ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе 5
1.1 Современное состояние проблемы 5
1.2. Снижение импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста при помощи приемов нейропсихологического метода коррекции 7
Выводы: 12
Глава 2. Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе. 13
2.1. Разработка проблемы отечественными психологами 13
2.2. Нейропсихологические причины неуспеваемости школьников 16
Выводы: 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение
Актуальность. Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.
Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Семенович А.В. , Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.К.Корсаковой и других.
Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать — это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.
Дифференциация методов обучения детей хореографии
... учеником. В связи с этим актуально исследование методов работы с детьми каждого возраста, особенно с детьми младшего школьного возраста. Цель работы — раскрыть ... искусства. ……………………………………… 13 2.2 Дифференциация методов обучения в педагогической практике…17 Заключение…………………………………………………………………….....23 Список литературы………………………………………………………………24 Введение Хореографическое искусство является одним из ...
Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.).
При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
Объект исследования: трудности обучения у детей.
Предмет исследования: определение нейропсихологического подхода к определению трудностей обучения.
Цель исследования: Теоретически обосновать значение нейропсихологического подхода в преодолении трудностей обучения у детей.
Задачи исследования:
• Рассмотреть современное состояние проблемы;
• Проанализировать снижение импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста при помощи приемов нейропсихологического метода коррекции;
• Определить степень разработки проблемы обучения в школе отечественными психологами;
• Провести анализ нейропсихологических причин неуспеваемости школьников.
Теоретической основой для написания исследования послужили работы таких авторов как А.В. Семенович, Т.В. Ахутиной , Л.С. Цветковой и др.
1. Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе
1.1 Современное состояние проблемы
Известно, что дети с различной наследственностью, с самого раннего возраста развивавшиеся вне общества людей и культуры, остаются на уровне развития животных. Это говорит о значимой роли социального в формировании ВПФ. «Мозг человека, его морфогенез, функциональные системы как единицы интегративной деятельности мозга и как психофизиологическая основа ВПФ являются материальной основой развития психической деятельности. Такие процессы, как предметная деятельность и восприятие, память и мышление, речь и воображение, сложились в процессе общественно-исторического развития, и их субстратом являются иерархически организованные нейрональные, морфологические мозговые структуры и физиологические процессы. Известно также, что мозг начинает формировать и продуцировать у ребенка только при воздействии на мозг социальных внешних форм деятельности ребенка. Это означает, во-первых, что начало развития ВПФ лежит не внутри мозговых структур, а вне их — в социальной среде и, во-вторых, все эти уровни — мозговой, физиологический, психологический и социальный — работают в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Сейчас уже хорошо известно, что внешние социальные воздействия влияют на взаимодействие всех уровней в структуре ВПФ и на своевременное созревание как отдельных мозговых структур, так и мозга в целом. Хорошо известно, что «невостребованные» зоны мозга будут отставать в своем развитии, а это, в свою очередь, может отразиться на качестве развития ВПФ и их задержке времени» .
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
«Современная психология рассматривает психические процессы (которые иногда условно называются функциями) как представляющие собой сложные формы деятельности, которые постепенно развиваются и по мере развития меняют свою структуру, что ведет к изменению мозгового, неврологического и физиологического их обеспечения, меняют свою структуру и функциональные системы.
Нейропсихология давно установила факт взаимодействия и взаимовлияния развития ВПФ и развития их мозгового субстрата. С помощью определенных методов, разработанных в нейропсихологии, нейропсихологическое обследование может установить причину отставания, или девиации в развитии ВПФ, или задержки их развития, или нарушения ребенка. Эти причины могут лежать как в мозговых структурах, так и в социально-психологической сфере» .
Все устоявшиеся нейропсихологические представления на данный момент составляют три нейропсихологические концепции.
1. Концепция динамической хроногенной системной локализации ВПФ в головном мозге, основывающаяся на принципах созревания мозга «снизу вверх», принципах иерархии и гетерохронности локализации, постепенной латерализации и системной локализации ВПФ.
2. Концепция фактора (Р.А.Лурия), лежащего в основе несформированности (или девиации, или дефекта) ВПФ. «Понятие фактора является одним из наиболее важных в системе «инструментов» нейропсихологических исследований нарушений или несформированности тех или других видов психической деятельности, позволяющих уточнить представления о развитии ВПФ у детей, об их структуре, взаимодействии и взаимовлиянии и, главное, о взаимодействии мозга и его определенных зон с психикой ребенка» .
3. Концепция «нейропсихологического синдрома и симптома». «Нейропсихологический синдром представляет собой избирательное нарушение одной группы психических процессов, в состав которых входит нарушенный (несформированный) фактор, при сохранности других ВПФ, в структуру которых этот фактор не входит. Симптом представляет собой нарушение той или другой ВПФ, имеющей определенный механизм» . Содержание этой концепции раскрывается в принципах гетерохронности в развитии, компенсации дефекта ВПФ, принципе специфичности и изменений факторов, лежащих в основе синдромов несформированности ВПФ и динамике системы ВПФ в зависимости от возрастного этапа.
Исходя из этого, можно сказать, что нейробиологическое и функциональное развитие мозга в процессе жизни поэтапно закрепляет «иерархию дифференцированных подкорково-корковых внутри- и межполушарных взаимодействий» . При этом различные мозговые структуры и системы созревают неодновременно: так, субкортикальные образования уже к моменту рождения ребенка достигают почти полной готовности относительно взрослой нормы, в то время, как созревание лобных отделов мозга заканчивается только к 12—15 годам. Мозг же ребенка способен к дублированию в нем и модулированию всех жизненно важных функций.
1.2. Снижение импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста при помощи приемов нейропсихологического метода коррекции
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Они направлены в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений и т.д.
изучение методов диагностики и коррекции развития графомоторных ...
... процесс развития графомоторных навыков у детей с дизартрией. Субъект исследования - дети с дизартрией. Предмет исследования - средства и методы изучения и коррекции графомоторных навыков у детей с ... заболеваний; · черепно-мозговые травмы · острые нарушения мозгового кровообращения · опухоли головного мозга · врожденная аплазия · наследственные болезни нервно-мышечной системы. [3]. Рассмотрим ...
Опыт отечественных учёных (А.В.Семенович, Е.А.Воробьёвой и д.р.) показывает, что оптимальным является “системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния” .
Большинство исследователей отмечают, что умственное недоразвитие, детей-олигофренов, обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном периоде или в самом раннем периоде жизни в связи с внешними вредными воздействиями.
Отличительной чертой детей – олигофренов является тугоподвижность, инертность психических процессов, в силу чего они склонны к стереотипности в мышлении, действиях. По особенностям своего поведения эти дети далеко не однородны: одни возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированны; другие более уравновешены, спокойны и дисциплинированы, есть крайне вялые, заторможенные, медлительные .
Нарушение внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей .
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение) .
По современным научным данным (Сиротюк А.Л. и д.р.), динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, влияние, память.
Исследования Горской И.Ю., Синельникова Т.В. свидетельствует, что возрастная динамика развития различных видов способностей детей-олигофренов соответствует общими биологическими законами развития, т.е. сначала происх…
**************************************************************