Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 130 «Улып» города Чебоксары.

Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста …

1.1 Современное состояние проблемы развития памяти в отечественной и зарубежной психологии…

1.2 Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста…

Глава 2 Экспериментальной изучение особенностей развития зрительной памяти у детей 4−5 лет…

2.1 Цель, задачи, методика констатирующего этапа эксперимента…

2.2 Анализ результатов исследования…

2.3 Система работы по развитию зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста …

Заключение…

Список литературы…

Приложения…

Введение

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Центральное значение для структуры сознания и для всей деятельности психических функций имеет развитие памяти, изучению которого посвящено немало работ в отечественной и зарубежной психологии (П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз и др.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, Ж. Пиаже), биогенетические (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), физиологические (Л. С. Выготский).

Немаловажное значение в трудах педагогов и психологов (П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. М. Гнедовой, П. И. Зинченко, З. М. Истоминой, В. Я. Ляудис, А. А. Смирнова и др.) уделяется развитию памяти в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основные виды памяти. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко рассматривали память как процесс, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина, которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории. По данным психологов А. Г. Маклакова, С. Я. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина и др. к концу дошкольного возраста у детей появляются возможности произвольной памяти.

16 стр., 7784 слов

Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста 2

... развития зрительной памяти. 6 - 5 баллов - средний уровень развития зрительной памяти. 4 - 0 балла - низкий уровень развития зрительной памяти. 2.2. Интерпретация результатов проведения методик с детьми старшего дошкольного возраста ... . Цель: использование методики позволяет выявить уровень развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Оборудование: картинка, с изображением фигуры, ...

Несмотря на большое количество работ, посвященных развитию памяти у детей дошкольного возраста, этот аспект недостаточно изучен.

Целью нашего исследования явилось выявление уровня и особенностей развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования — развитие зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс развития зрительной памяти у детей 4−5 лет.

В основу работы положена гипотеза, согласно которой дети среднего дошкольного возрастаимеют средний уровень развития зрительной памяти.

Задачи исследования:

1) проанализировать современное состояние проблемы развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста;

2) выявить особенности развития зрительной памяти у детей 4−5 лет.

Методы исследования представляют собой анализ и обобщение научного материала по проблеме исследования: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, этап), количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость. Предложенная система работы может быть использована психологами в дошкольных учреждениях и родителями с детьми среднего дошкольного возраста.

Организацияисследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 130 «Улып» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 20 детей 4−5 лет.

15 стр., 7410 слов

Теории развития личности 2

... обучение и воспитание. 3Большое влияние на развитие теорий воспитания оказала педоцентристская концепция (ребенок в центре внимания) американского философа и ... . до н.э.) впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе в подготовке человека к жизни ... лет (сенсомоторная стадия) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира; 2) в период ...

Структура исследования: работа включает введение, две главы, заключение библиографию и приложения.

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Современное состояние проблемы развития памяти в отечественной и зарубежной психологии

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Проблема памяти — одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, биогенетические (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, физиологические (П. К. Анохин, Д. Хебб).

Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию А. В. Брушлинский находил у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. По мнению автора древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.

Далее А.В. Брушлинский [6] отмечает, что одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом [39] и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза [39].

15 стр., 7241 слов

Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста

... их. Если взрослые обращают особое внимание на развитие памяти дошкольников в раннем и среднем дошкольном возрасте - дети получают опыт произвольного запоминания раньше, и, соответственно раньше ... - 0 баллов. Результаты заносились в протокол. В теории рамки проведенного эксперимента позволяли оценить память ребенка от минимума (0 баллов) до максимума (30) баллов ...

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

А. Н. Ждан [14] подчеркивает, что в конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин), определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов).

Заслугой З. Фрейда [36] и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

М. Г. Ярошевский [41] отмечает, что примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Далее М. Г. Ярошевский приводит высказывание А. Бине, К. Бюлера, которые утверждают, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений всех видов, учителей ... афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С. Цветова, 1988); дисграфия или аграфия — специфическое, соответственно частичное ...

Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. П. Жане [13] выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти)…

?

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

У детей среднего дошкольного возраста непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственные формы работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении. Память и мышление, взаимодействуя, оказывают постоянное влияние друг на друга.

16 стр., 7584 слов

Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

... ВПО «Тюменский государственный университет» Институт психологии и педагогики Кафедра дефектологии Курсовая работа Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии ... основывать на развитии речеслуховой памяти. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1999 ...

