Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6

1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13

1.3 Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР 24

Выводы по Главе 1 31

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 32

2.1 Организация исследования 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

ЛИТЕРАТУРА 36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, C. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризую-щийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психиче-ских нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как пока-зывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50% неуспевающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2% [44].

Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановым, М.С. Певзнер и др.).

Показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познаватель-ной, речемыслительной деятельности. Их несовершенство препятствует разви-тию игровой, учебной и коммуникативной деятельности. (Е.Е. Дмитриева, 1993; Т.Н. Князева, 1993; Е.С. Слепович, 1989; С.Г. Шевченко, 1999 и др.).

В исследованиях по проблемам социального развития младших школьни-ков с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.).

Показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая на-правленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владе-ния речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затруд-няет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффек-тивным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер).

4 стр., 1600 слов

Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.

... . Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М. ... речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ...

Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет це-лостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у де-тей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют исследования их особенности формирования коммуникативных навыков, понимаемых как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации об-щения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформирован-ности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффек-тивных источников и средств формирования коммуникативных умений млад-ших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния не-сформированности коммуникативных умений на развитие личности определя-ют актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — изучить особенности коммуникативной деятельно-сти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития.

Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навы-ков детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... у детей умений действовать в плане представлений ряд ведущих психологов рассматривает как узловой момент их психического развития. На основе анализа и обобщения различных исследований, пос ... . Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965.—363 с. Люблинская А. А. Ранние формы мышления ребенка.— В кн.: Исследования мышления в советской психологии ...

Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста имеет особенности (снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер).

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разрабо-танности проблемы в психологии;

2. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР, исследовать особенности разви-тия их коммуникативных навыков.

3. Обработать полученные данные с помощью методов математико-статистического анализа и сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР для их педагогов и родителей.

Методологической основой исследования являются системный и дея-тельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности ре-чевого и психического развития в целом; положения о наличии общих законо-мерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, положение о наличие у каждого ребенка с ограничен-ными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно разви-вать его потенциальные возможности.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится ... -культурного опыта ребенка. Третьей, и последней задачей в исследовании культурного развития ребенка и является ... одаренности. Примитивность, как задержка в культурном развитии, осложняет почти всегда развитие ребенка, отягченного дефектом. ...

Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью уча-щихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, ана-лиз продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ № 55 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР — учащихся спе-циальных (коррекционных) классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке ме-тодических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию коммуника-тивных навыков у младших школьников с ЗПР.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии

Проблема общения является актуальной для многих наук. Так, общение является объектом изучения философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Е.А. Зло-бина, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), педагогов (В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.В. Мудрик и др.), психологов (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, Г. А. Ковалев, Я.Л. Коломенский, И.С. Кон, И.А. Коробейников, В.Л. Леви, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лиси-на, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, В.В. Рыжов, Е. О Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.).

В психологии общение определяют как сложный, многоплановый про-цесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потреб-ностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека [19, С. 213]. Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущ-ности общения, среди которых основными являются следующие:

1. Деятельность — средство общения людей.

2. Общение — самостоятельная человеческая деятельность.

3. Общение — атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования…

11 стр., 5037 слов

Развитие психических процессов у детей с ЗПР через ознакомление с окружающим миром (живая природа)

... время специальная психология и педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с задержкой психического развития. Накоплен определенный ... получены в исследовании Е.Е.Дмитриевой. Общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный ...

ЛИТЕРАТУРА

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализован-ных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.

2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.

3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 12−23.

4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 2004. — 512 с.

6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. — М.: Инфа, 2001. — 272 с.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. — М.: Аркти, 2001. — 224 с.

8. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования / Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического разви-тия. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 200−210.

9. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 6. — С. 11−17.

10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2007. — 205 с.

11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциа-ла дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопе-дия. 2006. № 2. С. 22−26.

12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольно-го возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.

2 стр., 604 слов

Психология общения (пр.1)

... Предмет: Психология общения 18.09.14. Практика 1. Тема: "Напряжение в общении" "Есть ли в вашей жизни конфликт? А посмотрите есть ли ... -то категориям, то конфликт не избежен. В зависимости от развития культуры и образованности он будет проявляться по-разному. Если меняются ... с помощью опроса родителей, как у них возникают конфликты с детьми. Есть теория, которая звучит на простом языке, как "интерес ...

13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Киров, 2001. — 142 с.

14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 1287 c.

15. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития / О.В. Защиринская // В кн.: Психоло-гия детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 223−228.

16. Киселева В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нару-шение? / В.А. Киселева // Дефектология. — 2007, № 3, с. 3−13.

17. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. — 2008. — № 12. — С. 50−60.

18. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. — 2005. — № 3. — С. 2−6.

19. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психическо-го развития в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. — 1987. № 3. — С. 9−15.

20. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защирин-ская. — СПб.: Речь, 2004. — С. 63−83.

21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с.

22. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 365 с.

23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.

24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Инсти-тут практической психологии, 1996. — 144 с.

25. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную ак-тивность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. — М.: Просвеще-ние, 2000. — 169 с.

23 стр., 11320 слов

Исследование социально-психологических регуляторов, влияющих на развитие и коррекцию сферы общения детей

... 1. Теоретические основы развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками .1 Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной психологии Описывая процесс общения дошкольников, зарубежные исследователи в ... .Н. Галигузова, Е.О. Смирнова). Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат ...

26. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» / Е.В. Локтева // Дефектология. — 2006, № 6, с. 81−83.

27. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. — М.: Знание, 2003. — 356 с.

28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубов-ский, Л.И. Переслени. — М.: Просвещение, 2003. — 164 с.

29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2004. — С. 87−90.

30. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и ней-ропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. — М.: Компенс-центр, 1993. — 198 с.

31. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искус-ства / Е.А. Медведева // Дефектология. — 2007, № 3, с. 49−54.

32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2004. — Кн. 3: Психо-диагностика.

33. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов

/ В.Б. Никишина. — М.: Владос, 2003. — 128 с.

34. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лу-бовского. — Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. — 269 с.

35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007. — 304 с.

36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психиче-ского развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12−16.

37. Переслени, Л.И. Задержка психического развития — вопросы дифференци-альной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы пси-хологии. 2003. № 1. С5−8.

38. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.

39. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении / Л.А. Пет-ровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15−16.

40. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия / Ред. В.Б. Никишина. — М.: Владос, 2004. — 128 с.

41. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. — М.: Педагогика, 2009. — 216 с.

42. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

43. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2007. — № 8. — С. 52−59.

44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: пер. с чешск. / З. Тржесоглава. — М: 1986. — 256 с.

45. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с за-держкой психического развития / Р.Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.

46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенко-ва. — М.: Просвещение, 2000. — 294 с.

47. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школь-ников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. — 2005, № 2, с. 19−26.

48. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

49. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникатив-ной компетентности дошкольников с задержкой психического развития / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви-тия. — 2002. — № 4. — С. 31−40.

50. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защирин-ская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.

51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. — 384 с.

52. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельно-сти./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96−107.

53. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности./ Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16−19.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector