Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»

Кафедра общей и специальной психологии и

педагогики

Направление подготовки 37.03.01

Психология

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

на тему: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

Руководитель курсовой работы:

Шишкина О.В.

Выполнил (а)

Студент (ка) Фомкина М.А.

Группы: ПС 31 ЗО

Йошкар-Ола, 2017

Содержание

Введение

1. Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости

1.1 Понятие личностной идентичности

1.2 Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости

1.3 Самоактуализация личности в различных возрастных группах

2. Особенности личностной и социальной идентичности в условиях образовательной среды

2.1 Диагностика личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с применением методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)

2.2 Диагностика личностной идентичности студентов на этапе профессионального становления с применением методики исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что проблема идентичности личности связана с процессами структурной и смысловой перестройки самосознания, разворачивающимися, как правило, в юношеском возрасте. Личность, у которой начинает формироваться образ мира, особенно чувствительна к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых — диффузия и размывание ценностей, характерные для современной России.

С другой стороны, современная социальная среда (в том числе и образовательная) с ее поливариантностью путей самоопределения и конкуренцией предъявляет новые требования к жизненной позиции и активности личности. Востребованными становятся такие субъективные характеристики, как опора на свои силы, личностная стойкость, стремление к жизненному успеху и достижениям, постоянное саморазвитие. Актуальность изучения проблемы идентичности личности связана и с недостаточной ее изученностью как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

... Особенности психологии как науки. Значение психологии как науки и практики. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности ... структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности). Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации ... основывается на сопоставлении данных различных групп испытуемых по возрасту, деят-ти и т.д. Лонгитюдное ...

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы — рассмотреть особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте.

Объект исследования — составляющие личностной идентичности.

Предмет исследования — возрастно-психологические особенности личностной идентичности.

База исследования — студенты-психологи третьего курса филиал НОУ ВПО «СФГА» заочной формы обучения. Количество студентов, принявших участие в опросе, 40 человек, 20-ти и 40-ка лет. Исследование было проведено в период с 6 февраля по 26 февраля 2017 года.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать теоретические и научные понятия личностной идентичности.

Рассмотреть сущность и специфику самоактуализации личности в различных возрастных группах.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Гипотеза: личностная идентичность в молодом возрасте может не у всех сформироваться, а в зрелом возрасте идентичность на высшем уровне.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.

В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция. Для исследования личностной идентичности использовались методы МИЛИ Л.Б. Шнейдер и методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд).

3 стр., 1122 слов

История исследований в психологии и ее понятия

... Направление Представители Предмет психологии Основные теоретические положения Методы исследования Структурализм В. Вундт, Титчинер Сознание. Выделяют ощущения ... у человека, для пояснения этой аналогии было введено понятие компьютерной метафоры. Изучает, как люди получают информацию ... животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики. Данное суждение ...

Структура курсовой работы выражается в ее содержании.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

1. Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости

личностный идентичность самоактуализация возрастной

1.1 Понятие личностной идентичности

В зарубежной психологии проблема идентификации обычно связана с исследованием таких разнообразных психологических процессов и феноменов, как «Я-концепция», «самоопределение», «самоуважение» и др.

Понятие «идентификация» впервые было введено З. Фрейдом [3]. Он же выделил разные типы этого процесса, а также указал на противоречивость его проявлений. Фрейд считал процесс идентификации самым ранним проявлением эмоциональной связи с другим лицом, выражающимся в стремлении сформировать собственное «Я» по образу и подобию чужого «Я». По мнению Фрейда, в процессе развития индивида его собственное «Я» формируется под влиянием разных типов идентификации: уподобление себя родителям заменяется ориентацией на воспитателей, учителей, «идеальные примеры». В дальнейшем наблюдается новый виток идентификации с родителями, способствующий формированию характера личности.

К.Г. Юнг понимал под идентификацией отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать, перемаскируется [6]. Кроме того, Юнг использовал данное понятие более широко, имея в виду не только отдельных лиц, но и духовные движения и деловые предприятия, а также такие психологические функции, как мышление, чувство, ощущение, интуиция.

11 стр., 5050 слов

О проблемах идентичности

... внешних факторов, в результате чего меняется его личностная идентификация. Тексты культуры не застывают в своей идентичности, так как по-разному воспринимаются читателями различных ... пытается определиться по-новому, примкнуть к новой группе идентификации. Потому идентичность «можно представить как процесс, аналогичный процессу овладения иностранным языком (в отличие от языка ...

Э. Эриксон, используя категорию «идентификация», ввел в научный оборот понятие «идентичность». Оно употребляется им в узком смысле как качественно новый этап развития индивида, сменяющий идентификацию и завершающийся к концу отрочества. В широком смысле слова, идентичность — это процесс, охватывающий весь жизненный цикл человека, включающий восемь последовательно сменяющихся стадий. Характеризуя процесс идентификации, Эриксон подчёркивал, что в целом он протекает бессознательно. Однако на каждом из уровней психической деятельности индивид оценивает себя с позиции тех, кто, по его мнению, оценивает его в сравнении с собой. По мнению Эриксона, изучить идентичность можно, лишь описав среду, в которой формируется личность, исследовав совместную деятельность, в рамках которой в данный период формируется идентичность. Эриксон выделил и типы идентичности: личностная, групповая, этническая, расовая, общечеловеческая [11].

По определению Э. Фромма, «идентичность» — это способность и потребность человека формировать «представления о себе», для того чтобы «осознать себя как отдельное целое» и остаться «психически здоровым». Начало развития чувства идентичности Фромм соотносит с освобождением человека от «первичных связей» с его матерью и природой. В дальнейшем степень зрелости этого процесса зависит от того, насколько человеку удаётся преодолеть «клановую идентичность». По мнению Фромма, чувство идентичности обеспечивается с помощью «статусных идентификаций» (нация, религия, класс, профессия) [16].

Проблема идентификации и идентичности рассматривалась и в рамках когнитивной психологии. Так, Дж. Тэрнер рассматривал идентичность как когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях [19]. Тэрнер выделяет три уровня идентичных объектов:

самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);

групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

8 стр., 3664 слов

Становление Я-образа и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты

... идентификации у дошкольников Задачи: проанализировать литературу по теме исследования рассмотреть основные особенности развития у дошкольников «Я-концепции» выявить особенности формирования половолевой идентичности ... линза андроцентризма. Личность представляется глубоко вовлеченной в процесс социального воспроизводства мужской ... пределы своих предопределенных гендерных позиций, несмотря на возможное ...

личностная самокатегоризация (личностная идентичность).

В процессе развития личность способна реализоваться через членство в той или иной группе, причисляя себя к тому или иному полюсу (социальному или личностному).

По мнению Г. Тэджфела, поведение человека чаще всего определяется как социальной, так и личностной идентичностью. Происходит постепенный процесс трансформации социально-групповых категорий в категории самосознания личности [1].

Таким образом, рассматривая идентификацию и идентичность преимущественно в единстве мотивационных, когнитивных и эмоциональных элементов, зарубежные авторы заметно больше внимания уделяют самосознанию личности. Менее изученным оказывается сам процесс идентификации, его механизмы и условия формирования в различных социальных средах.

В отечественной психологии проблема идентификации также недостаточно изучена, хотя целый ряд работ посвящен различным ее аспектам (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С. Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов, О.С. Балыкина и др.) [4].

Так, в работах В.С. Собкина идентификация связывалась с «принятием роли» («холодным вхождением в позицию другого»), когда цели и мотивы действия иного субъекта идентификации осознаются его партнёром как внешние относительно своей собственной системы целей и мотивов [15].

Р.Л. Кричевский, Т.В. Драгунов, Е.М. Дубовская рассматривали феномен идентификации как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение, либо в сходных поведенческих актах, либо в символических поведенческих актах, либо в символических элементах поведения [23].

В.С. Мухина, B.C. Абраменкова, О.Б. Долгинова и др. рассматривают идентификацию и обособление как взаимодействующие составляющие целостной системы. При этом идентификация выступает как процесс социализации индивида, а обособление — его индивидуализации [20].

В.А. Ядов с сотрудниками в 90-е гг. ХХ в. разграничивает понятия социальная идентичность, социальная идентификация, личностная идентификация (самоидентификация).

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

... личностей? А) Агрессия,вторжение 2б вытеснение,регрессия,идентификация 33.Что свойственно ананкостическому расстройству личности ... личности называют патологическим развитием личности? 1а Это искаженный дисгармоничкий вариант личности ... возрасте? 1а неустойчивые,психоастенические личности Б) Диссоциальные личности В) И стерические личности 38.Какими чертами характеризуются псиоастенические личности ...

Личностная идентификация (самоидентификация) понимается как самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные, психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп. Под социальной идентификацией понимается самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих» [2].

По мнению В.С. Мухиной, формирование идентичности и «Я-концепции» происходит непрерывно в течение всей жизни. Но именно в юношеском возрасте достигается определённая консолидация этих свойств [21]. Среди факторов, влияющих на становление «Я-концепции», выделяют самоанализ, ощущение силы и здоровья, восприятие ребёнка другими людьми, опыт социального поведения, социальные ценности, идеалы, ожидания.

Таким образом, процесс идентификации у различных категорий юношества (школьники, студенты и т. д.), его механизмы и условия формирования в различных социальных средах в работах отечественных исследователей также рассмотрены недостаточно.

Необходимо отметить исследование О.С. Балыкиной, впервые в отечественной психологии исследовавшей процесс идентификации в юношеском возрасте в рамках вариативной системы образования. Проанализированная динамика процесса идентификации позволила автору выявить уровни идентификации личности старшеклассников и установить, что в условиях вариативного образования в юношеском возрасте доминирующей является личностная идентификация. Кроме того, исследователем было установлено неравнозначное влияние разных обучающих и развивающих сред на идентификацию юношей и девушек, проявившееся в динамике и степени зрелости этого процесса [5].

Нельзя не отметить, что и в данном исследовании за пределами анализа осталось влияние на процесс идентификации таких социально-психологических феноменов, как статус личности в группе, статус самой группы в ближайшем ее социальном окружении и включенность группы в это социальное окружение, уровень развития социально-психологических качеств самой группы членства личности [18].

7 стр., 3237 слов

Роль центра социального обслуживания в повышении качества жизни пожилых людей

... исследований посвященных социальным условиям жизни пожилого человека. Кроме того, выделенные принципы организации работы социальных служб по повышению качества жизни людей пожилого возраста ... бы в перевернутом виде повторяются этапы становления человеческой личности. На вершине, на пике лет - ... взглядов на процесс старения принципиально важно уточнить свою позицию. Очевидно, что самое главное в этом ...

В связи с этим актуальной становится проблема изучения особенностей идентификации молодежных лидеров, связанная с практической проблемой формирования высокоэффективных лидеров, которые соединяли бы в себе черты как лидера, так и руководителя.

1.2 Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости

Понятие внутренней позиции, предложенное Л.И. Божович более 60 лет назад, до недавнего времени использовалось только в изучении личности младших школьников. Лишь в последнее десятилетие появились исследования внутренней позиции у студентов [13].

В то же самое время Л.И. Божович видела перспективы применения данного понятия в анализе личности на протяжении всего жизненного пути. По ее мнению, «…при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения» [25]. Иными словами, внутренняя позиция может выступать как содержательная характеристика возрастного развития личности.

Л.И. Божович утверждала, что «Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути, и также определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни. Однако позиция взрослого человека характеризуется гораздо большими индивидуальными различиями. Кроме того, для онтогенетического развития личности внутреннюю позицию характеризует стремление ребенка к новому, более „взрослому“ положению в жизни. В период же зрелости — к положению, которое представляется человеку более соответствующим его требованиям» [24].

Внутренняя позиция, возникая впервые на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, опосредует возрастной переход. Правомерно предполагать, что на протяжении жизненного пути внутренняя позиция отражает возрастные особенности, и, следовательно, может выступать как характеристика возраста.

В культурно-исторической и деятельностной психологии начиная с Л.С. Выготского утвердилось мнение, что движущей силой развития является разрешение человеком противоречий между требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, и невозможностью соответствовать этим требованиям. Очевидно, что ситуация обучения в вузе предъявляет юношам и девушкам требования, связанные с развитием профессионализма и формированием профессиональной субъектности. Сущность этой ситуации состоит в переходе от обучения к самообучению как деятельности, направленной на совершенствование в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности [22].

Предпосылки для преобразования обучения в самообучение, столь необходимые в юности при получении высшего образования, закладываются еще в младшем школьном возрасте в ходе формирования учебной деятельности. Условием для преобразования обучения в самообучение является становление внутриличностных предпосылок саморазвития.

Д.Б. Эльконин считал, что «Позиция школьника — не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». Другими словами, еще в младшем школьном возрасте ребенку необходимо перейти от позиции обучаемого к позиции субъекта саморазвития. Тем не менее, по многочисленным наблюдениям вузовских преподавателей психологии, при получении первого высшего образования у студентов такое субъектное отношение к учению развито явно недостаточно и выражено значительно меньше, нежели у людей в зрелом возрасте при получении второго высшего образования [8].

1.3 Самоактуализация личности в различных возрастных группах

Известный американский психолог А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности [12].

Самоактуализация — это естественный непрерывный процесс психического развития и социоадаптации человека, определяемый большинством теоретиков как процесс постоянного стремления человека к самосовершенствованию [7].

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивид, занимающийся самоактуализацией и достигший в ней больших успехов: занимается любимым делом; не подчиняется чужому влиянию; стремится к развитию; любит читать; его можно назвать творческой личностью; применяет позитивный образ мышления; уверен в себе; открыт в эмоциональном плане; прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность и т. д.

Самоактуализация в разных возрастных группах проявляется по-разному. Взрослые более адаптированы к жизни, их мировосприятие гораздо шире подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации, которые были важны на одном этапе развития, на другом утрачивают свою значимость, на смену им приходят другие. Взрослые — более цельные личности. Самореализация себя как семейного человека наиболее полно проявляется в период взрослости в возрасте 25−30 лет. Взрослые самостоятельно решают свои проблемы и, пока не достигнут результатов в образовательной и профессиональной деятельностях, определенного положения в обществе, не создают семьи. Далее рассмотрим особенности самоактуализации молодежи:

Сегодня молодежь гораздо более самостоятельна и ориентирована на собственное дело, нежели чем предыдущие поколения.

Для сегодняшнего поколения молодых людей зарплата и условия труда имеют меньшее значение, чем интересная творческая работа и возможность саморазвития.

Большинство молодых людей уже с ранних лет пробует себя в различных видах деятельности, пытаясь найти именно то, что им будет интересно.

Молодежь, в отличие от взрослого поколения, не стремится получать рабочие специальности, считая, что они малооплачиваемые.

Желания человека среднего возраста изменяют структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной [10].

К концу периода зрелости для многих людей перспектива остаться без работы связана с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением наступления старости.

Таким образом, остаться без работы к концу периода зрелости для многих людей является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость. Встретить ее спокойно может позволить себе человек, относящийся к последующему периоду своего развития, как к ожидаемому событию своей жизни, которое можно предвидеть, к которому можно подготовиться и, в отношении которого, можно строить планы.

2. Особенности личностной и социальной идентичности в условиях образовательной среды

2.1 Диагностика личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с применением методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)

Исследования в сфере лидерства и руководства в настоящее время в основном проводятся современной практикой управления (менеджментом), а объектами внимания исследователей лидерства в большей степени становятся руководители предприятий, фирм, организаций и т. п. Кроме того, большинство работ социальных психологов в этом плане касаются сферы управления объединениями взрослых людей. Однако основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни, закладываются в детском и юношеском возрасте. Поэтому первостепенную важность приобретает изучение особенностей лидерства и руководства в общественных группах [14].

Сложность процесса самоидентификации, выделения своей личности в юности усиливается в современном массовом обществе, где происходит стереотипизация образа жизни, обезличивание, связанное с усвоением культурных клише. В связи с этим остро встает проблема сохранения внутренней устойчивости и целостности взрослеющей личности в неустойчивом и духовно разрозненном обществе. Как следствие, возрастает значимость развития интегративно-субъектных структур личности, составляющих ценностное ядро психологического бытия человека. Поиск идентичности, являясь одной из фундаментальных экзистенциальных мотиваций человека, понимается как процесс соотнесенности с собой, ощущение внутреннего согласия с тем, «какой я есть», с тем, какие ценности и установки реализую в жизни.

Становление идентичности в юности связано с развитием персональной ценностно-смысловой позиции по отношению к себе и окружающему миру, с чувством внутренней согласованности с ней в своих поступках и выборах. Это онтологическая функция идентичности в развитии личности. В этой связи нами было проведено исследование, целью которого было изучение соотношения личностной и социальной идентификации лидеров-организаторов в условиях образовательной среды.

Под идентификацией нами понимается механизм социализации личности, а под идентичностью — критерий зрелости данного процесса.

Методический блок исследования составили метод наблюдения за обучающимися в ходе учебной и культурно-досуговой деятельности, метод беседы, а также методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд) [17]. Общую выборку исследования составила группа студентов заочной формы обучения, а именно 40 человек, 20-ти и 40-ка лет

Рассмотрим диагностику личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов в условиях образовательной среды с применением методики «Кто Я». Данная методика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения («Я-концепции»), при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается в множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему исследователем.

Оценивается количество «присоединяющих» ответов (указывающих на принадлежность к той или иной категории людей — например, «ученик», «член кружка» и т. п.) и «дифференцирующих» (указывающих на специфический признак — например, «люблю поспать», «хорошо рисую» и т. п.).

Все данные ответы разносятся по категориям: социальные группы (пол, возраст, национальность, социальное членство и т. п.); идеологические установки; интересы и увлечения; самооценка. Анализируются ответы, попавшие в категорию самооценки: подсчитывается индекс самоотношения — отношение количества положительных самооценочных суждений к отрицательным (оценивается общая характеристика «Я-концепции»: положительная, отрицательная, неопределенная).

Подведем итоги исследования. Прежде всего, необходимо отметить, что 100% исследуемых лидеров указывают на свою принадлежность к какому-либо общественному объединению, то есть считают себя частью некоторой общности людей, что свидетельствует о положительной социальной идентификации у всех опрошенных.

100% испытуемых указали свои социальные роли (ученик, студент, активист, «молодогвардеец», «славянин», капитан команды, командир отряда и пр.), что говорит о важности занимаемого социального статуса для лидеров.

65% опрошенных имеют положительное самопринятие, то есть в предъявленном бланке они указывали свои положительные черты характера и свойства личности.

Амбивалентное, или нейтральное, самоотношение было выявлено нами у 35% респондентов, то есть эти люди указывали свои социальные роли, интересы и увлечения. Необходимо отметить, что в данную группу респондентов входили представители более зрелого возраста, которые не указывали своих положительных или отрицательных черт характера, в отличие от молодежи.

Испытуемых с отрицательным (негативным) самоотношением в ходе данного исследования выявлено не было.

Таким образом, социальная идентификация у всех исследуемых лидеров находится на положительном уровне, в то время как личностная идентификация не у всех опрошенных является позитивной. Это может быть связано прежде всего с возрастными особенностями испытуемых более зрелого возраста, которые в ходе исследования предпочли не указывать свои положительные черты характера и свойства личности. А также с тем, что лидеры выше своих интересов и ценностей ставят интересы и ценности группы, в которую они включены.

2.2 Диагностика личностной идентичности студентов на этапе профессионального становления с применением методики исследования личностной идентичности Мили Л.Б. Шнейдер

Для современных психологических исследований актуальными вопросами становятся темы, связанные с изучением проблем успешности, благополучия, самосознания и идентичности личности в различных аспектах ее жизнедеятельности. Построение жизненных планов и перспектив у большинства студентов связаны с успешностью их учебной деятельности, рейтингом выбранной профессии на рынке труда, статусом этой профессии в социуме, эффективностью денежного эквивалента за данный труд (показатель заработной платы), возможностью самореализации в выбранной профессии как проекции построения карьеры, а также связано с проявлением личностного благополучия в таких формах как удовлетворенность собой, социальная защищенность, уверенность в своих силах.

Личностно-профессиональная идентичность как способность личности к отождествлению себя с будущей профессиональной средой становится активным фактором формирования ее как профессионала. В исследовании личностно-профессиональной идентичности студентов как субъектов труда, мы опирались на подходы, представленные в работах отечественных ученых H.JI. Ивановой, Е.П. Ермолаевой. Е.В. Коневой, Ю.П. Поварёнкова, Л.Б. Шнейдер [9].

Цель исследования: изучить особенности личностной идентичности студентов и ведущие социально-психологические установки на профессиональное будущее как основные конструкты личностно-профессиональной идентичности на этапе профессионального становления, связанного с обучением по различным специализациям профессии «психолог». С этой целью мы использовали методику исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер. Для математической обработки данных использовались: методы первичной описательной статистики, критерий Пирсона. Выборка состояла из студентов 3 курсов, в количестве 20 человек, в возрасте 20 лет, это студенты-психологи различных специализаций.

Далее обратимся к результатам по методике МИЛИ Л.Б. Шнейдер.

На Рисунке 1 представлены распределение средних значений по статусам личностной идентичности у студентов различных специализаций: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность. Показатели преждевременной идентичности имеют самый высокий процент выраженности у студентов специальности «управление персоналом», т. е. эти студенты менее самостоятельны в своих жизненных и профессиональных выборах и решениях, у остальных студентов этот показатель одинаково выражен.

Рисунок 1- Распределение средних значений по статусам личностной идентичности у студентов различных специализаций

Высокие показатели диффузной идентичности наблюдаются у студентов специализации «психология служебной деятельности», следует отметить, что это самые высокие значения по статусам личностной идентичности. Это указывает на то, что у этой группы студентов есть тенденция к формированию первичной профессиональной идентичности, они более личностно «зрелы», чем их коллеги.

Показатели статуса «мораторий» имеют высокие значения у студентов специальности «управление персоналом», т. е. процесс формирования личностной идентичности может пройти разные сценарии: от ухода к стадии к «преждевременной идентичности», особо не пытаясь проявить активную позицию в дальнейшем самоопределении, или же выйти на более зрелое выражение своей самотождественности, достигая в будущем высокой событийностью и общительностью, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; ориентацией на других и их значимость.

Показатели статуса «псевдопозитивной идентичности» как отражение гипертрофированности идентификации, ригидности «Я — концепции» наблюдается у 30% студентов от общей выборки, что характерно для низкой рефлексии. Они амбициозны, уникальны и значимы в большей мере для себя.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Основные конструкты личностно-профессиональной идентичности студентов на этапе профессионального становления выражены достаточно неоднородно, нелинейно, и указывают на специфичность динамики ее формирования.

Студенты как особая возрастная категория в процессе профессионального обучения переживают изменения сознания (когнитивный компонент идентичности) и поведения (эмоционально-потребностный компонент идентичности), обусловленное необходимостью вхождения в будущую профессию, успешность которой будет определяться адекватностью личностно-профессиональной идентификации.

Заключение

Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Личностная идентичность конструируется в формальных проявлениях психолого-феноменологического комплекса, составляющими которого являются общение, опыт и роли, порождающие идентичность, а также речь, через которую идентичность выражается.

Образ «Я» консолидируется в категориальном означивании и формирует видовую (личностная, социальная, гендерная) структуру идентичности.