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проходила с детьми среднего дошкольного возраста. вМБДОУ «Детский сад № 130 «Улып» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимало участие 20 детей среднего дошкольного возраста.

Изучение данных, полученных при обследовании уровня развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста показало, что большинство детей показали средний и низкий уровни.

Исследования зрительной памяти у детей среднего дошкольного возрастаобнаружило ряд особенностей: они медленно ориентируются в условиях задачи, поэтому результаты низкие. Для всех детей свойственна трудность принятия и понимание заданий. Немногие детей смогли самостоятельно без оказания помощи выполнить предложенные задания.

Для повышения уровня зрительной памяти у детей группы быласоставлена программа развития зрительной памяти. Целью данного этапа являлось развитие зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследовательской работы гипотеза, согласно которой развитие зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне получила экспериментальное подтверждение.

Список литературы

1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. — М.: Прогресс, 1980. — 528с.

2. Афонькина, Ю.А. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 1. — С.12−20.

3. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский // Избр. псих.произв. — М.: Просвещение, 1964. — 412с.

4. Богословский, В. В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1981. — 383 с. А.

5 стр., 2245 слов

Память как психологическая категория. Развитие памяти

... ., т.3 4. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 2003. 5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1972, с 427-472 6 ... Содержание: Введение 3 Память как психологическая категория. Развитие памяти 4 Память и направленность личности 4 Физиологические механизмы памяти 7 Виды памяти 13 Развитие памяти 16 Заключение 21 Список литературы ...

5. Бодрова, И. Технологии развития памяти / И. Бодрова // Обруч. — 1999. — № 3. — С. 33−35.

6. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное бучение / А. В Брушлинский. — М.: Знание, 1993. — 336 с.

7. Быкова О. Н. К вопросу об условиях развития культурной памяти у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Быкова // Культурологические проблемы специального образования в поликультурном регионе: сборник научных трудовВсерос. науч-практ. конф. — Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2008. — С. 56−61.

8. Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая. — М.: Просвещение, 1973. — 344 с.

9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.

10. Гамезо М. В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А.Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 276с.

11. Джеймс, У. Память / У. Джеймс // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. :Астрель, 2008. — С. — 9−19.

12. Дубровина, Т. И. К проблеме изучения мнестических процессов у дошкольников с недостатками речевого развития / Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика. — 2007. — № 3. — С. 36−43.

13. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени / П. Жане // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. :Астрель, 2008. — С. — 462−468.

14. Ждан, А. Н. История психологии: Учебник / А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

15. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. — М.: Просвещение, 1985. — 96 с.

16. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. — М.: Новая школа, 2008.- 216 с.

17. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т. П. Зинченко. — М.: МОДЭК, 2000. — 608 с.

18. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З. М. Истомина.- М.: Просвещение, 1981. — Ч. 2. — 244 с.

19. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. — Ростов н/Д.: Феникс. 2007. — 349 с.

20. Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.

21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2002. — 416 с.

22. Левин, К. Об экспериментах Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник / К. Левин // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. :Астрель, 2008. — С. 340−345.

23. Лейтес Н. С., Одаренные дети / Н. С. Лейтес // Психология индивидуальных различий. М. :Астрель, 2008. — С. 304−312.

24. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 511 с.

25. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. — М.: Просвещение, 1994.- 435с.

26. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 253 с.

27. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

28. Немов, Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. / Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн.2: Психология образования — 608с.

29. Общая психология /под ред. А.В. Петровского — М.: Просвещение, 2001. — 383 с.

30. Психологический словарь / Под.ред. А. Т. Айрапетянц, П. К. Анохин и др., — М.: Просвещение, 1983. — 360 с.

31. Психология / под ред. Б. А. Сосновского. — М. :Юрайт-Издат, 2005. — 660 с.

32. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. И. А. Романова.- М.: Экзамен, 2004. — 228с.

33. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. :Астрель, 2008. — 656 с.

34. Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии / С. Я. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2004. — 713 с.

35. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. — М.: Просвещение, 1966. — 422 с.

36. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.

37. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. В. Черемошкина. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 168 с.

38. Шадриков, В. Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. .В. Черемошкина. — М.: Педагогика, 1990. — 244 с.

39. Эббингауз, Г. Смена душевных образований / Г. Эббингауз // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М. :Астрель, 2008. — С. 224−238.

40. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2004. — 384 с.

41. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в: учеб. пособие / М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 1996. — 416 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector