«Теория воспитания как составная часть педагогики»

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» на тему:

«Теория воспитания как составная часть педагогики»

Выполнил: студент МПО-09-2

Анисимов Г.В.

Проверила: доцент кафедры

Осипова О.П.

Якутск, 2012

Введение 3

Глава 1. 6

1.1 Положение о социальной природе воспитательного процесса — теоретико-методологическая основа воспитания 6

1.2 Воспитание ­- процесс двусторонний 9

Глава 2. 15

2.1 Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком 15

2.2 Оценка результатов процесса воспитания 20

Заключение 24

Список использованной литературы: 31

Ссылки: 32

Введение

Глава 1.

1.1 Положение о социальной природе воспитательного процесса — теоретико-методологическая основа воспитания

Воспитание — явление социальное. Это означает, что воспитание осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни, адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствованию этих условий.

Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание тоже явление развивающееся. Оно имеет исторический характер, и в различные исторические периоды его задачи, содержание и методы были неодинаковыми, от эпохи к эпохе менялись подчас кардинально.

Наибольшее, определяющее влияние на характер воспитания оказывают государственное устройство, система политической власти: находящееся у власти сословие или класс организует систему воспитания, подготовки молодежи к жизни в соответствии со своими политическими и экономическими интересами, нравственно-эстетическими воззрениями и пристрастиями. С целью обеспечения наибольшей эффективности процесса подготовки детей и молодежи к жизни все общественные ее проявления организуются с учетом возможного их влияния на сознание, чувства и поведение людей: строительство административных, культовых и промышленных зданий определенной архитектуры, реклама определенных достижений в экономике, искусстве, спорте, политике, общественное поощрение одних форм поведения- и отношения к ценностям и наказание за другие и т.д. В этом отношении можно утверждать, что общественный (социальный) характер воспитания выражается, с одной стороны, в том, что само воспитание осуществляется как подготовка воспитуемых к общественной жизни; с другой стороны, сама жизнь общества организуется господствующими политическими силами таким образом, чтобы она по возможности всеми своими сторонами способствовала воспитанию подрастающих поколений в определенном направлении.

7 стр., 3379 слов

Здоровый образ жизни молодёжи

... Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться ... наркотики и алкоголь. Причем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи. Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, ...

Таким образом, воспитание не может быть представлено только как отношение между воспитателем и воспитанником. Оно осуществляется не просто на широком социальном фоне, но является по природе своей социальным явлением, в которое вовлечены фактически все социально-экономические и политические структуры: воспитание организуется для жизни, ее продолжений, а жизнь педагогизируется.

1.2 Воспитание ­- процесс двусторонний

Когда мы говорим о целенаправленном формировании личности, то вполне естественно возникает аналогия с процессом создания скульптуры скульптором. Недаром воспитателя, учителя называют иногда ваятелем человеческих душ. Понимаемое таким образом воспитание подразумевает формирование личности путем воздействия на человека внешних по отношению к нему влияний. В соответствии с этим воспитание определяется как воздействие воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных качеств личности.

В таком воспитании деятельность воспитанников рассматривается лишь как ответная реакция на воздействия воспитателей. В этом смысле к воспитанию можно отнести и воздействие, описанное Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок», обеспечивающее формирование манкуртов: в жестоком племени захваченным в плен юношам надевали на голову шапочку из сырой кожи, которая, ссыхаясь, сжимала голову. Человек забывал все, становился послушным роботом. Иезуитское воспитание можно считать, вероятно, высшим достижением этого типа воспитания: в опыте религиозного ордена иезуитов были детально разработаны и с большим мастерством применялись разнообразные методы подавления личности, воздействия на воспитанников с целью формирования у них важных для ордена качеств.

Этот тип воспитания можно назвать авторитарным. Оно не обязательно строится только на грубом подавлении самостоятельности: в наиболее совершенных своих формах оно использует ласку, похвалу, подарок, лесть и другие средства вроде бы гуманного воздействия. Педагог Ю.П.Азаров в своей книге «Искусство воспитывать» рассматривает кроме грубой, прямой авторитарности авторитарность скрытую или опосредствованную, либеральную, административную, демагогическую, которые в наше время распространены в воспитательной практике. Но главным в нем является то, что воспитаннику отводится лишь роль исполнителя воли воспитателя, ведомого, объекта воспитательных влияний. Можно предположить, что гуманные цели, воздействие в интересах воспитанника, а не воспитателя вполне оправдывают такое воспитание, но на практике почти во всех подобных случаях прав поэт, утверждая:

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное); организацию образа жизни и деятельность воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, ... и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, ...

Из всех насилий,

творимых человеком над людьми,

Убийство — наименьшее.

Тягчайшее же — воспитанье.

…Смысл воспитанья -Самозащита взрослых от детей.

М. Волошин. Государство

Сколь бы ни было совершенно авторитарное воспитание, как совершенны в своем мастерстве и чисты в своих помыслах ни были бы воспитатели, развитие личности, всех творческих задатков человека не может быть обеспечено без самостоятельной, активной деятельности самой личности. Воспитуемый, как уже было сказано выше, никогда не бывает лишь объектом воздействия.

Обращаясь опять к аллегориям, вспомним, что даже Буратино, которого вытесывал столяр из полена, не позволил подрезать себе нос, сделать его похожим на обыкновенный человеческий. Рассматривая пример сравнения работы воспитателя и скульптора, подумаем, бывают ли в практике скульптора случаи, когда в том месте мраморной глыбы, где он выдалбливает углубление, появляется нарост? Конечно же, не бывает. А вот в воспитании явление подобного характера — не редкость: в ответ на воспитательные воздействия, рассчитанные на устранение какого-либо недостатка, зачастую получается противоположный результат (намеревался, например, преодолеть леность или лживость, а добился еще большей лености или лживости).

Учитывая это, более совершенный тип воспитания предполагает учет особенностей воспитанника, развитие его активности в процессе формирования личности. Воспитанник рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний. Такое воспитание можно назвать демократическим. В нем можно рассматривать воспитанников и воспитателей как партнеров, принимающих активное участие в формировании личности воспитанников. В этом смысле процесс воспитания объявляется двусторонним: с одной стороны, воспитательное влияние, с другой — собственная деятельность воспитанника.

В историческом плане этот тип воспитания пришел на смену предыдущему, авторитарному. Но утверждать, что он полностью и везде сменил первый, еще рано.

Однако как бы мы ни старались представить воспитателя и воспитанника в качестве равных партнеров в воспитательном процессе, это трудно осуществимо: разве равны между собой, например, мать и ее только что родившийся ребенок, или учительница и ее ученики-первоклассники. Такое неравенство является основой для проявления авторитаризма: воспитанник, мол, неопытен, не обладает знаниями, — значит, его нужно «вести», образовывать, формировать.

17 стр., 8107 слов

Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...

... 1982. , А.Н. НиколаеваНиколаева А.Н. Личность педагога в зеркале детского восприятия // Дошкольное воспитание. 1987. № 9. С. 36., Е.А. ПанькоПанько Е.А. Отношение дошкольников к личности воспитателя // История психологии в ... знаний и воспитания у детей умений, но и тем, каким образом осуществляется это влияние. В этой связи огромное значение имеют то, как личность воспитателя воспринимают детиОбраз ...

Следовательно, и в случае демократического воспитания для свободного развития личности все необходимые условия не создаются. Это обстоятельство постоянно стимулировало поиск того типа воспитания, которое не ограничивало бы воспитанника, которое даже невольно не создавало бы препятствий для развития его природных задатков. С этой точки зрения правильно поставленное воспитание — это создание условий для развития личности, стимулирование деятельности по самовоспитанию, организация необходимой обстановки для самореализации личности.

Наиболее полно этот тип воспитания охарактеризован П. П. Блонским. Он писал, что нужно «воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его. И Фребель, и Монтессори вполне правы, утверждая, что единственная задача воспитателя -найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка… Такое определение роли учителя отмежевывает нас как от теории свободного воспитания, лишающей ребенка помощи и руководства взрослых, так и от теории внушения, рассматривающей ребенка как пассивное существо» [1]. Такое воспитание можно назвать либеральным.

Поиски совершенного типа воспитания, в котором оптимально сочетались бы лучшие стороны всех перечисленных, пока не привели к вполне определенным результатам. Эти поиски идут во всем мире на протяжении более столетия, и лучшие достижения в этом направлении связаны с так называемой вальдорфской педагогикой (Германия), педагогикой диалога в Скандинавских странах, педагогикой сотрудничества (бывший СССР) и др. Суть этого направления развития процесса воспитания может быть выражена в следующем определении: правильно организованный процесс воспитания — это целенаправленная воспитательная деятельность, обеспечивающая совершенствование личностных качеств у воспитанников и у воспитателя. Иначе говоря, в этом случае нет воспитателей и воспитанников в общепринятом смысле этих понятий. И те и другие — воспитываются, совершенствуются, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия. Следовательно, воспитание — это взаимовлияние воспитателя и воспитанника в процессе целенаправленного формирования личности, в котором совершенствуются и воспитанник, и воспитатель. О школе такого воспитания поэт писал как о такой,

Где учатся — все,

где учитель -Сам в чем-то еще ученик!

В.Высоцкий. Гимн школе

Вывод о наличии и особой перспективности типа воспитания, которое мы называем гуманистическим, сделан на основе наблюдений за воспитанием в лучших семьях, где безграничная любовь к детям не слепа, где она сочетается с требовательностью к ним и с еще большей требовательностью к себе. На вопрос: «Кто научил вас быть такими добрыми и внимательными к детям?» [1] — такие родители отвечают: «Наши дети», — хотя возраст этих детей может исчисляться всего лишь месяцами.

Есть еще одно направление исследований сущности воспитания, пока, правда, лишь научное. Его выразил один из лидеров и энтузиастов этого направления Хосе Дельгадо в книге «Мозг и сознание». Мы читаем у Дельгадо: «Попытки преодолеть сегодняшние социальные противоречия теми путями, которые предлагались социологами, религиозными организациями, научно-исследовательскими институтами и Организацией Объединенных Наций, не привели к успеху. Частично это объясняется тем, что в большинстве случаев к разрешению назревших вопросов пытаются подходить с позиции политики, экономики, истории, метафизики, социологии и психологии, а фундаментальные процессы в человеческом мозге, благодаря которым формируются идеи, эмоции, желания, наслаждения или агрессивность, остаются вне поля зрения». И в качестве главного пути преодоления социальных противоречий Дельгадо предлагает отыскание способов прямого воздействия на «фундаментальные процессы в человеческом мозге» с целью формирования в нем необходимых идей, эмоций, желаний и др.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... понятийно-терминологический и сравнительный анализ – для характеристики и упорядочивая понятийного поля познавательных процессов проблемы личности и музыкальной деятельности; сравнение; обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования проблемы.   Понятие ...

Результаты экспериментов с животными были продемонстрированы Дельгадо на арене цирка, где он с помощью радиосигналов усмирял разъяренного быка. Десятилетием позже обрадованные политики готовы были утверждать: «Мы находимся теперь в процессе развития таких средств и продуктов, которые способны контролировать буйных индивидов и всякий бунтующий сброд, не нанося им ни малейшего вреда. Мы можем успокоить, сдержать, сделать неподвижным, вызвать беспокойство, шок, вывести из равновесия, ошеломить, оглушить или просто заставить потерять голову от страха всякого, кем полиции нужно соответствующим образом управлять или кого ей нужно упрятать в тюрьму» [1]. Вряд ли можно считать это направление имеющим отношение к гуманной педагогике.

Таким образом, сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника. Характер этого взаимодействия в различных условиях и ситуациях неодинаков: в одних случаях взаимодействие заключается в воздействии воспитателя на воспитанника и ответном действии последнего, в других случаях это совместная целенаправленная деятельность, обеспечивающая формирование определенных качеств личности воспитанника, в третьих — создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию, в четвертых — взаимодействие выражается во взаимовлиянии воспитателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника. [2]

Определенно можно утверждать, что по мере совершенствования человеческих отношений совершенствовалось представление о воспитании и само воспитание — от самых простых форм (воздействие) до наиболее совершенных (взаимовлияние).

Рассмотренные четыре типа воспитательных отношений различаются между собой степенью активности воспитуемого, его ролью в воспитательном процессе: от объекта воспитательных воздействий в воспитании авторитарном до субъекта формирования личности в воспитании демократическом и либеральном и до субъекта воспитательного процесса в воспитании гуманистическом.

Конечно, было бы неправильным представлять эту диалектику как обусловленную только хронологическими рамками. Авторитарное воспитание, безусловно, самое древнее. Но и в настоящее время оно имеет место в практике (как отдельных воспитателей, так и тех или иных воспитательных заведений и даже ряда стран).

7 стр., 3013 слов

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

... в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий ...

Причем можно утверждать, что элементы каждого из всех четырех типов воспитания встречаются в работе любого воспитателя. Неодинаково их соотношение: у талантливых гуманистов, бесспорно, преобладающим является гуманистический тип воспитания. Воспитатели же бездарные, деспотического характера и соответствующих взглядов, как правило, авторитарны.

Характер соотношения типов воспитания определяют и условия конкретной педагогической ситуации. В одних условиях, безусловно, целесообразно преобладание воспитания авторитарного типа, и только оно может обеспечить успех (например, в некоторых случаях воспитания детей младшего возраста, когда они своими действиями могут причинить вред себе), в других наилучших эффект дает именно демократическое воспитание и т.д.

Глава 2

2.1 Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком

Процесс воспитания отличается от других процессов прежде всего тем, что в нем объект воздействий является одновременно и субъектом формирования качеств, которые планирует развивать воспитатель. Даже в случае авторитарного воспитания те или иные качества личности формируются в конечном счете в результате деятельности самого воспитанника — в результате его внутренней духовной деятельности.

Кроме того, в педагогической литературе указываются и такие особенности, как многофакторность (зависимость результатов от многих, нередко противоречивых факторов), длительность (осуществляется в течение всей жизни индивида), перспективность (формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности), концентризм или комплексность процесса воспитания (качества личности формируются не поочередно, а одновременно), преобладание организаторских форм деятельности воспитателя.

Есть необходимость специально остановиться на такой особенности процесса воспитания, как ступенчатость. Она характеризуется чаще всего как переход воспитанника от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек правильного поведения. В соответствии с этим представлением о ступенях (этапах) процесса формирования определенных форм поведения (привычек) составляется представление и о последовательности воспитания вообще: сначала усваиваются знания о правилах и нормах поведения, затем вырабатываются умения вести себя должным образом и, наконец, путем систематических упражнений вырабатываются привычки правильного поведения. Однако такая последовательность носит умозрительный характер, например, далеко не все ведут себя правильно, зная правила поведения и умея правильно вести себя.

Значит, последовательность воспитательного процесса, его ступеней (этапов) иная. Начинается воспитание, формирование качеств личности с эмоциональной ориентации, возбуждения положительного эмоционального отношения к определенной форме поведения. На важность возбуждения соответствующего эмоционального состояния у воспитанника до усвоения им знаний о вырабатываемом качестве особо указывал К.Д.Ушинский. Вторым этапом является выработка умения правильно выполнить действие, т.е. фактически поступать правильно. На этой основе у ребенка формируется представление о правильной норме поведения. И далее вырабатывается привычка правильного поведения в ходе многократного выполнения действия при положительном к нему отношении. Усвоение (формирование) понятия — последующая ступень процесса воспитания. На основе усвоенных понятий организуется опыт общественного поведения и усваиваются основы этики, эстетики, политических теорий и других наук о человеческих отношениях и об обществе.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... занятия с ребенком на появление указанных особенностей в поведении и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ошибки ... 30 минут, все же попросил прощения у мамы. Насколько эффективен предложенный метод воспитания? Предложите другие варианты разрешения этой конфликтной ситуации и оказания воспитательных воздействий.

Таким образом, последовательность процесса воспитания можно схематически представить следующим образом: эмоциональная ориентация -> выработка умений -> формирование представлений и выработка привычек -> усвоение понятий и организация опыта общественного поведения -> усвоение основ наук об обществе и формирование мировоззрения.

Выделение этих ступеней весьма условно. В реальном воспитательном процессе границы между ними трудно, а иногда и невозможно определить.

В поисках ответа на вопрос, из чего состоит процесс воспитания (на какие элементарные «отрезки», обладающие всеми признаками целостного процесса, его можно «разделить»), исследователи выделили его часть, заключенную между двумя коррекциями, направленными на восстановление его оптимального течения. Эта часть была названа педагогической ситуацией [3]. Осмысленная педагогическая ситуация «с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности» называется педагогической задачей. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое [4].

При этом процесс воспитания можно определить или как взаимосвязанную цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результативности предыдущей (Б.Битинас), или как непрерывную цепь решения взаимосвязанных задач, которые являются задачами (или самостоятельными элементами задач) социального управления (Л.Ф.Спирин).

В обоих случаях основу элементарной единицы воспитательного процесса составляет воспитательное действие, которое осуществляется с определенной целью, при использовании определенных средств и методов. Оно не отождествляется с воздействием воспитателя. Существенной особенностью педагогической задачи по сравнению с другими является то, что ее решают два субъекта -воспитатель и воспитанник, причем предмет задачи совпадет с субъектом-воспитанником, а решена она может быть только посредством руководимой учителем активности воспитанников, их деятельности [5].

Однако следует иметь в виду, что процесс воспитания протекает и в момент отсутствия воспитательного действия. Ожидаемое действие и последействие выполненного действия столь же значительны в обеспечении непрерывности воспитания, как и реально осуществляемые. Более того, во многих случаях действия педагогов лишь затрудняют достижение педагогических целей.

Может быть, и в самом деле истинное воспитание, подлинное формирование личностных качеств как раз и происходят в период не прямого воспитательного воздействия (коррекции), а в перерывах между воспитательными действиями? Ведь лишь в этом случае воспитание — не формирование определенного способа реагирования на положительные и отрицательные стимулы, а сознательное (для малышей — осознаваемое) формирование личности.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... - деятельностного подхода в воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического ...

2.2 Оценка результатов процесса воспитания

Хорошо или плохо, правильно или неправильно воспитывается ребенок? Исходя из чего можно ответить на этот вопрос в каждом отдельном случае? Например, если требуется дать оценку работы педагогического коллектива школы, то по каким признакам можно судить о том, хорошо ли воспитываются дети в этой школе?

Одним из основных признаков эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания является поведение воспитанников. В нем аккумулируются и проявляются внешние воздействия и внутренняя духовная деятельность по формированию определенной направленности личности. В деятельности, в проявлении себя во внешнем по отношению к себе миру человек видит результат собственного продвижения к благополучию и счастью. Эту мысль в той или иной форме высказывали многие великие философы и педагоги. Так, у Софокла, великого древнегреческого трагика, мы находим утверждение, что «не в словах, а в действиях своих мы полагаем славу нашей жизни». И российский Ликург XX в. В.И.Ленин считал, что о человеке следует судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а по тому, как он поступает.

Так и при оценке воспитанности детей в школе или в семье первое, на что нужно обратить внимание, это их поведение. Главным результатом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду — учению), к эстетическим ценностям и т.п. — все это в наибольшей мере проявляется в поведении.

Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Поступки не всегда полностью характеризуют меру воспитанности и правильно отражают отношение человека к тому или иному явлению. Более того, поступок может совершаться (или не совершаться) и вопреки истинному отношению человека к чему-либо. На это обращал особое внимание К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что не сам поступок, а причина его в наибольшей мере характеризует человека. Это особенно относится к детям: они из самых добрых побуждений делают иногда что-то не так, как следует, и поступают правильно нередко лишь боясь наказания. Таким образом, мотивы поведения воспитанников можно считать вторым важным критерием эффективности воспитания.

Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения. Дети еще не могут и даже не должны знать всех правил поведения человека в обществе. В зависимости от возраста ребенок может и должен знать больше или меньше о том, как вести себя в различных ситуациях: сначала в узком кругу семейных отношений, затем в детском саду, школе и общественных местах и т.д. Но эти знания ребенок может получить своевременно только с помощью взрослых. Сам он не может знать меры их и способов приобретения. Поэтому наличие или отсутствие определенных знаний о нормах и правилах поведения у детей определенного возраста является показателем эффективности воспитательного процесса.

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности – явление ... культурным существом. Именно в семье начинается процесс "очеловечивания" ребёнка, взращивания в нём человека. ... Помимо семьи такую же педагогическую деятельность осуществляют по отношению к человеку общественные организации, руководители ...

Точно так же и выработка умений, навыков и привычек правильного поведения — задача, прежде всего, воспитателей, организаторов процесса воспитания. Они должны знать заранее программу воспитания, через них эта программа должна стать достоянием воспитанника. Иначе как через воспитателей воспитанники не могут своевременно получить необходимые средства и условия для реализации этой программы (если речь не идет о достаточно взрослых людях, способных самостоятельно определить свое место в жизни).

Поэтому мы и относим к критериям эффективности воспитания сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника.

Т.А.Ильина, автор учебного пособия по педагогике (М., 1984), указывает, что особое место в вопросе о критериях оценки воспитания занимает поиск способов измерения его результатов. Исследователи довольно часто прибегают при этом к оценке в числовых показателях (оценках) отношений воспитанников к учебной деятельности, труду, общественным поручениям, коллективу, родителям, учителям и т.д. В других случаях рассматривается три степени положительной и три степени отрицательной моральной направленности личности:

1) готовность к положительным проявлениям;

2) устремленность к положительным проявлениям;

3) устойчивость, активность в совершении положительных действий;

и соответственные ступени отрицательной направленности.

Наличие первой ступени регистрируется при обнаружении проявления положительного качества в восьмидесяти несложных ситуациях нравственного выбора (уступить место, оказать небольшую услугу нуждающемуся в помощи).

Вторая ступень характеризуется проявлением положительного качества в более сложных ситуациях (открыто выступить против несправедливости, поступиться чем-либо в пользу другого лица и т.п.).

Третья ступень положительной направленности выражается в способности к самопожертвованию, длительному отказу от личного удобства в пользу другого или одномоментному положительному выбору в экстремальной ситуации.

Естественно, к подобного рода оценкам следует относиться с большой осторожностью, памятуя, что такое сложное явление, как воспитание, исключительно трудно оценить в нескольких показателях.

Так что же такое воспитание? Можно ли сейчас дать исчерпывающий ответ на вопрос, который больше всего интересовал П.П.Блонского более полувека назад? Вполне определенно можно ответить, что во всей глубине осветить этот вопрос не представляется возможным и в настоящее время, как и в достаточно отдаленном будущем, ибо, действительно, нельзя объять необъятное. Как нельзя полностью познать Вселенную, так невозможно дать исчерпывающую характеристику развития того микрокосма, которым является личность. Имеющиеся же данные социальных, естественных и психолого-педагогических наук позволяют определить воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый на широком социальном фоне при участии самого воспитуемого в разнообразной деятельности по развитию всех личностных качеств и способностей. Мера гуманизма и соответствия человеческой природе реально осуществляемого в отношении конкретного воспитуемого процесса воспитания определяется, с одной стороны, степенью свободы, инициативы и самодеятельности личности, а с другой обеспечением условий для разнообразной деятельности и многообразия направлений развития способностей формируемой индивидуальности.

Можно сказать, что старшие поколения лишь оттачивают перья, которыми младшие пишут свои судьбы на страницах истории. Много это или мало? Это очень много, поскольку в процессе воспитания дети научаются и «писать». Следовательно, собственно им принадлежат и «почерк», и «содержание сочинения», которое называется жизнью.

Заключение

Я рассмотрел основные положения науки о воспитании — педагогики. Многовековое развитие науки и накопленный опыт практического использования ее достижений позволяют сформулировать следующие важнейшие выводы:

1. Воспитание как социальное явление преследует цель всестороннего усовершенствования и развития личности для обеспечения гармоничного сочетания индивидуальности каждого человека и общественных интересов.

2. Процесс продвижения к цели воспитания называется педагогическим процессом. Он осуществляется на широком природном и социальном фоне при непосредственном участии в нем воспитанников, родителей, педагогов.

3. Воспитание по сути своей есть формирование и развитие сознания человека и выработка опыта определенного поведения в условиях сотрудничества с социальным окружением. Оно обусловлено социально-экономическими отношениями в обществе и оказывает обратное, хотя непосредственно не всегда заметное, влияние на развитие и совершенствование общественных отношений. Физиологической основой воспитания являются формирование условных рефлексов под действием внешних и внутренних раздражителей и выработка на этой основе определенных ответных реакций организма. Однако это лишь основа, само же поведение и отношение человека формируются как следствие эмоционально-мыслительных оценок жизненных ситуаций. Они складываются в результате прогнозирования возможных последствий различных вариантов поведения и отношений и сознательного выбора жизненного пути под влиянием воспитательной среды.

4. Педагогический процесс как всестороннее развитие и формирование личности — это система взаимосвязанных деятельностей субъектов этого процесса -воспитателей и воспитанников. Эта система рассматривается в педагогике как состоящая из многих подсистем более низких уровней: система народного образования страны, система образования субъекта Федерации (республики, области), система образования в районе, городе, воспитательная система школы. Последняя, в свою очередь, подразделяется на дидактическую систему, систему внеклассной воспитательной работы, систему материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, систему управления и др.

Системный подход в исследовании проблем воспитания и в организации практической учебно-воспитательной работы характеризуется рассмотрением каждого элемента педагогического процесса в его тесной связи со всеми другими.

5. Развитие личности осуществляется в деятельности самой личности. Результаты развития напрямую связаны с разнообразием и качеством выполняемой индивидом деятельности. Все многообразие познавательной, художественно-творческой, спортивной, развлекательной, бытовой и других видов деятельности можно свести к четырем наиболее общим ее типам —

учебной, игровой, трудовой деятельности и общению. В соответствии с этим в качестве важнейших средств воспитания рассматриваются игра, учение, труд и общение воспитанников.

6. Физиологические особенности и специфика условий жизни воспитанников определяют необходимость индивидуализации использования средств и особенно методов их применения в отношении каждого воспитуемого. Его здоровье, темперамент, способности, условия жизни, взаимоотношения с окружающими, интересы и склонности должны учитываться в воспитании и не обязательно подвергаться коренной перестройке, преодолению. Социально ценные качества и направленность личности должны развиваться и формироваться на основе индивидуально присущих воспитаннику свойств — в этом сущность личностного подхода в воспитании. Воспитание — это утверждение индивидуального образа жизни воспитанника в системе положительных воспитательных ценностей.

7. Важнейшим направлением в деятельности воспитателей является развитие активности воспитанников. Собственно, главной задачей воспитателей (наряду с обеспечением безопасности) является активизация воспитанников в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в знаниях, общенеобходимых умениях и навыках, отношениях.

Есть два способа приобщения воспитанников к социальному опыту (кроме спонтанного, стихийного, неорганизованного).

Первый — непрофессиональный, основанный на житейских представлениях о воспитании и обучении как передаче знаний, умений и опыта отношений от старших к младшим: знающий больше сообщает знания тем, кто знает меньше, умеющий показывает свои умения обучаемым. Второй способ — профессиональный, педагогический: воспитанники включаются в активную деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков, выработке отношений на основе собственного эмоционально-интеллектуального труда. Важнейшими его показателями являются выполнение целенаправленного поиска в условиях проблемной ситуации, осуществление сознательного выбора (формулирование вывода), справедливого решения проблемной задачи интеллектуального или эмоционально-нравственного характера.

8. Эффективное воспитание невозможно вне системы определенных групповых отношений. Жизнь человека — это общественная жизнь, в которой он вступает в определенные многообразные отношения с другими людьми. Только в этих многообразных отношениях и возможно всестороннее развитие природных задатков индивида: многообразие личности раскрывается навстречу многообразию среды.

Наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности создаются в коллективе — объединении людей, сплоченных единой общественно значимой целью, общей деятельностью по ее достижению и заботой о благе и состоянии каждого своего члена.

Объективно в условиях конкуренции наиболее способные личности получают лучшие, большие возможности и наиболее действенные стимулы для

своего развития. Однако наряду с этим значительная часть оказывается на задворках прогресса, становится маргиналами общественного процесса, выступая лишь в качестве материала для успеха лидеров.

Коллектив как высшая форма группового объединения людей (в том числе и детей, воспитанников) характеризуется неиерархичностью отношений, динамичностью (сменностью) связей командования-подчинения, многообразием связей с окружением. Воспитательная работа по существу своему является организацией жизни и деятельности коллектива воспитанников, организацией их коллективных и индивидуальных отношений.

9. Талант воспитателя, учителя заключается в умении выбирать и правильно использовать в соответствии со складывающейся педагогической ситуацией методы обучения и воспитания. Любовь к детям, широкая образованность, контактность, организаторские способности, умение проникнуть во внутренний мир воспитанника, предвидеть путь его развития и организовать его жизнь на пути совершенствования вместе с терпением, настойчивостью, являются теми качествами, которые характеризуют настоящего педагога.

10. За пределами обсуждения в настоящем пособии остались проблемы управления педагогическим процессом. В масштабах государства и каждого воспитательного учреждения необходимо осуществлять планирование, организацию, контроль, коррекцию и стимулирование деятельности всех участников педагогического процесса. Осуществление этих функций управления (планирование, организация, контроль, стимулирование) может реализоваться в стиле командования — жесткого регламентирования деятельности подчиненных, строгого определения их обязанностей, поощрения за успехи и наказания за неудачи (автократическое управление) или в стиле развития и стимулирования инициативы исполнителей, побуждения их к новаторскому поиску (демократическое управление).

Наши отечественные представления о функциях управления следует дополнить такими, как коммерческая, финансовая, страховая, учетная функции, которые в современных условиях приобретают особое значение и в сфере народного образования и воспитания.

Наиболее привлекательным является управление воспитательным процессом, основанное на сознании общей для воспитателей и воспитанников цели -перспективы, в которой индивидуальная цель каждого гармонично сочетается с общими устремлениями. Для этого нужно, чтобы руководители (учебного заведения, органов народного образования) заботились об установлении гуманных отношений между участниками педагогического процесса, спланировали деятельность всех субъектов процесса, определив обязанности каждого, организовали согласованную совместную деятельность, вовремя корректируя действия и их направленность, анализируя результаты деятельности на этапах и определяя новые перспективы развития.

11. Высокий профессионализм воспитателей, учителей, проявляющийся в знании средств, методов, форм, принципов обучения и воспитания и в умениях применять их в практической деятельности в постоянно изменяющейся

обстановке воспитания, является основой эффективности педагогического процесса. Однако подлинный успех в воспитании достигается лишь в случае согласованной целенаправленной работы семьи, школы, общественности и всего государства по воспитанию подрастающих поколений.

1) цель воспитания как реализация общественного идеала в практической учебно-воспитательной работе, в ходе осуществления педагогического процесса;

2) педагогический процесс как организованное в масштабах всего государства (общества) взаимодействие воспитателей и воспитанников для достижения целей воспитания;

3) процесс воспитания как целенаправленное воспитание личности — система субъект-субъектных отношений, обеспечивающих продвижение к цели воспитания в результате решения цепи взаимосвязанных последовательно решаемых педагогических задач;

4) средства воспитания, используемые для решения педагогических задач -виды деятельности, в которых принимают участие воспитанники: общение, учение, игра, труд; только посредством деятельности самой личности формируются и развиваются качества личности; соблюдение педагогических требований к организации этой деятельности обеспечивает ее воспитательную эффективность;

5) методы обучения и воспитания есть методы использования средств воспитания в педагогическом процессе, т.е. это по сути своей методы осуществления педагогического процесса; собственно педагогическими являются методы, включающие воспитанников в продуктивную деятельность проблемно-поискового характера;

6) формы воспитания как определенное сочетание средств и методов педагогического процесса, обеспечивающее решение педагогической задачи или совокупности педагогических задач определенного уровня:

7) принципы организации педагогического процесса, являющиеся основными положениями, которыми должен руководствоваться воспитатель (учитель) в воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Такова последовательность изучения педагогических знаний, такова и логика самой педагогики как науки о воспитании. В такой взаимосвязи эти знания составляют основу профессиональной информации для учителей общеобразовательных школ и преподавателей профессиональных училищ (колледжей), для социальных педагогов и родителей, для офицеров как воспитателей воинов и для руководителей трудовых объединений. Эти общие знания конкретизируются в теориях и методиках частных методик, социальной, военной, исправительно-трудовой и других отраслях педагогики, являясь базой для разработки того особенного, что характеризует специфику воспитательной работы в конкретных условиях.

Список использованной литературы:

1. Воспитание детей в школе / Под ред. Н. Е.Щурковой. — М., 1998. Битинас Б. Структура процесса воспитания. — Каунас, 1984. Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984. — С. 369-389

2. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. и

психолог, соч.: В 2 т. — М., 1979. — Т. 1 — — С. 39-85.

3. Наэм Д. Психология и психиатрия в США. М., 1984

4. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 1997. — С. 227-239, 336-345.

6. Толстой Л.И. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1985. Т. 21

7. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии». Раздел IV // Собр. соч.: В 11 т. — М., 1950. — Т. 10. — С. 476-574.

Ссылки:

[1] Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т М., 1979.-Т. 1.-С. 42-43.

[2] Наэм Д. Психология и психиатрия в США. — М., 1984. — С. 66.

[3] Битинас Б. Структура процесса воспитания. — Каунас, 1984. — С. 10.

[4] Сластенин В. А. и др. Педагогика. — М., 1997. — С. 337.

[5] Сластенин В. А. и др. Педагогика. — М., 1997. — С. 338.