Содержание феномена идентичности представляет собой не единичный конструкт, а целостную систему, консолидирующую взаимосвязанные конструкты, характеризующуюся вариабельностью структуры в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта.

Идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии другими, признающими это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Можно выделить 2 аспекта идентичности — социальный, являющийся продуктом интериоризации социальных позиций индивида, и личностный, являющийся результатом сознательного выбора индивидом одной из множества альтернатив развития.

Онтогенетически личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. На определенном этапе развития идентичности оба аспекта становятся все более взаимосвязанными, объединяясь в содержательном измерении.

В настоящее время продлевается время активной жизни человека и ее вторая половина привлекает все больше внимания психологов. Часть исследований посвящается изменениям идентичности, происходящим с человеком.

По мнению Э. Эриксона, в старости возникает иная идентичность, выражающаяся в принятии своего жизненного цикла и совпадении ее с единственным сегментом истории, а также в восприятии жизни в целом как личной ответственности.

Во второй половине зрелости для человека важное значение имеют воспоминания и человеку начинает вспоминаться детство. К 50 годам у людей возникает потребность быть в тех местах, где они были ранее, встретиться с теми, кто в детстве, отрочестве или юности, помог найти себя, кто давал образцы поведения в обществе, кто помог найти будущую профессию.

У человека возникает потребность осознать, что все, кто на него повлиял, являются частью его, и, соответственно, он является частью их, продолжением их. И что все эти части являются гранями его личности.

Человек осознает, что его идентичность включает в себя множество граней, и благодаря воспоминаниям начинает реконструировать тот период, когда его личность создавалась.

Ближе к шестидесятилетию воспоминания подвергаются переоценке. Людям в этом возрасте свойственно судить себя. Они начинают понимать, что в юности что-то делали неправильно.

Через воспоминания и анализ прошлого возникает новая идентичность, которая приводит к формированию личности, видящей мир по — иному. Стареющие люди начинают осознавать мир более широко. Человек может начать видеть себя, как часть мира и это проявляется в разных областях.

Список использованной литературы

1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина // Вопросы психологии. — 2013. — № 4. — С. 14−16.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2015. — 254 с.

3. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с.

4. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 2015. — № 3−4. — С. 25−28.

5. Ермолаева, М.В. Особенности внутренней позиции студентов-психологов / М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский // Вопросы психологии. — 2015. — № 3. — С. 45.

6. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах / М.В. Ермолаева. — Воронеж: МОДЭК, 2016. — 420 с.

7. Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская // Вопросы психологии. — 2016. — № 3. — С. 31−33.

8. Калитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.В. Бородкина // Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 45.

9. Леонтьев, Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения / Личностный потенциал: структура и диагностика / Д.А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 2015. — 125 с.

10. Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2013. — № 3. — С. 68.

11. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 258 с.

12. Леонтьев, Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» / Д.А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. — С. 55−57.

13. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2014. — 452 с.

14. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот / Д.А. Леонтьев, О.В. Сулимина, А.С. Бастракова // Вопросы психологии. — 2014. — № 4. — С.87.

15. Лукина, В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психологических наук: 19.00.13 / В.С. Лукина. — М., 2014.

16. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2015. — 380 с.

17. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. — 2015. — № 6. — С.55.

18. Никишина, В.Б. Изменение структуры профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2016. — № 1. — С. 26.

19. Осин, Е.Н., Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подростковом возрасте / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, И.А. Буровихина // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: сборник научных статей. — Кисловодск: Арго, 2016. — С. 101.

20. Особенности личностного развития юношей и девушек, воспитывавшихся в семье и вне семьи. В 10 т. Т.3 / О.В. Сулимина. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 835 с.

21. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. — М.: Смысл, 2015. — 192 с.

22. Трандина, Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза: автореф. дис. … канд. психологических наук: 19.00.13 / Е.Е. Трандина — Ярославль, 2015.

23. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. — 524 с.

24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 2016. — 247 с.

25. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. — М.: Просвещение, 2013. — 365 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector