— создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

9

  1. Безпека людини у життєвому середовищі / За ред. В.І.Голінька. — Дніпропетровськ, НГА України, 1997. — 165 с.
  2. Безпека людини у надзвичайних ситуаціях / За ред. В.І.Голінька. — Дніпропетровськ, НГА України, 1997. — с.
  3. Охрана труда / Под ред. К. З. Ушакова. -М.: Недра, 1986. -624с.

Введение.

Полностью безопасных условий для жизни людей не существует. Окружающая среда всегда характеризуется наличием определенных опасных и вредных для здоровья человека факторов. Они окружают человека всегда и везде: на производстве и в быту, во время работы и отдыха, летом и зимой. Поэтому, в ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня теоретических знаний и практической подготовки последнего. Как говорится в известной всем пословице: “Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”.

Для достижения высокого уровня личной безопасности и безопасности окружающих необходимо осмысленное отношение и участие самого индивидуума.

Склонность к безопасности заложена в биологической природе человека и является неотъемлемой категорией (частью) его жизнедеятельности (пример).

В прошлом для безопасной жизнедеятельности человеку практически хватало тех эмпирических знаний и рефлекторных навыков, которые он приобрел в течение развития жизни за тысячи лет и эволюции человеческого общества. В настоящее время, в век научно-технической революции, появилось различное множество новых факторов, влияющих на жизнедеятельность человека. Это обусловило необходимость повышения уровня знаний людей для обеспечения безопасной жизнедеятельности последних. Этим вопросом занимается дисциплина под названием “Безопасность жизнедеятельности”.

Безопасность жизнедеятельности- это наука о сохранении здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Это достигается путем выявления и идентификации опасных и вредных факторов, разработкой методов и средств защиты человека от их влияния в условиях быта и производства, методов и средств защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций, а также мер по ликвидации последствий таких ситуаций.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания ...

Цель дисциплины- дать будущим специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

— создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

— прогнозирование последствий и принятие верных решений в чрезвычайных условиях, направленных на защиту населения и персонала народнохозяйственных объектов от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, а также в процессе устранения этих последствий.

Задачи безопасности жизнедеятельности- свести к минимуму вероятность поражения или заболевания человека и создать оптимальные условия для его жизни, при которых обеспечивается наилучшее самочувствие и максимальная трудоспособность человека.

В дисциплине рассматриваются следующие вопросы:

  1. общие вопросы безопасности жизнедеятельности;
  2. законодательные основы;
  3. правовое регулирование;
  4. управление и контроль за состоянием Среды обитания и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности;
  5. вопросы взаимодействия человека со средой обитания и т. д.

1. Безопасность в системе “человек — среда обитания”

1.1. Понятие о безопасности жизнедеятельности человека. Основные термины и определения.

Под жизнедеятельностью человекапонимают совокупность жизненных функций, проявление его физических и духовных сил (пример).

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей средой. Окружающая среда характеризуется природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека.

Человек может быть в безопасности только в таком состоянии Среды обитания, при котором исключено воздействие на человека опасных и вредных факторов (пример).

Опасный фактор- это фактор Среды обитания, действие которого при определенных условиях ведет к травме или к другому мгновенно резкому ухудшению состояния здоровья (примеры).

Травма- это нарушение анатомической целостности тканей или функциональных процессов, протекающих в организме (пример).

Травматизм- это совокупность несчастных случаев.

Несчастный случай- это понятие, которое связывают с неумышленным действием опасного фактора. К несчастным случаям относят травмы, острые заболевания и отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электротоком, укусы ядовитых змей, насекомых и т. п.

Вредный фактор- это фактор среды обитания, действие которого в определенных условиях приводит к снижению трудоспособности или к заболеванию человека (пример).

Различают острые и хронические заболевания.

3 стр., 1244 слов

Раздел 1. Система « человек — среда обитания»

... одна из причин негативного воздействия на человека и среду обитания. Классификация факторов, являющихся причинами травматизма и заболеваний: физические, химические, биологические, психофизиологические. Их характеристика, ... рабочего места. Источники финансирования мероприятий по охране труда и безопасности жизнедеятельности человека (госбюджет и внебюджетные фонды: охраны труда. занятости и различных ...

Острое заболевание(отравление) — это заболевание, возникшее в результате кратковременного воздействия (в условиях производства — не более одной смены) высоких концентраций химических веществ или опасных уровней физических и биологических факторов.

Хроническое заболевание- это заболевание, возникшее в результате длительного влияния вышеперечисленных факторов.

Профессиональное заболевание- это заболевание, возникшее в результате влияния вредных факторов в производственных условиях.

Перечень возможных профессиональных заболеваний утверждает Министерство здравоохранения Украины.

Опасная ситуация- это ситуация с большой вероятностью возникновения несчастных случаев или аварий.

Авария — это внезапное нарушение нормального состояния объекта (сооружений, оборудования горных выработок, транспортных средств) или составляющих компонентов среды обитания, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей или произошла остановка или вывод из строя объекта (пример).

Аварии на предприятиях делятся на две категории:

I категория- аварии, в результате которых или погибло 5 и более человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или произошла остановка или выведено из строя предприятие на сутки и более;

II категория- аварии, в результате которых или погибло до 5 человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся цеха, участка, или произошла остановка или выведено из строя предприятие, участок на смену и более.

Катастрофа- это крупная авария с трагическими последствиями (пример).

Стихийное бедствие- природное явление, вызывающее пагубные последствия.

1.2. Классификация опасных и вредных факторов

Согласно существующей классификации опасные и вредные факторы по природе воздействия на человека подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторамотносят: движущиеся машины и механизмы, части оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, повышенная яркость источника света, пульсация светового потока.

Химические факторыклассифицируются в зависимости от характера и силы воздействия на организм человека. Проникновение химических веществ в организм происходит через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров и слизистые оболочки. Классификацию факторов будем рассматривать позже.

Биологические факторывключают патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические факторыделятся на :

4 стр., 1794 слов

Негативные факторы производственной среды, причины возникновения

... и гибели людей. Негативные факторы, воздействующие на людей подразделяются, таким образом, на естественные, то есть природные, и антропогенные -- вызванные деятельностью человека. Например, пыль в воздухе появляется в результате извержений ...

— физические перегрузки (статические, динамические);

— нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки, перегрузка анализаторов, монотонность работы).

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

При несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях одновременно могут действовать несколько опасных и вредных факторов (пример).

1.3. Система “Человек — Среда обитания”.

На рис. 1 схематически изображена система “человек — среда обитания”.

Вэтой системе следует выделить прежде всего подсистему окружающей природной среды.

В наиболее широком понятии это Вселенная, а в более узком — живой мир и неживая материя Земли. Компонентами природной среды являются атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера и космос.

Все они непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека и его безопасностью. Различные явления природы, колебания закономерного и случайного характера могут привести к глобальным изменениям среды обитания человечества. К природным факторам, влияющим на безопасность жизнедеятельности, относятся климатические аномалии, солнечная активность, ионизация атмосферы, земной магнетизм, движение верхних слоев атмосферы, вулканическая и сейсмическая активность земной коры, грозовые явления, фазы Луны (примеры).

Составной частью природной среды является антропогенная среда. Эта среда возникла в результате деятельности человека. К ней относятся урбанизированные территории, промышленные объекты, объекты аграрного комплекса, транспортные системы, коммуникации, отвалы горных пород и т. д. Антропогенная среда чрезвычайно сильно влияет на природу, порождает бесконечное количество опасных и вредных факторов, с которыми человек не встречался на протяжении эволюционного развития. К ним относятся кислотные дожди, радионуклиды, сточные воды промышленных предприятий, “озоновые дыры” и др. В долгосрочном плане к ним можно отнести смену теплового баланса Земли и образовании так называемого “парникового эффекта”. Антропогенная среда порождает крупные аварии, катастрофы, многочисленный травматизм и другие часто непредвиденные последствия.

Составной частью антропогенной среды является социальная сфера, объединяющая сферы производства, обслуживания и быта. Среди социальных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности, следует выделить материальные условия, организацию труда и быта, межличностные отношения, традиции социальных группировок, грамотность управленческих действий. Социальная среда способна порождать нервно-психические напряжения, негативные эмоции, конфликты, неудовлетворенность человека, что может быть причиной неверных действий, несчастных случаев и аварий.

1.4. Безопасность жизнедеятельности в процессе труда

Рассматривая человека как субъект деятельности, особенное значение следует придать его безопасности в процессе труда. Человек с помощью орудий труда воздействует на предмет труда с целью получения потребительской ценности.

Орудием трудаможет быть инструмент, панель управления, машина и т. п.

6 стр., 2675 слов

Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды

... плода, новорожденного ребенка, взрослого человека происходят на основе наследственной информации при постоянном влиянии условий внешней среды, взаимодействии этих 2-х основных факторов. Определение пола ребенка. В ... воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого  маленького человека. Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только ...

Предметом трудаможет быть материал, средства отображения информации, персонал, который обучают, и т. п.

Труд делят на физический и умственный.

Физический трудхарактеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, аумственный трудсвязан с центральной нервной системой.

Физический труд в зависимости от его тяжести делят на легкий, средней тяжести и тяжелый. Деление производят исходя из общих затрат организмом человека энергии на выполнение той или иной работы.

Легкий труд (категория I)характеризуется затратами энергии до 174 Вт. К этой категории относятся работы. Которые выполняются сидя, стоя или связаны с периодической ходьбой и незначительными физическими нагрузками.

Труд средней тяжести (категория II)характеризуется затратами энергии в пределах 175-290 Вт. Сюда относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и перемещением грузов до 10 кг.

Труд считается тяжелым (категория III), если затраты энергии более 290 Вт. Такой труд требует значительных физических нагрузок (ряд профессий в угольной и горнорудной промышленности, на металлургических предприятиях).

В зависимости от орудий труда, которые используются, труд делят на 4 группы:

  1. ручной;
  2. с использованием инструментов;
  3. механизированный (с использованием машин);
  4. автоматизированный.

Каждая группа требует определенных психофизиологических качеств и уровня профессиональных знаний. При использовании машин психическая нагрузка достигает максимума. Кроме этого на условия труда оказывают влияние опасные и вредные факторы производственной среды и ряд факторов трудового процесса (рабочая поза, сменность, напряженность труда).

В зависимости от показателей и совокупности факторов, влияющих на здоровье и трудоспособность человека, установлено (согласно гигиенической классификации труда № 4137-86) три класса условий и характера труда:

I класс- оптимальные условия и характер труда, при которых исключено негативное влияние на здоровье трудящихся опасных и вредных факторов;

II класс- допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов, а возможные функциональные изменения в организме восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не оказывают негативного влияния в настоящем и будущем времени на состояние здоровья трудящихся и их потомства;

III класс- вредные и опасные условия труда, характеризующиеся различными уровнями превышения гигиенических нормативов опасных и вредных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, и вызывающие функциональные изменения в организме, приводящие к устойчивому снижению трудоспособности или нарушению здоровья трудящихся.

Для последнего класса законодательством установлены льготы и компенсации (бесплатная газвода, питание, спецодежда, повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, пенсионные льготы).

20 стр., 9709 слов

Семья алкоголиков как фактор риска, обусловливающий положительное ...

... организации социальной работы с подростками, один или оба родителя которые страдают алкоголизмом. Гипотеза исследования: предполагается, что семья алкоголиков является фактором риска, обуславливающим ... этом заболевании, некоторые справедливо считали очень важным взаимодействие последственных факторов и факторов окружающей среды, поскольку многие больные алкоголизмом становились таковыми под ...

Кроме гигиенической оценки труда существует официальный перечень работ с повышенной опасностью (151 наименование), для выполнения которых необходимо специальное обучение и ежегодная проверка знаний трудящихся по вопросам охраны труда (подземные, электросварочные, паяльные работы, работы с взрывчатыми веществами и др.).

Для безопасной жизнедеятельности человека важную роль играют его индивидуальные психофизиологические качества, особенности технических средств и технологий, организация трудового процесса и факторы среды.

Все эти элементы образуют тесно связанную систему с обратными связями, которая функционирует как единое целое.

1.5. Риск в жизни человека

Риск — это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку.

Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.

К стохастическим эффектам отнносят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит.

Риск в этом случае определяется по формуле:

где r — риск (обобщенная оценка); n — количество случаев вследствие события; N — количество людей, на которых воздействовало событие.

К детерминированным эффектам относятся те, что всегда наступают при определенных событиях или рпевышении определенного уровня фактора, а тяжесть их последствий зависит от величины фактора.

Для таких событий риск тяжелых последствий определяется вероятностью возникновения самого события

r=p(E).

Риск может быть:

— сознательным и несознательным;

— добровольный и принудительный;

— значительным и незначительным;

— оправданным и неоправданным;

— контролированный и бесконтрольный.

Понятие риска широко используется при установлении гранично допустимых величин, необходимости внелрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.