения, можно сказать, совершенствования в социокультурной среде. Процесс, ведущий к этому результату, обозначается как идентификация, и считается, что он обеспечивает непрерывную динамику идентичности на протяжении жизненного цикла человека и разделил его на несколько легко распознаваемых стадий:

15 стр., 7340 слов

Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

... становление гендерной идентичности личности. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Объектом исследования выступает гендерная идентичность личности, а предметом - формирование гендерной идентичности личности в процессе ... сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Во многих странах представления о ...

Две фазы младенчества, связанные, по его мнению, с выделением ребенком себя из окружения и в физическом, и в социокультурном отношениях;

Две фазы детства, которые характеризуются приобретением опыта индивидуальных успехов и неудач во взаимодействиях и коммуникациях с другими;

Отрочество и юность, в ходе которых оформляется «эго-идентичность» и актуальным становится осмысление своих отличий от других;

Три фазы взрослости:

Ранняя, связанная с социокультурным самоопределением;

Средняя, характеризующаяся самостоятельным социокультурным статусом;

Поздняя, которая в зависимости от разрешения «кризиса среднего возраста» предполагает либо дальнейшее развитие, либо последовательное угасание процесса личностной самореализации.

Согласно Эриксону, успешное разрешение кризисов идентичности означает, что личности удалось интегрировать новые, социально и культурно обусловленные требования с жизненным опытом, приобретенным и эффективно актуализованным ранее.

Социологическая трактовка. Основу современного понимания процесса идентификации составляет концептуализация отношения «Я — другой», представленная в рамках символического интеракционизма Дж.Г. Мида.

Мид трактовал идентичность как изначально социальное образование: идентичность и интеракция, понимаемая в когнитивном смысле, постоянно переходят друг в друга. Коммуникативная природа идентичности состоит в том, что каждый начинает воспринимать себя таким, каким его видят другие; принимая роль другого, индивид оценивает себя с его точки зрения.

Различия между социологической и психологической трактовками.

Различие связано с его локализацией в пространстве теоретических представлений о личности. По Эриксону, который придерживался психоаналитической традиции, идентичность «размещается» в глубинных слоях психической структуры. И хотя она формируется и меняется в ходе взаимодействия индивида с другими, кризисы и их преодоления происходят именно во внутреннем мире и представляют собой непрерывный процесс.

8 стр., 3920 слов

Социологическое исследование 3

... социальных отношений. Предмет исследования - формирование музыкальных предпочтений и их роль в конструировании идентичности современной молодежи. Глава 1 ... уже в раннем детстве становятся культурными спутниками молодого поколения. Высокая степень оснащенности аппаратурой, а также другими ... четкого различия между детством и другими до-взрослыми фазами жизни. Не было не только концепции подростков, ...

Социологи разделяли иную позицию. Они были склонны рассматривать идентичность как артефакт, формирующийся в результате социального взаимодействия. Это своего рода знак (в пределе — стигма, в терминологии Гофмана), с которым связано определенное поведение. По Бергеру, идентичность социальна не только по происхождению, но и по способу поддержания. Соответственно, ее не следует рассматривать как устойчивое изначально данное образование.11

Антропологическая трактовка. Антропологическая трактовка понятия «идентичность» сложилась на пересечении психологических и социологических оснований. Сторонники психологической антропологии, придерживаясь позиций психологии развития, полагают Я-идентичность составляющей внутреннего мира человека и могут рассматривать ее независимо от изменений окружения. Динамика «идентичности для других» обусловлена переживанием последовательных стадий жизненного цикла в контекстах соответствующих им стандартных социокультурных ситуаций. Соответственно, как и в рамках символического интеракционизма, речь идет о колебаниях идентичностей в ответ на различные нормативные требования.

В самом общем понимании оно означает «осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего. Главным характерным признаком и основанием данного понятия является тождественность самому себе»

Из данного определения следует, что идентичность -термин, выражающий систему отношений, обязательно предполагает наличие «другого». Данный термин определяет взаимоотношения двух или нескольких связанных между собой сущностей так, что провозглашает их тождество или равенство.

В русскоязычных текстах слова «идентичность» и «тождество» («тождественность») полностью совпадают по значению. Однако применительно к социальным наукам русское слово как понятие практически не разработано. А в немецкой и англоязычной литературе оно получило несколько развернутых определений и статус категории, имеющей важную познавательную значимость при характеристике устойчивых и повторяющихся черт любой единицы, проявляющихся в разнородных ситуациях или в одной и той же ситуации в разные промежутки времени.

П. Рикер, подчеркивает, что понятие «идентичность» при его современном употреблении содержит в себе два неодинаковых значения, соответствующих латинским словам «idem» и «ipse». «Idem» означает «в в…

Список литературы

1. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологическое исследовани.-2004.-№ 10

2. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб-метод. пособие

3. Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности

4. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социологические исследования, 2000.-№ 12

5. Корж И.Ю. Социологический образ жизни и преемственность поколений.-Киев, 1978

6. Левада Ю.А. Поколение ХХ века-возможности исследования

7. Лоренц К. Обратная сторона зеркала.-М.: Республика, 1998

8. Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. London, 1952. P. 292

9. Mendel G. La crise de generations. Etude sociopsychoanalytique. Paris, 1969

10. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модрнизация в России: вина, беда или ресурс человечества?/ Н.Ф. Наумова.-М.:Эдиториал УРСС, 1999

11. Орлова Э.А. Концепции идентичности/ идентификации в социально-научном знании

12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М: Искусство, 1991

13. Поколение Y: наглые или выжидающие?

— < news/14 136?print=1>.

14. Рикер П. Повествовательная идентичность, < library/ric>

15. Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности.2-е изд.-М.: Политиздат, 1973

16. Социологический энциклопедический словарь.-М.: НОРМА, 2000

17. Социология молодежи: Учебник. / Под ред. В.Т. Лисовского СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996

18. Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student Movement. New York, 1969. P. 527

19. Чупров В.И. Молодое поколение 90-х: угроза или надежда?// Российский обозреватель.-1996.-№ 4

20. Штомпка П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка //

Социологические исследования. — 2001. — № 1

21. Щюц А. Структура повседневного мышления / А. Щюц. Пер с

англ. Е.Д. Руткевич // Социологические исследования. — 1988. — № 2

22. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996

23. www.wikipedia.org

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector