Леонтьев, Теплов и т.д

Развитие психологии в 60-80-е годы. Основные психологические школы

В этот период сложились, оформились и успешно развивались научные школы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, В.С. Мерлина и других известных ученых.

Московская психологическая школа была представлена рядом крупнейших советских ученых.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – ближайший сотрудник и последователь Выготского. Его исследования касаются едва ли не всех проблем психологической науки: возникновения и развития психики, структуры сознания и деятельности, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. Свой первый капитальный труд «Развитие психики» он написал еще в 1940 г. и защитил его в качестве докторской диссертации. В 1959 г. эта работа с добавлением некоторых других была опубликована в печати под названием «Проблемы развития психики». В 1963 г. она была удостоена высшей государственной награды – Ленинской премии.

В этой книге Леонтьев, анализируя данные, накопленные зоопсихологией, и основываясь на собственных исследованиях, разработал периодизацию психического развития животных, представленную сенсорной, перцептивной и интеллектуальной формами психического отражения действительности. Он считал категорию «деятельность» важнейшей, основополагающей для построения психологической науки. Известно, что инициатором деятельностного подхода в психологии был Рубинштейн СЛ. В отличие от него, Леонтьев реализовал свой подход к изучению деятельности.

Выдвинутая Леонтьевым концепция деятельности и предложенные методы ее изучения позволили осветить ряд важных и недостаточно изученных вопросов детской и педагогической психологии. Вместе со своими сотрудниками (Элькониным, Богуславской, Божович, Истоминой, Славиной, Благонадежиной и другими) он провел цикл исследований, посвященных изучению строения и роли в психическом развитии детей различных возрастов таких видов деятельности как игра, учение и простейших форм труда. Большое внимание в исследованиях, проведенных под его руководством, уделялось проблеме мотивов игровой и учебной деятельности. На основе этих исследований Леонтьев пришел к выводу, что мотив является важнейшим конституирующим компонентом деятельности, причем особое значение он придавал соотношениям и динамике мотивов и ей деятельности. В работах Леонтьева нашла экспериментальное подтверждение и дальнейшее развитие идея Выготского о ведущем типе деятельности, т. е. такой деятельности, выполнение которой на определенном возрастном этапе детерминирует психическое развитие личности и определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития человека. Эту идею Выготского и Леонтьева реализовал затем Эльконин, который на основе понятия «ведущая деятельность» разработал концепцию возрастной периодизации психического развития человека в онтогенезе.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... лежащая в основе развития способностей. В психологии существует два подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности. Деятельностный ... мира в процессе эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной ...

В своей последней книге «Деятельность. Сознание. Личность» (1975 г.), которую можно рассматривать как научное завещание Леонтьева, он особое внимание уделил системному анализу деятельности, ее связи со строением сознания. В ходе своего исторического развития, как известно, психология то признавала сознание, как предмет своего исследования, то «изгоняла». Для Леонтьева категория «сознания» – одна из трех основных категорий психологической науки. Сознание – это форма психического отражения, свойственная только человеку. Дифференциация сознательного и психического осуществлялась в истории науки с большими трудностями. «Потребовались века, – пишет Леонтьев, – чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного». Интересны его мысли о возникновении сознания. Он считал, что сознание возникает лишь в контексте продуктивной деятельности человека, а в самом сознании следует различать три составляющие (структура сознания): чувственную ткань, значение, личностные смыслы.

Чувственная ткань это конкретные чувственные образы предметов и явлений реального мира, которые актуально воспринимаются или всплывают в памяти. Образы различаются по своему виду (модальности), степени ясности, большей или меньшей устойчивостью. Их функция состоит в том, что они «придают реальность сознательной картины мира, открывающейся субъекту». Значения это важнейшие «образующие» человеческого сознания. Носителем значений является язык. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира и его свойств. Личностный смысл – это третья составляющая индивидуального сознания. Этим понятием Леонтьев субъективность, пристрастность человеческого сознания, я субъекта тех или иных объектов и явлений действительности зависит от того, какой личностный смысл они имеют для него. Один и тот же предмет, явление, факт, событие и т. д. могут иметь для разных людей разный личностный смысл. Это зависит от того, какие у данного конкретного человека жизненные ценности, мотивы и потребности.

2 стр., 637 слов

Стереотипы сознания как сост образа мира

Языковая семантика и образ мира. Материалы международной научной конференции, посв. 200-летию Казанского госуд. унив-та. 7 - 10 октября 1997 г. Овшиева Н. Л. Стереотипы сознания как составляющие образа мира // Языковая семантика и образ мира. Материалы международной научной конференции, посв. 200-летию Казанского госуд. унив-та. 7 - 10 октября 1997 г. Режим доступа: Овшиева Н. Л. (Элиста) Общение ...

Общепсихологическая концепция деятельности, сознания и личности, разработанная Леонтьевым, сыграла важную роль в дальнейшем развитии отечественной психологии.

Основателем еще одной крупной научной школы был Борис Михайлович Теплов (1896-1965).

Этот выдающийся ученый был одним из наиболее ярких представителей отечественной психологической науки. Свою научную деятельность он начинал с изучения процессов ощущения и восприятия и установил, что в построении чувственных образов окружающего мира большую роль играет активность организма, в частности – двигательные, моторные компоненты этой активности (движения глаз, рук). Но затем его научные интересы сосредоточились на проблеме индивидуально-психологических различий людей. В первой крупной своей работе «Психология музыкальных способностей» он дал анализ основных понятий, относящихся к проблеме одаренности, и значительно продвинул вперед разработку общей теории способностей. Весь смысл его исследований по этой проблеме состоял в том, чтобы доказать, что люди различны по своим способностям, что представление об одинаковости всех людей является научно несостоятельным. Вместе с тем он совершенно не склонен был видеть в способностях и одаренности привилегию немногих, исключительных личностей. Теплов подчеркивал, что способности человека формируются в деятельности и их можно развивать в процессе обучения и воспитания. На примере музыкальной деятельности он экспериментально доказал, что некоторые основные компоненты музыкальных способностей можно развивать в ходе специальных упражнений. Теплов раскрыл также сложную зависимость развития способностей от природных задатков и показал, в каком соотношении находятся общие и специальные способности.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

Интерес к проблеме способностей неизбежно привел Теплова к необходимости изучения психофизиологических основ индивидуальных различий людей. Этой проблеме и было посвящено все дальнейшее научное творчество Теплова и его многочисленных сотрудников и учеников: В.Д. Небылицина, К.М. Гуревича, Н.С. Лейтеса, И.В. Равич-Щербы, В.И. Рождественской и других. Отправной точкой исследований послужило учение Павлова о типах высшей нервной деятельности. Павлов, как известно, проводил свои исследования на животных. Теплов же пошел дальше. Он выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств и разработал теоретически обоснованные методики, которые позволяли выявлять особенности типа свойств нервной системы, типов темперамента">нервной системы у человека. На основе этой программы в отечественной психологии сложилось крупное научное направление – дифференциальная психофизиология. Исследования в рамках указанного направления внесли серьезный вклад в выявление свойств нервной системы, присущих человеку. Было, в частности, установлено, что одно из свойств, положенных Павловым в основу типологии высшей нервной деятельности, а именно подвижность, имеет сложную структуру: собственно как способность процессов возбуждения и торможения быстро от одного к другому, и лабильностьсвойство, которое выражается в скорости возникновения и прекращения нервных процессов.

4 стр., 1875 слов

Из каких основных структур состоит нервная система человека?

В нервной системе человека выделяют: - центральную нервную систему; - периферическую нервную систему. Назначение периферической нервной системы - соединять центральную нервную систему с сенсорными рецепторами тела и мышц. Она включает вегетативную (автономную) и соматическую нервные системы. Соматическая нервная система предназначена для осуществления произвольных, сознательных сенсорных и ...

Было установлено еще одно свойство – динамичность (способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций), которое лежит в основе обучаемости.

Одной из самых важных научных заслуг Теплова было то, что в своих с и в своей научной концепции он преодолел «оценочный» подход к различиям людей по свойствам нервной системы, бытовавший в павловских лабораториях («сильная нервная система – хорошая, слабая – плохая).

Теплов выдвинул гипотезу, что существует обратная связь между силой нервной системы и ее чувствительностью (слабая нервная система дельная, а сильная – более инертная). Эта гипотеза была подтверждена одним из самых талантливых учеников Теплова, – Небылициным В.Д.: «Основные свойства нервной системы» он доказал, что сила (работоспособность) нервных клеток обратно пропорциональна их чувствительности, т. е. сильная система менее чувствительна, а слабая, ее чувствительна. Было установлено, что недостаток какого-то одного свойства нервной системы может компенсироваться преимуществами другого свойства. Люди с разной выраженностью свойств нервной системы могут достичь одинаковой успешности в деятельности за счет выработки индивидуального стиля особенностей формирования профессиональных навыков, что в дальнейшем доказано в исследованиях Е.А. Климова, В.С. Мерлина, и других ученых.

Большой вклад в развитие психологии внесла также школа выдающегося отечественного ученого Антон Романович Лурия (1902-1977).

А.Р. Лурия принадлежит к той плеяде ученых, которые в советский период сыграли решающую роль в развитии психологии. Он не только в нашей стране, но и во всем мире известен, прежде всего, как основатель нового научного направления – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки сложилась на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины, физиологии. Предмет ее исследования – изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений (повреждений) головного мозга. Основоположником нейропсихологии в нашей стране является именно Лурия, а разработку ее проблем продолжили его ученики – Е.Д.Хомская, Л.С.Цветкова, Г.И.Поляков и другие. Лурия оставил после себя богатое научное наследие. Им опубликовано более пятисот работ, в том числе 30 монографий. В этом творческом наследии можно условно выделить два больших раздела: к первому относятся работы, посвященные различным общепсихологическим проблемам, ко второму – исследования в области нейропсихологии, посвященные вопросам мозговой организации различных психических процессов.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

Психология – наука, изучающая психику, т.е. способность живых организмов к отражению окружающей действительности (применимо и к чел-ку и к животному). Психология – наука изучающая сущность и закономерность развития психики (наука о душевной или психической жизни). Психическая жизнь – сложный, внутренний мир индивида, особая психическая реальность. В данном значении применяется только к чел-ку. ...

В молодости, когда Лурия был еще студентом Казанского университета, он очень увлекался психоанализом Фрейда, организовал со студентами психоаналитический кружок, о чем даже написал самому Фрейду. В ответ Фрейд прислал Лурия письмо, в котором приветствовал создание кружка и пожелал всяческих успехов. В 20-е годы Лурия написал и опубликовал несколько статей о психоанализе, в которых давал ему высокую оценку, а Фрейда называл «революционером в науке». Психоанализ, по мнению Лурия, в гораздо большей степени, чем старая традиционная психология, соответствует марксизму, поскольку изучает целостную личность, мотивы ее поведения, закономерности психической жизни не абстрактного, а конкретного человека. После того, как марксистские идеологи объявили, что учение Фрейда не соответствует марксистской философии, и книги Фрейда запретили, Лурия, естественно, пришлось переориентироваться в своих научных изысканиях.

В начале 1923 г. Лурия, как и Леонтьев, был приглашен Челпановым в Институт психологии, где выполнил ряд экспериментальных работ. Широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом, принесли ему исследования по изучению аффективных реакций человека на стрессовые ситуации. С этой целью Лурия разработал оригинальную «сопряженную методику», которая позволяла фиксировать возникновение эмоциональных состояний на основе речевых и двигательных реакций испытуемого. Она была успешно использована при изучении сложных эмоций, возникающих у лиц, подозреваемых в преступлении; у больных, страдающих психическими расстройствами; у студентов в ситуации экзаменов и т. д. Итоги этих исследований были опубликованы в США в книге под названием «Природа человеческого конфликта» (1932).

«Сопряженная методика», разработанная Лурия, обогатила методический арсенал общей, но и судебной психологии. Она применяется, в частности, в криминалистике при изучении подозреваемых лиц, но особенно широкое распространение получила в дальнейшем на ее основе был создан пресловутый прибор – «детектор лжи» (полиграф в современной модификации).

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»

НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко РАМН Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Всемирная Федерация Нейрохирургических Обществ   Международная конференция     Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»   ПЕРВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ Июля 2008 г. г. Москва, Россия ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СПОНСОРЫ: ООО «ЭКСТЕН МЕДИКАЛ» ОАО « ...

Начиная с 60-х годов и до конца жизни, нейропсихология стала основной сферой научных интересов Лурия. Вместе со своими сотрудниками и учениками он начинает разрабатывать различные проблемы нейропсихологии. Обобщив материалы многолетних наблюдений над больными с локальными поражениями мозга, Лурия опубликовал в 1962 г. капитальную монографию «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга», в которой впервые в обобщенном виде были сформулированы как теоретические основы нейропсихологии, так и ее методический аппарат. Книга была переведена на многие иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и другие).

Лурия изложил в ней теорию системной динамической локализации психических процессов в коре больших полушарий мозга и в подкорковых структурах, которая и легла в основу нейропсихологии. Согласно этой теории, мозг состоит из трех основных функциональных блоков: 1) энергетического блока; 2) блока приема и переработки информации; 3) блока программирования и контроля произвольных действий и психических актов. Все три блока принимают участие в осуществлении любой сколько-нибудь сложной психической деятельности, причем каждый из них вносит свой специфический вклад в ее реализацию.

В основе каждой психической функции человека лежат сложные функциональные системы, размещенные на разных уровнях центральной нервной системы. Эти функциональные системы характеризуются большой пластичностью, взаимозаменяемостью своих звеньев, возможностями перестройки. Иначе говоря, каждая психическая функция осуществляется целым комплексом совместно работающих зон мозга. Теория Лурия объяснила два основных факта, с которыми сталкивается каждый специалист, работающий в клинике локальных поражений мозга. Во-первых, при локальных поражениях головного мозга, как правило, нарушается не одна какая-либо психическая функция, а целая совокупность функций, т. е. возникает определенный нейропсихологический синдром, а, во-вторых, одна и та же психическая функция страдает при поражении многих самых различных областей мозга. Понимание этих фактов с позиций теории Лурия позволило разработать методы исследования и восстановления высших корковых функций после различных локальных поражений мозга.

Особое место среди нейропсихологических работ Лурия занимает описание конкретных клинических случаев или казуистика. Тщательно изучая отдельные нейропсихологические синдромы, он всегда подчеркивал важность целостного рассмотрения всей личности больного. Лурия хотел написать серию психологических «портретов» обследованных им больных, но успел осуществить свой замысел лишь частично. В начале 70-х годов ему удалось оформить и издать в небольших по объему книгах описание личности двух обследованных им людей, жизнь которых он наблюдал на протяжении многих лет. Книга о человеке с выдающейся памятью (журналисте с выдающейся памятью («Маленькая книжка о большой памяти»)

Выдающимся психологом и создателем собственной научной школы Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988).

Он, как и Лурия, был последователем Выготского. Его подход к предмету психологии радикально менял представление о психических процессах, которые он стал рассматривать как особые формы ориентировочной деятельности. Так, процесс восприятияэто ориентировка в наличной ситуации и ее особенностях; памятьориентировка, направленная на восстановление в сознании прошлого опыта; мышление – это ориентировочный процесс, направленный на решение задач, в которых нужно найти скрытое от непосредственного восприятия решение, и т. д. Выдвижение Гальпериным ориентировочной деятельности в качестве главного предмета психологии было обусловлено рядом внутренних и внешних обстоятельств и справедливо не разделяется современными учеными. Вместе с тем во взглядах Гальперина на предмет психологии содержалась очень важная мысль о том, что основным методом исследования психики, как ориентировочной деятельности, должно стать изучение ее формирования, а, следовательно, главным способом ее познания становится формирующий эксперимент.

Развивая идею Выготского об интериоризации, Гальперин разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Основное положение этой теории состоит в том, что психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий во внутренний план. Этот перенос, экспериментально проверенный на учащихся разных возрастов, на нормальных и умственно отсталых детях, совершается через ряд последовательных этапов.

На первом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о формируемом действии, о цели и условиях его выполнения; у них создается предварительное представление о задании, которое предстоит выполнять. На данном этапе происходит как бы начальное ознакомление и ориентировка с действием и условиями его выполнения. Поэтому Гальперин называет его этапом составления схемы ориентировочной основы действия.

На втором этапе учащиеся приступают к реальному выполнению действия, но пока еще во внешней материальной форме с развертыванием всех входящих в него операций. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а учителю осуществлять объективный контроль за выполнением каждой, входящей в действие операции. На данной стадии происходит подготовка к переводу действия на следующий этап, в связи с чем материальная форма действия должна с самого начала сочетаться с речевой: учащиеся должны научиться формулировать в речи всё, что они выполняют практически, материально.

Третий этапформирование действия как внешнеречевого. Гальперин называет его этапом формирования действия в громкой речи. На данной стадии учитель требует выполнять действие вслух и в такой форме, которая правильно бы отражала предметное содержание действия. Все входящие в него операции должны не только приобрести речевую форму, но и быть усвоенными в речевой форме. Речь на третьем этапе начинает выполнять новую функцию – она становится самостоятельным процессом.

На четвертом этапе начинается перенесение громкоречевого действия во внутренний план и заканчивается свободным проговариванием действия целиком про себя. Само действие выполняется беззвучно. Это уже первая форма собственно умственного действия, которая развертывается на основе внешней речи про себя. Приняв умственную форму, действие очень быстро начинает сокращаться, автоматизироваться.

Пятый этапформирование действия во внутренней речи. Действие начинает совершаться на основе внутренней речи как чисто умственное действие.

Таким образом, по Гальперину, умственное действие – это результат поэтапного преобразования внешнего материального действия во внутреннее путем интериоризации.

Его концепция об этапах формирования умственных действий получила широкое распространение в отечественной педагогической психологии. На ее основе решались некоторые важные задачи школьного обучения, она была с успехом использована при разработке эффективных систем обучения двигательным навыкам в профессиональной деятельности, в спорте и в военном деле.

Крупные научные школы по психологии существовали и плодотворно развивались в 60-80-е годы не только в Москве, но и в других городах страны. Так, в Ленинграде (Петербурге) сложилась крупная научная школа, руководителем которой был известный отечественный психолог Борис Герасимович Ананьев (1907-1972).

Он был учеником Бехтерева и в своих исследованиях заложил основы комплексного, целостного подхода к изучению человека. Ананьев пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и предложил систему человекознания, в которой были обобщены данные различных наук о человеке. Свои подходы к познанию человека и роли в этом процессе психологии в системе других человековедческих наук он изложил в работах «Человек как предмет познания» (1969), «О проблемах современного человекознания» (1977) и в ряде других. Полностью разделяя и развивая идею о социально-исторической обусловленности психики и сознания, Ананьев вместе с тем стремился привлечь внимание к природным основам личности и выступал против чрезмерной социологизации человека. Он считал, что психология должна всесторонне изучать человека, потому что не только личностные, но и все его другие свойства, детерминируют изнутри психические процессы и состояния.

Ананьев различал четыре формы существования человека: индивид, личность, субъект и индивидуальность, каждой из которых соответствует определенная структура. Первой материальной структурой человека является его природная организация, которая в концепции Ананьева обозначается понятием «индивид». В структуре индивида выделяются возрастные, половые, конституциально-соматические, нейродинамические и другие природные свойства человека. В процессе социализации индивид становится личностью и вместе с тем субъектом. В структуру личности входят психические процессы и психические состояния, которые кристаллизируются в свойствах и образуют устойчивую личностную структуру. В нее также входят и индивидуальные природные свойства, но психические свойства завершают эту иерархию и интегрируют все уровни материальной природы человека. Индивидуальность – высший уровень развития, с которым связана самобытность, самостоятельность, творчество человека. В концепции Ананьева понятие индивидуальности имеет много смысловых оттенков, но главный заключается в том, что индивидуальность есть максимальная интеграция всех свойств человека.

Начиная с 1965 и по 1971 г., Ананьевым и его многочисленными сотрудниками и учениками был выполнен цикл комплексных экспериментально-психологических исследований, в которых система­тически и лонгитюдно изучались структуры интеллекта, мышления, памяти и других психических процессов у человека в период ранней зрелости и среднего возраста (с 18 по 35 лет).

В итоге этих экспериментов были получены обширные данные о периодизации интеллектуального развития взрослого человека, о сензитивных периодах взрослости, выявлены взаимосвязи интеллекта с различными характеристиками человека как индивида (особенностями общесоматической конституции, психомоторики, сенсорно-перцептивного развития). Результаты указанных исследований нашли отражение в четырех выпусках «Возрастной психологии взрослых» (1971), а также в периодически издаваемых сборниках «Человек и общество» (1966-1973).

В этих сборниках публиковались статьи по вопросам развития человека как субъекта труда, познания и общения, по оптимизации и мотивации его деятельности, по различным аспектам взаимосвязи человека с обществом, по социально-психологическим и инженерно-психологическим аспектам управления и другим проблемам. Уже после смерти Ананьева психологи Ленинградской школы выпустили в свет ряд сборников по психологии и педагогике высшей школы, в которых с его теоретических позиций изложили результаты исследований интеллектуальных функций и психофизиологических характеристик студенческого возраста, рассмотрели влияние учебного процесса на умственную деятельность, психосоматическое и эмоциональное состояние студентов.

Широко известной в рассматриваемый период времени была также научная школа Пермских психологов, основал которую видный отечественный ученый Вольф Соломонович Мерлин (1898-1982).

Мерлин, как и Ананьев, ратовал за целостный, системный подход к изучению человека. Но, если Ананьев и Рубинштейн понимали под индивидуальностью высший уровень развития личности, «вершину» структуры психологических свойств, то Мерлин рассматривал индивидуальность как интегративную структуру любой личности. Он разработал учение об интегральной индивидуальности, согласно которому человеку присущи свойства всех ступеней развития материи, начиная от химических и кончая социально-историческими.

Последующие же исследования психологов пермской школы показали, что индивидуальный стиль деятельности зависит не только от свойств нервной системы, но и от свойств личности, от темперамента, от социально-психологических условий и т. д. На основании данных, полученных в исследованиях, Мерлин сформулировал ряд принципиальных положений о роли индивидуального стиля деятельности в развитии интегральной индивидуальности. Он, в частности, показал, что индивидуальный стиль играет системообразующую функцию в ее развитии, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. В результате выработки индивидуального стиля деятельности изменяется характер связей между свойствами индивидуальности, преодолевается отрицательное влияние или рассогласование каких-либо свойств, что приводит к большей гармонизации всей их системы. Научная школа, созданная В.С. Мерлиным, продолжает функционировать и в настоящее время. Его ученики (Е.А.Климов, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин, В.В. Белоус и другие), следуя научным традициям своего учителя, активно развивают идеи об интегральной индивидуальности и роли в ее структуре индивидуального стиля деятельности.

Научные школы по психологии в 60-80-е годы существовали не только в крупных городах Российской Федерации (Москва, Ленинград, Казань), но и в других республиках Советского Союза. Так, грузинская психологическая школа, представленная учениками и последователями известного грузинского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950) продолжали успешно разрабатывать созданную им теорию фиксированной установки, под которой они понимают бессознательное психическое состояние, проявляющееся в готовности субъекта в определенных условиях действовать определенным образом. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях Узнадзе и его последователей были изучены виды установок, их свойства и условия возникновения. Результаты этих исследований нашли свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и в других сферах практики.

Леонтьев, Теплов и т.д — Стр 2

На Украине успешно работала Харьковская психологическая школа, которая сложилась еще в довоенное время, а в 60-е годы ее самым известным представителем был Петр Иванович Зинченко (1903-1969).

Основное направление его научной деятельности состояло в изучении проблемы непроизвольного запоминания. Применяя оригинальные экспериментальные методы, П.И.Зинченко убедительно показал, что непроизвольная память подчиняется определенным закономерностям, знание которых позволяет рационально управлять ею. В монографии «Непроизвольное запоминание» (1961) он экспериментально доказал зависимость непроизвольного запоминания от характера и структуры деятельности человека. Было установлено, что лучше запоминаются объекты, имеющие отношение к цели деятельности, чем объекты, которые хотя и находятся в поле зрения испытуемого, но не включены в его деятельность.

На 60-80-е годы приходится также расцвет научного творчества таких видных советских психологов старшего поколения как Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Д.Б. Эльконин (1904-1984), Л.И. Божович (1908-1981) и ряда других. Они широко известны своими трудами в области детской и педагогической психологии. Так, А.В.Запорожец внес значительный вклад в изучение произвольных движений и выявил основные этапы их развития в детском возрасте. Особенно большую известность получили его работы, связанные с изучением особенностей ориентировочно-исследовательских (поисковых) действий и их роли в построении образов действительности в сознании человека. Д.Б. Эльконин, развивая теорию деятельности А.Н. Леонтьева, провел фундаментальные исследования игровой деятельности и раскрыл ее значение в формировании личности ребенка. Он также разработал концепцию периодизации психического развития ребенка в процессе онтогенеза, основанную на использовании понятия «ведущая деятельность». Л.И. Божович, обобщая данные многих исследований, разработала собственную теорию формирования личности в детском возрасте. Ею был сформулирован новый принцип изучения личности в детской психологии, в соответствии с которым понять закономерности психического развития ребенка возможно лишь учитывая особенности его мотивационно-потребностной сферы. Эти психологи по существу создали свои собственные научные школы и имели многочисленных учеников и последователей.

Рассматриваемый период в истории развития отечественной психологии примечателен также тем, что в психологическую науку пришло талантливое поколение молодых ученых (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Ю.М. Забродин, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин, А.В. Брушлинский и другие).

В проводимых ими исследованиях стали разрабатываться новые направления и подходы к изучению многих традиционных и современных проблем психологии. Так, В.В. Давыдов (1930-1998), опираясь на результаты многочисленных экспериментов, разработал концепцию учебной деятельности, основы которой он заложил вместе со своим учителем Д.Б. Элькониным. Большое значение он придавал развитию теоретического мышления и доказал, что его формирование и развитие возможно у детей уже на самом раннем возрастном этапе. Разработанная Давыдовым теория мышления легла в основу его главного вклада в психологию – созданной им концепции развивающего обучения. О.К. Тихомиров (1932-201), В.П.Пушкин (1931-1979) и Ю.М. Забродин опубликовали ряд значительных работ, посвященных изучению мыслительной деятельности человека, развитию оперативного мышления и некоторых актуальных вопросов психологии труда. А.В. Брушлинский (1933-2002) в 60-80-е годы, развивая идеи своего учителя Рубинштейна о мышлении как процессе и деятельности, выделил такую важную составляющую мышления, как прогнозирование.