14
Курсовая работа
По дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
На тему «Общая характеристика особенностей общения подростков»
Семушева Татьяна Гафиятовна
№ контракта 09200080701042
Содержание Введение 1. Особенности общения в подростковом возрасте особенности общения в подростковом возрасте 1.1 Психология общения в подростковом возрасте 1.2 Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте 1.3 Общение со сверстниками. Юношеские группы 2. Трудности общения и их преодоление в подростковом возрасте 2.1 Общение со значимым взрослым 2.2 Общение с родителями Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения
Введение Подростковый возраст характеризуется наиболее контрастными психофизиологическими, социальными переменами, которые, сплетясь в тугой узел, создают весьма противоречивый социально-психологический портрет сегодняшнего подростка. Это время, когда совершается перестройка отношений к окружающему, бурно формируется самооценка, нередко неадекватная реальным возможностям подростка, резко возрастает критичность в оценках при явном недостатке самокритичности. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Приоритетным для подростка становится общение со сверстниками. Общение мы рассматриваем как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств, в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. В процессе общения раскрывается весь спектр многообразных форм обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Интерес к проблемам общения велик, и если ранее его проявляли руководители, преподаватели, для которых общение — составная часть их деятельности, то в настоящее время это необходимо каждому. Мы живем в эпоху значительной интенсификации общения. Общение, как и деятельность, является одной из основных форм преобразующей активности людей. В этой связи повышается актуальность исследования проблем общения, проблем эффективного обмена информацией между людьми, возможностей достижения взаимопонимания в контактах между ними. Компетентность в сфере общения занимает все большее место в сформированности личности человека.
Трудности общения в подростковом возрасте
... актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. В процессе тренинга с подростками используются ... 9. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005 10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000 11. Рахматшаева В. За флажки. . // Семья и школа , ...
Данная курсовая работа рассматривает специфику и особенности общения подростков со взрослыми и со сверстниками. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии. Используя конкретные знания можно решить различные проблемы и конфликты, возникающие у детей подросткового возраста в процессе общения. Углубленное изучение данной темы позволит получать новые знания для того, чтобы найти нестандартные способы выхода из конфликтных ситуаций, возникшими между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками. Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков. В процессе работы мной были использованы работы следующих ученых-психологов Д.Б. Эльконина, Б.С. Волкова и Н.В. Волковой, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Уманского, а также А.И. Захарова. Объектом исследования является изучение общения как психологической категории. Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте. Задачи курсовой работы: — исследовать общую характеристику общения; — раскрыть особенности общения подростка со взрослыми; — изучить особенности общения подростков со сверстниками.
1. Особенности общения в подростковом возрасте особенности общения в подростковом возрасте
1.1 Психология общения в подростковом возрасте
Следует отметить, что при определении ведущего вида деятельности в подростковый период среди ученых-психологов нет однозначного мнения. Одни отдают роль ведущей деятельности общению, имеющему интимно-личностный характер. При этом предметом общения выступает другой человек — сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. Другие в качестве ведущего типа деятельности подростка рассматривают общественно полезную деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу».
Все исследователи психологии подросткового возраста признают огромное значение для подростков общение со сверстниками. Поэтому в подростковом возрасте происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников.
По мнению отечественного психолога Д.Б.
Эльконина ведущая деятельность, в которую включены подростки взрослыми напрямую влияет на психологический облик подростка. По мнению Д.Б. Эльконина, ориентировка на себя как основное условие решения всех жизненных задач, в том числе и задач из школьных учебников является основой перестройки внутреннего мира подростка. В этом возрасте при построении отношений с другими людьми ребенок выделяет как наиболее важное условие — себя, свои качества, умения, пристрастия.
В подростковом возрасте возникают сильные, иногда гипертрофированные потребности в самостоятельности и общении со сверстниками. Самостоятельность подростки выражают, в основном, в стремлении к эмансипации, освобождении от опеки взрослых, а также в разнообразных увлечениях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга — характерны для подросткового возраста. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора занятий, что способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, и познавательной потребности, и некоторых других.
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на занятия-увлечения, и на отношения с родителями.
15 стр., 7350 слов
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
... степени агрессивности на межличностные отношения и социальную перцепцию подростков 1.1 Психологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная ... контакты со сверстниками, которые принимают более выборочный характер. Как правило, общение подростков осуществляется в группах, сформированных по разным признакам (общие интересы, общие ...
Собственный опыт взаимоотношений с другими людьми дает возможность реализации новых способностей.
Здесь очень важную роль играет развитие социального интеллекта подростка, от которого напрямую зависит способность подростка адекватно строить интимно-личностное общение. Социальным интеллектом называется тот “инструмент” психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности. По мере развития социального интеллекта ориентация на внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики поступков сменяется ориентацией на внутренние, не всегда осознаваемые мотивы поступков.
Роберт Селман в своей работе «Социальное познание» выделяет четыре основных этапа развития социального интеллекта. Подростковому возрасту он отводит третий этап развития. По его мнению подросток «может видеть свою перспективу, перспективу своего партнера и строить предположения о точке зрения нейтрального третьего лица. Он может видеть себя как в роли объекта, так и в роли субъекта, наблюдая за собой с третьей точки зрения. Он может понять и еще более обобщенную перспективу, которая возникает в восприятии «осредненного» члена группы. Дружба теперь воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода.
Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках их участников». 10.
Проанализировав фактические данные, собранные другими психологами, и материалы своих сотрудников, Д.Б. Эльконин выдвинул предположение, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится личное общение. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Тщательное изучение показало, что это чувство — определенная форма самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми Избранные психологические труды. Эльконин Д. Б., М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
18с..
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а ближе к юности, происходит еще один шаг в личностном развитии ребенка. Пройдя через поиски себя, личностную нестабильность, подросток переходит на следующую ступеньку — формирование «Я-концепции» — системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Отечественный психолог В.И. Слободчиков, в созданной системе периодизации развития человека, ставит подростковый возраст на четвертую ступень «персонализации», и рассматривает подростка как субъекта общественных отношений спосбного принять персональную ответственность за свое будущее. В этот период партнером подростка становится общественный взрослый, т.е. человек, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым подрастающий человек постепенно принимает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания — в науке, искусстве, религии, праве, морали.
1.2 Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.
Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно.
14 стр., 6527 слов
Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста
... телу мальчиков и девочек подросткового возраста. Объект исследования: тело мальчиков и девочек - подростков. Предмет исследования: различия в отношении к собственному телу мальчиков и девочек - подростков. ... взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка; - в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, ...
Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
Меняются и отношения между мальчиками и девочками.
В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.
Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.
Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний.
Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше.
Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола.
9 стр., 4307 слов
Общение — основа межличностных отношений
... общению, где обозначенные три его стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Итак, коммуникативная сторона общения ... понимание партнера). Коммуникативная Интерактивная Перцептивная сторона сторона сторона Рис.1 Структура общения Различают межличностное и массовое (межгрупповое) общение. Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты ...
В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят , что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола.
При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В. Волковой. (Приложение №1)
1.3 Общение со сверстниками. Юношеские группы
Как говорилось выше, с общением в подростковом возрасте происходят значительные качественные изменения в сравнении с общением младших школьников. Оно становится многообразнее и более содержательным. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. В области близких дружеских отношений осуществляется взаимный обмен личностно значимыми содержаниями.
Российский ученый-психолог Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков:
1. интимно-личную,
2. стихийно-групповую,
3. социально-ориентированную
Интимно-личностное общение Фельдштейн рассматривает как взаимодействие, основанное наличных симпатиях — «я» и «ты». Оно основано на соучастии собеседников в проблемах друг друга, которое обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией и возникает при условии общности ценностей партнеров. Высшими формами интимно — личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение — взаимодействие, основанное на случайных контактах — «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если неорганизованна общественно-полезная деятельность подростков и способствует появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп.
Социально-ориентированное общение — взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел — «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д.
Для подростков, участвующих в социально — ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
Подростковая дружба определяется в основном половым признаком, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола.
Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению ...
... подвергает внушению. Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной: а) коммуникативной; б) интерактивной; в) перцептивной. Модель коммуникативного процесса по ... ученым: а) Я. Щепаньским; б) Э. Берном; в) Э. Холлом. 43 Интерактивная сторона общения разрабатывалась ученым: а) Я. Щепаньским; б) Д. А. Леонтьевым; в) З. Фрейдом ...
Чтобы понять сущность подростковой дружбы, обратимся к исследованиям А.В. Петровского, начатым им еще в середине 60-х гг. XX в. Речь идет о сплоченности людей в процессе совместно выполняемой деятельности. Ученый пишет: «В общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями». Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 31. Привлекает в такой позиции указание на то, что отношения в процессах общения зависят от деятельности, которую люди выполняют.
Определяя, жизненно важные для его поведения ориентиры, подросток, постоянно сверяет, свои действия с ожиданиями других. Для него важно привести в соответствие свои мнения, чувства или поступки с уже принятыми группой. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе (или в диаде) возникает феномен возложения ответственности. Это устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к успеху, которого добились все.
Дружба с конкретным другим возникает по разным причинам. Если в значимой группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость и пр., то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом случае будет иметь как бы «пристройку снизу вверх».
При общении с друзьями, у младших подростков идет активное усвоение норм, целей, средств социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и других, активно, занимаются самовоспитанием.
Среди особенностей общения подростков отечественные психологи выделяют противоречивость внешнего проявления коммуникативного поведения. С одной стороны, в общении со сверстниками подростки стремятся быть похожими на товарищей, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой. Противоречивой является и подростковая дружба. С одной стороны подросток стремиться иметь верного друга, а с другой стороны очень часто меняет друзей. В содержании общения происходят изменения. Первостепенным для подростка становится личностное общение и развитие индивидуальности.
Круг общения подростков достаточно широк. Расширяя круг знакомств, дети в это время собираются в неформальные группы или компании. При этом подростки объединяются в группы не только по взаимной симпатии, но и общим интересам, занятиям, способам развлечений, месту проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Л.И. Уманский выделил следующие критерии развития малой группы: 1) единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее нравственную направленность; 2) организационное единство; 3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности; 4) психологическое единство. Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набранный из детей, еще не знающих как следует друг друга. Более развитая группа — ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.
Отечественные ученые Б.С. Волков и Н.В. Волкова рассматривают развитие межгруппового общения как три этапа: оценивание, подражание, самореализация. (Приложение №2)
Высокий уровень социального развития группы благотворно влияет на развитие личности подростка. Если внутригрупповые отношения не отвечают запросам подростка, он ищет себе другую группу. Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
2. Трудности общения и их преодоление в подростковом возрасте
2.1 Общение со значимым взрослым
общение подросток
Как уже отмечалось, в подростковом возрасте общение со взрослым уходит на второй план. Для развития личности подростка важно понимание и доверие со стороны взрослого. Подросток не перестает уважать взрослого, если тот «считается с ним». При неправильном подходе к подростку, без учета его возрастных особенностей, приводят к конфликту и кризису, проявлению негативизма, своеволия, непослушания. Стремясь быть и считаться взрослым, подросток протестует против излишнего контроля и опеки, требования безоговорочного послушания и подчинения без учета желания самого подростка.
В общении со взрослыми подростки, с одной стороны, сохраняют черты, присущие младшему школьному возрасту: потребность в поддержке, авторитетность взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой — стремление быть независимым, повышенное требование уважительного и серьезного отношения со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Общение подростков со значимыми людьми носит противоречивый, неоднозначный, рассогласованный характер.
Между тем, позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам — это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни — командуют , другие — выполняют команды.
Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. При этом происходит компенсация негативных переживаний, полученных при общении подростка с одними людьми, позитивными переживаниями, возникшими в ходе общения с другими. Отсутствие возможности компенсаторного общения увеличивает вероятность возникновения невротического расстройства у подростка.
Способность близких взрослых изменить ролевые позиции влияют на форму и содержание взаимоотношений подростка со значимыми взрослыми. Смена системы взаимоотношений с подростком, с учетом появившегося у него чувства взрослости, значительно облегчает подростку поиск его места в этой системе, помогают оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Неумение взрослого своевременно корректировать свое отношение к подростку ведет к возникновению сопротивления со стороны подростка по отношению к ранее выполняемым требованиям, болезненной реакции на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, попыткам ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может полярно измениться, что может привести к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к “уходам” из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.
2.2 Общение с родителями
В этом возрасте для подростка свойственно двойственное отношение к взрослым. С одной стороны стремление к эмансипации, с другой остается очень острой нужда в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Важнейшим фактором сложившихся отношений в этот трудный для обеих сторон период, является стиль воспитания, сложившийся в семье, и возможность родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.
При общении с ребенком подросткового возраста важно соблюсти баланс контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и доверием к подростку. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решения часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.
Немало важную роль в семейных отношениях играют ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребенка или его непринятие. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
А.И. Захаров выделяет несколько типов семей по реакции на взросление подростка:
1. Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье — сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.
2. Семья отчужденная, в которой к подростку относятся так же, как и в детстве, — им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности.
3. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве — шлепали, теперь могут “врезать”).
В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.
4. Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно освоил способы манипулирования родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность — основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст — уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.
5. Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, не уверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения.
Естественно в семье чаще всего бывают одновременно несколько разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней ее членов. Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.
Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Все большее место занимает критика образа жизни родителей, их установок и образа действий. Марк Твен по этому поводу выразился метко: «Когда мне было пятнадцать, мои родители были очень глупыми, а когда мне стало тридцать, они поумнели». Но, несмотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее общение родителей и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо. Обвиняя другую сторону в неправоте, и родители и подростки увеличивают протестные реакции — кто когда уступит, кто настоит на своем, кто выиграет, кто проиграет. Своеобразное поле боя без победителей и побежденных — выигрывают испорченное настроение и бессонница.
Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой личностной тревожности, которую трудно корректировать, о чем свидетельствуют исследования А. М. Прихожан. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов под ред. И. В. Дубровиной. Киров: Эниом, 1991. Однако значимость для подростка своей семьи обнаружилась и при социологическом обследовании: 61,8 % воспринимают дом как свою важную базу для успешного жизненного старта, 92,6 % отметили необходимость взаимопонимания с родителями. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999. Мальчики в большей степени при семейных неурядицах ориентируются на свободу в своих действиях и стремятся к независимости, обращаясь к группе сверстников. Девочкам нужны эмоциональные связи с подругами для того, чтобы те поняли их переживания при ссорах с родителями.
Исследования семейного воспитания подростков выявили следующие факторы: принятие подростков родителями, эмоциональное отвержение, директивность со стороны родителей, психологическую автономию, последовательность в воспитании, непоследовательность.
Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне зависимости от конкретных успехов ребенка. Эмоционально принимающие своих детей родители всегда сочувствующие. Они создают у подростка уверенность в своей нужности. Эмоциональное отвержение — отрицательное отношение к подростку, отсутствие ласки и уважения, враждебность к нему. Это отношение формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе. Директивность родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство вины. Директивные родители показывают свою жертвенность, что впоследствии вызывает у подростка протест, негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление к независимости и самостоятельности, которые слабо связываются с ответственностью за свою жизнь. Автономность родителей возникает при отсутствии внимания к потребностям подростка, погруженность в собственные дела и переживания. В таких семьях подростки излишне самостоятельны. В основе этой самостоятельности — безразличие родителей. Автономность родителей становится причиной дезадаптации подростка и ранней алкоголизации. Непоследовательность тактики родителей проявляется в резкой смене стиля отношений — от принятия подростка к резкому эмоциональному
Заключение Задачами моей курсовой работы были: — исследование общей характеристики общения; — раскрытие особенностей общения подростка со взрослыми; — изучение особенностей общения подростков со сверстниками. На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи. В первой главе общение рассмотрено как психологическая категория. Понятие общение имеет несколько определений. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами и играет огромную роль в психическом развитии человека. Развитие личности зависит от уровня общения вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Следующая глава посвящена раскрытию особенностей общения подростка со сверстниками. В подростковом возрасте общение со сверстниками меняется качественным образом, оно активизируется и углубляется. При этом становятся явными гендерные отличия общения мальчиков и девочек. Для мальчиков становится важной принадлежность к группе сверстников, девочки же дружат по двое или трое, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. В более поздний подростковый период возникает потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу. Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со взрослыми. Особенностью подросткового возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Чувство протеста, неподчинения, непослушания являются ответом на недопонимание со стороны взрослого человека. При психологически грамотном подходе к перестройке взаимоотношений подростка и взрослого этот период проходит без конфликтов. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Качество общения между взрослыми и подростками зависит от стиля воспитания в семье, от заложенных семейных устоев. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты. По моему мнению, углубленное изучение этой темы поможет и подросткам и окружающим их людям выстроить стратегию общения наиболее бесконфликтно и миновать кризис. При этом взрослым необходимо умение анализировать, чтобы изменять отношения с детьми в соответствии с учетом возрастных особенностей развития подростка. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
1 |
«Я-концепция» |
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представ-лений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе |
|
2 |
Возрастные особенности развития |
типические особенности возраста, определяющие основное развитие человека в онтогенезе. |
|
3 |
Дружба |
вид устойчивых, индивидуально-избирательных межлич-ностных отношений, характеризующихся взаимной привя-занностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочти-тельности |
|
4 |
Идентичность |
субъективное чувство непрерывной самотождественности |
|
5 |
Личное общение |
обмен неофициальной информацией |
|
6 |
Общение |
форма социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами |
|
7 |
референтная группа |
реальная или условная социальная общность, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет индивид. Обычно у каждого индивида имеется значительное количество референтных групп. |
|
8 |
самооценка |
оценка человеком самого себя, своих возможностей, своего места среди других людей в системе межличностных отношений. |
|
9 |
Социальный интеллект |
“инструмент” психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности. |
|
10 |
Чувство взрослости |
новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность |
|
Список использованных источников 1. PSYLIB® — Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, / электронный ресурс psylib.org.ua/books/andrg01/txt13.htm 2. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2:От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов.(ОПД.Ф.01 -Психология)/Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под редакцией Б.С. Волкова. -М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -343с. 3. Избранные психологические труды. Эльконин Д.Б., М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
18с. 4. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 31. 5. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов под ред. И.В. Дубровиной. Киров: Эниом, 1991. 6. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.М.: Педагогика, 1987. 240с. 7. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. — М. : Педагог. об-во России, 2001. 8. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999. 9. Социальное познание. Р. Селман / электронный ресурс/Большая библиотека психологии 10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М. : Изд-во МГУ, 1981.
Приложения
Приложение 1 Стратегия поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.
Приложение 2 Этапы развития межгруппового общения
Оценивание |
Подражание |
Самореализация |
|
Взаимонаблюдение и взаимооценивание |
Усвоение знаний, навыков, умений
Усвоение особенностей общения, подражая сверстникам |
Общественно-полезная деятельность Самоотдача Стремление понравиться (самоутвердиться) Осознание хорошо выполненного дела Ощущение эмоциональной защищенности
Формирование «Я»-концепции через идентичность личности. |
|